Становление родительской позиции «Умелец» как задача психологического сопровождения семей, воспитывающих детей раннего возраста
Новикова О. В.,
г. Козельск, Россия
Романенко В. А.,
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и образования
КГУ им. К.Э. Циолковского г.Калуга, Россия
Аннотация. Обсуждается актуальность поиска направлений, методов психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих ребенка раннего возраста. Излагаются результаты эмпирического исследования, свидетельствующего о дисгармоничности современной ситуации развития ребенка 2-3 лет, которая проявляется в дефицитарности в со-бытийной общности родительской позиции «Умелец».
Сегодня уже никого не удивляют сообщения в публикациях, докладах о негативных тенденциях в развитии современных детей: они становятся все менее энергичными, социально менее компетентными; игра недостаточно развита, дети не столько развивают сюжет и взаимодействуют со сверстниками, сколько манипулируют предметами; у них «клиповое» мышление, низкий «самоконтроль», и т.п. (Фельдштейн Д.И., 2010). На практике эти тенденции все чаще проявляются у детей уже в момент поступления в детский сад, часто в 2-3 года.
Исходя из этого, можно говорить об актуальности анализа социальной ситуации развития современного ребенка самых первых лет жизни. Понятно, что за последние 5070 лет научно-технический прогресс заметно изменил бытовые условия, многое автоматизировалось, механизировалось, многое сегодня дешевле и проще купить, чем делать самому. Как следствие, у ребенка все меньше шансов наблюдать взрослую развернутую реальную предметно-орудийную деятельность, участвовать в ней, чтобы потом многократно ее воспроизводить, моделировать, осмысливать, осваивать в игре. Однако не совсем понятно, как при этом изменяется психологическое содержание, вектор развития самого ребенка, его субъективная реальность. Вполне правомерно предположить, что эти изменения есть, и они в значительной мере являются производными от ценностей, установок родителей. Однако, каковы они сегодня?
В 2013-2014 годах нами проведено исследование с целью проанализировать позиции родителей, воспитывающих детей раннего возраста. Понятие «позиция родителя» определялось как целостная характеристика реализации базовых целей и ценностей во взаимоотношении с ребенком. Методологической основой являлся культурно-исторический подход; использовалась также антропологическая модель психического развития в онтогенезе, в соответствии с которой объектом развития в раннем возрасте является со-бытийная общность «родитель-ребенок» (Слободчиков В.И., Исаев Е.И., 2000). В данной модели позиция родителя описывается, исходя из системы координат пространства со-бытийной общности: 1) исходные движущие силы развития (ось «обособление» - «отождествление»); 2) исходные основания взаимосвязи жизнедеятельности взрослого и жизнедеятельности ребенка (ось «культурная позиция» -«бытийная позиция»). Соответственно определяются четыре типа педагогических позиций родителя: «Родитель», «Умелец», «Мудрец», «Учитель». Каждой педагогической позиции соответствует свой развивающий процесс: «Родитель» -выращивание жизнеспособного человека; «Умелец» - формирование специальных
способностей; «Учитель» - обучение всеобщим способам мышления и деятельности; «Мудрец» - воспитание всечеловеческого в человеке (Слободчиков В.И., Цукерман Г.А., 1989, 1990).
Предполагается, что необходимым условием здорового взросления является наличие всех четырех позиций в со-бытийной общности (Шувалов А.В., 2006). Однако, учитывая то, что каждый возраст характеризуется своей ведущей деятельностью, своими особенностями и задачами развития, правомерно предполагать, что степень выраженности каждой из этих позиций родителя во взаимодействии с ребенком должна быть различной. Во взаимодействии с ребенком раннего возраста, вероятно, доминирующей должна быть позиция «Умелец», которая вводит ребенка в культурно-деятельностные сферы с целью их освоения, формирует специальные способности, трудолюбие. Это может произойти, если ребенок имеет возможность наблюдать за взрослым, следовать его примеру, воспроизводить действия взрослого. При этом взрослый знает и учитывает, что на втором году ребенок получает удовольствие от процесса, а на третьем году ему этого недостаточно, ему важен уже и результат. А поэтому «Умелец» уже выступает во взаимодействии как партнер, согласует с ребенком цели, распределяет функции, содействует успеху ребенка, переживанию им чувства гордости за достигнутый результат и его значимость для других.
На наш взгляд, подобный позиционный родительский профиль является адекватным, возрастосообразным для ребенка раннего возраста. Однако, педагогическая и психологическая практика дает основания предполагать, что именно эта позиция у современных родителей оказывается в ущербном, гипофункциональном состоянии.
