Научная статья на тему 'Стратегия и тактика развития детского общественного объединения как особого института социального воспитания'

Стратегия и тактика развития детского общественного объединения как особого института социального воспитания Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2486
242
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / ДЕТСКИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / ДЕТСКИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / СПОФДО / ВОСПИТАНИЕ ЛИДЕРОВ / ЛИДЕРСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / CHILDREN’S MOVEMENT / CHILDREN’S PUBLIC ASSOCIATIONS / CHILDREN’S PUBLIC ORGANIZATIONS / THE UNION OF PIONEER ORGANIZATIONS THE FEDERATION OF CHILDREN’S ORGANISATIONS / A LEADER’S POTENTIAL / EDUCATION OF LEADERS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Волохов Алексей Васильевич, Фришман Ирина Игоревна

Известные специалисты в области детского движения предлагают свой взгляд на современное развитие детских общественных объединений в России. В статье рассматриваются условия, подходы к этому развитию, его актуальные проблемы, миссия детских объединений как особого социального института, дается оценка состояния развития лидерского потенциала подрастающего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Волохов Алексей Васильевич, Фришман Ирина Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strategy and Tactics of Development of Children’s Public Association as a Special Institute of Social Education

Well-known experts in the field of the children's movement offer the view of modem development of children's public associations in Russia. In the article are regarded conditions, approaches to this development, its urgent problems, mission of children's associations as a special social institute, the assessment of the condition of development of the leader's potential of younger generation is given.

Текст научной работы на тему «Стратегия и тактика развития детского общественного объединения как особого института социального воспитания»

УДК 37.0

А. В. Волохов, И. И. Фришман

Стратегия и тактика развития детского общественного объединения как особого института социального воспитания

Известные специалисты в области детского движения предлагают свой взгляд на современное развитие детских общественных объединений в России. В статье рассматриваются условия, подходы к этому развитию, его актуальные проблемы, миссия детских объединений как особого социального института, дается оценка состояния развития лидерского потенциала подрастающего поколения.

Ключевые слова: детское движение, детские общественные объединения, детские общественные организации, СПО-ФДО, воспитание лидеров, лидерский потенциал.

А. V. Volokhov, I. I. Frishman

Strategy and Tactics of Development of Children's Public Association as a Special Institute of Social Education

Well-known experts in the field of the children's movement offer the view of modern development of children's public associations in Russia. In the article are regarded conditions, approaches to this development, its urgent problems, mission of children's associations as a special social institute, the assessment of the condition of development of the leader's potential of younger generation is given.

Key words: children's movement, children's public associations, children's public organizations, the Union of Pioneer Organizations - The Federation of Children's Organisations, education of leaders, a leader's potential.

Детские общественные объединения в своем большинстве - это не что иное, как живое дет-ско-взрослое сообщество (частица социокультурной среды, явление гражданского общества), которое живет и действует благодаря своей социально значимой миссии, расширенному влиянию на детскую среду, сочетанию индивидуального и коллективного видов творчества, использованию технологий подготовки лидеров детских общественных объединений.

История детского движения, оформившегося в начале ХХ в. и охватившего миллионы детей и подростков всех стран мира спустя столетие, развивается по спирали. Особенности становления и формирования идей детского движения в России описаны во многих научных источниках: многообразие форм самоорганизации детской жизни, сменившееся организационным оформлением единой пионерской организации детей под руководством политической партии взрослых; естественный и закономерный распад этой монополии на детство в начале 90-х гг. ХХ в., повлекший за собой создание десятков и сотен общественных организаций, участники которых были долгое время лишены материальных усло-

вий, методического и педагогического обеспечения, но находились в постоянном поиске научных практических основ добровольного объединения детей и взрослых. 90-е гг. ХХ в. стали точкой отсчета качественных преобразований в детском движении на всех уровнях взаимодействия государства и общества в контексте реализации основных положений Конвенции о правах ребенка: правовом, экономическом, содержательно-деятельностном, психолого-педагогическом, организационном. Эти же тенденции характерны и для мирового детского движения. Оно стало рассматриваться как движение в интересах детей.

