Научная статья на тему 'Стимулирование учреждений культуры на оказание государственных услуг'

Стимулирование учреждений культуры на оказание государственных услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
362
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УСЛУГИ / РЕЗЕРВНЫЙ ФОНД / СИСТЕМА ФИНАНСИРОВАНИЯ / СТИМУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ / STATE SERVICES / RESERVE FUND / SYSTEM OF FINANCING / STIMULATION OF ACTIVITY OF ESTABLISHMENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воронин Сергей Александрович, Харченко Екатерина Владимировна

В последние годы учреждения культуры в очередной раз претерпели значительные реорганизации. Изменение правового статуса дало им новые возможности, но вместе с тем, они столкнулись и с новыми трудностями. В данной работе проанализировано текущее положение учреждений культуры, предложен механизм стимулирования учреждений на перевыполнение показателей задания. В статье использовались такие методы исследования, как: метод функционального анализа, позволяющий определить взаимосвязи между различными процессами и явлениями; экспериментальный метод, позволяющий воспроизвести различные экономически процессы для их дальнейшего изучения; графический метод, который помогает наглядно демонстрировать отдельные зависимости; метод научного абстрагирования, заключающийся в концентрировании внимания на типичных, постоянных и сущностных чертах исследуемых вопросов; методы наблюдения и анализа, позволяющие следить за происходящими процессами по исследуемой тематике, их развитием, изменением, возникающими проблемами и путями их решения; методы индукции и дедукции. С помощью индукции стало возможным перейти от изучения единичных фактов к общим положениям и выводам и обратным способом из общих выводов сделать частные заключения с помощью дедукции. В результате использования этих методов удалось сконцентрировать внимание на важнейших сторонах исследуемой проблемы, а также показать причинно-следственные связи. В статье сделан вывод о том, что в современном состоянии у учреждений отсутствуют стимулы к оказанию большего количества услуг. Рассматривается подход к повышению эффективности деятельности учреждений культуры в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STIMULATION OF CULTURAL INSTITUTIONS ON RENDERING STATE SERVICES

In recent years cultural institutions once again underwent considerable reorganization. Change of legal status gave them new opportunities, but at the same time, they met and new difficulties. In this article authors analyzed the current position of cultural institutions, offered the mechanism of stimulation of establishments on an over fulfillment of indicators of a task. In article authors used such methods of research as: the method of the functional analysis allowing to define interrelations between various processes and the phenomena; the experimental method allowing to reproduce processes various economically for their further studying; a graphic method which helps to clearly demonstrate separate dependences; the method of scientific abstraction consisting in concentrating of attention on typical, constant and intrinsic lines of the studied questions; the methods of supervision and the analysis allowing to watch the happening processes on the studied subject, their development, change, the arising problems and ways of their decision; methods of induction and deduction. By means of induction it became possible to pass from studying of isolated facts to general provisions and conclusions and the return way to make the private conclusions by means of deduction of the general conclusions. As a result of use of these methods it was succeeded to concentrate attention on the major parties of the studied problem, and also to show relationships of cause and effect. In article authors made the conclusion that in a current state, establishments have no incentives to rendering bigger number of services. Authors considered approach to increase of efficiency of activity of cultural institutions in modern conditions.

Текст научной работы на тему «Стимулирование учреждений культуры на оказание государственных услуг»

СТИМУЛИРОВАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ НА ОКАЗАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ

ВОРОНИН СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ,

ЧОУ ВПО «Курский институт менеджмента, экономики и бизнеса», г. Курск, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

ХАРЧЕНКО ЕКАТЕРИНА ВЛАДИМИРОВНА Юго-Западный государственный университет, г. Курск, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

В последние годы учреждения культуры в очередной раз претерпели значительные реорганизации. Изменение правового статуса дало им новые возможности, но вместе с тем, они столкнулись и с новыми трудностями. В данной работе проанализировано текущее положение учреждений культуры, предложен механизм стимулирования учреждений на перевыполнение показателей задания. В статье использовались такие методы исследования, как: метод функционального анализа, позволяющий определить взаимосвязи между различными процессами и явлениями; экспериментальный метод, позволяющий воспроизвести различные экономически процессы для их дальнейшего изучения; графический метод, который помогает наглядно демонстрировать отдельные зависимости; метод научного абстрагирования, заключающийся в концентрировании внимания на типичных, постоянных и сущностных чертах исследуемых вопросов; методы наблюдения и анализа, позволяющие следить за происходящими процессами по исследуемой тематике, их развитием, изменением, возникающими проблемами и путями их решения; методы индукции и дедукции. С помощью индукции стало возможным перейти от изучения единичных фактов к общим положениям и выводам и обратным способом из общих выводов сделать частные заключения с помощью дедукции. В результате использования этих методов удалось сконцентрировать внимание на важнейших сторонах исследуемой проблемы, а также показать причинно-следственные связи. В статье сделан вывод о том, что в современном состоянии у учреждений отсутствуют стимулы к оказанию большего количества услуг. Рассматривается подход к повышению эффективности деятельности учреждений культуры в современных условиях.

