Научная статья на тему 'Средний класс - фактор регионального развития'

Средний класс - фактор регионального развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
914
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНИЙ КЛАСС / БЕДНОСТЬ / ПОЛИТИКА БЕДНОСТИ / НЕРАВЕНСТВО / ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / УРОВЕНЬ ЖИЗНИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Перегуда Юлия Андреевна

В статье рассматривается понятие среднего класса и проанализированы существующие критерии выделения среднего класса на региональном уровне. Раскрываются факторы регионального неравенства населения, оказывающие влияние на формирование среднего класса, а также показана роль средних слоёв населения в области инновации и формирования конкурентоспособности регионов.Рассматривается сочетание ведущих факторов развития среднего класса и определяется важность каждого из них на региональном уровне. Перечислены условия и факторы, влияющие на средний класс и порождающие ситуации, требующие слаженных методов управления регионом. Раскрыты особенности формирования эффективности управления территорией, что ведёт к увеличению её потенциала, а также позволяет сократить социальное неравенство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MIDDLE CLASS AS A FACTOR OF REGIONAL DEVELOPMENT

The article discusses the concept of the middle class and analyzes the existing criteria for identifying the middle class at the regional level. The factors of regional population disparity that influence on middle class formation are disclosed. The role47 of the middle class in innovation development as well as in development of regional competitiveness ix explored.The combination of the leading factors in development of the middle class is discovered. The importance of each of them at the regional level is highlighted. The conditions and factors that influence on the middle class are researched. The situations that require concerted measures of regional management development are explored. The effectiveness of regional management that leads to increasing of regional capacity as well as that reduce some social inequalities are investigated.

Текст научной работы на тему «Средний класс - фактор регионального развития»

УДК 911.3

Ю. А. Перегуда

СРЕДНИЙ КЛАСС — ФАКТОР РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

В статье рассматривается понятие среднего класса и проанализированы существующие критерии выделения среднего класса на региональном уровне. Раскрываются факторы регионального неравенства населения, оказывающие влияние на формирование среднего класса, а также показана роль средних слоёв населения в области инновации и формирования конкурентоспособности регионов.

Рассматривается сочетание ведущих факторов развития среднего класса и определяется важность каждого из них на региональном уровне. Перечислены условия и факторы, влияющие на средний класс и порождающие ситуации, требующие слаженных методов управления регионом. Раскрыты особенности формирования эффективности управления территорией, что ведёт к увеличению её потенциала, а также позволяет сократить социальное неравенство.

Ключевые слова: средний класс, бедность, политика бедности, неравенство, доходы населения, глобализация, уровень жизни.

Введение. В странах зарубежной Европы доля среднего класса в экономике составляет 55-60 %, что непосредственно влияет на развитие регионов. Ограничения этой группы населения как двигателя экономического роста проявляются через неэффективную политику, ведущую к бедности, а новые методы решения обосновываются на результативном зарубежном опыте для будущего среднего звена. Вопросы, связанные с оценкой современных масштабов среднего класса, определяют актуальность данного исследования. Для планирования регионального развития необходимы эффективные действия, т. к. ситуация с бедностью негативно отражается на решении проблемы неравноправия населения в уровне доходов различных социальных слоёв.

Состояние изученности проблемы. «Концепция среднего класса» имеет давние исторические корни, эту проблему рассматривали в своих работах ещё Аристотель, А. Сен-Симон, К. Маркс, М. Вебер, А. Смит и др. В наше время следует выделить работы по изучению региональных проблем развития среднего класса и распространения бедности К. Элберс, Ж. М. Роше, Дж. Б. Кларка, Дональд Дж. Боуг, Вильям Ф. Оджбон, Френсис Р. Ален. Проблемам становления среднего класса посвящены работы российских учёных — С. Г. Струмилина, С. А. Аврамова, П. А. Сорокина, А. Ю. Александровой, а также некоторых украинских учёных, среди которых особого внимания заслуживают труды Н. А. Барановского, И. И. Думовой, Н. И. Мезенцевой, И. Г. Мельник, А. У. Хомры.

Целью статьи является анализ факторов, оказывающих влияние на формирование среднего класса.

