Научная статья на тему 'Становление системы непрерывного многоуровневого музыкального образования на Южном Урале'

Становление системы непрерывного многоуровневого музыкального образования на Южном Урале Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
141
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
RUSSIAN SYSTEM OF MUSIC EDUCATION / ESTABLISHMENT OF CONTINUOUS MULTILEVEL EDUCATION / CHELYABINSK REGION / SOUTH-URAL STATE INSTITUTE OF ARTS N.A. P.I. TSHAIKOVSKY / MAGNITOGORSK STATE CONSERVATORY N.A. M.I. GLINKA / ОТЕЧЕСТВЕННАЯ СИСТЕМА МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / УЧРЕЖДЕНИЯ НЕПРЕРЫВНОГО МНОГОУРОВНЕВОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ЧЕЛЯБИНСКАЯ ОБЛАСТЬ / ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВ ИМ. П.И. ЧАЙКОВСКОГО / МАГНИТОГОРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ ИМ. М.И. ГЛИНКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сизова Е.Р.

В статье раскрывается специфика отечественной системы музыкального образования, исторически сложившейся как трёхзвенная структура «школа-училище-вуз», основанная на принципах непрерывности и преемственности обучения. Возрождение данной структуры в современных условиях обусловило становление учреждений непрерывного многоуровневого образования, которые обеспечивают сквозную подготовку специалистов, начиная от школы, колледжа и вуза, и заканчивая аспирантурой и ассистентурой-стажировкой. Автор описывает историю возникновения и развития таких учреждений в Челябинской области Южно-Уральского государственного института искусств им. П.И. Чайковского и Магнитогорской государственной консерватории им. М.И. Глинки. Подчёркивается, что благодаря активной педагогической, научной и творческой деятельности данных учреждений на Южном Урале удалось создать систему выявления и педагогического сопровождения одарённых детей, сохранить сложившиеся творческие школы и профессионально-педагогические традиции, укомплектовать учреждения культуры и искусства квалифицированными кадрами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сизова Е.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE SYSTEM OF CONTINUOUS MULTILEVEL MUSIC EDUCATION IN SOUTH URAL

In the article the specifics of the Russian system of music education is studied. Historically it developed as a three-unit structure “school-school-higher education institution”, based on the principles of continuity of training. The revival of this structure in modern conditions makes form institutions of continuous multilevel education, which provide training to specialists, beginning from school, college and higher education institution, and finish with a postgraduate study and assistantship training. The author describes history of emergence and development of such institutions in Chelyabinsk region the South-Ural State Institute of Arts n.a. P.I. Tshaikovsky and the Magnitogorsk state conservatory n.a. M.I. Glinka. It is emphasized that thanks to vigorous pedagogical, scientific and creative activity of data of institutions in South Ural it was succeeded to create the system of identification and pedagogical escort of exceptional children, to keep the developed creative schools and professional and pedagogical traditions, to complete cultural institutions and arts by qualified personnel.

Текст научной работы на тему «Становление системы непрерывного многоуровневого музыкального образования на Южном Урале»

3. ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ. Available at: №р://соко95.ги/геуг/737-эффешв-ность-проекта-pcyp.html

4. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г № 204. Available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71837200/

References

1. «Polozhenie o regional'noj sisteme uchitel'skogo rosta» Ministerstvo obrazovaniya i nauki Chechenskoj Respubliki Gosudarstvennoe byudzhetnoe uchrezhdenie «Centr ocenki kachestva obrazovaniya» Groznyj, 2017.

2. RSUR PROEKT. «Regional'naya sistema uchitel'skogo rosta» Centr ocenki kachestva obrazovaniya ministerstvo obrazovaniya i nauki ChEChENSKOJ RESPUBLIKI. Available at: https://docplayer.ru/63441052-Rsur-proekt-regionalnaya-sistema-uchitelskogo-rosta-centr-ocenki-kachestva-obrazovaniya-ministerstvo-obrazovaniya-i-nauki-chechenskoy--respubliki.html

3. CENTR OCENKI KAChESTVA OBRAZOVANIYa MINISTERSTVO OBRAZOVANIYa I NAUKI ChEChENSKOJ RESPUBLIKI. Available at: http://coko95.ru/rsyr/737-~effektivnost'-proekta-rsur.html

