Научная статья на тему 'Социально-экономическая роль малого предпринимательства сферы услуг в поступательном развитии России'

Социально-экономическая роль малого предпринимательства сферы услуг в поступательном развитии России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1692
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Russian Journal of Economics and Law
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ / МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / СФЕРА УСЛУГ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ИНФРАСТРУКТУРА ПОДДЕРЖКИ / ECONOMY / MANAGEMENT OF NATIONAL ECONOMY / SMALL BUSINESS / SERVICES SECTOR / GOVERNMENT SUPPORT / INFRASTRUCTURAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Руденко Людмила Геннадьевна

Цель: оценка социально-экономической значимости малого предпринимательства сферы услуг в экономике страны и разработка эффективных инструментов его инфраструктурной поддержки исходя из особенностей сервисной сферы. Методы: применен системный подход к выявлению признаков, присущих малому предпринимательству сферы услуг, методами сравнительного и статистического анализа оценен вклад малого предпринимательства сервисного сектора в развитие экономики страны, методами анализа и синтеза выявлены проблемы развития малого бизнеса сервисного сектора экономики, программно-целевой метод применен для разработки инструментов инфраструктурной поддержки малого бизнеса.Результаты: определены социальные и экономические признаки, присущие малому предпринимательству сферы услуг, оценен вклад малого бизнеса сервисного сектора в поступательное развитие экономики страны, выявлены и исследованы проблемы и особенности развития малого предпринимательства сферы услуг. На основе анализа проблем роста малого бизнеса и его роли в поступательном развитии экономики доказана необходимость государственной поддержки, определены эффективные инструменты инфраструктурной поддержки малого предпринимательства исходя из особенностей сервисного сектора.Научная новизна: выявлены и сгруппированы признаки, присущие малому бизнесу сферы услуг по экономическому и социальному принципам, доказан растущий вклад малого предпринимательства сервисного сектора в экономику России и подтверждено отставание его от экономики развитых стран, выявлены проблемы, сдерживающие развитие малого бизнеса. Исходя из проблем разработаны и предложены эффективные инструменты поддержки малого предпринимательства сферы услуг.Практическая значимость: основные положения и выводы исследования могут быть использованы в научной деятельности при изучении вопросов развития и инфраструктурной поддержки малого предпринимательства сферы услуг; государственными органами власти для разработки стратегии развития малого предпринимательства, программ развития сферы услуг, форм, методов и инструментов инфраструктурной поддержки малого предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Руденко Людмила Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL-ECONOMIC ROLE OF SMALL BUSINESS IN THE PROGRESSIVE DEVELOPMENT OF RUSSIA

Objective: to assess the socio-economic significance of small business in the services sector of national economy and to develop effective tools of its infrastructural support, basing on the characteristics of the services sector.Methods: systematic approach was applied to identify the characteristics of small businesses in the services sector; methods of comparative and statistical analysis were used to assess the contribution of small business in service sector to the economic development of the country; methods of analysis and synthesis revealed problems of development of small business in service sector; program and target method was used to develop infrastructural tools to support small businesses.Results: social and economic characteristics of small business in services were determined; the contribution of small business in service sector into the economic progress of the country was assessed; the problems and peculiarities of development of small entrepreneurship in services were identified and examined. Basing on the analysis of problems of small business growth and its role in the progressive development of the economy, the necessity of state support is proved, and the effective tools of infrastructure support for small businesses are determined, basing on the characteristics of the service sector.Scientific novelty: the characteristics of small business in services are identified and grouped by economic and social principle; the growing contribution of the small business in service sector to the Russian economy is proved, and its backlog from the developed economies is confirmed; problems hindering the development of small business are identified. Basing on the problems, effective tools for small business support are developed and offered.Practical significance: the main provisions and conclusions of the research can be used in scientific activity to study the development and infrastructural support of small business in services sectors; they can be used by public authorities to develop a strategy of small business development and programs of services development, as well as forms, methods and tools of infrastructural support of small business.

Текст научной работы на тему «Социально-экономическая роль малого предпринимательства сферы услуг в поступательном развитии России»

........................................................................... ISSN 1993-047Х (Print) / ISSN 2410-0390 (Online) ...........................................................................

УДК 334.7:338.46 URL: http://hdl.handle.net/11435/2262

Как цитировать статью: Руденко Л. Г. Социально-экономическая роль малого предпринимательства сферы услуг в поступательном развитии России // Актуальные проблемы экономики и права. 2016. № 1. С. 62-70.

Л. Г. РУДЕНКО1

1 Московский университет им. С. Ю. Витте, г. Москва, Россия

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РОЛЬ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА СФЕРЫ УСЛУГ В ПОСТУПАТЕЛЬНОМ РАЗВИТИИ РОССИИ

Цель: оценка социально-экономической значимости малого предпринимательства сферы услуг в экономике страны и разработка эффективных инструментов его инфраструктурной поддержки исходя из особенностей сервисной сферы. Методы: применен системный подход к выявлению признаков, присущих малому предпринимательству сферы услуг, методами сравнительного и статистического анализа оценен вклад малого предпринимательства сервисного сектора в развитие экономики страны, методами анализа и синтеза выявлены проблемы развития малого бизнеса сервисного сектора экономики, программно-целевой метод применен для разработки инструментов инфраструктурной поддержки малого бизнеса.

