Научная статья на тему 'Восток-Запад: межкультурные коммуникации в образовательном пространстве творческих вузов'

Восток-Запад: межкультурные коммуникации в образовательном пространстве творческих вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
194
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ КОММУНИКАЦИИ / INTERCULTURAL COMMUNICATIONS / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / EDUCATIONAL SPACE / ТВОРЧЕСКИЙ ВУЗ / CREATIVE HIGH SCHOOL / АКАДЕМИЧЕСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ACADEMIC MUSICAL CULTURE / МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MUSIC EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мезенцева С.В.

В работе рассматривается круг проблем, связанных с межкультурными коммуникациями в рамках темы «Восток Запад», диалогом культур в образовательном пространстве творческих вузов. Обозначаются проблемы методологического, учебно-методического, этического характера. Акцентируется задача разработки концепции межкультурного образовательного пространства. В статье анализируется корпус историко-культурных, научно-педагогических, учебно-методических источников (труды по музыкальной педагогике и психологии, исторические исследования, учебно-методические материалы, учебные планы соответствующих образовательных учреждений России и Китая), результаты педагогического наблюдения, педагогических экспериментов, бесед, опросов, анкетирования иностранных и российских студентов, а также профессорско-преподавательского состава творческих вузов России и КНР с целью выявления основных проблем в области освоения профессиональных музыкальных дисциплин в российскомвузе иностранными студентами, разработки рациональных подходов и методов работы с иностранными студентами, раскрытия особенностей освоения китайскими студентами академической музыкальной культуры европейского наследия в российском вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EAST-WEST: INTERCULTURAL COMMUNICATION IN THE EDUCATIONAL SPACE OF ARTS UNIVERSITIES

The paper examines problems associated with intercultural communications in the framework of the theme “East-West”, a dialogue of cultures in the educational space of creative universities. The problem of methodological and ethical character is indicated. The problem of developing the concept of the intercultural educational space is emphasized. The article analyzes historical, cultural, scientific-pedagogical, educational and methodological sources (works on musical pedagogy and psychology, historical research, educational materials, curricula of the corresponding educational institutions of Russia and China), the results of pedagogical observation, pedagogical experiments, conversations, polls, questioning of foreign and Russian students, as well as the teaching staff of creative universities of Russia and China with the purpose of revealing the main problems in the field of mastering professional musical disciplines in a Russian university by foreign students, developing rational approaches and methods of working with foreign students, revealing the peculiarities of the Chinese students' learning of the academic musical culture of the European heritage in a Russian university.

Текст научной работы на тему «Восток-Запад: межкультурные коммуникации в образовательном пространстве творческих вузов»

УДК 378

Mezentseva S.V., Cand. of Art Criticism, senior lecturer, Head of Department of Art History, Musical Instrumental and Vocal Art, Khabarovsk State Institute of Culture, Member of Union of Composers of Russia (Khabarovsk, Russia), E-mail: mezenceva-sv@yandex.ru

EAST-WEST: INTERCULTURAL COMMUNICATION IN THE EDUCATIONAL SPACE OF ARTS UNIVERSITIES. The paper examines problems associated with intercultural communications in the framework of the theme "East-West", a dialogue of cultures in the educational space of creative universities. The problem of methodological and ethical character is indicated. The problem of developing the concept of the intercultural educational space is emphasized. The article analyzes historical, cultural, scientific-pedagogical, educational and methodological sources (works on musical pedagogy and psychology, historical research, educational materials, curricula of the corresponding educational institutions of Russia and China), the results of pedagogical observation, pedagogical experiments, conversations, polls, questioning of foreign and Russian students, as well as the teaching staff of creative universities of Russia and China with the purpose of revealing the main problems in the field of mastering professional musical disciplines in a Russian university by foreign students, developing rational approaches and methods of working with foreign students, revealing the peculiarities of the Chinese students' learning of the academic musical culture of the European heritage in a Russian university.

Key words: intercultural communications, educational space, creative high school, academic musical culture, music education.

