Научная статья на тему 'Оптимизация системы студенческого самоуправления образовательного учреждения среднего профессионального образования'

Оптимизация системы студенческого самоуправления образовательного учреждения среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
652
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / СТУДЕНЧЕСКИЙ КООРДИНАЦИОННЫЙ СОВЕТ / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Косинова Валентина Федоровна

В работе обоснована актуальность развития системы студенческого самоуправления, представлен опыт Барнаульского торгово-экономического колледжа по созданию организационной структуры студенческого самоуправления. Организационная структура студенческого самоуправления колледжа предоставляет студентам возможность развиваться в трех сферах: индивидуальной, социальной и профессиональной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPTIMIZATION OF THE STUDENT SELF-GOVERNMENT SYSTEM IN THE EDUCATIONAL INSTITUTION OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

The article substantiates the actuality of developing the student self-government system; it presents the experience of Barnaul Trade and Economic College in creating the organizational structure of the student self-government. The organizational structure of the student self-government gives students an opportunity to develop in the three spheres^ individual, social and professional.

Текст научной работы на тему «Оптимизация системы студенческого самоуправления образовательного учреждения среднего профессионального образования»

УДК 377.008

КОСИНОВА Валентина Федоровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, директор Барнаульского торгово-экономического колледжа. Автор 42 научных публикаций, в т.ч. одной монографии и 5 учебно-методических пособий

ОПТИМИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В работе обоснована актуальность развития системы студенческого самоуправления, представлен опыт Барнаульского торгово-экономического колледжа по созданию организационной структуры студенческого самоуправления. Организационная структура студенческого самоуправления колледжа предоставляет студентам возможность развиваться в трех сферах: индивидуальной, социальной и профессиональной.

Студенческое самоуправление, студенческий координационный Совет, организационная структура студенческого самоуправления

В настоящее время в системе среднего профессионального образования реализуются разнообразные инновационные проекты с целью повышения уровня качества подготовки специалистов. Это обусловлено прежде всего тем, что образовательный процесс и его инновации создают своеобразное поле взаимного обмена, и благодаря данному взаимодействию эффективно осуществляется процесс становления конкурентоспособного специалиста.

Сегодня большинство образовательных учреждений среднего профессионального образования стараются поддерживать на должном уровне ту систему студенческого самоуправления, которая складывалась годами. Однако упускают из виду тот факт, что любая система, даже самая успешная, начинает давать сбои, если не корректировать ее с учетом изменения факторов макро- и микросреды.

Система образования в Федеральном государственном образовательном учреждении

среднего профессионального образования «Барнаульский торгово-экономический колледж» рассматривается как важнейший институт социализации личности, где обучение и воспитание представляют собой единый процесс, направленный на подготовку высокообразованных, широко эрудированных, культурных, творчески мыслящих специалистов.

В студенческие годы молодые люди наиболее активно приобщаются к ценностям культуры, приобретают навыки общественно-политической деятельности, интенсивно расширяют круг общения. Этому способствует особый уклад жизни Барнаульского торгово-экономического колледжа, где наиважнейшим фактором выступает поощрение творчества, инициативы и самодеятельности в поиске оптимальных форм и методов самостоятельного добывания знаний.

С чего начать оптимизацию системы студенческого самоуправления образовательного учреждения?

Образовательный и воспитательный процесс в образовательных учреждениях среднего профессионального образования, как правило, строится с учетом тех потребностей и интересов, которые кажутся предпочтительными взрослым, что нередко порождает конфликт интересов. Необходимо знать реальные потребности и интересы студентов разных курсов, и, конечно же, соотносить их с образовательновоспитательными возможностями малого социума. Важно также искать такие способы педагогического воздействия, которые позволяли бы расширить диапазон студенческих интересов и, по возможности, противопоставить массовым увлечениям индивидуальный интерес, вытекающий из способностей студента.

Одним из наилучших способов, позволяющих заразить студентов позитивными социально окрашенными способами деятельности и креативно наполненного досуга, выступает увлекательная совместная, работающая в режиме самоуправления деятельность, позволяющая всем и каждому найти свой интерес, свою нишу, свое направление успеха.