4. O nacional'nyh celyah i strategicheskih zadachah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2024 goda. Ukaz Prezidenta RF ot 7 maya 2018 g. № 204. Available at: http://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/71837200/

Статья поступила в редакцию 12.03.19

УДК 378

Sizova E.R., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Rector, South-Ural State Institute of Arts n.a. P. I. Tshaikovsky (Chelyabinsk, Russia),

E-mail: elsizova@mail.ru

FORMATION OF THE SYSTEM OF CONTINUOUS MULTILEVEL MUSIC EDUCATION IN SOUTH URAL. In the article the specifics of the Russian system of music education is studied. Historically it developed as a three-unit structure "school-school-higher education institution", based on the principles of continuity of training. The revival of this structure in modern conditions makes form institutions of continuous multilevel education, which provide training to specialists, beginning from school, college and higher education institution, and finish with a postgraduate study and assistantship training. The author describes history of emergence and development of such institutions in Chelyabinsk region - the South-Ural State Institute of Arts n.a. P.I. Tshaikovsky and the Magnitogorsk state conservatory n.a. M.I. Glinka. It is emphasized that thanks to vigorous pedagogical, scientific and creative activity of data of institutions in South Ural it was succeeded to create the system of identification and pedagogical escort of exceptional children, to keep the developed creative schools and professional and pedagogical traditions, to complete cultural institutions and arts by qualified personnel.

Key words: Russian system of music education, establishment of continuous multilevel education, Chelyabinsk region, South-Ural State Institute of Arts n.a. P.I. Tshaikovsky, Magnitogorsk state conservatory n.a. M.I. Glinka.

Е.Р. Сизова, д-р пед. наук, проф., ректор Южно-Уральского государственного института искусств им. П.И. Чайковского», г. Челябинск,

Е-mail: elsizova@mail.ru

СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО МНОГОУРОВНЕВОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ЮЖНОМ УРАЛЕ

В статье раскрывается специфика отечественной системы музыкального образования, исторически сложившейся как трёхзвенная структура «школа-училище-вуз», основанная на принципах непрерывности и преемственности обучения. Возрождение данной структуры в современных условиях обусловило становление учреждений непрерывного многоуровневого образования, которые обеспечивают сквозную подготовку специалистов, начиная от школы, колледжа и вуза, и заканчивая аспирантурой и ассистентурой-стажировкой. Автор описывает историю возникновения и развития таких учреждений в Челябинской области - Южно-Уральского государственного института искусств им. П.И. Чайковского и Магнитогорской государственной консерватории им. М.И. Глинки. Подчёркивается, что благодаря активной педагогической, научной и творческой деятельности данных учреждений на Южном Урале удалось создать систему выявления и педагогического сопровождения одарённых детей, сохранить сложившиеся творческие школы и профессионально-педагогические традиции, укомплектовать учреждения культуры и искусства квалифицированными кадрами.

Ключевые слова: отечественная система музыкального образования, учреждения непрерывного многоуровневого образования, Челябинская область, Южно-Уральский государственный институт искусств им. П.И. Чайковского, Магнитогорская государственная консерватория им. М.И. Глинки.

Система музыкального образования в России имеет свой исторический путь развития и во многом отличается от других сфер отечественного образования. Наиболее кардинальное отличие состоит в многоуровневой структуре подготовки специалистов и весьма длительном характере обучения, которое начинается с раннего детского возраста.

Первые русские консерватории - Петербургская и Московская сочетали в себе одновременно начальный, средний и высший уровни музыкального образования, в них обучались учащиеся самых разных возрастов [1, с. 35]. Большинство частных и общественных музыкальных учебных заведений, готовивших профессиональных музыкантов, также объединяли разные уровни музыкального образования. Таковыми были музыкальные классы и училища Императорского Русского музыкального общества, Синодальное училище церковного пения в Москве, регентские и инструментальные классы Придворной певческой капеллы в Санкт-Петербурге, а также театральные училища в Москве и Санкт-Петербурге, которые наряду с театральным образованием, давали и высшее профессиональное музыкальное образование [2, с. 16]. Таким образом, система подготовки специалистов включала три последовательно связанных звена - школу, училище и консерваторию - и основывалась на преемственности содержания обучения и непрерывности освоения учащимися музыкальных знаний, навыков, опыта и мастерства на разных уровнях образования.