Результаты: определены социальные и экономические признаки, присущие малому предпринимательству сферы услуг, оценен вклад малого бизнеса сервисного сектора в поступательное развитие экономики страны, выявлены и исследованы проблемы и особенности развития малого предпринимательства сферы услуг. На основе анализа проблем роста малого бизнеса и его роли в поступательном развитии экономики доказана необходимость государственной поддержки, определены эффективные инструменты инфраструктурной поддержки малого предпринимательства исходя из особенностей сервисного сектора.

Научная новизна: выявлены и сгруппированы признаки, присущие малому бизнесу сферы услуг по экономическому и социальному принципам, доказан растущий вклад малого предпринимательства сервисного сектора в экономику России и подтверждено отставание его от экономики развитых стран, выявлены проблемы, сдерживающие развитие малого бизнеса. Исходя из проблем разработаны и предложены эффективные инструменты поддержки малого предпринимательства сферы услуг.

Практическая значимость: основные положения и выводы исследования могут быть использованы в научной деятельности при изучении вопросов развития и инфраструктурной поддержки малого предпринимательства сферы услуг; государственными органами власти для разработки стратегии развития малого предпринимательства, программ развития сферы услуг, форм, методов и инструментов инфраструктурной поддержки малого предпринимательства.

Ключевые слова: экономика, управление народным хозяйством; малое предпринимательство; сфера услуг; государственная поддержка; инфраструктура поддержки; экономика.

Введение

На современном этапе растет актуальность вопросов поддержки развития малого предпринимательства (далее - МП). В период кризисов государство не в силах в короткие сроки обеспечить нормальный уровень занятости, поэтому активно разрабатывает инструменты, способные стимулировать население к самозанятости. Данная проблема кроется не только в экономической ситуации, но и в менталитете

россиян. Начиная с 1917 г. предпринимательство в России активно искоренялось социальными и политическими мерами, и уже сегодня мы имеем около четырех поколений, предпочитающих работать в государственных структурах, так как в сознании укоренилось мнение, что экономическая стабильность и социальная защищенность гарантированы только государственным служащим. Начиная с 90-х гг. в России предпринята попытка поменять

........................................................................... ISSN 1993-047Х (Print) / ISSN 2410-0390 (Online) ...........................................................................

менталитет нации через развитие малых форм предпринимательства, основой которых служит собственность на средства производства и землю. Именно с этого времени ведется отсчет формирования нового класса - собственника.

Методологической основой исследования послужили труды многих великих ученых, рассматривающих развитие малого предпринимательства, таких как А. О. Блинов [1, 6], В. С. Балабанов [2], М. В. Беспалов [3], А. Г. Комаров [4], М. Г. Лапуста, Ю. Л. Старостин [5], И. Н. Шапкин [6], Ю. М. Осипов [7], Э. Уткин [8] и др. Изучению особенностей и закономерностей развития малого предпринимательства посвящены работы зарубежных ученых, среди которых Дж. Брайтс, М. Вебер, А. Милз, Ф. Найт, М. Питерс, Дж. Чарлтон, Й. Шумпетер [9-12] и др.

Незначительное количество трудов включает в себя вопросы изучения роли малого предпринимательства сферы услуг, среди них публикации таких авторов, как А. Ю. Юц [13], В. В. Илюхин [14], М. А. Магомедалиев [15], К. А. Омарова [16], Г. А. Марданова [17], О. В. Татарская [18], Д. М. Ве-либекова [19], и др. Тем не менее активная и зачастую стихийная эволюция малого бизнеса сервисного сектора экономики требует к себе пристального внимания. Развитие малых форм предпринимательства возможно при поддержке государства, поэтому определение эффективных инструментов инфраструктурной поддержки малого бизнеса должно стать приоритетной задачей при разработке стратегии роста МП в Российской Федерации. Экономическая политика поддержки МП сервисного сектора должна отражать специфику малого бизнеса данной сферы, отраслевые особенности его развития. Предварительным этапом при разработке инструментов поддержки МП является выявление проблем, сдерживающих его рост.

Результаты исследования

В современных условиях наблюдается динамичное развитие сферы услуг. По данным Росстата, доля сервисного сектора в валовом внутреннем продукте (далее - ВВП) увеличилась на 6,3 % за период с 1995 по 2013 гг., занятость - на 12,1 % за этот же период. Несмотря на положительную динамику, развитие сферы услуг России отстает от мировых тенденций, где ее доля в ВВП составляет более 70 % [20]. Анализируя

данные, можно заметить, что малые предприятия все активнее и динамичнее занимают рыночные ниши сервисного сектора, их насчитывается уже более 84 % от общего числа предприятий [21]. По оценкам специалистов, развитие малого бизнеса является одним из наиболее экономически целесообразных и быстрых путей развития данной сферы [22-26].

МП играет значительную роль и способно стать фактором социально-экономического поступательного развития России в силу особенностей своего существования. Автором были выделены как экономические, так и социальные признаки, присущие малому бизнесу сферы услуг. К экономическим признакам можно отнести:

- формирование и поддержание естественной конкурентной среды;

- развитие стимулов к повышению качества и разнообразия услуг;

- гибкость, динамичность, подвижность и адаптивность малого бизнеса;

- привлечение личных свободных средств населения для развития собственного бизнеса;

- инновационный потенциал, реализуемый путем разработки и внедрения новых услуг;

- способствование развитию новых форм сотрудничества: франчайзинг, маркетинг партнерских отношений;

- обслуживание государственных нужд через участие в государственных и муниципальных закупках;

- увеличение поступлений налогов и внебюджетных средств в казну государства, как следствие вышеперечисленных факторов.

