Научная статья на тему 'Сравнительный анализ зарубежных стран и России в получении высшего технического образования'

Сравнительный анализ зарубежных стран и России в получении высшего технического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
155
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ДИПЛОМ СПЕЦИАЛИСТА / ИНЖЕНЕРНЫЕ НАУКИ / МОТИВАЦИЯ / НЕХВАТКА КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кононенко Анна Павловна

Эффективность образовательной деятельности и качество освоения профессиональных компетенций и навыков в технических направлениях зависит от актуальности образовательных предпочтений, о его структуре и методах их достижения. Необходимо знать образовательные предпочтения студентов, чтобы регулировать занятость и создание положительной мотивации к прохождению практики, тем самым повышая эффективность образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ зарубежных стран и России в получении высшего технического образования»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-2/2016 ISSN 2410-700Х_

УДК 378.1

Кононенко Анна Павловна

Доцент, кандидат филологических наук Ростовский Университет Путей Сообщения

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН И РОССИИ В ПОЛУЧЕНИИ ВЫСШЕГО

ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

Эффективность образовательной деятельности и качество освоения профессиональных компетенций и навыков в технических направлениях зависит от актуальности образовательных предпочтений, о его структуре и методах их достижения. Необходимо знать образовательные предпочтения студентов, чтобы регулировать занятость и создание положительной мотивации к прохождению практики, тем самым повышая эффективность образовательного процесса.

Ключевые слова

диплом специалиста, инженерные науки, мотивация, нехватка квалифицированных специалистов.

Summary

The efficiency of the educational activities and quality of mastering professional competences and skills in engineering directions depends on relevance of educational preferences, on its structure and methods of their achievement. It is necessary to know the students' educational preferences to adjust employment method and to create positive motivation of the practicing thereby increasing the efficiency of educational process.

Keywords

specialist diploma, engineering sciences, motivation, lack of qualified professionals.

Главным и приоритетным заказчиком специалистов инженерно-технического профиля была и остается национальная экономика. Основными заказчиками высококвалифицированных технических кадров остаются российские предприятия, компании и организации, но из-за фактически не развивающейся за последние годы производственной сферы количество таких специалистов не увеличивается. В любой производственной сфере существуют инженеры-специалисты, которые в свою очередь занимаются проектированием, разработками, программированием, обслуживанием и другими непосредственными задачами. Такие инженеры-специалисты работают на разных производствах в различных странах, но существуют востребованные направления подготовки таких, которые остаются приоритетными и актуальными для всех стран:

S Транспортные средства S Строительство и архитектура S Информатика и вычислительная техника S Металлургия, машиностроение и материалообработка S Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника S Электронная техника, радиотехника и связь

S Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров S Автоматика и управление S Химическая технология и биотехнологии S Приборостроение и оптотехника S Геодезия и землеустройство S Информационная безопасность S Оружие и системы вооружения S Разработка нефтяных и газовых месторождений

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-2/2016 ISSN 2410-700Х_

В Европе высококвалифицированный специалист в инженерной области получает высокий доход, его привлекают для выполнения работ как самостоятельно, так и в коллективе, что в сою очередь положительно влияет на карьерный рост. Большинство Факультетов инженерии в составе зарубежных вузов предлагают различные специализации на уровне бакалавриата и магистратуры. При этом у каждого вуза есть свои сильные технические стороны. Особой популярностью пользуется Гонконгский Политехнический Университет, так как он имеет сильную профессиональную базу биомедицинской, электронной и информационной инженерии.

Для многих инженерных специальностей получить желаемую вакансию можно и со средне специальным образованием, изучив такие предметы, как прикладная инженерия, техническая механика, компьютерное дело, IT и другие. Но наиболее выгодным является высшее образование, позволяющее выпускнику сразу устроиться на высокооплачиваемую работу, к тому же профессионализм в технической сфере требует углубленного изучения предметов на академическом уровне с применением практических навыков.

Безусловно, на уровне бакалавриата изучение инженерии складывается из теоретических и практических занятий, направленных на применение знаний для решения фактических задач. Последующее образование, например, на уровне магистратуры дает возможность студентам получать более узкую специализацию. Не стоит забывать также, что важной частью учебного процесса является прохождение рабочей практики, необходимой для трудоустройства. В магистратуру по инженерной специализации принимают студентов, имеющих степень бакалавра в смежной технической специальности.