В нашем исследовании использовалась авторская опросная методика. Опросник содержит 80 ситуаций детско-родительских отношений, разбитых на 4 блока в соответствии с педагогическими родительскими позициями «Родитель», «Умелец», «Учитель», «Мудрец». Испытуемым предлагалось оценить каждую ситуацию по 5-балльной шкале; 5 баллов означают, что данная ситуация проявляется всегда; 1 балл -никогда. Опросник включал как прямые, так и обратные ситуации. Приведем примеры предлагавшихся ситуаций. Блок «Родитель»: «Если я не рядом с ребенком, я беспокоюсь»; «Я тщательно слежу за своим поведение, т.к. дети во всем подражают взрослым»; «Я закаливаю ребенка». Блок «Учитель»: «Когда читаю ребенку книжку, стараюсь объяснить ему все слова, которые ему непонятны»; «Если ребенок помогал мне, но у него не все получилось, как надо, сразу же обращу его внимание на недочеты, чтобы в другой раз он сделал все правильно»; «Я использую методики раннего развития (Доман, Зайцев, Монтессори и т.д.)». Блок «Мудрец»: «В гостях наблюдаю за ребенком, как он общается с другими людьми, не вмешиваюсь»; «Если ребенок говорит «нет», «не хочу», я позволяю ему отказаться и увидеть последствия своего отказа». Блок «Умелец»: «Когда я занимаюсь уборкой, ребенок занят игрушками или смотрит мультфильмы»; «Если мы куда-то идем, приходится начинать сборы заблаговременно, т.к. ребенок еще не умеет быстро одеваться самостоятельно»; «Ребенок помогает мне накрывать на стол»; «Когда иду в магазин вместе с ребенком, заранее сообщаю ему, что собираюсь там покупать»; «Мы дарим близким подарки, сделанные своими руками»; «Рисунки, поделки ребенка мы используем дома в оформлении интерьера».
Опрос проводился на выборке родителей (матерей), воспитывающих детей раннего возраста (дети от 2 до 3 лет посещают ДОУ в г.Козельске и г.Калуге), общее количество - 36.
По результатам рассчитывались средние групповые показатели по каждой позиции, а также количественное распределение испытуемых по преобладающим (доминирующим) позициям.
Как по групповым показателям, так и по количественному распределению испытуемых по доминирующим позициям, у родителей более всего выраженной оказалась позиция «Мудрец» (у 89 % родителей). Этот результат является несколько
неожиданным и в целом противоречит наблюдаемым фактам взаимодействия родителей-респондентов с детьми (авторы исследования осуществляют психолого-педагогическое сопровождение семей, участвующих в опросе, в качестве психологов ДОУ). Вероятно, предложенные в опроснике ситуации часто транслировали социально желаемый результат.
Интерес представляет рейтинг оставшихся трех позиций. По среднегрупповым оценкам равные показатели (67,4 баллов из 100) получили позиции «Родитель» и «Учитель»; «Умелец» получил только 44,7 баллов. По преобладающим позициям испытуемые распределились следующим образом: 8 (22%) - «Родитель»; 24 (67%) -«Учитель»; 8 (22%) - «Умелец»; у четверых испытуемых (11%) в равной мере выражены позиции «Родитель» и «Учитель», при этом «Умелец» значительно уступает. Полученные результаты согласуются с наблюдаемыми на практике проявлениями интеллектуально центрированных установок современных родителей: знать буквы раньше, чем научиться говорить, называть цвета раньше, чем освоить горшок; появление на рынке услуг дополнительного образования все большего количества центров раннего развития детей, куда родители все чаще стремятся начинать водить с полугодовалого возраста (чтобы не опоздать), а с началом посещения детского сада, даже в период адаптации, продолжают водить (потому что, по их мнению, детский сад дает не все для развития).
Ребенка сегодня пытаются наполнить некими сведениями, отрывочными представлениями, умениями, которые во внутренней картине мира ребенка разрозненно толпятся, т.к. все происходит вне контекста реально-практической деятельности как важнейшего условия нормального развития ребенка. «Человек живет прежде всего в системе реально-практических, живых связей с другими людьми. Нигде и никогда мы не увидим человека до и вне его связей с другими - он всегда существует и становится в сообществе и через сообщество» (Слободчиков В.И., Исаев Е.И, 2000, с.162.).
Нет, ребенок 2-3 лет сегодня, конечно же, взаимодействует со взрослым «Учителем», отвечая на его вопросы типа «Какого цвета этот шарик?» или «Где самый большой кубик?» Однако какое это отношение имеет к реально-практической жизни самого ребенка?
Следует заметить, что и воспитатели детских садов сегодня недооценивают значимость реально-практического взаимодействия взрослого и ребенка раннего возраста. Приведем пример. На курсах повышения квалификации педагогам было предложено в качестве группового задания разработать для родителей технологию формирования у ребенка 2-3 лет навыков работы ножницами. Первой была реакция: «Двухлетние дети! Это же опасно!» Преподаватель уточнил: задание для ситуации индивидуальной работы с ребенком. Предложенные варианты достаточно однотипны: во-первых, провести беседу по технике безопасности; во-вторых, поупражняться на пальчиковых играх; в-третьих, нарезать бумагу узкими полосками и помочь ребенку отрезать маленькие квадратики.