С.В. Мезенцева, канд. искусств., доц., зав. каф.искусствоведения, музыкально-инструментального и вокального искусства, Хабаровский государственный институт культуры, Член Союза композиторов России, г. Хабаровск, E-mail: mezenceva-sv@yandex.ru

ВОСТОК-ЗАПАД: МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ КОММУНИКАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ТВОРЧЕСКИХ ВУЗОВ

В работе рассматривается круг проблем, связанных с межкультурными коммуникациями в рамках темы «Восток - Запад», диалогом культур в образовательном пространстве творческих вузов. Обозначаются проблемы методологического, учебно-методического, этического характера. Акцентируется задача разработки концепции межкультурного образовательного пространства. В статье анализируется корпус историко-культурных, научно-педагогических, учебно-методических источников (труды по музыкальной педагогике и психологии, исторические исследования, учебно-методические материалы, учебные планы соответствующих образовательных учреждений России и Китая), результаты педагогического наблюдения, педагогических экспериментов, бесед, опросов, анкетирования иностранных и российских студентов, а также профессорско-преподавательского состава творческих вузов России и КНР с целью выявления основных проблем в области освоения профессиональных музыкальных дисциплин в российскомвузе иностранными студентами, разработки рациональных подходов и методов работы с иностранными студентами, раскрытия особенностей освоения китайскими студентами академической музыкальной культуры европейского наследия в российском вузе.

Ключевые слова: межкультурные коммуникации, образовательное пространство, творческий вуз, академическая музыкальная культура, музыкальное образование.

В настоящее время все больше исследователей включаются в круг проблем, касающихся межнациональных музыкальных связей, интеграции европейских традиций в восточную культуру. Одним из актуальных вопросов в рамках диалога культур является тема «Восток - Запад». Проблемы расширения межнационального пространства в сфере высшего музыкального образования в настоящее время все больше входит в круг научных интересов ученых различных областей науки. Отечественные работы освещают проблемы менталитета и социальной адаптации китайских студентов в условиях российского вуза (А.Л. Арефьев, Н.В. Варламова, Л.А. Исаева), диалога культур (П.В. Гайдай), вопросы исполнительских школ стран Дальневосточного региона (С.А. Айзенштадт) и другие.

Важно отметить активное пополнение рядов исследователей представителями КНР В круг их научных интересов входят различные ракурсы музыкального образования в Китае и России: система музыкального образования в Китае (Хуан Сяньюй, Лю Цинн, Ян Бо), интеграция европейских традиций пения в вокальную школу Китая (Сунн Яньин), вопросы музыкального образования в дошкольных учреждениях России и Китая (Цзян Цохун), вопросы школьного музыкального воспитания Китая (Ян Бохуа), проблемы высшего профессионального музыкального образования в Китае (ЯоВэй, Мэн Го), вопросы мировоззренческих особенностей музыкальной культуры и музыкального образования в Китае и России (Хуан Сяньюй), вклад советских специалистов в становление музыкального искусства Китая (Хуан Пин, ЛюСюе-цин), профессиональное музыкальное исполнительство в Китае (ХоуЮэ, СюйБо, Ван Ин). Особое место в научных исследованиях занимают вопросы адаптации китайских студентов к профессиональному обучению за рубежом (Линьли Фань, Ли Сюеань, Ли Минь).

В наши дни прослеживается тенденция возрастания российско-китайских контактов в политико-экономической, образовательной и культурной сферах. Отмечается, в том числе, тенденция увеличения в российской высшей школе численности

иностранных студентов. По данным исследований, в последнее десятилетие число граждан КНР, обучающихся в российских вузах, возросло почти в три раза [1]. Увеличение численности иностранных студентов из Китая в российских вузах способствует расширению информационного и культурного обмена, возрастает интерес к двустороннему изучению художественно-творческого, в том числе и музыкального, наследия стран АТР.

