СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ МАЛЫХ ФОРМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ СЕРВИСА
А. О. ЕГОРОВ
В статье на платформе исследования генезиса развития в мировой и отечественной практике и анализа статистических данных, отражающих современное состояние малого предпринимательства сферы сервиса обоснованы региональная значимость и национальная специфика малого сервисного предприятия, выявлены пробелы действующего законодательства в области государственной поддержки малого бизнеса. Это позволило автору предложить ряд уточнений программы оптимизации развития малых предпринимательских структур в контексте сервисного предпринимательства.
Ключевые слова: малое предпринимательство, сервисное предприятие, оптимизация.
Дифференциация экономической деятельности на малый, средний и крупный сектор экономики существует практически во всех развитых странах.
Как правило, в мировом масштабе наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малым, являются: численность персонала, размер уставного капитала, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода).
На начальном этапе генезиса предпринимательства долгий отрезок времени в странах Запада существенно недооценивалась роль малого бизнеса. Считалось, что малое предприятие - недолговечно и имеет преходящий характер, что это лишь начальная стадия развития крупного производства. Впоследствии малый сектор экономики захватил международный рынок, «частное предпринимательство» стало общедоступным понятием как с теоретической, так и с практической позиции. Развитие инвестиционной активности на межгосударственном уровне в ХХ-ХХ1 в. привело к максимизации малых предприятий различных форм собственности и направлений деятельности. Современная предпринимательская инициативность в сфере сервиса в мировой практике на уровне малого предпринимательства, которое прочно обосновалось в экономике развитых государств, характеризуется разрозненностью организационно-правовых форм и минимальными параметрами используемого объема наличествующих ресурсов.
Подход к оценке малых форм предпринимательства сферы сервиса, господствовавший и в СССР в дореформенный период, можно охарактеризовать как негативный или пессимистический (малые предприятия нежизнеспособны, частная собственность отсутствовала, государство не стре-
милось финансировать и улучшать зоны сервисного обслуживания). Развитию научных исследований в сфере малого бизнеса в 1990-х гг. способствовало признание важности этого сектора как одного из основных источников создания рабочих мест и обеспечения экономического роста [3].
Малые предприятия, начиная с 1990-х гг., выступали в роли основоположников развития новой системы хозяйствования в современной России. Именно в период становления малого бизнеса произошло возникновение и распространение частных предпринимательских структур, признание за малым сервисным предпринимательством обладания широкомасштабным прогрессирующим потенциалом в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
С переходом к «сервисной» экономике 1990-х гг. значительно возросла значимость и функциональность малых сервисных предприятий, которые характеризуются мобильностью и основываются на запросах реальных потребителей. Малые формы предпринимательства в сфере сервиса становятся клиентонаправлеными, так как благодаря предпочтениям общества формируется стратегия и тактика функционирования предприятия.
Обозначенное быстрое развитие сервисной сферы привело к понятию «сервисный предприниматель». Его отличительной чертой выступает способность творческого подхода к осуществлению функций современного предпринимательства и высокая профессиональная квалификация. Одной из главных предпосылок развития малых форм предпринимательства в сфере сервиса является особый человеческий капитал. Сервисный предприниматель всегда ориентирован на конкретного клиента, что позволяет оказывать новые,
уникальные услуги и эффективно решать потребительские проблемы различного характера, что в конечном итоге идеализированно приводит к экономии совокупных ресурсов общества.
Умение создавать привлекательный и эффективный имидж предприятия, который отвечает ожиданиям, является ключом к успешной деятельности сервисного предпринимателя, основной чертой которой является способность производить на клиента благоприятное впечатление. Конечный успех малых форм предпринимательства в сервисной сфере зависит от управления человеческими ресурсами, что непосредственно связано с лидерскими качествами сервисного предпринимателя.
Обслуживание клиентов играет особую роль для развития малых форм предпринимательской деятельности в сфере сервиса. Для маленькой фирмы огромное значение имеет каждый клиент. Чтобы малое предприятие успешно функционировало, необходимо сделать из привлеченных заказчиков или контрагентов - постоянных, поэтому ошибки недопустимы.
Многолетней практикой выработаны следующие правила успешного сервисного предпринимателя:
1) производить на покупателя положительное впечатление при первой встрече;
2) прислушиваться к каждому клиенту;
3) быть в курсе ожиданий клиентов от деятельности фирмы;
4) хорошо знать номенклатуру товаров или услуг, которые предоставляются клиенту;
5) выполнять обещанный уровень облужи-вания;
6) быть всегда готовым к жалобе покупателя или к возврату проданного товара, иногда жалобы покупателя дают повторную возможность оказать неудовлетворенному клиенту удовлетворяющую его услугу [2].
