Научная статья на тему 'Сравнительный анализ состояния и развития торговли в странах Европы'

Сравнительный анализ состояния и развития торговли в странах Европы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1030
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОРГОВЛЯ / TRADE / ТОРГОВАЯ ОТРАСЛЬ / TRADE INDUSTRY / ВНУТРЕННЯЯ ТОРГОВЛЯ / DOMESTIC TRADE / ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ / FOREIGN TRADE / ТОВАРООБОРОТ / TURNOVER / ПРИБЫЛЬ / PROFIT / ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ / EMPLOYMENT / ЭКСПОРТ / EXPORTS / ИМПОРТ / IMPORTS / ЕВРОПА / EUROPE / ВАЛОВОЙ ВНУТРЕННИЙ ДОХОД / GROSS DOMESTIC INCOME / ИНДИКАТОР ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ УВЕРЕННОСТИ / INDICATOR OF ENTREPRENEURIAL CONFIDENCE / СТАТИСТИКА / STATISTICS / СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / COMPARATIVE ANALYSIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Майорова Елена Александровна

В экономически развитых странах традиционно большое значение имеет сфера услуг, одной из составляющих которой является торговая отрасль, выполняющая важные социально-экономические функции, в том числе по реализации произведенной потребительской стоимости товаров, доведению последних до потребителей, подержанию баланса между спросом и предложением, обеспечению занятости населения и др. В статье представлены результаты сравнительного анализа состояния и развития торговой отрасли в странах Европы. Оценена доля торговли в валовом внутреннем продукте и численности занятого населения. Проанализированы индекс физического объема оборота розничной торговли, в том числе продовольственными и непродовольственными товарами, доля прибыли в объеме продаж товаров и услуг организациями розничной торговли, доля продаж через сеть Интернет в обороте розничной торговли, количество организаций и физических лиц, осуществляющих торговую деятельность, в расчете на 1000 человек населения, индикатор предпринимательской уверенности в розничной торговле, индикатор изменения экономической ситуации в розничной торговле, удельный вес отдельных стран в мировом экспорте и импорте, коэффициент покрытия импорта экспортом. Особое внимание уделено сравнению торговли России и стран Европейского союза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE STATE AND DEVELOPMENT OF TRADE IN THE EUROPEAN COUNTRIES

In the economically developed countries, the sphere of services is traditionally of great importance. One of the components of the sphere of services is the trade sector that performs important social and economic functions, including the realization of the consumer value of goods produced, bringing the latter to consumers, maintaining a balance between supply and demand, employment population, etc. The article presents the results of a comparative analysis of the state and development of the trade industry in European countries. The author estimates the share of trade in gross domestic product and the number of employed people, as well as analyses the index of the physical volume of retail trade turnover, including food and non-food products, the share of profit in the volume of sales of goods and services by retail trade organizations, the share of sales through the Internet in the retail turnover, the number of organizations and individuals engaged in trading activities in calculation per 1000 people of the population, an indicator of entrepreneurial confidence in retail trade, an indicator of changes in the economic situation in retail trade, countries in world exports and imports, the ratio of imports to exports. Particular attention is paid to the comparison of the trade industry of Russia and the European Union.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ состояния и развития торговли в странах Европы»

экономические науки

Майорова Елена Александровна СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ...

УДК 338

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И РАЗВИТИЯ ТОРГОВЛИ

В СТРАНАХ ЕВРОПЫ

© 2018

Майорова Елена Александровна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Торговая политика» Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова (117997, Россия, Москва, Стремянный пер., 36, e-mail: mayorova.ea@rea.ru)

Аннотация. В экономически развитых странах традиционно большое значение имеет сфера услуг, одной из составляющих которой является торговая отрасль, выполняющая важные социально-экономические функции, в том числе по реализации произведенной потребительской стоимости товаров, доведению последних до потребителей, подержанию баланса между спросом и предложением, обеспечению занятости населения и др. В статье представлены результаты сравнительного анализа состояния и развития торговой отрасли в странах Европы. Оценена доля торговли в валовом внутреннем продукте и численности занятого населения. Проанализированы индекс физического объема оборота розничной торговли, в том числе продовольственными и непродовольственными товарами, доля прибыли в объеме продаж товаров и услуг организациями розничной торговли, доля продаж через сеть Интернет в обороте розничной торговли, количество организаций и физических лиц, осуществляющих торговую деятельность, в расчете на 1000 человек населения, индикатор предпринимательской уверенности в розничной торговле, индикатор изменения экономической ситуации в розничной торговле, удельный вес отдельных стран в мировом экспорте и импорте, коэффициент покрытия импорта экспортом. Особое внимание уделено сравнению торговли России и стран Европейского союза.

Ключевые слова: торговля, торговая отрасль, внутренняя торговля, внешняя торговля, товарооборот, прибыль, занятость населения, экспорт, импорт, Европа, валовой внутренний доход, индикатор предпринимательской уверенности, статистика, сравнительный анализ.

