Научная статья на тему 'О сущности воспитания позитивных качеств национального характера в отечественном философском и педагогическом наследии'

О сущности воспитания позитивных качеств национального характера в отечественном философском и педагогическом наследии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
413
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ДУХОВНОСТЬ / ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ / ВОСПИТАНИЕ ХАРАКТЕРА / ПОЗИТИВНЫЕ КАЧЕСТВА НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА / ДУХОВНОНРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ ХАРАКТЕРА / NATIVE SPIRITUALITY / TRADITIONAL VALUES / CHARACTER EDUCATION / POSITIVE QUALITIES OF THE NATIONAL CHARACTER / SPIRITUAL AND MORAL FOUNDATIONS OF CHARACTER

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Груздева Мария Валерьевна

Статья посвящена осмыслению проблемы воспитания отечественной духовности и позитивных качеств русского национального характера в трудах Ивана Александровича Ильина и Константина Дмитриевича Ушинского. Автором статьи анализируется непреходящая ценность педагогических разработок этих выдающихся российских учёных по названной проблеме, которая является глубоко актуальной в современной науке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The essence of positive features training of national character in native philosophic and pedagogical heritage

The article is devoted to the comprehension of the educational problem of native spirituality and the positive qualities of the Russian national character in the works of Ivan Alexandrovich Ilyin and Konstantin Dmitrievich Ushinsky. The eternal value of the pedagogical development of these outstanding Russian scientists is analyzed by the author of the article on the problem that is so relevant to the modern science.

Текст научной работы на тему «О сущности воспитания позитивных качеств национального характера в отечественном философском и педагогическом наследии»

УДК 37.017.92

М. В. Груздева

О сущности воспитания позитивных качеств национального характера в отечественном философском

и педагогическом наследии

Статья посвящена осмыслению проблемы воспитания отечественной духовности и позитивных качеств русского национального характера в трудах Ивана Александровича Ильина и Константина Дмитриевича Ушинского. Автором статьи анализируется непреходящая ценность педагогических разработок этих выдающихся российских учёных по названной проблеме, которая является глубоко актуальной в современной науке.

The article is devoted to the comprehension of the educational problem of native spirituality and the positive qualities of the Russian national character in the works of Ivan Alexandrovich Ilyin and Konstantin Dmitrievich Ushinsky. The eternal value of the pedagogical development of these outstanding Russian scientists is analyzed by the author of the article on the problem that is so relevant to the modern science.

Ключевые слова: отечественная духовность, традиционные ценности, воспитание характера, позитивные качества национального характера, духовнонравственные основы характера.

Key words: native spirituality, traditional values, character education, positive qualities of the national character, spiritual and moral foundations of character.

В новых социально-экономических условиях под влиянием социокультурных факторов изменились нравственные ориентиры развития общества, что вызывает тревогу в связи с возрастанием проблем нравственного характера, проявляющихся в поведении школьников и молодёжи. Нарушение норм морали и правонарушения среди учащихся стали типичными явлениями, характеризующими современную ситуацию, а «общий социальный фон воспитания детей в современной России определяется специалистами в области воспитания как кризисный и неблагоприятный» [10, с. 18].

n w w

В связи с этим в отечественной школьной практике актуальным является акцентирование внимания на нравственном воспитании в образовательном процессе средней школы. Как отмечают российские учёные, основное внимание в современных школах уделяется обучению, а воспитание отодвигается на второстепенные позиции. Ещё в 1999 г. министр общего и профессионального образования В. М. Филиппов констатировал: «У нас в России единый процесс образования оказался рас-

© Груздева М. В., 2013

колот, а его духовная сердцевина - воспитание - принесена в жертву сиюминутным прагматическим интересам. А последствием принижения воспитания, гуманистической миссии образования явилась потеря целого поколения российской молодёжи. Поколения, которое, как мы сегодня видим, оказалось обделено нравственными и гражданскими ценностями, не получило возможности в должной мере приобщаться к ответственному и глубокому пониманию общественного и личного смысла человеческого бытия»[17, с. 65].

