УДК 372.3 ББК 74.100.551.3
Базелюк Владимир Васильевич
доктор педагогических наук, профессор проректор по научной работе Челябинский государственный педагогический университет
г. Челябинск Bazelyuk Vladimir Vasilievich Doctor of Pedagogics,
Professor Scientific Pro-Rector Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk Чурашов Андрей Геннадьевич аспирант
Челябинский государственный педагогический университет Churashov Andrey Gennadievich Post-graduate Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk
Становление эстетической культуры старших дошкольников в дополнительном образовании средствами хореографической деятельности как актуальная педагогическая проблема Senior Pre-School Children’s Aesthetic Culture Development In Additional Education By Means of Choreography As a Topical Pedagogical Problem
В статье рассматриваются аспекты становления эстетической культуры старших дошкольников средствами хореографии в дополнительном образовании. Выявлена роль хореографии в формировании и воспитании разносторонней личности.
This article discusses the aspects of senior pre-school children’s aesthetic culture forming by means of choreography in additional education. The role of dancing in multiple personality education is revealed.
Ключевые слова: эстетическая культура, старшие дошкольники,
дополнительное образование, хореография.
Key words: aesthetic culture, senior pre-school children, additional education, choreography.
Начало XXI века существенно изменило представления о путях развития человечества. Разнообразные проблемы - экологические, ресурсные, духовнокультурные и т.д., обострившиеся в современную эпоху, привели к необходимости их осмысления и научного анализа. Воспитание эстетической культуры ребенка имеет фундаментальное значение для будущего России.
Социокультурные, социально-экономические преобразования привели российское общество к укреплению правового государства, усилению демократических процессов. В то же время заметное снижение культурнообразовательного уровня населения привело к изменениям в системе ценностных диспозиций, что особенно затронуло мировоззрение, потенциал духовности и нравственности подрастающего поколения. Нарушение соответствия между рациональным и эмоциональным развитием человека привело к отчуждению его от культуры, природы, самого себя.
Одной из принципиальных особенностей современного образования является постоянное и глубокое внимание к проблемам эстетического воспитания, приобщения подрастающего поколения к миру литературы и искусства, красоте окружающей человека действительности. На протяжении последних десятилетий все возрастающее значение эстетического воспитания не раз подчеркивалось в документах Министерства образования РФ. Важное место было отведено этой проблеме и в “Стратегии модернизации Российского образования”. В прямой зависимости находится социально-экономический уровень развития нашего общества. Сегодня каждому педагогу становится ясно, что только пробуждение творческих сил и способностей человека является важнейшим условием развития как каждого человека, так и общества в целом. Эстетическое воспитание во всем многообразии своих возможностей является на этом пути одним из факторов такого развития. Духовнонравственные основы бытия в современном обществе подвергаются переосмыслению с позиций изменения социально-экономических и политических условий. Общество обратило внимание на искусство, поняв необходимость гуманизации. Актуальность проблем воспитания подрастающего поколения ни у кого не вызывает сомнений, тем не менее эстетическому развитию еще не уделяется должного внимания. В “Стратегии модернизации Российского образования” в числе важнейших задач предусмотрено “значительное улучшение художественного образования и эстетического воспитания учащихся” отмечено, что “необходимо развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение
понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы. Лучше использовать в этих целях возможности каждого учебного предмета, особенно литературы, музыки, хореографии, изобразительного искусства, эстетики, имеющих большую познавательную и воспитательную силу.[1]
Эстетическая культура, характеризующая эмоциональную и интеллектуальную жизнь ребенка, является компонентом базовой культуры личности. По мнению Н.Б. Крыловой значимым фактором эстетического приобщения личности к идеалам культуры является искусство, которое позволяет человеку «осознать его эстетические способности и открывает неограниченные возможности для их совершенствования».[4] Искусство как один из важнейших факторов формирования эстетической культуры человека влияет на целостность его личности, личностный опыт, мотивационную сферу.
