ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
В статье представлена деятельность образовательного консорциума ряда учреждений отраслей образования и культуры по становлению личности учащегося в сфере этнической толерантности.
Абрамски Ирит
директор русскоязычных программ мемориального центра Национальный мемориал Катастрофы (Холокоста) и Героизма
Иерусалим, Порохина Галина Дмитриевна директор МОУ СОШ № 170 г. Екатеринбург, Виноградова Ирина Юрьевна директор
МОУ лицей № 110 им. Л. К. Гришиной г. Екатеринбург
СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ В СФЕРЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОНСОРЦИУМА
Как воспитать толерантную личность?
^___________________________________________________________________________________
Ключевые слова: образовательный консорциум, толерантность, нравственные ценности, воспитывающие ситуации.
Происшедшие в России в течение последнего десятилетия перемены в экономике и политике значительно осложнили межнациональные отношения населяющих ее народов. Рост национального самосознания, усиливающееся внимание к сохранению и развитию национальных культур и языков, к возрождению народных традиций, религиозных верований, приводят в такой многонациональной стране, как Российская Федерация, к усилению межэтнических и межнациональных конфликтов. В этой связи особое внимание сегодня необходимо обратить на воспитание терпимого отношения к представителям других наций. Глобальное образование предусматривает включение в учебные планы современной школы таких направлений педагогической деятельности, как воспитание у учащихся интереса и уважения к культурам народов мира, достижение понимания общемирового и специфического в этих культурах, воспитание внимания к глобальным, общемировым событиям, понимание их характера и последствий, развитие навыков системного подхода к изучению мировых процессов, воспитание признания равноправными и равноценными различных точек зрения на мировые явления. Перед педагогами стоит задача через возможности глобального образования приобщать учащихся к культурам и традициям различных национальностей, корректировать воздействие на детей социально-этнических факторов и формировать у них чувство и сознание граждан мира.
В этой связи в ряде образовательных учреждений г Екатеринбурга на протяжении последних 3 лет в рамках сетевого взаимодействия инновационно-активных ОУ Уральского региона [5, 6] ведется системная деятельность по становлению личности учащихся в сфере этнической толерантности. Для реализации проекта создан образовательный консорциум, объединивший педагогические коллективы МАОУ лицея № 110, МБОУ гимназий № 40 и 108, МБОУ СОШ № 63 и МБОУ СОШ № 170, сотрудников УрО РАО, преподавателей УрГПУ, работников музеев и театров г. Екатеринбурга, которые работают с образовательным учреждениям в рамках проекта. Большую поддержку в реализации проекта оказывают сотрудники Национального мемориала Катастрофы (холокоста) и Героизма (Яд ВАШЕМ), который находится в Иерусалиме на Харха-Зикарон (Горе Памяти).
Объектом исследования в проекте является образовательный процесс в образовательных учреждениях, объединившихся в образовательный консорциум для решения актуальных проблем воспитания подрастающего поколения в духе терпимости, формирования толерантности как важного качества современной личности. Как и многие инновации в сфере образования, идея образовательного консорциума является привнесенной из другой сферы, в данном случае, сферы экономики. По определению, консорциум (от лат. consortium - соучастие, сотоварищество) - «форма совместной деятельности нескольких компаний или банков, объединяющихся большей ча-
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2011
55
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
стью на определенный срок для проведения крупной экономической акции, требующей больших финансовых и экономических ресурсов... Цель таких объединений помимо сложения капиталов для реализации дорогостоящих проектов - противостояние сильной конкуренции.» [9, с.219]. Для участников нашего проекта «Образовательный консорциум» - новая институциональная форма образования, построенная на кооперации группы школ с иными образовательными учреждениями, учреждениями культуры, в том числе из дальнего зарубежья, и образовательными ресурсами с целью обеспечения реализации образовательных программ. Совместная деятельность Участников Консорциума осуществляется по следующим направлениям:
- взаимодействие по эффективному использованию материально-технической базы всех Участников для решения актуальных проблем воспитания подрастающего поколения в духе терпимости, формирования толерантности как важного качества современной личности, удовлетворения потребностей образовательного процесса, самостоятельно осуществляемого каждым из Участников;
- создание единого библиотечного пространства с участием библиотечных ресурсов всех Участников взаимодействия;
- проведения совместных исследований, разработок, создание и реализация перспективных проектов и программ, направленных на решение актуальных проблем воспитания подрастающего поколения в духе терпимости, формирования толерантности как важного качества современной личности;
- организации совместных семинаров, конференций, тренингов, других мероприятий, в которых имеется заинтересованность всех Участников Консорциума.
