Научная статья на тему 'Становление системы высшего специального образования в Республике Марий Эл: от новой специальности к научной школе'

Становление системы высшего специального образования в Республике Марий Эл: от новой специальности к научной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
147
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Становление системы высшего специального образования в Республике Марий Эл: от новой специальности к научной школе»

№ 4, 2008

СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ: ОТ НОВОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ К НАУЧНОЙ ШКОЛЕ

Н. С. Морова, руководитель Марийского регионального центра Поволжского отделения РАО, профессор

Развитие региональных систем образования прямо связано с подготовкой квалифицированных педагогических кадров. В своем ежегодном Послании к Федеральному Собранию Президент Российской Федерации Д. А. Медведев подчеркнул: «Решающую роль в формировании нового поколения профессиональных кадров должно сыграть возрождение российской образовательной системы. Ее прежние успехи были признаны во всем мире. Сегодня... с передовых позиций мы уже откатились. И это становится самой серьезной угрозой нашей конкурентоспособности ...»

Региональная система образования Республики Марий Эл включает в себя 17 муниципальных органов управления образованием, 14 из которых находятся в сельской местности, а остальные расположены в городских округах. Несмотря на то что в городской местности действуют 26,7 % учреждений образования, численность обучающихся в них детей и подростков составляет 62 %. Из всех отраслей социальной сферы республики отрасль «Образование» является самой крупной, предусматривающей значительные вложения из республиканского бюджета.

По состоянию на 1 января 2008 г. сеть учреждений образования республики составляют 670 учреждений различных типов и видов, общий контингент учащихся и воспитанников которых — 104 052 чел.

Реализацию своей социальной функции система образования республики во многом осуществляет через организацию образования детей и подростков, имеющих проблемы в физическом и умственном развитии.

Система подготовки специалистов с высшим образованием для работы в спе-

циализированных образовательных учреждениях начала складываться в Республике Марий Эл на рубеже 1970— 1980-х гг. и в своем развитии прошла ряд этапов. Первый из них, или этап погружения в работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), связан с созданием факультета дошкольного воспитания, востребованность которого в конце 1970-х гг. ясно ощущалась в структуре ограниченного образовательного пространства. В 1979 г. в МГПИ им. Н. К. Крупской было открыто отделение дошкольного воспитания, которое через 4 года, в 1983 г., переросло в одноименный самостоятельный факультет.

В 1989 г. творческий коллектив преподавателей и студентов разработал программу «Детский Орден Милосердия» (ДОМ), которая стала победителем Всесоюзного конкурса. В сентябре 1990 г. она прошла свою презентацию в рамках X Всесоюзного слета пионеров в «Артеке» и была рекомендована к внедрению на федеральном, региональном и местном уровнях. Таким образом, из Республики Марий Эл был дан старт движению детского милосердия в Российской Федерации, включающему в орбиту своей деятельности различные формы содружества, сотворчества, соучастия детей-инвалидов, детей с ОВЗ и здоровых детей. В настоящее время в работе по этой программе принимают активное участие более 50 подразделений ДОМа — от областных и республиканских структур до школьных и внешкольных отрядов милосердия, действующих в разных уголках России.

В свою очередь, накопленный опыт работы позволил факультету именно из практики, «от станка», поставить вопрос об открытии новой специальности, свя-

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

занной с подготовкой кадров для коррекционных образовательных учреждений. Создалась реальная перспектива для расширения действовавшей системы высшего образования, а значит, и образовательного пространства Республики Марий Эл в целом.

Второй этап создания системы подготовки кадров для коррекционных образовательных учреждений можно условно назвать формирующим. На этом этапе в Марий Эл сложилась система коррекционных образовательных учреждений, включающая в себя 2 специальные (коррекционные) школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; специальное учебно-воспитательное учреждение для детей с девиантным поведением «Становление»; специальную (коррекционную) начальную школу-сад «Весняночка» (для детей, страдающих ДЦП); 3 специальные (коррекционные) образовательные школы и 8 специальных (коррекционных) образовательных школ-интернатов. Данная система дополняется рядом муниципальных образовательных учреждений, среди которых имеются крупные специализированные ДОУ для детей с задержкой психического развития, заболеваниями органов зрения, слуха и др. Все это в объединении с учреждениями системы социальной защиты, где также воспитывается значительное число де-тей-инвалидов разного профиля, составляет разветвленную сеть специализированных учреждений, в которых обучение детей требует особого подхода. Функционирование такой системы, в свою очередь, предусматривает специальную подготовку педагогов, которые обеспечивают организацию процесса обучения, воспитания, социальной адаптации и поддержки обучающихся на всех этапах формирования личности, начиная с дошкольного детства.

