Научная статья на тему 'Толерантность как Принцип жизни'

Толерантность как Принцип жизни Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
584
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВСЕМИРНАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ТОЛЕРАНТНОСТИ / ПРОГРАММА / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ КОНФЛИКТОВ / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ / МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ И МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ЦЕННОСТЬ И СОЦИАЛЬНАЯ НОРМА ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА / СОЦИАЛИЗАЦИЯ УЧАЩИХСЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бабич Эльвира Александровна, Каргаполова Оксана Викторовна, Каюмова Людмила Александровна, Довган Татьяна Александровна

Авторы делятся опытом реализации программы «Территория толерантности», которой подчинены не только урочные и внеурочные мероприятия, но и повседневное общение педагогов с каждым учеником, с родителями. Описывается результативность Программы, конкретные результаты и методики диагностики, предлагается проект программы духовно-нравственного воспитания для обучающихся первой ступени

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бабич Эльвира Александровна, Каргаполова Оксана Викторовна, Каюмова Людмила Александровна, Довган Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Толерантность как Принцип жизни»

___^ТТЕОРИИ£ДРАКТИКеРЕАЛИЗАЦИИФГО£ВТОРОГОПОКОЛЕНИЯ____

Авторы делятся опытом реализации программы «Территория толерантности», которой подчинены не только урочные и внеурочные мероприятия, но и повседневное общение педагогов с каждым учеником, с родителями. Описывается результативность Программы, конкретные результаты и методики диагностики, предлагается проект программы духовно-нравственного воспитания для обучающихся первой ступени.

Бабич Эльвира Александровна

директор,

Каргаполова Оксана Викторовна

зам. директора, Каюмова Людмила Александровна

зам. директора, Довган Татьяна Александровна

зам. директора МБОУ СОШ № 167 г. Екатеринбург school167_ekt@mail.ru

ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ПРИНЦИП ЖИЗНИ

Как воспитать толерантное отношение?

^______________________________________________________________________________________

Ключевые слова: всемирная Декларация принципов толерантности, программа, духовно-нравственное воспитание, толерантность, предотвращение конфликтов, межличностные, межнациональные и межгосударственные отношения, ценность и социальная норма гражданского общества, социализация учащихся.

В последние годы теме толерантности как таковой, толерантному поведению, воспитанию толерантности среди различных социумов уделяется довольно много внимания. И, как мы считаем, очень часто в этом отношении допускается непозволительный перегиб. Однако, проблема воспитания толерантного сознания подрастающего поколения так остро, как в настоящее время, никогда ранее не стояла.

Современное общество за последние годы стало более динамичным. Это обусловлено, прежде всего, большей его информативностью и вариативностью социальных взаимодействий. В связи с этим к подросткам предъявляются повышенные требования, связанные с адаптацией в различных социумах, а также требования, направленные на формирование толерантности.

Глобализация мировых проблем, состояние выживания, в котором постоянно находится человек, приводит к необходимости создания социально-психологических и педагогических условий для объединения всех участников образовательного процесса - учащихся, родителей и педагогов вокруг идеи понимания ответственности за жизнь на земле в целом и свою собственную.

Актуальность и приоритетность формирования толерантности, как одной из социальных компетенций неоднократно отмечались в программных документах органов управления образованием, начиная от «Закона Российской Федерации об Образовании» и заканчивая

«Концепцией развития образования РФ до 2020 года». Данные документы определяют необходимость построения единого социального и педагогического пространства с целью успешного формирования социальных компетенций подростков в целом.

Толерантность как специфика российского характера формировалась под влиянием многих факторов, таких как: полиэтничность и полирелигиозность общества с момента становления российской государственности и до сегодняшнего дня; суровость природных условий территории России, требующая милосердия и сострадания; геополитическое положение государства; систематическая борьба за независимость, а также историческая роль России, как собирательницы земель и защитницы обиженных и гонимых.

В современных условиях формирование толерантности, начиная с детского возраста, является не только необходимостью, но и социальной реалией. Россия является центром притяжения мигрантов, как из ближнего, так и дальнего зарубежья. Наряду с этими процессами усиливается внутригосударственные миграции. И факт увеличения доли некоренного населения, особенно крупных городов, при отсутствии терпимости может привести к всплеску напряженности, как на этнической, расовой, религиозной, так и на бытовой почве. Население российской глубинки (деревень и малых городов) чаще сталкивается с проблемой толерантности на бытовом межличностном уровне в рамках

24

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2011

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

исторически сложившегося малого социума. В то время как к населению крупных городов, вовлеченному в миграционные процессы и их демографические и социокультурные последствия, должны предъявляться повышенные требования в области формирования толерантности.

