УДК - 332.1
СТАТИСТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
М.Ю. Мишина
В статье выделены типы районов по следующим критериям: уровень развития сельскохозяйственного производства в сельхозорганизациях на современном этапе и требуемый уровень развития сельскохозяйственного производства в сельхозорганизациях на средне- и долгосрочную перспективу. Определены перспективные направления развития регионального АПК.
Ключевые слова: агропромышленный комплекс, уровень развития, ранг муниципальных образовании, высокоперспективные, среднеперспективные, недостаточно перспективные типы районов.
Развитие сельского хозяйства во многом определяет уровень экономической безопасности страны. Важнейшими особенностями аграрного сектора экономики являются использование земли и природной среды как главных средств производства; зависимость от климатических и погодных условий; территориальная рассредоточенность производства; широкое использование в воспроизводственном процессе продукции собственного производства.
В последние годы Правительство Российской Федерации обратило внимание на развитие сельского хозяйства, что нашло отражение прежде всего в принятии Федерального закона от 29.12.2006 № 264 - ФЗ «О развитии сельского хозяйства», разработке приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса», Государственной программе «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы».
При этом надо отметить, что согласно данных Министерства экономического развития и торговли объем бюджетного финансирования программ агропромышленного комплекса в 2008 г. вырос 2,3 раза по сравнению с 2001 г., в других отраслях этот показатель составляет 1,8 раза в здравоохранении, 2,3 — на оборону, инновационные разработки — более чем в 10 раз.
Таким образом, в бюджетных разработках заложено более чем двукратное увеличение финансирования к 2010 г., при этом уровень прямой государственной поддержки отрасли будет расти меньшими темпами, т.к. большая часть расходов федерального бюджета будет осуществляться в рамках Государственной программы развития агропромышленного комплекса с применением программно -целевого метода.
В целях определения перспектив развития сельских территорий использована методика, которая исходит из формирования внутрирегиональной политики не по принципу сглаживания диспропорций в развитии, а по принципу первоочередного развития сельскохозяйственного производства в сельхозорганизациях наиболее развитых районов.
Типология подразумевает выделение типов районов по следующим критериям: уровень развития сельскохозяйственного производства в сельхозорганизациях на современном этапе и требуемый уровень развития сельскохозяйственного производства в сельхозорганизациях на средне- и долгосрочную перспективу.
Критерий 1. Современный уровень развития. Определяется исходя из уровня производства в сельхозорганизациях. Наиболее четко охарактеризовать уровень развития сельскохозяйственного производства в сельскохозяйственных организациях можно по показателям производства продукции на площадь земли сельскохозяйственного назначения или площадь района.
Для определения уровня развития сельского хозяйства используются следующие показатели:
- плотность реализации зерна сельхозпредприятиями в среднем за 2003 - 2005 годы (объем реализации по отношению к площади района),
- плотность реализации скота и птицы в живой массе в сельхозорганизациях в среднем за 2003 - 2005 годы (масса мяса по отношению к площади района),
- плотность реализации молока сельхозорганизациями в среднем за 2003 - 2005 годы (объем молока по отношению к площади района),
- уровень надоев в расчете на 1 корову в сельхозорганизациях в 2005 году. При этом учитывается фактор наличия природоохранных территории в том или ином муниципальном
образовании, что ограничивает сельскохозяйственное производство.
- плотность сельского населения, а также динамика численности сельского населения в постсоветский период. Низкая плотность населения отражает не столько количественный, сколько качественный дефицит трудовых ресурсов для крупнотоварного производства. Возникнув в результате длительной депопуляции, она способствует созданию социальной среды с преобладанием старших возрастов. Почти повсеместно существует нехватка специалистов и руководителей, недостаточный уровень менеджмента, организационной и консультационной работы по формированию и функционированию новых рыночных структур.
Ранг каждого района Брянской области по 5 рассматриваемым показателям приведен в таблице 1.
