Научная статья на тему 'Становление профессионального самосознания в вузе: содержание и оценка'

Становление профессионального самосознания в вузе: содержание и оценка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
662
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ / КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / PROFESSIONAL SELF-CONSCIOUSNESS / PROFESSIONAL CONCEPTS / CONTENT OF THE IMAGES / CONCEPTUAL MODEL OF ACTIVITY / PROFESSIONALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рогов Евгений Иванович

Проанализированы подходы к содержанию профессионального самосознания. Показано сходство взглядов большинства авторов на содержание самосознания, которое представлено профессиональными образами, определяющими видение развивающимся субъектом окружающего мира. Образы профессионального самосознания, обсуждаемые в разных исследованиях, могут быть разделены на три группы, соответствующие направлениям авторской концепции профессионализации личности, включая развитие профессионально важных качеств субъекта и отношение к ним, представления о профессиональной деятельности, а также о своей включенности в профессиональную среду и построении профессиональных взаимоотношений. Сопоставление образного содержания профессионального самосознания с предлагаемыми в научной литературе критериями его сформированности, к которым относят уровень профессиональной подготовки и профессионального мастерства, возможности регуляции текущей деятельности, способность к самопомощи, успешность руководства, социальные потребности, особенности мышления, умения взаимодействовать и проч. выявило наличие противоречий. Несогласованность наблюдается также между содержанием самосознания и большинством предлагаемых способов его развития, не имеющих направленности на формирование профессиональных представлений. В заключение автором предлагается свое видение возможности решения данной проблемы, когда профессиональные представления должны выступать в качестве показателя сформированности профессионального самосознания и, следовательно, важнейшим психологическим критерием эффективности профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of Professional Self-Consciousness in Higher Education Institution: Content and Evaluation

This paper presents the analysis of approaches to the content of professional self-consciousness. We demonstrated a similarity of views of the majority of authors on the content of self-consciousness which is represented by professional images that determine an image of the developing subject of the surrounding community. The images of professional self-consciousness discussed in various studies could be divided into three groups corresponding to the directions of authors’ concept of professionalization of an individual, including the development of professionally important qualities of an individual and the attitude towards them, concepts of professional occupation, as well as their involvement into professional environment and building of professional relationships. Comparison of figurative content of professional self-consciousness with the criteria of its maturity, proposed in academic literature, has brought to light some contradictions. The criteria are: the level of professional training and professional skills, the possibility of controlling current activities, capability of self-help, success of guidance, social needs, peculiarities of thinking, capability of cooperation etc. Incoordination is also observed between the content of self-consciousness and the majority of suggested ways of its development, which do not have a tendency to form professional image. In conclusion the author suggests the notion of solving this problem, when professional images should act as factors of maturity of professional self-consciousness and therefore the most important criterion of the effectiveness of professional education.

Текст научной работы на тему «Становление профессионального самосознания в вузе: содержание и оценка»

УДК 159.9.07

СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ В ВУЗЕ: СОДЕРЖАНИЕ И ОЦЕНКА

Е. И. Рогов

Рогов Евгений Иванович, доктор педагогических наук, кандидат психологических наук, профессор, кафедра организационной и возрастной психологии, Академия психологии и педагогики, Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия Е-таН; profrogov@yandex.ru

Проанализированы подходы к содержанию профессионального самосознания. Показано сходство взглядов большинства авторов на содержание самосознания, которое представлено профессиональными образами, определяющими видение развивающимся субъектом окружающего мира. Образы профессионального самосознания, обсуждаемые в разных исследованиях, могут быть разделены на три группы, соответствующие направлениям авторской концепции профессионализации личности, включая развитие профессионально важных качеств субъекта и отношение к ним, представления о профессиональной деятельности, а также о своей включенности в профессиональную среду и построении профессиональных взаимоотношений. Сопоставление образного содержания профессионального самосознания с предлагаемыми в научной литературе критериями его сформированности, к которым относят уровень профессиональной подготовки и профессионального мастерства, возможности регуляции текущей деятельности, способность к самопомощи, успешность руководства, социальные потребности, особенности мышления, умения взаимодействовать и проч. выявило наличие противоречий. Несогласованность наблюдается также между содержанием самосознания и большинством предлагаемых способов его развития, не имеющих направленности на формирование профессиональных представлений. В заключение автором предлагается свое видение возможности решения данной проблемы, когда профессиональные представления должны выступать в качестве показателя сформированности профессионального самосознания и, следовательно, важнейшим психологическим критерием эффективности профессионального образования. Ключевые слова: профессиональное самосознание, профессионализация, профессиональные представления, содержание представлений, концептуальная модель деятельности.

