Научная статья на тему 'Стоматологи о причинах возникновения неблагоприятных исходов при оказании медицинской помощи'

Стоматологи о причинах возникновения неблагоприятных исходов при оказании медицинской помощи Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
728
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / причины профессиональных ошибок / мнения стоматологов

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Попова Т. Г., Кураева Е. Ю.

<i>В статье приведены результаты социологического исследования врачей-стоматологов, в отношении которых пациентами были поданы иски на некачественное оказание медицинской помощи. Путем анонимного анкетирования проведен опрос 120 стоматологов. Получено и статистически обработано более 4 500 ответов. Врачи выделяли основные причины возникновения профессиональных ошибок и неблагоприятных исходов в стоматологии. Высказано мнение и о качестве комплексных судебно-медицинских экспертиз по стоматологии.</i>

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Попова Т. Г., Кураева Е. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стоматологи о причинах возникновения неблагоприятных исходов при оказании медицинской помощи»

врачебной ошибки из всех других видов ДМП, используя все Профилактика врачебных ошибок должна находиться среди

возможности для установления истины по делу, в том числе приоритетных задач организации здравоохранения. В на-

при оценке субъективной стороны совершенного деяния. стоящее время назрела необходимость совершенствования Таким образом, проблема врачебной ошибки и взаи- законодательства, касающегося медицинской деятельности, в

моотношений врача — больного, становится актуальной не страховании профессиональной ответственности врача. Стра-

только для отдельно взятой страны, но и для всего мирового хованию подлежат последствия врачебных ошибок и ущерб,

медицинского сообщества. Экспертиза врачебной деятельно- нанесенный здоровью пациента при оказании помощи. Нести должна основываться на регламентированных критериях обходимо учитывать и то, что работа врача связана с высокой

и общепринятых алгоритмах с учетом возможностей кон- степенью риска, а потому должны быть защищены законные

кретного лечебного учреждения и медицинского персонала, интересы не только пациента, но и медицинских работников.

Литература:

1. Акопов В. И, Маслов Е.Н. Право в медицине. — М.: Медицина, 2002.

2. Грицман Ю.Я. Диагностические и тактические ошибки в онкологии. — М.: Медгиз, 1981.

3. Гусейнов А.З., Семерджян В.В. Ошибки и опасности в клинической хирургии (исторические аспекты проблемы)//Вестник новых медицинскихтехнологий. — 1998. —№3-4. — С. 149-151.

4. Давыдовский И.В. Врачебные ошибки. — М.: Советская медицина, 1941.

5. Зиновьев Е.В., Зиновьева О.В. О возможностях противодействия «потребительскому экстремизму» на досудебной стадии II Заместитель главного врача. — №6. — 2006. — С. 28-33.

6. Исманкупов А.О. Профессиональные и юридические аспекты врачебных ошибок. — М., 2005.

7. Каминский Ю.В., Тимошенко B.C. Ятрогении: классификация, категории, рубрификация II Тихоокеанский медицинский журнал. — 2007. — №1. — С. 12-15.

8. Краковский Н.И., Грицман Ю.Я. Хирургические ошибки. — М.: Медицина, 1967.

9. Коробов М.В, Помников В.Г. Справочник по медико-социальной экспертизе и реабилитации. — Санкт-Петербург, 2003.

10. Пигопкин Ю.И. Критерии обоснованности врачебного риска и их судебно-правовая оценка II Судебно-медицинская экспертиза. — 2004. —№3,— С. 3-7.

11. Пирогов Н.И. Анналы хирургического отделения клиники императорского Дерптского университета. — М.: Медгиз, 1959.

12. Ригельман Р. Как избежать врачебных ошибок. Книга практикующего врача. — М.: Практика. — 1994.

13. Санкт-Петербургский НИИсп им. Джанилидзе И.И., Характерные врачебные ошибки при лечении тяжелого острого панкреатита. — Пособие для врачей. СПб.: Санкт-Петербург, 2005.

