Научная статья на тему 'Становление молодежного творчества и инициативы средствами студенческого самоуправления'

Становление молодежного творчества и инициативы средствами студенческого самоуправления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
265
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА / ВНУТРЕННЕЕ И ВНЕШНЕЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ОТДЕЛ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ / ОБЩЕКОЛЛЕДЖНОЕ ДЕЛО / ФУНКЦИИ ОТДЕЛОВ СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / АКТИВНОСТЬ / ИНИЦИАТИВНОСТЬ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / STUDENTS' SELF-ADMINISTRATION / THE FUNCTION OF STUDENTS' SELF-ADMINISTRATION / NORMATIVE LEGAL BASIS / INNER AND EXTERIOR SELF-GOVERNMENT / INDIVIDUAL AND COLLECTIVE SELF-GOVERNMENT / DEPARTMENT OF SOCIAL SUPPORT / COLLEGE AFFAIR / ACTIVITY / INITIATIVE / RESPONSIBILITY / INDEPENDENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Королева Валентина Османовна

Рассматривается процесс развития студенческого самоуправления в педагогическом колледже. Представлена структура студенческого самоуправления в развитии, раскрыто содержание работы каждого отдела. Подробно охарактеризована работа отдела социальных помощников, описаны функции отдела, содержание работы, направленность деятельности социального помощника на осуществление нравственного воспитания студентов, на развитие их творчества и инициативы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF YOUTH CREATIVE WORK AND INITIATIVE BY MEANS OF STUDENTS' SELF-ADMINISTRATION

The process of the formation and development of students' self-administration in the teachers' training college is described. The author shows the structure of students' self-administration in its development, the content of work of each department. The work of each department is based on normative legal basis. Being the tutor of the department of social support the author gives the detailed description of its function, content, results, moral qualities of its members.

Текст научной работы на тему «Становление молодежного творчества и инициативы средствами студенческого самоуправления»

УДК 377.3+377.016 ББК 4471.355+4471.43

СТАНОВЛЕНИЕ МОЛОДЕЖНОГО ТВОРЧЕСТВА И ИНИЦИАТИВЫ СРЕДСТВАМИ СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Королева В.О.

Троицкий педагогический колледж

THE FORMATION OF YOUTH CREATIVE WORK AND INITIATIVE BY MEANS OF STUDENTS’ SELF-ADMINISTRATION

Korolyova V.O. Troitsk Teachers’ Training College

Рассматривается процесс развития студенческого самоуправления в педагогическом колледже. Представлена структура студенческого самоуправления в развитии, раскрыто содержание работы каяедого отдела. Подробно охарактеризована работа отдела социальных помощников, описаны функции отдела, содержание работы, направленность деятельности социального помощника на осуществление нравственного воспитания студентов, на развитие их творчества и инициативы.

Ключевые слова: студенческое самоуправление, нормативно-правовая база, внутреннее и внешнее самоуправление, отдел социальной поддержки, общекол-леджное дело, функции отделов студенческого самоуправления, активность, инициативность, ответственность, самостоятельность.

The process of the formation and development of students’ self-administration in the teachers’ training college is described. The author shows the structure of students’ self-administration in its development, the content of work of each department. The work of each department is based on normative legal basis. Being the tutor of the department of social support the author gives the detailed description of its function, content, results, moral qualities of its members.

Keywords: students ' self-administration, normative legal basis, inner and exterior self-government, individual and collective self-government, department of social support, college affair, the function of students' self-administration, activity, initiative, responsibility, independence.

Студенческое самоуправление представляет собой систему, цель которой - организовать жизнедеятельность колледжа, ориентированную на реализацию прав, обязанностей, свобод и интересов студентов, стимулирование их развития на личностном и социокультурном уровнях. Это положение доказывается рядом утверждений. Например, М.И. Рожков [2, с. 22] считает, что «в средних специальных учебных заведениях учащиеся подчас сталкиваются с возможностями принятия и реализации социально значимых решений. Именно на основе самоуправления у них формируется чувство сопричастности к событиям, происходящим в стране и ответственности за эти события».

В.В. Ударцев [4, с. 11] определяет самоуправление «как особо демократическую систему управления малых коллективов (класс в школе, группа в среднем специальном учебном заведении), которая функционирует для самих ребят, в их интересах, при их непосредственном и решающем участии, при одновременном деловом совете со стороны старших». В начале XX века С.И. Гессен [1, с. 50], крупный теоретик в области образования, писал, что «что задачей самоуправления школьников должно быть не наглядное обучение демократизму, а развитие личности, правового чувства и чувства ответственности».

