Научная статья на тему 'Взаимодействие властных и общественных структур Иркутской области в вопросах воспитания школьников в 1990-е годы: проблемы и пути их решения'

Взаимодействие властных и общественных структур Иркутской области в вопросах воспитания школьников в 1990-е годы: проблемы и пути их решения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
142
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
EDUCATION / PUBLIC STRUCTURES / CHILDREN'S AND YOUTH PUBLIC ASSOCIATIONS / FEDERATION OF CHILDREN'S ORGANIZATIONS / DEMOCRATIZATION OF EDUCATION / PUBLIC / PUBLIC PARTICIPATION / PUBLIC INSTITUTIONS / STUDENT SELFGOVERNMENT / ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN / ВОСПИТАНИЕ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ СТРУКТУРЫ / ДЕТСКИЕ И МОЛОДЕЖНЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / ФЕДЕРАЦИЯ ДЕТСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ / ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ / ОБЩЕСТВЕННОСТЬ / ОБЩЕСТВЕННОЕ УЧАСТИЕ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ИНСТИТУТЫ / УЧЕНИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Булгакова Марина Геннадьевна

Рассматриваются вопросы воспитания школьников через межведомственное взаимодействие и участие общественных структур на примере Иркутской области. Недостаточный охват детей деятельностью общественных объединений в регионе объяснялся нехваткой финансирования, кадровым дефицитом, отсутствием желания самих школьников участвовать в этой работе. Показано, что в регионе при сохранении традиционных связей между различными ведомствами в вопросах воспитания возникли новые формы взаимодействия органов управления образованием и общественных организаций. Поэтому используя существующий позитивный опыт взаимодействия с ведомствами и общественностью, органам управления образованием необходимо активнее взаимодействовать с общественными движениями, бизнес-структурами, стимулировать тех педагогов и общественников, чья деятельность связана с вовлечением и работой со школьниками в общественных объединениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Булгакова Марина Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION OF GOVERNMENTAL AGENCIES AND PUBLIC STRUCTURES OF IRKUTSK REGION IN PUPILS’ UPBRINGING IN THE 1990S: PROBLEMS AND SOLUTIONS

The article considers the issues of education of schoolchildren through interagency cooperation and participation of public structures on the example of the Irkutsk region. Insufficient involvement of children was explained as a result of insufficient financing, shortage of qualified personnel, reluctance of pupils to participate in the work. It is shown that in the region, while maintaining traditional links between the various departments in matters of education appeared new forms of interaction between education authorities and public organizations. Thereby, on the base of existing positive experience of interaction with agencies and public, education authorities must interact more actively with social movements and business structures, encourage pedagogues and public figures whose activity is connected with involvement and work with children in public associations.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие властных и общественных структур Иркутской области в вопросах воспитания школьников в 1990-е годы: проблемы и пути их решения»

УДК 3701455

М. Г. Булгакова

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВЛАСТНЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ СТРУКТУР ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ В ВОПРОСАХ ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В 1990-е ГОДЫ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Рассматриваются вопросы воспитания школьников через межведомственное взаимодействие и участие общественных структур на примере Иркутской области. Недостаточный охват детей деятельностью общественных объединений в регионе объяснялся нехваткой финансирования, кадровым дефицитом, отсутствием желания самих школьников участвовать в этой работе. Показано, что в регионе при сохранении традиционных связей между различными ведомствами в вопросах воспитания возникли новые формы взаимодействия органов управления образованием и общественных организаций. Поэтому используя существующий позитивный опыт взаимодействия с ведомствами и общественностью, органам управления образованием необходимо активнее взаимодействовать с общественными движениями, бизнес-структурами, стимулировать тех педагогов и общественников, чья деятельность связана с вовлечением и работой со школьниками в общественных объединениях.

Ключевые слова: воспитание, общественные структуры, детские и молодежные общественные объединения, Федерация детских организаций, демократизация сферы образования, общественность, общественное участие, общественные институты, ученическое самоуправление, дополнительное образование детей, межведомственное взаимодействие.

С начала перестройки в стране и выведения идеологической составляющей из образования один из важнейших компонентов образовательной системы - воспитание - претерпел сильнейшие изменения. Такие общественные детские и молодежные организации, как пионерская и комсомольская, попали под полное отрицание из-за их политизированности. В этот период времени появилась возможность широкого проникновения западной культуры, различных религиозных течений сектантского характера, ряда негативных явлений (наркомании, токсикомании, алкоголизма) в молодежную среду.