Современное детское движение необходимо рассматривать как социальное явление, разворачивающееся в историческом пространстве, в реальном времени детского и подросткового возраста, испытывающее на себе влияние социально-политических условий общества. Детские общественные организации и объединения являются наиболее стабильной и структурированной частью детского движения, представляя собой особый социальный институт воспитания. В отличающихся гуманистическим характером и ориентацией на общечеловеческие ценности це-

© Волохов А. В., Фришман И. И., 2012

лях детских общественных организаций и объединений заложена высокая нравственная составляющая. Особенности организационного строения детских организаций связаны с реализацией следующих содержательных положений: уважение к личности, ее правам; развитие стремления к самопознанию, самосовершенствованию, самореализации; формирование у детей и подростков опыта межличностного взаимодействия, способности к социальному творчеству; повышение уровня гражданской социальной ответственности в коллективных формах деятельности.

Основы явления «детское общественное объединение» составляют устойчивые взаимообусловленные связи:

- с целью создания условий и реализации прав, декларированных в совместно принятых документах, ориентированных на правила совместной жизнедеятельности;

- с целью духовной регуляции (участники детского объединения придерживаются общих норм, ценностей, принципов поведения);

- с целью координации в рамках социальной группы (детское объединение институализирует-ся и приобретает управляемый характер).

Социально-педагогический потенциал детских общественных объединений представляет собой объективные резервы, способные проявить себя, обеспечив качественно новый позитивный результат как с государственной точки зрения, так и с позиции личностного роста юного гражданина.

Признавая и защищая реальное право каждого ребенка на объединение со сверстниками, закрепленное Конвенцией о правах ребенка, учитывая 22-летний опыт деятельности Международного союза детских общественных объединений «Союз пионерских организаций - Федерация детских организаций» (СПО-ФДО), можно оценивать решение о его создании, принятое делегатами X слета пионеров в Артеке исторически обоснованным и оправданным. Последующие ассамблеи, сборы, встречи представителей СПО-ФДО, международный форум лидеров детских общественных объединений неоднократно подтверждали правильность выбранного пути.

За годы совместной работы лидеры детских общественных объединений убедились, что определяющими условиями развития детской общественной организации являются - учет интересов и потребностей детей, предоставление каждому возможностей для самореализации, продуманная деятельность органов самоуправления,

защита интересов всех членов организации, доверие лидерам организации. Каждый вступивший в детскую общественную организацию является субъектом собственного развития в специфических условиях, связанных с национальной, культурно-этнографической, социальной средой. Забота и внимание к проблемам позитивного социального становления формирующейся личности, неуклонного роста лидерского и творческого потенциала ребенка, возможность самостоятельного выбора той или иной формы объединения позволяют сохранять многообразие организационных форм детской инициативы в едином международном союзе.

Вариативно-программный подход, утвердившийся в практике деятельности детских общественных объединений, позволяет направить усилия детей и взрослых на решение приоритетных задач в осуществлении защиты прав ребенка, которые заключаются: в оказании помощи ребенку в овладении способами реализации своих прав в государстве и обществе; в создании условий для расширения опыта межнационального общения детей разных национальностей; в формировании гражданской, патриотической позиции растущей личности возможностями детского коллектива; в обучении ребенка выбору стратегии жизненного пути, успешной профессиональной деятельности. Выявленные содержательные и организационные приоритеты позволяют СПО-ФДО успешно развивать международное сотрудничество детских общественных объединений, активизируя взаимодействие с международными (европейскими и региональными) организациями и институтами, расширять программы обменов и вести поиск различных форм диалога в интересах детей. Подтверждением этому, в частности, является фестиваль «Детство без границ», ежегодно проводимый СПО-ФДО в Москве, благодаря объединению усилий единомышленников.

Уважая традиционные и поддерживая новаторские подходы к организационному строению существующих сегодня различных детских сообществ, историческая миссия СПО-ФДО заключается: в сохранении опыта лучших пионерских коллективов; в развитии системы взаимозависимости и баланса, содержательного наполнения детских интересов, влияния детских организаций на личность ребенка; в обеспечении преемственности деятельности детских и молодежных организаций, исходя из многообразия программ профильных объединений, ассоциаций, движений, входящих в Союз.