По сочетанию данных показателей выделяются районы:
- высокоразвитые (1),
- среднеразвитые (2),
- слаборазвитые (3).
Районы внутри региона оцениваются только относительно друг друга и среднеобластного уровня вне зависимости от уровня развития других регионов, в том числе приграничных районов.
Распределение районов по данным типам происходит по совокупности ранга (места - от 1 до 27 по числу районов Брянской области) каждого района по всем выделенным пяти показателям (плотность населения, зерна, молока, мяса и уровень надоя в расчете на 1 корову в сельхозорганизациях).
Критерий 2. Требуемый уровень развития. В большинстве случаев ранг современного развития совпадает с потенциальным рангом, но в ряде случаев можно говорить о неиспользованном потенциале внутренних ресурсов и экономико-географического положения.
Выделяется следующие типы районов по уровню перспективности развития сельскохозяйственного производства в сельхозорганизациях:
- высокоперспективные - А,
- среднеперспективные - Б,
- недостаточно перспективные - В.
Помимо современного уровня развития, при определении перспективности того или иного района учитывается удаленность районов от регионального центра, крупных городов как основных объектов сбыта/переработки/потребления продукции, общая численность городского населения в районе, наличие транспортной инфраструктуры. Кроме того, учитываются природные условия и реализуемые проекты, направленные на развитие сельского хозяйства и перерабатывающих отраслей АПК.
Таблица 1
Ранг муниципальных образований Брянской области по плотности сельского населения и интенсивности сельскохозяйственного производства
№ Наименование Плотность Плотность Плотность Плотность Надой на
пп района населения зерна скота и птицы молока 1 корову
1. Брасовский 18 2 6 17 13
2. Брянский 1 12 1 2 2
3. Выгоничский 4 14 24 21 7
4. Гордеевский 8 19 15 7 17
5. Дубровский 11 13 13 16 11
6. Дятьковский 24 26 3 12 1
7. Жирятинский 17 25 22 25 16
8. Жуковский 3 17 8 6 5
9. Злынковский 22 22 23 23 24
10. Карачевский 14 10 7 9 6
11. Клетнянский 26 27 27 27 23
12. Климовский 15 11 19 19 25
13. Клинцовский 5 9 9 8 8
14. Комаричский 16 1 10 3 4
15. Красногорский 20 18 18 15 27
16. Мглинский 13 21 17 13 22
17. Навлинский 23 23 26 26 15
18. Новозыбковский 9 4 2 5 9
19. Погарский 2 5 5 4 20
20. Почепский 6 15 12 11 12
21. Рогнединский 27 16 21 20 1
22. Севский 21 6 14 14 21
23. Стародубский 10 3 4 1 3
24. Суземский 25 20 25 24 19
25. Суражский 12 24 20 18 26
26. Трубчевский 19 8 16 22 18
27. Унечский 7 7 11 10 14
Высокоперспективные районы (А) в среднесрочной перспективе должны стремиться к достижению уровня развития сельскохозяйственного производства 1990 года или выше, вовлечению в оборот всей имеющейся пашни. Обеспеченность населения социальной инфраструктурой должна быть сравнимой с обеспеченностью городских жителей в целях повышения аттрактивности. Предполагается рост численности сельского населения данных районов (в зависимости от потребности в кадрах) за счет привлечения населения. Развитие и поддержку получат ЛПХ и К(Ф)Х.
Среднеперспективные районы (Б) должны продолжать развиваться средними для области темпами. Обеспеченность социальной инфраструктурой к 2011 году должна соответствовать существующим нормативам.
Недостаточно перспективные районы (В) в ближайшие годы необходимо развивать в направлении усиленного развития фермерства и ЛПХ. Также в данный тип попадают районы, где имеется или в краткосрочной перспективе может появиться 1 крупное предприятие сельского хозяйства.
Распределение районов Брянской области по современному и требуемому уровню развития сельскохозяйственного производства в сельхозорганизациях приведено в таблице 2.
