Научная статья на тему 'Стратегическое взаимодействие модели макроэкономической политики в экспортно-ориентированной экономике'

Стратегическое взаимодействие модели макроэкономической политики в экспортно-ориентированной экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
173
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕНЬГИ / СОВОКУПНЫЙ СПРОС / ПЛАТЁЖНЫЙ БАЛАНС / ВАЛЮТА / ВАЛЮТНЫЙ КУРС / ДЕНЕЖНАЯ МАССА / БЮДЖЕТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бобок В.С.

Настоящая статья посвящена проблемам финансовой и монетарной политики. Представленная модель макроэкономической политики построена на основе семи уравнений, описывающих экономику с бюджетным профицитом. Рассмотрены функции потерь правительством, Центрального банка и общества, которые необходимы для дальнейшего анализа модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегическое взаимодействие модели макроэкономической политики в экспортно-ориентированной экономике»

4. Левкин Г.Г. Использование АВС-классификации в преподавательской деятельности / Г.Г. Левкин, Р.С. Симак, С.В. Люханова, В.Р. Глухих // Дистанционное и виртуальное обучение. 2013. № 7 (73). С. 76-83.

5. Левкин Г.Г. Коммерческая логистика: Учебное пособие / Г.Г. Левкин. М./Берлин. Директ-Медиа. 2015. 205 с.

6. Подберезко Е.О. Оценка конкурентоспособности частных школ иностранных языков J&S и ABC-CLUB / Е.О. Подберезко, Т.Б. Гоцкая, К.Г. Демиденко // Инновационная наука, 2015, № 10-3, С. 158-160

7. Сизонтов А.Е. Новые аспекты применения логистики / А.Е. Сизонтов, И.В. Сизонтова // Инновационная наука, 2015, № 8-1, С. 71-73

© Бернатавичюте Е. Д., Бернатавичюте А. Д., 2015

УДК 330.4

В.С.Бобок

кандидат экономических наук, ст. преподаватель кафедры экономики Российского государственного социального университета

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МОДЕЛИ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В

ЭКСПОРТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ЭКОНОМИКЕ

Аннотация

Настоящая статья посвящена проблемам финансовой и монетарной политики. Представленная модель макроэкономической политики построена на основе семи уравнений, описывающих экономику с бюджетным профицитом. Рассмотрены функции потерь правительством, Центрального банка и общества, которые необходимы для дальнейшего анализа модели.

Ключевые слова

Деньги, совокупный спрос, платёжный баланс, валюта, валютный курс, денежная масса, бюджет.

В данной статье рассмотрена двухпериодная модель взаимодействия фискальной и монетарной политики. Все параметры в нулевом периоде являются предопределенными, в то время как параметры в первом периоде формируются экзогенным или эндогенным образом. Таким образом, рассматриваемая модель является статической. Модель построена на основе семи уравнений описывающих макроэкономические взаимосвязи, характерные для экономики экспортно-ориентированного типа. Принципиальным отличием модели является введение в бюджетное ограничение правительства показателей стабилизационного фонда и реального обменного курса вместо показателя государственного долга. Фактически модель описывает экономику с бюджетным профицитом, обусловленным воздействием на неё внешних факторов. Бюджетный профицит объясняет наличие в модели стабилизационного фонда, а наличие внешних для национальной экономики факторов даёт основания ввести в модель обменный курс. В связи с тем, что подобная ситуация характерна и для России, некоторые выводы, полученные в результате построения модели, можно применить и для экономики нашей страны. Модель строится на основе следующих семи уравнений:

(1) Ме1У (х) = Р1У1 - Совокупный спрос

(2) П1 - по = Q (У1 - У*) + в (Е1 - Ео) - Кривая Филлипса

(3) 81 - 8о = (у ЕоЕхо + 1Уо + х) Р1 - Бюджетное ограничение агентов

(4) Exo - Imo + CFo = Zi - Zo - Платёжный баланс

(5) Mi - Mo = (Zi - Zo) Ei - Операции на валютном рынке

(6) Mi - Mo = Si - So + Mei - Meo - Денежная масса в обращении

(7) Ei = PiEi - Реальный валютный курс.