Значимость толерантности вышла за пределы какой-либо ограниченной территории и является мировой проблемой. Недаром во всемирной Декларации принципов толерантности, наряду с определением данного понятия, определяется уровень решения проблемы, а также рассматриваются различные стороны самого процесса формирования толерантности, а 16 ноября является международным днем толерантности.

Школа является частью общества. И ей присущи как все положительные, так и отрицательные тенденции в развитии. Поэтому реализация учебно-воспитательного процесса должна осуществляться в тесной и неразрывной связи с формированием толерантности, как основы гражданского общества.

И сегодня наша задача состоит в том, чтобы сформировать у ребенка умение достигать компромиссы, предотвращать конфликты и строить межличностные, межнациональные и межгосударственные отношения.

Воспитать подлинно гармоничную, толерантную личность возможно лишь тогда, когда человек с раннего возраста уяснит для себя не только свое место в социуме и основополагающий поведенческий постулат: «свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого», но и научится требовать соблюдения этого постулата от окружающих, не оставаясь равнодушным к творящемуся вокруг него.

Толерантность - это, прежде всего, терпимость к инаковости. Но - к инаковости не выходящей за рамки правовых, культурных, социальных норм и обычаев, принятых в данной географической местности, среди нации, являющейся в этой местности титульной, народообразующей. Соответственно, дети, желательно еще в младшем школьном возрасте, должны усвоить следующее:

1. Человек обязан проявлять терпимость по отношению к лицам другого пола, возраста, национальности, внешних признаков и т. п., но только в случаях если с противоположной стороны ему не навязываются чужие и чуждые для него взгляды и предпочтения.

2. Но при этом дети должны помнить народную мудрость «никогда не поступай с людьми так, как ты не хотел бы чтобы поступали с тобой». То есть не навязывай свое мнение, свои представления о жизни тем, кто убежден в другом, при этом умей отстаивать свою позицию, не позволяя унижать себя, сумей вовремя сказать «нет», встань на пути навязчивости, агрессии, зла, сумей пресечь чужое превосходство над тобой.

Сегодня на ребенка, практически с рождения, обрушивается лавина разнообразной (подчас ненужной), и зачастую противоречивой информации, касающейся норм и правил поведения в социуме, в том числе, и в случаях, когда индивид встречается с проявлениями культуры ему чуждой, более того, непривычной.

И, первоочередной задачей родителей и педагогов в наше время становится следующее: научить ребенка отсеивать ненужную и вредную информацию (вкупе с умением ее определять), привить иммунитет к такой информации, воспитать личность, свободную от стадных инстинктов, способную самостоятельно мыслить, анализировать, выбирать подлинно собственный жизненный путь.

Таким образом, толерантность необходимо рассматривать как ценность и социальную норму гражданского общества, проявляющуюся в праве всех субъектов общества быть разными; в обеспечении гармонии между различными социальными группами данного общества; в уважении и готовности к сотрудничеству с людьми, отличающимися по своим убеждениям, внешности, образу жизни; в отказе от навязывания стереотипов и в признании многообразия мира.

Для выполнения поставленной цели в школе должен строиться процесс социализации ребенка через разработку и практическое воплощение модели толерантного воспитания личности, которой присущи терпимость, понимание и принятие другого, необходимые для осознания подростком своей роли и значимости в социуме. Через всестороннее развитие социальных взаимодействий расширяется представления подростка о социальных явлениях, накапливается опыт взаимодействия с представителями различных социумов. Современная школа позволяет сформировать социальные компетенции подростков через реализацию механизмов социального партнерства, моделирование социо-игровых ситуаций и стимулирование социальных инициатив. Опираясь на приоритеты развития образования, целесообразно представлять школу как коммуникативное единство образовательного пространства, в рамках которого формируются не только знания в различных предметных областях, но и социальный опыт, основанный на межкультурном взаимодействии.

Педагогический коллектив ОУ в течение нескольких лет ведет работу в этом направлении. Нами принята и успешно реализуется программа «Территория толерантности». Этому направлению в нашей школе подчинены не только урочные и внеурочные мероприятия, но и повседневное общение педагогов с каждым учеником, с родителями. И эта деятельность уже дает конкретные, положительные плоды. Воспитанию подобного обращения среди учащихся существенно способствует и то, что в школе учатся дети разных национальностей из различных социальных слоев. Соответственно умение жить и общаться с людьми разных культур для нас изначально не является чем-то теоретическим, дети постигают это умение в реальной жизни ежеминутно. И лучшим доказательством тому является - выдвинутое учащимися нашей школы предложение превратить пространство школы № 167 в некий центр толерантности.