й01: 10.18500/2304-9790-2017-6-4-307-311 Введение

Становление профессионального самосознания субъекта сопровождается изменением его представлений о себе как профессионале, о самой профессиональной деятельности и об окружающем мире. В сущности, каждый субъект создает свое видение, свой определенный образ окружающего мира, профессии в этом мире и действует и ощущает себя, как подметил Э. Берн, не в соответствии с реальными фактами, а в соответствии со своими представлениями об этих фактах [1]. В работах В. Н. Обносова убедительно доказано,

что психологической предпосылкой для выхода на следующий этап профессионального становления выступает обращение неполного, малодиффе-ренцированного представления о профессии в ее полную субъектную личностную модель [2].

К сожалению, вопросы о том, что происходит при вхождении и освоении профессии в сознании субъекта, как возникает внутреннее основание, делающее человека профессионалом, как происходит трансформация личностных качеств субъекта, его профессиональных навыков и компетенций, отношений к будущей профессии, часто выпадают из сферы внимания исследователей данного процесса. По-прежнему остаются неизученными внутренние условия и психические образования, которые, возникая под влиянием профессионального обучения и деятельности, сами начинают детерминировать ее развитие.

Анализ результатов исследований

«Наполняясь» в процессе деятельности соответствующим профессиональным содержанием, психика в ходе профессионального обучения, воспитания и накопления опыта профессиональной работы становится профессиональной [3]. Важность изучения профессионального самосознания для понимания процесса профессионализации подчеркивалась как зарубежными исследователями - Д. Бемом, У Джемсом, Ч. Кули, Т. Липпсом,

A. Маслоу, Дж. Мидом, А. Пфендером, Д. Хебб, К. Хорни, Л. Фестингером, З. Фрейдом, Г. Олпор-том, К. Роджерсом, Д. Чадсоном, Э. Эриксоном и др., так и отечественными психологами, среди которых Б. Г. Ананьев, К. А. Абульханова-Слав-ская, М. Л. Басов, А. А. Вербицкий, Л. А. Головей, С. Б. Елканов, А. И. Зеличенко, Е. А. Климов,

B. Н. Козиев, А. Н. Леонтьев, Е. А. Лямина, А. К. Маркова, Л. М. Митина, К. К. Платонов, А. Г. Спиркин, Г. И. Степанова, В. В. Столин, Д. И. Фельдштейн, И. И. Чеснокова, Е. В. Шоро-хова и др.

Благодаря профессиональному самосознанию человек осознает свой общественный статус, свои потребности, на его основе формируются профессиональная активность и самостоятельность личности в ее трудовых суждениях и действиях, стремление к самоизменению, самоусовершенствованию, что, в конце концов, вырастает в поиск смысла собственной деятельности, смысла жизни вообще.

© Рогов Е. И., 2017

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2017. Т. 6, вып. 4(24)

Несмотря на разнообразие подходов, большинство исследователей (Л. П. Борисова, В. Д. Брагина, М. В. Зотова, Е. А. Климов, А. К. Маркова, Е. В. Соловьёва, О. С. Фисенко и др.) сходятся во мнении, что профессиональное самосознание существует в образах, представлениях, которые в дальнейшем могут схематизироваться, превращаясь в стереотипы и установки. Анализ представлений, составляющих содержание профессионального самосознания, свидетельствует, что они соответствуют направлениям профессионализации самого субъекта, включая развитие личностных особенностей работника на всех уровнях их проявления, освоение профессиональной деятельности, вхождение и построение отношений в профессиональной среде [4-6].

