Научная статья на тему 'Формирование и реализация этнокультурной образовательной политики в республике Мордовия'

Формирование и реализация этнокультурной образовательной политики в республике Мордовия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
114
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование и реализация этнокультурной образовательной политики в республике Мордовия»

111!111Й1И1!Ш № 4,

дами, осуществляется на базе факультета педагогики и психологии Марийского государственного университета. Послевузовское образование заключается в подготовке научных кадров высшей квалификации — кандидатов педагогических наук на базе Института педагогики социальной работы РАО и Педагогического института при Марийском государственном университете. За период с 1998 по 2008 г. на базе этой научной школы подготовлено свыше 15 кандидатов педагогических наук из числа практиков и преподавателей вузов.

Показателями значимости проводимых представителями школы исследований является их поддержка крупнейшими научными фондами, и в частности Инсти-

тутом «Открытое общество», Российским гуманитарным научным фондом и др.

Признанием деятельности научной школы стала победа во Всероссийском открытом конкурсе котировок на выполнение мероприятий федеральной целевой программы «Дети России» в части подпрограммы «Дети-инвалиды».

Таким образом, региональная система образования в Республике Марий Эл имеет вполне сложившуюся подструктуру специального профессионального образования, ориентированную как на работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья, так и на подготовку специалистов для вузов, опыт которых обобщается в традициях российской научной школы.

ФОРМИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ

Н. П. Касаткина, научный сотрудник НИИ регионологии (г. Саранск)

Развитие этнокультурного образования является важным направлением региональной образовательной политики, обусловленным полиэтническим характером регионального социума. На современном этапе в число задач модернизации образования, в частности на региональном уровне, входит развитие образования как открытой государственнообщественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики, повышения роли всех участников образовательного процесса. Решение данной задачи позволит привлечь внимание общества к многочисленным проблемам системы образования и оказать ей реальную поддержку. Особенно это актуально для сферы этнокультурного образования, эффективное развитие которого определяется активным сотрудничеством государственных и общественных институтов.

В Республике Мордовия складываются различные модели этнокультурно-

го образования, которое лежит в основе деятельности многих общеобразовательных учреждений. Инновационные программы семи школ, реализующих принципы этнокультурного образования, стали победителями конкурсов, проходивших в рамках приоритетного национального проекта «Образование».

Образовательные учреждения сотрудничают с общественными организациями республики, деятельность которых направлена на объединение и консолидацию финно-угорской общественности. В целом организация этнокультурного образования позволяет рассматривать республику в качестве модели взаимодействия и взаимопроникновения культур разных народов.

Вместе с тем сохраняет актуальность развитие механизмов взаимодействия системы образования и общественных организаций по вопросам этнокультурного образования.С целью исследования основных направлений формирования и реализации региональной этно-

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

культурной образовательной политики, а также взаимодействия в этой области системы образования и институтов гражданского общества в октябре 2007 г. НИИ регионологии МГУ им. Н. П. Огарева было проведено социологическое исследование в форме экспертного опроса. В ходе исследования было опрошено 50 экспертов — представителей региональных и муниципальных органов управления образованием, общественных организаций, образовательных учреждений, организаций и учреждений культуры.

Абсолютное большинство респондентов отметили существование в республике обоснованной этнокультурной образовательной политики. Это свидетельствует о достаточно эффективном взаимодействии субъектов политики в процессе разработки ее приоритетных направлений.

Для определения эффективности проводимой в республике этнокультурной образовательной политики экспертам были предложены вопросы об успешных направлениях ее реализации и наиболее острых проблемах. Около трети экспертов посчитали наиболее успешными такие направления, как развитие сети учреждений по возрождению, сохранению и развитию национальной культуры (32 %), возрождение и развитие народных промыслов (30), преподавание родного языка (24 %). Значительно уступает им повышение уровня профессиональной подготовки педагогических кадров (12 %).

Среди негативных тенденций эксперты выделили низкое финансово-экономическое обеспечение этнокультурной образовательной политики, недостаток учебно-методического и материальнотехнического обеспечения.