Совместно мотивированная деятельность в кругу тех, чье мнение для студента является важным, возможность научиться чему-то новому, интересному, значимому и кроме того общение, возникновение и развитие нравственно окрашенных отношений в связи с деятельностью, шанс попробовать себя в разных социальных ролях, испытать удовольствие в связи с преодолением трудностей, с достижением малой или большой цели - все это и возвышает и радует студента.

Самоуправление в Барнаульском торгово-экономическом колледже предполагает относительную независимость, защищенную правовыми актами и позволяющую коллективу участников самостоятельно определять содержание, направление, характер и формы деятельности. Следовательно, студенческое самоуправление в колледже рассматривается как форма студенческой демократии с соответствующими правами (обязанностями), возможностями и ответственностью, как средство самореализации студентов и развития студенческой инициативы.

Принципы студенческого самоуправления:

• добровольность;

• демократизм;

• равноправие;

• деятельное наполнение работы студенческих организаций самоуправления;

• социальная значимость деятельности студенческого самоуправления;

• соответствие содержательного и организационно-структурного компонентов самоуправления уровню развития колледжа;

• инициатива, самодеятельность и творчество студентов;

• взаимодействие всех студенческих организаций в системе самоуправления;

• сотрудничество студентов, преподавателей и администрации при подготовке, принятии и выполнении решений1.

В основании студенческого самоуправления Барнаульского торгово-экономического колледжа лежит этико-культурная модель самоуправления. Данная модель предполагает честный отказ от предметного деления мира и предметного подхода, как противостоящего научному подходу, в пользу объединений усилий социума в интересах широкого освоения студентами культурного опыта через познание, понимание, открытия, переживания и деятельность. Смысл культурологического подхода - в объединении педагогических усилий с целью вовлечения студентов в системное познание мира, формирования у них высоких ценностей, эстетического, нравственного, чувственно-эмоционального восприятия окружающей действительности, понимания, осмысления, принятия высоких образцов природных и человеческих феноменов. Результат культурного подхода: человек информированный, человек интеллектуальный, человек интеллигентный, человек нравственный.

Учитывая все вышеизложенное, в Барнаульском торгово-экономическом колледже удалось на начало 2007 года оптимизировать систему студенческого самоуправления и сформировать организационную структуру (см. рисунок).

Студенческий координационный совет (СКС) колледжа является высшим органом студенческого самоуправления. В состав СКС

112

Попечительский Совет колледжа Студенческий

совет координационный совет

І

Г

Методический Педагогический Совет Совет старост

совет совет учебной части

Образовательно-деловой центр “Качество - Профессионализм - Деловитость”

Учебная имитационная фирма ■ ООО “Торговый дом “Престиж” Школа иностранного дйпляпгп а-іьїкд “Лингва” Клубы профессионального развития Стройотряд Студенческий биэ нос-инкубатор

"Менеджер" "Юрист" "ТиМ" “КЭТ” “Имидж" биржа труда

Центр “Здоровье”

Клуб "Здоровый образ выбираю" Студенческая психологическая служба "Я и мой мир" Спортивно-оздоровительный клуб

Центр “Самоцветы творчества”

Вокальная студия “Альянс” Команда КВН “Вое путем" Хореографический коллектив “Настроение’* Студия флористики "Оркидея" Литературная гостиная

Центр “Общежитие и мы”

Жилищно-бытовой сектор Сектор по защите интересов студентов Организационнодокументационный сектор Культурно-массовьй сектор Физкультурно-оздоровительный сектор

Пресс-центр

Студенческая газета Фотовидеостудия “Фокус” Студия дизайна Отдел по связям Сектор Музей истории

“СтудИ нфо" "Стиль* с общественностью патриотического воспитания и развития колледжа

Организационная структура системы студенческого самоуправления Барнаульского торгово-экономического колледжа

ПЕДАГОГИКА. ПСИХОЛОГИЯ

входят президент, вице-президент и председатели студенческих центров. СКС создан с целью объединения усилий студентов, и его деятельность направлена на активное участие в управлении студенческой жизнью, совместное решение проблем, возникающих в процессе обучения, формирование партнерских отношений между студенчеством и администрацией колледжа, а также другими учебными заведениями, общественными организациями, органами государственной власти и управления.