Соответственно, ведущее место среди образов самосознания занимают представления специалиста о своих профессиональных качествах, способностях, о своей готовности к профессиональной деятельности. В психологической литературе позиция, когда профессиональное самосознание ассоциируется с профессионально важными свойствами личности, определяющими целый ряд представлений о себе как профессионале, довольно популярна [7, 8].

Не менее известны позиции исследователей, выделяющих в качестве детерминанты профессионального самосознания реализуемую деятельность, что отражается в представлениях субъекта о своих профессиональных умениях, профессиональных функциях, т. е. образах себя непосредственно в деятельности [9-12].

Особо важен такой содержательный аспект профессионального самосознания, как «видение» себя в социуме, представление своего положения, отношения к себе, как среди профессионалов, так и среди потребителей услуг. Подчеркивая отражение в сознании этого социального аспекта, социальных взаимоотношений, которые и являются регулирующим механизмом собственной деятельности, Б. Д. Парыгин пишет, что профессиональное самосознание - это, прежде всего, осознание субъектом своей принадлежности к определенной профессиональной группе [13].

Некоторые подходы к профессиональному самосознанию интегрируют указанные детерминанты, формирующие профессиональные представления субъекта. Так, по мнению С. Т. Джа-нерьян, профессиональное самосознание как интегральная характеристика личности объединяет все многообразие представлений человека [14].

Комплексный подход к содержанию представлений профессионального самосознания позволяет распределить его образы по уровням. В работе Л. М. Митиной показано, что профессиональное самосознание являет собой совокупность представлений, локализованных на трех уровнях - когнитивном, аффективном и поведенческом, однако на каждом из них обнаруживаются уже

отмеченные выше детерминанты профессионализации [15].

Профессиональное самосознание, являясь сложным внутренним образованием личности, имеет сложную динамику формирования. Исследователи относят начало становления профессионального самосознания к началу юношеского возраста, но нередко доказывается, что становление профессионального самосознания происходит параллельно освоению вузовской программы. Так, Е. Г. Ефремов формирование профессионального самосознания студентов связывает с этапами профессионального обучения [16], а Ю. В. Лазарева считает, что уровень профессионального самосознания студентов определяется этапами прохождения практики [17].

И. В. Вачков определяет сформированность профессионального самосознания по изменению содержания его подструктур, выделяя регулятив-но-прагматический, эгоцентрический, стереотипно-зависимый, субъективно универсальный уровни [18]. О. Н. Большакова использует для оценки сформированности у студентов профессионального самосознания когнитивный, потребностно-мотивационный и деятельностно-практический критерии [19].

Становление профессионального самосознания исследователи также связывают с уровнем профессиональной подготовки [2, 16], с ростом профессионального мастерства [17], с регуляцией текущей деятельности [4, 20], с самопомощью и благополучием [21], с успешностью руководства [22], с социальными потребностями, особенностями мышления, умениями взаимодействовать [23] и проч.

Обсуждение результатов

Как видно из приведенного анализа, если в определении содержания профессионального самосознания и направлений его профессионализации между исследователями легко находились общие точки соприкосновения, то в отношении критериев оценки сформированности профессионального самосознания подходы как терминологически, так и содержательно в различных работах неодинаковы и определяются авторской точкой зрения на проблему. Особенности феноменологии профессионального самосознания и сложившихся подходов к оценке его сформированности в реалиях вузовского обучения выявляют явное несоответствие. Образная структура самосознания требует формирования профессиональных представлений у обучающегося субъекта по основным направлениям профессионализации личности. Так, формирование представлений о своих профессионально важных качествах студент может сформировать лишь демонстрируя их в реальной деятельности или сопоставляя образы своих возможностей с про-

явлениями других профессионалов, например, во время проведения профессиональных конкурсов, олимпиад, выставок. Во время аудиторных занятий подобные представления создать сложно.

