Научная статья на тему 'Танцевально-двигательная терапия как перспективное направление разностороннего развития ребенка в системе дополнительного образования'

Танцевально-двигательная терапия как перспективное направление разностороннего развития ребенка в системе дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
629
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / АРТ-ТЕРАПИЯ / ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ / ГЕНДЕР / ХОРЕОГРАФИЯ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INNOVATION / INTEGRATION / ART THERAPY / DANCE-THERAPY / GENDER / CHOREOGRAPHY / ADDITIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чурашов А.Г., Клыкова Л.А.

Введение. В статье обоснована актуальность использования танцевально-двигательной терапии как эффективного средства разностороннего развития ребенка в системе дополнительного образования. Целью исследования являлось выявление, научное обоснование возможности реализации танцевально-двигательной терапии как инновационной педагогической технологии в дополнительном образовании в соответствии с социальным заказом на развитие личности средствами хореографического искусства. Материалы и методы. Анализ философской, психолого-педагогической литературы, литературы, посвященной танцевально-двигательной арт-терапии, материалов и публикаций по теме исследования, изучение педагогического опыта в сфере хореографического образования; эм­пирические наблюдение, индивидуальные и групповые беседы, апробация методики. Результаты. Определено значение танцевально-двигательной терапии как эффективного средства и перспективного направления разностороннего развития личности. По результатам исследования выявлено, что теоретико-методической основой разностороннего развития детей в дополнительном образовании является комплекс методик танцевально-двигательной терапии, которые позволяют учитывать возрастные и гендерные особенности детей, а также обладают вариативными и дифференцированными качествами, способствующими разностороннему развитию детей в дополнительном образовании. Обсуждение. Подчеркивается, что научная новизна исследования определяется представлением методики разностороннего развития личности ребенка средствами танцевально-двигательной терапии, уточнение содержания и структуры комплекса технологий хореографической образовательной деятельности в области дополнительного образования. Заключение. Делается вывод о том, что реализация инновационных методик танцевально-двигательной терапии как эффективного средства разностороннего развития ребенка является необходимым и перспективным направлением в условиях современного дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Танцевально-двигательная терапия как перспективное направление разностороннего развития ребенка в системе дополнительного образования»

DOI: 10.25588/CSPU.2018.44..4..012 УДК 371.036:792.5 ББК 74.200.544.4:85.32

А.Г. Чурашов1, Л.А. Клыкова2

1 ORCID № 0000-0003-2660-9669, доцент, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой хореографии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,

г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: churashovag@cspu.ru 2 ORCID № 0000-0001-8913-5929, доцент, кандидат педагогических наук, декан факультета народного художественного творчества, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.

E-mail: klykovala@cspu.ru

танцевально-двигательная терапия

как перспективное направление разностороннего развития ребенка в системе

дополнительного образования

Аннотация

Введение. В статье обоснована актуальность использования танцевально-двигательной терапии как эффективного средства разностороннего развития ребенка в системе дополнительного образования. Целью исследования являлось выявление, научное обоснование возможности реализации танцевально-двигательной терапии как инновационной педагогической технологии в дополнительном образовании в соответствии с социальным заказом на развитие личности средствами хореографического искусства.

Материалы и методы. Анализ философской, психолого-педагогической литературы, литера- | туры, посвященной танцевально-двигательной арт-терапии, материалов и публикаций по теме g исследования, изучение педагогического опыта в сфере хореографического образования; эм- 11 пирические - наблюдение, индивидуальные и групповые беседы, апробация методики.