Важным фактором повышения эффективности этнокультурной образовательной политики и решения проблем этнокультурного образования, по мнению экспертов, является поддержка со стороны органов государственной власти, местного самоуправления и общественных организаций. В целом этим пробле-

мам в республике уделяется серьезное внимание, особенно со стороны государственных органов. Недостаточное участие в развитии этнокультурного образования принимают органы местного самоуправления и общественные организации.

Половина экспертов указали на формальный характер деятельности общественных организаций по формированию этнокультурной образовательной политики. Причинами такой ситуации, по их мнению, являются отсутствие нормативно-правовых и экономических основ подобной деятельности (62 %), неразвитость общественного сектора (28) и нежелание образовательных учреждений, государственных и иных структур сотрудничать с общественными организациями по вопросам этнокультурного образования (28 %). Кстати, и сами общественные организации не считают эффективной свою работу в этом направлении. Только 12,5 % респондентов — представителей общественных организаций заявили, что она могла бы быть эффективнее.

Наиболее эффективно участвовать в формировании региональной этнокультурной образовательной политики, по мнению экспертов, могли бы Правительство Республики Мордовия (74 %), министерства и ведомства РМ (60), образовательные учреждения (58), госкомитеты РМ (36), общественные организации и научные учреждения (28 и 10 % соответственно). Таким образом, эксперты недостаточно высоко оценивают потенциал общественных организаций. Вместе с тем абсолютное большинство респондентов (94 %) полагают необходимым привлекать общественность к разработке этнокультурной образовательной политики.

В целом результаты исследования показывают недостаточность взаимодействия государственных и общественных структур в области формирования и реализации этнокультурной образовательной политики. Работники региональных и муниципальных органов управления образованием наиболее эффектив-

111!111Й1И1!Ш № 4,

ным механизмом взаимодействия считают стимулирование участия общественных структур в формировании этнокультурной образовательной политики (45,5 %), представители общественных организаций и культуры — создание координационных и консультативных государственно-общественных органов, занимающихся вопросами формирования этнокультурной образовательной политики (87,5 и 100 % соответственно), работники образовательных учреждений — совершенствование законодательных и правовых основ государственно-общественного управления (44,8 %).

Эффективным методом реализации региональной этнокультурной образовательной политики является программирование развития образования. Поэтому экспертам для оценки были предложены действующие в республике региональные и муниципальные программы развития образования. Более половины опрошенных (52 %) указали на отсутствие в них обоснования механизмов развития этнокультурного образования. Только 12 % экспертов отметили, что в программах реализуется комплексный подход к развитию этнокультурного образования, предусмотрены эффективные программные мероприятия. Абсолютное большинство респондентов (88 %) признали необходимой разработку и принятие программы развития этнокультурного обра-

зования в Республике Мордовия. Причем данная программа должна быть целостной, отражающей все направления развития этнокультурного образования в регионе и взаимосвязанной с другими программами.

Таким образом, результаты социологического исследования показали, что в республике Мордовия реализуется обоснованная этнокультурная образовательная политика. Ее успешными направлениями являются развитие сети учреждений по возрождению, сохранению и развитию национальной культуры и народных промыслов. Вместе с тем в сфере реализации этнокультурной образовательной политики существует ряд проблем, связанных с финансово-экономическим, учебно-методическим и материально-техническим обеспечением.

Система мер по формированию этнокультурной образовательной политики и эффективной ее реализации, согласно экспертам, предполагает стимулирование участия общественных структур, создание координационных и консультативных государственно-общественных органов, занимающихся вопросами формирования и реализации региональной этнокультурной образовательной политики, а также эффективное включение этнокультурного образования в процессы программирования региональных и муниципальных систем образования.

МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ВОСПИТАНИЯ И САМОРАЗВИТИЯ СТУДЕНТА КАК КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ ЛИЧНОСТИ

В. И. Андреев, председатель Поволжского отделения РАО, заведующий кафедрой педагогики Казанского государственного университета, профессор,

А. Р. Дроздикова-Зарипова, доцент кафедрыг общей и социальной педагогики Татарского государственного гуманитарно-педагогического

университета (г. Казань)

В современной социокультурной и образования все более важным и значи-экономической ситуации в России и в мым становится воспитание творческих, связи с модернизацией отечественного интеллигентных, высокопрофессиональ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.