14. Сергеев Ю. Ошибка или преступление?//Медицинская газета от 20.04.1994.

15. Султанов И.Я. Некоторые эстетические аспекты проблемы врачебных ошибок в свете истории медицины II Вестник РУДН. — 2001. — №1. — С. 54-60.

16. ТимофеевИ.В. Патологиялечения-.Руководстводляврачей. —СПб.:Северо-Запад, 1999.

17. Федченко Т.М., Кирдяпкина A.B. Дефекты оказания хирургической помощи в оценке судебно-медицинских экспертных комиссий II Тихоокеанскиймедицинский журнал. — 2003. — №.3. — С. 79-81.

18. Черниловский З.М. Хрестоматия по общей истории государства и права. — М., 1996.

19. Чучапин А.Г. Доклад на 1-ом Национальный конгрессе терапевтов. Новый курс: консолидация усилий по охране здоровья нации». — Москва, 2006.

20. «American NEWS» Агентство от 5 ноября2005. http://www.americaru.com/

21. British United Press International от 28.08.2006. http://cc.msnscache.com/

22. 'Ше Commonwealth Fund. USA II cc.msnscache.com/

23. Seow-Choen F. Topics in Colorectal surgery. — Singapore: Singapore General Hospital, 2006.

© Т.Г. Попова, Е.Ю. Кураева, 2007 УДК 340.6:616.314:616-036.66

Т.Г. Попова, Е.Ю. Кураева

СТОМАТОЛОГИ О ПРИЧИНАХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ ИСХОДОВ ПРИ ОКАЗАНИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

Московский государственный медико-стоматологический университет кафедра пропедевтики стоматологических заболеваний (зав. — проф. Э.А. Базикян), кафедра судебной медицины и медицинского права (зав. — проф. П.О. Ромодановский)

В статье приведены результаты социологического исследования врачей-стоматологов, в отношении которых пациентами были поданы иски на некачественное оказание медицинской помощи. Путем анонимного анкетирования проведен опрос 120 стоматологов. Получено и статистически обработано более 4 500 ответов.

Врачи выделяли основные причины возникновения профессиональных ошибок и неблагоприятных исходов в стоматологии. Высказано мнение и о качестве комплексных судебно-медицинских экспертиз по стоматологии.

Ключевые слова: социологические исследования, причины профессиональных ошибок, мнения стоматологов.

DENTISTS ABOUT THEREASONS WHICHLEAD TO UNFAVORABLE OUTCOMES OF TREATMENTS

T.G. Popova, E.Y. Kuraeva

'Ше article presents the results of the sociological study among the dentists, who had legal actions taken against them by patients, claiming a poor quality of medical services rendered. 120 dentists were questioned in anonymous survey. Over 4 500 answers were obtained and statistically processed. Doctors outlined main reasons which led to professional errors and the unfavorable outcomes of treatments. Along with that, they expressed their opinions regarding quality of complex forensic medical studies in stomatology.

Keywords: sociological studies, the reason ofprofessional errors, dentists’ opinions.

Медицинская деятельность в настоящее время все РФ в сторону приоритета прав человека в области охраны

чаще подвергается контролю и экспертным оценкам. Это, здоровья. Отнесение новым Гражданским кодексом (ГК)

прежде всего, обусловлено изменениями в законодательстве РФ медицинской деятельности к сфере услуг существенно

расширило права пациентов, однако практически не было создано механизма оценки качества и целесообразности медицинской услуги [10,12,15,17]. Обеспечение прав граждан РФ на охрану здоровья и получение гарантированного объема качественной медицинской помощи в современных общественно-политических и экономических условиях невозможно без эффективной деятельности не только органов управления здравоохранением, лечебно-профилактических учреждений, страховых медицинских организаций, профессиональных медицинских ассоциаций, но и правоохра-нительныхи судебныхорганов [5, 6,11,16].

