Научная статья на тему 'Продуктивная совместная деятельность специалистов с семьей, как фактор, обеспечивающий условия развития ребенка'

Продуктивная совместная деятельность специалистов с семьей, как фактор, обеспечивающий условия развития ребенка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
338
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЁЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Олещук С.Г., Павленко М.Ш., Фадеева Е.А., Шишова О.А.

Целью статьи является раскрытие совместной деятельности, как наиболее продуктивный и эффективный подход, обеспечивающий условия развития ребенка. Поскольку в системе образования важным являются не только процессы обучения, воспитания и развития, но и их влияние на создание, и развитие среды, и на характер отношений в ней. Известно, что организм ребенка развивается согласно законам природы, которые взаимосвязаны и постоянно оказывают влияние друг на друга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Олещук С.Г., Павленко М.Ш., Фадеева Е.А., Шишова О.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Продуктивная совместная деятельность специалистов с семьей, как фактор, обеспечивающий условия развития ребенка»

Продуктивная совместная деятельность специалистов с семьей, как фактор, обеспечивающий условия развития ребенка

Олещук С. Г.

руководитель структурного подразделения

Павленко М. Ш. воспитатель Фадеева Е. А. учитель-логопед Шишова О. А. педагог-психолог

ГБОУ СОШ№ 64 (дошкольное отделение ГБОУ д/с № 445)

Москвы, Россия

Аннотация: Целью статьи является раскрытие совместной деятельности, как наиболее продуктивный и эффективный подход, обеспечивающий условия развития ребенка. Поскольку в системе образования важным являются не только процессы обучения, воспитания и развития, но и их влияние на создание, и развитие среды, и на характер отношений в ней. Известно, что организм ребенка развивается согласно законам природы, которые взаимосвязаны и постоянно оказывают влияние друг на друга.

Ключевые слова: совместная деятельность, условия развития.

Не секрет, что в настоящее время наблюдается бурное развитие развивающих групп, развивающих образовательных центров, ассоциаций и т.п., ориентированные на развивающую и коррекционную помощь детям с различными проблемами и их семьям. Но рост количества детей, нуждающихся в различной помощи, тем не менее, повышает возможности этих учреждений. Да и не всякий вид необходимой ребенку помощи может быть оказан в конкретном образовательном учреждении.

Как показывает практика, существует определенная часть родителей, которым достаточно, порой, единичной, пусть даже и однократной консультации, поскольку проблемы их детей скорее лежит «в плоскости» недостаточной педагогической грамотности, отсутствия необходимой информации, просто заблуждений родителей относительно проблем детей, требующих, порой, продолжительной и комплексной помощи.

Таким образом, возникает необходимость определенного «фильтра», который бы позволил образовательному учреждению максимально эффективно организовывать реальную помощь максимально большему числу детей.

Человек - это узел связей.

/А. де Сент-Экзюпери/

Жалоба, что нас люди не понимают, чаще всего происходит от того, что мы не понимаем людей.

/В.О. Ключевский/

Разрабатываемые в последние десятилетия программы, ориентированные на личность ребенка и профилактику возникающих у него проблем в развитии, особое внимание обращают на обязательное участие в них всей семьи и на сотрудничество ее с образовательным учреждением. Тем самым обеспечивается возможность положительно влиять на социально-психологическую ситуацию развития детей, обеспечивая условия для формирования у них внутренних защитных факторов и адаптационных механизмов.

Целью данного направления является оказание помощи ребенку в процессе адаптации его к детскому саду, оптимизация отношений внутри семьи и построение «сети» поддержки.

Для достижения результатов необходимо усиливать центральный фактор -сплоченность семьи, который достигается через 4 промежуточных целей, направленных на уменьшение факторов риска и усиление защитных механизмов:

• Эмоциональная поддержка родителей

• Развитие системы взаимодействия родителей и детей

• Снижения факторов риска повседневного стресса

• Снижение вероятности семейных конфликтов.

Эта работа может использоваться как для профилактической работы с детьми, так и для работы с детьми «группы риска», поскольку в ней отработан механизм привлечения семей, родители которые обычно не посещают учреждения, не обращаются за консультативной помощью и не участвуют в мероприятиях учреждения.

В настоящее время в общей детской популяции наблюдается значительное количество детей с различными проблемами в развитии. Поиск форм, методов и приемов, которые способствуют преодолению проблем, и является одним из актуальных направлений работы специалистов. Эффективность работы во многом зависит и от хорошего знания особенностей возрастного и индивидуального развития ребенка.

Актуальность и социальная значимость проблем развития детей подтверждается и тем, что такие дети, с первых дней оказывается в категории «неуспевающих». Поэтому так важно заметить проблемы в развитии ребенка на начальном этапе. Очень важно, чтобы помощь детям оказывалась в системе дифференцированного подхода, позволяющего решать задачи, формирующие или развивающие - своевременная активная деятельность специалистов с ребенком по преодолению возникающих трудностей.