Учитывает ли предложенная технология возрастные особенности ребенка, его зону ближайшего развития? С точки зрения моторики - наверное, да. А с точки зрения переживаемых им смыслов? Налицо отсутствие единого аффективно смыслового контекста взаимодействия ребенка и взрослого, редуцирование реально-практического взаимодействия к предметному содержанию, оперированию с ним.
Приведенный пример может быть хорошей иллюстрацией того, что в воспитании сегодня доминирует установка, о которой пишет Г.А. Цукерман: «Если знание разбить на малюсенькие порции и скармливать его ребенку по расписанию, не силком, а с добрыми прибаутками, заботясь о том, чтобы он хорошенько пережевывал пищу, то знание будет переварено и усвоено растущим организмом. И как-то само собой приведет к развитию» (Цукерман Г.А., 2006, с.71).
Вариант идеальной ситуация овладения ножницами: ребенок на коленях у мамы, рука - в руке, они создают подарок бабушке. На практике - мама вышивает, а ребенок -с планшетом. Тема совместной деятельности ребенка и взрослого была бы банальной, если бы на практике не была аналогией перерождения принципов здорового образа жизни в поиск диет для похудения.
Представляется уместным привести здесь автобиографический пример Г.К. Катлера, психотерапевта, в молодости много времени посвятившего занятиям абстрактной живописью (Его Святейшество Далай-Лама и Г.К.Катлер, 2005):
«Я очень обрадовался, когда мою работу отобрали на выставку. Гордый этим событием, я пришел в зал, чтобы услышать хвалебные отзывы посетителей о своей работе. Одна пожилая женщина в очках, выцветшем платье и туфлях на толстой подошве, с нейлоновой сумкой в руках долго стояла перед моей работой. На ее лице было написано недоумение - как будто она шла на очередной розыгрыш лотереи и по нелепой случайности оказалась в выставочном зале.
- Вы - автор? - спросила она доброжелательно.
- Да.
- Что это значит? - спросила она, кивая на мой шедевр.
- Ничего особенного. Просто образец моего творчества.
...- Все-таки хотелось бы знать - принесло ли ваше произведение кому-нибудь пользу? Мне это интересно.
...- Гм... не знаю, - беспомощно пожал я плечами. - Но я рад, что вам моя вещь понравилась.
И побежал от своей поклонницы прочь, как от чумы.
Вскоре после этого я оставил карьеру художника и занялся медициной» (Его Святейшество Далай-Лама и Г.К.Катлер, 2005, с.191).
Потребность быть нужным другому результатами собственной деятельности (создавать общественно значимый продукт) является специфически человеческой, а ее удовлетворение - необходимым условием нормального психического развития ребенка, психологического здоровья взрослого человека.
Сегодня как никогда актуальной оказывается мысль М. Мамардашвили, высказанная им в 1984 году: «... Из всего множества катастроф, которыми славен и угрожает нам ХХ век, одной главной и часто скрытой от глаз рассудка является антропологическая катастрофа. .Событие, происходящее с самим человеком и связанное с цивилизацией в том смысле, что нечто жизненно важное может необратимо в нем сломаться в прямой зависимости от разрушения или просто отсутствия цивилизационных основ процесса жизни и общения. А это событие уже идет полным ходом» (Мамардашвили М.К. Сознание и цивилизация, 2011, с.7-8).
То, что современная молодежь эгоцентрична, инфальтивна, легко пасует перед трудностями, все чаще слишком долго находится в поисках себя, в значительной мере является следствием упущенных возможностей раннего возраста, сензитивного для развития трудолюбия, развития потребности быть нужным другому результатами собственного труда. Отсюда становление родительской позиции «Умелец» должна рассматриваться сегодня как одна из важнейших в сфере психолого-педагогического сопровождения родительства. Нужно искать формы, методы, которые позволят отрефлексировать родителям их ценностно-смысловые установки; помогут освоить конкретные навыки; адекватные взаимодействию с ребенком раннего возраста, создать экологичный для маленького ребенка семейный уклад.
Литература
1. Его Святейшество Далай-Лама и Г.К. Катлер. Исскуство быть счастливым на работе / пер. с англ. - М.: ООО Изд.дом «София», 2005. - 256с.
2. Мамардашвили М.К. Сознание и цивилизация. - СПб.: Азбука-Аттикус, 2011. -288с.
3. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. - М.: Школьная пресса, 2000.
4. Слободчиков В.И., Цукерман Г. Мы, взрослые и остальные люди // Семья и школа, №№11, 12/1989, №№1,2/1990.
5. Цукерман Г.А. Взаимодействие ребенка и взрослого, творящее зону ближайшего развития // Психологический журнал, №4/2006.
6. Шувалов А.В. Антропологическая модель психологического здоровья. - Калуга, 2006.
7. Фельдштейн Д.И. Приоритетные направления психолого-педагогических исследований в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития / Доклад на выездном заседании Президиума РАО в Н.Новгороде 19-20 апреля 2010г. Воронеж, Москва: МПСИ, МодЭк, 2010. - 16с.