Усилия государства и общественности были направлены на поиск новых форм воспитательной работы с подрастающим поколением в школе и во внеурочное время. Были определены основные задачи - организовать досуг и занятость школьников. Их решение было возможно через создание новых детских и молодежных общественных объединений как альтернативы существовавшим прежде. Детское и молодежное общественное движение являлось частью гражданского общества, которое формировалось в постсоветский период. По мнению Д. В. Бри-лева, общественные объединения дают подростку возможность получить навыки социальной активности, гражданской ответственности [1].

Для региона проблема воспитания школьников продолжает оставаться насущной, актуальной. Поэтому задача исследования заключается в анализе опыта организации воспитания на территории области, выделении проблем и противоречий, которые обусловили низкую эффективность воспитательного процесса на современном уровне.

В решении проблем воспитания подрастающего поколения, реализации их потребностей во внеурочной деятельности принимали участие не толь-

ко ведомственные организации - Министерство образования РФ, Госкомитет РФ по делам молодежи, Министерство культуры и др., но и широкие общественные круги. Вопросы совместных действий государства и общественных структур в становлении детского общественного движения постоянно обсуждались на всероссийских конференциях и круглых столах. Основой подобного взаимодействия служили принятые федеральные законы, указы Президента, постановления Правительства РФ и ряд других документов, направленных на поддержку детских общественных организаций и повышение эффективного взаимодействия с ними [2, л. 9; 3, л. 1-2].

Вопросы воспитания и детского общественного движения были в центре внимание педагогов и общественности Иркутской области. Так, например, в 1994 г. для стимулирования творчески активных педагогических коллективов, педагогов учебно-воспитательных учреждений, создания банка технологий по воспитательной деятельности в области был проведен конкурс авторских воспитательных проектов и программ. Основной задачей конкурса являлось развитие творческих связей в области воспитания. Участниками стали педагоги и педагогические коллективы школ, ПТУ, внешкольные учреждения дополнительного образования. На конкурс были представлены 49 программ из 7 городских (Братска, Усолья-Сибирского, Ангарска, Иркутска, Саянска, Шелехова, Зимы) и 4 районных (Нижнеилимского, Киренского, Нукутского, Усоль -ского) отделов народного образования [4, л. 50-54, 56-60].

В регионе в 1990-е гг. управление образования области активно сотрудничало с общественными организациями, занимающимися вопросами воспитания подрастающего поколения. Значительный

Вестник ТГПУ (ТБРББиНеПп). 2016. 5 (170)

вклад в развитие детского общественного движения внесла Федерация детских организаций России (ФДО). Детское и молодежное движение работало по программе деятельности по интересам, разработанной ФДО России («Детский орден милосердия», «Мир красотой спасется», «Древо жизни» и др.). Программа использовалась как в дошкольном образовании, так и воспитательной работе учреждений образования разного типа. Активно работали в этот период и региональные отделения ФДО [5, л. 131-133]. В 1990-е гг. ФДО Иркутской области начинала создавать областные и муниципальные детские общественные объединения. Однако деятельностью ФДО были охвачены не все муниципалитеты [3, л. 131-133].

По инициативе ФДО в области реализовывались различные программы и проекты - программа детской научно-практической экспедиции «Байкальское кольцо - XXI века», «Школа социального проектирования», «Школа Активной Гражданственности» и др. Так, например, в г. Иркутске с 21 ноября по 4 декабря 1993 г. проходил II областной сбор организаторов детских организаций, проводившийся региональным отделением ФДО для работников учреждений дополнительного образования [6, л. 76].

По инициативе Совета ФДО Иркутской области Комитетом по делам молодежи в декабре 1994 г. была проведена встреча с В. В. Сундаковым, академиком народной академии проблем сохранения жизни, президентом Транснациональной школы выживания «Виталис». На встрече обсуждался вопрос об организации филиала «Виталис» в г. Иркутске, а также о создании образовательной программы по практическому обучению действий безопасности жизнедеятельности [7, л. 11].

