Научная статья на тему 'Становление высшего женского инженерно-промышленного образования в России в конце XIX - начале XX в'

Становление высшего женского инженерно-промышленного образования в России в конце XIX - начале XX в Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
305
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ЖЕНСКОЕ ИНЖЕНЕРНО-ПРОМЫШЛЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ИНЖЕНЕРНЫЕ ШКОЛЫ / КОММЕРЧЕСКИЕ ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / ПРЕДМЕТЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ / СОВМЕСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ / ПОЖЕРТВОВАНИЯ / WOMEN’S HIGHER ENGINEERING EDUCATION / INDUSTRIAL / NON-ENGINEERING SCHOOLS / BUSINESS UNIVERSITIES / SUBJECTS OF THE ART INDUSTRY / A JOINT TRAINING-TION / HOUSEHOLD EXPENSES / DONATIONS
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Становление высшего женского инженерно-промышленного образования в России в конце XIX - начале XX в»

т

дискуссия

журнал научных публикаций

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

Н. Ф. Кацалова, аспирант, кафедра общей педагогики, начального и дошкольного образования, Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ставрополь, Россия, netaly78.78@mail.ru

СТАНОВЛЕНИЕ ВЫСШЕГО ЖЕНСКОГО ИНЖЕНЕРНО-ПРОМЫШЛЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX В.

Процесс становления женского образования в конце XIX — начале XX в. в России являлся неотъемлемой частью общественно-политического развития страны. Борьба женщин за получение высшего образования явилась проявлением решения важного вопроса тогдашнего времени о положении женщины в русском обществе. Потребовалось много времени, труда и настойчивости не одного поколения, чтобы женщина получила право на высшее образование.

В историческом плане отечественное женское образование прошло длинный и сложный путь. Свое начало оно брало от единичных учебных заведений, в которых организация учебного процесса целиком зависела от учителя, его знаний и умений, а в плане организационно-правового регулирования подчинялась идеологическому диктату церкви. С развитием государства и общества, формированием образовательных потребностей населения на протяжении столетий оно постепенно приобрело вид стройной системы женского образования, которая базировалась на достаточно продуманных подходах, учитывающих политическую ситуацию в стране и социальный заказ общества, уровень развития культуры

Первой женщиной, которая попыталась воплотить идею возможности получения женщинами

высшего инженерно-промышленного образования и открыть чертежные курсы в Русском Женском Взаимно-Благотворительном обществе, была П. Н. Ариян.

и педагогики, конфессиональные особенности и т. д. Развитие и функционирование такой системы было бы невозможно без регламентирующих ее нормативных документов различного уровня, т. е. организационно-правового регулирования деятельности женских учебных заведений.

Сам образовательный процесс предполагает определенную организацию. Поэтому под его организационно-правовым регулированием имеется в виду специально организованная, нормативно зафиксированная и технически обеспеченная система регламентации образования на основных уровнях его осуществления. Особо важное звучание тема организационно-правового регулирования деятельности высших женских учебных заведений приобрела в конце XX — нача-= ле XXI в. в связи с:

— реформированием образования и переосмыслением методологических основ истори-ко-педагогических исследований;

— необходимостью исследования системы образования и его орга-

= низационно-правового регулирования в многонациональных поликультурных регионах нашей страны;

— введением раздельного обучения мальчиков и девочек, с использованием

№ 3 (33) МАРТ 2013

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Щ

имеющегося опыта международной правовой координации деятельности национальных образовательных систем в рамках европейского и мирового содружества и в связи с вхождением России -

в Болонский процесс, в связи с национальной образовательной инициативой Президента РФ Д. А. Медведева «Наша новая школа» от 04.02.2010 г.

Интерес женщин :

к инженерно-промышленному образованию проявился в 1898 г. Первой женщиной, которая попыталась воплотить идею возможности получения женщинами высшего инженерно-промышленного образования и открыть чертежные курсы в Русском Женском Взаимно-Благотворительном обществе, была П. Н. Ариян. Но эта идея не нашла отклика у общественности. Спустя 4 года, в 1902 г., П. Н. Ариян ходатайствовала за создание «Технико-графического института» с 3-годичным обучением. Ее поддержали профессора института путей сообщения В. И. Кюрдюмов и Н. А. Беле-любский. Они-то и составили план и программу, с которой П. Н. Ариян обратилась к председателю комиссии по техническому образованию при Русском Техническом Обществе А. Г. Небольсину. На заседании комиссии П. Н. Ариян прочитала доклад о предполагаемом институте. Русское Техническое Общество согласилось возглавить институт, но средств на организацию института дать не могло. Следствием этого явилась организация «Общества для изыскания средств для технического образования женщин», учредителями которого в 1904 г. стали видные лидеры движения за женское равноправие П. Н. Ари-ян, Е. И. Конради, П. С. Стасова, В. П. Тар-новская, А. П. Фило-софова и профессора Петербургского института путей сообщения В. И. Кюрдюмов и Н. А. Белелюбский. Целью этого общества было «собрать средства на основание первой в России женской инженерной школы»1. Собранных средств

Дать высшее техническое образование женщинам в тех отраслях техники, где по роду

деятельности применение женского труда представляется наиболее желательным

Целью курсов было «дать слушательницам знания, строго нужные для архитектурного и градостроительного дела, развить изящный вкус и навык к специальному труду».