Конечно же, деятельность членов СКС, администрации и педагогов колледжа не может осуществляться изолировано друг от друга, поэтому формой реализации власти СКС выступает совместное заседание, на котором в обязательном порядке присутствуют директор колледжа, заместитель директора по учебновоспитательной работе, заместитель директора по научно-методической работе, заведующий дневным отделением, педагог-консультант СКС, президент СКС, вице-президент СКС, председатели центров. Совместное заседание проводится один раз в два месяца. Внеочередные заседания могут созываться как по инициативе руководства СКС, так и по инициативе представителей администрации для решения срочных вопросов. Кроме этого, президент и вицепрезидент СКС введены в состав педагогического совета для решения запланированных и текущих вопросов.

Вырабатывать и реализовывать решения СКС помогает старостат, на котором старосты представляют интересы своих групп, вносят предложения, способствующие улучшению учебно-воспитательного процесса и функционированию системы студенческого самоуправления.

Организационная структура студенческого самоуправления колледжа предоставляет студентам возможность развиваться в трех сферах: индивидуальной, социальной и профессиональной.

В профессиональной сфере координатором профессионального развития личности (специалиста) выступает образовательно-деловой центр «Качество. Профессионализм. Деловитость» (КПД).

Образовательно-деловой центр «КПД». В состав образовательно-делового центра «КПД» входят: учебная имитационная фирма - торговый дом «Престиж», школа делового иностранного языка «ЛИНГВА», а также клубы профессионального развития: «Менеджер», «Юрист», «ТиМ», «КЭТ», салон красоты «Имидж», стройотряд, студенческая биржа труда.

Одним из основных структурных подразделений студенческого самоуправления является учебная имитационная фирма. Ежегодно здесь трудятся 38 студентов-специалистов, которые предварительно проходят конкурсный отбор на соответствующие должности семи функциональных отделов фирмы. Ни одно мероприятие студенческого самоуправления не обходится без привлечения студентов учебной имитационной фирмы, которые помогают планировать, организовывать, проводить и, конечно же, решать внезапно возникнувшие вопросы любого уровня сложности.

В декабре 2005 года состоялась блестящая презентация школы делового иностранного языка «ЛИНГВА». Здесь студенты занимаются предоставлением бесплатных консультаций по изучению иностранного языка, организацией олимпиад в рамках колледжа, провидением конкурсов, классных часов, дней театра и т.д.

Профессиональные клубы, плодотворно функционирующие в составе Центра («Менеджер», «Юрист», «ТиМ», «КЭТ»), созданы с целью воспитания конкурентоспособного специалиста через формирование у студентов интереса к избранной профессии2.

Основные виды деятельности профессиональных клубов:

• организация пропаганды профессии;

• организация внеаудиторной деятельности студентов, направленной на углубленное изучение основ выбранной профессии;

• работа пресс-центра клубов;

• проведение встреч, круглых столов, дискуссий, конференций со специалистами-профес-сионалами, выпускниками колледжа, ветеранами труда;

• организация конкурсов, мероприятий, КВН;

• формирование и развитие способностей делового общения;

• выявление и развитие индивидуальных способностей студентов;

• обеспечение функционирования стендов клубов;

• посещение служб занятости, организаций, предприятий, а также театров и музеев.

Любой желающий имеет возможность кардинально изменить свою внешность благодаря студентам-мастерам салона красоты «Имидж», который пользуется в колледже большой популярностью.

Активную деятельность в составе Центра осуществляет стройотряд, который главным образом состоит из студентов, обучающихся по специальностям «Технология продукции общественного питания» и «Организация обслуживания на предприятиях общественного питания». Стройотряд выезжает в детско-оздоровитель-ные лагеря «Крылатых», «Ландыш» и другие организации для оказания услуг общественного питания.

Студенческая биржа труда оказывает профессиональную помощь в сфере трудоустройства, как временного, так и постоянного.

В социальной сфере - координаторами социального развития личности (гражданина) выступают центр «Здоровье» и центр «Общежитие и мы».

Центр «Здоровье». Центр «Здоровье» насчитывает три структурных единицы: клуб «ЗОВ» («Здоровый образ выбираю»), студенческую психологическую службу «Я и мой мир», спортивно-оздоровительный клуб «Чемпион»3.