Совет Федерации детских организаций Иркутской области совместно с ГлавУНО с февраля 1996 г. организовал проведение IV этапа Российской детской научно-практической экспедиции «Байкальское кольцо - XXI века». Экспедиция проводилась Советом ФДО и «Виталис» с целью формирования комплексного экологического мышления молодых россиян. Участники экспедиции с 1993 г. вели научно-исследовательскую работу по заказу Иркутского научного центра СО РАН, его учреждений - Института земной коры СО РАН, Института географии им. В. Б. Сочавы СО РАН, Лимнологического института СО РАН, кафедры археологии и этнографии исторического факультета ИГУ, Фонда культуры «Наследие», ООО «Института космической социологии», Иркутского областного отделения Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество охраны природы» (ВООП). Деятельность этой экспедиции широко освещались областными СМИ [8, л. 1]. В области экологического образования ГУОиПО постоянно

взаимодействовал с Иркутским областным отделением ВООП, которое способствовало обогащению содержания экологического образования [9]. В региональной системе воспитания особое место занимала экологическая составляющая, региональные ведомства, общественное экологическое движение играли активную роль в вопросах формирования экологической культуры учащихся [10].

Одним из важнейших средств для самоутверждения новой личности является предоставление возможности ребенку свободно высказывать и утверждать свои взгляды, отстаивать свои интересы, обращаться к общественному мнению. Поэтому ФДО в 1996 г. через программу «Свой голос» была образована «Лига малой прессы», которая объединяла на тот период времени детские теле- и радиостудии, газеты, издающиеся при активном участии детей области. Юные журналисты освещали работу детских клубов, объединений, экспедиций, говорили о своих проблемах. Для обмена опытом работы журналистов корпуса лиги, овладения ими навыками профессионального мастерства, а также с целью привлечения внимания со стороны общественности и руководителей области к проблемам самореализации, самовыражения юных иркутян в Иркутске в феврале 1996 г. был проведен II областной фестиваль детской прессы. В организации фестиваля приняли активное участие ГлавУНО, Союз журналистов, факультет журналистики ИГУ, комитет по делам молодежи Иркутской области, СМИ - областное радио, пресс-центр «Домовенок» Дворца детского творчества, журнал «Сибирячок», газеты «Советская молодежь» и «Иркутянка» [8, л. 1].

Главным направлением работы общественного объединения «Детская студия телевидения» было нравственно-эстетическое воспитание детей и подростков через программу «Детское телевизионное вещание в г. Иркутске и Иркутской области». Основными задачами этой программы являлись распространение эстетической информации, формирование высоких морально-нравственных и эстетических качеств посредством передач, а также объединение и консолидация усилий детских, молодежных и государственных и общественных организаций, занимающихся проблемами детства, посредством сбора, накопления и распространения информации об их деятельности. В своей работе эта студия предполагала объединить разрозненные структуры, занимающиеся проблемами воспитания и досуга детей. В программу входило обучение детей созданию детских программ и выпуск детских телепрограмм различных жанров. Это объединение поддерживалось ГлавУНО и комитетом по культуре администрации области [7, л. 1-8].

В регионе действовал Иркутский областной отдел общероссийского Детского фонда. В 1997 г. по его инициативе был организован российский детский фестиваль «Байкал - территория творчества». По мнению организаторов фестиваля, необходимо изменение взгляда на детское творчество, поднятие детского художественного, эстетического воспитания и обучения в Иркутске на принципиально новый цивилизационный уровень. Для поощрения участников был создан художественный совет, утвержденный президиумом Детского фонда, который награждал отличившихся участников специальным призом с присвоением звания «Педагог фестиваля „Байкал - территория творчества"». В организации фестиваля приняли участие такие творческие союзы, как Правление Иркутского Союза художников, Правление Союза иркутских композиторов, Правление Союза иркутских писателей, Правление Союза иркутских архитекторов, учредивших призы лучшим педагогам фестиваля [11, л. 1-2].

По вопросам краеведения в области активно сотрудничали Иркутский областной центр детско-юношеского туризма и краеведения, Иркутская городская детская общественная организация «Ассоциация краеведов», Иркутский областной отдел Всероссийского общества охраны природы. Примером их совместной работы может послужить научно-практическая конференция школьников (9 ноября 1997 г.), посвященная 270-летию Иркутской епархии и 60-летию Иркутской области [11, л. 7].

ГУОиПО проводил совместные мероприятия с Иркутским областным фондом А. Вампилова и Иркутским областным комитетом Общества Красного Креста [3, л. 4, 131-133].

В 1997 г. в Иркутской области была утверждена Концепция воспитания детей и подростков области, которая определяла основные цели и направления воспитательной работы региона [12, л. 22-29].