Развитие детей является сложным процессом, который требует от окружающих ребенка взрослых много терпения, душевной доброты, наблюдательности и определенного круга знаний об особенностях и возможностях ребенка. Поэтому при взаимодействии с ними так важно учитывать семейный фактор. Ведь именно семья может оказать существенную помощь, способствующую успешности ребенка на пути его взросления. Нет практически ни одного социального или психологического аспекта поведения ребенка, который не зависел бы от семейных условий. Помимо образовательного уровня родителей, сильно влияет на развитие личности состав семьи и характер взаимоотношений между ее членами. Значительное влияние на личность ребенка оказывает стиль взаимоотношений с родителями. Однако до настоящего времени многие специалисты и родители не придают решающего значения обеспечению тесного взаимодействия друг с другом и ребенком в образовательном процессе. Участие родителей в этой работе сводится, чаще всего, к выполнению прямых инструкций и указаний специалиста без должного понимания глубины проблемы. Поэтому мы и выбрали темой своего «исследования» совместную деятельность специалистов и родителей, как фактор, обеспечивающий условия развития ребенка.

На наш взгляд именно качество взаимодействий родителей и специалистов в совместной работе в значительной степени повышает степень ее эффективности.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что количество детей с различными проблемами развития растет. В связи с этим возникает настоятельная потребность, как у специалистов, так и у родителей в специальных профилактических программах и методах, направленных на преодоление возникающих трудностей. Особое значение в современных условиях приобретают задачи, связанные с изучением, анализом и созданием условий для развития детей. Традиционно ведущее место в этой работе отводится работе специалиста по специальным методикам тем воздействиям, которые именно специалист оказывает и обеспечивает с целью создание условий для

развития. К сожалению, существующие в настоящее время программы не могут, обеспечивать настоятельной жизненной потребности в комплексной системной деятельности специалистов. В связи с этим понятно, что определение наиболее эффективных способов организации условий развития связано с совместной деятельностью родителей и специалистов.

В качестве гипотезы выдвигается предположение о том, что основные проблемы развития связаны с недосформированностью познавательных процессов, а также родительской некомпетентностью и пассивностью в отношении помощи ребенку в преодолении возникающих трудностей, связанных с его «состоянием». Одновременно мы предположили, что развивающий процесс и оказание помощи ребенку и его родителям может быть эффективным лишь тогда, когда он основан на правильном заключении о «состоянии» развития ребенка и индивидуальных особенностях его личности, а также протекать при непосредственном участии родителей в диагностической и развивающей работе, которую организуют специалисты.

Таким образом, цель работы состоит в проведении психолого-педагогического анализа условий протекания развивающего процесса детей и их родителей. В соответствии с целью были определены следующие задачи:

^ Проведение теоретического анализа проблемы развития познавательных процессов.

^ Проведение индивидуальной диагностики некоторых аспектов познавательной сферы детей.

> Выявление индивидуальных особенностей детско-родительских отношений.

^ Проведение серии совместных развивающих занятий по специальной

программе, способствующей преодолению проблем в развитии познавательной сферы.

^ Проведение сравнительного анализа диагностических данных, полученных в ходе нашего работы с целью определения динамики развития познавательных процессов после проведения серии совместных развивающих занятий.

^ Анализ эффективности совместной работы в специально организованной совместной деятельности специалистов и родителей.

Предметом нашей работы являются условия протекания развивающего процесса во время конструирования ситуации совместной деятельности между специалистами, ребенком и родителями с целью преодоления проблем в развития.

В контексте комплексного подхода к ребенку и его развитию и воспитанию невозможно обойти вопрос работы с родителями. Именно они находятся с ребенком большую часть времени; от их состояния во многом зависит успешность работы специалистов, ибо состояние родителей влияет на обучаемость и работоспособность ребенка. Эффективность работы с родителями страдает, прежде всего, оттого, что чаще всего мы не знаем проблем конкретной семьи, ее психологического состояния, особенностей родительского отношения к детям, типов нарушений семейного воспитания.

Кто же они, родители этих детей? Прежде всего, это заботливые, терпеливые, добрые люди.... Эти люди мечтали о нем и с нетерпением ждали его появления. Рождение ребенка неизбежно изменяет уклад и особенно психологический климат в семье. Она находятся в состоянии эмоциональной «тревожности», а это приводит к повышенной раздражимости, чувству постоянного внутреннего беспокойства. Поэтому семья нуждается в моральной поддержке.

Большую роль играют те семейные условия, в которых воспитывается ребенок. Семьи бывают разные, а значить и система отношений «семья - ребенок» имеет право рассматриваться как благополучная или неблагополучная. Социологи выделяют разные типы семей. Вот некоторые из них: гармоничная, распадающаяся, распавшаяся, неполная.