К социальным признакам отнесем:

- создание новых рабочих мест;

- фундамент формирования среднего класса;

- раскрытие предпринимательского и творческого потенциала населения как бизнес-структур;

- вовлечение в сферу услуг незадействованной рабочей силы;

- сглаживание дифференциации и расслоения общества.

Таким образом, малым предпринимательством выполняются важные социальные и экономические функции, и поэтому увеличение его роли в настоящее время не случайность, а необходимая закономерность. Растет и социально-экономический вклад малого бизнеса сферы услуг в экономику страны (табл. 1).

........................................................................... ISSN 1993-047Х (Print) / ISSN 2410-0390 (Online) ...........................................................................

Таблица 1

Основные показатели деятельности малого предпринимательства за 2008-2013 гг.* Table 1. Main indicators of small businesses in 2008-2013*

Показатель / Indicator Малые предприятия** / Small enterprises** Темпы роста, % / Growth rate, %

2GG8 2GG9 2G1G 2G11 2G12 2G13 2G13 / 2GG8

Число предприятий (на конец года), тыс. шт. / Number of enterprises (by the end of the year), thousand units 1 347.7 1 602.5 1 644.3 1 836.4 2 003.0 2 063.1 153.1

в том числе: в сфере материального производства, шт. / including: in production, units 194 578 238 341 238 363 252 428 277 689 282 354 145.1

в сфере услуг, шт. / in services, units 1 128 478 1 338 831 1 381 372 1 556 567 1 695 734 1 750 182 155.1

Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей), тыс. человек / Average number of employees (without outsource employees), thousand people 10 436.9 10 247.5 9 790.2 10 421.9 10 755.7 10 775.2 103.2

в том числе: в сфере материального производства / including: in production 2 440 2 343.4 823.6 2 298.3 3 510.7 2 297.5 94.2

в сфере услуг / in services 7 910.8 7 571.9 6 597.6 8 058.2 8 385.2 8 401 106.2

Среднемесячная начисленная заработная плата работников, руб. / The average monthly salary of employees, rubles 13 082 12 780 12 367 15 743 16 711 17 948 137.2

в том числе: в сфере материального производства / including: in production 55 675 67 358 62 821 80 057 85 953 94 274 169.3

в сфере услуг / in services 103 511 102 353 96 609 122 939 130 322 138 110 133.4

Инвестиции в основной капитал, млрд руб. / Investment in capital assets, bln rubles 472.3 346.1 520.3 431.6 521.5 574.9 121.7

в том числе: в сфере материального производства / including: in production 116.2 100.9 - 148.8 185 170.5 146.7

в сфере услуг / in services 354.1 243.4 - 279.5 335.9 403.1 113.8

* Источник: составлено автором по данным Росстата [21].

** Данные за 2010 г. по инвестициям по малым предприятиям не приводятся.

* Source: compiled by the author by the data of Rosstat [21].

** Data on investments in small businesses in 2010 are not available.

Количество субъектов МП в России на конец 2013 г. составляло чуть более 2 млн. В целом можно сделать вывод, что за исследуемый период все основные показатели по малому предпринимательству увеличились: число предприятий возросло на 53,1 %, при этом темпы прироста количества предприятий сферы услуг (55,1 %) больше, чем темпы прироста предприятий материального производства (45,1 %); среднесписочная численность работников выросла на 3,2 %, в материальном производстве она уменьшилась на 5,8 % (негативное влияние на этот показатель оказал кризис 2008-2010 гг., когда многие предприятия, пытаясь сократить расходы, увольняли работников), в сфере услуг среднесписочная численность увеличилась на 6,2 % за

тот же период; среднемесячная заработная плата увеличилась на 37,2 %, в материальном производстве - на 69,3 %, в сфере услуг - на 33,4 %; инвестиции в основной капитал возросли на 21,7 %, в материальном производстве - на 46,7 %, в сфере услуг - на 13,8 %.

Если рассматривать динамику финансовых показателей малого предпринимательства, то здесь тоже наблюдается рост в фактических ценах по данным бухгалтерской отчетности [21]: оборот предприятий вырос на 32,3 %, в материальном производстве -на 35,8 %, в сфере услуг - на 31,9 %; капиталы и резервы возросли на 383,6 %, в материальном производстве - на 210,6 %, в сфере услуг - на 98,9 %. Необходимо отметить, что сальдированный финансовый

........................................................................... ISSN 1993-047Х (Print) / ISSN 2410-0390 (Online) ...........................................................................

результат по всем МП положительный, но вместе с тем он имеет большие тенденции к увеличению для МП в сфере услуг (на 182,8 %), чем для МП в сфере материального производства (на 76,0 %). Оборот предприятий и сальдированный финансовый результат уменьшились в 2009 г., отражая последствия кризиса 2008 г., который продолжался вплоть до начала 2011 г., спровоцированный чрезмерными заимствованиями частного сектора в условиях глубокого тройного шока: со стороны оттока капитала, условий внешней торговли и ужесточения условий внешних заимствований. Напомним, что 31 декабря 2008 г. цена нефти за баррель упала до 38,5 долл.

Для оценки социально-экономического вклада МП в развитие экономики более объективным будет применение не абсолютных, а относительных показателей, например удельного веса показателей (табл. 2).