Сегодня важно не только активизировать деятельность первичных детских организаций и коллективов, но и целенаправленнее и эффективнее работать над созданием привлекательного имиджа детских объединений в обществе, оказывая разнообразную помощь лидерам создаваемых детских организаций, разрабатывая совместно с различными средствами массовой информации и коммуникации варианты очно-заочных акций, конкурсов, смотров, соревнований.

Наиболее актуальной при этом является проблема организационно-научного характера, связанная с изменением отношений к сущности взаимодействия государства и детских общественных объединений. Суть этих отношений можно представить следующим образом. Государство заинтересовано в активности и социальной лояльности подрастающего поколения, ребенку же необходимо пространство для самореализации. Следовательно, детские общественные объединения нужны государству и представляют собой поле самореализации детей самых различных социальных, этнографических, половозрастных групп населения. В идеале государство создает условия для существования самых различных детских общественных организаций, объединений и не вмешивается в их внутренние дела. Регламентировать же отношения двух сторон могут договоры о совместной деятельности, которая необходима государству и посильна, интересна для участников детских общественных объединений.

Поставив задачу усилить влияние государства на подрастающее поколение, аппарат управления власти заинтересован в максимальном упрощении процесса управления, способного обеспечить интеграционные процессы, связанные с искусственным и формальным объединением существующих самостоятельных детских общественных объединений и организаций. Между тем историей доказано, что детское движение не может быть ни приватизировано, ни национализировано. Его идеи не могут прорастать вне детской среды, равно и не могут насаждаться сверху. Только доверием к детской инициативе и реальным включением детей и подростков в общественные процессы могут быть укреплены основы гражданского общества, сформулированы основы реальной общественной практики подрастающего поколения.

Тревожась и осознавая, что детская инициатива в реализации своих прав на объединение зависима от перемен в мире взрослых, СПО-

ФДО готов предложить лидерам детских объединений надежную основу сотрудничества детских общественных объединений между собой и государством. Данная основа включает в себя договоренности, связанные с:

- подходами к управлению и взаимодействию, соподчиненностью и упорядоченностью при выполнении обязательств;

- контролируемостью выполнения принятых решений.

Предметом этих договоренностей могут быть следующие направления: привлечение молодых кадров и сохранение опытных специалистов -организаторов детского движения; внедрение в практику накопленного международного опыта работы с добровольцами, волонтерами; использование грантовой поддержки проектов и программ детских общественных объединений, направленных на интеграцию детей и подростков в общество; организация региональных, межрегиональных тренинг-семинаров, конференций, встреч для овладения специфическими средствами, присущими общественной детской организации. В этом случае развитие и укрепление партнерских отношений в процессе взаимодействия с государственными органами управления образованием, молодежной политики, социальной защиты, расширят практику заключения многосторонних и двусторонних договоров для формирования эффективного механизма государственной поддержки молодежных и детских объединений. В теоретическом плане это означает необходимость разработки учеными обширной, объективной многообразной аргументации значимости для ребенка участия в общественной деятельности, которая привлекательна для него, его сверстников и взрослых.

Именно поэтому современные научные исследования в сфере детского движения характеризуются многообразием концепций, противоречивостью понимания движущих сил развития движения, особенностей его участников, роли и места в структуре государства и общества. Тем не менее можно зафиксировать три основных подхода к изучению процессов, происходящих в общественных объединениях:

- социологический - внимание концентрируется на изучении специфики форм общественной жизни детей, средств, способствующих овладению детьми социальным опытом, формированию определенной социальной позиции в окружающем мире, самореализации детей в статусе созидательного социального субъекта);

- институциональный - предметом рассмотрения является история детского движения как специфического социального института общества в его конкретных хронологических рамках, регионально-страноведческих, видовых, типологических структурах или в личностном аспекте (лидеры, руководители);

- науковедческий - выявление социально-экономических, политических, психолого-педагогических предпосылок, генезиса теории общественных движений детей, а также исследования историографического и источниковедческого характера.