Сй О

Результаты. Определено значение танцевально-двигательной терапии как эффективного го о

средства и перспективного направления разностороннего развития личности. По результа- Ц £

„ 1-0 там исследования выявлено, что теоретико-методической основой разностороннего развития ф jjj

детей в дополнительном образовании является комплекс методик танцевально-двигательной i s

терапии, которые позволяют учитывать возрастные и гендерные особенности детей, а также рЕ §

обладают вариативными и дифференцированными качествами, способствующими разносто- | о

роннему развитию детей в дополнительном образовании. £ ф

Обсуждение. Подчеркивается, что научная новизна исследования определяется представ- с ф

лением методики разностороннего развития личности ребенка средствами танцевально- го °

о

двигательной терапии, уточнение содержания и структуры комплекса технологий хореографи- | со ческой образовательной деятельности в области дополнительного образования. Ц |

Заключение. Делается вывод о том, что реализация инновационных методик танцевально-двигательной терапии как эффективного средства разностороннего развития ребенка является необходимым и перспективным направлением в условиях современного дополнительного об- ^ 2 разования. аЗ ш

Ключевые слова: инновация, интеграция, арт-терапия, танцевально-двигательная терапия, гендер, хореография, дополнительное образование.

Основные положения: °

определены составляющие танцевально-двигательной терапии; Ец а-

разработаны методические рекомендации, способствующие эффективной реализации т £

комплексов и методик танцевально-двигательной терапии в системе дополнительного обра- ^^

го го

зования. I— а.

го m о

<

со о 3 го

т

1. Введение (Introduction)

В современных условиях система дополнительного образования активно осуществляет переход на интеграцию инновационных и традиционных методов и форм обучения. Учреждения дополнительного образования по своей сути являются инновационными, т.к. творческая деятельность в их стенах предполагает постоянный поиск все новых и более совершенных педагогических технологий, приемов и методов воспитания и формирования многогранной и разносторонне развитой личности.

Процесс использования арт-терапии в целом и танцевально-двигательной в частности осуществляется в ряде научных исследований в России и за рубежом. Накопленный значительный опыт может быть использован в формировании системы инновационной деятельности в системе дополнительного образования с учетом особенностей и тенденций развития танцевально-двигательной терапии.

В разные временные периоды танцевально-двигательной терапией придавалось огромное значение как средству разностороннего развития, гармонизации личности (Б. Бегак, И.Ф. Гончаров, Б.К. Григорович, Л.А. Клыкова и др.). Вместе с тем, научные исследования, посвященные использованию инновационных технологий в форме танцевально-двигательной терапии как средства разностороннего развития личности, не имеют достаточной системности.

Актуальность нашего исследования обусловлена наличием противоречий:

• между общественно-государственной потребностью в доступном дополнительном образовании, ориентированном на воспитание и просвещение, позволяющем формировать разностороннее мышление личности, ориентированной на здоровый образ жизни, готовой к участию социальной и экономической жизни, и недостаточной разработанностью на теоретическом и практическом уровнях педагогических способов решения данной проблемы;

• между потребностью в содержательно-методическом обеспечении разностороннего развития детей сред-

ствами танцевально-двигательной терапии в дополнительном образовании и недостаточной разработанностью соответствующих учебно-методических материалов и отсутствием специалистов данной области;

• между объективной потребностью в инновационной методике танцевально-двигательной терапии с целью разностороннего развития детей и недостаточностью её разработанностью в условиях дополнительного образования.

Обозначенные противоречия позволили сформулировать проблему исследования, которая заключается в реализации образовательного процесса по хореографическим дисциплинам с комплексом методик танцевально-двигательной терапии в дополнительном образовании.

Для выполнения цели исследования необходимо решение следующих задач:

• проанализировать научно-педагогическую литературу по проблеме исследования;

• разработать и апробировать программу по использованию танцевально-двигательной терапии в дополнительном образовании;

• разработать методические материалы по использованию инновационных технологий танцевально-двигательной терапии в дополнительном образовании.

2. Материалы и методы (Materials and methods)

Проблемой разностороннего развития личности средствами танцевально-двигательной терапии в интеграции с различной творческой деятельностью мы занимаемся в течение продолжительного времени и пришли к следующему выводу: необходимо усовершенствовать систему диагностики развития и оценки полученных результатов, налаживать более тесные контакты с представителями различных видов искусств. Наши наработки в этом направлении апробируются и внедряются в творческие коллективы, учреждения дополнительного образования России и Казахстана.