Любое государство держится именно на духовном характере народа. В настоящий момент мы переживаем упадок русского национального характера. Это отмечают деятели культуры, науки, литературы и искусства: А.А. Зиновьев, И.Р. Шафаревич, В.А. Солоухин, В.И. Белов,

В.Г. Распутин, В.Н. Крупин, В.М. Шукшин и другие. Из современных педагогов об упадке национального характера в России неоднократно высказывались в своих работах И.Ф. Гончаров и Е.П. Белозерцев, из священнослужителей - митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн.

В работах отечественных педагогов, философов, литераторов в различные исторические эпохи прослеживается мысль о том, что подлинно нравственное воспитание человека - это воспитание в русле народных ценностей и традиций. О глубинном истоке души и жизни человека, о его национальности в разных аспектах размышляли многие отечественные философы и мыслители. Назовём самые крупные имена: А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, К.Д. Ушинский, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, К.Н. Леонтьев, В.С. Соловьёв, В.В. Розанов, П.Ф. Каптерев, П.И. Новгородцев, Н.А. Бердяев, И.С. Шмелёв, Н.О. Лосский, П.А. Флоренский, Г.П. Федотов, Л.П. Карсавин, И.А. Ильин.

Вопросам человеческого характера, его развития и воспитания, посвящены работы российских учёных-психологов А.Ф. Лазурского, С. Л. Рубинштейна, К.К. Платонова, А.Г. Ковалёва, Е.А. Климова, А.Г. Асмо-лова и др. Эти учёные разрабатывали безнациональные характеристики характера и его классификации.

Осмыслением сущности русского национального характера занимались Н.В. Станкевич, П.Я. Чаадаев, А.И. Герцен, К.Д. Ушинский, Н.Я. Данилевский, А.А. Потебня, А.Н. Веселовский, В.О. Ключевский, Д.Н. Овся-нико-Куликовский, Н.А. Бердяев, Г.П. Федотов, С.И. Гессен, Б.П. Вышеславцев, Н.О. Лосский, И.А. Ильин, П.А. Сорокин, Д.С. Лихачёв, А.М. Панченко, И.Ф. Гончаров, А.А. Корольков, Е.П. Белозерцев и многие другие.

По З.Б. Кандауровой, нацию можно определить как «исторически сложившуюся на определённой стадии общественного развития устойчивую общность людей, независимо от их этнического происхождения» - такую общность, которую её представители, спаянные единой созидательной идеей, ментальностью и единой системой ценностей, считают «родной», «интересы которой они готовы защищать» [8, с. 10]. Некото-

рое сходство, но и отличия от понятия «нация» мы находим в определении этноса, предложенном Л.Н. Гумилёвым: «Этнос - это естественно сложившийся на основе оригинального стереотипа мышления коллектив людей, существующих как система, которая противопоставляет себя другим подобным системам, исходя из ощущения комплиментарности» [2, с. 407].

В современной отечественной науке национальный характер рассматривается как совокупность объективных, исторически сложившихся социально-психологических особенностей духовного облика народа, проявляющихся через отношения к вечным общечеловеческим ценностям в свойственных его представителям традиционных формах поведения и существующих в объективизированных формах общественного сознания [19, с. 24]. Общим в понимании национального характера в отечественной и зарубежной науке является анализ его на уровне ценностей, которые интроецированы в личность в результате длительного взаимодействия генотипа с культурой, их взаимного проникновения. Иными словами, национальный характер «отражает социальнопсихологическое состояние этноса, которое складывается в результате длительного и достаточно устойчивого воздействия естественногеографических, этнических, социально-экономических и культурных условий проживания субъекта и проявляется в различных видах деятельности» [8, с. 87].