Первое уравнение системы определяет совокупный спрос с точки зрения количественной теории денег. Денежная масса в обращении, Mei, скорректированная на скорость обращения денег, (V(x) соответствует номинальному ВВП PiYi. Сразу же следует отметить, что денежная масса в обращении в нашей модели отличается от общего объёма денежной массы M, появляющейся в экономике в результате операций центрального банка на валютном рынке. Это объясняется тем, что часть выпущенной денежной массы аккумулируется в стабилизационном фонде правительства, Si и выводится тем самым из обращения, а значит, не оказывает воздействия на реальный выпуск Yi и уровень цен Pi. Мы предполагаем, что скорость обращения денег убывает с ростом реального «стратегического» излишка бюджета Vi = V - KX -стимулирующая функциональная политика повышает скорость обращения денег, в то время как ограничительная политика оказывает сдерживающее воздействие на экономику. Выбор термина «стратегический» излишек бюджета, X, обусловлен тем, что именно данная переменная (а не весь излишек бюджета) выбирается правительством в ходе его взаимодействия с центральным банком. Отметим, что стратегический бюджетный излишек включает в себя только аккордные налоги [x = T - G] и отличается от общего бюджетного излишка правительства на величину налогов, зависящих от экспорта и объёма выпуска. Общий излишек бюджета определяется как: (T-G) + 5 (Ex + C£) + tY

Следует отметить, что в современной экспортно-ориентированной экономике России нарушены трансмиссионные механизмы, и ставки процента вряд ли может рассматриваться как регулятор экономической активности. Нет оснований полагать, что в России низкая ставка процента стимулирует экономическую активность в то время, как высокая ставка процента замедляет рост экономики. «Но даже если исключить взаимосвязь фискальной политики, ставки процента и скорости обращения денег, существует ряд других механизмов, которые отражают воздействие правительства на совокупный спрос, не связанное напрямую с изъятием денежной массы из экономики. С точки зрения количественной теории денег, эти механизмы должны быть отражены в изменении скорости обращения денег. Данный показатель является своеобразным «остатком» в уравнении, связывающим совокупный выпуск, уровень цен и денежную массу в обращении Таким образом, мы выделяем два канала воздействия фискальной политики на совокупный спрос: посредством регулирования денежной массы в обращении и посредством изменения скорости обращения денег. Значение V полагается экзогенно заданным и неизменным. Очевидно, что в реальности фискальная политика не является единственным фактором влияющим на скорость обращения денег. Кроме того, скорость обращения денег может меняться в процессе долларизации или дедолларизации экономики, что, в свою очередь, может быть связано с динамикой обменного курса. В частности, рассмотрим уравнение обмена в приращениях:

Mei-Meo V-Kx- V0 _ Г2

_м-+ —V-= ^ + Т"'1

Meo Vo ro

, J.

где % +---уровень инфляции в первом периоде

10

Уравнение (2) задаёт совокупное предложение. Связь уровня инфляции и объёма выпуска традиционно записывается с помощью кривой Филлипса. В данной модели мы рассматриваем модификацию кривой Филлипса для открытой экономики: % — = ^ № — У*) + Р (£i — £о), где Y - потенциальный объём выпуска, £ - реальный обменный курс иностранной валюте, а 1 и Р - положительные параметры. Модифицированная кривая Филлипса отражает негативный эффект увеличения реального обменного курса иностранной валюты. В общем равновесии рост реального обменного курса приводит к росту цен импортируемых товаров и к росту издержек производства (в частности, к росту реальной заработной платы)

внутри страны. Таким образом, увеличение реального обменного курса иностранной валюты порождает два эффекта: рост совокупного спроса, вызванный ростом чистого экспорта, и снижение совокупного предложения, обусловленное ростом издержек». [2] Бюджетное ограничение правительства задаётся управлением (3). Прирост стабилизационного фонда (в реальном выражении), (81 - 8о) / Я, определяется общим излишком бюджета, уЕоЕхо + 1Уо + х, где Ео - номинальный обменный курс иностранной валюты «стратегического» бюджетного излишка и подоходного налога. По сути, эту часть стабилизационного фонда формирует правительство, экзогенно устанавливая ставку налога 1 и формируя стратегический бюджетный излишек х. В нашей модели стратегический бюджетный излишек х является основным инструментом фискальной политики. Кроме того, прирост стабилизационного фонда определяется объёмом экспорта, облагаемого налогом по ставке о = Ео. При этом объём экспорта положительно зависит от реального обменного курса иностранной валюты [Ех = Ех + С£]. Данный механизм формирования стабилизационного фонда не в последнюю очередь зависит от политики центрального банка. Стабилизационный фонд измеряется в национальном выражении, в то время как профицит бюджета - в реальном выражении. Таким образом, изменение стабилизационного фонда в первом периоде можно записать с помощью уравнения: 81 -8о = [о (Ех + С£0) + tY0 + х]Р1

Уравнение (4) определяет платёжный баланс (в иностранной валюте). Счёт движения капитала, СБо полагается экзогенным. Прирост золотовалютных резервов, (21 - 2о), определяется суммой счёта текущих операций (Ехо - 1то) и счёта движения капитала. При этом импорт возрастает с ростом совокупного дохода в стране и убывает с ростом реального обменного курса иностранной валюты: 1т - аУ - Ь£.