Консорциум не является юридическим лицом. Участники Консорциума действуют на основании своих уставов, Соглашения о сотрудничестве и иных договоров, заключаемых как между отдельными Участниками Консорциума, так и между Консорциумом либо отдельными Участниками Консорциума и третьими лицами, привлеченными для реализации проектов, программ, курсов, мероприятий, осуществляемых в рамках совместной деятельности
Предметом исследования в проекте является становление личности учащегося в сфере этнической толерантности средствами изучения национальных культур в рамках отдельных предметов и при организации внеклассной и внешкольной работы.
Цель проекта: воспитание учащихся в духе терпимости, формирование толерантности как важного качества современной личности.
Задачи проекта:
• Воспитать в детях уважение к себе, сверстникам, старшим;
• Воспитать у учеников умение жить в обществе и считаться с общественным мнением;
• Воспитать умение терпимо относиться к особенностям поведения, культуре, обычаям и традициям людей, имеющим национальные, религиозные и прочие различия.
Гипотеза проекта: если в процессе изучения национальных культур и нравственных ценностей других народов выполнить следующие условия:
• включить в рамки отдельных предметов (истории, географии, литературы, МХК и т.д.) элементы национальных культур;
• смоделировать воспитывающие ситуации в процессе воспитательной работы этнического направления,
то это приведет к становлению личности учащегося в сфере этнической толерантности, так как первое условие обеспечивает ознакомление детей разных национальностей с культурой и нравственными ценностями других народов, второе условие позволит осуществить переход ситуаций - моделей в реальные условия этнической толерантности.
В различных источниках по педагогике и психологии смысл термина «толерантность» объясняется как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми, которые отличаются в некотором отношении от превалирующего типа или не придерживаются общепринятых мнений [1, 10]. Толерантность - трудное и редкое достижение по той простой причине, что фундаментом сообщества является групповое сознание. Люди объединяются в одной общности с теми, кто разделяет их убеждения, или с теми, кто разговаривает на том же языке или имеет ту же культуру. При этом объединение в общность может осуществляться по различным признакам: национальным, этническим, социальным, профессиональным, досуговым и т. п. Мы знаем, что различных людей следует воспринимать такими, какие они есть, со своими обычаями, традициями, стереотипами поведения. Людям следует помогать, ибо помощь слабому - это наш долг, причем в первую очередь - перед своей совестью. Однако в реальной жизни в обыденном мнении часто создается негативное отношение к тем или иным группам людей, проявляется агрессивность. Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Можно сказать, что толерантность это гармония в многообразии [1,4]. Среди основных функций толерантности следует выделить:
Мирообеспечивающую
• определяет многомерность среды и разнообразных взглядов;
• обеспечивает гармоничное мирное сосуществование представителей, отличающихся друг от друга по различным признакам;
• служит общественным гарантом неприкосновенности и ненасилия по отношению к различного рода меньшинствам и легализует их положение с помощью закона.
Регулирующую
• позволяет сдержать неприязнь в сочетании с отложенной позитивной реакцией, либо заменить ее на позитивную;
• предоставляет конструктивный выход из конфликтных ситуаций;
• ориентирует отношения на соблюдение равноправия, уважения, свободы.
56
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2011
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
Психологическую
• служит основой для нормализации психологической атмосферы в группе, обществе (атмосфера доверия, уважения,признания, поддержки);
• формирует и развивает этническое самосознание;
• обеспечивает этническую и социальную самоидентификацию;
• поддерживает и развивает самооценку личности, группы;
• снижает порог чувствительности к неблагоприятным факторам, фрустрационным ситуациям.