3. Результаты (Results)

Мы полагаем, что интеграция различных видов арт-терапии будет способ-

ствовать более эффективному и долгосрочному результату развития ребенка. Музыкотерапия, например, может служить дополнительным компонентом, облегчающим эмоциональное самовыражение в процессе коррекционной работы средствами танцевально-двигательной терапии.

4. Обсуждение (Discussion)

Хореографическое искусство, несомненно, является одним из наиболее эффективных и полифункциональных видов арт-терапии, которое приобрело новый смысл, новую роль - танцевально-двигательная терапия. Это совершенно уникальное и эффективное явление в современной психотерапии, в котором движение и танец способствуют развитию как физической, так и эмоциональной интеграции индивида.

Беря во внимание точки зрения ученых, мы считаем, что использование танца и движения как процесса, способствующего интеграции и коррекции эмоционального и физического состояния личности дает возможность выявить творческие способности, а также эффективно корректировать и улучшать психическое, умственное и физическое

развитие личности. Психокоррекцион-ное воздействие танцевальной терапии основано на важной роли в жизни человека его собственного тела, которое является основным средством познания и выражает нашу суть [9].

5. Заключение (Conclusion)

Танцевально-двигательная терапия, несомненно, будет эффективным и действенным коррекционным средством, если тело и сознание будут рассматриваться как взаимосвязанные и равноценные силы в интегрированном функционировании. Использование же последних результатов исследований в области нейропсихологии и плацебо-эффекта лишь упрочат позиции данного вида арт-терапии как научного, перспективного направления не только коррекции, но и дальнейшего развития творческой личности ребенка.

6. Благодарности (Acknowledgments)

Статья подготовлена при финансовой поддержке ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» по договору № 342 от 04.06.2018г. «Инновационные технологии в дополнительном образовании детей и взрослых в области НХК».

Библиографический список

1. Выготский, Л.С. Психология развития человека [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005. - 1136 с.

2. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский - М.: АСТ, Астрель, Люкс, 2005. - 671 с.

3. Выготский, Л.С. Проблема культурного развития ребенка [Текст] / Л.С. Выготский // Психология развития человека. - М.: Смысл, Эксмо, 2004. - 1136 с.

4. Клыкова, Л.А. Художественно-эстетическое развитие старших дошкольников в дополнительном образовании средствами хореографии как актуальная проблема теории и методики дополнительного образования [Текст] / Л.А. Клыкова, А.Г. Чурашов // Инновационные тренды в современной образовательной деятельности: коллективная монография / под ред. проф. Е.Ю. Никитиной. - М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2013. - С. 159-182.

5. Юнг, К.Г. Психологические типы [Текст] / К.Г. Юнг. - М.: 1995.

6. Гренлюнд, Э. Танцевальная терапия [Текст] / Н.Ю. Оганесян, Э. Гренлюнд. - СПб.: Речь, 2011. - 288 с.

7. Козлов, В.В. Интегративная танцевально-двигательная терапия. - 3-е изд. [Текст] / В.В. Козлов, А.Е. Гришон, Н.И. Веремеенко. - СПб.: Речь, 2010. - 286 с.

8. Неменский, Б.М. Педагогика искусства [Текст] / Б.М. Неменский. - М.: Просвещение, 2007. -255 с.

9. Ходоров, Д. Танцевальная терапия и глубинная психология [Текст] / Д. Ходоров. - М.: Когито-центр, 2009. - 221 с.

10. Чурашов, А.Г. Интеграция различных хореографии как доминирующий фактор полихудожественного подхода в артпедагогике / А.Г. Чурашов, Е.Б. Юнусова // Профессиональное образова-

х

го

ф о s to I го ф а.