Для создания системы социально-педагогической инициативы в решении проблем воспитания и дополнительного образования детей в декабре 1997 г. по инициативе Главного управления общего и профессионального образования (ГУОиПО) при Управлении воспитательной и реабилитационной работы был создан Областной координационный совет по проблемам воспитания и дополнительного образования детей в учреждениях общего дополнительного образования, муниципальных органах управления образованием (далее - Совет). Главной функцией Совета была определена координация деятельности управления образованием, ФДО, комитета по молодежной политике. Деятельность Совета была направлена на развитие содержания, технологических воспитательных систем и основывалась на научном анализе, проектировании государственной политики Иркутской области

по проблемам воспитания и дополнительного образования детей [13, л. 228-229].

Вопросам развития детского и молодежного движения, партнерских отношений между системой образования и общественными детскими и молодежными объединениями в регионе было посвящено заседание Коллегии ГлавУНО (23.12.1999). На этом заседании были определены возможности и роль детских и молодежных организаций в воспитании школьников, выявлены проблемы развития этих организаций - недостаток кадров, финансирования, юридически неграмотное оформление общественных организаций [3, л. 131-133].

В образовательных организациях области к 1999 г. насчитывалось 443 старших вожатых, из них работали по профилю только 42,2 % от общего количества старших вожатых. Проблема решалась через курсы повышения квалификации, в Институте повышения квалификации работников образования (ИПКРО) за 1999 г. было обучено 150 человек. В 1999 г. сотрудниками ФДО начали решаться вопросы кадрового обеспечения детских общественных организаций через программы «Коллеги», «4+3», «Древо жизни» [14, л. 13]. В реализации программы «Коллеги» принимали участие члены Ассоциации руководителей детских общественных объединений, участники детских общественных объединений, СМИ. В рамках этой программы были организованы общественные курсы старших вожатых, руководителей детских общественных объединений, Школа лидеров детских общественных объединений [15, л. 113]. В области в 19992000 гг. по инициативе ФДО прошел семинар «Инновационные технологии воспитательной деятельности», конкурс видеосюжетов о руководителях детских объединений «Люди, которые делают завтра», Байкальский фестиваль детских общественных объединений [14, л. 13].

Детское и молодежное движение является важным элементом социализации школьников. По мнению Ж. С. Максимовой, организация деятельности школьников возможна через стимулирование детского самоуправления и детских организаций [16, с. 22]. ГлавУНО (позже ГУОиПО) поддерживало партнерские отношения с разнообразными детскими и молодежными общественными организациями. Деятельность этих организаций имела различные направления - экологическое, краеведческое, спортивное и др. При этом следует отметить, что не во всех территориях области существовали подобные объединения. Общее количество детских общественных организаций, работавших под руководством школьных педагогов, к 1999 г. насчитывало 99. В отделе юстиции области к 1999 г. было зарегистрировано 50 организаций, в 28 территориях работали детские и молодежные органи-

Вестник ТГПУ (ТБРиБиНеПп). 2016. 5 (170)

зации, в 22 территориях эти организации поддерживались органами управления образованием. Большая часть организаций находилась при школах и домах творчества [14, л. 14-16]

В рассматриваемый период в Иркутской области сложилась система межведомственного взаимодействия в вопросах воспитания. По инициативе ГлавУНО решением ОГАИ, ОСВОДа, управлением противопожарной службы МВД в 1996 г. была создана областная комиссия по профилактике детского травматизма, разрабатывались и внедрялись совместные планы по профилактике детского травматизма, был создан Межведомственный совет по профилактике детского травматизма, так как в области обращалось внимание на работу по профилактике детского травматизма. В этом направлении велась профилактическая деятельность, в которой принимали участие заинтересованные организации [17].

Проведение ежегодных областных слетов юных инспекторов дорожного движения совместно с Областной автоинспекцией, комитетом по делам молодежи администрации Иркутской области, комитетом Общества Красного Креста, Всероссийским обществом автолюбителей свидетельствовало о сложившихся традициях в этой сфере [18, л. 103, 106]. В регионе регулярно проводился областной конкурс-соревнование юных инспекторов движения «Безопасное колесо» [18, 19, л. 105]. Благодаря активной позиции ГИБДД администрацией области была организована работа с юными инспекторами дорожного движения, стало доброй традицией проведение территориальных и областных слетов-соревнований отрядов КИД и ежегодные выезды лучших команд на всероссийские слеты-соревнования. Большую работу вели отряды ЮИД в разных муниципалитетах области, где регулярно организовывались соревнования по спасательскому многоборью, недели безопасности дорожного движения [17, л. 1-19]. В постановке работы по обеспечению безопасности дорожного движения среди школьников большая заслуга работников отдела пропаганды областной госавтоинспекции [20, л. 174].

