Научная статья на тему 'Проблема воспитание духовности в трудах ученых'

Проблема воспитание духовности в трудах ученых Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
169
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНОСТИ / ДУХОВНОСТЬ / ПОДРАСТАЮЩЕЕ ПОКОЛЕНИЕ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крымгужина Зулия Зиннатовна

В статье рассматривается вопрос о воспитании духовности подрастающего поколения. Делается обзор трудов ученых в контексте проблемы. На основе анализа автор дает характеристику основным понятиям «духовность», «воспитание духовности».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Крымгужина Зулия Зиннатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема воспитание духовности в трудах ученых»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-2/2016 ISSN 2410-700Х

студентов. А так же повышение стипендий обучающимся по специальностям оборонно-промышленного комплекса, присвоение выпускникам инженерных факультетов квалификации «инженер» с соответствующей записью в дипломе (как это было принято в традициях российского инженерного образования) и закрепления молодых специалистов на предприятиях с помощью существенного повышения их зарплаты и предоставления льготного жилья. В рамках же модернизации высшего образования необходимо не сокращать, а увеличивать общеинженерную и фундаментальную подготовку и дать вузам право самим определять её формы и содержание, а также значительно улучшить материально-техническое обеспечение учебных заведений.

Список используемой литературы

1. Пономаренко А. А. Теоретические основы исследования в учебной мотивации студентов / А. А. Пономаренко, В. А. Ченобытов // Молодой ученый. - 2013. - № 1 - Страница 356-358.

2. Гордашников В. А., Осин А. Я.. Образование и здоровье студентов медицинского колледжа. - М .: Академия естественных наук издательство, - 2009.

3. И. А. Зимняя Педагогическая психология. - М .: Логос, издательство, 2004. - с. 384

4. Фюлзак М. Улучшение или распад? К вопросу о судьбе российской науки (в переводе с немецкого языка) // Россия и современный мир. 2001, № 3. - с. 210

5. Русский статистический ежегодник. М .: Росстат, 2009. - с. 252.

© Кононенко А.П.2016

УДК 373.487

Крымгужина Зулия Зиннатовна,

к.п.н.,

старший преподаватель, СИ (филиал)БашГУ, г. Сибай , Республика Башкортостан E-mail: zuliyamusic@mail.ru

ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНОСТИ В ТРУДАХ УЧЕНЫХ

Аннотация

В статье рассматривается вопрос о воспитании духовности подрастающего поколения. Делается обзор трудов ученых в контексте проблемы. На основе анализа автор дает характеристику основным понятиям «духовность», «воспитание духовности».

Ключевые слова

воспитание духовности, духовность, подрастающее поколение, система образования.

Проблема воспитания духовности интересовала ученых во все времена. Научное осмысление процесса воспитания духовности в отечественной педагогике восходит к трудам К. Д. Ушинскому. Согласно К. Д. Ушинскому, приоритетной целью образования является интеграция личности в пространство национальных духовных ценностей и вовлечение в духовно ориентированную деятельность. Вхождение в пространство ценностей, по мнению К.Д. Ушинского, осуществляется через духовные практики и постоянный нравственный труд. Главную задачу педагогики он видел в воспитании духовной стороны человека [2].

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-2/2016 ISSN 2410-700Х_

По его мнению, весь процесс образования и воспитания должен быть духовно пропитан, а школа должна быть единым духовным организмом. Каждый образовательный предмет должен по-своему с присущей ему спецификой реализовывать задачу духовно-нравственного воспитания. Подобно тому, как из отдельных кирпичей и блоков возводится здание, обретая архитектурно завершенную форму, так из воспитательно-духовной направленности преподавания отдельных учебных предметов складывается то, что К. Д. Ушинский называл духом школы.

Мысль о необходимости духовно-нравственного воспитания особенно настойчиво проводили представители русского зарубежья, в числе которых были и педагоги, и философы, и религиозные деятели - П. Бицилли, С. И. Гессен, М. Л. Гофман, Е. Елачич, А. Ельчанинов, Л. Зандер, В. В. Зеньковский, С. И. Карцевский, И. Лаговский, А. Маклецов, отец С. Четвериков и А. Четверикова. Духовность они рассматривали как интегративное качество личности, проявляющееся в потребности жить, творчески созидать в соответствии с идеалами истины, добра, красоты и в то же время духовность выступала и как показатель уровня человеческих отношений, чувств, нравственно-эстетической и гражданской позиций, способности к состраданию, сопереживанию и милосердию.

Русские педагоги активно отстаивали мысль, что личность не развивается сама по себе и ее духовный рост происходит в живом социальном опыте, в ориентации на ценности, которые обеспечивают значимую смысловую взаимосвязь различных форм человеческой жизнедеятельности. Духовность всегда связана с созидательно-преобразующими действиями человека, напряженной духовной жизнью, требующей постоянного труда и сформированной воли. И если происходит разрыв с естественной средой, то «уход в уединение» приводит к тому, что человек углубляется в себя и ослабевают внешние его связи, «все грознее наступает казнь и расплата за извращение социальной природы» [1].

Очень важна мысль, развиваемая русскими педагогами, заключается в том, что духовность, направленная на освоение социального опыта, ценностного мира, созданного человечеством, способствует возникновению духовных потребностей, потенциально неограниченных в смысле возможностей своего удовлетворения. Чем шире спектр таких потребностей, тем личность духовно богаче и тем продуктивнее поиски ею смысла жизни, разнообразнее ее связи с обществом. Сама духовность при этом выступает смысложизненной проекцией бытия человека.

Проблема воспитания духовности оказалась в центре внимания и современных педагогов, хотя не следует забывать, что долгое время она не входила в число актуальных для педагогики социалистического реализма, более того, начиная с 30-х годов происходило практически тотальное вытеснение из научного, общественного и, включая, педагогического сознания духовной проблематики, поскольку основной задачей государственной идеологии становится подчинение индивида интересам коллектива. И только к концу 70-х годов XX века этот термин начинают употреблять, но в сочетании со словами «духовная культура», «духовная жизнь». Основное внимание уделялось различным проявлениям духовности (нравственным, эстетическим, интеллектуальным). Исследователи, чьи труды имели то или иное отношение к духовной тематике, рассматривали духовность исключительно под углом зрения общего состояния «духовной культуры общества», его «духовной сферы» и так далее, представляющего собой лишь варианты анализа статично-стабильного положения общественного сознания, сцементированного незыблемостью достаточно ограниченного набора ценностей социализма. При этом утверждалось, что духовность с необходимостью объективируется в творениях культуры, поведении, поступках и формах человеческой деятельности -нравственной, эстетической и интеллектуальной (теоретической) [3]. Главным показателем духовности, основным ее критерием и способом выражения был социальный фактор, тем самым просто не замечалось самоценность духовной реальности и происходило молчаливое отрицание внутреннего индивидуально

Список использованной литературы

1. ЗПедагогическое наследие русского зарубежья, 20-е годы: Кн. для учителя. М., 1993. С. 288

2. 2Ушинский К.Д. Педагогические сочинения в 2-х тт. - Т. 1. - М.: Педагогика, 1978. - 584 с. с. 545

3. 4Федотова В. Г. Душевное и духовное // Философские науки. 1988. № 7. С. 50-58;

© Крымгужина З.З., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.