В таком интегрированном виде, когда различные уровни образования концентрировались в рамках одного учебного заведения, система музыкального образования просуществовала до середины 30-х годов прошлого столетия. Далее произошло разделение образовательных уровней, в результате чего школы искусств, училища искусств и вузы искусств стали функционировать отдельно,

как самостоятельные образовательные организации. При этом сохранилась трёхзвенная структура системы музыкального образования (школа-училище-вуз) и преемственность обучения: учебные планы среднего профессионального музыкального образования по-прежнему базируются на знаниях и умениях, полученных в школах искусств, а содержание высшего музыкального образования основывается на компетенциях, полученных при освоении среднего профессионального образования.

В последние десятилетия ХХ столетия в музыкальной академической среде вновь возникает интерес к исторически сложившейся модели музыкального образования «школа-колледж-вуз», реализующейся в одном образовательном учреждении и воплощающей идеи непрерывности и преемственности обучения. Происходит осознание того, что такая модель в наибольшей степени отвечает специфике, целям и задачам подготовки специалистов в сфере музыкального искусства. В разных регионах России (Москва, Тамбов, Волгоград, Оренбург, Якутия, Южный Урал и др.) возникают учреждения непрерывного многоуровневого образования, в которых реализуются образовательные программы разных уровней - от предпрофессионального образования, до среднего профессионального и высшего образования. Ученики имеют возможность пройти в одном учебном заведении полный цикл обучения от школы и колледжа до аспирантуры и ассистентуры-стажировки. Тем самым обучающимся предоставляются более широкие права и возможности, а в педагогическом коллективе обеспечивается сохранение накопленных профессиональных традиций и совершенствование методик обучения. Кроме того, получение высшего образования в одном регионе способствует сокращению оттока выпускников вузов в другие регионы, чем обеспечивается накопление творческого потенциала, повышение уровня исполни-

тельского мастерства, укомплектование профессиональных творческих коллективов квалифицированными кадрами.

Преимущества модели непрерывного многоуровневого образования все более осознается музыкально-педагогическим сообществом. Не случайно именно по этому пути в последние годы развиваются не только инновационные, вновь созданные учебные комплексы, но и большинство «классических» консерваторий России, которые открывают в своей структуре факультеты довузовской подготовки, музыкальные колледжи и детские школы искусств - Российская академия музыки им. Гнесиных, Саратовская, Казанская, Астраханская, Петрозаводская и другие консерватории [3, с. 147].

В Челябинской области данные процессы начали реализовываться одними из первых в России, в начале 1990-х годов. Необходимо отметить, что Южный Урал всегда отличался развитой инфраструктурой в сфере культуры и искусства. В регионе работают 15 государственных и муниципальных театров (включая академический театр оперы и балета, академический театр драмы), государственное концертное объединение с профессиональными творческими коллективами, 45 музеев и выставочных залов, около 850 библиотек, более 900 культурно-досуговых учреждений и кинозалов. Большая часть этих учреждений начала работу ещё в советское время, в начале и середине прошлого столетия. За долгие годы были накоплены богатые традиции и большой положительный опыт в организации художественного образования детей и молодёжи. К началу 1990-х годов в области функционировали более 130 детских музыкальных школ и школ искусств, четыре музыкальных училища, колледж культуры, художественное училище и одно высшее учебное заведение - Челябинский институт культуры.

Однако при всех положительных сторонах и видимом благополучии в сфере культуры и художественного образования, ощущалась острая нехватка специалистов с высшим образованием академического музыкального профиля. Особенно жёстко данная проблема стояла в небольших городах и сёлах, в отдалённых от областного центра территориях, где отсутствовали специалисты нужных профилей подготовки не только с высшим, но даже со средним профессиональным образованием. В сельских школах искусств такие предметы как «Сольфеджио» и «Музыкальная литература» зачастую вели педагоги-инструменталисты, а разные инструментальные классы (например, классы балалайки, домры, фортепиано) преподавал один и тот же педагог; многих инструментальных классов просто не существовало. Деятельность музыкальных училищ не могла восполнить имеющийся пробел - лучшие выпускники, поступавшие в консерватории и уезжавшие в другие регионы страны, редко возвращались обратно. Выпускники, закончившие Челябинский институт культуры, как правило, не получали нужных квалификаций, так как обучались по специальностям культуры, а не искусства.