Ключевые слова: государственные услуги; резервный фонд; система финансирования; стимулирование деятельности учреждений.

Уже довольно долгое время в нашей стране идут нескончаемые изменения в бюджетной сфере, связанные с непрекращающимися процессами повышения эффективности бюджетных расходов.

Одним из этапов реализации указанной политики выступила Программа Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 г., а ключевым инструментом реализации указанной программы выступил Федеральный закон от 8 мая 2010 г. № 8Э-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» [1].

Основной целью данного Федерального закона является повышение качества и доступности государственных услуг, оказываемых государственными учреждениями и повышение эффективности их деятельности.

Основными факторами мотивации учреждений к повышению качества и доступности оказываемых ими услуг должны стать: «формирование для каждого учреждения государственного задания на оказание государственных услуг с указанием показателей объема и качества его выполнения; обеспечение контроля за выполнением задания; установление прямой зависимости объема финансового обеспечения выполнения задания (размера субсидии) от результатов деятельности учреждений» [2].

Как уже было сказано выше, в результате принятия данного Федерального закона для каждого учреждения формируется задание на оказание определенного объема услуг. И в соответствии с этими объемами учреждению выделяется субсидия на его осуществление. По итогам каждого года учреждения должны выполнять утвержденное задание. Так, в случае невыполнения учреждением уста-

новленных объемов задания в следующем финансовом году учредитель вправе уменьшить учреждению объемы финансирования [3].

В то же время хотелось бы активизировать систему материального стимулирования учреждений культуры, предложить новый механизм их поощрения, связанный с тем, что при перевыполнении учреждением показателей задания должно увеличиваться его финансирование и, соответственно, фонд оплаты труда работников, задействованных на оказании услуги. Ведь если учреждение перевыполняет задание, то оно несет дополнительные расходы.

Однако на практике объем субсидии на выполнение задания учреждению на соответствующий финансовый год, и плановый период определяется в пределах объема бюджетных ассигнований, предусмотренных на указанные цели бюджетной росписью главного распорядителя средств [4]. Поэтому учреждения хорошо понимают, что перевыполнение показателей задания приведет к уменьшению нормативных затрат на оказание услуги, что, в свою очередь, отразится на сокращении фонда оплаты труда и расходов на материальные затраты на единицу услуги, оказываемую этим учреждением. До сих пор этот вопрос не рассматривал-

ся ни на уровне регионов, ни на уровне министерств.

На сегодняшний день условия стагнации всей системы оказания услуг в сфере культуры региона связаны со слабой заинтересованностью учреждений в перевыполнении утвержденного задания, это наводит на необходимость совершенствовать механизм дополнительного финансирования учреждений на перевыполнение задания.

Выходом из сложившейся ситуации может стать создание при органе исполнительной власти, осуществляющем функции и полномочия учредителя учреждений культуры, резервного фонда денежных средств, предусматривающего возмещение учреждениям расходов, связанных с перевыполнением показателей задания.

Такая мера позволит увеличивать учреждению размер субсидии на финансовое обеспечение перевыполнения задания, исключив необходимость сокращения нормативных затрат. Это, в свою очередь, даст возможность сосредоточиться на повышении качества самих оказываемых услуг.

При этом появляется возможность дополнительного материального стимулирования работников, участвующих в производстве услуги, расширении материально-технической базы учреждения.

Существующие Предлагаемые

Рис. 1. Источники финансирования государственного задания

По своей сути, резервный фонд представляет собой объем денежных средств, зарезервированный в органе исполнительной власти по отдельной бюджетной классификации, имеющий установленные источники формирования и направления расходования. В связи с тем, что бюджет составляется на трехлетнюю перспективу, указанный фонд формируется соответственно на три года, однако ежегодно подлежит корректировке.

Для создания подобного резервного фонда на уровне органа исполнительной власти прежде всего необходимо внести соответствующие изменения в закон об областном бюджете, для введения отдельной бюджетной классификации, преду-

сматривающей проведение расходов в рамках указанного фонда.

Размер указанного резервного фонда определяется в соответствии со Статьей 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации и не может превышать 3 % утвержденного законом об областном бюджете общего объема расходов, предусмотренных органу исполнительной власти на соответствующий год.

Несмотря на первый взгляд на незначительные размеры, такой фонд позволит иметь достаточный объем средств на случай компенсации затрат учреждениям культуры в связи с перевыполнением ими установленных показателей задания.