Так какая же семья благополучная, а какая нет? Ответы на этот вопрос различные. Но ясно одно, что неблагополучная семья - это в первую очередь та, где имеются явные дефекты воспитания, хотя и это не единственный критерий выделения неблагополучия в семье. К.Г. Юнг считая, что ребенок имеет собственный склад души, но долгое время она остается частью духовной атмосферы родителей, отсюда и имеющиеся проблемы ребенка, которые являются «показателями духовной атмосферы между родителями, а не состоянием собственного ребенка».

Основная задача семейного воспитания - помочь ребенку стать компетентным человеком, который использует конструктивные средства для формирования чувства собственного достоинства и достижения определенного общественного положения.

Семья - это среда, в которой у ребенка формируются представления о себе - я -концепция, - где он принимает первые решения относительно себя и где начинается развитие его социальной природы. Развитие теплых отношений в семье прокладывает путь к умению справляться с возникающими в жизни трудностями. Развитие человеческой личности нуждается в самом старательном воспитании, а между тем, как мало внимания в жизни уделяется этому делу. Наше воспитание основано в значительной мере на внушении и вызывает подражание как неизбежный способ воздействия родителей на ребенка. Ребенок всегда склонен воспринимать посредством прямого перенимания и безотчетного подражания, нежели путем осмысленного усвоения. Вот поэтому на примере внушения к воспитанию следует смотреть, как способ формирования положительных сторон личности и исправление недостатков. Вряд ли нужно доказывать, что та обстановка, в которой ребенок живет, отражается на психическом складе его в гораздо большей степени, нежели на взрослых. Ребенок, как губка, впитывает в себя все, что он видит, все, что он слышит. Л.С. Выготский подчеркивал универсальную роль социального фактора и специальных форм отношений между взрослым и ребенком в культурном развитии ребенка. Д.Б. Эльконин считал, что «процесс развития есть, в известном смысле, необратимый процесс. Поэтому так важно заметить начальные формы отступления от хода нормального развития ребенка».

Чтобы обеспечить детей условиями развития, необходим определенный эталон, нормативная система координат. Российские психологи В.И.Слободчиков и Г.А.Цукерман блистательно решили эту задачу. Они операционализировали антропологический принцип в психологии развития и предложили оригинальную типологию базовых педагогических позиций. Первым шагом в различении позиций -определение исходных оснований взаимосвязи жизнедеятельности взрослого и жизнедеятельности ребенка. Жизнь ребенка обусловлена культурой, но не сводима к ней, проживается и переживается непосредственно. Поэтому первое разделение позиций специалистов - на позиции «культурные», связанные с сознанием, хранением и передачей норм и эталонов культуры конкретному поколению, и позиции «бытийные», связанные с выращиванием и сохранением непосредственного ощущения и переживания радости, красоты и самоценности жизни. Второй шаг определение исходных движущих сил развития детско-взрослой общности. Специалисты в своем отношении к детям стремятся либо к передаче им собственной жизненной позиции (линия отождествления), либо к утверждению самобытности ребенка (линия обособления).

Полное обеспечение душевного здоровья, комфорта, жизненной укорененности -главный результат работы (жизни) взрослого в «бытийных» позициях. Встреча с «родителями» дарит ребенку чувства защищенности и жизнелюбие. Встреча с «мудрецом» позволяет найти, создать, усмотреть в общечеловеческой сокровищнице жизненных ценностей свое собственное сокровище, свет и богатство собственной души.

Позицию «родитель» не стоит замыкать на родовой связанности взрослого и ребенка. «Узы, которые связывают твою истинную семью, не есть узы крови, но узы уважения и радости к жизни друг друга», - написал Р. Бах. Существует «разлитое родительское отношение» человека к человеку, нацеленное на воплощение теплого

чувство близости, сродства с людьми, миром, с самой жизнью как основы жизненной стойкости.

Вооружение детей культурными нормами, способами и средствами работы (практической, умственной, организационной) - цель деятельности взрослого в «культурных» позициях. «Умелец» погружает ребенка в совместное действие и учит действовать. «Учитель» разрывает плотную ткань действия, высвобождая фазу чистого обучения, ориентировки в том, зачем, что и как надо делать. Он учит не действовать, а предварительно учиться действию. Встреча с «умельцем» формирует в ребенке такого же умельца, ее задача - чтобы взрослый и ребенок сравнялись в своей умелости. Такое итоговое тождество не предполагается при встрече ребенка с «учителем». Результатами своих трудов «учитель» удовлетворяется в том случае, если его ученик будет способен учить себя (пробуждение интереса).