Учитывая острую нехватку дипломированных специалистов-музыкантов, в начале 1990-х годов руководство Комитета по культуре Челябинской области приняло решение о преобразовании двух областных музыкальных училищ - Челябинского и Магнитогорского - в многоуровневые вузы с непрерывной подготовкой специалистов по модели «школа-колледж-вуз». Принятое решение опиралось на письмо Министерства культуры Российской Федерации от 08.11.94 года № 01 - 227/16 - 12 «О мерах по реализации образовательной политики Министерства культуры России», в котором говорилось о возможности создания на базе имеющихся начальных, средних и высших учебных заведений межрегиональных учебно-научно-творческих комплексов, реализующих многоуровневую систему подготовки специалистов. С этого момента Челябинское и Магнитогорское музыкальные училища получили статус экспериментальных площадок и приступили к созданию моделей интегрированных вузов-комплексов со «сквозной» непрерывной подготовкой специалистов, начиная от музыкальной школы и заканчивая аспирантурой и ассистентурой-стажировкой.

Время показало верность и своевременность принятого решения. Молодые вузы начали активно развиваться, открывать новые специальности, обучать в аспирантурах других вузов собственные педагогические кадры, молодёжь защищала диссертации, получала учёные степени и звания, подавая положительный пример старшим коллегам. Вузы проводили научные конференции, организовывали международные и всероссийские конкурсы, фестивали, форумы, издавали научные и методические труды. В качестве кураторов и наставников к этой работе привлекались опытные преподаватели ведущих музыкальных вузов - Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского и Уральской государственной консерватории им. М.П. Мусоргского. Педагогические коллективы получили мощный импульс к самосовершенствованию, наращиванию научного, педагогического и исполнительского мастерства.

Библиографический список

В скором времени в Магнитогорской консерватории был открыт диссертационный совет - сначала по защитам кандидатских диссертаций, а затем и докторских диссертаций по специальности 17.00.02 «Музыкальное искусство». К челябинскому вузу присоединили колледж культуры и художественное училище, в результате чего стала осуществляться подготовка кадров высшей квалификации не только по профилю музыкального искусства, но и по профилю изобразительного и хореографического искусства. В обоих вузах были открыты центры повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров, что позволило повысить профессиональный уровень преподавателей старшего поколения, а также получить дополнительные (или новые) квалификации востребованным специалистам-практикам.

Нужно сказать, что во всех начинаниях безоговорочная поддержка, как организационная, так и финансовая оказывалась со стороны органов управления культуры Челябинской области. В результате правильно определённых приоритетов и верно выработанной стратегии развития региональной системы музыкального образования Челябинская область получила два полноценно функционирующих творческих вуза, деятельность которых позволила практически полностью обеспечить дипломированными специалистами и кадрами высшей квалификации учреждения культуры и искусства [4, с. 103].

На сегодняшний день бывшие музыкальные училища, а ныне высшие учебные заведения - Южно-Уральский государственный институт искусств им. П.И. Чайковского и Магнитогорская государственная консерватория им. М.И. Глинки - имеют четверть вековую историю, реализуют широкий спектр образовательных программ по всей укрупнённой группе специальностей «Культура и искусство», имеют государственную аккредитацию по всем уровням и направлениям подготовки обучающихся. Студенты и учащиеся данных вузов показывают высокий уровень профессионального мастерства, занимают призовые места на престижных творческих конкурсах, получают звания лауреатов и дипломантов. Только в Южно-Уральском государственном институте искусств студенты ежегодно приносят около 80 побед в международных и всероссийских творческих конкурсах и фестивалях, как на территории России, так и за рубежом. География выступлений студентов весьма широка - от западной и восточной Европы до США, Китая и стран ближнего зарубежья.

В Южно-Уральском институте искусств и Магнитогорской консерватории создана система профессиональной поддержки талантливых детей и молодёжи, проводится большое количество конкурсов и фестивалей для учащихся разных возрастных категорий, финансируемых Министерством культуры Челябинской области. Как правило, такие мероприятия охватывают все виды искусств (музыкальное, изобразительное, хореографическое, актёрское) и привлекают большое количество участников (от 100 чел. до 600 человек в каждом проекте). Лучшие студенты и учащиеся награждаются именными стипендиями Губернатора, Законодательного собрания, Министерства культуры Челябинской области, получают финансовую поддержку в поездках на конкурсы и фестивали в другие регионы страны и за рубеж.