са о

â 2 с о

ГО I I -Û

ф аЗ

0 ь

1 s m i

ɧ

* с

Ф о g 4

а«) ф S

с Ф

* &

* §

К CÛ Ё ГО

го I

!" ф К О.

-I

ii ф m t « го го

s

са о

¡Sâ

го g со £

е

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I to го го I— а.

ние XXI века : коллективная монография / под ред. проф. Е.Ю. Никитиной. - Москва: Перо, 2016. -С.187-206.

11. Юнусова, Е.Б. Хореографическое образование как источник формирования художественного «Я» ребенка / Е.Б. Юнусова // Дополнительное образование детей в изменяющемся мире: перспективы развития востребованности, привлекательности, результативности: материалы II Международной научно-практической конференции. - Челябинск: ЧИППКРО, 2015. - С. 506-510.

12. Jung, C.G. (1951) Aion: Researches into the phenomenology of the Self. Collected works 9, part II. Princeton: Princeton University Press.

13. Laban, R. (1971) The mastery of movement. (3rd ed.). London: MacDonald & Evans.

14. Ruble, D. N., Martin C. L., Berenbaum S. A. (2006). Gender Development. Handbook of Child Psychology. 6 ed. Hoboken, NJ: Wiley. Vol. 3: Social, Emotional, and Personality Development. Р. 858-932.

A.G. Churashov1, L.A. Klykova2

1 ORCID No: 0000-0003-2660-9669, Associate Professor, candidate of pedagogical sciences, head of the Department of choreography, South-Ural State humanitarian

and Pedagogical University, Chelyabinsk, Russian Federation. E-mail: churashovag@cspu.ru

2 ORCID No. 0000-0001-8913-5929, Associate Professor, candidate of pedagogical sciences, Dean of the folk artistic creativity, South Ural State humanitarian and Pedagogical University,

Chelyabinsk, The Russian Federation. E-mail: klykovala@cspu.ru

dance movement therapy as a promising direction for the multifaceted development of child supplementary education

Abstract

Introduction. In the article the actuality of using dance and movement therapy as an effective tool for the multifaceted development of child supplementary education. The aim of the study was to identify, scientific justification feasibility of dance movement therapy as an innovative pedagogical technology in secondary education, in accordance with the social order on personality development the growing man, his artistic-aesthetic and creative abilities by means of choreographic art.

Materials and methods. Research methods: theoretical analysis of philosophical, psychological and pedagogical literature, literature on dance movement therapy, art materials and publications on the subject of research, the study of pedagogical experience in the field of choreographic education; empirical-observation, individual and group interviews, testing methodology.

Results. Defined dance-movement therapy as an effective tool and perspective directions of the multifaceted development of personality. The study revealed that the theoretical-methodological Foundation of the multifaceted development of children in secondary education is a set of techniques of dance and movement therapy, that allow to take into account the age and gender especially children and also have variant and differential qualities, contributing to the balanced development of children in secondary education.

Discussion. Stresses that scientific research methods of representation determined by the novelty of the versatile development of a child's personality by means of dance and movement therapy as a methodological guide ensure orientation pedagogic Science on the clarification of the content and structure of the complex technologies of choreography in the field of educational activities further о education.

Conclusion. Concludes that the implementation of the innovative techniques of dance and movement therapy as an effective tool for the multifaceted development of the child is necessary and a promising direction in today's additional education. Keywords: innovation, integration, art therapy, dance-therapy, gender, choreography, additional education.

> о

Keywords: innovation, integration, art therapy, dance-therapy, gender, choreography, additional education.

Highlights:

• The ingredients of dance movement therapy;

• Methodical recommendations which promote the effective implementation of systems and techniques of dance movement therapy in the system of supplementary education.

References

1. Vygotsky L.S. Psyhologiya razvitiya cheloveka [Psychology of human development]. M.: Publ. Smysl; Publishing House Eksmo, 2005. 1136 p. (in Russian).