Изложение основного материала. В последнее время растёт значение региональных факторов формирования среднего класса, которые влияют на многие сферы жизни этого социального слоя. Современные научные определения среднего класса отличаются разнообразием признаков, которые вкладываются в экономическую природу этой прослойки населения. Несмотря на всю важность прослойки среднего клас-

са для сбалансировнного развития общества, в научной терминологии нет единого мнения по поводу его определения. Понятие «средний класс общества» является обширным и требует комплексного исследования по многим направлениям. «Средний класс» можно определить как группу людей, уровень доходов которых позволяет им жить в условиях изобилия и богатства и, таким образом, делает эти слои населения мощным гарантом сохранения экономической стабильности в стране [20]. Среднему классу присущи общие признаки в различных странах, хотя они не идентичны, поскольку отражают экономические, культурные, политические особенности каждого конкретного общества. Исходя из предложенного выше определения, считаем оптимальным выделить признаки среднего класса, которые сводятся к материальному благосостоянию населения, уровню образования и владению собственностью (рис. 1).

* объем реальных совокупных доходов;

* наличие доходов от собственности (земля.

* уровень образования, профессиональный уровень;

* возможность разработки и осуществления долгосрочной стратегии роста личного

Рис. 1. Признаки среднего класса

Значительное место в научных исследованиях современности занимает анализ численного роста представителей среднего класса и повышения значимости последнего в обществе [5]. Средний класс, кроме своей социальной и экономической природы, имеет также природу чисто географического характера. Стоить заметить, что неоднородность формирования среднего класса зависит от социальных и экономико-политических факторов, которые находятся под влиянием географических особенностей территории и являются результатом реализации определённой региональной политики власти (рис. 2) [7].

Детально рассмотрим влияние базовых факторов регионального развития на средний класс на уровне регионов.

1. Факторы экономического развития охватывают преимущественно сферу рыночной экономики, распределения доходов, конкуренцию в регионе. Они отражают эффективность функционирования экономики, финансовых рынков, рынка труда, земли, инвестиций и основываются на различных формах собственности, предопределяющих сложную социальную структуру, сердцевиной которой является средний класс [7].

Внимание исследователей обычно сконцентрировано на неравенстве в распределении доходов, поскольку именно этот параметр наиболее чётко представлен и доступен для измерения. Например, А. Я. Кирута предлагает собственный подход к оценке проблемы неравенства [3]. Влияние неравенства на эффективность эконо-

Рис. 2. Факторы становления и развития среднего класса

мики в простом варианте оценивается как разница между нормальной и избыточной шкалой доходов. Этот подход объясняет низкие темпы роста численности представителей среднего класса в странах Западной Европы и Японии, а также межрегиональные различия в отдельных регионах России [3].

В своей работе Т. В. Меркулова утверждает, что «неравенство в странах с высоким доходом понижается, ведь общество выбирает уменьшение неравенства по мере того, как становится богаче» [4]. Учёные заявляют, что нужно найти применение принципам «свободного рынка», которые приведут к устранению преград на пути уменьшения бедности, что поможет странам создать сильный средний класс, а также конкурировать с богатыми странами [6]. Стандарт экономического определения среднего класса позволил ранжировать домохозяйства по уровню их благосостояния (табл. 1) [21].

Таблица 1

Критерии определения среднего класса для регионов [21]

Критерии определения среднего класса для регионов

1. Определяет средний класс как доля домохозяйств с доходом около среднего дохода по стране, например, между 50 процентов и 150 процентов, или между 75 процентов и 125 процентов от среднего дохода

2 Измерения среднего класса, как фиксированная часть населения в середине иерархии, например экономической, три средних слоев населения (60 процентов населения).

