Научная статья на тему 'Русская народная культура как социально-педагогический феномен'

Русская народная культура как социально-педагогический феномен Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1947
239
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА / НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА / ТРАДИЦИИ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ / НАЦИОНАЛИЗМ / FOLK CULTURE / FOLK PEDAGOGY / TRADITIONS / PERSONALITY SPIRITUAL-MORAL QUALITIES / NATIONALITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Пархоменко Наталья Александровна

В статье некоторые явления русской народной культуры рассматриваются сквозь призму социальной педагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian folk culture as social-pedagogic phenomenon

Some phenomena of Russian folk culture are examined through social pedagogy prism in the article.

Текст научной работы на тему «Русская народная культура как социально-педагогический феномен»

нестабильности общественного сознания, - когда нет востребованных идеалов в прошлом, но и в настоящем ещё не найдены новые, адекватные происходящим в стране и в мире переменам ориентиры для предстоящего развития, профессионального, личностного, национального самоопределения.

Библиографический список

1. Репринцев А.В. Механизмы наследования ценностей культуры: диалектика личного и общественного // Культура как способ бытия чело-

века в мире. - Томск, 1998.

2. Рыбалко Е.А. Становление личности // Социальная психология личности. - Л., 1974.

3. Сухомлинский В.А. Видеть себя // Сухомлин-ский В.А. Избр. пед. соч. - М., 1981. - Т. 3.

4. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании // Избр. пед. соч.: В 2 тт.- Т. 1. -М., 1974.

5. Шанский Н.М. и др. Краткий этимологический словарь русского языка. Пособие для учителей / под ред. С.Г. Бархударова. Изд. 3-е, испр. и доп. - М.: Просвещение, 1975. - 543 с.

УДК 37.018

Пархоменко Наталья Александровна

кандидат педагогических наук Комитет образования и науки Курской области kurskobrnadzor@yandex.ru

РУССКАЯ НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

В статье некоторые явления русской народной культуры рассматриваются сквозь призму социальной педагогики.

Ключевые слова: народная культура, народная педагогика, традиции, духовно-нравственные качества личности, национализм.

Т)адиции народной культуры. Русский народ копил национальный опыт, передавал из поколения в поколение ценностные устои и традиции воспитания, сохранял все самое лучшее. Так постепенно создавался золотой фонд русской народной педагогической культуры. Глубинное изучение и использование этого уникального, отшлифованного и проверенного веками опыта могут значительно повысить уровень психолого-педагогической теории и практики, стать неисчерпаемым источником вдохновения, творчества специалистов в области педагогики и психологии. Как справедливо полагал академик Д.С. Лихачёв, экологию нельзя ограничить только задачами сохранения природной биологической среды. Для жизни человека не менее важна среда, созданная культурой её предков и им самим... Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда столь же необходима для его духовной, нравственной жизни, для его «духовной осёдлос-ти», для его привязанности к родным местам, для его нравственной самодисциплины и социальности. В кризисном социуме, когда экономическое и социально-политическое бытие полно трудностей и противоречий, именно культура является

достойным способом выживания человека. В культуре, как в религиозной, так и в светской, обретаются вера, надежда и мудрость терпения, любовь и взаимная поддержка людей в трудные времена. В литературе существуют различные определения понятия «культура», рассматриваемой преимущественно как специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей между собой, к самим себе, к природе.

Философская и культурологическая мысль не разделяет понятия культуры и духовности. Культура выступает как образ, в котором символически выражена духовная жизнь человека. Наиболее конструктивным в контексте нашего исследования является аксиологический подход в понимании культуры. «Поле» культуры - это ценностно-смысловой универсум, в котором человек делает собственное существование человеческим бытием (М.К. Мамардашвили). Культура в таком понимании не просто совокупность ценностей, которые должны быть освоены или осознаны, но это способность и усилие «быть чело-

веком». Культура - это стиль жизни человека, сознательное творчество самой этой культуры, которое определяется ростом человеческого «Я». Важнейшей формой существования и проявления культуры выступает народная культура, основывающаяся на исторически обусловленном образе жизни народа, соответствующая духу, сознанию и самосознанию народа. Народная культура включает в себя основные константы, определяющие народ как целостный организм: язык, устное народное творчество, историю, веру, ценности.