ГУОПО и ГИБДД администрации области для дальнейшего совершенствования организационно-методической работы муниципальных органов управления образования и образовательных организаций по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма в 1998-1999 гг. провели областные конкурсы детских рисунков и плакатов, методики работы знаний по ПДД «Светофор» [13, л. 160; 17, л. 172].

Возможность проявить себя талантливым школьникам позволяли контакты ГлавУНО с вузами Иркутска, Братска. Совместные мероприятия

помогали развивать способности одаренных детей через программу «Одаренные дети». При сотрудничестве ИГУ и ГлавУНО в области постоянно проходили научно-практические конференции для старшеклассников, что давало возможность школьникам получения углубленной довузовской подготовки [17; 19, л. 59; 21, л. 86].

Примером взаимодействия ГлавУНО и Комитета культуры администрации области может послужить созданный на базе средней школы № 32 Иркутский фольклорный клуб «Сотрудничество», который проводил семинары, экспедиции в районы области: Казачинско-Ленский, Зимин-ский, Качугский, Ольхонский, Нижнеудинский [22, л. 7-8].

Таким образом, несмотря на созданную в области систему межведомственного взаимодействия в вопросах воспитания школьников, разнообразие мероприятий, деятельность детских общественных организаций, проблемы занятости и организация досуга школьников в значительной степени оставались нерешенными. Например, недостаточное количество кадров, недофинансирование, отсутствие мотивации у школьников.

Это было справедливо для всей страны. Общественные организации учащейся молодежи как по регионам, так и по России в указанный период не получили широкого распространения. Наоборот, ряд исследований, проведенных в регионах России, показал низкую активность участия молодежи в деятельности общественных организаций, в которых было задействовано не более 5-10 % молодежи. Подобные данные приводились в «Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации до 2016 года» - только 2,7 % молодых людей принимали участие в деятельности общественных организаций [1, 23].

Показатели Иркутской области соответствовали среднероссийским. Данные 1999 г. свидетельствовали, что во внешкольных учреждениях занимались 127 661 человек, что составляло 31,7 % от общего количества учащихся области; соответственно в кружках школ - 85 771 человек, что составляло - 21,4 % от общего количества учащихся; в детских и молодежных организациях насчитывалось 10 548 человек - 2,6 % от общего количества школьников. От всего контингента школ только 55 % школьников были охвачены внешкольной воспитательной работой. В 1999 г. на учете в ОПППН состояло 7 230 ребенка, или 2 % от общего количества школьников [24, л. 133].

У такой статистики есть объяснение - смена политической ориентации страны, разрушение прежних идеалов не привели к созданию каких либо новых ценностей, но оказались утрачены основополагающие для любого общества понятия - нацио-

нальные интересы, патриотической долг и пр., по мнению профессора Ю. А. Зуляра, они «воспринимались в либеральных кругах как атрибуты коммунистической и великодержавной идеологии» [25]. С. А. Ганина считает, что в этот период времени отсутствие единой национальной идеи, которая бы включала в себя социальные, правовые и нравственные ценности, являлось одной из главных проблем отечественного воспитания [26].

Такие проблемы, как недостаточное финансирование, кадровый дефицит, постепенно, но решались. Главной причиной недостаточного охвата подростков внешкольной работой оказалось отсутствие желания самих школьников участвовать в этой работе. Д. В. Брилев в своей диссертации обращает внимание на тот факт, что если в досугово-развлекательной направленности участвует большое количество школьников, то слабо развиты объединения школьников, ориентированные на развитие социальных навыков, умение решать

школьные проблемы, прививающие ценности гражданского самосознания и поведения [1].

Проведенный автором анализ показывает, что, несмотря на усилия властных структур, общественности, отсутствие государственной идеологии идеи патриотизма сводило на нет все позитивные начинания в области воспитания.

На современном этапе в федеральных стратегических документах, посвященных вопросам воспитания, обозначены духовно-нравственные ориентиры, такие как гражданственность, гражданский долг, патриотизм и др. Поэтому используя существующий позитивный опыт взаимодействия с ведомствами и общественностью, органам управления образованием необходимо активнее взаимодействовать с общественными движениями, бизнес-структурами, стимулировать тех педагогов и общественников, чья деятельность связана с вовлечением и работой со школьниками в общественных объединениях.