3. Подход к измерению среднего класса рассматривать его как группу семей с доходом от абсолютных порогов

Критерии определения среднего класса тесно связаны с экономическими факторами, собственно с уровнем доходов населения. Снижение его неравенства в системе доходов будет подвигать домохозяйства ближе к усреднённой черте, увеличивая таким образом численные характеристики среднего класса. Это означает, что изменения в неравенстве могут повлиять на состояние средней группы семей, даже если их абсолютный уровень доходов или относительное положение доходов в более широком распределении не будут изменены. Доходы среднего класса лимитированы целым рядом определённых порогов, при которых отдельные домохозяйства попадают в группу среднего класса, имея целый ряд нормативных ограничений доходов в рамках от 4 $ на человека в день до 26 $ на человека в день. Экономический рост региона будет способствовать увеличению количества домохозяйств выше данного порогового значения. Таким образом, первые два критерия формируют буфер между бедными и богатыми, а также предлагают конкретные рамки формирования среднего класса [21].

Неравномерное распределения доходов показывает, что в Германии 10 % богатого населения получают доход, превышающий доходы бедных слоёв в 6,9 раза, в Канаде — в 3,7 раза, а в Швеции соотношение является низким и составляет 2,7 раза, а в Украине превышает 12 раз [15]. Это происходит из-за того, что страны Западной Европы и Канада имеют более конкурентоспособную экономическую политику, которая привлекает инвестиции и помогает создать более стабильную систему занятости, в результате чего они более надёжны на внутреннем рынке и имеют быстрый экономический рост [18; 21]. Согласно процентному соотношению доходов в мире, доля среднего класса в общемировом исчислении составляет 14 %, что в два раза меньше доходов богатых слоёв населения (табл. 2).

Таблица 2

Распределение доходов в мире в 2010 г., % [5]

Слои населения 2010

Доля в населении Доля в доходах

Бедные 84 29

Средний класс 7 14

Богатые 12 58

Экономический рост имеет решающее значение для регионов. Также в подъёме среднего класса ключевую роль играет сокращение масштабов неравенства в доходах. Уменьшение неравенства граждан в доходах можно достигнуть, прежде всего, с помощью прогрессивного налогообложения. Почти во всех развитых странах подоходный налог носит прогрессивный характер, его ставка достигает 40-60 %, ведь перераспределение доходов создаёт более благоприятный социальный фон [11]. Классификация европейских стран по среднему доходу подтверждается расхождениями в структуре промышленности, ведь самые бедные страны планеты имеют слабую промышленность, и активное население практически полностью занято в сельском хозяйстве, скотоводстве, рыбной ловле, местном кустарном производстве [9].

В промышленно развитых странах Европы рабочие места в первичном секторе распределяются не одинаково по социально-профессиональной структуре. Напри-

мер, во Франции и Великобритании в сельском хозяйстве занята наименьшая доля активного населения, а в Польше примерно пятая часть активного населения живёт за счёт первичного сектора экономики [14]. Таким образом, необходимым условием дальнейшего роста доходов населения является повышение эффективности общественного производства, которое будет стимулировать инновационные разработки и экономический рост, а также развитие среднего класса [17].

2. Факторы географического развития сложно не заметить, ведь именно природные условия и ресурсы и социально-экономическое положение территории показывают, насколько средний класс может полноценно функционировать [12]. Для исследования географических особенностей формирования среднего класса также весьма приемлемыми являются показатели, отражающие демографические параметры бедности, такие как доля бедного населения, уровень образования граждан [20]. Региональные различия существуют во всех странах мира, и социально-экономическая география уделяет большое внимание этой проблеме, ведь во многих развитых странах, особенно имеющих большие размеры территории, предпринимались неоднократные попытки по сглаживанию региональных диспропорций. Но не во всех странах происходит эффективный процесс борьбы с нищетой, что отражается на уровне жизни населения внутри страны [21]. Наблюдается некое географическое постоянство формирования социально-демографического профиля бедных, ведь уровень жизни в различных странах не одинаковый [14]. Его можно определить соотношением показателей бедности отдельных стран и регионов мира (рис. 3). Согласно данным «MDG 2014 report» [19] бедность в Южной Азии составляет 41,7 %, а в Африке — 34,1 %. Эти цифры существенно отличается по сравнению с другими регионами. В Латинской Америке показатели бедности составляют 2,7 %, в результате чего большая часть домохозяйств достигла уровня доходов выше абсолютного показателя, что существенно сказывается на экономическом росте стран региона.