Категория ценности рассматривается нами ключевой в содержании народной культуры. Решение поставленных в исследовании задач потребовало рассмотрения понятия «ценность». В качестве исходной мы приняли концепцию отечественного философа Н.О. Лосского. Согласно его концепции, духовные ценности выступают основанием культуры. Ценности возможны, если основа бытия духовна. Чтобы ценность формировалась, должен быть духовный потенциал жизни. Ценность - единство должного и значимого, сущего и идеала. Ценность не просто необходимая и должная, но и желаемая цель, которая выступает регулятором человеческих отношений. Ценностные отношения - это внутренние и ненасильственные отношения, они связаны с добровольным и свободным выбором. Только та деятельность порождает культуру, которая связана с поиском смыслов, извлечением смысла из окружающего, творчеством. Ряд учёных (К. Леви-Стосс, Т. А. Пигилова, В.В. Познанский и др.) определяют традиционную народную культуру как особую часть национальной культуры, основывающейся на устном народном творчестве и исторически обусловленном образе жизни народа. Такое определение, безусловно, сводит народную культуру всего лишь к одному из её проявлений. С нашей точки зрения народная культура - есть культура, соответствующая духу, сознанию и самосознанию народа. С этой точки зрения в понятие народной культуры, помимо предложенного выше, должны войти основные константы: язык, история, вера.

Важнейшим механизмом, позволяющим сохранить культуру, является традиция. Практически все теоретики культуры (М.М. Бахтин, Д. С. Лихачёв, В.В. Познанский и другие) подчёркивают мысль о том, что без традиций невозможно ни новаторство, ни творчество. Любая традиция культуры проверяется временем, то есть тради-

ционны лишь те элементы культуры, которые подтвердили свою значимость для общества и пользу для личности. В философском словаре «традиция - элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определённых обществах в течение длительного времени. Традиция охватывает объекты социального наследия (материальные и духовные ценности); процесс социального наследования; его способы. В качестве традиции выступают определённые общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и т.д.». Но и такое определение не полностью отражает содержание понятия. Традиция включает в себя: опыт и знания; способы деятельности; формы сознания; особенности ценностного и мотивационного отношения к миру. Именно традиция позволяет культуре оставаться живой, сохраняя во времени цепь преемственности поколений. Традиции русской культуры обусловлены спецификой русского образа жизни, особенностями традиционного русского мироощущения, творческой культурно-исторической деятельностью народа. А деятельность любого народа в области культуры, с философской точки зрения, является диалектическим единством процессов опредмечивания (создания новых ценностей, идей, норм и т.д.) и распредмечивания (освоения культурного наследия), направленного на преобразование духовных ценностей. Для нас приоритетным является процесс освоения духовного наследия через традиции культуры.

Народная культура как психолого-педагоги-ческий феномен. Традиции народной культуры нашли своё воплощение в педагогических средствах народной системы воспитания, глубокой эмпирической совокупности форм, методов и средств духовно-нравственного влияния на личность. В народной педагогике не было обстановки нравственной стерильности для воспитанника. Давалось полное понятие о добром и злом в мире, о нравственном и безнравственном, давались и навыки борьбы со злом в себе и в окружающем мире. Безусловно, многие положения народной педагогики могут быть пересмотрены, но основные принципы актуальны и сегодня: раннее приобщение к труду; строгое требование ответственности за порученное дело; связь с жизнью общества; дифференцированный возрастной подход; преклонение перед совестью и Богом; воспитание из мальчика мужчины, из девоч-

Структура Сущность Особенности русского менталитета Формы и примеры отражения в русской культуре

НАПРАВЛЕННОСТЬ важнейшее свойство личности, отражающее главные тенденции поведения человека носит чётко выраженный альтруистский характер устное народное творчество (сказки, былины, легенды, песни)