С другой стороны, если содержанием профессионального самосознания выступают представления, то критериями его сформированности должны выступать изменения, произошедшие в данных представлениях, например, повышение точности, четкости, яркости и проч., т. е. лучшее внутреннее « видение» целей, средств, результатов. Преобладание знаниевой парадигмы, маскируемой модным понятием компетенций, формирует лишь знания об особенностях деятельности или ее объекта, которые не всегда трансформируются в образы. Представлениям студентов по остальным векторам профессионализации - о своих профессиональных качествах или о своем месте в профессиональной среде - внимание практически не уделяется. В лучшем случае, предполагается, что эти образы должны сформироваться в процессе прохождения практики.

Вероятно, преодоление этих трудностей требует разработки специальных технологий, формирующих представления профессионального самосознания на этапе вузовской подготовки. Подобные попытки предпринимаются многими вузовскими педагогами: так, Е. А. Семенова разработала систему тренинга, формирующего образы, составляющие основу профессионального самосознания студентов, включая представления о профессионально важных качествах личности, о себе как будущем профессионале, о будущей профессиональной деятельности, о возможном профессиональном будущем [24].

Д. Браун с коллегами считает, что для развития самосознания требуется снизить привязанность к мыслям и эмоциям, и предлагает децентрализовать метамеханизм, мобилизующий четыре других психологических механизма (когнитивную гибкость, разъяснение значений, саморегуляцию и воздействие), которые, в свою очередь, связаны с психическим здоровьем субъекта [25]. Используя в личном консультировании специальные терапевтические интервью, направленные на развитие самосознания, исследователи обеспечили осознание навыков, которые смогут принести личностные и профессиональные преимущества в деятельности и карьере, позволяя понять, как развивать себя и осознавать свои ограничения [26].

Заключение

Таким образом, образовательный процесс в вузе следует организовать так, чтобы были созданы условия, погружающие студента в дидактически адаптированный социальный опыт самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, нравственных, организационных и иных проблем. Формирование у личности отношения к себе как субъекту профессиональной

деятельности, включающее осознание уровня образованности, прав и обязанностей, адекватную самооценку профессионально важных качеств, зафиксированные в представлениях, может рассматриваться при этом в качестве одного из важнейших психологических критериев эффективности профессионального обучения.

Библиографический список

1. Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных / пер. с англ. А. И. Федорова. СПб., 1992. 495 с.

2. Обносов В. Н. Динамика профессиональных представлений учащихся ПТУ при разных способах введения в профессию // Вопр. психологии. 1986. № 6. С. 28-33.

3. Суходопьский Г. В. Основы психологической теории деятельности. Л., 1988. 168 с.

4. РоговЕ. И., ЖепдоченкоЛ. Д. Роль профессиональных представлений в формировании траектории профессионального развития // Изв. Юж. фед. ун-та. Педагогические науки. 2015. № 12. С.107-113.

5. РоговЕ. И. Особенности представления о деятельности в сознании субъекта // Изв. Юж. фед. ун-та. Педагогические науки. 2014. № 10. С. 39-52.

6. Рогов Е. И. Психология становления профессионализма. Ростов н/Д, 2016. 340 с.

7. Брагина В. Д. представление о профессии и самооценке и профессионально значимых качеств у учащейся молодежи // Вопр. психологии. 1976. № 2. С. 146-149.

8. Фисенко О. С. Общечеловеческие ценности как социокультурные концепты // Социокультурные концепты в социальной работе. М., 2015. С. 3-32.

9. Борозинец Н. М. Дефиниция «профессиональное самосознание» в трудах отечественных и зарубежных учёных // Мир науки, культуры, образования. 2014. № 1 (44). С. 16-18.

10. Маркова А. К. Психология профессионализма. М., 1996. 308 с.

11.Миронова Т. Л. Самосознание профессионала. Улан-Удэ , 1999. 200 с.