34.1 41.7 20.7 ---^- 0.9 —

Африказа Южная Азия Восточная Азия Европа и Латинская Ближний Восток

исключением и Тихоокеанский Центральная Америка и и Северная

Южной Африки регион Азия Карибский Африка

бассейн

Рис. 3. Уровень бедности населения в крупных регионах мира, 2010 г. (%) [19]

Характерной особенностью среднего класса являются постепенные изменения его структуры. Мир переживает структурные изменения беспрецедентных масштабов, где число бедных уменьшается, а большая часть населения переходит в категорию среднего класса. Структура среднего класса подвергается трансформациям в рамках изменения доходов тех домохозяйств, которые не имеют активов, чтобы сопротивляться таким неожиданным потрясениям, как макроэкономические спады и безработица. В обществе, где отсутствуют возможности для мобильности, есть се-

мьи, которые вынуждены ограничивать свои расходы, чтобы не оказаться в категории бедных [21]. В регионах, где структурные изменения в этой области были проведены слабее, вопрос бедности остаётся открытым (табл. 3). На основе данных, представленных в таблице 3, уровень региональной и глобальной бедности в 2015 г. сократился, стремительное уменьшение уровня бедности произошло в Латинской Америке с 6,2 % до 4,5 % и Восточной Азии с 7,4 % до 2,7 %, а неравенство, которое формируется внутри региональных образований, позволит запустить эффективные программы поддержки для среднего класса [22].

Таблица 3

Региональная и глобальная бедность в 2005, 2010, 2015 гг. [16]

Количество бедных (млн.) Уровень бедности (% населения)

2005 2010 2015 2005 2010 2015

Восточная Азия 304,5 140.4 53.4 16.S% 7.4% 2-7%

Европа и Центральная Азия 16.0 S.4 4.3 3.4% 1,8% 0-9%

Латинская Америка и Карибский бассейн 45.0 35.0 27.3 8.4% 6.2% 4-5%

Ближний Восток и Северная Африка 9.4 6.7 5.4 3,8% 2.5% 1-9%

Южная Азия 5S3.4 317.9 145.2 40.2% 20,3% 8-7%

К югу от Сахары 379,5 369.9 349.9 54.5% 46-9% 3 9.3%

Мир 1.337.8 878.2 585.5 25.7% 15.8% 9.9%

Рост численности населения среднего класса имеет последствия для регионального развития, ведь если на начальных этапах его основу составляли мелкие владельцы, то сегодня большинство представителей среднего класса экономически развитых стран — это лица с высоким уровнем образования и квалификации [17]. Увеличение «глобального среднего класса» связывают с географическим фактором (табл. 4). Согласно данным «Wolfensohn Center for Development at Brookings»[16] к 2020 г. в Европе и Северной Америке соотношение среднего класса к остальным слоям населения уменьшится по сравнению с 2009 г. на 14 % и 8 % соответственно, а в Азиатско-Тихоокеанском регионе — возрастёт почти на 30 % [6].

В географическом плане необходимо достичь сбалансированности формирования среднего класса на уровне сельских и городских поселений, а также отдельных регионов. Только благодаря географическим факторам можно чётко проследить структуру формирования среднего класса на региональном уровне. Они имеют исключительное значение для разработки мероприятий по повышению эффективности экономического развития и качества жизни населения на конкретной территории, что является важной составляющей формирования среднего класса общества.

3. Факторы социального направления заключаются в формировании определённых социальных ролей и социального статуса населения, прежде всего на основе профессиональных навыков и образования. По международным стандартам к среднему классу населения относят людей с высокой профессиональной подготовкой, которая обеспечивает высокий спрос на их рабочую силу на рынке труда [16]. Сейчас

Таблица 4

Размеры среднего класса по регионам (миллионы людей и часть в мире) [16]