Мировая система высшего образования в настоящее время все больше тяготеет к открытой социальной системе. Постепенно происходит интеграция высшего образования, представляющая собой сближение национальных образовательных систем, их взаимодополняемость. Формируется новая образовательная система со множеством элементов: вузы-партнеры разных стран, организации по разработке стратегии развития образования под эгидой ЮНЕСКО и ООН и другие ассоциации, способствующие объединению мирового высшего образования в единую систему. «В мировом высшем образовании появляются признаки целостности, автономности по отношению к экономическим, политическим и другим мировым социальным системам. Базой для этих процессов становится наличие универсальных норм академической свободы и демократии, традиционно регулирующих деятельность классических университетов, и приобретающие все большее нормативное значение для национальных образовательных систем международные конвенции, всемирные декларации, принимаемые на международных форумах, определяющие перспективы развития высшего образования и добровольно принимаемые к исполнению всеми присоединившимися странами» [5, с. 52].

Проблемы межнационального согласия, многонационального единства и межэтнической толерантности являются важнейшими ориентирами образовательного процесса в России. В процессе работы с иностранными студентами в вузе возникают вопросы методического, этического, воспитательного и учебно-организационного характера, проблемы учебно-методического обеспечения. Они требуют скорейшего разрешения в

первую очередь для привлекательности обучения иностранных студентов в нашей стране и сохранения конкурентоспособности российских вузов. Кроме того, представляется важным и интересным взаимное культурное обогащение двух стран, продвижение новых идей и гипотез, неизбежно возникающих при научной разработке тем «культурного диалога».

Перед большинством российских вузов сегодня стоит задача разработки концепции межкультурного образовательного пространства. Современная отечественная музыкальная школа представляет собой трехступенчатую систему: школа - училище (колледж) - вуз, а также подразумевает продолжение образования в аспирантуре, ассистентуре-стажировке. Российские вузы в настоящее время осуществляют подготовку по стандартам высшего образования, представляющим двухступенчатый уровень: бакалавриат и магистратура, также сохранена подготовка и по специалитету. Приём на образовательную программу уровня бакалавриата осуществляется при условии владения абитуриентом объемом знаний и умений, соответствующим требованиям образовательной программы среднего профессионального образования; прием на образовательную программу уровня магистратуры осуществляется при наличии у абитуриента первого уровня высшего образования («бакалавриат») соответствующей профильной направленности или документа уровня «специали-тет».

Способ организации профессиональной музыкальной подготовки в Китае ориентируется на европейскую систему: наличие консерваторий, музыкальных факультетов в педагогических вузах, «европейских форм» организации концертной деятельности (оперные театры, симфонические коллективы). В 80-е годы XX века в китайских вузах Китая была принята международная система степеней: бакалавриат - магистратура - докторантура. Однако многие абитуриенты из Китая получают начальное музыкальное образование в частном порядке, продолжая затем обучение в колледже или вузе. Подобная схема весьма распространена в Китае, что, в результате, является причиной очень пестрой картины подготовки исполнителей, приезжающих обучаться на российский Дальний Восток.

Для выявления рациональных методов подхода к обучению иностранных студентов в вузе необходимо, прежде всего, выявить специфику музыкального образования в родной для них стране. Сравнительно-сопоставительный анализ в настоящий момент представляется наиболее актуальным для дальнейшего исследования музыкального профессионального образования разных уровней в России и Китае. Для полноты раскрытия вопроса, кроме изучения вузовского уровня обучения, считаем необходимым провести сравнительно-сопоставительный анализ музыкального образования и других ступеней: начальное (общеобразовательное, общеразвивающее, предпрофессиональное) музыкальное образование и среднее профессиональное музыкальное образование.

Актуальным представляется проанализировать корпус историко-культурных, научно-педагогических, учебно-методических источников (труды по музыкальной педагогике и психологии, исторические исследования, учебно-методические материалы, учебные планы соответствующих образовательных учреждений России и Китая), результаты педагогического наблюдения, педагогических экспериментов, бесед, опросов, анкетирования иностранных и российских студентов, а также профессорско-преподавательского состава творческих вузов России и КНР с цельювыявления основных проблем в области освоения профессиональных музыкальных дисциплин в российскомвузе иностранными студентами, разработки рациональных подходов и методов работы с иностранными студентами, раскрытия особенностей освоения китайскими студентами академической музыкальной культуры европейского наследия в российском вузе.