Научный анализ тенденций, этапов развития и изучения истории детского движения, теоретическое осмысление наработанного, обобщение всего ценного позволяет скоординировать усилия всех заинтересованных ученых, современных исследователей системы институтов воспитания. Позитивные многолетние традиции в области детского движения свидетельствуют, что их проблематика может и должна строиться на широком междисциплинарном подходе, в рамках разных наук: социологии, философии, истории, педагогики, психологии, юриспруденции, демографии, этнографии, экономики и др. При этом исследования с позиции той или иной науки могут иметь как самоценное значение, так и входить в единый комплекс с другими.

К числу принципиально новых теоретико-методологических проблем детского движения третьего тысячелетия необходимо отнести проблемы активности детей в условиях глобализации. Существует немало частных, не менее актуальных вопросов детского движения, которые балансируют между теорией и практикой, а в исследованиях - между теоретико-методологическими и эмпирическими уровнями познания.

Сегодня можно утверждать, что для исследователей детского движения нового века открылись уникальные возможности научного осмысления практики с целью разрешения сложившихся противоречий:

- между требованиями, которые предъявляет современная социальная ситуация к растущему человеку и неспособностью социальных институтов общества (в том числе и детских организаций, объединений) реализовывать свои социальные функции, способствующие выполнению этих требований;

- между широкими возможностями воспитательного, развивающего потенциала детских общественных организаций, объединений и отсут-

ствием общепринятых на государственном уровне научных основ их деятельности в современных условиях;

- между сложившимися устойчивыми понятиями, принципами научных исследований, методами практической работы детских общественных объединений и потребностью современного детского движения в практико-ориенти-рованных научных разработках и современном научном аппарате проводимых исследований в детской среде.

Созданный в 1991 г. Научно-практический центр СПО-ФДО является одним из немногочисленных центров, аккумулирующих усилия исследователей-общественников. За последнее десятилетие вокруг НПЦ СПО-ФДО сформировалась группа ученых и специалистов, ведущих активную работу, связанную с реализацией концепции социализации ребенка в детских общественных объединениях, обоснованием идеи детского общественного объединения, как особого социального института. НПЦ СПО-ФДО успешно сотрудничает с ЮНИСЕФ, другими неправительственными объединениями и организациями, но его усилий явно недостаточно. Этим обосновывается необходимость создания совместной программы исследовательской деятельности ученых в следующих направлениях: поиск оптимальных основ взаимодействия детских общественных объединений, органов государственной власти; формирование технологий и принципов управления социальными процессами в детской и молодежной среде; обоснование методов работы с конкретными группами детей, находящимися в трудных жизненных ситуациях; анализ путей конструктивного диалога общества и власти в интересах защиты детей, дифференциации детских и молодежных групп, создающих условия для профилактики негативных влияний на детей и подростков. Данные направления научного поиска, на наш взгляд, позволят обосновать тенденции развития детских общественных объединений в условиях всеобщей глобализации.

Следующей актуальной проблемой является поддержка социальных инициатив подрастающего поколения. Формирование активной позиции, составляющей основу лидерского потенциала личности, связано с наличием у нее позитивного отношения к жизни, готовностью взять на себя ответственность, развитием способностей к рефлексии, организаторских навыков, умением объединять людей для решения социально-значимых проблем.

Детские, творческие, образовательные и общественные объединения вносят существенный вклад в разностороннее развитие детей и подростков и формирование у них гражданской позиции и правовой ответственности. Многообразие видов и форм общественной практики подрастающего поколения, закрепленное законом Российской Федерации «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», по своей сути, создает широкие возможности содержательного насыщения свободного времени ребенка, дает реальный шанс каждому молодому человеку научиться осознанному выбору, сформировать и реализовать свой интерес, быть активным.