едва хватило на открытие в 1906 г. в Петербурге высших женских политехнических курсов.

Учредители Петербургских курсов ви-

- дели цель создания этого учебного заведения в том, чтобы «дать высшее техническое образование женщинам в тех отраслях техники, где по роду деятельности применение женского труда представляется

наиболее желательным»2. В состав курсов вошли архитектурный, инженерно-строительный, электромеханический и химический факультеты. Архитектурный факультет готовил «технически и художественно развитых» помощников строителей общественных и частных зданий. Также слушательницы должны были выполнять проектные работы по канализации и водоснабжению, отопительным системам, вентиляции, электромеханике, дорогам. Инженерно-строительный факультет выпускал инженеров городского и земского хозяйства, железнодорожных и портовых сооружений. Электромеханический факультет готовил специалистов более высокого профиля для работы на городских, земских, промышленных электротехнических сооружениях, осветительных станциях. Специалистов по переработке нефти, сахароварению, пивоварению, металлургии, керамическому и цементному производству готовил химический факультет3.

Учебные планы и программы предметов преподавания должны были соответствовать программам обучения на факультетах высших мужских технических учебных

- заведений. Принимались на курсы девушки, окончившие высшие женские учебные заведения и выпускницы средних школ по конкурсу аттестатов (имевшие оценку не ниже «4» по русскому языку,

математике, физике)4. Курс обучения был 5-летним. Курсы содержались на средства, получаемые за обучение студенток, ежегодных взносов членов Общества, пожертвова-

®

дискуссия

журнал научных публикаций

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

ний и доходов с лекций, концертов, устраиваемых в пользу курсов. Из этих средств покрывались хозяйственные расходы, учебные расходы на лабораторное оборудование и выплачивалось жалование преподавателям.

В 1906 г. в Петербурге открылись Женские курсы высших архитектурных знаний Е. Ф. Багаевой и Л. П. Молас. Целью курсов было «дать слушательницам знания, строго нужные для архитектурного и градостроительного дела, развить изящный вкус и навык к специальному труду»5. По объему учебной программы эти курсы соответствовали «учебным заведениям высшего типа» ведомства Министерства торговли и промышленности. На курсы принимались выпускницы средних учебных заведений и девушки, получившие домашнее образование. Курс обучения длился 4 года без объявления каких-либо прав по окончании.

Особенностью курсов Е. Ф. Багаевой были прогрессивные методы преподавания: практические занятия, ориентация на индивидуальные способности и склонности учениц, разнообразие тем для работ, ограниченное количество учениц в классе одного преподавателя, посещение музеев, строек и памятников архитектуры. Большое внимание уделялось специальному архитектурному рисованию, композиции орнаментов, предметов художественной промышленности и интерьеров помещений, «недостаточно представленных в специальных учебных заведениях»6. Ученицам разрешалось пользоваться архитектурно-художественными и техническими альбомами и пособиями, библиотекой. Каждый год ученица по определению Совета отправлялась за счет курсов за границу и по представлении отчета о поездке могла быть оставлена в качестве помощницы преподавателя того или иного предмета7.

В 1915 г. высшие женские политехнические курсы были преобразованы в Петроградский женский политехнический институт и утвержден новый устав. Институт теперь выпускал инженеров, механиков, химиков, электриков, строителей, архитекторов. К 1917 г. первый российский политехнический женский институт вырос в крупное учебное заведение. В институте работали преимущественно профессора

и преподаватели Петербургского технологического института и института путей сообщения. После 1917 г. женский политехнический институт стал вторым политехническим институтом, финансировавшимся государством.

Политехнический тип преобладал в кругу неправительственных инженерных школ. В 1916 г. министр народного просвещения П. Н. Игнатьев утвердил устав Московского женского политехнического института. В институте было 2 факультета — инженерно-строительный и архитектурный. Принимались девушки, окончившие курс гимназии. Институт приступил к своей работе в 1917 г.

В этом же году в Екатеринославле открылся Частный политехнический институт, учрежденный А. А. Прессом и Л. Г. Рабиновичем. Он был предназначен для «лиц обоего пола» иудейского вероисповедания8. Окончившие этот институт женщины могли сдать экзамены в любом инженерном институте ведомства МНП на звание инженера и кандидата коммерции.