2. Vygotsky L.S. Pedagogicheskaya psihologiya [Pedagogical Psychology]. M.: AST, Astrel, 2005. 671 p. (in Russian).

3. Vygotsky L.S. Problema kulturnogo razvitiya rebenka [The problem of cultural development of the child]. Psyhologiya razvitiya cheloveka. M.: Publ. Smysl; Publishing House Eksmo, 2005. 1136 p. (in Russian).

4. Klykova L.A., Churashov A.G. Hudozhestvenno-esteticheskoe razvitie starshih doshkolnikov v dopolnitelnom obrazovanii sredstvami horeografii kak aktualnaya problema teorii I metodiki dopolnitelnogo obrazovaniya [Artistic and aesthetic development of senior preschool children in additional education by means of choreography as an actual problem of the theory and methods of additional education] Innovacionnye trendy v sovremennoy obrazovatelnoy deyatelnosty [Innovative trends in modern educational activities]. Moscow: Humanities Publishing House. Center VLADOS, 2013. S. 159-182 (in Russian).

5. Jung C.G. Psyhologicheskie tipy [Psychological types]. M.: 1995. Spb.: Piter, 2010. 992 p. (in Russian).

6. Grenljund E., Oganesyan N.Y. Tancevalnaya terapiya [Dance therapy]. Spb.: Rech, 2011. 288 p. (in Russian).

7. Kozlov V.V, Grishon A.E, Veremeenko, N.I. Integrativnaya tancevalno-dvigatelnaya terapiya [Integrative dance movement therapy]. 3-ed. - Spb.: Rech, 2010. - 286 p. (in Russian).

8. Nemenskij B.M., Pedagogika iskusstva [Pedagogy of art]. M.: obrazovanie, 2007. 255 p. (in Russian).

9. Chodorov D., Tancevalnaya terapiya i glubinnaya psihologiya [Dance therapy and depth psychology]. M.: Cogito Centr, 2009. 221 p. (in Russian).

10. Churashov A.G., Yunusova E.B. Integraciya razlichnyh horeografiy kak dominiruyuschiy factor polihudozhestvennogo podhoda v artpedagogike [Integration of different choreography as the dominant factor of the poly-artistic approach in the pedagogic] Professionalnoe obrazovanie XXI veka: kollektivnaya monografiya [Professional education in the XXI century: collective monograph]. Moscow: Pero, 2016. P. 187-206 (in Russian).

11. Yunusova E.B. Horeorgaficheskoe obrazovanie kak istochnik formirovaniya hudozhestvennogo "Ya" rebenka [Choreography as a source of formation of artistic "I" of the child] Dopolnitelnoe obrazovanie <u o detey v izmenyayuschemsya mire: perspektivy razvitiya vostrebovannosty, privlekatelnosty, rezultativnosty: meterialy II mezhdunarodnoy nauchno-practicheskoy konferencii [Additional education of children in a changing world: prospects of development relevance, attractiveness, efficiency: materials of II International scientifically- £ practical Conference]. Chelyabinsk: ChIPPKRO, 2015. P. 506-510 (in Russian). si"!

12. Jung C.G. (1951) Aion: Researches into the phenomenology of the Self. Collected works 9, part II.

13. Laban R. (1971) The mastery of movement. (3rd ed.). London: MacDonald & Evans.

14. Ruble D.N., Martin C.L., Berenbaum S.A. (2006). Gender Development. Handbook of Child Psychology. 6 ed. Hoboken, NJ: Wiley. Vol. 3: Social, Emotional, and Personality Development. P. 858-932.

T3

<u

<u о го

3

E

с

о

"О го

.Етз

.!£ ф

го

ф

w m

го ф

Princeton: Princeton University Press. >, g.

го з

« S

с О ф ч-

и р

с а.

ф о

s!

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.