С качеством медицинской помощи непосредственно связана проблема возникновения профессиональных ошибок и неблагоприятных исходов оказания медицинской помощи. Несмотря на актуальность, указанная проблема в медицинской и юридической литературе остается до сих пор недостаточно изученной.

Исследования, в которых освещаются вопросы наступления профессиональной ответственности медицинских работников при оказании некачественной медицинской помощи и при наступлении неблагоприятных исходов в основном рассматривают возможность использования заключений судебно-медицинской экспертизы в уголовном процессе [1, 7, 14]. Во многих регионах РФ в последние годы отмечается значительное увеличение случаев обращений пациентов, которым была оказана ненадлежащая медицинская помощь, в судебные инстанции .

Наблюдается четкая тенденция к назначению судебномедицинских экспертиз по гражданским искам пациентов к учреждениям здравоохранения, врачам, даже другим медицинским работникам [17]. Одним из важных доказательств при рассмотрении гражданских дел, связанных с профессиональными ошибками и неблагоприятными исходами при оказании стоматологической помощи, является заключение комплексной судебно-медицинской экспертизы [2, 3,4, 9, 13, 15, 18].

Для выяснения причин возникновения профессиональных ошибок и неблагоприятных исходов при оказании стоматологической помощи нами проведено социологическое исследование врачей-стоматологов, в отношении которых пациентами были поданы гражданские иски по поводу некачественного оказания медицинской услуги. Нас интересовал вопрос: как оценивают сами стоматологи качество выполненной ими помощи и причины возникновения неблагоприятных последствий.

Общеизвестно, что социологические исследования занимают ведущее место в практике анализа социальной действительности. Их результаты дают возможность получить самую разнообразную информацию, которая свидетельствует о процессах, явлениях, происходящих во внутриколлективной жизни, общества в целом, позволяют углублять количественно и качественно состав полученных данных [2].

Методом анонимного анкетирования опрошено 120 врачей-стоматологов, работающих в государственных и частных стоматологических учреждениях. Возраст респондентов составлял от 25 до 70 лет, стаж работы от 1 года до 45 лет, различных врачебных категорий.

Социологическое исследование проводилось с использованием специально для этой цели разработанной анкеты, включающей 34 вопроса. Врачам предоставлялась возможность при необходимости давать несколько вариантов ответов. Часть вопросов были посвящены изучению знания врачами современных методов профильной патологии зубочелюстной системы, современных диагностических методов

исследования, знанию и умению применять методы контроля качества диагностики и лечения, а также выяснению причин, препятствующих применению их на практике.

Ряд вопросов анкеты касались изучения уровня знания врачами положений о стандартах диагностики и лечения стоматологических заболевании.

Часть вопросов преследовали цель выяснить отношение стоматологов к профессиональным ошибкам и неблагоприятным исходам, возникшим в процессе оказания стоматологической помощи, необходимости отражения таких фактов в медицинской документации и информирования о них пациентов.

Всего было получено 4 500 ответов. Обработка полученных данных на поставленные вопросы проводилась как стандартная процедура с помощью статистического анализа и логического метода. При изучении информации использовали графический метод построения диаграмм.

Результаты наших исследований показали, что среди врачей-стоматологов, в отношении которых были претензии у пациентов, в государственных медицинских учреждениях работало 45%, а в коммерческих — 55% стоматологов. Средний возраст врачей составил 39 лет, а средний стаж работы — 15,4 лет.

Высшую квалификационную категорию имели 52 врача, первую — 42, вторую — 16, без квалификационной категории — 10 стоматологов.

Из 100 анкет, признанных полноценными для анализа, ни в одной не было указания, что кто-то из стоматологов в амбулаторной карте указал о допущенных профессиональных ошибках или осложнениях в процессе лечения.

Большинство врачей (80%) в этом не видят необходимость и считают, что «от этого могут быть только неприятности».