В настоящее время особенности международной политики и географического положения ориентируют Дальний Восток на сотрудничество со странами Северо-Восточной Азии. В дальневосточный регион приезжают учиться студенты, в основном, с Северо-восточных районов Китая, преимущественно из китайской провинции Хэйлунцзян (г. Дацин, г. Цицикар, г. Хэйхэ). Постепенно расширяется ареал учебных учреждений в области подготовки специалистов высшего образования. Из творческих и педагогических образовательных учреждений наиболее активно проявляют себя музыкальный институт университета Бэйхуа

(провинция Цзилинь), университет города Хэйхэ провинции Хэйлунцзян, Чаньчунскимй университет, Муданьцзянский педагогический университет, Дацинский педагогический институт, Цзямусский университет, Харбинский педагогический университет, Цзилиньский анимационный институт, Пекинский колледж искусств. Налицо тенденция постепенного расширения ареала учебных учреждений, заключающих договора о сотрудничестве и совместной деятельности в области подготовки специалистов высшего образования.

В дальнейшем некоторые бакалавры, магистры и обучающиеся, прошедшие стажировку в творческих вузах российского Дальнего Востока, продолжают своё образование в ведущих вузах России: в Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова, Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, Санкт-Петербургском государственном университете им. А.И. Герцена. В целом очевидно стремление одаренной китайской молодежи в центральные российские вузы. Одной из важнейших проблем современного международного сотрудничествав области вузовского музыкального образования является расширение круга потенциальных вузов-партнеров из КНР для выявления наиболее талантливой молодежи, повышения конкуренции между потенциальными обучающимися.

Важным представляется расширение в учебном процессе пласта изучаемой традиционной и академической музыкальной культуры Китая, Кореи, Японии, возможно, более активное привлечение востоковедов к образовательному процессу. В исполнительскую программу по специальным дисциплинам необходимо активнее включать произведения национальных композиторов, в музыкально-теоретические блоки вводить лучшие образцы народной и академической музыки стран АТР. Образование, транслирующее музыкальную культуру стран АТР наряду с отечественной и западно-европейской, будет способствовать расширению межнационального пространства.

Представляется актуальной работа в направлении адаптации учебных материалов музыкально-теоретических дисциплин с учётом специфики образования иностранных студентов. Несмотря на то, что в библиотеках вузов (в том числе и в электронных библиотечных системах) имеется достаточное количество учебно-методической литературы на русском языке, в процессе обучения иностранных студентов неизбежно возникают проблемы перевода и произношения некоторых терминов, понятий и определений. У иностранных обучающихся имеются учебные пособия и учебники на китайском языке по теории музыки [9], гармонии [10], сольфеджио [11], истории музыки и некоторым другим дисциплинам, музыкальные словари [12; 13] и др. Однако русскоязычному педагогу сложно оценить качество учебной информации. Кроме того, студент получает образование на русском языке и должен уметь понимать и грамотно произносить материал курса. Необходимо создавать учебно-методические пособия, которые содержали бы адаптированные к возможностям произношения и смысловой доступности иностранным студентам материалы на русском языке, синхронно переведенные на китайский язык. Автор данной работы активно работает в этом направлении [2; 4].

Основные вопросы исследуемой проблемы, решение которых должно способствовать повышению конкурентоспособности российских вузов в сфере международных образовательных услуг и их вхождению в мировое образовательное пространство, это: взаимодействие с российскими вузами, обучающих иностранных студентов, а также с иностранными вузами с целю обмена опытом; учебно-методическое и кадровое обеспечение учебного процесса, учитывающее специфику обучения иностранных студентов; репертуарная политика исполнительских дисциплин, направленная на диалог культур; активное привлечение иностранных студентов в концертно-творческую среду вуза; развитие воспитательной, просветительской работы толерантной направленности с участниками образовательного процесса.