В творческих вузах Челябинской области ежегодно проводятся мастер-классы выдающихся музыкантов России и зарубежья, где одарённые учащиеся получают квалифицированную помощь педагогов-наставников. В рамках ежегодных международных фестивалей «Денис Мацуев представляет...» и проекта Межрегионального благотворительного общественного фонда «Новые имена» - регионам России» в Челябинск приезжают лучшие преподаватели Московской консерватории, Российской академии музыки им. Гнесиных и других музыкальных вузов России.

В результате многогранной творческой деятельности вузов искусств и регионального Министерства культуры в Челябинской области создана не только система непрерывной многоуровневой подготовки специалистов для сферы культуры и искусства, но и система выявления и педагогического сопровождения одарённых детей, что сегодня является одним из приоритетных направлений образовательной политики российского государства и предметом особой заботы руководства страны.

Все сказанное, во-первых, убедительно доказывает, что система непрерывного многоуровневого образования, реализованная в интегрированных вузах-комплексах, как нельзя лучше отвечает целям и задачам обучения специалистов творческих профессий, так как имеет все необходимые условия для сохранения профессиональных традиций и передачи творческого опыта и мастерства. А во-вторых, служит главной задаче закрепления талантливой молодёжи на родной земле, в отечественных учреждениях культуры и искусства и обеспечения «социального лифта» одарённых детей в современных условиях изменчивой и конкурентной экономики.

1. Из истории Ленинградской консерватории: материалы и документы. Отв. ред. П.А. Вульфиус. Ленинград: Музыка, 1964.

2. Пузыревский А.И. Императорское Русское музыкальное общество в первые 50 лет его деятельности (1859-1909). Санкт-Петербург: Тип. В.Я. Мильштейна, 1909.

3. Сизова Е.Р Тенденции структурной интеграции в системе классического музыкального образования начала XXI века. European Social Science Journal. 2014; 4. Т. 1: 143 - 148.

4. Роль историко-теоретического отделения Уральской консерватории в становлении кафедры истории, теории музыки и композиции Южно-Уральского государственного института искусств имени П.И. Чайковского. Музыка в системе культуры: Научный вестник Уральской консерватории. 2018; 14: 102 - 111.

References

1. Iz istorii Leningradskoj konservatorii: materialy i dokumenty. Otv. red. P.A. Vul'fius. Leningrad: Muzyka, 1964.

2. Puzyrevskij A.I. Imperatorskoe Russkoe muzykal'noe obschestvo v pervye 50 let ego deyatel'nosti (1859-1909). Sankt-Peterburg: Tip. V.Ya. Mil'shtejna, 1909.

3. Sizova E.R. Tendencii strukturnoj integracii v sisteme klassicheskogo muzykal'nogo obrazovaniya nachala XXI veka. European Social Science Journal. 2014; 4. T. 1: 143 - 148.

4. Rol' istoriko-teoreticheskogo otdeleniya Ural'skoj konservatorii v stanovlenii kafedry istorii, teorii muzyki i kompozicii Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo instituta iskusstv imeni P.I. Chajkovskogo. Muzyka v sisteme kultury: Nauchnyj vestnik Ural'skoj konservatorii. 2018; 14: 102 - 111.

Статья поступила в редакцию 11.03.19

УДК 528.48

Solnyshkova O.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Department of Surveying Engineering, Novosibirsk State Ur>iversity 0f Architecture and

Civil Engineering (Novosibirsk, Russia), E-mail: o_sonen@mail.ru

Boyko E.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Siberian Institute of Management, branch of RANEPA (Novosibirsk, Russia),

E-mail: ekaterina-boyko@mail.ru

THE WAYS OF MOTIVATION OF UNIVERSITY LECTURERS TO ENGAGE STUDENTS INTO SCIENTIFIC RESEARCH. Various ways to motivate university lecturers to attract students to scientific research are considered in the article. The article also describes reasons for the lack of students' scientific research. Different forms of students' scientific research under the university lecturers' guidance are described. A survey and an interviewing as methods of scientific research are analyzed in the article. The possibilities of activating the creation of scientific schools at university and significant ways of solving the main problems of developing student science are highlighted. The authors come to the conclusion that it is necessary to engage students into research work.

Key words: student science, higher education teaching personnel, incentive scheme, lecturer motivation, scientific schools.