12.Пряжникова Е. Ю. Организационно-методические основы деятельности профконсультанта службы занятости. М., 2001. 201 с.

13.Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. М., 1971. 351 с.

14.Джанерьян С. Т. Профессиональная Я-концепция : системный подход : дис. ... д-ра психол. наук. Ростов н/Д, 2005. 442 с.

15.Митина Л. М. Психология профессионального развития учителя. М., 1998. 200 с.

16.Ефремов Е. Г. Особенности формирования профессионального самосознания на различных стадиях профессионального обучения, на примере студентов-психологов : дис. ... канд. психол. наук. Томск, 2000. 22 с.

17. Лазарева Ю. В. Модель формирования профессионального самосознания студентов педагогов-психологов посредством системы педагогических практик //

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2017. Т. 6, вып. 4(24)

Педагогическое образование в России. 2014. № 9 . С. 115-121.

18.Вачков И. В. Развитие самосознания учителей и учащихся в полисубъектном взаимодействии : автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 2002. 48 с.

19.Большакова О. Н. Исследование самостоятельной деятельности инновационной направленности студентов и возможности ее развития // Высшее образование в России. 2010. № 11. С. 53-56.

20.Козиев В. Н. Психологический анализ профессионального самосознания учителя : дис. ... д-ра психол. наук. Л., 1980. 205 с.

21.Richards K. C., Campenni C. E., Muse-Burke J. L. Self-care and well-being in mental health professionals : the mediating effects of self-awareness and mindfulness // Journal of Mental Health Counseling. 2010. Vol. 32, no. 3. URL:. http://www.biomedsearch.com/article/Self-care-well-being-in/233291361.html (дата обращения: 25.06.2017).

22.Ashley G. C., Reiter-Palmon R. Self-awareness and the Evolution of Leaders: The Need for a Better Measure of Self-awareness // Journal of Behavioral and Applied Management. 2012. Vol. 14, no. 1, September, pp. 2-16.

23.Seitchik M., Gresh B. Fast-Cycling Self-Awareness to Develop Better Leaders // People & Strategy, 2010, vol. 33, no. 3, September. pp. 52-55.

24. Семенова Е. А. Формирование профессионального самосознания студентов // Сибир. психол. журн. 2014. № 51. С. 40-52.

25.Brown D. B., Bravo A. J., Roos C. R., Pearson M. R. Five Facets of Mindfulness and Psychological Health: Evaluating a Psychological Model of the Mechanisms of Mindfulness // Mindfulness. 2015. Vol. 6, iss. 5, October, pp. 1021-1032.

26.MackeyR. A., MackeyE. F. Personal psychotherapy and the development of a professional self // Families in Society, 1994, № 75, pp. 490-498.

Образец для цитирования:

РоговЕ. И. Становление профессионального самосознания в вузе : содержание и оценка // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2017. Т. 6, вып. 4 (24). С. 307-311. Б01: 10.18500/2304-9790-20176-4-307-311.

Formation of Professional Self-Consciousness in Higher Education Institution: Content and Evaluation

Evgeny I. Rogov

Southern Federal University

105/42, Bolshaya Sadovaya Str., Rostov-on-Don, 344006, Russia E-mail: profrogov@yandex.ru

This paper presents the analysis of approaches to the content of professional self-consciousness. We demonstrated a similarity of views of the majority of authors on the content of self-consciousness which is represented by professional images that determine an image of the developing subject of the surrounding community. The images of professional self-consciousness discussed in various studies could be divided into three groups corresponding to the directions of authors' concept of professionalization of an individual, including the development of professionally important qualities of an individual and the attitude towards them, concepts of professional occupation, as well as their involvement into professional environment and building of professional relationships. Comparison of figurative content of professional self-consciousness with the criteria of its maturity, proposed in academic literature, has brought to light some contradictions. The criteria are: the level of professional training and professional skills, the possibility of controlling current activities, capability of self-help, success of guidance, social needs, peculiarities of thinking, capability of cooperation etc. Incoordination is also observed between the content of self-consciousness and the majority of suggested ways of its development, which do not have a tendency to form professional image. In conclusion the author suggests the notion of solving this problem, when professional images should act as factors of maturity of professional self-consciousness and therefore the most important criterion of the effectiveness of professional education. Key words: professional self-consciousness. professionalization, professional concepts, content of the images, conceptual model of activity.