Отношение взрослого к ребенку потенциально является источником целого ряда образовательных процессов. Каждой педагогической позиции соответствует свой развивающий образовательный процесс:

• «родитель» - развивает жизнеспособность;

• «умелец» - формирует специальные способности;

• «учитель» - обучает способам мышления и деятельности;

• «мудрец» - воспитывает всечеловеческого в ребенке.

Базовые педагогические позиции - это своего рода «четыре стихии» образовательной практики. Они символизируют начальные условия полноценного, гармоничного развития ребенка, фиксируют изменения педагогического профессионализма. В каждой конкретной ситуации благотворное воздействие взрослого на ребенка происходит, если есть единственный в своем роде сплав педагогических позиций; так из отдельных звуков складывается единый аккорд. Взрослый, строящий совместную с ребенком деятельность, нелишне представить себе состав и пропорции основных элементов, чтобы разобраться, кто же мы реально есть и кем можем быть в реальных отношениях с детьми.

Поскольку, качество работы специалистов обеспечивается не только верно избранным методом и грамотной организацией процесса, но и человеческим фактором: специалисты работают не «техникой» (или «методикой»), а «собой», а стало быть, неизбежно и с собой. Поэтому педагогическая деятельность и психологическая помощь, по меткому замечанию В.Е. Кагана, требуют от специалистов мужества. Поскольку семья является наиболее значимое звено в процессе развития, то в этой связи, организованная совместная продуктивная и творческая деятельность родителей со специалистами образовательного учреждения в ходе развития ребенка гарантирует не только достижение у него стойкого результата, но и подготовки к «полноценной» жизнедеятельности в социуме.

Полученные результаты свидетельствуют о:

1. Работа по преодолению проблем в развитии осуществляться по «специальной» программе, включающей в этот процесс родителей, что способствует переходу их из ранга «пассивного созерцателя» в ранг «активного участника». Включение родителей в этот процесс способствует повышению эффективности проводимой совместной деятельности.

2. Совместная работа, организуется с учетом результатов диагностики и обеспечивает индивидуальный подход к ребенку в процессе работы, что способствует повышению эффективности всего процесса в целом.

3. В процессе работы с детьми было обнаружено, что большинство детей нашей группы эмоционально неустойчивы и тревожны. Включение в занятие игрового и релаксационного компонента дает возможность снизить тревожность от неспешности, повысить качество выполнения детьми заданий.

4. Работа в данном направлении продолжается.

5. «Гипотеза» о том, что основные проблемы обучения детей связаны с

несформированностью познавательных процессов, а также родительской

некомпетентностью и их пассивностью в отношении помощи ребенку,

подтвердилась.

Проведенная работа позволяет подтвердить эффективность подхода к развивающему процессу детей, основанного на организации совместной деятельности специалистов с детьми и родителями. Использованный нами подход наглядно доказало целесообразность их применения для преодоления трудностей в познавательной и эмоциональной сферах. Кроме того, в процессе совместной деятельности все участники процесса овладевают навыками и способами взаимодействий адекватными содержанию всей совместной деятельности и составляющих ее компонентов.

Систематически занятия должны осуществляться не только специалистам, но и родителям, так как внутрисемейные отношения могут существенно влиять на дальнейшее развитие детей. Семья может оказать им существенную помощь, способствующую успешной интеграции в окружающую среду. В связи с этим специалисты помогают родителям овладеть техникой работы с их детьми.

В результате, проведенного «исследования» становится, очевидно, что в организации работы с детей не следует концентрировать свое внимание только на «исправлении» познавательной сферы, а необходимо учитывать семейный фактор, так как ребенок значительную часть своего времени проводит в семье. Поэтому в развивающий процесс следует включать и родителей.

Данный вид работы позволил оценить эффективность совместной деятельности специалистов и родителей, ее значение для продвижения детей вперед в своем психическом развитии и становлении образовательной деятельности.

Умей понять психологические качества других людей, и тогда ты поймешь, что представляет собой их внутренний мир.

/Лопе де Вега/

Библиография

1. Александров А.А. 1997. Современная психотерапия. СПб.

2. Каган В.Е. 1997. Психология и психотерапия: гуманизация и интеграция // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в психологии / под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. М.

3. Дмитриева Н.Г. 2007. Семья и школа вместе // Опыт работы образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи в условиях модернизации столичного образования

(Серия: «Методическое обеспечение содержания в Москве» / Отв. Редактор Л.Е. Курнешова). Москва.

4. Цукерман Г., Слободчиков В. Мы, взрослые и остальные люди // Семья и школа. 1989. № 11, 12; 1990. № 1, 2.

5. Шувалов А.В. 2004. Служба психологического здоровья детей (методологический аспект). М.

6. Шувалов А. 2008. «Четыре стихии» в педагогики и психотерапии // Школьный Психолог. № 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.