Клуб «ЗОВ» объединил студентов и преподавателей, пропагандирующих и ведущих здоровый образ жизни. По инициативе клуба в колледже регулярно проводятся недели, декады здоровья; форум «Мир прекрасен и сложен, давайте его украшать»; конкурсы рисунков, стихов, стенгазет, посвященных здоровому образу жизни.

Заключен договор о сотрудничестве с газетой «Тревога», на страницах которой периодически печатаются заметки, стихи, статьи членов клуба «ЗОВ».

Клуб тесно сотрудничает с краевым центром медицинской профилактики ГУЗ «Краевая клиническая больница» и Алтайским краевым центром «СПИД». Данное сотрудничество позволяет проводить учебу членов клуба по здоровьесберегающему направлению, готовить волонтеров для проведения акций в целях профилактики СПИДа: чтения лекции по темам «Чума 21 века», «Наркотик - знак беды» и др., а также тренингов, посвященных здоровому образу жизни, как среди студентов колледжа, так и за его пределами: на Барнаульском радио, в ПТУ №1,3, городских школах.

Кроме этого, на протяжении двух лет члены клуба шефствуют над воспитанниками детского дома № 9, проводят благотворительные акции: «Протяни руку помощи бездомным детям», «Подари Новый год детям», «Трамвайчик», «День рождения». Завязалась крепкая дружба с региональным обществом «Мать и дитя», куда на протяжении двух лет передается одежда, обувь, игрушки, книги, собираемые членами клуба «ЗОВ» во время проведения акции «Забота».

Ежегодно члены клуба «ЗОВ» награждаются почетными грамотами администрации района, города и края.

Сегодня многие члены клуба «ЗОВ» колледжа входят в состав районного клуба с таким же названиям.

Спортивно-оздоровительный клуб «Чемпион» - визитная карточка Барнаульского торгово-экономического колледжа. В составе клуба не только работают секции по следующим видам спорта: баскетбол, волейбол, футбол, легкая атлетика, армрестлинг, биатлон. Студенты клуба самостоятельно внутри колледжа организуют чемпионаты по баскетболу, волейболу, футболу, осенние ежегодные марафоны между группами, мероприятия «Спорт - залог здоровья». Клуб «Чемпион» неоднократно становился призером городских и краевых соревнований.

Студенческая психологическая служба «Я и мой мир» оказывает психологическую помощь студентам (чаще всего второго курса), здесь обобщается, обсуждается передовой

опыт по современным направлениям психологии, проводится психологическая диагностика студентов, тренинги, например по сплочению коллектива.

Центр «Общежитие и мы». В составе Центра работают пять секторов: жилищно-бытовой, по защите интересов студентов, организационно-документационный, культурно-массовый, физкультурно-оздоровительный. Студенты сами организуют работу по обслуживанию общежития, привлекают проживающих к выполнению общественно-полезных работ в общежитии и на прилегающей территории, помогают администрации колледжа и общежития в организации контроля за сохранностью материальных ценностей, закрепленных за проживающими; осуществляют контроль за санитарным состоянием комнат и других помещений, ежегодно проводят конкурс «Лучшая комната», организуют культурно-массовые и спортивные мероприятия, выпускают стенгазету и т.д.4

Студенческое общежитие колледжа два года подряд занимает призовые места в городском конкурсе студенческих общежитий.

В индивидуальный сфере координаторами развития личности (индивидуума) выступают пресс-центр и центр «Самоцветы творчества».

Пресс-центр. В составе пресс-центра функционируют шесть структурных подразделений: студенческая газета «СтудИнфо», фотовидеостудия «Фокус», студия дизайна «Стиль», отдел по связям с общественностью, сектор патриотического воспитания, Музей образования и развития5.

Презентация студенческой газеты состоялась 28 сентября 2005 года в колледже, и в этот же день у студентов колледжа была возможность приобрести первый выпуск. Газета выходит один раз в месяц. В «СтудИнфо» публикуются все новости из жизни колледжа. Материалы в газету готовятся студентами разных специальностей. В ее издании могут принимать участие все, кто рисует, пишет, занимается дизайном, сочиняет истории, подмечает интересные факты или хочет обсудить какой-нибудь важный вопрос.