В практику деятельности детских общественных объединений в начале 90-х гг. прошлого века вошло понятие «лидерские программы». Первая из них программа «Лидер» была создана и предложена для реализации в 1992 г. Впоследствии были разработаны программы «Я и мы» (формирование коммуникативной культуры лидера детской общественной организации), «Познай себя» (самоопределение ребенка-лидера через включение в творческую деятельность), «Де-ти-детям» (социальная защита и представление прав детей в обществе). Сегодня таких программ насчитывается более пятидесяти. Это позволяет разнообразить содержательное наполнение профильных смен актива, фестивалей, сборов, форумов, выставок опыта, очно-заочных школ лидеров детских общественных объединений и представителей ученического самоуправления, проводимых практически во всех регионах Российской Федерации, где есть субъекты СПО-ФДО. Приведем примеры только некоторых:

Союз детских общественных объединений Республики Саха (Якутия) сотрудничает с образовательными учреждениями Республики Саха (Якутия) в проведении школы актива лидеров «Субэ». Программа реализуется при поддержке Министерства образования Республики Саха (Якутия).

Союз детских организаций Карачаево-Черкесской республики «Вертикаль» реализует программу развития лидерских способностей «Россия» (Родина, Окружающий мир, Семья, Сотрудничество, Игра, Я (изучение себя). В период школьных каникул проводится «Школа детского актива», где встречаются представители различных детских организаций и школьного самоуправления.

Республиканская детская общественная организация «Пионеры Башкортостана» является инициатором школы гражданского образования, Форума «Пионеры третьего тысячелетия».

Республиканская общественная организация Союз пионерских, детских, подростковых организаций Республики Северная Осетии-Алания реализует программу «Юные лидеры Алании», участники которой помогают организовать социально-значимые акции в образовательных учреждениях республики.

Республиканская общественная организация «Союз наследников Татарстана» внедряет и апробирует идеи программы гражданско-правовой направленности «Наследники», участниками которой являются представители различных общественных объединений: разновозрастных, профильных, национальных, творческих.

В Томской области действует программа Союза детских организаций Томской области «Чудо», «Молодые лидеры России», с 2003 г. ее участники пробуют свои силы во Всероссийском конкурсе лидеров и руководителей молодежных и детских общественных объединений «Лидер XXI века». Каждое лето и зиму 320 ребят из Томской области собираются в областном лагере актива, где разрабатывают новые проекты и программы для детских организаций, которые действуют в школах, домах творчества, районах и городах области.

Союз детских организаций Омской области «Будущее России» разработал программу «Лидер». Цель: подготовка юных организаторов детского движения, привитие участникам программы конкретных практических умений и навыков. Для актива детских объединений ведется «Школа знаний, умений и навыков», профильный лагерь «Лидер», областной конкурс «Лидер XXI века». На базе городского Дворца детского (юношеского) творчества работают городской пионерский штаб «Поиск», педагогический отряд «Бриг».

Воронежская региональная общественная детская организация «Искра» ежегодно проводит образовательные выездные программы, тренинги и семинары для руководителей детских организаций, педагогов, вожатых, студентов и школьников по темам: «Развитие НКО», «Демократизация урока/школы», «Партнерство школы с местным сообществом». В течении года проходят выездные школы актива и сборы для учащейся молодежи по программам организации: «Школа демократической культуры», «Шоу-мания»,

«Школа выживания», «Вдохновение», «Игра -дело серьезное», «Грамматика фантазия». Также в организации реализуется программа «Лидер», целью которой является развитие у детей и подростков организаторских способностей, лидерских навыков, умения жить и работать в коллективе и с коллективом. Среди традиционных дел «Искры» - выездной летний лагерный слет «Вся Искра», ежемесячный сбор «День организации».

Ростовская региональная детско-молодежная общественная организация «Содружество детей и молодежи Дона» работает по программам, которые представляют для детей и подростков широкий выбор направлений деятельности, способов самореализации участников и видов включения в реальные социально-значимые отношения. Основополагающей программой деятельности является - «Продвижение», которая представляет систему векторов (подпрограмм) «Пробуждение», «Преодоление», «Вдохновение», «Зажигание», «Погружение», «Преображение», «Единение», связанных с развитием социально-значимых качеств личности участников детских общественных объединений, входящих в «Содружество детей и молодежи Дона».