По мнению большинства стоматологов для уменьшения количества жалоб пациентов и улучшения качества оказания стоматологической помощи необходимо:

— рационально организовать рабочее время врача;

— чаще практиковать консультации заведующего отделением;

— усилить контроль над качеством работы стоматолога;

— добиться улучшения нормальных взаимоотношений между врачами и пациентами;

— неукоснительно соблюдать деонтологические и этические нормы поведения;

— установить преемственность лечения между врачом терапевтом и ортопедом;

— устранить несогласованность действий между врачами стоматологами.

Среди других причин возникновения профессиональных ошибок и неблагоприятных исходов при оказании стоматологической помощи врачи указали: повышенная требовательность пациентов, вечная неудовлетворённость ряда пациентов стоматологической помощью.

В процессе анкетирования и во время наших бесед по инициативе стоматологов многие врачи выражали своё негативное отношение к выводам судебно-медицинской экспертизы.

В основном эти претензии относились, по мнению стоматологов, к недостаткам по определению состоянию зубочелюстной системы пациентов до протезирования. Кроме того, стоматологи предлагают в выводах комплексных судебно-медицинских экспертиз выделить и аргументировать характер профессиональных ошибок (диагностических, лечебно-тактических, реабилитационных), условия и причины возникновения неблагоприятных последствий при оказании стоматологической помощи.

Литература:

1. Акопов В.И., Маслов Е.Н. Право в медицине // М.: Книга-сервис, 2002. — 348 с.

2. Вещева Ю.Г. Точка зрения на конфликты врачей и пациентов // Перспектива развития и совершенствования судебно-медицинской науки. — М.: Тюмень, 2005. — С. 220-222.

ДеминаА.В., Пашинян Г.А., ЛукиныхЛ.М. Правовая грамотность врачей-стоматологов//М.: Медицинская книга, 2005. — 160 с.

Ермошина М.Ю. Экспертная оценка ошибок и осложнений в практике терапевтической стоматологии (медико-правовые аспек-ты)//Дис. ... канд. мед. наук. — М., 2006. — 216 с.

Ившин И.В. Невиновное причинение вреда в медицинской практике II Судебно-медицинская экспертиза. — М. — 2005. — №4. — С. 26-27.

Кучеренко В.З., Яковлева Е.П., Кудрявцева Ю.Н. Некоторые подходы к оценке качества врачебно-диагностического процесса II Проблемыуправленияздравоохранением. —М. —2003. — С. 1, 8, 13-20.

7. Новоселов В.П. Профессиональная деятельность работников здравоохранения. Ответственность, права, правовая защищенность II Новосибирск: Наука, 2001. — 312 с.

Пашинян Г.А., Беляева Е.В., Ромодановский П.О. Об оценке качества медицинской помощи при причинении вреда здоровью в случаях неблагоприятных исходов II Судебно-медицинская экспертиза. — 2000. №2. — С. 14-18.

Пашинян Г.А., РомодановскийП.О. Слово за экспертом //Кафедра. — М. — 2002. — №1. — С. 65-67.

10. Пашинян Г.А., Григорьев Н.Н., Ромодановский П.О., Пашинян А.Г. Судебно-медицинская экспертиза в гражданском процессе II М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. — 160 с.

11. Пашинян Г.А., Ившин И.В. Профессиональные преступления медицинских работников против жизни и здоровья II М.: Медицинская книга. — 186 с.

12. Пашинян А.Г. Комплексное клиническое, экспертное, медико-правовое исследование профессиональных ошибок и неблагоприятных исходов при оказании дерматовенерологической помощи ПДис. ... д-ра мед. наук. — М. — 2005. — 215 с.

13. Сергеев В.В., Захаров С.О. Медицинские и юридические аспекты врачебных ошибок II Здравоохранение РФ. — М.— 2000. — №1. — С. 7-9.

14. Сергеев Ю.Д. Профессия врача: юридические основы II Киев: ВШ., 1988. — 206 с.

15. Скрипкин Ю.К., Пашинян А.Г. Профессиональные ошибки и дефекты оказания дерматологической помощи II Медицинская книга. — М., 2007. — 119 с.