В ряде научных источников встречается сопоставление термина «национальный характер» с термином «менталитет». Например, в работе Е.С. Роговера автором утверждается, что национальный характер -это «форма выражения менталитета народа, слагаемое этого менталитета» [11, с. 84]. Понятие сложилось в социальной психологии. Философией и психологией менталитет (от лат. «теМаНэ» - умственный, духовный) определяется как интегральная характеристика человека, как совокупность его знаний, представлений, взглядов, оценок, убеждений, верований, идеалов, обеспечивающих смысл человеческой жизни, его жизненное самоопределение (К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов, А. В. Брушлинский, И.Г. Дубов, В.С. Стёпин). По мнению исследователей, менталитет необходимо рассматривать в связи с «коллективным сознанием», без которого невозможно развитие антропоцентрической цивилизации [1, с. 46-47].

Современная отечественная педагогика включает менталитет в контекст образования и исследует его в единстве своего предмета. По О.В. Лебедевой, «признание и принятие феномена менталитета и национального характера как его составляющей является необходимым условием дальнейшего успешного развития личности, российского государства и народа» [9, с. 50]. По Ж.В. Четвертаковой, «национальный характер как предмет культурологического исследования относится к числу наиболее актуальных проблем современной науки. При этом он вы-

ступает феноменом и ключевой детерминантой, определяющей будущее цивилизации» [18, с. 3].

П V V V

В истории российской педагогической мысли воспитанию отечественной духовности уделяется пристальное внимание. У истоков осмысления воспитательной силы традиционных отечественных ценностей и позитивных качеств русского национального характера находятся труды выдающихся учёных - Ивана Александровича Ильина и Константина Дмитриевича Ушинского.

С особой силой звучит сегодня талантливое учение И.А. Ильина о воспитании духовного национального характера. Верный сын своей Родины, вдумчивый учёный и поэт от науки, умеющий размышлять о России прекрасным литературным языком, И.А. Ильин в ряде своих работ анализирует истоки падения общей духовности и нравственности в родной стране. Как набат, звучат сегодня его слова: «Россия рухнула в революции от недостатка духовного характера - в интеллигенции и в массах. Россия встанет во весь свой рост и окрепнет только через воспитание в народе такого характера» [7, с. 11].

Руководящей творческой идеей И.А. Ильин считает идею духовного национального характера и, размышляя о необходимости его воспитания и укрепления, обращается сердцем и мыслью к традиционным ценностям российской духовности. Важное, непреходящее значение для будущего Родины философ видит в созидающей силе Русского Православия.

Сущность духовного русского национального характера раскрывается в философском творчестве И.А. Ильина глубоко и всесторонне. Как истинно творческая личность, учёный на протяжении десятилетий страстно и взволнованно раскрывает читателю в своих работах неповторимый облик русской души, постоянно дополняя, углубляя его и высвечивая всё новые и новые грани самобытного духовного лика России -страны, познавшей трагедию разрушения вековечных ценностей, но сохранившей в памяти светлое ядро, основу своей духовности.

Издревле и изначально, как замечает И.А. Ильин, «Россия дала нам религиозно живую, религиозно открытую душу» [5, с. 13]. Православие явилось одним из важнейших источников формирования национального духовного характера русского человека, будь то святой христианский подвижник, русский царь, полководец или простой крестьянин. Русские люди на протяжении столетий были убеждены на сознательном или подсознательном уровнях: самое главное в жизни - то, что священно; не озаряемая светом священного жизнь превращается в жалкое прозябание и пошлость, «а Пушкин и Гоголь подарили нам это клеймящее и решающее слово, которого, кажется, совсем не ведают другие языки и народы» [4, с. 106]. Отсюда вечно пламенеющая в сердцах идея Родины как святыни, вера в её духовное могущество и несгибаемая воля, оптимизм в грозные для неё моменты истории. Отсюда же полнокровная и бурная жизнь сердца, духа, неизъяснимая русская сердечность, живая

любовь и живая совесть, поющие в глубине души русского человека. И, конечно же, то, что всегда покоряло и очаровывало в русских людях и смертельно устрашало врагов, - чувство собственного духовного достоинства, нерасторжимое с глубокой верой. Поистине «душа русского народа всегда искала свои корни в Боге и в его земных явлениях: в правде, праведности и красоте» [4, с. 106].