Следующее уравнение системы (5) определяет прирост денежной массы и прирост золотовалютных резервов центрального банка. В экспортно-ориентированной экономике основным инструментом центрального банка являются операции на валютном рынке, а не традиционные монетарные инструменты (операции на открытом рынке с государственными облигациями, ставка рефинансирования, норма обязательного резервирования). «В связи с этим в нашей модели основным инструментом монетарной

г « — Еп

политики является тем изменения номинального обменного курса иностранной валюты С1 =

Е о

Наращивая золотовалютные резервы, центральный банк увеличивает предложение денежной массы, что и отражено в уравнении (5). Темп роста денежной массы, = Ml Мо, определяется валютной политикой:

Мо

м = (Ai-Ao)Ep(1+ei) 1 Мо '

Однако принципиальное значение для нашей модели играет на весь объём денежной массы, а только её часть, находящаяся в обращении. Как отмечалось выше, другая часть денежной массы определяется через механизм накопления стабилизационного фонда. В соответствии с уравнением (6) прирост денежной массы, вследствие операций на валютном рынке, (Mi - Meo) разбивается на две компоненты: прирост стабилизационного фонда, (Si - So) и прирост денежной массы в обращении (Mei - Meo)4 »[1] Уравнение (7) определяет реальный обменный курс иностранной валюты, £. Уровень цен за рубежом пронормирован к

единице. Заменим уравнение (7) уравнением в темпах роста: Ci = ni +

£о

Таким образом, мы построим систему из семи уравнений относительно семи эндогенных переменных: объём золотовалютных резервов Zi, темп изменения денежной массы ], уровень инфляции ni, объём стабилизационного фонда Si и объём выпуска Yi в первом периоде. Данная модель полностью определена и в ней может быть найдено равновесное значение для каждой эндогенной переменной. Формы стратегического взаимодействия

Критерием оптимальности проводимой макроэкономической политики являются потери общества, правительства и центральный банк. Ниже рассмотрены функции потерь правительства, центрального банка и общества, необходимые для дальнейшего анализа нашей модели.

i' Функция потерь фискальной политики (правительства) имеет вид:

Lf = 1И + aXf (x - x)2 + ayf (Yi - Y)2] (2)

Показатель n2 - квадрат отклонения уровня инфляции от его оптимального значения. В целях упрощения анализа, но без потери общности, оптимальный уровень инфляции полагается равным нулю. Выражение (x — X)2 показывает квадрат отклонения состояния стратегического бюджета х от его оптимального для правительства значения X. «В числовых примерах оптимальное значение X = 0. Показатель (У! — Y)2 - квадрат отклонения значения объёма выпуска от его ценового уровня. Одной из основных макроэкономических целей является экономический рост. В связи с этим для числовых примеров целевой объём выпуска, задан на уровень чуть больше, чем его потенциальное значение. Коэффициенты чувствительности axf и ayf характеризуют приоритеты правительства в формировании стратегического бюджетного излишка и объёма выпуска соответственно. Таким образом, правительство приводит фискальную политику, решая проблему компромиссного выбора между выпуском и инфляцией.

2. Функция потерь монетарной политики (центрального банка) имеет вид:

Lm = 1[п2 + AEM *12 + aYM (Yi — Y)2] (3)

Показатели п2 и е^ - соответственно квадраты отклонения уровня инфляции и темпа роста номинального обменного курса от их оптимальных (нулевых) значений. На практике и в нашей модели нулевой уровень инфляции (first-best) недостижим. Поэтому поддержание показателя е1 на уровне больше нуля будет также выгодно и для общества. Центральный банк должен установить такой реальный обменный курс, чтобы это увеличило объём стабилизационного фонда, но в то же время не привело к значительному обесцениванию иностранной валюты

3. Функция потерь общества имеет вид:

— 1^2,1__„2 I rv _ Y2

Ls = 1 [п2 + Aes е2 + aYs (Y — Y)2] (4)