Список литературы

1. Брилев Д. В. Социальная самоорганизация учащихся общеобразовательных школ как фактор развития гражданского общества: авто-реф. дис. ... канд. социолог. наук. Дальневосточн. гос. гуманит. ун-т. Хабаровск, 2010. 23 с.

2. Государственный архив Иркутской области (ГАИО). Ф. Р-1929. Оп. 3. Д. 1856. Л. 1-2, 7, 9, 11-12, 15, 17.

3. ГАИО. Ф. Р-1929, Оп. 3, Д. 1904. Л. 1-2, 4, 131-133.

4. ГАИО. Ф. Р-1929. Оп. 3. Д. 1644. С. 19-20, 23, 34, 50-54, 56-60, 76, 77-82, 94.

5. ГАИО. Ф. Р-1929, Оп. 3, Д. 1949. Л. 4, 131-133.

6. ГАИО. Ф. Р-1929, Оп. 1, Д. 1645. Л. 66, 76.

7. ГАИО. Ф. Р-1929. Оп. 3. Д. 1696. Л. 1-8, 11.

8. ГАИО. Ф. Р-1929. Оп. 3. Д. 1805. Л. 1, 2-3.

9. ГАИО. Ф. Р-1929. Оп. 3. Д.1946. Л. 86.

10. Зуляр Ю. А. К вопросу периодизации Байкальского экологического движения общественности // Сословное (народное) представительство и самоуправление в России в XVI - начала XXI века: Третьи Щаповские чтения: материалы Всерос. науч.-практ. конф., 7 октября 2003. Иркутск, 2003. С. 4-9.

11. ГАИО. Ф. Р-1929. Оп. 3. Д. 1856. Л. 1-2, 7, 9, 11-12, 15, 17-18.

12. ГАИО. Ф. Р-1929. Оп. 3. Д. 1840. Л. 1, 4, 5-15, 22-29, 33-36, 43, 72, 158, 228-229.

13. ГАИО. Ф. Р-1929. Оп. 3. Д. 1837. Л. 1, 2, 56, 58, 111, 134-135, 150, 158, 184-185, 192-193, 220-221, 223, 228-229.

14. ГАИО. Ф. Р-1929. Оп. 3. Д. 1953. Л. 13, 14-16.

15. ГАИО. Ф. Р-1929. Оп. 3. Д. 2002, Л. 10, 46-47, 113, 133.

16. Максимова Ж. С. Цели воспитания в современной России: социальное содержание в социальном аспекте // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2014. Вып. 5 (146). С. 18-24.

17. ГАИО, Ф. Р-1929, Оп. 3, Д. 1790. Л. 1-27.

18. ГАИО. Ф. Р-1929. Оп. 3. Д. 1728. Л. 76.

19. ГАИО. Ф. Р-1929. Оп. 3. Д. 1897. Л. 44-48, 62, 82-84, 95, 111, 134, 148, 172, 180-181.

20. ГАИО. Ф. Р-1929. Оп. 3. Д. 1783. Л. 120- 225.

21. ГАИО. Ф. Р-1929. Оп. 3. Д. 1884. Л. 14, 18, 41, 39, 64, 67, 83, 86, 118, 138, 174, 182, 216-217, 221-223, 233, 234, 241, 247-248.

22. ГАИО. Ф. Р-1929. Оп. 3. Д. 1801. Л. 1-4, 5, 6, 7-8

23. Ечкалова Г. Г. Государственно-общественный характер управления как фактор развития муниципальной системы воспитания и дополнительного образования детей: На материалах города Сургута: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2002. 17 с.

24. ГАИО. Ф. Р-1929. Оп. 3. Д. 1919. Л. 133.

25. Зуляр Ю. А. Кризис основных парадигм Модерна // Известия Иркутского государственного университета. Серия «Политология, религиоведение». 2015. Т. 11. С. 15-29.

26. Ганина С. А. Социально-философский анализ системы воспитания в творчестве Н. Лумана в контексте проблем российского образования // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2015. Вып. 3 (9). С. 7-13.

Вестник ТГПУ (TSPUBulletin). 2016. 5 (170)

Булгакова М. Г., заведующая сектором воспитания. Институт развития образования Иркутской области.