Воспитательную
• обеспечивает передачу опыта позитивного социального взаимодействия и опыта человечества в целом;
• является совершенным образцом организации жизнедеятельности в социуме;
• обеспечивает успешную социализацию;
• развивает нравственное понимание, сопереживание, умение лояльно оценивать поступки других.
Коммуникативную
• развивает готовность к общению, сотрудничеству и пониманию;
• позволяет установить конструктивное общение с представителями различных групп, иного мировоззрения.
Культуросохраняющую
• обеспечивает сохранение и преувеличение культурного опыта группы, этноса, общества.
Креативную
• обеспечивает возможность творческого преобразования окружающей действительности;
• создает условия для безопасного проявления дивергентности, творческой активности;
• создает условия для творческого самоутверждения.
Фелицитологическую
• позволяет получить счастье от общения с иными представителями и осознание своей индивидуальности, от признания группой и миром в целом.
Мы понимаем под толерантностью реализуемую готовность к осознанным личностным действиям, направленным на достижение гуманистических отношений между людьми и группами людей, имеющими различное мировоззрение, разные ценностные ориентации, стереотипы поведения. В то же время опыт показывает, что человек может быть толерантным в отношениях с близкими, знакомыми, но пренебрежительно, нетерпимо относиться к людям другой веры или национальности. В этой связи можно говорить о межличностной, социальной, национальной толерантности и веротерпимости. Межличностная толерантность проявляется по отношению к конкретному человеку, социальная - к конкретной группе, обществу, национальная - к другой нации; веротерпимость - к другой вере. Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает, что каждый
волен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Толерантная личность - это человек, хорошо знающий себя и понимающий других людей. Именно школа как социальный институт имеет большие возможности для воспитания у детей толерантности. Эти возможности могут быть реализованы как в процессе учебной, так и внеучебной деятельности. На сегодняшний день, когда имеет место нарушение семейных связей, отчуждение взрослых и детей, повышенная конфликтность в их взаимоотношениях, вакуум, в который попадают многие учащиеся, способна заполнить полноценная работа школьных педагогов с воспитанниками. Успешность решения проблемы воспитания толерантности во многом зависит от того, как в деятельности педагогов реализуется ряд принципов:
1. Принцип субъективности требует опоры на активность самого ребенка, стимулирования его самовоспитания, сознательного поведения и самокоррекции в отношениях с другими людьми. Условиями реализации данного принципа являются:
• Добровольность включения ребенка в ту или иную деятельность;
• Доверие ребенку в выборе средств достижения поставленной цели, основанное на вере в потенциальные возможности каждого ребенка к самовоспитанию толерантности;
• Оптимистическая стратегия в определении изменений в отношениях между детьми, детьми и взрослыми;
• Предупреждение негативных последствий в процессе педагогического воздействия;
• Дети, осознавая свою принадлежность к той или иной группе людей, должны сами стремиться к сосуществованию с иными группами;
• Учет интересов учащихся, их индивидуальных вкусов, предпочтений, побуждение новых интересов
2. Принцип адекватности требует соответствия содержания и средств воспитания социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс. Задачи воспитания ориентированы на реальные отношения, складывающиеся между различными группами людей в данном социуме. Условиями реализации данного принципа являются:
• Соответствие воспитательных задач реальным событиям, происходящим в мире, стране, в ближайшем социуме;
• Координация взаимодействия социальных институтов, оказывающих влияние на формирование ценностных ориентаций ребенка;
• Обеспечение взаимодействия с семьей, реализация параллельного действия на семью и ребенка;
• Ориентация педагогического процесса на реальные нормы, доминирующие в группах социума;
• Учет разнообразных факторов окружающей социальной среды (национальных, региональных, типа поселения, особенностей учебного заведения и т. д.);
• Коррекция воспринимаемой учащимися разнообразной информации, в том числе и информации от средств массовых коммуникаций.