О.В. Солнышкова, канд. пед. наук, зав. каф. «Инженерная геодезия», Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет

(НГАСУ), доцент, г. Новосибирск, E-mail: o_sonen@mail.ru

Е.Н. Бойко, канд. пед. наук, доц. каф. иностранных языков, Сибирский институт управления - филиал РАНХиГС, г. Новосибирск,

E-mail: ekaterina-boyko@mail.ru

ПУТИ МОТИВАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗОВ ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ СТУДЕНТОВ К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В данной статье рассматриваются различные способы мотивации преподавателей вузов к привлечению студентов к научно-исследовательской деятельности. Рассматриваются причины отсутствия научной работы со студентами. Выделяются и описываются формы научной работы со студентами под руководством преподавателей вуза. В статье описаны следующие методы научного исследования - опрос и итервьюирование, позволяющие подробно рассмотреть проблему вовлеченности студентов в научную работу в вузе. Исследуются возможности активизации создания научных школ в стенах вуза. Выделяются значимые пути решения основных проблем развития студенческой науке в вузах. Авторы приходят к выводу о необходимости вовлечения студентов к научно-исследовательской работе.

Ключевые слова: студенческая наука, профессорско-преподавательский состав вуза, система материального стимулирования, мотивация преподавателя, научные школы.

At present, a huge number of requirements (the formation of universal, general professional, professional competencies) directly related to various types of professional activities, for example, communicative or project, must be mastered by university graduates, and it is connected with the transition to the new Federal State Educational Standards of Higher Education (henceforth, FSES HE) [1]. Therefore, in order to implement the future professional activity first-year students should be directed to scientific activities, because they learn how to think correctly, build their speech logically, develop ideas and implement them into projects during their writing scientific articles or reports. Moreover, students' training in scientific research is reflected in the FSES HE and is a significant part of the "model of a higher education specialist" [2, p. 134].

A change of requirements for graduation has an increasingly important influence on the growth of higher education level and its productivity growth. The change in the social and financial circumstances of lecturers' teaching practice has caused some changes in their motivation at the university.

It is known that the lecturer's motivation is connected with encouraging professional activities to improve the quality of education, achieve professional goals and self-improvement [3]. And the possibilities to qualitatively perform only the teaching functions are not enough for the success of the career path. The responsibilities of the lecturer include not only teaching students, but also their motivation to scientific research, self-improvement in the professional sphere and to creativity. Speaking about the motivation of university lecturers, it is necessary to pay attention to students' scientific research as one of the effective means of improving the quality of training, that is able to be creatively applied the latest achievements of scientific and technological advance in professional activity [4]. To achieve this goal, it is also necessary to motivate the lecturers, which is a challenge. Therefore, they should be strongly motivated for engaging students into scientific activity. E-learning, the development of various interactive e-courses and learning environments are also gaining momentum [5, 6]. This process requires the lecturer to activate innovative skills of continuous self-studying.

The purpose of the research.

Many scholars note the consenescence of the higher education teaching personnel of universities' departments, the insufficient number of scientific schools in universities, low degree-credit enrollment. This is largely due to the reformation of higher education in general and the opaque entity of the incentive scheme for the higher education teaching personnel for undergraduates and postgraduates' preparation. The

introduction of the quality management system in higher education contributes to lecturers' motivation and offers various ways to promote not only young scholars, but also lecturers and professors, and encourage them to scientific research. The lecturer's interest in science takes roots in students' years, when there are the first incentives and elements of scientific research [7]. At this point, one of the most important issues of succession of research areas is to engage students and postgraduates into scientific research for their recommendations for admission into a postgraduate program and involvement in teaching. It is important to determine the opportunities of the higher education institution in order to start this process.

The results of the research.

To do so, the survey of professors at NSACU (Sibstrin) has been conducted in the number of 48 respondents to determine the state of students' scientific research from the viewpoint of the higher education teaching personnel. Among the respondents were full-time professors, external part-time professors, internal part-time professors and executives (deans, vice-rectors, heads of departments and divisions of the university). The distribution by the personnel is shown in Fig. 1.

• Full-time lecturer

• External part-time lecturer Internal part-time lecturer

I Executive

Fig. 1. Higher education teaching personnel taken the survey

All participantswereasked9 questions Thefirstquestionis "Do youdo the research with your students?" According to the survey the results are the following:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.