Обслуживание клиентов в сфере малого бизнеса должно быть успешным с первого раза, чтобы убедить клиента в целесообразности приобретения товаров или услуги именно в данной фирме.
Начиная с эпохи «перестройки» Правительство РФ считает развитие малого бизнеса одним из приоритетных направлений, что является отправной точкой оживления и последующего эволюционирования данного сектора экономики.
В настоящее время развитие малых форм предпринимательства в сфере сервиса способствует политической стабильности, образованию среднего класса, появлению новых рабочих мест, а также решает ряд социально-экономических проблем: малые предприятия сферы сервиса спо-
собны повысить уровень занятости населения, обеспечить потребителей новыми товарами и услугами, увеличить налоговые поступления в бюджеты федерального, регионального и муниципального уровней и т. д.
Малые предприятия значимы в аспекте трудоустройства кадров разноплановой квалификации, что выражается в создании новых рабочих мест. Сервисное обслуживание в большей степени способствует максимизации потребности в специалистах (рабочих, служащих) ввиду изначально глубокой дифференциации штата при минимальном аппарате управления. Именно предприятия сферы сервиса обеспечили основной прирост занятости в последнем десятилетии ХХ - начале XXI в.
Малый бизнес особенно приоритетен для провинциальных малоразвитых регионов в целях улучшения качества жизни населения и стимулирования активности отдельных пограничных отраслей хозяйствования. В данном контексте малое сервисное предприятие может быть представлено как фактор ускоренного социально-экономического регионального развития, способствующий совершенствованию хозяйственного механизма с широким использованием товарно-денежных отношений, оперативно ликвидирующий дефицит отдельных товаров и услуг, поскольку непосредственно связано с множеством первостепенных отраслей экономики, детерминирующих жизнеспособность каждого муниципального образования региона. Как отмечает О. Ю. Тарасова, «...основой определения последующих потенциальных направлений роста на уровне региона является выявления отраслей, которые смогут поднять экономику региона и оказать мультиплицирующее воздействие на развитие сопряженных секторов регионального хозяйства. В данном контексте приоритетной представляется поддержка предпринимательства в отраслях, создающих эффект мультипликатора, стимулируя рост смежных секторов экономики, поскольку производство промежуточной продукции, которая может быть использована в иных сферах, является более фундаментальным видом экономической деятельности, чем просто производство потребительских товаров, удовлетворяющих нужды домашних хозяйств» [4].
В данном контексте очевидна актуализация роли сервисного предпринимательства, которое на современном этапе носит массовый характер, что, на наш взгляд, вызвано не столько развитием собственно сферы сервиса, сколько увеличением коммерческого потенциала сервисных предприятий.
В статистической базе Госкомстата России представлена динамика численности групп пред-
приятий сферы сервиса в соответствии с критери- го бизнеса в совокупности компаний рассматри-
ем масштабности, свидетельствующая о кон- ваемого направления деятельности, выдержки из
стантном преобладании и увеличении доли мало- которой отражены в таблице 1.
Таблица 1
Численность малых и средних предприятий Российской Федерации по видам оказания сервисных услуг
за период 2005-2011 гг. [1]
Область предоставления услуги Количество предприятий, ед.
Малый бизнес Средний бизнес
2005 2006 2007 2008 2009 2010 январь-сентябрь 2011
Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств 10756 11435 12250 66 71 71 62
Ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования 99291 104485 141248 18 29 18 12
Г остиницы и рестораны 19908 20793 29691 319 280 287 251
Деятельность прочих мест для временного проживания 3292 2260 1966 32 30 30 32
Деятельность баров 582 1076 2324 6 2 4 3
Деятельность столовых при предприятиях и учреждениях и поставка продукции общественного питания 855 1378 1717 82 64 64 66
Транспорт и связь 44291 50288 57263 - 907 997 891
Вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность 24653 26251 29366 327 383 416 375
Вспомогательная деятельность в сфере финансового посредничества и страхования 4212 4487 4631 1 1
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 151901 163340 181344 1480 1532 1681 1587
Образование 2660 2657 2745 313 29 4 20
Здравоохранение и предоставление социальных услуг 10542 10757 11572 262 166 180 203
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 23552 25273 27203 249 216 173 141
Предоставление услуг по ведению домашнего хозяйства 45 82 82 3 1 2 1
Итого 396540 424562 503402 3158 3710 3927 3645
Обозначенные количественные характеристики предоставляют возможность проектирования диаграммы, наглядно иллюстрирующей структурное соотношение габаритности типовых форм и тенденциозность предприятий в сфере сервиса (рис. 1).