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2011
57
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
3. Принцип индивидуализации предполагает определение индивидуальной траектории воспитания толерантного сознания и поведения, выделение специальных задач, соответствующих индивидуальным особенностям и уровню сформированности толерантности у ребенка; определение особенностей включения детей в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности, как в учебной, так и во внеучебной работе, предоставление возможности каждому учащемуся для самореализации и самораскрытия. Условиями реализации принципа индивидуализации являются:
• мониторинг изменений толерантного сознания в ребенке;
• определение эффективности влияния средств на толерантность ребенка;
• выбор специальных средств педагогического влияния на каждого ребенка;
• учет индивидуальных качеств ребенка, его ценностных ориентации при выборе воспитательных средств, направленных на развитие его толерантности
• предоставление возможности школьникам в самостоятельном выборе средств общения со взрослыми и сверстниками.
4. Принцип рефлексивной позиции предполагает ориентацию на формирование осознанной устойчивой системы отношений школьника к какой-либо значимой для него проблеме, вопросу, проявляющихся в соответствующем поведении и поступках. Условиями реализации принципа рефлексии поведения являются:
• стимулирование проведения детьми самоанализа своего отношения к окружающим, сопоставление своих поступков со своими высказываниями;
• совместный с педагогом анализ решения различных проблем социальных отношений в реальных и имитируемых ситуациях (социальные пробы);
• самооценку своих поступков и прогнозирование своих отношений с окружающими в дальнейшем;
• стимулирование самопознания детей в различных социальных ситуациях, определения своей позиции и способа адекватного поведения в различных ситуациях;
• оказание помощи детям в анализе проблем социальных отношений и вариативном проектировании своего поведения в сложных жизненных ситуациях, связанных с отношениями с людьми или группами людей.
5. Принцип создания толерантной среды требует формирования в учебном заведении гуманистических отношений, в основе которых лежит реализация права каждого на своеобразное отношение к окружающей среде, самореализация в различных формах. Создание толерантной среды предлагает взаимную ответственность участников педагогического процесса, сопереживание, взаимопомощь, способность вместе преодолевать трудности. Этот принцип также означает, что в классе и социальном окружении доминируют творческие начала при организации учебной и внеу-
чебной деятельности, при этом творчество рассматривается учащимися и педагогами как универсальный критерий оценки личности и отношений в коллективе.
Реализация этого принципа возможна при следующих условиях:
• принятие общих правил отношений, единых для всех учащихся, обучающихся в классе;
• предоставление возможности каждому для самореализации и самовыражения;
• определение ведущей деятельности, являющейся значимой для всех членов коллектива;
• развитие детского самоуправления, инициативы и самостоятельности детей и взрослых, создании разнообразных детских объединений;
• формирование позитивного отношения к творчеству (толерантная среда должна быть эвристической);
• наличие отношений «ответственной зависимости» (А. С. Макаренко) в среде педагогов и учащихся.
Одна из задач педагога при организации деятельности учащихся в рамках проекта - регулирование межличностных отношений. Общение имеет непреходящую ценность лишь в том случае, если вызовет потребность взаимного обмена мыслями, идеями, способствует проявлению внимания и сочувствия к людям. Успешное решение этой задачи во многом зависит от характера свободного общения школьников, их психологической предрасположенности к контактам в коллективе. Наиболее благоприятной для формирования толерантности является внеклассная совместная деятельность с общественно значимым смыслом, когда расширяются ее границы и учащиеся могут проявить свое личностное отношение к широкому кругу людей. Мы считаем, что эффективность совместной деятельности детей как средства формирования толерантности повышается, если:
• сформирована установка учащихся на совместную работу, они осознают ее цели и находят в ней личностный смысл;
• осуществляется совместное планирование, организация и подведение итогов деятельности, педагогически целесообразное распределение ролей и функций между учащимися и педагогом в этом процессе;
• создаются ситуации свободного выбора детьми видов, способов деятельности, ролей;
• каждый участник может реализовать себя, добиться успеха и в то же время проявить заботу о других, внести реальный вклад в общее дело;
• отсутствует давление, навязывание со стороны классного руководителя, который способен занять позицию старшего товарища [8, 10, 12, 15].