К категории высших инженерных школ относились 4-летние Петербургские женские строительные и Московские женские технико-строительные курсы. Петербургские курсы давали своим студенткам по окончании специальность гражданского инженера. Московские курсы были специальным учебным заведением для изучения архитектуры и смежных с ней дисциплин.

В группу неправительственных инженерных школ также входили высшие учебные заведения с совместным обучением. К ним относились электротехнические курсы в Москве ведомства Министерства торговли и промышленности, основанные в 1910 г. Их организацией завершились многолетние (с 1897 г.) и многочисленные ходатайства московского отделения Русского Технического Общества и Московской городской думы о создании в Москве электротехнического института. На курсах проходили переквалификацию мужчины и женщины, получившие техническое и физико-математическое образование.

«Лица женского пола» принимались равноправными студентами в коммерческие высшие учебные заведения и обеспечивали капиталистическое хозяйство специалиста-

№ 3 (33) МАРТ 2013

ДИСКУССИЯ t

журнал научных публикаций Щ

ми по торговле и промышленности, банков ско-страховому, кооперативному делу, в об ласти коммунально-муниципальных и ад министративных служб.

После 1905 г. в России в разное время действовало около полутора десятка коммерческих школ высшего типа, но к 1917 г. сохранилось только 6. Наиболее популярными были Московский и Киевский коммерческие институты с развитой учебной базой и блестящим преподавательским составом. В 1913/1914 учебном году в московском институте было 693 студентки, что составляло 14 % всего студенческого контингента Москвы (4 906 чел), в Киевском институте — 313 студенток, или 8 % всех его студенток (4 038 чел.)9.

Женское инженерно-промышленное образование в России конца XIX — начала ХХ в. было обусловлено социально-экономическими условиями. К концу XIX столетия, когда российский капитализм уже начал набирать силу, потребность в женщинах — квалифицированных работницах еще не казалась правительству насущной. По отношению к женскому профессиональному образованию государство осуществляло регулятивную, надзорно-контролирующую, корректировочную функцию частичного финансирования женских профессиональных учебных заведений10.

В начале XX в. о высших женских инженерно-промышленных учебных заведениях можно говорить как о серьезных учебных заведениях. Привлечение университетского профессорско-преподавательского состава, расширение материальной базы, ужесточение правил приема приводит к повышению качества образования. Растет количество высших женских учебных заведений, и расширяется круг специальностей. Между высшими женскими учебными заведениями возникает серьезная конкуренция, что положительным образом сказывается и на их статусе, и на качестве обучения.

Анализ источников показал, что организационно-правовое регулирование высшего инженерно-промышленного женского

В1913/1914 учебном году в московском институте было 693 студентки, что составляло 14 % всего студенческого контингента Москвы (4 906 чел), в Киевском институте -313 студенток, или 8 % всех его студенток (4 038 чел.)

образования в России в конце XIX — начале XX в. устанавливало порядок выполнения социального заказа на образование в организационном, содержательном и норма-= тивном планах и, таким образом, выступало регулятором его функционирования и одновременно фактором развития. Становление организационно-правового регулирования осуществлялось параллельно с развитием образования в форме выработки нормативных документов, обеспечивающих решение задач, стоящих перед образованием в конкретные периоды времени, созданием и совершенствованием органов, управляющих различными образовательными структурами. -'jjjj

1. Иванов А. Е. Высшая школа России в конце XIX — начале XX века. - M., 1991. С. 152.

2. Иванов А. Е. Студенчество России конца XIX — начала XX века: социально-историческая судьба. — М., 1999. С. 145.

3. Первые женщины-инженеры. — Л. С. 14-17.

4. Марголин Д. Справочник по высшему образованию. Руководство для поступления во все высшие учебные заведения России. — Киев, 1911. С. 268-270.

5. Иванов А. Е. Студенчество России конца XIX — начала XX века: социально-историческая судьба. — М., 1999. С. 146.

6. Женские архитектурные курсы Е. Ф. Багаевой. — СПб, 1908. С. 4.

7. Смурова Н. А. Из истории высшего женского архитектурного образования в России // Высшее образование в России. 1994. № 2. С. 144.

8. Иванов А. Е. Студенчество России конца XIX — начала XX века: социально-историческая судьба. -М., 1999. С. 152.

9. Отчет Московского коммерческого института. 1913-1914 гг. — М., 1915. С. 50.

10. Кирьянова О. Б. Развитие низшего профессионального образования в России конца XIX — начала XX века [Электронный ресурс] URL: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-razvitie-nizshego-professionalnogo-obrazovaniya-v-rossii-kontsa-hih-nachala-hh-veka#ixzz2EkLF91Tv (дата обращения: 15.10.2011).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.