Ул. Лыткина, 75А, Иркутск, Россия, 664023. E-mail:marina.bulgakova.1969@mail.ru

Материал поступил в редакцию 25.09.2015.

M. G. Bulgakova

INTERACTION OF GOVERNMENTAL AGENCIES AND PUBLIC STRUCTURES OF IRKUTSK REGION IN PUPILS' UPBRINGING IN THE 1990S: PROBLEMS AND SOLUTIONS

The article considers the issues of education of schoolchildren through interagency cooperation and participation of public structures on the example of the Irkutsk region. Insufficient involvement of children was explained as a result of insufficient financing, shortage of qualified personnel, reluctance of pupils to participate in the work. It is shown that in the region, while maintaining traditional links between the various departments in matters of education appeared new forms of interaction between education authorities and public organizations. Thereby, on the base of existing positive experience of interaction with agencies and public, education authorities must interact more actively with social movements and business structures, encourage pedagogues and public figures whose activity is connected with involvement and work with children in public associations.

Key words: education, public structures, children's and youth public associations, Federation of Children's Organizations, democratization of education, the public, public participation, public institutions, Student Self-Government, additional education of children, interdepartmental interaction.

References

1. Brilev D. V. Sotsial'naya samoorganizatsiya uchashchikhsya obshcheobrazovatel'nykh shkol kak faktor razvitiya grazhdanskogo obshchestva. Avtoref. dis. kand. sotsiolog. nauk [Social self-organization of students of secondary schools as a factor in the development of civil society. Abstract of thesis cand. sociol. sci.]. Khabarovsk, 2010. 23 p. (in Russian).

2. Gosudarstvenny arkhiv Irkutskoy oblasti (GAIO) [The State Archive of Irkutsk Region]. F. P-1929. Op. 3. D. 1856. L. 1-2, 7, 9, 11-12, 15, 17 (in Russian).

3. Gosudarstvenny arkhiv Irkutskoy oblasti (GAIO) [The State Archive of Irkutsk Region]. F. R-1929, Op. 3, D. 1904. L. 1-2, 4, 131-133 (in Russian).

4. Gosudarstvenny arkhiv Irkutskoy oblasti (GAIO) [The State Archive of Irkutsk Region]. F. R-1929. Op. 3. D. 1644. S. 19-20, 23, 34, 50-54, 56-60, 76, 77-82, 94 (in Russian).

5. Gosudarstvenny arkhiv Irkutskoy oblasti (GAIO) [The State Archive of Irkutsk Region]. F. R-1929, Op. 3, D. 1949. L. 4, 131-133 (in Russian).

6. Gosudarstvenny arkhiv Irkutskoy oblasti (GAIO) [The State Archive of Irkutsk Region]. F. R-1929, Op. 1, D. 1645. L. 66, 76 (in Russian).

7. Gosudarstvenny arkhiv Irkutskoy oblasti (GAIO) [The State Archive of Irkutsk Region]. F. R-1929. Op. 3. D. 1696. L. 1-8, 11 (in Russian).

8. Gosudarstvenny arkhiv Irkutskoy oblasti (GAIO) [The State Archive of Irkutsk Region]. F. R-1929. Op. 3. D. 1805. L. 1, 2-3 (in Russian).

9. Gosudarstvenny arkhiv Irkutskoy oblasti (GAIO) [The State Archive of Irkutsk Region]. F. R-1929. Op. 3. D.1946. L. 86 (in Russian).

10. Zulyar Yu. A. K voprosu periodizatsii Baykal'skogo ekologicheskogo dvizheniya obshchestvennosti [The issue of periodization of the Baikal environmental public movement]. Soslovnoye (narodnoye) predstavitel'stvo i samoupravleniye v Rossii v XVI - nachala XXI veka: Tret'i Shchapovskiye chteniya: materialy Vserossiyskoy nauch.-prakt. konf., 7 oktyabrya 2003 [Estates (national) representation and self-government in Russia in XVI - the beginning of XXI century: third Shchapov's readings: All-Russian scientific-practical conference, October 7th 2003]. Irkutsk, 2003. Pp. 4-9 (in Russian).

11. Gosudarstvenny arkhiv Irkutskoy oblasti (GAIO) [The State Archive of the Irkutsk Region]. F. R-1929. Op. 3. D. 1856. L. 1-2, 7, 9, 11-12, 15, 17-18 (in Russian).