Воспитательный потенциал совместной деятельности возрастает, если она носит творческий характер, если обеспечиваются:
• доминирование целей развития индивидуальности и реализации личности каждого в коллективной творческой деятельности;
58
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2011
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
• выработка ценностей, идеалов, образцов в коллективе, исходя из личностных интересов и потребностей;
• определение творческих задач, проблем для решения самими детьми;
• создание условий для включения детей в творческую деятельность различных групп, объединений;
• предоставление возможности каждому выбрать то, что соответствует его интересам и желаниям;
• создание условий для самоопределения участниками деятельности своей роли, характера поведения и форм взаимодействия;
• оценка результатов, анализ коллективной деятельности с точки зрения проявления и развития личности каждого, формирования его отношений с участниками деятельности [13, 14].
При правильной организации коллективная творческая деятельность позволяет увлечь детей общим делом, снять имеющуюся межличностную напряженность в отношениях между отдельными группами, раскрывает лучшие стороны, показывает достоинства и проблемы школьников, учит их находить компромиссы при коллективном планировании, выборе средств реализации намеченного [2, 3, 7, 11, 16]. Коллективный анализ деятельности формирует умения тактично, доброжелательно давать оценки, высказывать мнения о действиях других людей. Коллективная творческая деятельность, общение способствуют формированию толерантности, если дети при этом приобретают опыт гуманного, партнерского взаимодействия с педагогом, своими сверстниками, старшими и младшими. С этой целью педагогу необходимо регулировать отношения между детьми, их общение, совместные действия.
Структура реализации теоретических оснований проекта имеет следующую логику построения: предполагается ведение воспитательной работы по двум направлениям в каждом классе:
I блок - исследование объекта, в отношении которого формируется толерантность,
II блок - развитие в личности ребенка основных составляющих толерантности и вооружение способами толерантного взаимодействия
С целью целенаправленного формирования толерантности в проекте предлагается организация деятельности по следующим направлениям:
• познание и принятие себя (толерантность к себе) - познание, принятие себя как субъекта семейной культуры;
• изучение семейной самобытности, обучение основам толерантного общения в семье;
• принятие культуры Малой Родины, своего этноса, осмысление себя полноправным участником этой культуры;
• формирование толерантности к своему народу (только уважающий свою культуру будет уважать культуру другого);
• понимание мультикультурного пространства России и формирование толерантности к представителям других народов;
• постижение идей культуры мира и определение стратегии толерантного взаимодействия в мировом культурном пространстве.
Проект предполагает реализацию таких форм и методов воспитания, как
Формы Методы
Классные часы; Беседа (в том числе эвристическая);
Беседы; Дискуссия;
Дискуссии; Пример;
Игровые тренинги; Поощрение;
Коммуникативные Создание социальных проб;
тренинги; Убеждение (самоубеждение);
Праздники; Внушение (самовнушение);
КТД; Игровые методы;
Игровые и кон- Требование;
курсные програм- Метод саморегулирования;
мы; Метод воспитывающих ситуаций;
Викторины, вы- Метод соревнования;
ставки, познава- Метод анализа деятельности и обще-
тельные игры. ния учащегося; Поручения; Метод «задание самому себе» (по классификации Смирнова С. А.); Метод «Мой секрет» (по классификации Смирнова С. А.).
Главным результатом нашего проекта представляется способность учащихся успешно адаптироваться в обществе и являться носителями передовых тенденций его развития. Необходимо также отметить, что процесс формирования толерантности, как и любого нравственного качества, зависит не только от профессиональных усилий педагога, но и от той среды, в которой происходит воспитание качества и в которой «обитает»ученик. Следовательно, результативность данного процесса зависит не только от четкого следования направлениям, но и от наличия атмосферы толерантности в образовательной и социальной среде в целом.
Проект удостоен Диплома 1 степени в ходе Всероссийского конкурса «Качественное образование -будущее России 2010» Национальной премии «Элита российского образования»
Литература
1. Асмолов А. Г Толерантность: различные парадигмы
анализа//Толерантность в общественном сознании России. М., 1998.