2009 2020 2030

Северная Америка 338 18% 333 10% 322 7%

Европа 664 36% 703 22% 680 14%

Центральная в Южная Америка 181 10% 251 8°Ь 313 6%

Ашатско-Тиюокеангкип регион 525 28% 1,,740 54% 3,228 66%

К югу от Сахары 32 2% 57 2% 107 2%

Ближний Восток и Северная Африка 105 6% 165 5% 234 54

Мир 1,845 100% 3,249 100% 4,884 100Ч

проблема неравенства приобрела глобальный характер и присуща как богатым индустриальным странам, так и развивающимся, что проявляется через изложенные выше социальные факторы. Например, в странах «золотого миллиарда» бедными считают людей, которые не обладают необходимыми средствами для получения качественного образования и возможности совершенствования собственного благосостояния [21]. В частности, в США и странах Западной Европы между такими параметрами, как доход и образование существует устойчивая взаимосвязь. Кроме того, привлекает внимание резкое увеличение дохода лиц с образованием по сравнению с теми, кто не получал такого образования. Наличие образования становится обязательным условием вхождения в средний класс, например, в западном обществе чётко отслеживается прямая зависимость материального достатка от качества полученного образования. Несмотря на то, что представители среднего класса имеют высокий уровень образования, их постоянной жизненной практикой является самообразование, непрерывное наращивание интеллектуального потенциала как формы выражения человеческого капитала [14]. Существует значительная корреляция между характером занятости и социальным самочувствием населения [21]. В странах, где уровень образования выше, средний класс составляет значительную часть населения [10].

Средний класс является социально-экономическим феноменом и требует комплексного подхода для исследования его на разных уровнях. Поэтому в экономической политике государства, параллельно с созданием условий, которые бы изменяли материальное благосостояние граждан к лучшему, необходимо особое внимание уделять повышению уровня образования, самоидентификации, развитию институтов частной собственности и т. д. [4]. Начало реформ в сфере политики регионального направления должно проводиться на основе увеличения роста заработной платы, а также условий для создания бизнеса, что станет ключевым моментом для среднего класса в регионе (рис. 4) [12]. К числу требований, которые нужно реализовать на уровне региона, относятся разработки плана экономических изменений, который будет нацелен на уменьшение разрыва между богатыми и бедными [9].

Стоит заметить, что в странах, где политика направлена на увеличение доходов населения, в значительной степени уменьшается численность социальных конфлик-

Рис. 4. Развитее среднего класса [17]

тов, стабилизируется общество, создаются структурные изменения в экономике [17]. Региональная специфика действия и сочетания различных факторов регионального развития среднего класса в рамках территориальных общественных систем позволяет говорить о структуре последнего и о его влиянии на сбалансированное развитие общества [16; 20].

На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что неоднородность среднего класса зависит от факторов социального характера в объединении с экономико-политическими факторами, а также от особенностей конкретной территории. Опыт разных стран доказывает, что продуктивный экономический рост и высокий уровень жизни напрямую связан с государственной политикой, направленной на результативное развитие среднего класса и оптимизацию уровня доходов населения, его социального статуса, профессиональной и образовательной структуры.

Литература

1. Доклад об осуществлении целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия за 2010 год. Нью-Йорк: ООН, 2010. 56 с.

2. Жеребин В. М, Романов А. Н. Уровень жизни населения. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. 592 с.

3. Кирута А. Я. Неравенство, экономический рост и демография: неисследованные взаимосвязи. [Электронный ресурс]: URL: http: www hse.ru/data/265/769/1238/ Kiruta.doc

4. Меркулова Т. В. Экономический рост и неравенство: институциональный аспект и эмпирический анализ // Экономическая теория. 2009. № 1. С. 81-90.

5. Ричард Анкер. Черта бедности в странах мира: новая методология и сопоставимые оценки // Международный обзор труда. Том 144. № 4 М. 2008.

6. Фляшникова А. Бщтсть i багатство в наукових теор1ях i сучасних дослщжеииях. [Электронный ресурс]: URL: http: www.politik.org.ua

7. Alkire S., Foster J. E. Counting and Multidimensional Poverty Measurement // Journal of Public Economics. 2011. № 95. P. 476-487.

8. Alkire S. Multidimensional Poverty Index 2011: Brief methodological Note. [Электронный ресурс]: URL: http://www. ophi.org.uk/policy/multidimensional-poverty-index/

9. Baker L. D., Grosh Margaret E. Measuring the Effects of Geographic Targeting on Poverty Reduction // Living Standards Measurement Study Working Paper. 1994. N 99. P. 626-637.