Г.Н. Сериков определяет студенческое

Теория и практика управления образованием

самоуправление в соответствии с целостным подходом к управлению: «Студенческое самоуправление предстает в виде субъектной деятельности студентов некоего объекта и условий, в которых находится и реализуется субъектная деятельность» [3]. Ученый выделяет два типа самоуправления: внутреннее и внешнее. Внутренняя управленческая деятельность включает в себя два аспекта: индивидуальное и коллективное самоуправление.

Специфика индивидуального самоуправления заключается в том, что «личность как субъект управления образованием воздействует с определенной целью на себя, мобилизует свои внутренние потенциалы для того, чтобы достичь поставленные перед собой цели» [3]. При этом индивидуальное самоуправление как внутриличностная управленческая деятельность неустранима в принципе. По мнению ученого, даже при самых регламентированных способах образования индивидуальное самоуправление существует и реализуется.

Суть коллективного самоуправления заключается в том, что в образовательном коллективе все члены вступают друг с другом в определенные личностно-межличностные взаимоотношения в качестве равноправных участников одной и той же деятельности, направленной на решение определенных задач образования. Для коллективного самоуправления свойственно разделение управленческих функций между всеми участниками определенного коллектива.

Не менее важной, по обоснованию Г.Н. Серикова, является внешняя управленческая деятельность участников образовательного процесса, направленная на организацию и регулирование взаимоотношений с другими людьми и отношений с окружающим миром. Содержание внешней управленческой деятельности участников образовательного процесса зависит от функциональных обязанностей, квалификации (образованности) конкретного участника образовательного процесса, его личностных качеств. Внешняя и внутренняя управленческая деятельность человека связаны между собой: «С повышением уровня управленческой деятельности во внутреннем плане возрастает его целенаправленность и во внешнем плане» [3]. Исследования ученого стали основой для возрождения студенческого самоуправления в колледже.

Студенческому самоуправлению Троицкого педагогического колледжа в этом году исполняется 15 лет. Отработана, но всегда

совершенствуется, нормативно-правовая база студенческого самоуправления. Создан целый ряд документов.

• Положение об организации студенческого самоуправления.

• Положение о студенческом научном обществе.

• Положение о стипендиальной комиссии.

• Декларация прав и обязанностей студентов.

• Договор о коллективной ответственности учебной группы за результаты образовательного процесса.

• Положение о службе здоровья.

• Положение о летнем трудовом семестре.

• Положение о студенческом общежитии.

• Положение о стипендиальном обеспечении и социальной поддержке студентов.

Постепенно изменяется и структура студенческого самоуправления. Первоначально были сформированы следующие отделы:

• учебно-воспитательный (подотделы: стипендиальная комиссия, научное студенческое общество);

• санитарно-бытовой отдел;

• отдел социальной поддержки;

• студенческий совет общежития;

• творческий центр (пресс-клуб, клубы по интересам, совет физкультуры).

Постепенно возникла необходимость создания новых структурных подразделений. Так, по инициативе студентов были сформированы:

• педагогический отряд, главной задачей которого является волонтерское движение (работа в детских домах, приютах и поддержка детей с ограниченными возможностями);

• студенческая служба здоровья. Деятельность этой лаборатории обусловлена необходимостью пропаганды здорового образа жизни, формирования культуры здоровья у участников образовательного процесса;

• служба психологов. Улучшение психологического микроклимата в группе, формирование доброжелательных, тактичных отношений в студенческой среде.

Создание новых отделов Совета студенческого самоуправления очень оправдано, так как появляется возможность вовлечь в само-управленческую деятельность новых студентов.

Нельзя добиться стопроцентного охвата детей самоуправлением, но всегда нужно стремиться к этому.

Весь контингент студентов, приходящий в колледж, можно условно разделить на 4 части:

• студенты, пришедшие только за знаниями, эти студенты хотят только учиться, поэтому после уроков они сидят либо в библиотеке, либо в компьютерном классе, в перспективе они видят себя студентами высших учебных заведений;

• студенты, четко знающие, чем они хотят заниматься. Все они приходят в соответствующие кружки, секции, творческие объединения; к сожалению их становится меньше с каждым годом;

• студенты с достаточно развитыми нравственными качествами и хорошим умственным потенциалом. К сожалению, таюгх не очень много, но они становятся лидерами в группе с положительной социальной направленностью;

• студенты пассивные, общественная жизнь их не интересует, после занятий быстро исчезают из колледжа, эти студенты посредственны в учебе, интерес к той или иной деятельности в школе не сформирован. Но нередко за всем этим скрывается неуверенность в себе, стеснительность.