В 2004 году в колледже создана фотовидеостудия «Фокус». Благодаря ее работе каждую

пятницу в учебном заведении выходит выпуск видеоновостей. Ежегодно студенты снимают и обрабатывают до 150 видеороликов, учебных и информационных фильмов. Их авторы - неоднократные победители городских и краевых фото- и видеоконкурсов. Фильмы, снятые студентами, завоевали популярность далеко за пределами Алтайского края. Видеоматериал, посвященный 70-летию Алтайского края «Земля, которая мила..», получил диплом администрации г. Барнаула. Авторы фильма «Пивной алкоголизм», показанного в 50 учебных заведениях России, получили грант по результатам краевого конкурса «Ты имеешь право знать».

Студенты студии дизайна «Стиль» разрабатывают и подготавливают к распространению брошюры, буклеты, листовки, плакаты рекламного и информационного характера, а также создают небольшие анимационные ролики.

Отдел по связям с общественностью подготавливает и размещает информацию в СМИ, налаживает коммуникационные связи с коммерческими структурами, с органами муниципальной и государственной власти, а также с другими общественными организациями для лоббирования общих интересов на местном, региональном и федеральном уровнях, развития партнерских отношений, обмена опытом, реализации совместных мероприятий, проектов и программ.

Музей образования и развития колледжа -это место, где собрана основная информация по развитию и становлению колледжа как образовательного учреждения.

Центр «Самоцветы творчества». В составе данного Центра плодотворно работают 5 структурных подразделений: вокальная студия «Альянс», команда КВН «Все путем», хореографический коллектив «Настроение», студия флористики «Орхидея», литературная гостиная6.

Создан Центр в целях воспитания у студентов высокой нравственности и культуры, развития и совершенствования творческих способностей, формирования эстетических вкусов, взглядов развивающейся личности.

Все структурные подразделения студенческого самоуправления функционируют в тесной

взаимосвязи друг с другом, поэтому речь и идет не просто о студенческом самоуправлении, а о системе студенческого самоуправления.

Благодаря наличию широкого спектра организаций студенты Барнаульского торгово-экономического колледжа имеют возможность развиваться, меняться, корректировать направления своей деятельности.

Для того чтобы система студенческого самоуправления эффективно функционировала, необходимы соответствующие условия, которые в колледже создаются с участием социальных партнеров. В настоящее время социальные партнеры, активно сотрудничающие с колледжем, осознают тот факт, что для повышения конкурентоспособности выпускника важно не только улучшать качество образователь-но-воспитального процесса, но и создавать ус-

ловия для раскрытия потенциала студентов. Ведь сегодня успешен тот студент, который способен быстро и менее болезненно, чем другие приспособиться к обстоятельствам, найти свою нишу, раскрыть свое собственное «Я» в процессе работы. Что этому может способствовать? Конечно же, система студенческого самоуправления, которая включает в себя различные структурные единицы.

Опыт работы колледжа по созданию системы студенческого самоуправления был обобщен и оформлен в проекте «Роль системы студенческого самоуправления в реализации требований социальных партнеров». Данный проект был отмечен золотой медалью Всероссийским выставочным центром, XVI международной образовательной выставкой «УЧСИБ-2008» и золотой медалью Сибирской ярмарки.

Примечания

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1АнжандБ.Т. Система самоуправления в ученическом коллективе: учеб. пособие. М., 2000.

2Косинова В.Ф. Педагогические инновации в образовательном процессе колледжа: моногр. / под ред. проф. А.Я. Найна. Челябинск, 2009.

3 Там же. С. 135.

4 Там же. С. 137.

5 Там же. С. 137.

6 Там же. С. 136.

Kosinova Valentina

OPTIMIZATION OF THE STUDENT SELF-GOVERNMENT SYSTEM IN THE EDUCATIONAL INSTITUTION OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

The article substantiates the actuality of developing the student self-government system; it presents the experience of Barnaul Trade and Economic College in creating the organizational structure of the student self-government. The organizational structure of the student self-government gives students an opportunity to develop in the three spheres* individual, social and professional.

Контактная информация: e-mail\ kosinova@btek.ru

Реценз ент- ВасильеваЕ.Ю., доктор педагогических наук, заведующая кафедрой педагогики и психологии Северного государственного медицинского университета

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.