Широкий выбор стипендий различного уровня предлагается для женщин, изучающих инженерию в вузах Великобритании и собирающихся работать в сфере инженерии, в которой исторически доминируют мужчины. А вот азиатские учебные заведения, предлагающие техническое образование начинают укрепляться на рынке образовательных услуг.

Наньянский технологический университет является главным техническим вузом Сингапура, занимающий 39 место в мире. На уровне бакалавриата и магистратуры здесь можно изучать компьютерную, строительную, биохимическую, биомолекулярную, электронную, информационную, морскую и механическую инженерию. Вуз является крупным исследовательским центром, что особенно важно для инженеров, и также выдает дополнительные специализации в бизнесе, менеджменте или науках. RMIT, расположенный в центре Мельбурна, является провайдером инновационных технических и дизайнерских программ. По версии QS вуз занимает 32 место в Топ-50 лучших вузов мира моложе 50 лет. Здесь можно изучать строительную, электронную, химическую, производственную, механическую инженерию, а также биотехнологии. Кроме того, вуз предлагает смежные степени бакалавра и множество исследовательских программ. Во многих технических вузах преподаватели сталкиваются с тем, что студенты-первокурсники не имеют достаточной подготовки по базовым предметам и это создает большие сложности в учебном процессе. В сравнении с советским периодом резко снизился и международный престиж российского инженерно-технического образования. Так, среди иностранных граждан очной формы обучения в российских вузах доля выбирающих инженерно-техническое образование сократилась почти в 2,5 раза. Среди инженерно-технических специальностей иностранцы, занимавшиеся на дневных отделениях российских вузов, предпочитали изучать в основном архитектуру и строительство, энергетику, энергетическое машиностроение и электротехнику, разработка нефтяных и газовых месторождений, металлургию, машиностроение и материалообработку. Следует отметить, что высшее инженерно-техническое образование получают сегодня в России в основном выходцы из бывших советских республик, а также ряда стран Азии.

Дефицита преподавателей инженерно-технического профиля в количественном плане в настоящее время в вузах не ощущается. Речь скорее идёт о нехватке преподавательских кадров высокой квалификации, хорошо знакомых с потребностями современного производства и современными технологиями. В советский период в коллективах преподавателей инженерно-технических кафедр, как

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-2/2016 ISSN 2410-700Х_

правило, имелись те, кто обладал опытом практической работы на производстве, для которого вуз готовил специалистов, и эти преподаватели пользовались большим авторитетом не только среди коллег, но и студентов. В настоящее время обязательности для технических вузов иметь в штате в качестве преподавателей определённый процент сотрудников НИИ или предприятий больше не существует. Более серьезной проблемой является возраст преподавателей, половины из них старше 50 лет. Молодых преподавателей крайне мало, поэтому не подготовлено поколение, которое может полноценно сменить предшественников. Аспирантура с этим должным образом не справляется, так как ее оканчивают в лучшем случае лишь четверть. Основная причина медленной замены педагогических кадров состоит в нежелании пожилых преподавателей уходить в отставку из-за нищенских пенсий, а порой и отсутствия преемников. Администрация вузов нередко сама просит их ещё поработать. Кроме того, карьерному росту молодых преподавателей мешает и двухступенчатая система присвоения учёных степеней (кандидатов и докторов наук). В настоящее время присвоение ученых званий является проблемой не только для технических специальностей, но и для всех остальных.

Технические вузы в Российской Федерации ощущают нехватку современного лабораторного оборудования, на котором необходимо учить студентов. Его получение от предприятий или закупка за границей, связаны с большими бюрократическими сложностями и расходами. Современное инженерное образование предполагает необходимость регулярного (хотя бы раз в три года) обновления практической части учебной программы, ориентируясь на новейшие тенденции развития соответствующей отрасли. Ведь за 5-6 лет, проходящих со дня зачисления студента в вуз и до получения им диплома об окончании, любая академическая программа, даже учитывавшая новейшие (на момент поступления) технологии, безнадёжно устаревает. Недостающие знания и умения студенты нередко вынуждены получать сами при помощи самостоятельно найденной литературы и общения (через Интернет - форумы и конференции) с будущими коллегами, при этом среди трудоустроившихся по технической специальности выпускников распространено мнение, что в вузе они не получили почти ничего, что бы пригодилось им в работе. Сами же вузы не в состоянии прогнозировать спрос на те или иные технические специальности. Появление такой проблемы приводит к негативному результату: большинство выпускников трудоустраиваются не по профилю обучения и вынуждены в последствии «доучиваться» или переучиваться, чтобы быть конкурентоспособными на рынке труда. Настораживает и тот факт, что появляется практика отправлять на стажировку за границу наших инженеров-специалистов прежде всего в те страны, с оборудованием или продукцией которых они работают. Выступая на расширенном заседании коллегии в Минобрнауки России 19 марта 2011 года президент Ассоциации инженерного образования Ю.П. Похолков отметил противоречие, связанное с наличием в стране значительного числа инженеров и конструкторов (ряды которых пополняются ежегодно сотнями тысяч новых дипломированных специалистов) и практическим отсутствием в самой России производства современной техники и оборудования[5].