Также в Ростовской области действует областная очно-заочная школа «Новый поворот». Эта школа лидеров детских и молодежных общественных объединений желающих приобрести новый опыт вожатского мастерства, раскрыть и реализовать свой творческий потенциал. Основная цель школы - развитие личности подростков, актуализация их лидерского потенциала, формирование активной жизненной позиции.

Орловская областная пионерская организация «Орлята» проводит для активов школ образовательную программу «Гражданин страны Пионерия».

Новосибирская областная общественная организация «Союз пионеров» ежегодно проводит сбор актива «Товарищ», на котором встречаются представители детских объединений области.

Пермская областная детская общественная организация «Муравей» является организатором очно-заочной школы «Лидер», конкурса социальных и информационных проектов детских общественных объединений Пермского края.

Луховицкая районная детская общественная организация «Мы» (Московская область) ежегодно проводит выборы в районную детскую Думу, которая занимается вопросами поддержки инициативы и творчества представителей детских общественных объединений.

Энгельсская детская организация «Парус» (Саратовская область) для лидеров детских общественных объединений разработала программу школы актива «Паром» - один из вариантов поддержки развития лидерских качеств детей и подростков, приобретение ими социально-значимого опыта в общении, ориентированного на достижение собственного успеха в различной деятельности.

Региональная общественная организация инвалидов «Детский орден милосердия» проводит «Школу взаимной человечности», где дети с ограниченными возможностями и их здоровые сверстники учатся основам социальной работы и социальной педагогики.

Московская региональная детская общественная организация «Творческое объединение Юн-пресс» ежегодно проводит встречи юных журналистов и лидеров школьного самоуправления.

Во Всероссийских детских центрах «Орленок» и «Океан» не прекращались лидерские смены представителей самых различных детских общественных объединений. Совместно с педагогическими коллективами детских лагерей ВДЦ «Орленок» была разработана и внедрена целевая программа «Лидер», позволяющая оперативно распространять и внедрять опыт детских общественных объединений в массовую общественную практику. С 2003 г. на базе ВДЦ «Орленок» внедряется программа «Команда XXI века», в которой участвуют детские и молодежные объединения, входящие в Федеральный реестр.

Продолжается многолетняя традиция проведения международных, региональных, муниципальных лагерных сборов активистов и лидеров детских общественных организаций и органов ученического самоуправления. Таких лагерей более двухсот, некоторые из них (в Волгограде, Воронеже, Ростове-на-Дону, Костроме, Новосибирске, Томске и др.) работают несколько десятилетий. Авторитет взрослых лидеров детских общественных объединений постоянно растет.

Представители детских общественных объединений являются постоянными членами жюри всероссийских конкурсов, выступают экспертами по различным вопросам развития детской инициативы, входят в состав межведомственных комиссий, рабочих групп, организуют семинары, круглые столы, конференции по проблемам стратегии и тактики особого социального института.

Научно-практический центр СПО-ФДО постоянно поддерживает студентов, молодых ученых, исследователей проблем общественной ак-

тивности детей, подростков, молодежи. За 22 года защищено более 70 кандидатских и докторских диссертаций, внесших значительный вклад в науку о современном детстве, предложивших эффективные методы и технологии работы с детьми-лидерами: метод социальных проектов детских общественных объединений, форум-театр и подиум-дискуссия, мастер-классы «Знаю, умею, действую», психолого-педагогическое сопровождение лидерства, конкурсно-игровые программы, конкурсы исследовательских работ и многое другое. Все методики и технологии направлены на привлечение самих детей к обсуждению проблем активности и лидерства подрастающего поколения.

Также важна разработка программ международных встреч по проблемам диалога лидеров. Такой опыт существует в СПО-ФДО: в 2000, 2004, 2007 и 2008 гг. по инициативе СПО-ФДО

состоялись Международные форумы лидеров детских объединений (соответственно, в Одессе, Будапеште, Киеве и Владикавказе). Этот опыт при поддержке со стороны заинтересованных министерств и ведомств мог бы войти в практику взаимодействия государства и детских общественных объединений.