Таблица 2

Удельный вес малого предпринимательства в основных экономических показателях деятельности российских предприятий за 2008-2013 гг., %* Table 2. Unit weight of small enterprises in the main economic indicators of Russian enterprises in 2008-2013, %*

Показатель / Indicator Малые предприятия I Small enterprises

2008 2009 2010 2011 2012 2013

Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей) / Average number of employees (without outsource personnel) 21.1 21.7 21.0 22.7 23.4 23.5

Оборот предприятий / Turnover of enterprises 25.8 24.5 21.4 22.2 21.1 20.5

Инвестиции в основной капитал / Investments into capital assets 5.4 4.4 7.2 3.9 4.1 4.3

Оборотные активы / Turnver assets ** 24.4 22.4 23.0 23.1 39.1

Капитал и резервы / Capital and reserves ** 12 21.7 21.0 21.2 20.5

* Источник: составлено автором по данным Росстата [21]. ** Данные отсутствуют.

* Source: compiled by the author by the data of Rosstat [21].

** Data unavailable.

Анализируя данные табл. 2, можно отметить, что выручка от реализации товаров, работ и услуг МП составила к общему обороту страны в 2013 г. 20,5 %. Соответственно удельный вес занятых на малых предприятиях - 23,5 %. Наблюдается увеличение всех основных показателей по малым предприятиям, в то же время статистика нас убеждает, что идет снижение доли средних предприятий. Причина здесь кроется в том, что многие малые предприятия не стремятся перейти в разряд средних, так как теряют ряд преференций, связанных с применением специальных налоговых режимов.

В связи с экономическим кризисом 2014-2015 гг., который вызван эскалацией конфликта на Украине, введением санкций в отношении России, падением цен на нефть в середине 2014 г., войной в Сирии, аналитиками прогнозируется падение роста ВВП России в 2015 г. до 3 %', правомерно ожидать спад деловой активности малых предприятий в 2014-2015 гг. Однако Минэкономразвития при разработке стратегии развития малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) закладывает суммарное увеличение его доли в ВВП страны с 21 % в 2014 г. до 24 % в 2018 г. и до 40 % в 2030 г.; рост суммарной доли занятости в МСП с 27 % в 2014 г. до 30 % в 2018 г. и до 45 % в 2030 г.2 Такое развитие сферы МСП возможно только при государственной поддержке бизнеса, так как доказано, что один рубль поддержки МСП возвращает в бюджет семь рублей в выручке3.

Таким образом, мы показали растущий вклад малого бизнеса в экономику России, в том числе малых предприятий сферы услуг. В то же время существует ряд причин, сдерживающих этот рост. Современные условия хозяйствования требуют разнообразия форм собственности, организационных структур, бизнес-идей, финансовых стратегий для развития малых

1 Министерство экономического развития Российской Федерации. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 г. Москва, январь 2015 г. URL: http:// economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/prognoz/20150216 (дата обращения: 01.09.2015).

2 Министерство экономического развития Российской Федерации. О целях и задачах Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. Москва, июль 2015 г. URL: http://economy.gov.ru/minec/about/ structure/depmb/2015200701 (дата обращения: 01.09.2015).

3 Оценка эффективности программы поддержки МСП МЭР. Москва, июнь 2015 г. URL: http://economy.gov.ru/minec/about/ structure/depmb/20151029 (дата обращения: 01.09.2015).

........................................................................... ISSN 1993-047Х (Print) / ISSN 2410-0390 (Online) ...........................................................................

предприятий в сфере услуг. Хотя развитие сферы предпринимательства в сервисном секторе экономики происходит уже более 20 лет, по-прежнему малый бизнес испытывает проблемы, связанные с нехваткой опыта: в сферу прибывают все новые кадры и новые поколения, не обладающие соответствующими профессиональными навыками [27]. В сервисном секторе сам менеджмент и маркетинг должны строиться по иному принципу, отличающемуся от принципа материального производства, так как мы имеем дело с особым продуктом - нематериальной услугой. Во многом сфера услуг ориентирована на население, что заставляет развивать такую сторону маркетинга, как социальный маркетинг, который в основном реализуется государством и не развит в предпринимательских кругах в силу своей низкой рентабельности. Выбранные финансовые, инвестиционные, коммерческие и инновационные стратегии носят некомплексный характер, применяются фрагментарно и порой неадекватны современным требованиям рынка. Проблемы развития малого бизнеса сервисного сектора кроются и в несовершенстве правовой базы. Существующая система налогообложения сдерживает рост предпринимательской активности в сервисном секторе экономики. Принятые программы поддержки развития МП не учитывают специфики развития сферы услуг, а направлены на общие вопросы финансовой, имущественной, консультационной и информационной поддержки МП. Можно отметить еще ряд проблем: отсутствие производственных площадей, соответствующих санитарным нормам и правилам для размещения предприятий бытового обслуживания; низкое качество большинства услуг и необходимость повышения уровня обслуживания и предоставляемого сервиса; ценовые барьеры в получении бытовых услуг гражданами с низким и даже средним доходом; несимметричность информационного рынка и недостаточная информированность населения о предприятиях бытового обслуживания и оказываемых ими услугах.