Включение показателя е1 в функцию потерь общества обусловлено тем, что стабильность на любом сегменте финансового рынка экономики, играет важную роль для общества. Излишняя волатильность обменного курса приводит к росту общественных потерь, что обусловливает включение квадрата темпа изменения номинального обменного курса иностранной валюты е1 функцию потерь общества. Так же, как и целевой уровень инфляции, целевой уровень темпа изменения номинального обменного курса иностранной валюты полагается равным нулю. Весовые коэффициенты аes и ays характеризуют приоритеты общества относительно темпа изменения номинального обменного курса и увеличения совокупного дохода соответственно. В нашей модели этот параметр будет характеризовать веса, с которыми функции потерь. При этом нам важны не абсолютные показатели переговорной силы агентов, а их относительные значения. По этой причине переговорную силу центрального банка для простоты расчётов приравняем к единице, а параметр w в нашей модели будет характеризовать переговорную силу правительства. Таким образом, общая функция потерь в случае координации будет иметь вид:»[3]

1

Lm+f = 2 [(1 + w)n2 + (arn + wa£F) (Yi — Y)2 + aEM е2 + waXF (x — x)2 ] С помощью оптимизации функции потерь скоординированных политик были найдены оптимальные значения целевых переменных правительства и центрального банка: x и ei соответственно. Далее с помощью оптимальных значений x и ei были найдены равновесные значения переменных Zi, Mi, ni, Mei, Ei, Yi и Si для случая скоординированных действий правительства и центрального банка. При увеличении показателя переговорной силы w наблюдается достаточно резкое увеличение потерь скоординированных политик и особенно общества, главным образом за счёт роста уровня инфляции. Чем ближе показатели чувствительности политик (особенно центрального банка) к показателям чувствительности общества, тем ниже величина общественных потерь. Иными словами, наиболее эффективное взаимодействие правительства и центрального банка в случае координации наблюдается при беневолентности монетарной политики (т.е., при совпадении функций потерь центрального банка и общества). Обращает на себя внимание

тот факт, что чем меньше значение параметра w, тем больше стратегический бюджетный дефицит, (-х). Однако при высоких налоговых сборах от экспорта и при устойчивом росте выпуска это не приведёт к общему дефициту бюджета правительства (-х) - 5 (i^+CE) - tY

Таким образом, полученные результаты не дают основания утверждать, что координация фискальной и монетарной политики всегда предпочтительнее для общества. Если правительство и центральный банк имеют противоположные цели, следуют различным экономическим теориям или делают кардинально противоположные прогнозы относительно будущего экономического развития страны, то координация политик нежелательна ни с политической, ни с экономической точки зрения. Список использованной литературы:

1. Полтарович В., Тонкус А. Экономическая политика, качество институтов и механизмы банковских ресурсов И М.: ГЧ - ВШЭ, 2007.

2. Kazin A., Yuen C.-W. The New Keynesian' Philips Curse: Closed Economy Versus Open Economy. Economics Letters. 2012. N75. P1-9.

3. Kydland F., Prescott E. Rules Rather Than Discretion: The Inconsistency of Optimal Plans. Journal of Political Economy. 2007. N87 (June). P. 473-492

© Бобок В.С., 2015

УДК 332.1

Н.В.Седых

канд. экон. наук, доцент Кубанского государственного технологического университета, РФ, г. Краснодар

А.Н.Булгакова студент Кубанского государственного технологического университета, РФ, г. Краснодар

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВИНОДЕЛИЯ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА

Аннотация

Данная статья посвящена рассмотрению проблемы развития виноделия на Кубани в условиях кризиса. Изучены основные тенденции, а именно уровень объемов производства, экспорта и импорта. В результате выявлены сильные и слабые стороны, а также предложены мероприятия для развития производства.

Ключевые слова Кризис; виноделие; тенденции развития; конкуренция.

Сегодня Краснодарский край, как и вся Россия переживает экономически кризис. Развивавшуюся экономику страны подкосило присоединение Крыма и как следствие наложенные санкции. Бизнес практически «обескровлен» падением курса рубля и экстренно поднятой ставкой ЦБ. Дальше, по мнению специалистов, - рост инфляции и безработицы. Прогнозировать скорое окончание кризиса не приходиться, все макроэкономические показатели падают. Так, уровень торговли упал на 6,7%, а уровень инвестиции в основной капитал на 6%. Кризис непосредственно влияет на все сферы экономики, в том числе и на сельское хозяйство и промышленность.

Виноградарско-винодельческая отрасль занимает особое место среди других отраслей экономики России. Производимая отраслью продукция сегодня обладает большим потребительским спросом,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.