SOCIAL AND ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES

Далее на уровне органа исполнительной власти необходимо разработать порядок использования средств указанного фонда и определить формы и сроки отчетности использования его средств. Порядок будет определять цели, механизм и условия предоставления и использования бюджетных ассигнований резервного фонда. В соответствии с этим порядком, учреждения при возникшей необходимости, предоставляют в орган исполнительной власти пакет документов, подтверждающих факт перевыполнения задания с расчетом размера необходимой потребности в средствах, а также иные документы, подтверждающие обоснованность выделения денежных средств.

Рассмотрим эти предложения на примере комитета по культуре Курской области и подведомственных ему областных учреждений культуры.

Общий объем средств, выделяемых комитету по культуре Курской области в соответствующем

Общий объем средств, выд

финансовом году, утверждаемый Законом Курской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год, представлен в таблице 1.

Как видно из указанной таблицы, расходы на культуру ежегодно повышаются. На основании этих данных можно посчитать размер резервного фонда на возмещение расходов областным учреждениям культуры при перевыполнении показателей государственного задания (табл. 2).

Таким образом, уже в 2014 г., кроме предусмотренных в бюджете объемов, отрасль культуры могла бы иметь дополнительный резерв, обеспечивающий покрытие расходов при перевыполнении областными учреждениями показателей государственного задания в сумме 19,7 млн руб.

Текущее обеспечение областных учреждений финансовыми ресурсами на выполнение государственного задания отражено в таблице 3.

Таблица 1

мык на культуру, тыс. руб.

Наименование 2012 г. 2013 г. 2014 г.

Средства областного бюджета 549 952,1 634 224,5 656 914,2

Таблица 2

Размер резервного фонда, тыс. руб.

Наименование 2012 г. 2013 г. 2014 г.

Резервный фонд 16 498,6 19 026,7 19 707,4

Таблица 3

Объем средств, предусмотренный областным учреждениям на вытолнение государственного задания, тыс. руб.

Наименование 2012 г. 2013 г. 2014 г.

Субсидия на выполнение госзадания 349 154,0 371 130,4 369 802,8

По итогам каждого года показатели государственного задания выполняются учреждениями в 100 % объеме. Исходя из этого, становится возможным просчитать среднюю стоимость 1 % государственного задания делением общей суммы субсидии на 100 (табл. 4).

Имея данные о средней стоимости одного процента оказания государственной услуги и общий размер резервного фонда в соответствующем году, можно посчитать какой размер перевыполнения государственного задания можно будет обеспечить за счет средств данного фонда (табл. 5).

Таблица 4

Средняя стоимость оказания 1 % услуг в рамках государственного задания, тыс. руб.

Наименование 2012 г. 2013 г. 2014 г.

Стоимость 1 % государственных услуг 3 491,5 3 711,3 3 698,0

Таблица 5

Объем перевыполнения государственного задания, расходы по которому возмещаются за счет средств резервного фонда

Наименование 2012 г. 2013 г. 2014 г.

% обеспечения средствами 4,7 % 5,1 % 5,3 %

Проведя подобные расчеты, нами получены предельно возможные размеры перевыполнения государственного задания, расходы на которые будут возмещаться областным учреждениям сферы культуры в полном объеме.

Объемы государственного задания учреждениям изначально разрабатывались и устанавливались в соответствии с их реальными возможностями, следовательно, по итогам года размер перевыполнения объемов задания может быть незначительным. При этом не исключено, что может возникнуть ситуация, при которой учреждения перевыполняют показатели государственного задания на общую сумму, превышающую объемы резервного фонда. В таком случае учредитель будет вынужден возместить учреждениям лишь часть расходов, в зависимости от размеров перевыполнения задания. На основании проведенных расчетов, размер полного возмещения расходов будет составлять 5 %. Далее, при превышении этого значения, учреждению будет возмещаться лишь часть затраченной суммы. Чем выше будет процент перевыполнения задания, тем меньше средств будет возмещено учреждению. Это, конечно, может частично ограничивать учреждения, но, в отличие от текущей ситуации, дает им хороший стимул к развитию и совершенствованию.

Предложенная система стимулирования учреждений культуры в зависимости от достигнутых результатов позволит в значительной степени повысить объемы и качество оказываемых ими услуг, так как учреждения и их работники будут четко знать, что любое перевыполнение планов принесет им дополнительную выгоду, и они будут к ней стремиться. Иными словами, стимулировать эти учреждения на оказание большего объема услуг в сфере культуры.

Подводя итог, следует отметить, что проводимая государством политика по установлению учреждениям культуры нового правового статуса, доведению до них заданий на оказание услуг, с одной стороны, позволила более эффективно подойти к планированию бюджетных средств. Это более выгодно учреждению, в виду того, что оно имеет более гибкую систему расходования средств, предусмотренных в виде субсидии. Но, с другой сто-

роны, оставила неосвещенным вопрос источников финансирования учреждений при перевыполнении ими показателей задания.