И.А. Ильин подчёркивает доброту, ласковость, изначальную естественность, общительность, гостеприимство русского человека, его патриотическую верность, честь и стойкость, гибкий и крепкий инстинкт самосохранения, силу созерцающего, образно мыслящего воображения, постоянное стремление к жертвенной любви, совершенству, религиозной цельности, истинному братству и внутренней духовной свободе. Философ неоднократно в различных своих работах говорит о тончайших гранях русской духовности - о духовной очевидности и сердечном видении, об искренности и цельности в духе русского народа, о полярных стихиях его духа - о мятущейся страстности и смиренной молитве. Русской душе близки чувство ответственности, религиозное смирение и покаянное очищение; русский человек с духовным характером слышит голос совести не после греха, а до поступка, он способен на автономное самообладание. Такой человек достигает цельности прежде всего через внутреннюю свободу созерцающей любви и свободу веры. Дух его богат и щедр, из священных традиций веры им взят «драгоценный дар нелицемерного, искреннего, убеждённого и преданного повиновения, сердечной лояльности, верноподданного и вернопреданного служения» [7, с. 11].

Велики талантливость, творческая одарённость и творческий потенциал народа: «Да, благодушен, лёгок и даровит русский человек: из ничего создаст чудесное...» [5, с. 11]. Национальный духовный характер, являемый русскими людьми в различные исторические эпохи, породил несметные духовные сокровища: это и самобытная русская культура, созидаемая в русле традиционных ценностей, и великое искусство в лице русских пророков-гениев, и русская песня как «прямое излияние сердечного чувства» [4, с. 421], и наша незабвенная русская народная сказка, которая «вся проникнута певучим добродушием» [4, с. 106]. И, конечно же, бесценный для каждого российского патриота русский язык, «язык зрелого самобытного национального характера» [5, с. 18].

Говоря о характере народа, И.А. Ильин затрагивает и его глубинные противоречия, с болью замечает, что духовные вершины, достигаемые русским человеком, граничат с опасностью таких же глубоких падений и соблазнов. В статье «Идея Корнилова», например, философ анализирует причины «неверного строения русского характера и русской идеологии» [3, с. 223], заключающегося в соблазне отхода русскими людьми от древнего православного учения о мече. В стремлении «непротивления злу силою», в отказе от борьбы с врагами, имеющими цель разрушить Отечество - страшное зло, ибо живая любовь, всепрощение и смирение,

так свойственные православной русской душе, приемлемы лишь с врагами личными и не должны обращаться к врагам Господним и врагам Родины. То, что может явиться вершиной духа русского человека, не должно стать причиной его падения и гибели, трагедией его Отечества. И.А. Ильин подчёркивает, что подчас духовная слепота и безвольная сентиментальность мешают пониманию: «гуманность не есть последнее слово человеческой добродетели и мудрости» [3, с. 223].

В наше тревожное для России время мысли И.А. Ильина о русском национальном духовном характере, наполненные светом созидающей любви к Родине, звучат как вдохновенное и волевое напутствие, заставляя вновь и вновь обращаться к его философскому наследию.

Как первоочередную педагогическую задачу в России И.А. Ильин выдвигает воспитание духовного национального характера, а также предлагает свои средства, методы и принципы этого воспитания.

Особенно важны для воспитания духовного характера, по словам мыслителя, такие сокровища: язык, вмещающий в себя «всю душу, всё прошлое, весь духовный уклад и все творческие замыслы народа» [6, с. 237], песня, которую ребёнок должен слышать с колыбели. Пение помогает рождению чувства в душе, оно помогает родиться творческой эмоции.