Последние международные рейтинги вузов свидетельствуют об ослаблении позиций российского инженерного образования. Так, согласно классификации "The Times Higher Education World University Ranking" ни один российский вуз не вошёл в число лучших учебных заведений в области инженерных наук и технологии (первую пятёрку мест в нем занимают 3 вуза американской Силиконовой долины -Калифорнийский технологический институт, Стенфордский университет и Университет Калифорнии, Беркли). Аналогична ситуация и в рейтинге лучших вузов в инженерно-технологической области. Несомненное лидерство учебных заведений США, а также Великобритании, Германии, Канады, Австралии, Франции и ряда других стран [4].

По мнению Ассоциации технических университетов России, среди первоочередных мер по улучшению инженерно-технического образования в стране и повышению его престижности должно быть налаживание системы: технологическая подготовка школьников и улучшение их профессиональной ориентации, увеличение количества школьных олимпиад технической направленности, укрепление связей средних общеобразовательных учебных заведений с техническими вузами и расширение целевого набора

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-2/2016 ISSN 2410-700Х

студентов. А так же повышение стипендий обучающимся по специальностям оборонно-промышленного комплекса, присвоение выпускникам инженерных факультетов квалификации «инженер» с соответствующей записью в дипломе (как это было принято в традициях российского инженерного образования) и закрепления молодых специалистов на предприятиях с помощью существенного повышения их зарплаты и предоставления льготного жилья. В рамках же модернизации высшего образования необходимо не сокращать, а увеличивать общеинженерную и фундаментальную подготовку и дать вузам право самим определять её формы и содержание, а также значительно улучшить материально-техническое обеспечение учебных заведений.

Список используемой литературы

1. Пономаренко А. А. Теоретические основы исследования в учебной мотивации студентов / А. А. Пономаренко, В. А. Ченобытов // Молодой ученый. - 2013. - № 1 - Страница 356-358.

2. Гордашников В. А., Осин А. Я.. Образование и здоровье студентов медицинского колледжа. - М .: Академия естественных наук издательство, - 2009.

3. И. А. Зимняя Педагогическая психология. - М .: Логос, издательство, 2004. - с. 384

4. Фюлзак М. Улучшение или распад? К вопросу о судьбе российской науки (в переводе с немецкого языка) // Россия и современный мир. 2001, № 3. - с. 210

5. Русский статистический ежегодник. М .: Росстат, 2009. - с. 252.

© Кононенко А.П.2016

УДК 373.487

Крымгужина Зулия Зиннатовна,

к.п.н.,

старший преподаватель, СИ (филиал)БашГУ, г. Сибай , Республика Башкортостан E-mail: zuliyamusic@mail.ru

ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНОСТИ В ТРУДАХ УЧЕНЫХ

Аннотация

В статье рассматривается вопрос о воспитании духовности подрастающего поколения. Делается обзор трудов ученых в контексте проблемы. На основе анализа автор дает характеристику основным понятиям «духовность», «воспитание духовности».

Ключевые слова

воспитание духовности, духовность, подрастающее поколение, система образования.

Проблема воспитания духовности интересовала ученых во все времена. Научное осмысление процесса воспитания духовности в отечественной педагогике восходит к трудам К. Д. Ушинскому. Согласно К. Д. Ушинскому, приоритетной целью образования является интеграция личности в пространство национальных духовных ценностей и вовлечение в духовно ориентированную деятельность. Вхождение в пространство ценностей, по мнению К.Д. Ушинского, осуществляется через духовные практики и постоянный нравственный труд. Главную задачу педагогики он видел в воспитании духовной стороны человека [2].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.