ПОТРЕБНОСТЬ испытываемая человеком необходимость в определённых условиях жизни Скромное ограничение потребностей, прямое осуждение накопительства, стяжания - русский идеал пословицы, поговорки;

МОТИВЫ побуждения к деятельности, отвечающие на вопрос «Ради чего она совершается?» В традиционной народной культуре ответ таков: сначала для Бога, Отечества, общины, матери и отца, а потом ради меня; пословицы, народные песни, поговорки;

ТЕМПЕРАМЕНТ характеристика индивида со стороны особенностей его психической деятельности Преобладающий тип темперамента у русских людей прекрасно отражён в пословице «русские долго запрягают, зато быстро ездят» пословицы, народные песни, былины, сказки, поговорки;

СПОСОБНОСТИ психические свойства, являющиеся условиями успешного выполнения деятельности. Способность к образному мышлению -одна из основ ополагающих способностей русского человека искусство слова

ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ совокупность качеств, описывающих динамику возникновения, протекания и прекращения эмоциональных состояний Высокий уровень эмоциональности русских людей заметен во всех компонентах народной культуры свадебный, похоронный обряды, песни, танцы

АКТИВНОСТЬ интенсивность, продолжительность, частота выполняемых действий. Пытливость, общительность, пластичность психики русских людей, их способность быстро приспосабливаться к условиям окружающей среды позволяют им быть очень активными в своей деятельности. Но, что интересно, когда русский человек один, а не «на миру», он скорее созерцателен, чем активен пословицы, поговорки;

Структура Сущность Особенности русского менталитета Формы и примеры отражения в русской культуре

ХАРАКТЕР совокупность стержневых свойств-отношений человека к миру, накладывающих отпечаток на все его действия и поступки загадочность, противоречивость русского характера, часто непостижимого для логического анализа пословицы, народные песни, былины, сказки, поговорки;

ВОЛЯ потребность в преодолении препятствий, для совершения целенаправленных действий и поступков. Препятствия преодолевать русские люди умеют и даже, как говорят, сами создают преграды на своём пути, чтобы терпеливо их сокрушать. в русской традиции волю связывают с такими чертами характера, как терпение, стойкость, выносливость. пословицы, народные песни, былины, сказки, поговорки;

ки - женщины; природосообразность жизнедеятельности.

Традиции русской культуры - явление не только педагогическое, но и психологическое, отражающее индивидуальные особенности национального духовно-психологического склада. Теоретические источники показывают, а реальная практика подтверждает, что индивидуально-психологические свойства личности отражены в традициях культуры того народа, к которому она принадлежит. Психология русского человека отражена в традициях русской культуры.

Известно, что именно традиционно православное воспитание, характерное для русской народной педагогики, имеет глубокие корни. На протяжении веков русская православная церковь была силой, сохраняющей лучшие традиции нашего народа, лежащие в основе его единства и целостности. Испокон веков на Руси ценилась нравственность, являющаяся стержнем личности. Отказавшись в свое время от прошлого, мы отвернулись от тысячелетней культуры, от вечных ценностей, предали забвению духовную жизнь человека. Отцы церкви говорили, что если не восходить постоянно в гору духовности, то неизбежно происходит деградация человека, внутренний вакуум заполняется миражами. Душа мечется, не находя покоя, и тогда любые жизненные блага и успехи не приносят удовлетворения, радости, счастья.

Гармонизирующие начала русской культуры. Важнейшим гармонизирующим началом для

русского человека является любовь. Она соединяет между собой людей, природу, животный и растительный мир, наполняет жизнь. В колыбельной песне, например, все проблемы решаются любовью, и, что бы ни мучило ребенка, колыбельная успокоит, вселит надежду, вольет духовную силу, вернет душевное равновесие. Мощной объединяющей энергией обладает и красота - своеобразная идея, нечто всеобщее, вечное, проявляющееся в конкретном, конечном. Красота - это чудо равновесия, гармонии, целесообразности в совершенных формах, образах, звуках.