12. Gosudarstvenny arkhiv Irkutskoy oblasti (GAIO) [The State Archive of the Irkutsk Region]. F. R-1929. Op. 3. D. 1840. L. 1, 4, 5-15, 22-29, 33-36, 43, 72, 158, 228-229 (in Russian).

13. Gosudarstvenny arkhiv Irkutskoy oblasti (GAIO) [The State Archive of the Irkutsk Region]. F. R-1929. Op. 3. D. 1837. L. 1, 2, 56, 58, 111, 134135, 150, 158, 184-185, 192-193, 220-221, 223, 228-229 (in Russian).

14. Gosudarstvenny arkhiv Irkutskoy oblasti (GAIO) [The State Archive of the Irkutsk Region]. F. R-1929. Op. 3. D. 1953. L. 13, 14-16 (in Russian).

15. Gosudarstvenny arkhiv Irkutskoy oblasti (GAIO) [The State Archive of the Irkutsk Region]. F. R-1929. Op. 3. D. 2002, L. 10, 46-47, 113, 133 (in Russian).

16. Maksimova Zh. S. Tseli vospitaniya v sovremennoy Rossii: sotsial'noye soderzhaniye v sotsial'nom aspekte [The goals of upbringing in contemporary Russia: social content in social context]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2014, vol. 5 (146), pp. 18-24 (in Russian).

17. Gosudarstvenny arkhiv Irkutskoy oblasti (GAIO) [The State Archive of the Irkutsk Region]. F. R-1929, Op. 3, D. 1790. L. 1-27 (in Russian).

18. Gosudarstvenny arkhiv Irkutskoy oblasti (GAIO) [The State Archive of the Irkutsk Region]. F. R-1929. Op. 3. D. 1728. L. 76 (in Russian).

19. Gosudarstvenny arkhiv Irkutskoy oblasti (GAIO) [The State Archive of the Irkutsk Region]. F. R-1929. Op. 3. D. 1897. L. 44-48, 62, 82-84, 95, 111, 134, 148, 172, 180-181 (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Gosudarstvenny arkhiv Irkutskoy oblasti (GAIO) [The State Archive of the Irkutsk Region]. F. R-1929. Op. 3. D. 1783. L. 120-225 (in Russian).

21. Gosudarstvenny arkhiv Irkutskoy oblasti (GAIO) [The State Archive of the Irkutsk Region]. F. R-1929. Op. 3. D. 1884. L. 14, 18, 41, 39, 64, 67, 83, 86, 118, 138, 174, 182, 216-217, 221-223, 233, 234, 241, 247-248 (in Russian).

22. Gosudarstvenny arkhiv Irkutskoy oblasti (GAIO) [The State Archive of the Irkutsk Region]. F. R-1929. Op. 3. D. 1801. L. 1-4, 5, 6, 7-8 (in Russian).

23. Echkalova G. G. Gosudarstvenno-obshchestvennyy kharakter upravleniya kak faktor razvitiya munitsipal'noy sistemy vospitaniya i dopolnitel'nogo obrazovaniya detey: Na materialakh goroda Surguta. Avtoref. dis. cand. ped. nauk [state and public nature of management as a factor in the development of the municipal system of education and additional education of children: on the materials of Surgut. Abstract of thesis cand. ped. sci.]. Moscow, 2002. 17 p. (in Russian).

24. Gosudarstvenny arkhiv Irkutskoy oblasti (GAIO) [The State Archive of the Irkutsk Region]. F. R-1929. Op. 3. D. 1919. L. 133 (in Russian).

25. Zulyar Yu.A. Krizis osnovnykh paradigm Moderna [The crisis of the major paradigms of modernity]. Izvestiya Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya "Politologiya, religiovedenie" - News of Irkutsk State University. Series "Political Sience. Religious Studies", 2015, vol. 11, pp. 15-29 (in Russian).

26. Ganina S. A. Sotsial'no-fi losofskiy analiz sistemy vospitaniya v tvorchestve N. Lumana v kontekste problem rossiyskogo obrazovaniya [Socio-philosophical analysis of the educational system in the works of N. Luhmann in the context of the problems of Russian education]. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2015, vol. 3 (9), pp. 7-13 (in Russian).

Bulgakova M. G.

Institute for Educational Development of the Irkutsk region.

Ul. Lytkina, 75A, Irkutsk, Russia, 664023.

E-mail: marina.bulgakova.1969@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.