Искусство не может больше оставаться каким-то побочным, второстепенным средством воздействия на ребенка, ведь именно оно является той гармоничной частью духовного богатства личности, которая развивает в ней чувства истинно человеческие: эстетические, интеллектуальные,
нравственные. Способность понимать, чувствовать прекрасное является не только определенным критерием, показателем уровня развития воспитанника. Она выступает стимулом для развития собственных творческих способностей, она во многом предопределяет тот или иной уровень духовного общения ребенка с внешним миром. Необходимо такое поступательное эстетическое развитие, когда интуитивное чувствование и понимание прекрасного переходит со временем в осознанное отношение к прекрасному в искусстве и жизни. В таком случае его динамика будет естественной и непрерывной. Если же эта естественность и непрерывность нарушена (например, такому развитию не способствует среда, в которой растет ребенок), степень необходимых усилий педагога значительно повышается, а результативность эстетического воспитания резко уменьшается. Практический опыт педагогов, ведущих работу по эстетическому воспитанию, показывает, что они своим творческим трудом эффективно решают основную задачу — формируют разностороннюю
личность, сочетающую в себе духовное богатство (высокоразвитые духовнопрактические, теоретические, эстетические способности), моральную чистоту и физическое совершенство. Именно поэтому в дополнительном образовании эстетическое воспитание рассматривается сегодня как важнейший элемент целостной системы формирования личности. Передовые педагоги понимают его, как совокупность разнообразных средств и методов, пробуждающих и развивающих в дошкольнике эстетическое отношение к жизни, к литературе и искусству, способность предъявлять к ним высокие требования, оценивать художественные произведения объективно. Каждый вид воспитания обладает своими неповторимыми особенностями. Специфичность эстетического воспитания в том, что оно формирует у ребенка понимание красоты, утонченность и обостренность мировосприятия, духовные потребности и интересы, эмоционально-эстетическое отношение к действительности и искусству, развивает творческие способности. Такие проявления эстетического, как художественное видение, соразмерность, ритм, воображение,
ассоциативность, фантазия, интуиция, синтез разрозненных представлений и выявление их гармонии, стремление охватить предмет или явление в его целостной органической целесообразности, логичности и изяществе формы, имеют важное общественное значение и носят универсальный характер. Без них невозможно современное производство, научное творчество,
формирование мировоззрения, нравственное развитие личности.
Следовательно, эстетическое развитие дошкольника, будучи органически составной частью его разностороннего развития, связано с многогранной деятельностью развивающейся личности по преобразованию общества и является своеобразным показателем ее творческой активности. Придавая эстетическую направленность всем сторонам воспитания, эстетическое воспитание выступает не обособленно, а в органической взаимосвязи с интеллектуальным, нравственным, физическим и трудовым воспитанием. Эстетическое воспитание оказывает целостное и всестороннее воздействие на дошкольников, следовательно, в самом предмете и содержании эстетического воспитания заложены основы и общего его развития [2].
Для теории и практики эстетического воспитания представляют серьезный интерес особенности эстетического развития старшего дошкольного возраста. Этот возраст является переломным в жизни маленького человека и обусловлен периодом становления личности (физическим, интеллектуальным и эмоциональным), особенно активного освоения многогранного мира. Это возраст формирования собственного отношения к действительности, которое может непредсказуемым образом раскрыться во взрослой жизни. Старший дошкольный возраст имеет необходимые предпосылки для полноценного художественного восприятия, то есть для художественно-сотворческой деятельности. Эти предпосылки связаны с мышлением, способностью анализировать те или иные разнообразные явления действительности, воспринимать целостность, гармонию мира в художественном его отражении и понимать условность языка искусства. Именно в старшем дошкольном возрасте формируется интерес к искусству и личные предпочтения. В современной действительности поток художественно-эстетической информации огромен. И дошкольник, не достигший эстетической зрелости, часто затрудняется в оценке художественно-эстетических предметов. Художественная малограмотность, как отмечают социологи, свойственна людям разных возрастных групп и не обязательно связана с уровнем образования. Она вызвана субъективной не избирательностью по отношению к искусству, “всеядностью”,
несформированностью художественно-эстетических критериев, с чем, собственно, и должны работать учреждения дополнительного образования в тесном взаимодействии с семьей. По уровню эстетической восприимчивости ребенка мы уже можем судить об определенном уровне их эстетического развития, учитывая при этом уровень общего развития. Педагогический опыт доказывает, что в рамках одного возрастного периода существуют различные уровни развития эстетического восприятия, чувства, суждения (при наличии одинаковых педагогических воздействий), что связано с индивидуальными различиями дошкольников (типом мышления, уровнем интеллектуального развития, эмоциональной активностью и т. д.), а также другими объективными и субъективными причинами. Формирование художественно-эстетического
восприятия у старших дошкольников связано с созданием определенной эмоциональной “микросреды”, “микроклимата”, эмоциональной ситуации, в которой происходит встреча с произведениями искусства. Справедливы наблюдения и выводы Л.С. Выготского о том, что поэтапные, постепенные накопления эстетических знаний, сопровождаемые эмоционально-оценочными реакциями, подводят воспитанника к качественно новой ступени эмоционально-эстетического восприятия [5].
Одним из сильнейших средств формирования разносторонней личности является хореография. Искусство хореографии - явление общечеловеческое, имеющее многовековую историю развития. В основе его происхождения лежит непреодолимое стремление человека к ритмичному движению, потребность выразить свои эмоции средствами пластики, гармонично связывая движение и музыку.
История становления хореографического искусства - это результат эволюции человеческой культуры, социальных особенностей каждого времени; это история народного танцевального искусства, практической деятельности педагогов-хореографов и исполнителей различных эпох и народов.
Специфика хореографического искусства определяется его многогранным воздействием на человека, что обусловлено самой природой танца как синтетического вида искусства. Влияя на развитие эмоциональной сферы личности, совершенствуя тело человека физически, воспитывая через музыку духовно, хореография помогает обрести уверенность в собственных силах, даёт толчок к самосовершенствованию, к постоянному развитию. На различных этапах своего развития человечество постоянно обращалось к танцу как к универсальному средству воспитания тела и души человека - средству гармонизации воспитания личности.