Предложенные в данной статье идеи предоставляют учреждениям культуры возможности расширения сферы влияния - стимулирование творческих работников, задействованных в этой сфере, и в целом, стимулирование самого учреждения на произведение большего объема качественных услуг.

Литература

1. Об утверждении Программы Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года: распоряжение Правительства РФ от 30.06.2010 г. № 1101-р (ред. от 07.12.2011 г.) // Собрание законодательства РФ. № 28 от 12.07.2010 г.

2. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений: федер. закон от

08.05.2010 г. № 83-ФЗ (ред. от 07.05.2013) // Российская газета. Федер. Вып. № 5179 от 12.05.2010 г.

3. Комплексные рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления по реализации Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений: письмо Министерства финансов России от

16.05.2011 г. № 12-08-22/1959 // Минфин РФ. URL: http://minfin.ru

4. Об утверждении положения о формировании и финансовом обеспечении выполнения государственных заданий органами исполнительной власти Курской области и областными государственными учреждениями: постановление Администрации Курской области от

17.09.2009 г. № 302-па // Курская правда. № 211-212 от 1 окт.2009 г.

References

1. Ob utverzhdenii Programmy Pravitel'stva RF po povysheniyu effektivnosti byudzhetnykh raskhodov na period do 2012 goda. Rasporyazheniye Pravitel'stva RF ot

30.06.2010 g. № 1101-r (red. ot 07.12.2011 g.) // Sobra-niye zakonodatel'stva RF. № 28 ot 12.07.2010 g.

2. O vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federatsii v svyazi s sovershenstvova-niyem pravovogo polozheniya gosudarstvennykh (munit-sipal'nykh) uchrezhdenij. Federal'nyj zakon ot 08.05.2010

SOCIAL AND ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES

C. A. BOPOHHH, E. B. XAPHEHKO

25

g. N 83-FZ (red. ot 07.05.2013) // Rossijskaya gazeta. Fed-eral'nyj vyp. № 5179 ot 12.05.2010 g.

3. Kompleksnye rekomendatsii organam ispolnitel'noj vlasti sub"yektov Rossijskoj Federatsii, organam mestnogo samoupravleniya po realizatsii Federal'nogo zakona ot 8 maya 2010 g. № 83-FZ «O vnesenii izmenenij v otdel'nye zakono-datel'nye akty Rossijskoj Federatsii v svyazi s sovershenstvo-vaniyem pravovogo polozheniya gosudarstven-nykh (munit-sipal'nykh) uchrezhdenij. Pis'mo Ministerstva finansov Rossii

ot 16.05.2011 g. № 12-08-22/1959 // Minfin RF. URL:http://minfin.ru/

4. Ob utverzhdenii polozheniya o formirovanii i fi-nansovom obespechenii vypolneniya gosudarstvennykh zadanij organami ispolnitel'noj vlasti Kurskoj oblasti i ob-lastnymi gosudarstvennymi uchrezhdeniyami. Postanovle-niye Administratsii Kurskoj oblasti ot 17.09.2009 g. № 302-pa // Kurskaya pravda. № 211-212 ot 1 oktyabrya 2009 g.

* * *

STIMULATION OF CULTURAL INSTITUTIONS ON RENDERING STATE SERVICES

VORONIN SERGEY ALEKSANDROVICH Kursk Institute of Management, Economy and Business, Kursk, the Russian Federation, e-mail: [email protected]

HARCHENKO YEKATERINA VLADIMIROVNA Southwest State University, Kursk, the Russian Federation, e-mail: [email protected]

In recent years cultural institutions once again underwent considerable reorganization. Change of legal status gave them new opportunities, but at the same time, they met and new difficulties. In this article authors analyzed the current position of cultural institutions, offered the mechanism of stimulation of establishments on an over fulfillment of indicators of a task. In article authors used such methods of research as: the method of the functional analysis allowing to define interrelations between various processes and the phenomena; the experimental method allowing to reproduce processes various economically for their further studying; a graphic method which helps to clearly demonstrate separate dependences; the method of scientific abstraction consisting in concentrating of attention on typical, constant and intrinsic lines of the studied questions; the methods of supervision and the analysis allowing to watch the happening processes on the studied subject, their development, change, the arising problems and ways of their decision; methods of induction and deduction. By means of induction it became possible to pass from studying of isolated facts to general provisions and conclusions and the return way to make the private conclusions by means of deduction of the general conclusions. As a result of use of these methods it was succeeded to concentrate attention on the major parties of the studied problem, and also to show relationships of cause and effect. In article authors made the conclusion that in a current state, establishments have no incentives to rendering bigger number of services. Authors considered approach to increase of efficiency of activity of cultural institutions in modern conditions.

Key words: state services, reserve fund, system of financing, stimulation of activity of establishments.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.