Основываясь на представленных данных, можно заключить, что национальной спецификой предприятий сферы сервиса выступает явное количественное превосходство малых предпринимательских структур. Сервисная деятельность характеризуется обширным функционалом и охватывает емкий спектр отраслей (транспорт, связь, торговля; финансовые, деловые и бытовые услуги; образование, наука, здравоохранение культура и пр.). Вместе с тем, они объединяются как формой конечного продукта в виде услуги, так и рядом общих черт и закономерностей хозяйственного развития.
Следует отметить, что в России, на наш взгляд, грань между средним и малым бизнесом приобретает призрачный характер, поскольку большинство статистических источников рас-
сматривают указанные масштабы предпринимательства в неразрывной конкатенации, разработка законов и программ по развитию малого и среднего секторов экономики зачастую идет параллельно, аргументирована основаниями-аналогами и реализуема посредством эквивалентных мероприятий. В этой связи целесообразно уточнить локальность, ориентированность на узкий сегмент потребительского рынка, максимальную подверженность и неустойчивость к изменениям внешней предпринимательской среды малого предприятия (в частности, предприятия сферы сервиса).
Базируясь на приоритетных направлениях государственной политики, целесообразно предложить ряд уточнений программы оптимизации развития малого бизнеса в целом и малых форм предпринимательства в сфере сервиса в частности. Для стабильно положительной динамики и интенсивного развития в секторе малого предпринимательства необходимо создание ряда условий как в экономической, так и в правовой составляющей рыночных отношений.
503402
4500 4000 3645 3500 3000
- 2500
- 2000 1500 1000 500
1 Малые предприятия, единиц ■ Средние предприятия, единиц
0
I
а >о гн
ая1
а н о
я я « янне
Рис. 1. Динамика малого и среднего предпринимательства сферы сервиса за 2005 - III квартал 2011 г.
Долгосрочная программа преобразования малого предпринимательства в сервисной сфере должна включать:
1) необходимость усовершенствования процесса взаимодействия представителей малых предприятий и властных структур. Необходимо четко обозначить роль малых форм бизнеса в развитии предпринимательства;
2) необходимость создания стратегии развития малого бизнеса в долговременном разрезе, что даст возможность способствовать росту экономики в целом. У малого бизнеса нет реальных инструментов влияния на власть, что сказывается на законотворческом процессе.
Реализация обозначенных направлений позволит рационализировать сложившуюся ситуацию в малом бизнесе. Во-первых, необходимо создание единой общественной организации по защите интересов предпринимателей, так как существующие организации не имеют единой цели и могут конкурировать между собой исходя из собственных корыстных, меркантильных побуждений. Соответственно, учредить указанную организацию следует на федеральном уровне. Во-вторых, необходимо кардинально пересмотреть действующее законодательство в области поддержки малого бизнеса. Особое внимание следует уделить налоговому законодательству, устанавливающему, на наш взгляд, необоснованно высокие налоги, которые заставляют некоторых предпринимателей уходить в теневую экономику.
Практика показывает, что законодатели субъектов Федерации не смогли профессионально воспользоваться правами, данными им федеральным законом. Устанавливаемые на местах ставки налога зачастую не просчитаны и приводят фактически к параличу предпринимательской деятельности. Дело не в том, хорош или плох федеральный закон, а в том, как его применяют субъ-
екты Федерации, создающие на его базе свои законы. Закон об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности также, безусловно, требует доработки [2].
Целесообразно пересмотреть финансовое законодательство. Необходима доработка закона о кредитных союзах, лизинге, франчайзинге и т. д.
Следует обратить внимание на совершенствование доступа к финансовым ресурсам со стороны малых предпринимательских структур. Наметилось несколько значимых проблем: значительная нехватка бюджетных средств и отсутствие дешевых кредитных ресурсов. На решение социально-экономических проблем в России выделяемых бюджетных средств явно недостаточно.
Администрации муниципальных образований необходимо искать возможности дополнительного финансирования малого предпринимательства из средств регионального и местного бюджетов, так как малый бизнес развивается и функционирует в данной местности, пополняя бюджет налоговыми поступлениями. Поскольку практика прямого бюджетного финансирования уже не применяется, встает вопрос об организации гарантийных, стабилизационных фондов поддержки малого предпринимательства, однако на практике происходит поддержка конкретных проектов и предпринимателей, что дает поле для коррупционной деятельности. Существуют еще два источника получения финансовых средств - это государственные заказы и международные финансовые ресурсы.
