Научная статья на тему 'Стимулирование речевой активности у детей с синдромом Дауна'

Стимулирование речевой активности у детей с синдромом Дауна Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1062
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стимулирование речевой активности у детей с синдромом Дауна»

помогает исправить недостатки образного восприятия, активизировать словарь детей, в той или иной степени устранить нарушения монологической речи, усовершенствовать словесную систему мышления.

Список литературы

1. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. -М.: Владос, 2000.

2. Василевская В.Я. Изучение понимания литературных текстов умственно отсталыми детьми // Изв. АПН РСФСР. - М., 1961.

3. Лалаева Р.И. Нарушение устной речи и система их коррекции у умственно отсталых школьников. - Л., 1988.

Д. Т. Кашапова, О. Н. Тверская Стимулирование речевой активности у детей с синдромом Дауна

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения. Есть дети, которые испытывают сложности в освоении речи, к данной категории относятся дети с синдромом Дауна. Они лучше воспринимают речь, нежели говорят сами. Отсутствие фразовой речи у них сопровождается следующими характеристиками развития: отсутствие инициативы в общении со взрослым, игнорирование или отказ от совместных действий со взрослым при трудностях адаптации к новым условиям, неустойчивый зрительный контакт, слабое подражание действиям взрослого, активная речь выражена криком и простыми вокализациями. Несформирован-ность всех компонентов языковой системы сочетается со специфическими отклонениями внимания, памяти. Кроме того, дети с синдромом Дауна нередко обладают личностными особенностями, осложняющими их обучение и воспитание: негативизм, агрессивность, раздражительность, капризность, пассивность. Стимулирование речевой активности является одним из важнейших процессов для побуждения речи таких детей.

В настоящее время в психолого-педагогической литературе описаны различные методики, позволяющие развивать и обучать детей с синдромом Дауна. Однако весь этот процесс довольно труден и занимает много времени, в отличие от усвоения таких же умений обычными детьми. Как показывает опыт, речь детей с синдромом Дауна постепенно корректируется постоянными занятиями. К одному из эффективных средств стимулирования речевой активности можно отнести сказку. Сказка формирует у ребенка положительное отношение к окружающему

миру. Сказка заставляет ребенка сопереживать персонажам, в результате чего у него появляются новые представления о людях, их взаимоотношениях, предметах и явлениях окружающего мира, новый эмоциональный опыт. Немаловажно, что сказка содержит простые образы: животных, героев, с которыми «особому» ребенку проще идентифицировать себя, чем с реальной ситуацией. С помощью игры в сказочном контексте можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни, и значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми, то есть адаптироваться в обществе. Детям с синдромом Дауна обычно труднее учиться из-за задержки в развитии. В освоении речи это проявляется особенно ярко, ведь с речью в первую очередь связаны такие мыслительные процессы, как логика, понимание, память. Эти проблемы зачастую мешают ребенку, но над ними можно работать всю жизнь, постоянно улучшая результат. Именно поэтому мы разработали серию занятий, в которые были включены сказки: «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок», «Маша и медведь», «Теремок».

В процессе работы со сказками мы применяли следующие виды заданий:

1) совместное рассказывание сказки: взрослый рассказывает сказку, ребенок в требуемый момент произносит соответствующее звукоподражание (например, курочка-ряба: «ко-ко», кошка: «мяу» и т. д.) по картинкам. Задачи, которые решаются в процессе этой работы: обогащение лексического запаса, обучение пониманию контекстной речи, развитие эмоциональной сферы;

2) драматизация сказки: по ходу рассказывания ребенку предлагается выставить на стол фигурку того персонажа, который называется в тексте. Задачи: развитие навыка соотнесения слова с соответствующим материальным объектом, развитие слухового внимания;

3) артикуляционная гимнастика на основе обыгрывания определенных качеств сказочных персонажей (например, дед - надуваем щеки, баба - губы вытянуть «трубочкой», жучка - высунуть язык, внучка - губы в улыбке). Задачи: развитие артикуляционной моторики ребенка, развитие эмоциональной сферы;

4) подражание героям сказки: ребенку предлагается вспомнить, как выполняли действия персонажи в данной сказке. Лиса как ела колобка? (высунуть широкий язык, затем «пожевать»); как ходит медведь? (изобразить походку вразвалочку); зайчик как прыгал по дорожке? (показать скачущего зайца);

5) массаж лица. Взрослый использует для массажа лица ребенка ватные палочки, показывая, как плачут дед и баба: точечный массаж, перетирка, поглаживание;

6) изобрази героя сказки. Ребенку предлагается при чтении сказки изображать настроение персонажей сказки. Цель: развитие мимической мускулатуры:

- «порадуемся как старуха» (губы растянуть в улыбку, глаза слегка прищурить); «старуха замесила муку на сметане, состряпала колобок, изжарила в масле и на окошко студить положила»;

- «удивимся как дед и баба» (приподнять брови, широко открыть глаза). «Колобок полежал, полежал, взял да и покатился»;

- «умеем лукавить как лиса» (моргать то правым глазом, то левым); «Ах, песенка хороша, да слышу я плохо. Колобок, Колобок, сядь ко мне на носок да спой еще разок, погромче».

В процессе работы нами были сформулированы рекомендации педагогам и родителям по организации данных занятий. Все материалы и оборудование готовятся до занятия, с учетом речевых, психологических и личностных особенностей каждого ребенка. В процессе демонстрации сказки у ребенка, естественно, возникает эмоциональный подъем, заметно повышаются его сосредоточенность, восприятие и мыслительная активность. Умелое разыгрывание сказок позволяет нам создавать у ребенка радостное, приподнятое настроение, устанавливать эмоциональный контакт с малышом, активизировать речевое общение, пополнять запас знаний и сведений ребенка, совершенствовать познавательные процессы, развивать речь.

Подражание героям сказки доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их. Сказка оказывает огромное воздействие на эмоциональный мир ребенка. Такие занятия развивают его память, внимание, воображение, стимулирует речь, пластику движений, способствует раскрытию творческих способностей.

Список литературы

1. Жиянова П.Л. Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом Дауна / П.Л. Жиянова. - М.: Просвещение, 2002. - С. 25.

2. Кириллова Е.В. Логопедическая работа с безречевыми детьми / Е.В. Кириллова. - М.: Просвещение, 2011. - С. 154.

3. Медведева Т.П. Развитие познавательной деятельности детей с синдромом Дауна / Т.П. Медведева. - М.: Просвещение, 2010.

4. Набойкина Е.Л. Сказки и игры с «особым» ребенком: учеб. пособие / Е.Л. Набойкина. - СПб., 2006. - С. 46.

5. Поле Е. Синдром Дауна. Факты: учеб. пособие / Е. Поле. - М., 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.