В связи с введением новых стандартов второго поколения мы разработали проект программы духовнонравственного воспитания для обучающихся первой ступени.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2011

25

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

ПРОЕКТ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Основу нашей политики должна составить идеология, в центре которой - человек» Д. А. Медведев

Нормативно-правовая база:

S Конституция РФ ст. 28 о свободе совести и ст. 29 о свободе информации

S Закон Российской Федерации «О свободе совести и религиозных объединениях» ст. 3, п. 1, ст. 5, п. 4

S Закон Российской Федерации «Об образовании»

S Национальная доктрина образования S Международная конвенция «О правах ребенка» S Всеобщая декларация прав человека S Гражданский кодекс РФ S Основы законодательства РФ о культуре S Государственный образовательный стандарт S Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

Духовно-нравственное развитие и воспитание осуществляется посредством разных видов деятельности:

S Воспитание в процессе обучения:

- образовательная функция урока

- развивающая функция урока

- воспитательная функция урока S Внеурочная деятельность:

- воспитание познавательных интересов

- трудовое воспитание

- гражданско-патриотическое

- воспитание

- нравственное воспитание

- спортивно-оздоровительное

- воспитание

- эстетическое воспитание

- социальное воспитание S Внешкольная деятельность

- связь семьи и школы

- микросоциум

S Организация детского самоуправления S Роль классного руководителя Условия эффективности воспитательного процесса:

S Наличие ценностно-целевой установки, разделяемой всеми его участниками;

S Разветвлённая система отношений между субъектами;

S Направления и содержания воспитательной работы;

S Управление;

S Материальная база.

Цель программы: создание условий для становления и развития высоконравственного,ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Задачи программы:

- формирование личностной культуры;

- формирование социальной культуры;

- формирование семейной культуры. Личностная культура:

S формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала S укрепление нравственности S формирование основ нравственного самосознания личности (совести)

S формирование нравственного смысла учения S формирование основ морали S принятие базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций

S формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств

S формирование способности открыто выражать и отстаивать свою позицию, проявлять

S критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам

S формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, к принятию S ответственности за их результаты S развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и

S настойчивости в достижении результата S формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности.

Социальная культура:

S формирование основ российской гражданской идентичности

S пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество

S формирование патриотизма и гражданской солидарности

S развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами,

S сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем

S укрепление доверия к другим людям S развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и

S сопереживания другим людям S становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций

S формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям

S формирование основ культуры межэтнического общения, уважения к

S культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России Семейная культура:

S формирование отношения к семье как к основе российского общества

S формирование у младшего школьника уважительного отношения к родителям,

26

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2011

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

S осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим

S знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими

S традициями российской семьи Основные направления и ценностные основы:

S Я - гражданин России

S Я, моя семья, мои друзья

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

S Дерево сильно плодами, а человек - трудом

S Я здоровье сберегу - сам себе я помогу

S Мы в ответе за тех, кого приручили

S Красота спасёт мир

Принципы:

S Принцип ориентации на идеал S Аксиологический принцип S Принцип следования нравственному примеру S Принцип идентификации (персонификации)

S Принцип диалогического общения S Принцип полисубъектности воспитания S Принцип системно-деятельностной организации воспитания

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека: Ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания

S любовь к России, своему народу, служение отечеству, правовое государство, гражданское общество S свобода личная и национальная, доверие к людям

Задачи

S представления о политическом устройстве российского государства, о правах и об обязанностях гражданина России

S стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, города

Осуществляется воспитание гражданственности патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека по нескольким направлениям:

S общественно-патриотическое;

S государственные праздники;

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни

Ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания

S здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни

S здоровье нравственное и социально-психологическое

Задачи:

- ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей,сверстников;

- понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, соблюдение режима дня.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания

Ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания

S нравственный выбор S справедливость

S милосердие S честь S достоинство S свобода совести S уважение родителей S забота о старших и младших Задачи:

- представления о базовых национальных российских ценностях

- уважительное отношение к родителям

- бережное отношение ко всему живому

- умение признаться в плохом поступке Воспитание трудолюбия, творческого отношения

к учению, труду, жизни

Ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания S уважение к труду S творчество и созидание S стремление к познанию и истине S целеустремленность и настойчивость S бережливость Задачи:

- представления об основных профессиях

- ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности

- представления о роли знаний, науки, в жизни человека

- бережное отношение к труду

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)

Ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания S родная земля S заповедная природа S планета Земля S экологическое сознание Задачи:

- ценностное отношение к природе и всем формам жизни

- элементарный опыт природоохранительной деятельности

- бережное отношение к растениям и животным.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания:

S красота S гармония

S духовный мир человека S эстетическое развитие

Задачи:

- развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни

- понимание активной роли человека в природе

- ценностное отношение к природе и всем формам жизни

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2011

27

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

Взаимодействие семьи и школы

Повышение уровня психолого-педагогических знаний родителей родительские лектории (по параллелям) конференции открытые уроки и внеклассные дела индивидуальные тематические консультации родительские собрания консультации психолога, социального педагога семинары, практикумы

Вовлечение родителей и общественности в воспитательный процесс совместные творческие дела (школа, класс) помощь в укреплении материально-технической базы совместные с детьми родительские собрания родительские инициативы

Вовлечение родителей и общественности в управление школой общешкольный родительский комитет расширенный школьный родительский комитет классные родительские собрания совет школы

Ожидаемый результат

Что изменится:

S уровень сформированности духовно-нравственной культуры учащихся

S готовность родителей к активному участию в учебно-воспитательном процессе

S активное использование воспитательного потенциала регионально-культурной среды в процессе духовно-нравственного воспитания личности

S приоритетность и общепризнанность в школьном коллективе ценностей гуманизма, уважения к своей «малой родине», толерантного отношения друг к другу, милосердия, готовности прийти на помощь, путем активного вовлечения младших школьников в ученическое самоуправление

S развитость нравственно-духовного компонента в преподавании учебных дисциплин

S приобщение детей к здоровому образу жизни проявление готовности к добросовестному труду в коллективе.

Формирующаяся личность:

S владеет самоконтролем;

S умеет работать творчески;

S внимательный;

S Не пугается нестандартных ситуаций S Обладает индивидуальными способностями S Любит свой народ S Готов самостоятельно действовать

S Умеет самостоятельно добывать знания S Доброжелательный S Владеет самоконтролем S Способен к изменению себя

Каким образом фиксируем, замеряем:

S диагностика уровня воспитанности школьника (методика Н. П. Капустиной, Л. Фридмана)

S диагностика межличностных отношений «Настоящий друг» (методика А. С. Прутченкова)

S изучение представлений учащихся о нравственных качествах «Незаконченная история, или мое отношение к людям» (методика Н. Е. Богуславской)

S диагностика уровня товарищества и взаимопомощи (методика С. Г. Макеевой)

S диагностика и исследование нравственной сферы школьника «Что такое хорошо и что такое плохо?» (методика Г. М. Фридмана)

S диагностика эмоционального компонента нравственного развития методика Р Р Калининой

S письменный опрос - диагностика «Какие качества вы цените в людях?», «Что вам нравится в мальчиках и девочках?»

S диагностический диспут по этическим проблемам добра и зла (обсуждение статей, отрывков и художественных произведений, сказок).

Литература

1. Матросова Н. Н. Воспитание культуры мира и толерантности у школьников средствами дополнительного образования детей в рамках эксперимента «Многоязычие и поликультурность» // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - № 6.

2. Пыж В. В., Карпович И. Е., Иванова Р. В., Исаева А. Ю. Формирование механизмов межкультурной толерантности молодежи в контексте образовательного процесса // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - № 2.

3. Сиденко А. С. Путеводитель по сайту Федерального Государственного Образовательного стандарта второго поколения: основные функции и содержание // Инновационные проекты и программы в образовании. -2010. - № 2

4. Сиденко А. С. Путеводитель по сайту Федерального Государственного Образовательного стандарта второго поколения: главная страница // Эксперимент и инновации в школе. -2010. - № 2.

5. Сиденко Е. А. Мастер-класс: «Целеполагание: от ос-

мысления к деятельности» // Эксперимент и инновации в школе. - 2010. - № 5.

6. Шпетная Н. М. Толерантная образовательная среда гимназии // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2009. - № 2.

7. Шустова Л. П. Проблема формирования толерантности старшеклассников на основе гендерного подхода в образовании // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2010. - № 2.

8. Шустова Л. П. Программа проекта «Формирование гендерной толерантности у старшеклассников» // Эксперимент и инновации в школе. - 2009. - № 3.

28

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.