10. Bedi T., Coudouel A., Simler K. More than a pretty picture: using poverty maps to design better policies and interventions. Washington DC.: The World Bank. 230 p.

11. BoltvinikJ. Poverty Measurement Methods. 2008. [Электронный ресурс]: URL: http://www.flacso.or.cr/ fileadmin/documentos/FLACSO/CLPoverty_Measurement_Methods.pdf

12. Deichmann U. Geographical Aspects of Identity and Poverty. 1999. [Электронный ресурс]: URL: http:// www.worldbank.org/poverty/inequal/index.htm

13. Demombynes G., Elbers Ch., Lanjouw J. O., Lanjouw P., Mistiaen J., Ozler B. Producing an Improved Geographic Profile of Poverty. Methodology and Evidence from Three Developing Countries. Washington DC.: WIDER. United Nations University, 2002. 28 p.

14. Henninger N. Mapping and Geographic Analysis of Poverty and Human Welfare. [Электронный ресурс]: URL: http://pdf.wri.org/poverty_and_human_welfare.pdf

15. International Bank for Reconstruction and Development / The World Bank. 2007. Global Economic Prospects: Managing the Next Wave of Globalization.

16. Homi Kharas, Geoffrey Gertz. The New Global Middle Class: A Cross-Over from West to East // Wolfensohn Center for Development at Brookings // Beyond Economic Transformation (Cheng Li, editor), Washington, DC: Brookings Institution Press, 2010. [Электронный ресурс]: URL: http://www.brookings. edu/~/media/research/files/papers/2010/3/china%20middle%20class%20kharas/03_china_middle_class_ kharas.pdf

17. Homi Kharas. The Emerging middle class in developing countries / Research area: Global Development Outlook/ January 2010. [Электронный ресурс]: URL: http://www.oecd.org/social/poverty/44457738.pdf

18. Kumar T. K. Engel Curve Method for Measuring Poverty / T. Krishna, Holla Jayarama, Puja Guha. Bangalore: IIMB, 2008. 30 p.

19. MDG 2014 report Assessing progress in Africa toward the Millennium Development Goals Analysis of the Common African Position on the post-2015 Development Agenda. [Электронный ресурс]: URL: http://www.afdb.org/fileadmin/uploads/afdb/Documents/Publications/MDG_Report_2014_11_2014.pdf

20. The Global Middle Class Views on Democracy, Religion, Values, and Life Satisfaction in Emerging Nations Pew Global Attitudes Project. [Электронный ресурс]: URL: http://www.pewglobal.org

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. The Middle Classes, Education and Mobility by Florencia Torche and Luis Felipe Lopes-Calva from issue: free trade and market access, winter 2011. [Электронный ресурс]: URL: http://www.americas-quarterly.org/node/2152

22. World Bank, Global Economic Prospects 2007: Managing the Next Wave of Globalization (Washington,DC: World Bank, 2007).

Об авторе

Перегуда Юлия Андреевна — аспирантка кафедры экономической и социальной географии, Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко, Украина.

E-mail: Julia_pereguda@ukr.net

Y. Pereguda

MIDDLE CLASS AS A FACTOR OF REGIONAL DEVELOPMENT

The article discusses the concept of the middle class and analyzes the existing criteria for identifying the middle class at the regional level. The factors of regional population disparity that influence on middle class formation are disclosed. The role

of the middle class in innovation development as well as in development of regional competitiveness ix explored.

The combination of the leading factors in development of the middle class is discovered. The importance of each of them at the regional level is highlighted. The conditions and factors that influence on the middle class are researched. The situations that require concerted measures of regional management development are explored. The effectiveness of regional management that leads to increasing of regional capacity as well as that reduce some social inequalities are investigated.

Key words: middle class, poverty, politics of poverty, inequality, income of the population, globalization, the standard of living.

About the author

Yulia Pereguda, PhD student, Department of Economic and Social Geography, Taras Shevchenko National University of Kiev, Ukraine.

E-mail: Julia_pereguda@ukr.net

Статья поступила в редакцию 27.06.2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.