References

1. Bern E. Vvedenie v psikhiatriyu i psikhoanaliz dlya nepo-svyashchennykh [Introduction to psychiatry and psychoanalysis for the uninitiated]. St. Petersburg, 1992. 495 p. (in Russian).

2. Obnosov V. N. Dinamika professional'nykh predstavleniy uchashchikhsya PTU pri raznykh sposobakh vvedeniya v professiyu [Dynamics of professional representations of students of vocational schools with different methods of introduction into the profession]. Voprosy psikhologii [Voprosy Psychologii], 1986, no. 6, pp. 28-33 (in Russian).

3. Sukhodol'skiy G. V. Osnovy psikhologicheskoy teorii deyatel'nosti [Fundamentals of the psychological theory of activity]. Leningrad, 1988. 168 p. (in Russian).

4. Rogov E. I., Zheldochenko L. D. Rol' professional'nykh predstavleniy v formirovanii traektorii professional'nogo razvitiya [The role of professional ideas in shaping the trajectory of professional development]. Izv. Yuzhn. fed. un-ta. Pedagogicheskie nauki [Proceeding of Southern Federal University. Pedagogocal sciences], 2015, no. 12, pp. 107-113 (in Russian).

5. Rogov E. I. Osobennosti predstavleniya o deyatel'nosti v soznanii sub'ekta [Features of the concept of activity in the consciousness of the subject]. Izv. Yuzhn. fed. un-ta. Pedagogicheskie nauki [Proceeding of Southern Federal University. Pedagogocal sciences], 2014, no. 10, pp. 39-52 (in Russian).

6. Rogov E. I. Psikhologiya stanovleniya professionalizma [Psychology of the formation of professionalism]. Rostov-on-Don, 2016. 340 p. (in Russian).

7. Bragina V. D. Predstavlenie o professii i samootsenke i professional'no znachimykh kachestv u uchashcheysya molodezhi [Idea of the profession and self-esteem and professionally significant qualities of students in the stu-

dents]. Voprosypsikhologii [Voprosy Psychologii], 1976, no. 2, pp. 146-149 (in Russian).

8. Fisenko O. S. Obshchechelovecheskie tsennosti kak sotsiokul'turnye kontsepty [Human values as socio-cultural concepts]. In: Sotsiokul 'turnye kontsepty v sotsial'noy rabote [Socio-cultural concepts in social work]. Moscow, 2015. Pp. 3-32 (in Russian).

9. Borozinets N. M. Definitsiya «professional'noe samosoz-nanie» v trudakh otechestvennykh i zarubezhnykh uche-nykh [The definition of «professional self-awareness» in the works of domestic and foreign scientists]. Mir nauki, kul 'tury, obrazovaniya [The world of science, culture and education], 2014, no. 1 (44), pp. 16-18 (in Russian).

10. MarkovaA. K. Psikhologiya professionalizma [Psychology of professionalism]. Moscow, 1996. 308 p. (in Russian).

11.Mironova T. L. Samosoznanie professionala [Self-awareness of a professional]. Ulan-Ude, 1999. 200 p. (in Russian).

12.Pryazhnikova E. Yu. Organizatsionno-metodicheskie osnovy deyatel'nosti profkonsul 'tanta sluzhby zanyatosti [Organizational-methodical bases of the activity of the professional counselor of the employment service]. Moscow, 2001. 201 p. (in Russian).