Основная проблема развития малого предпринимательства сферы услуг - это отсутствие эффективного управления на всех уровнях власти, которое нуждается в совершенствовании и поиске новых действенных инструментов и механизмов, так как повторяющиеся кризисы с периодом 3-4 года свидетельствуют о неустойчивости и незащищенности российской экономики от внешних воздействий по причине отсутствия тех самых действенных механизмов [28].

Выводы

Обобщая проведенное исследование, мы предлагаем для повышения вклада МП в поступательное развитие экономики России, решения выявленных проблем развития следующие инструменты поддержки малого бизнеса:

- развивать эффективную систему инфраструктурной поддержки МП, достигая ее равномерного развития по регионам с целью предоставления равного доступа к услугам инфраструктурной поддержки всех субъектов;

- разработать систему качества предоставляемых услуг инфраструктурой поддержки малого предпринимательства;

- предоставлять льготные налоговые режимы и налоговые каникулы;

- вовлекать в систему поддержки МП сферы услуг крупный бизнес за счет реализации механизма государственно-частного партнерства;

- поддерживать спрос на продукцию МП и ее сбыт посредством встраивания МП в имеющиеся логистические цепи крупных предприятий;

- уменьшить количество надзорных проверок для МП и смягчить государственное регулирование его деятельности, но в то же время ужесточить законодательство, направленное на увеличение степени защиты прав потребителей;

- снижать ограничения в торговле услугами: лицензирование, принятие специальных законов, регулирующих отдельные сектора, регулирование условий труда и заработной платы;

- уменьшить число дней для регистрации субъекта предпринимательства и упростить процедуру подключения к тепло-, энерго-, водоснабжению;

- усилить информационную поддержку МП и сделать ее более прозрачной и доступной, а также разработать стандарты качества по ее предоставлению;

- совершенствовать нормативную базу в сторону сокращения количества правовых актов и улучшения их качества;

- развивать более эффективные финансовые механизмы поддержки МП; совершенствовать механизм гарантирования и страхования кредитов субъектов МП с целью дальнейшей замены системы прямого субсидирования на систему кредитования;

- разрабатывать и реализовывать региональную политику, направленную на разработку системы целей,

........................................................................... ISSN 1993-047Х (Print) / ISSN 2410-0390 (Online) ...........................................................................

задач, законодательных, экономических мероприятий для развития сферы услуг в поддержку стабильного спроса широких масс населения на услуги в период кризиса;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- усилить консалтинговую поддержку МП, в том числе сформировать базу готовых комплексных финансовых стратегий для развития бизнеса сферы услуг;

- формировать бесплатные курсы для начинающих предпринимателей с совмещением дистанционных и очных семинаров по отраслевому признаку.

Предложенные инструменты поддержки малого предпринимательства могут послужить основой для дальнейшего развития теории, методологии инфраструктурной поддержки малого предпринимательства, для разработки стратегии развития малого и среднего предпринимательства, практическая реализация которых позволит обеспечить поступательное развитие национальной экономики.

Список литературы

1. Блинов А. О. Противоречия развития малого предпринимательства в России // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Экономика. 2013. № 2 (20). С. 6-12.

2. Балабанов В. С., Ермакова Е. Е. Развитие инфраструктуры малого предпринимательства в России // Ученые записки Российской академии предпринимательства. 2012. № 30. С. 191-204.

3. Беспалов М. В. Эффективная деятельность современного предпринимательства: учебн. пособие. Тамбов: Федеральное агентство по образованию, Тамбовский гос. ун-т им. Г. Р. Державина, 2008.

4. Комаров А. Г., Ахметов А. Р. Развитие малых предприятий в Республике Башкортостан в условиях экономического кризиса // Проблемы современной экономики. 2012. № 1. С. 151-153.

5. Лапуста М. Г., Старостин Ю. Л. Малое предпринимательство. М.: Инфра-М, 2010. 685 с.

6. Блинов А. О., Шапкин И. Н. Малое предпринимательство. М., 2013.

7. Основы предпринимательского дела / под ред. Ю. М. Осипова. М.: Перспектива, 2002.

8. Уткин Э. А. Управление персоналом в малом и среднем бизнесе / Э. А. Уткин, А. И. Кочеткова. М.: Акалис, 1996. 207 с.

9. Вебер М. Избранные произведения / пер. с нем.; сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова; предисл. П. П. Гайден-ко; коммент. А. Ф. Филиппова. М.: Прогресс, 1990.

10. Miller K., Bromiley P. Strategic risk and corporate performance: An analysis of alternative risk measures // Acagemy of Management Journal. 2001. No. 3. Pp. 756-779.

11. Nonano B. J et al. Introduction to strategies and approach in universities. Publication organizational culture. New York press of Technological Growth. 2005. No. 2. Pp. 33-46.

12. Файоль А. Общее и промышленное управление. Управление - это наука и искусство. М.: Прогресс, 1992.

13. Юц А. Ю. Формирование механизма государственной поддержки малого предпринимательства в туризме: дис. ... канд. экон. наук. Сочи, 2010. 181 с.

14. Илюхин В. В. Государственный заказ как форма регулирования и поддержки малых предприятий сферы услуг: дис. ... канд. экон. наук. М., 2006. 150 с.

15. Магомедалиев М. А. Формирование эффективного управления развитием предприятий малого бизнеса сферы услуг: дис. ... канд. экон. наук. Махачкала, 2009. 139 с.