Изучение хореографии, как и других видов искусства, помогает развить те стороны личностного потенциала ребенка, на которые содержание других предметов имеет ограниченное влияние: воображение, активное творческое мышление, способность рассматривать явления жизни с разных позиций. Как и другие виды искусства, танец развивает эстетический вкус, воспитывает
возвышенные чувства, но, в отличие от других искусств, оказывает существенное влияние и на физическое развитие ребёнка.
Большими возможностями в решении задач эстетического воспитания дошкольников средствами хореографии обладает система дополнительного образования, призванная удовлетворять интересы, духовные, социокультурные и образовательные потребности. Однако инновационные изменения, происходящие в системе дополнительного образования, преодоление единообразия и формальной усредненности в организации образовательного процесса еще не стали условием для эффективного воспитания эстетической культуры ребенка. Искусство в дополнительном образовании словно утратило свой потенциал, перестало быть действенным орудием воспитания личности. В связи с этим перед педагогической теорией и практикой встают вопросы поиска и обоснования эффективных организационно-педагогических условий воспитания эстетической культуры ребенка в учреждении дополнительного образования детей на основе синтеза искусств.
Занятия хореографией, используемые в дополнительном образовании, как одна из систем педагогических воздействий, включающая старших дошкольников в различные виды художественно-эстетической деятельности, оказывают существенное влияние на изменение мотивов их деятельности, знакомит с предметом творческой деятельности, значительно обогащает эстетические впечатления, активизирует эмоциональный настрой, пробуждает эстетические потребности воспитуемых. Развитие творческой активности старших дошкольников происходит в процессе творческой деятельности, которая сочетает в себе мотивационный, содержательно операционный, ценностно-волевой и оценочный компоненты [1].
Задачи эстетического воспитания исключительно важны для формирования высокодуховной личности. Прежде всего - это формирование творческого отношения человека к действительности, так как сама суть эстетического - в творчестве и сотворчестве при восприятии эстетических явлений. Среди более конкретных задач - формирование эстетической потребности, которую можно определить как потребность человека в красоте и
деятельности по законам красоты. Необходимо обратить внимание на два важных компонента: широту эстетической потребности, то есть способности личности эстетически относиться к возможно большему кругу явлений действительности; и качество эстетической потребности, которое выявляется на уровне художественного вкуса и идеала.[6]
Эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста становится успешным, когда применяются эффективные способы формирования эстетического восприятия окружающего мира, разработаны действенные формы и методы развития у детей творческой активности, внедрены новые формы и методы взаимодействия семьи и учреждений дополнительного образования.
Библиографический список
1. Болдырев, Н.И. Методика воспитательной работы / Н.И. Болдырев. - М.: Просвещение, 1981. - 224с.
2. Буров, А.И. Эстетика: проблемы и споры/ А.И. Буров.- М.: Искусство, 1975. - 175 с.
3. Буров, А.И. Эстетическое сознание и процесс его формирования / А.И. Буров. -М.: Искусство, 1981. - 205с.
4. Выготский, Л. С., Психология искусства / Л.С. Выготский - M.: Искусство, 1986. -
573с.
5. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский - М.: Просвещение, 1991. - 93с.
6. Лихачёв, Б. Т., Теория эстетического воспитания школьников / Б.Т. Лихачев - М.: Педагогика, 2002. - 183с
7. Неменский, Б. М., Педагогика искусства / Б.М. Неменский. - М.: Просвещение, 2007. - 255 с.
8. Шаповаленко, И.В. Возрастная педагогика / И.В. Шаповаленко. - М.: Гардарики, 2005 - 350с
Bibliography
1. Boldyrev, N.I. Methods of Upbringing Work / N.I. Boldyrev. - М.: Prosveshchenie, 1981. - 224 p.
2. Burov, А.1. Aesthetics: Problems and Disputes / А.1. Burov. - М.: Iskusstvo, 1975. - 175
p.
3. Burov, А.1. Aesthetic Consciousness and the Process of Its Forming / А.1. Burov. - М.: Iskusstvo, 1981. - 205 p.
4. Likhachev, BT. Schoolchildren’s Aesthetic Education Theory / BT. Likhachev. - М.: Pedagogika, 2002. - 183 p.
5. Nemensky, BM. Art Pedagogy / BM. Nemensky. - М.: Prosveshchenie, 2007. - 255 p..
6. Shapovalenko, I.V. Age Pedagogy / I.V. Shapovalenko. - М.: Gardariki, 2005 - 350 p.
7. Vygotsky, L.S. Art Psychology / L.S. Vygotsky. - M.: Iskusstvo, 1986. - 573 p.
8. Vygotsky, L.S. Imagination and Creative Work in Childhood / L.S. Vygotsky. - М.: Prosveshchenie, 1991. - 93 p.