16. Стародубов В.И. Правовые возможности укрепления системы здравоохранения II Глав. врач. — 2002. — М. — №7. — С. 47.

17. Томилин В.В., Соседко Ю.И. Судебно-медицинская оценка дефектов оказания медицинской помощи в учреждениях здравоохранения РФ11 Судебно-медицинская экспертиза. — М. — 2000. — №1. — С. 3-7.

18. Шотт И.Е. Критерии оценки врачебных ошибок стоматологов-ортопедов Республики Беларусь II Дис. ... д-ра мед. наук. — М., 2005. — 169 с.

© Т.Г. Попова, Е.Ю. Кураева, 2007 УДК 340.6:616.31:616-052

Т.Г. Попова, Е.Ю. Кураева ПАЦИЕНТЫ О ПРИЧИНАХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ ИСХОДОВ ПРИ ОКАЗАНИИ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

Московский государственный медико-стоматологический университет кафедра пропедевтики стоматологических заболеваний (зав. — проф. Э.А. Базикян), кафедра судебной медицины и медицинского права (зав. — проф. П.О. Ромодановский)

В статье приведены результаты анонимного анкетирования 120 пациентов, обратившихся в разные судебные инстанции по поводу некачественного оказания стоматологической помощи. На 30 вопросов анкеты были получены и статистически обработаны 4 ООО ответов. Исследования показали, что неудовлетворенность пациентов стоматологическими учреждениями и врачами-стоматологами в основном связана с нарушениями их прав, закрепленных в законодательстве РФ. Кроме того, установлено, что большинство пациентов знают свои права и готовы их защищать в различных судебных инстанциях.

Ключевые слова: права пациентов, стоматологические исследования, профессиональные ошибки стоматологов.

PATIENTS ABOUT THE REASONS WHICHLEAD TO UNFAVORABLE OUTCOMES OF DENTAL TREATMENTS

T.G. Popova, E.Y. Kuraeva

Ше article presents results of the anonymous questioning of 120 patients, who have initiated various legal actions, due to the poor quality of dental treatment rendered to them. 4 000 answers, to a survey form with a set of 30 questions, were obtained and statistically processed. Ше study showed that most of patients’ dissatisfactions with dental clinics and doctors were due to violations of patients’ legal rights, as they are stipulated in Russian Federal Law. Furthermore, the study has established, that the majority of patients knew their legal rights and that they were ready to protect them in different court ofjudicatures.

Key words: patients’ legal rights, statistical studies in stomatology, dentists’professional errors.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анализ работы Бюро судебно-медицинской экспер- Нами при производстве комплексных судебно-ме-

тизы Департамента здравоохранения г. Москвы свиде- дицинских экспертиз по гражданским искам пациентов

тельствует, что в отделении комиссионной экспертизы по на некачественное оказание стоматологической помощи

гражданским искам пациентов, удельный вес «стоматоло- были изучены 120 гражданских дел.

гических дел» за пять лет возрос более чем в 9 раз с 2,5% в Были, в частности, изучены:

1995г. до 21,9% в 2000г. [4]. — первичная медицинская документация;

Ряд авторов резкое увеличение гражданских врачеб- — исковые заявления пациентов, обратившихся в

ных дел по стоматологии объясняют развитием частного судебные инстанции по поводу некачественного оказания

сектора и рыночных отношений в здравоохранении, вы- стоматологической помощи;

сокой стоимостью стоматологической помощи и ростом — ответы медицинских стоматологических учрежде-

числа пациентов, получивших стоматологические услуги ний (разных форм собственности) по претензиям к ним.

на платной основе, а также формированием правовых В процессе производства комплексных судебно-меди-

отношений в системе «пациент — медицинская организа- цинских экспертиз в Бюро СМЭ ДЗ г. Москвы в обязатель-

ция», и юридической грамотностью населения [2]. ном порядке проводится стоматологическое обследование

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.