16. Омарова К. А. Развитие малого и среднего бизнеса в сфере услуг как фактор экономического роста // Проблемы современной экономики. 2011. № 3 (39). URL: http:// www.m-economy.ru/art.php?nArtId=3750/ (дата обращения: 23.09.2015).

17. Марданова Г. А. Развитие малого предпринимательства в сфере услуг региона: на примере Удмуртской Республики: дис. ... канд. экон. наук. М., 2000. 145 с.

18. Татарская О. В. Социально-экономический механизм государственной поддержки малого предпринимательства в сфере услуг: дис. ... канд. экон. наук. М., 2001. 128 с.

19. Велибекова Д. М. Организационно-экономические основы формирования социальной инфраструктуры предприятий сферы услуг: дис. ... канд. экон. наук. Махачкала, 2006. 140 с.

20. Ахмадишина Д. А. Сфера услуг в России и ее особенности // Сб. тезисов 3-й Всероссийской интернет-конференции «Грани науки 2014» / отв. ред. А. В. Герасимов. Казань: Изд-во КФУ, 2014. С. 350-352 (дата обращения: 23.09.2015).

21. Малое и среднее предпринимательство в России. 2014: Стат. сб. / Росстат. M., 2014. 86 с.

22. Аверин А. В., Рязанов А. А. Совершенствование механизмов государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства московской агломерации // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2015. № 1-1. С. 24-31.

23. Руденко Л. Г. Роль малого предпринимательства в социально-экономическом развитии России // Экономика и предпринимательство. 2015. № 6-1 (59-1). С. 1063-1089.

24. Суптело Н. П. Особенности функционирования специфического человеческого капитала в российской экономике // Транспортное дело России. 2015. № 2. С. 16-17.

e?

........................................................................... ISSN 1993-047Х (Print) / ISSN 2410-0390 (Online) ...........................................................................

25. Алексашина Т. В. Социальный капитал в концепции интеллектуального капитала // Социальная направленность менеджмента: инновации, проблемы, приоритеты / отв. ред. Т. В. Алексашина, Д. Е. Морковкин. 2013. С. 10-16.

26. Kiselev S. V., Svetovtceva T. A., Rudenko L. G. (2015). The Social Infrastructure Services in the Context of Economic Growth Factors. Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Vol. 6. No. 2 S3. April - Special Issue. Pp. 260-267. DOI: 10.5901/mjss.2015.v6n2s3p260 (дата обращения: 23.09.2015).

27. Костина Л. Г. Информация как фактор инфраструктурного обеспечения малого предпринимательства: дис. ... канд. экон. наук. Киров, 2002. 187 с.

28. Rudenko L. G., Zaytseva N. A., Dzhandzhugazo-va E., Petrovskaya M. V., Larionchikova V. N. Conceptual Foundations of Management of Infrastructureof Support for Small Entrepreneurship // Asian Social Science. 2015. Vol. 11. No. 10. Pp. 220-228. D0I:10.5539/ass.v11.n20p220 (дата обращения: 23.09.2015).

В редакцию материал поступил 23.09.15

© Руденко Л. Г., 2016. Впервые опубликовано в журнале «Актуальные проблемы экономики и права» (http://apel.ieml.ru), 16.02.2016; лицензия Татарского образовательного центра «Таглимат». Статья находится в открытом доступе и распространяется в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution License (http://creativecommons.org/licenses/by/2.0/), позволяющей неограниченно использовать, распространять и воспроизводить материал на любом носителе при условии, что оригинальная работа, впервые опубликованная в журнале «Актуальные проблемы экономики и права», процитирована с соблюдением правил цитирования. При цитировании должна быть включена полная библиографическая информация, ссылка на первоначальную публикацию на http://apel.ieml.ru, а также информация об авторском праве и лицензии.

Информация об авторе

Руденко Людмила Геннадьевна, кандидат экономических наук, доцент, декан факультета экономики и финансов, Московский университет им. С. Ю. Витте

Адрес: 115432, г. Москва, 2-й Кожуховский проезд, 12, стр. 1, тел.: +7 (495) 783-68-48, доб. 4153

E-mail: mila.k07@mail.ru

ORCID: http://orcid.org/0000-0001-7059-0198

Researcher ID: P-7868-2015 (http://www.researcherid.com)

L. G. RUDENKO1

Moscow University named after S. Yu. Vitte, Moscow, Russia

SOCIAL-ECONOMIC ROLE OF SMALL BUSINESS IN THE PROGRESSIVE DEVELOPMENT OF RUSSIA

Objective: to assess the socio-economic significance of small business in the services sector of national economy and to develop effective tools of its infrastructural support, basing on the characteristics of the services sector.

Methods: systematic approach was applied to identify the characteristics of small businesses in the services sector; methods of comparative and statistical analysis were used to assess the contribution of small business in service sector to the economic development of the country; methods of analysis and synthesis revealed problems of development of small business in service sector; program and target method was used to develop infrastructural tools to support small businesses.

Results: social and economic characteristics of small business in services were determined; the contribution of small business in service sector into the economic progress of the country was assessed; the problems and peculiarities of development of small entrepreneurship in services were identified and examined. Basing on the analysis of problems of small business growth and its role in the progressive development of the economy, the necessity of state support is proved, and the effective tools of infrastructure support for small businesses are determined, basing on the characteristics of the service sector.

Scientific novelty: the characteristics of small business in services are identified and grouped by economic and social principle; the growing contribution of the small business in service sector to the Russian economy is proved, and its backlog from the developed economies is confirmed; problems hindering the development of small business are identified. Basing on the problems, effective tools for small business support are developed and offered.