2. Аюбашева С. И., Давыдова Н. Н., Ивонин А. О. Организация образовательного процесса в начальной школе на основе проектно-исследовательских и индивидуализированных форм учебной деятельности//Муниципаль-ное образование: инновации и эксперимент, 2010, № 3, с. 19-23
3. Валамина О. В., Давыдова Н. Н. Реализация модели общественно-активной школы в рамках социально-образовательного проекта «Гражданин»//Муниципальное образование: инновации и эксперимент, 2010, № 6, с. 30-36
4. Гасанов З. Т. Национальные отношения и воспитание культуры межнационального общения//Педагогика. 1999, № 6.
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2011
59
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
5. Давыдова Н. Н. Организационно-управленческая модель взаимодействия образовательных учреждений как фактор инновационного развития регионального образова-ния//Образование и наука. Известия УрО РАО, 2010, № 8 (76), с. 32-42
6. Давыдова Н. Н., Поляков Л. П. Перевод образовательного учреждения в статус инновационно-активной школы как средство обеспечения роста ее конкурентоспособно-сти//Муниципальное образование: инновации и эксперимент, 2010, № 3, с. 37-41
7. Журавлева А. В., Давыдова Н. Н. Повышение качества образования в школе полного дня через реализацию модели компетентностного образования//Эксперимент и инновации в школе, 2010, № 4, с. 8-16.
8. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. Комплексная программа, -С-П.6 Речь, 2001-189 с.
9. Политическая экономия: Словарь. - М.: Политиздат, 1990. - 607 с.
10. Рожков М. И., Байбородова Л. В., Ковальчук М. А. Воспитание толерантности у школьников: учебно - методиче-
ское пособие/М. И. Рожков - Ярославль: Академия развития, 2003. - 192 с.
11. Давыдова Н. Н., Решетняк Л. В., Временное творческое содружество как основа деятельности кафедры начальных классов образовательного учреждения повышенного статуса//Инновационные проекты и программы в образовании, 2010, № 1, с.
12. Соколова Э. Образование - путь к культуре мира и толерантности. - Народное образование. - 2002. - № 2.
13. Солдатова Г. У., Шалгерова Л. А., Шарова О. Д. Жить в мире собой и другими. Тренинг толерантности для подростков, - М: Генезис, 2001-105 с.
14. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. В 4 частях. - М: Генезис, 2001.
15. Сиденко Е. А. Особенности старшего подросткового воз-раста.//Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2011. - № 2.
16. Сиденко Е. А. К вопросу об адаптации подростка//Инно-вационные проекты и программы в образовании. - 2011. -№ 1.
В статье представлен опыт по поэтапному развитию вокально-хоровых навыков у учащихся начальных классов на уроках музыки.
Лебедева Наталия Васильевна
учитель музыки
ГОУ СОШ с углубленным изучением экологии № 446
г. Москва
РАЗВИТИЕ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ у ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ музыки
Каковы особенности и условия развития вокально-хоровых навыков у школьников на уроках музыки?
________________________________________________________________________________________________
Ключевые слова: вокально-хоровые навыки, возрастные особенности развития голоса ребенка, певческое дыхание, певческое звукообразование, дикция в пении, условия развития вокально-хоровых навыков.
Одна из важных задач, которые решает урок музыки в общеобразовательной школе - научить детей петь. Эта проблема на протяжении многих лет остается актуальной, привлекающей внимание большого круга музыкантов-педагогов, ученых разных специальностей потому, что коллективная форма певческого исполнительства обладает огромными возможностями: развитие музыкальных способностей, формирование вокально-хоровых навыков, подготовка под-
линных ценителей музыки и воспитание лучших человеческих качеств. Хоровое пение благотворно сказывается и на физическом состоянии учащихся. «Пение не только доставляет поющему удовольствие, но также упражняет и развивает его слух, дыхательную систему, а последняя тесно связана с сердечнососудистой системой, следовательно, он невольно, занимаясь дыхательной гимнастикой, укрепляет своё здоровье» [1].
60
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2011