Все вышеперечисленное позволяет утверждать, что у государства в лице общественного сектора есть надежный партнер, обладающий научными и кадровыми ресурсами для решения данной проблематики. Необходима серьезная деятельность по оценке результатов усилий различных социальных институтов для поддержки общественно-значимой деятельности юных граждан. Для этого важна объективная оценка сложившейся ситуации, на наш взгляд, она следующая (см. табл. 1).

Таблица 1

Информация о системе развития ученического самоуправления и лидерства детей _и подростков_

Требования к изменению ситуации, сложившейся в практике общественной деятельности детей и молодежи

Необходимые меры

Наличие развитой системы деятельности детских, молодежных общественных объединений на уровне регионов РФ, устойчивое развитие лидерских программ детских и молодежных общественных объединений. Возможность обмена опытом на уровне федерального центра в ходе проведения профильных, специализированных смен на базах ВДЦ «Орленок», «Океан». Необходимость совершенствования позитивно-правовой базы общественных объединений в соответствии с требованиями законодательства

1. Организация и проведение мероприятий федерального уровня, направленных на оценку состояния развития лидерского потенциала подрастающего поколения в Российской Федерации.

2. Проведение общественной экспертизы эффективности лидерских программ детских и молодежных объединений.

3. Совершенствование механизмов конкурсного отбора участников Всероссийского конкурса «Лидер XXI века»

1. Проведение мониторинговых мероприятий в сфере деятельности детей и молодежи на федеральном уровне.

2. Проведение открытого конкурса на размещение государственного заказа по разработке образовательного пакета услуг для обучения лидеров общественных объединений

Наличие устоявшегося опыта в организации обучения лидеров детских общественных объединений, представителей ученического самоуправления на уровне регионов РФ

Необходимость обобщения в научно-методических рекомендациях передового и массового опыта, сложившегося в регионах РФ и на федеральном уровне по развитию лидерского потенциала подрастающего поколения в Российской Федерации_

Организация конкурсных мероприятий по проведению исследовательских, научно-методических работ в сфере развития лидерства детей и подростков

Совершенствование инфраструктуры системы подготовки и переподготовки кадров детских и молодежных общественных объединений, использование медиа-ресурсов для обучения лидерским технологиям

Размещение государственного заказа на подготовку лидеров (организаторов) детских и молодежных общественных объединений.

Создание системы медиа-ресурсов для обучения лидеров детских общественных объединений, представителей ученического самоуправления_

Проведение парламентских слушаний, круглых столов, многосторонних встреч на уровне регионов по проблемам развития лидерского потенциала подрастающего поколения, исходя из наличия анализа информации

Оценка состояния развития лидерского потенциала подрастающего поколения в Российской Федерации

№ Информация о системе развития ученического самоуправления и лидерства детей и подростков Требования к изменению ситуации, сложившейся в практике общественной деятельности детей и молодежи Необходимые меры

4. Совершенствование системы международных контактов лидеров детских и молодежных общественных объединений Организация международных встреч и мероприятий, направленных на согласование приоритетов в сфере развития общественной активности Подготовка предложений о совершенствовании инфраструктуры контактов, направленных на развитие лидерского потенциала подрастающего поколения

Проблема объединения усилий различных общественных объединений в интересах дальнейшего накопления подрастающим поколением лидерского потенциала, общая тревога за судьбы будущего, необходимость диалога и взаимодействия являются побудительными причинами научного и практического поиска.

От инициативы юных граждан зависит мирное завтра и добрососедские отношения народов разных стран. В период всеобщей глобализации детские общественные объединения являются гарантами безопасности и утверждают, что у ми-

ра Детства нет границ, что его основные действия направлены на умножение и сочетание, а не на деление и вычитание.

Библиографический список:

1. Пионерия: прошлое и настоящее [Текст]. - М. : Центр «Школьная книга», 2012. - 176 с.

2. Программы деятельности Международного Союза детских общественных объединений «Союз пионерских организаций - Федерация детских организаций» (СПО-ФДО) [Текст]. - Нижний Новгород : Педагогические технологии, 2009. - 149 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.