Таким образом, представляется необходимым и неизбежным дальнейшая реформа и постоянное развитие системы высшего образования на основе тесных межкультурных коммуникаций в образовательном пространстве творческих вузов, ее приспособление к меняющимся условиям современного мира при условии международной солидарности.

Библиографический список

1. Арефьев А.Л. Китайские студенты в России. Высшее образование в России. 2010; 12. Availableat: http://cyberleninka.ru/article/n/ kitayskie-studenty-v-rossii

2. Мезенцева С.В. Теория музыки: учебное пособие для иностранных студентов. Ч. I. «Звук. Нотное письмо. Ритм и метр. Интервалы. Лад и тональность». Переводчик Сон А.В. Хабаровск: Издательство Хабаровского гос. ин-та искусств и культуры, 2015.

3. Сайфуллина М.В. Отражение восточной ментальности в мировой музыкальной культуре. Вестник Томского государственного педагогического университета. 2004; 2. Availableat: http://cyberleninka.ru/article/n/otrazhenie-vostochnoy-mentalnosti-v-mirovoy-muzykalnoy-kulture

4. Словарь иностранных музыкальных терминов. Автор-составитель С.В. Мезенцева, перевод Чжоу Хунжу. Хабаровск: Издательство Хабаровского гос. ин-та искусств и культуры, 2017.

5. Стукаленко Н.М. Проблемы и перспективы международной интеграции высшего профессионального образования. Международный журнал экспериментального образования. 2012; 5: 52 - 53

6. Сяньюй Хуан. Система музыкального образования в Китае. Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2012; 2. Availableat: http://cyberleninka.ru/article/n/sistema-muzykalnogo-obrazovaniya-v-kita

7. Шведова И.А. Интернациолизация высшего образования в Китае. Вестник Томского государственного университета. История. 2013; № 1-21. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/internatsionalizatsiya-vysshego-obrazovaniya-v-kitae

8. Швецов Т.И. Формы организации международного образования в условиях глобализации. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2010. Available at: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-formy-organizatsii-mezhdunarodnogo-obrazovaniya-v-usloviyah-globalizatsii

9. ^ШАШ (Ли Чунгонг). (Теория музыки). (Пекин: народное музыкальное издательство), 1962.

10. ШША Ш (Ян Тонпа). ШР^пШШ (Учебник гармонии). (Пекин: народное музыкальное издательство), 2013.

11. A'fî, Ш (Сюй Цзин, Сунь Хун). ШЩШЖ (Сольфеджио). (Пекин: народное музыкальное издательство), 2011.

12. ffft, ^ААШ (ЧжанНинхэ, Ло Зилан ) (Словарь иностранных музыкальных терминов).Аж:АЕША®Ш± (Пекин: народное музыкальное издательство), 2015.

13. ABWASMffiipi^Ä (Словарь иностранных музыкальных терминов). it^ARWAffiKtt (Пекин: народное музыкальное издательство), 2015.

References

1. Aref'ev A.L. Kitajskie studenty v Rossii. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2010; 12. Availableat: http://cyberleninka.ru/article/n/kitayskie-studenty-v-rossii

2. Mezenceva S.V. Teoriya muzyki: uchebnoe posobie dlya inostrannyh studentov. Ch. I. «Zvuk. Notnoe pis'mo. Ritm i metr. Intervaly. Lad i tonal'nost'». Perevodchik Son A.V. Habarovsk: Izdatel'stvo Habarovskogo gos. in-ta iskusstv i kul'tury, 2015.

3. Sajfullina M.V. Otrazhenie vostochnoj mental'nosti v mirovoj muzykal'noj kul'ture. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2004; 2. Availableat: http://cyberleninka.ru/article/n/otrazhenie-vostochnoy-mentalnosti-v-mirovoy-muzykalnoy-kulture

4. Slovar' inostrannyh muzykal'nyh terminov. Avtor-sostavitel' S.V. Mezenceva, perevod Chzhou Hunzhu. Habarovsk: Izdatel'stvo Habarovskogo gos. in-ta iskusstv i kul'tury, 2017.