Третий этап развития, условно называемый этапом научного осмыгсления, связан с интеграцией академической науки и реальной психолого-педагогической практики работы с детьми с ОВЗ. Глав-

ным его содержанием являются подготовка кадров высшей квалификации (кандидатов, докторов наук) и выполнение диссертационных исследований по проблеме «Социально-педагогическая реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья».

В данный период была создана новая перспективная концепция социальнопедагогической реабилитаций детей с ограниченными возможностями здоровья, обоснован и реализован многоуровневый подход к социально-педагогической реабилитации ребенка с ОВЗ, прежде всего в условиях семьи. Суть концепции заключается в стимулировании процесса раскрытия внутреннего потенциала ребенка при активном использовании воспитательных возможностей социума и семьи в условиях квалифицированной педагогической помощи. Данное приоритетное направление отечественной науки разрабатывается проф. Н. С. Моровой как руководителем проекта «Медико-психологические основы социальнопедагогической работы с детьми-инва-лидами», являющегося составной частью комплексной программы РАО «Социальная педагогика».

Экспериментальной базой для проведения исследования всероссийского уровня служит лаборатория теоретических основ социальной работы Института социальной педагогики РАО, а для региональных исследований — научнопрактический центр «Гаврош» Педагогического института при Марийском государственном университете.

Специфика данной научной школы отражается и в ее структурной организации, включающей в себя 3 звена. В русле школы функционируют ступени довузовской подготовки на базе Центра образования № 18 г. Йошкар-Олы, лауреата Всероссийского конкурса «Лучшая школа России», а также «Школы взаимной человечности» при Международной федерации детских организаций (г. Москва). Профессиональная подготовка специалистов, владеющих практическими навыками работы с детьми-инвали-

111!111Й1И1!Ш № 4,

дами, осуществляется на базе факультета педагогики и психологии Марийского государственного университета. Послевузовское образование заключается в подготовке научных кадров высшей квалификации — кандидатов педагогических наук на базе Института педагогики социальной работы РАО и Педагогического института при Марийском государственном университете. За период с 1998 по 2008 г. на базе этой научной школы подготовлено свыше 15 кандидатов педагогических наук из числа практиков и преподавателей вузов.

Показателями значимости проводимых представителями школы исследований является их поддержка крупнейшими научными фондами, и в частности Инсти-

тутом «Открытое общество», Российским гуманитарным научным фондом и др.

Признанием деятельности научной школы стала победа во Всероссийском открытом конкурсе котировок на выполнение мероприятий федеральной целевой программы «Дети России» в части подпрограммы «Дети-инвалиды».

Таким образом, региональная система образования в Республике Марий Эл имеет вполне сложившуюся подструктуру специального профессионального образования, ориентированную как на работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья, так и на подготовку специалистов для вузов, опыт которых обобщается в традициях российской научной школы.

ФОРМИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ

Н. П. Касаткина, научныш сотрудник НИИ регионологии (г. Саранск)

Развитие этнокультурного образования является важным направлением региональной образовательной политики, обусловленным полиэтническим характером регионального социума. На современном этапе в число задач модернизации образования, в частности на региональном уровне, входит развитие образования как открытой государственнообщественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики, повышения роли всех участников образовательного процесса. Решение данной задачи позволит привлечь внимание общества к многочисленным проблемам системы образования и оказать ей реальную поддержку. Особенно это актуально для сферы этнокультурного образования, эффективное развитие которого определяется активным сотрудничеством государственных и общественных институтов.

В Республике Мордовия складываются различные модели этнокультурно-

го образования, которое лежит в основе деятельности многих общеобразовательных учреждений. Инновационные программы семи школ, реализующих принципы этнокультурного образования, стали победителями конкурсов, проходивших в рамках приоритетного национального проекта «Образование».

Образовательные учреждения сотрудничают с общественными организациями республики, деятельность которых направлена на объединение и консолидацию финно-угорской общественности. В целом организация этнокультурного образования позволяет рассматривать республику в качестве модели взаимодействия и взаимопроникновения культур разных народов.

Вместе с тем сохраняет актуальность развитие механизмов взаимодействия системы образования и общественных организаций по вопросам этнокультурного образования. С целью исследования основных направлений формирования и реализации региональной этно-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.