13. Parygin B. D. Osnovy sotsial'no-psikhologicheskoy teorii (Fundamentals of socio-psychological theory). Moscow, 1971. 351 p. (in Russian)

14.Dzhaner'yan S. T. Professional'naya Ya-kontseptsiya: sistemnyypodkhod: dis. ... d-ra psikhol. nauk [Professional I-concept: a system approach: diss. ... doct. of psychology]. Rostov-on-Don, 2005. 442 p. (in Russian).

15. Mitina L. M. Psikhologiya professional'nogo razvitiya uchitelya [Psychology of professional development of the teacher]. Moscow, 1998. 200 p. (in Russian).

16. Efremov E. G. Osobennostiformirovaniyapmfessional'nogo samosoznaniya na razlichnykh stadiyakh professional'nogo obucheniya, na primere studentov-psikhologov: dis. ... kand. psikhol. nauk [Peculiarities of the formation of professional self-awareness at various stages of vocational training, on the example of students-psychologists: diss. ... cand. of psychology]. Tomsk, 2000. 22 p. (in Russian).

17. Lazareva Yu. V. Model' formirovaniya professional'nogo samosoznaniya studentov pedagogov-psikhologov posredstvom sistemy pedagogicheskikh praktik [Model of formation of professional self-consciousness of students of pedagogical psychologists through the system

of pedagogical practices]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii [Pedagogical Education in Russia], 2014, no. 9, pp. 115-121 (in Russian).

18. Vachkov I. V. Razvitie samosoznaniya uchiteley i uchash-chikhsya vpolisub»ektnom vzaimodeystvii: avtoref. dis. ... d-ra psikhol. nauk [The development of the self-awareness of teachers and students in polysubject interaction: autoref. diss. . doct. of psychology]. Moscow, 2002. 48 p. (in Russian).

19.Bol'shakova O. N. Issledovanie samostoyatel'noy deyatel'nosti innovatsionnoy napravlennosti studentov i vozmozhnosti ee razvitiya [The study of independent activity of students' innovative orientation and the possibility of its development]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia], 2010, no. 11, pp. 53-56 (in Russian).

20.Koziev V. N. Psikhologicheskiy analizprofessional'nogo samosoznaniya uchitelya: dis. ... d-ra psikhol. nauk [Psychological analysis of professional self-consciousness of the teacher: diss. . doct. of psychology]. Leningrad, 1980. 205 p. (in Russian)

21.Richards K. C., Campenni C. E., Muse-Burke J. L. Self-care and well-being in mental health professionals: the mediating effects of self-awareness and mindfulness. JournalofMentalHealth Counseling, 2010, vol. 32, iss. 3. Available at: http://www.biomedsearch.com/article/Self-care-well-being-in/233291361.html (accessed 25 June 2017).

22.Ashley G. C., Reiter-Palmon R. Self-Awareness and the Evolution of Leaders: The Need for a Better Measure of Self-Awareness. Journal of Behavioral and Applied Management, 2012, vol. 14, no. 1, September, pp. 2-16.

23.Seitchik M., Gresh B. Fast-Cycling Self-Awareness to Develop Better Leaders. People & Strategy, 2010, vol. 33, no. 3, September, pp. 52-55.

24. Semenova E. A. Formirovanie professional'nogo samosoznaniya studentov [Formation ofprofessional self-awareness of students]. Sibir. psikhol. zhurn. [Siberian Journal of Psychology], 2014, no. 51, pp. 40-52 (in Russian).

25.Brown D. B., Bravo A. J., Roos C. R., Pearson M. R. Five Facets of Mindfulness and Psychological Health: Evaluating a Psychological Model of the Mechanisms of Mindfulness. Mindfulness, Oct., 2015, vol. 6, iss. 5, pp. 1021-1032.

26.Mackey R. A., Mackey E. F. Personal psychotherapy and the development of a professional self. Families in Socie-ty,1994, no. 75, pp. 490-498.

Cite this article as:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Rogov E. I. Formation of Professional Self-Consciousness in Higher Education Institution: Content and Evaluation. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2017, vol. 6, iss. 4 (24), pp. 307-311 (in Russian). DOI: 10.18500/2304-9790-2017-6-4-307-311.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.