Молитва - обращение души к Богу. Самобытную молитву, по И.А. Ильину, надо вдохнуть в ребёнка с первых лет жизни. А русская сказка, которая «будит и пленяет мечту», даёт ребёнку чувство героического, она учит его мужеству и верности.

Образы национальной святости, а также жития святых и героев в ряду перечисленных средств воспитания особенно необходимы.

Средство воспитания образами национальной святости опробовано жизнью русских людей, их опытом, оно даёт уверенность, что «наш народ оправдался перед лицом Божиим...» и что «он имеет право на почётное место в мировой истории» [6, с. 239].

Духовный русский национальный характер, по И.А. Ильину, воспитывается также поэзией: «Русский народ имеет единственную в своём роде поэзию, где мудрость облекается в прекрасные образы, а образы становятся звучащей музыкой» [6, с. 239].

Мыслитель отмечает, что история воспитывает и детей, и взрослых. Только тогда будет убедительное воспитание, когда наше прошлое будет присутствовать и помогать, а не наводить уныние. Методов изложения исторических событий детям множество.

Не менее важно и ещё одно понятие - армия. Армия - волевая сила государства. Храбрость народа подтверждается многочисленными войнами и революциями, эти события заставят детей и гордиться своими соотечественниками, и скорбеть о погибших. Земли, завоёванные предками, надо защищать, ратный труд тяжек. Армия, как считает мыслитель, может по-настоящему положительно повлиять на человеческий характер.

Мирный труд не легче ратного, хорошо вести хозяйство - дело сложное. Ребёнок с детства должен приобщаться к труду, этот принцип в воспитании духовного характера - основополагающий.

Хорошо и правильно воспитанный ребёнок с ранних лет постигает радость от выбранного им занятия. Таким образом воспитываются духовность и хозяйственный патриотизм.

Мысли И.А. Ильина о воспитании духовного национального характера - это яркое выражение живого, искромётного философского и педагогического дара одного из выдающихся мыслителей прошлого, актуальность и современность творений которого очевидны.

Учение И.А. Ильина о русском национальном духовном характере органично связано с разработками в данной области других отечественных философов, педагогов, учёных. Примечательно в этом отношении творчество К.Д. Ушинского.

Яркая, немеркнущая звезда нашей научной педагогики, Константин Дмитриевич Ушинский, размышляя о современном для него российском воспитании, пророчески заглянул в нерадостную перспективу педагогической практики незнакомого ему XXI столетия: «Развитие головы и совершенное бессилие характеров, способность всё понимать и обо всём мечтать (я не могу даже сказать - думать) и неспособность что-нибудь делать - вот плоды такого воспитания. Часто, видя подобный характер, желаешь от души, чтобы он как можно менее знал и был как можно менее развит, тогда, может быть, выйдет из него больше проку. Таким воспитанием, расстраивающим и раздражающим нервные системы детей, мы перепортили целые поколения.» [13, с. 270].

Через многие труды Ушинского проходит мысль о том, что истинное, созидающее воспитание человека - это прежде всего воспитание духовно-нравственных основ его характера. Причём, как считает мыслитель, успех такого воспитания напрямую связан с двумя ведущими взаимосвязанными идеями - идеей народности и идеей православного освящения человеческой души.

Работая над темой характера, Ушинский предстаёт перед нами не только как тонкий педагог и психолог, опирающийся на педагогическую

II V V V V I I

практику, но и как одарённый величайшей интуицией философ, а также как проницательный учёный, не чуждающийся прибегать к размышлениям о физиологии человека. Такой интегративный подход не случаен, ибо мыслитель убеждён в том, что «если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях» [16, с. 237]. Воспитатель обязан «знать побудительные причины самых грязных и самых высоких деяний, историю зарождения преступных и великих мыслей, историю развития всякой страсти и всякого характера. Тогда только будет он в состоянии почерпать в самой природе человека средства воспитательного влияния - а средства эти громадны!..» [16, с. 247].