Таблица 2
Классификация районов Брянской области по современному уровню и перспективам развития
сельскохозяйственного производства в сельхозорганизациях
Уровень развития Недостаточно перспективный (В) Среднеперспективный (Б) Высокоперспективный (А)
Низкий (3) Рогнединский, Клетнянский, Красногорский, Злынковский, Суземский районы Выгоничский, Жирятинский, Навлинский, Мглинский, Суражский,
Климовский районы
Гордеевский, Почепский,
Дубровский, Клинцовский,
Средний (2) Трубчевский, Унечский,
Севский районы Карачевский,
Дятьковский районы
Высокий (1) Брянский, Погарский, Жуковский, Новозыбковский, Брасовский, Стародубский, Комаричский районы
Таким образом, 12 районов (44,5 % от всех) относятся к высокоперспективным, 10 (37 %) -к среднеперспективным и 5 (18,5 %) - к недостаточно перспективным.
В период до 2012 г. высокоперспективные районы благодаря увеличению финансирования за счет муниципальных и регионального бюджетов и повышения их инвестиционной привлекательности будут иметь более высокий темп роста показателей сельскохозяйственного производства. Через увеличение капитальных вложений и иностранных инвестиций в основной капитал, развитие лизинга техники в этих районах может быть достигнута площадь пашни на уровне 1990-1991 гг., для чего потребуется ввести в оборот неиспользуемую пашню, уменьшить площадь залежей в некоторых районах, ввести в категорию пашня выведенные из нее в течение постсоветского периода земли.
Также в этих районах по возможности следует размещать крупные свинокомплексы и комплексы КРС, создавать новые перерабатывающие предприятия АПК.
Высокоперспективные районы будут являться основными для населения, приезжающего в область на постоянное место жительства. Для повышения аттрактивности сельской местности как места проживания следует постепенно повышать уровень развития ее социальной сферы до уровня малых городов.
В высоко и среднеперспективных районах в период до 2012 г. и далее развитие сельскохозяйственного производства в сельхозорганизациях должно осуществляться под воздействием следующих факторов:
- увеличения посевных площадей, в том числе по отдельным сельскохозяйственным культурам;
- приобретения энергосберегающей современной сельскохозяйственной техники;
- внедрения новых ресурсосберегающих технологий в растениеводство;
- повышения плодородия;
- строительства новых и реконструкции современных животноводческих ферм;
- наращивания поголовья скота;
- роста доходности сельскохозяйственного производства;
- изменения территориальной организации предприятий пищевой промышленности.
Недостаточно перспективные районы являются территориями, где все возрастающую роль играют
фермерские хозяйства, для которых по возможности должны обеспечиваться специальные льготные условия.
Таким образом, важнейшей задачей органов государственной власти Брянской области является формирование условий для сбалансированного развития АПК, полностью обеспечивающего потребности жителей области в продуктах питания на основе: льготного выделения земли в аренду колхозным и фермерским хозяйствам; формирования льготного режима налогообложения для создания потребительских кооперативов в АПК; прямой финансовой помощи региональных (программы по развитию АПК) и федеральных органов власти (через ФЦП) предприятиям АПК; формирования условий для привлечения дополнительных средств в рамках межрегионального сотрудничества; создания условий для подготовки управленческих кадров для АПК на базе существующих образовательных учреждений Брянской области.
The article devotes to the analysis of light industry, it also reflects the main problems which further to change for the worse of light industry and the main trends of their solution are given in the article.
The key words: light industry, breaking point, methodology of managing, golographic models, humanizing type, economic growth, type of managing.
Список литературы
1. Стратегия социально - экономического развития Брянской области до 2025 года (Постановление администрации Брянской области от 20 июня 2008 г. № 604).
2. Пашинцева Н.И. Современные проблемы статистики регионов и муниципальных образований // Вопросы статистики, 2006. № 12. С. 5-11.
Об авторе
Мишина М.Ю. - кандидат экономических наук, доцент Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, mar-mish@yandex.ru