Practical significance: the main provisions and conclusions of the research can be used in scientific activity to study the development and infra-structural support of small business in services sectors; they can be used by public authorities to develop a strategy of small business development and programs of services development, as well as forms, methods and tools of infrastructural support of small business.

Keywords: Economy, management of national economy; Small business; Services sector; Government support; Infrastructural support; Economy.

........................................................................... ISSN 1993-047Х (Print) / ISSN 2410-0390 (Online) ...........................................................................

References

1. Blinov, A. O. Protivorechiya razvitiya malogo predprinimatel'stva v Rossii (Contradictions in the small entrepreneurship development in Russia), VestnikIvanovskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser.: Ekonomika, 2013, No. 2 (20), pp. 6-12 (in Russ.).

2. Balabanov, V. S., Ermakova, E. E. Razvitie infrastruktury malogo predprinimatel'stva v Rossii (The small entrepreneurship infrastructure development in Russia), Uchenye zapiski Rossiiskoi akademii predprinimatel'stva, 2012, No. 30, pp. 191-204 (in Russ.).

3. Bespalov, M. V. Effektivnaya deyatel'nost' sovremennogo predprinimatel'stva (Efficient functioning of the modern entrepreneurship). Tambov: Federal'noe agentstvo po obrazovaniyu, Tambovskii gos. un-t im. G. R. Derzhavina, 2008 (in Russ.).

4. Komarov, A. G., Akhmetov, A. R. Razvitie malykh predpriyatii v Respublike Bashkortostan v usloviyakh ekonomicheskogo krizisa (Development of the small enterprises in Bashkortostan Republic under economic crisis), Problemy sovremennoi ekonomiki, 2012, No. 1, pp. 151-153 (in Russ.).

5. Lapusta, M. G., Starostin, Yu. L. Maloepredprinimatel'stvo (Small entrepreneurship), Moscow: Infra-M, 2010, 685 p. (in Russ.).

6. Blinov, A. O., Shapkin, I. N. Maloe predprinimatel'stvo (Small entrepreneurship), Moscow, 2013 (in Russ.).

7. Osipova, Yu. M. Osnovy predprinimatel'skogo dela (Bases of entrepreneurial activity), Moscow: Perspektiva, 2002 (in Russ.).

8. Utkin, E. A., Kochetkova, A. I. Upravleniepersonalom v malom i srednem bizne.se (Personnel management in small and medium business), Moscow: Akalis, 1996, 207 p. (in Russ.).

9. Veber, M. Izbrannyeproizvedeniya (Selected works), Moscow: Progress, 1990 (in Russ.).

10. Miller, K., Bromiley, P. Strategic risk and corporate performance: An analysis of alternative risk measures, Acagemy of Management Journal, 2001, No. 3, pp. 756-779.

11. Nonano, B. J et al. Introduction to strategies and approach in universities. Publication organizational culture, New York press of Technological Growth, 2005, No. 2, pp. 33-46.

12. Faiol', A. Obshchee i promyshlennoe upravlenie. Upravlenie - eto nauka i iskusstvo (General and industrial management. Management is a science and art), Moscow: Progress, 1992 (in Russ.).

13. Yuts, A. Yu. Formirovanie mekhanizma gosudarstvennoi podderzhki malogo predprinimatel'stva v turizme: dis. ... kand ekon. nauk (Forming the mechanism of state support of small entrepreneurship in tourism: PhD (Economics) thesis), Sochi, 2010, 181 p. (in Russ.).

14. Ilyukhin, V. V. Gosudarstvennyi zakaz kak forma regulirovaniya i podderzhki malykh predpriyatii sfery uslug: dis. . kand. ekon. nauk (State order as a form of regulation and support of small enterprises in services sector: PhD (Economics) thesis), Moscow, 2006, 150 p. (in Russ.).

15. Magomedaliev, M. A. Formirovanie effektivnogo upravleniya razvitiempredpriyatii malogo biznesa sfery uslug: dis. ... kand. ekon. nauk (Forming the efficient management of small enterprises' development in services sector: PhD (Economics) thesis), Makhachkala, 2009, 139 p. (in Russ.).

16. Omarova, K. A. Razvitie malogo i srednego biznesa v sfere uslug kak faktor ekonomicheskogo rosta (Development of small and middle business in services sphere as a factor of economic growth), Problemy sovremennoj ekonomiki, 2011, No. 3 (39), available at: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=3750/ (accessed date: 23.09.2015) (in Russ.).

17. Mardanova, G. A. Razvitie malogo predprinimatel'stva v sfere uslug regiona: naprimere Udmurtskoj Respubliki: dis. ... kand. ekon. nauk (Development of small business in services sphere of a region: by the example of Udmurt Republic: PhD (Economics) thesis), Moscow, 2000, 145 p. (in Russ.).

18. Tatarskaja, O. V. Social'no-ekonomicheskij mehanizm gosudarstvennoj podderzhki malogo predprinimatel'stva v sfere uslug: dis. ... kand. ekon. nauk (Social-economic mechanism of state support of small business in services sphere: PhD (Economics) thesis), Moscow, 2001, 128 p. (in Russ.).