Все лучшее в народной педагогике объединяется вокруг образа Матери и ее самопожертвования. Научные исследования показывают, что древней фундаментальной частью семантики славяно-русского народа был именно женский образ. Это наиболее почитаемый символ наших далеких предков, их культуры. Женское начало лежало в основе так называемого матриархального уклада культуры и быта, определяло его ведущие ценности и смыслы. Главной среди них являлась любовь ко всем людям - детям одной Матери-земли, для которой все равны и одинаково дороги. Женщина по своей сути ближе к природе, чем мужчина, и не случайно на древних изображениях она предстает в окружении символов природы.

Одной из важнейших характеристик народной культуры является её коллективное, соборное начало, выраженное в культурной преемствен-

ности, народности как эстетическом качестве, как содержании, где соборно сохраняется народная память. «Это глубинная сила коллективного, через преемственность в веках творческого начала народного опыта, формирующего своё отношение к восприятию мира, жизни, как великой ценности всего человеческого, что сохраняет, воспроизводит, прославляет жизнь на земле, в её природных и духовных началах. Вот источник нравственной силы народной культуры, её оптимизма, необходимый человечеству в современной культуре сегодня». Соборность, по В.И. Далю, -сносить, свозить, сзывать в одно место, стаскивать и соединять, совокуплять, приобщать одно к другому, скоплять. Идея соборности уходит своими корнями во времена древние: митрополит Иларион («Слово о Законе и Благодати»), Сергий Радонежский. В XVI - XVII веках в России для совета и принятия решения по важнейшим государственным делам проходило собрание светских и духовных чинов - Собор. Для воспитания соборность - это единение множества «Я», жизнедеятельность которых сосредоточена в образовании; единение вокруг общего дела для достижения главного смысла и предназначения системы при сохранении единства индивидуального и коллективного: каждый сохраняет свою самоценность, свое «Я», остается самим собою, но вносит в совместную жизнедеятельность личное, персональное. Соборность для воспитания - это взаимное духовное, душевное обогащение; свободное единение свободных личностей на основе их любви друг к другу, семье, народу, малой и большой Родине, ко всем абсолютным ценностям.

Одним из важнейших духовно-нравственных качеств личности, развитию которого уделялось внимание с самого раннего возраста, является трудолюбие. К.Д. Ушинский доказал свободный труд как источник материальных ценностей и важнейший фактор создания человека, развития его духовных и физических сил и способностей. Трудовое воспитание не сводится и не может сводиться просто к выработке трудолюбия или только к передаче определённого набора трудовых навыков и умений. У подрастающего поколения должно быть выработано твёрдое убеждение -именно труд есть главная реальность и главная ценность жизни, именно в труде человек утверждает себя как личность, как гражданин. От труда, как утверждал В.А. Сухомлинский, идут крепкие нити к интеллектуальному, моральному, эстети-

ческому, эмоциональному, физическому развитию личности. Трудясь, человек не только преобразует окружающую его жизнь. Он изменяет самого себя, растит в себе лучшие качества: целеустремлённость, благородство помыслов, чувство коллективизма, потребность в постоянном духовном совершенствовании. Вспомним Ушинского с его утверждением, что труд так же необходим для душевного здоровья человека, «как чистый воздух для его физического здоровья». Более того, К.Д. Ушинский трактовал труд не просто как жизнь, но и как счастье, «единственно доступное человеку на земле и единственно достойное его...», «...самое воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни... Воспитание должно развить в человеке привычку и любовь к труду; оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни».