Рассматривая человеческий характер как глубокое и суммарное явление, Ушинский выделяет его природный элемент, коренящийся в телесном организме, и элемент духовный, вырабатывающийся под влиянием обстоятельств и воспитания. Между этими двумя элементами характера существует постоянное взаимодействие, даже борьба, причём «победа остаётся то на той, то на другой стороне» [14: 274]. Умственное развитие, нравственная сторона души отражается в наружности человека так же, как и телесная сторона характера влияет на определение его духовной составляющей. По Ушинскому, при всём многообразии человеческих типов, родовых, семейных и личных, «природа всегда успевала в бесчисленном множестве характеристических черт в наружности человека выделить черту народности» [14: 277]. Именно поэтому национальность каждого отдельного индивидуума часто легко узнаваема. Отражаясь в наружности, она соединяется со всеми другими характеристическими чертами человека, придавая особенное своеобразие каждой из них. Коренясь глубоко в природе человека, в его физическом облике и внутреннем мире, черта национальности «выдерживает напор столетий и не истощается миллионами отдельных личностей» [14: 277].

Именно эту щедро подаренную природой человеческому характеру черту национальности мыслитель настоятельно рекомендует использовать при организации правильного воспитания. К ней надо постоянно взывать, через неё строить полноценную человеческую личность - личность нравственного гражданина, трепетно любящего своё Отечество.

■ I и V V V ■■ V

Не в нашей ли суровой педагогической действительности, лишённой ореола истинного патриотизма, по сути дела, дающей детям при выходе из средней школы формальное насыщение ума знаниями без глубокого одухотворения личности - не в нашем ли драматичном положении школьной действительности стоит задуматься над гениальными прозрениями Ушинского?

Истинно нравственное воспитание всегда национально, и, наоборот, мудро организованное национальное воспитание изначально нравственно и созидательно - эта мысль красной нитью проходит через труды Ушинского. Особое значение учёный придаёт здесь родному языку, замечает, что посредством родного языка ребёнок уже в самые первые годы жизни усваивает глубочайшие в своей основе идеи, нравственные законы, понятия: «Не условным звукам только учится ребёнок, изучая родной язык, но пьёт духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Оно объясняет ему природу, как не смог бы объяснить её ни один естествоиспытатель; оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живёт, с его историей и его стремлениями, как не мог бы познакомить ни один историк; оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик; оно, наконец, даёт такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребёнку ни один философ» [12, с. 22].

В связи со своим обращением к народности как к ведущей идее воспитания Ушинский многократно подчёркивает, что российская научная педагогика и российская школьная практика не нуждаются в постоянном и неумном копировании зарубежных теорий, систем и традиций -эта мысль учёного также чрезвычайно актуальна сегодня, когда мы чувствуем многие неблагоприятные последствия отказа от собственных педагогических традиций в угоду распространённым, но совершенно не приемлемым для нас веяниям Запада. В итоге подчас в России воспитываются граждане мира, но не патриоты своей Родины, способные передать собственным детям искреннюю любовь к Отечеству. В работе «О необходимости сделать русские школы русскими» Ушинский с болью отмечает, что «нам не мешало бы занять вместо всех прочих одну черту из западного образования - черту уважения к своему отечеству; а её-то именно, её, единственно годную для заимствования во всей полноте, и пропустили. Не мешало бы нам занять её не затем, чтоб быть иностранцами, а лишь затем, чтоб не быть ими посреди своей родины» [15, с. 209].

Говоря о воспитании духовно-нравственных основ характера, Ушинский постоянно озаряет свои педагогические рассуждения ярким и мудрым светом православного миросозерцания. Идея народности напрямую связана у него с идеей религиозного просвещения человека, поскольку эта многовековая традиция народа заслуживает особого уважения: «Всякое религиозное чувство выше всех остальных и само по себе почтенно, но должно воспитывать в почтении к той религии, к которой принадлежит воспитатель, и в этом отношении русские поставлены очень счастливо, ибо их религия соответствует самым высоким требованиям воспитания» [12, с. 56].