5. Stukalenko N.M. Problemy i perspektivy mezhdunarodnoj integracii vysshego professional'nogo obrazovaniya. Mezhdunarodnyj zhurnal 'eksperimental'nogo obrazovaniya. 2012; 5: 52 - 53

6. Syan'yuj Huan. Sistema muzykal'nogo obrazovaniya v Kitae. Vestnik Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. 2012; 2. Availableat: http://cyberleninka.ru/article/n/sistema-muzykalnogo-obrazovaniya-v-kita

7. Shvedova I.A. Internaciolizaciya vysshego obrazovaniya v Kitae. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Istoriya. 2013; № 1-21. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/internatsionalizatsiya-vysshego-obrazovaniya-v-kitae

8. Shvecov T.I. Formy organizaciimezhdunarodnogo obrazovaniya vusloviyahglobalizacii. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2010. Available at: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-formy-organizatsii-mezhdunarodnogo-obrazovaniya-v-usloviyah-globalizatsii

9. ^ШАШ (Li Chungong). (Teoriya muzyki). (Pekin: narodnoe muzykal'noe izdatel'stvo), 1962.

10. ШМА Ш (YanTonpa). ШР^ШШШ (Uchebnik garmonii). (Pekin: narodnoe muzykal'noe izdatel'stvo), 2013.

11. A'fî, Ш (Syuj Czin, Sun' Hun). Ш ЩШД- (Sol'fedzhio). (Pekin: narodnoe muzykal'noe izdatel'stvo), 2011.

12. ifft, ^ААШ (Chzhan Ninh'e, Lo Zilan) ^АШнАЙАА (Slovar' inostrannyh muzykal'nyh terminov).A«:AEWAffi®tt (Pekin: narodnoe muzykal'noe izdatel'stvo), 2015.

13. ABWASMffiipi^Ä (Slovar' inostrannyh muzykal'nyh terminov). it^ARWAffiKtt (Pekin: narodnoe muzykal'noe izdatel'stvo), 2015.

Статья поступила в редакцию 12.12.17

УДК 377.5:378.978

Morozov S.A., teacher, Kursk Music Boarding College for the Blind "KMKIS" (Kursk, Russia), E-mail: msstudio@list.ru

DIFFERENTIATED APPROACH AS ONE OF THE MOST IMPORTANT WAYS TO OPTIMIZE THE PROCESS OF COMPUTER-ARRANGEMENT TRAINING. The process of informatization of education today is in the stage of intensive development. This is due to the expansion of the use of information technology and the transition from purely technical to humanitarian fields, as well as penetration into the field of art. Disciplines "Musical Informatics" and "Computer Arrangement" contribute to the optimization of the learning process in modern conditions, to a deeper mastering of special and general professional cycles by trained musicians. The article is intended to draw attention to the importance of a differentiated approach in studying the subject "Computer Arrangement", as well as the problem of implementing discipline in secondary and higher musical educational institutions.

Key words: music computer technologies, computer arrangement, teaching music.

С.А. Морозов, преп. Курского музыкального колледжа-интерната слепых, ФКПОУ «Курский музыкальный

колледж-интернат слепых» Минтруда России, г. Курск, E-mail: msstudio@list.ru

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД КАК ОДИН ИЗ ВАЖНЕЙШИХ СПОСОБОВ ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ АРАНЖИРОВКЕ

Процесс информатизации образования сегодня находится в стадии интенсивного развития. Это связано с расширением использования информационных технологий и переходом их от чисто технических сфер деятельности к гуманитарным, а также проникновением в область искусства. Дисциплины «Музыкальная информатика» и «Компьютерная аранжировка» способствуют оптимизации процесса обучения в современных условиях, более глубокому овладению обучающимися музы-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.