Российское законодательство предусматривает, что 15 % государственного заказа должно распределяться между малыми предприятиями. На практике эта норма практически не выполняется, более того, даже сами конкурсные лоты устанавливаются в таких размерах, что малому предпринимателю подобные объемы не по силам. Поэто-
му, очевидно, требуются усилия Правительства России, соответствующих министерств и отраслевых органов управления по нормализации обозначенной ситуации.
На пути развития малых форм предприятий сферы сервиса существует большое количество административных барьеров, которые оказывают негативное воздействие на развитие малого предпринимательства. Решение данной проблемы составляет особую сложность. В сфере малого предпринимательства существует большое число органов, дублирующих проверяющие и контрольные функции. Президент РФ поручил соответствующим министерствам провести детальный анализ функций, прав и обязанностей федеральных органов исполнительной власти, связанных с лицензированием, сертификацией, контрольными и иными функциями, и разработать предложения по их оптимизации. Следует предположить, что административная реформа, начавшаяся в России в последнее время, может принести ожидаемые результаты в сфере малого предпринимательства: важным шагом для развития малого предпринимательства в сфере сервиса должен стать переход от разрешительной системы к уведомительной [2].
Спад активности крупного производства оказывает положительное влияние на малое предпринимательство, которое заключается в переходе части рабочей силы из крупного производства в малый сектор.
Наличие транспортной, складской, информационной инфраструктуры является также одним из значимых факторов развития малого бизнеса. Благодаря этому крупные города обладают изначальным преимуществом в развитии малых форм предпринимательства в сфере сервиса. Кроме того, крупные города являются и крупными рынками сбыта, что, в свою очередь, также стимулирует развитие предпринимательства. Подобным образом проявляется и влияние фактора непосредственной близости к крупным рынкам сбыта.
Выявленный объем несоответствий законодательства общей экономической ситуации требует оперативного участия госаппарата в мотивировании субъектом малых форм хозяйствования и стимулировании динамичного развития предпринимательской деятельности в сервисе. Предполагается, что проведение спектра реформ по указанным направлениям послужит толчком к повышению конкурентоспособности регионов и частично нейтрализует воздействие неблагоприятных факторов на национальную экономику от постепенного приобщения России к процессам мирового хозяйства.
Таким образом, на основе рассмотрения периодики развития малого предпринимательства сферы сервисных услуг в мировой и отечественной практике, анализа статистических данных, отражающих современное состояние малых предприятий сервиса, возможно обозначить малый бизнес как стратегически важный компонент в аспекте регионального развития, выявить такие специфические черты сервисного предпринимательства, как доминантная ориентация на конечного потребителя и многократное превышение предприятий малых форм хозяйствования в совокупности организаций, специализирующихся на предоставлении услуг; обозначить пробелы и несоответствия действующего законодательства в области поддержки малых коммерческих институциональных преобразований и предложить ряд уточнений программы оптимизации развития малого бизнеса в контексте сервисного предпринимательства.
Литература
1. Малое и среднее предпринимательство (ЦБСД) // Федеральная служба государственной статистики. URL: www.gks.ru
2. Манохин А. Ю. Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в современной России: монография. Тамбов, 2010.
3. Осипова А. В. Агропромышленные формирования как субъект предпринимательства в трансформируемой экономике: дис. ... д-ра эконом. наук. Тамбов, 2004.
4. Тарасова О. Ю. Направления совершенствования региональной политики развития туристского бизнеса в условиях финансовой нестабильности // Вестник Тамбовского университета. Вып. 8 (76). Тамбов, 2009. С. 78.
5. Юрьев В. М., Абдукаримов И. Т., Степиче-ва О. А. Предпринимательство в России: результаты и противоречия развития. Тамбов, 2009.
* * *
FORMATION AND DEVELOPMENT OF SMALL BUSINESS IN THE SPHERE OF SERVICE
A. O. Yegorov
In article, on a platform of the study of the genesis of the world and domestic practice and analysis of statistical data reflecting the current state of small business service spheres, the importance of regional and national specificity of small service businesses is substantiated, gaps in the existing legislation of the state support of small businesses are identified. This allowed the author to propose a number of refinements optimization program of small business structures in the context of a service business.
Key words: small business, service enterprise, optimization.