Задача органов студенческого самоуправления - сформировать у студентов первой и четвертой групп потребность приобщиться к студентам второй и третьей групп.

Все отделы возглавляют творческие, ответственные студенты-старшекурсники, их консультантами являются опытные преподаватели. Отделы студенческого самоуправления работают по плану, который является частью общеколледжного плана. У каждого отдела есть традиционные дела и «изюминки» года. Так, учебно-воспитательный отдел проводит «Недели без двоек», «Конкурс на лучшего старосту группы». Санитарно-бытовой отдел осуществляет проект «Аллея первокурсников». Студенческая служба здоровья проводит лекторий «Здоровье», акции «День без курения». Задача Творческого центра -студенческие праздники, конкурсы, фотоконкурсы, фестивали. Пресс-клуб выпускает об-щеколледжную газету «Большая перемена», поэтические сборники, авторами которых являются студенты и преподаватели. Педотряд радует общением, праздниками детей, лишенных дома и родительской заботы, собирает книги, детские вещи, игрушки. Посещая детские дома, студенты не только учатся общаться, не только формируют профессиональные навыки и умения, но они учатся сопереживать, у них воспитывается ответственность перед своим будущим ребенком.

В отдел социальной поддержки начинающие студенты приходят настороженно. Кому помогать? В связи с чем? Функции отдела, а именно:

• изучение социального состава студентов;

• награждение лучших студенческих групп;

• оказание материальной помощи нуждающимся студентам;

• материальная поддержка хорошо обучающихся студентов;

• анализ работы медицинского кабинета, столовой, библиотеки, бухгалтерии;

• трудоустройство малообеспеченных студентов;

• содействие формированию негативного отношения к курению, пьянству, употреблению наркотиков;

• решение конфликтных ситуаций

не сразу воспринимаются студентами, они представляются очень сложными, из другой взрослой жизни. Постепенно студенты начинают понимать, что можно решить ту или иную проблему и посмотреть на нее повзрослевшими глазами. Поэтому на заседании отдела приглашаются специалисты: главный бухгалтер рассказывает о стипендиальном фонде, педагог-психолог - об особенностях такой категории студентов, как сироты и опекаемые, зав. производством поднимает проблему организации питания студентов в течение учебного года, специалист по кадрам объясняет, какие документы необходимы студентам из СНГ. Кроме того, приглашаются специалисты из Центра занятости, паспортно-визовой службы, участковый милиционер, медицинский работник.

Постепенно осваивается и функционал социальных помощников.

Изучение социального состава студентов проводится ежегодно, анализ убеждает студентов в демографическом неблагополучии в городе, районе, области, России в целом. Это выражается в увеличении количества детей-сирот, детей под опекой и неполных семей. Если в 2007-2008 годах в колледж поступало от 3 до 5 % сирот, то в 2009 году 10 % от поступивших составили сироты и дети, находящиеся под опекой. Увеличилось количество студентов, проживающих в неполных семьях. В 2009 году - это 26 % студентов, практически четвертая часть обучающихся. Знают социальные помощники и о крайне неблагополучных полных семьях, которые не способны создать достойные условия для обучения сво-

Теория и практика управления образованием

им детям. Поведение таких родителей осуждается студентами, следовательно, формируется негативное отношение к аморальному поведению взрослых, к безответственности в воспитании детей.

Главным критерием определения лучших студенческих групп являются 3 показателя: успеваемость, активность и результативность группы в общеколледжных делах. Победители торжественно называются на конференции по самоуправлению, им вручаются билеты в театр или на концерт в г. Челябинск.

Оформление материальной помощи студентам осуществляется ежемесячно. Социальному помощнику вместе с советом самоуправления группы необходимо определить, кому такая помощь необходима. Неоднократно решались вопросы экстренной материальной помощи. Выполнение такого вида работы формирует сопереживание, ответственность, желание прийти на помощь. И это немаловажные качества в сложном современном мире.

Социальные помощники привлекаются и к анализу деятельности медицинского кабинета, бухгалтерии, столовой. Неоднократно социальные помощники проводили анкетирование, опросы, беседы со студентами, использовали свои наблюдения, и на заседании отдела происходил обмен мнениями, обсуждение поступивших предложений, которые принимались или отвергались, но с обязательным пояснением, почему это невозможно сделать в настоящее время или вообще невозможно. Среди толковых предложений студентов следует отметить:

• организацию питьевого режима;

• обеспечение медицинского кабинета препаратами и медоборудованием, проведение профилактической работы;

• разнообразие меню в столовой;

• режим работы столовой для студентов-очников и студентов заочной формы обучения; ускорение обслуживания;

• пополнение библиотеки современными изданиями; создание электронной библиотеки.