Есть одна ценность в традиционной народной культуре, которая объединяет всё вышеназванное. Это патриотизм, обращение к национальной традиции, в которой отобрано всё лучшее и живоносное. В патриотизме все качества человека освящены любовью к Родине и ощущением того, что служение ей составляет великое счастье и цель нашей жизни. Видный педагог России рубежа Х1Х-ХХ вв. П.И. Ковалевский с гневом обращал внимание на нравственную сторону нашего «гнусного» поведения, когда «попавший к нам инородец... начинает порицать нашу нацию, наши порядки, нравы, обычаи и прочее... и мы из любезности и деликатности не только молчим, но даже ему поддакиваем, хотя в душе коренно не согласны с этим... Наша любезность и наша вежливость переходит в подлость», «Мы должны, -говорил он, - иметь всегда мужество спокойно и решительно дать понять нашему невежественному и дерзкому гостю, что его поступок нарушает всякие пределы порядочности. И если он имеет наглость проявлять дерзость по отношению к нашей народности, то и мы должны иметь большую решимость, чтобы его осадить. Это будет не мужество и не геройство, а только нравственный долг. Такой поступок будет наилучшим уроком для наших детей и навсегда укоренит в их уме и душе долг и обязанность смело и твердо отстаивать честь и величие нашего народа и нашей родины. Кто не уважает своей родины, тот не уважает себя, тот не имеет права на уважение к себе со стороны других лиц».

Национализм как нравственная категория.

Национализм в глубоком смысле - это благодарная дань прошлому своего народа, способность благоговейно ощущать свое настоящее родство с ним и истинное сознание ответственности за его будущее. Иными словами - это нравственная категория, включающая в себя добромысленную память, благородное ощущение долга перед живыми соплеменниками и способность оценивать смысл своей жизни с высоты желаемого светлого будущего своего народа. Национализм - закон честного человека, потому что «только то и можно счесть действительным законом, что совесть признает непостыдным ни перед предками, ни перед потомством» - пишет В.М. Меньшиков. Ярко и точно сказал об этом И.А. Ильин: «Национализм есть любовь к историческому облику и творческому акту своего народа во всем его своеобразии. Национализм есть вера в инстинктивную и духовную силу своего народа, вера в его духовное призвание. Национализм есть воля к тому, чтобы мой народ творчески и свободно цвел в Божием саду. Национализм есть система поступков, вытекающих из этой любви, из этой веры, из этой воли и из этого созерцания. Для воспитания национализм - это возвращение к собственной истории и культуре, возвращение к традициям реально существовавшего воспитательного действа на Руси. Народная педагогика. Этнопедагогика. Родительская педагогика. Разные названия одного явления, содержание, формы и методы которого определялись целесообразностью хозяйствования людей, их бытом, непосредственным повседневным общением. Основную задачу образования можно выразить словами Ф.М. Достоевского: «Стать русским во-первых и прежде всего. Если общечеловечность есть идея национальная русская, то прежде всего надо каждому стать русским, то есть самим собой, и тогда с первого шагу всё изменится. Стать русским значит перестать презирать народ свой».

Традиции народной культуры рассматривается в современной литературе как код, устойчивость в сохранении и развитии культуры, в трансляции культурных образцов поведения, ценностей, регулирующих отношения между людьми. Традиция охватывает процесс и способы социального, культурного наследования. В качестве традиции выступают определённые общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и т.д. Система традиций включает в себя социальный опыт и знания, способы деятельности, формы сознания, особенности мотивационноценностного отношения к миру. Именно традиция позволяет культуре оставаться живой, сохраняя во времени цепь преемственности поколений. Традиции русской культуры обусловлены спецификой русского образа жизни, особенностями традиционного русского мироощущения, творческой культурно-исторической деятельностью народа. Сущностными характеристиками русской народной культуры являются народная вера, язык, литература, отечественная история, народное творчество, проявляющееся в целом наборе его отдельных видов от фольклора до ремесла. Русской народной культуре свойственны преобладание духовных мотивов жизни над материальными; признание труда главной ценностью жизни; соборность, проявляющаяся в формах организации труда, общественной жизни; совесть; патриотизм, историческая память как способность ощущать своё родство с прошлым и сознание ответственности за будущее. Идея воспитания подрастающего поколения средствами народной культуры заключается в необходимости возвращения к истории своего народа, его культуре и традициям. По мнению философа И.А. Ильина, первоочередной задачей русских учителей после длительного «человекоразрушительного» периода попрания всякой духовности, будет «воспитание национального духовного характера в наших детях. Это главное. Это на века. Без этого России не быть».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.