19. Velibekova, D. M. Organizacionno-ekonomicheskie osnovy formirovanija social'noj infrastruktury predprijatij sfery uslug: dis. ... kand. ekon. nauk (Organizational-economic bases of forming the social infrastructure of sevice enterprises: PhD (Economics) thesis), Mahachkala, 2006, 140 p. (in Russ.).

20. Ahmadishina, D. A. Sfera uslug v Rossii i ee osobennosti, Sb-k tezisov 3-j Vserossijskoj internet-konferencii "Grani nauki 2014" (Collection of abstracts of the 3rd All-Russia internet-conference "Facets of science 2014"), Kazan': Izd-vo KFU, 2014, pp. 350-352 (accessed date: 23.09.2015) (in Russ.).

21. Maloe i srednee predprinimatel'stvo vRossii. 2014 (Small and middle business in Russia. 2014), Moscow, 2014, 86 p. (in Russ.).

22. Averin, A. V., Rjazanov, A. A. Sovershenstvovanie mehanizmov gosudarstvennoj podderzhki sub#ektov malogo i srednego predprinimatel'stva moskovskoj aglomeracii (Improving the mechanisms of state support of small and middle business in services sphere in Moscow agglomeration), Izvestija Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomicheskie i juridicheskie nauki, 2015, No. 1-1, pp. 24-31 (in Russ.).

23. Rudenko, L. G. Rol' malogo predprinimatel'stva v social'no-ekonomicheskom razvitii Rossii (The role of small business in social-economic development of Russia), Ekonomika i predprinimatel'stvo, 2015, No. 6-1 (59-1), pp. 1063-1089 (in Russ.).

24. Suptelo, N. P. Osobennosti funkcionirovanija specificheskogo chelovecheskogo kapitala v rossijskoj ekonomike (Features of functioning of specific human capital in the Russian economy), Transportnoe deloRossii, 2015, No. 2, pp. 16-17 (in Russ.).

25. Aleksashina, T. V. Social'nyj kapital v koncepcii intellektual'nogo kapitala (Social capital in the concept of intellectual capital), Social'naja napravlennost' menedzhmenta: innovacii, problemy, prioritety, 2013, pp. 10-16 (in Russ.).

........................................................................... ISSN 1993-047Х (Print) / ISSN 2410-0390 (Online) ...........................................................................

26. Kiselev, S. V., Svetovtceva, T. A., Rudenko, L. G. The Social Infrastructure Services in the Context of Economic Growth Factors, Mediterranean Journal of Social Sciences, 2015, vol. 6, No. 2 S3, April - Special Issue, pp. 260-267. DOI: 10.5901/mjss.2015.v6n2s3p260 (accessed date: 23.09.2015).

27. Kostina, L. G. Informacija kak faktor infrastrukturnogo obespechenija malogopredprinimatel'stva: dis. ... kand. ekon. nauk (Information as a factor of infrastructural provision of small businesses: PhD (Economics) thesis), Kirov, 2002, 187 p. (in Russ.).

28. Rudenko, L. G., Zaytseva, N. A., Dzhandzhugazova, E., Petrovskaya, M. V., Larionchikova, V. N. Conceptual Foundations of Management of Infrastructure of Support for Small Entrepreneurship, Asian Social Science, 2015, vol. 11, No. 10, pp. 220-228. D0I:10.5539/ass.v11.n20p220 (accessed date: 23.09.2015).

© Rudenko L. G., 2016. Originally published in Actual Problems of Economics and Law (http://apel.ieml.ru), 16.02.2016; Licensee Tatar Educational Centre "Taglimat". This is an open-access article distributed under the terms of the Creative Commons Attribution License (http://creativecommons. org/licenses/by/2.0/), which permits unrestricted use, distribution and reproduction in any medium, provided the original work, first published in Actual Problems of Economics and Law, is properly cited. The complete bibliographic information, a link to the original publication on http://apel.ieml.ru, as well as this copyright and license information must be included.

Lyudmila G. Rudenko, PhD (Economics), Associate Professor, Dean of the Faculty of Economics and Finance, Moscow University named after S. Yu. Vitte

Address: 12 2nd Kozhukhovskiy proyezd, building 1, 115432 Moscow, tel.: +7 (495) 783-68-48, ext.: 4153

E-mail: mila.k07@mail.ru

ORCID: http://orcid.org/0000-0001-7059-0198

Researcher ID: P-7868-2015 (http://www.researcherid.com)

For citation: Rudenko L. G. Social-economic role of small business in services sphere in the progressive development of Russia, Actual Problems of Economics and Law, 2016, No. 1, pp. 62-70.

Received 23.09.15

Information about author

Г

V

J

ПОЗНАНИЕ

4

Бикеев И. И., Кабанов П. А.

Антикоррупционный мониторинг в субъектах Российской Федерации: понятие, содержание, правовое регулирование, классификация // Препринты Института экономики, управления и права (г. Казань). 2014. № 1. 80 с.

Создание многоуровневой системы противодействия коррупции в Российской Федерации требует надежных инструментов ее измерения, в качестве одного из которых эффективно может и должен быть использован антикоррупционный мониторинг. В издании отражены результаты его исследования с использованием общенаучных и специальных правовых методов и описанием регионального опыта правового регулирования. Это первое и единственное в России значительное изучение антикоррупционного мониторинга как измерительного инструмента эффективности реализации национальной государственной политики противодействия коррупции в субъектах Российской Федерации, содержащее также и рекомендации по его совершенствованию.

ч

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

J

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.