Были предложения и с перспективой, например, увеличить обеденный зал столовой, заменить двери на абонементе библиотеки на распашные, то есть студенты уже приучаются рассматривать условия организации образовательного процесса с точки зрения комфортности, рациональности.

Председатель ОСП, его заместитель вместе с классными руководителями неоднократ-

но обращались к администрации колледжа, в городской Центр занятости с целью трудоустройства студентов из малообеспеченных семей и студентов, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Отдельным студентам предоставлялась работа в колледже, другим студентам предлагалась почасовая работа в вечернее время. Это позволило студентам получить образование в срок. Однако не все студенты выдерживают такую нагрузку и быстро от нее отказываются. Такие студенты предпочитают просто получить материальную помощь, то есть проблема иждивенчества по-прежнему считается актуальной.

До появления новых отделов самоуправления ОСП занимался вопросами здорового образа жизни. С этой целью социальными помощниками, куратором ОСП была разработана программа «Скажи курению: нет!» (профилактика табакокурения). План этого общекол-леджного дела очень разнообразный:

• анкетирование студентов по вопросам темы;

• конкурс на лучшее сочинение «Почему я не курю», «Я сказала сигарете: нет»;

• конкурс плаката «Мир без сигареты. Какой он?»;

• классный час «Женщина и сигарета»;

• общеколледжный праздник «Скажи курению: нет!»;

• конкурс частушек «Юность планеты без сигареты».

На следующий год по аналогии был проведен месячник «Все цвета, кроме черного» (профилактика ранней алкоголизации). Содержание общеколледжного дела:

• анкетирование студентов об отношении к алкоголю;

• классный час «Алкоголь, он страшнее страшного»;

• классный час «Женщина и алкоголь»;

• общеколледжное дело «Все цвета, кроме черного»;

• конкурс анекдотов «Не будем травиться алкоголем - будем травить анекдоты»;

• конкурс частушек, осуждающих употребление алкоголя;

• конкурс плакатов «Пороки человека, пороки общества нужно вылизывать шершавым языком плаката» (В.В. Маяковский).

Подготовка к общеколледжным делам занимала 1,5-2 месяца. Социальные помощники не только проводили анкетирование, анализ, подбор фактического материала, но и пробова-

ли себя в творческих профессиях сценариста, артиста, режиссера. Не скрою многие отказывались выходить на сцену даже в роли ведущего. Другие настойчиво объясняли: «Учитель многое должен уметь, поэтому пробуй». Доходило до резких высказываний: «Зачем пришла учиться в педколледж?». Чтобы выполнить задуманное, социальным помощникам необходимо было общение и сотрудничество с другими студентами, преподавателями. Так вырабатываются важнейшие личностные характеристики: инициативность, толерантность, активность, ответственность. Практика сотрудничества с молодежью показала: будут создаваться для молодежи, подрастающего поколения условия для позитивной активности, творчества, чувства ответственности перед другими, - молодые люди быстрее адаптируются в социуме взрослой жизни.

Конфликтные ситуации - дело нетипичное для нашей студенческой среды во время учебного процесса. Однако в общежитии нередки конфликты у первокурсников: разные характеры, разное воспитание, небольшой социальный опыт, слабые навыки самообслуживания. Если возникали такие конфликты, то ОСП совместно со студенческим советом общежития вникал в них, разъяснял студентам их права и обязанности, выносил реше-

ния, не ущемляющие права обеих сторон. И это тоже позитив для гражданского взросления студента.

Во всех приведенных случаях срабатывает закон системного синергизма: «Делаем вместе, и ты увидишь, что получится». И получается ХО-РО-ШО!

Литература

1. Гессен, С.И. Ученическое самоуправление — демократическая ценность нашего образования / С.И. Гессен // Официальные вести. -2007.- Мб.- С. 50.

2. Рожков, М.И. Ученическое самоуправление в техникуме / М.И. Рожков // Специалист. -1998. -№ 2. - С. 22-23.

3. Сериков, Г.Н. Целостный взгляд на студенческое самоуправление / Г.Н. Сериков // Вопросы взаимосвязи образования и самообразования студентов: тем. сб. науч. тр. / под ред. Г.Н. Серикова. - Челябинск: ЧПИ, 1987. -Вып. 2. - С. 3-7.

4. Ударцев, В.В. Демократизация народного образования на основе развития самоуправления учащихся и студенческой молодежи / В.В. Ударцев // Тез. докл. областной науч.-практич. конф. - Челябинск: Главное управление народным образованием Челябинского облисполкома, 1989. - 88 с.

Поступила в редакцию 20 июля 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.