Как истинный учёный-педагог, преданный своему делу, К.Д. Ушинский высоко оценивает духовно-нравственный потенциал отечественного Православия, выделяет, что христианское учение - это «неугасимый светоч, идущий, как огненный столб в пустыне, впереди человека и народов, за ним должно стремиться развитие всякой народности и всякое истинное воспитание, идущее вместе с народностью» [12, с. 53].

Преодоление духовно-нравственного кризиса и возрождение, оздоровление системы образования в России - задача чрезвычайно сложная. Отечественное философское и педагогическое наследие в лице своих выдающихся представителей И.А. Ильина и К.Д. Ушинского указывают нам научно обоснованные пути выхода из этого затянувшегося кризиса.

Список литературы

1. Голованова Н.Ф. Тенденции ментального блуждания отечественного образования // Менталитет, мировоззрение, credo в педагогике ненасилия: сб. науч. ст. по проблемам педагогики ненасилия. - СПб., 2005. - С. 46-47.

2. Гумилёв Л.Н. От Руси к России / Лев Гумилёв. - М.: АСТ; Астрель, 2010.

3. Ильин И.А. Идея Корнилова. Из речи, произнесённой в Праге, Берлине и

Париже II Собр. соч. в 10 т.- М.: Русская книга, 1993. - Т. б. - С. 223-230.

4. Ильин И.А. Наши задачи. Статьи 1948-19б4 II Собр. соч. в 10 т. - М.: Рус-

ская книга, 1993. - Т. 2. Кн. II. - С. 91-438.

б. Ильин И.А. О России. Три речи 192б-1933 II Собр. соч. в 10 т. - М.: Русская книга, 1993. - Т. б. Кн. II. - С. 10-28.

6. Ильин И.А. Путь к очевидности. - М.: Республика, 1993.

7. Ильин И.А. Творческая идея нашего будущего II Медный всадник. - 2001. -

№ 7. - С. 8-14.

8. Кандаурова З.Б. Русский национальный характер в условиях современного общества: моногр. - Ставрополь: Пресса, 200б.

9. Лебедева О. В. Особенности российского менталитета II Менталитет, мировоззрение, credo в педагогике ненасилия: сб. науч. ст. по проблемам педагогики ненасилия. - СПб., 200б. - С. б0-б2.

10. Никитина Л.Е. Воспитание как технология общественного развития II Воспитание школьников. - 2011. - № 1. - С. 1б-24.

11. Роговер Е.С. Менталитет и его отражение в художественной литературе II Менталитет, мировоззрение, credo в педагогике ненасилия: сб. науч. ст. по проблемам педагогики ненасилия. - СПб., 2007. - С.83-8б.

12. Ушинский К.Д. Воспитание человека: Избранное I сост. С.Ф. Егорова. - М.: ИД «Карапуз», 2000.

13. Ушинский К.Д. Грехи воспитания вообще и русского в особенности в отношении нервного организма детей II Избр. пед. соч.: В 2 т. - М., 1974. - Т. 1. - С. 270-283.

14. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании II Избр. пед. произведения. - М.: Просвещение, 19б8. - С. 271-287.

1б. Ушинский К.Д. О необходимости сделать русские школы русскими II Избранные пед. соч.: В 2 т. - М., 1974. - Т.1. - С. 209-21б.

16. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии II Избр. пед. соч.: В 2 т. - М., 197б. - Т. 1. - С. 237-284.

17. Филиппов В.М. Гуманистическая роль образования: православие и воспитание II Педагогика. - 1999. - № 3. - С. бб-бб.

18. Четвертакова Ж.В. Культурологический статус русского национального характера: автореф. дис. ...канд. филос. наук. - Тамбов, 2004.

19. Шилова М.И., Малиновская Н.М. Черты национального характера: российский вариант II Педагогика. - 2002. - № 8. - С. 24-28.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.