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE STATE AND DEVELOPMENT OF TRADE IN THE EUROPEAN COUNTRIES

© 2018

Mayorova Elena Aleksandrovna, candidate of economic sciences, associate professor of the department of «Trade policy» Plekhanov Russian University of Economics (117997, Russia, Moscow, Stremyannyper., 36, e-mail: mayorova.ea@rea.ru)

Abstract. In the economically developed countries, the sphere of services is traditionally of great importance. One of the components of the sphere of services is the trade sector that performs important social and economic functions, including the realization of the consumer value of goods produced, bringing the latter to consumers, maintaining a balance between supply and demand, employment population, etc. The article presents the results of a comparative analysis of the state and development of the trade industry in European countries. The author estimates the share of trade in gross domestic product and the number of employed people, as well as analyses the index of the physical volume of retail trade turnover, including food and non-food products, the share of profit in the volume of sales of goods and services by retail trade organizations, the share of sales through the Internet in the retail turnover, the number of organizations and individuals engaged in trading activities in calculation per 1000 people of the population, an indicator of entrepreneurial confidence in retail trade, an indicator of changes in the economic situation in retail trade, countries in world exports and imports, the ratio of imports to exports. Particular attention is paid to the comparison of the trade industry of Russia and the European Union.

Keywords: trade, trade industry, domestic trade, foreign trade, turnover, profit, employment, exports, imports, Europe, gross domestic income, indicator of entrepreneurial confidence, statistics, comparative analysis.

Постановка проблемы в общем виде. В экономически развитых странах традиционно большое значение имеет сфера услуг, одним из элементов которой является торговая отрасль, выполняющая важные социально-экономические функции, в том числе по реализации произведенной потребительской стоимости товаров, доведению последних до потребителей, поддержанию оптимального соотношения между спросом и предложением, снижению издержек обращения в сфере потребления, исследованию потребительских предпочтений, формированию налоговых поступлений в государственный бюджет, предоставлению рабочих мест и др. Стабильность и эффективность торговли, как внутренней, так и внешней, является обязательным условием нормального функционирования экономики государства. В этой связи исследования состояния, проблем, тенденций и перспектив развития торговой отрасли следует считать актуальными и практически значимыми.

Анализ последних исследований и публикаций. Основываясь на многочисленных научных работах, посвященных торговой отрасли, можно выделить ряд наиболее важных направлений ее исследований. Во-первых, большой научный интерес вызывают различные аспекты развития современного потребительского рынка, в том числе изменение его конъюнктуры, потребительских предпочтений, результаты реализации политики импортозамещения (авторы Е.А. Красильникова [1], В.А. Баскаков [2], Г.Н. Чернухина [3], Е.Ю. Депутато-

ва [4], Е.Ю. Алексейчева [5,6], Брагин Л.А. [7] и др.). Во-вторых, все большую значимость приобретают социальные аспекты торговой деятельности, среди которых социальная ответственность торгового бизнеса [8], государственное регулирование цен, в том числе на социально значимые товары [9], общие социальные вопросы предпринимательства в торговле [10]. С социальным значением торговли тесно связаны исследования региональных потребительских рынков, проведенные, например, Красильниковой Е.А. [11], Ивановым Г.Г. [12] и др. Третье существенное направление научной работы в сфере торговли нацелено на выявление резервов повышения конкурентоспособности ее субъектов. Данное направление, активно разрабатываемое Кишко В.А. [13], Панасенко С.В. [14], Леоновой Ю.Г. [15], Николаевой Т.И. [16], Чернухиной Г.Н. [17] и др., особенно актуально с учетом того, что согласно результатам опросов, проводимых Росстатом, высокий уровень конкуренции является основным фактором, ограничивающим деятельность розничных торговых структур [18]. Особое внимание ученые (Никишин А.Ф. [19], Урясьева Т.И. [20] и др.) уделяют возможностям повышения эффективности и конкурентоспособности торговых организаций в условиях кризиса. Следующее направление исследований в сфере торговли, получающее все более широкое распространение, связано с управлением нематериальной составляющей торгового бизнеса, в том числе с нематериальными активами в целом [21], деловой репута-

Mayorova Elena Aleksandrovna COMPARATIVE ANALYSIS ...

economic sceinces

цией [22], собственными торговыми марками торговых компаний [23], торговыми инновациями [24]. Учеными признается, что в современной экономике, характеризуемой как «новая», «информационная», «знаниевая», конкурентные преимущества, стабильность и эффективность деятельности торговых организаций во многом зависят от управления их нематериальным капиталом. Одним из ключевых направлений развития инноваций в торговой отрасли, исследуемым Брагиным Л.А. [25], Бойковой А.В. [26], Барминой Э.Э. [27] и др., является электронная торговля. Наконец, уделяется внимание инвестиционной деятельности в торговле [28,29], что особенно важно с учетом неэффективности структуры инвестиций, обусловленной чрезмерным преобладанием финансовой составляющей. Таким образом, современные ученые-экономисты рассматривают разные аспекты торговой деятельности, получают новые научные результаты, внедряемые в практику торговых структур и формирующие основу для дальнейших исследований. В настоящей статье предполагается сфокусироваться на проведении международных сравнений состояния и развития торговли в странах Европы.

Формирование цели статьи. Цель статьи - представить результаты сравнительного анализа состояния и развития торговой отрасли в странах Европы, включая Россию. В качестве исходных данных использовались статистические материалы, представленные Росстатом в сборниках «Торговля в России» [30] и «Россия и страны - члены Европейского союза» [31], а также материалы Евростата [32].

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Основными показателями, характеризующими роль торговли в экономики государства, являются ее доля в валовом внутреннем продукте и занятости населения. Согласно оценкам Росстата, доля торговли, объединенной с гостиничным и ресторанным делом, транспортом и связью, в валовом внутреннем продукте стран Европейского союза варьирует в пределах от 20,4% до 35,5%, при этом наибольшую долю (30% и более) демонстрируют Литва, Кипр и Латвия, наименьшую -Германия, Финляндия, Швеция, Франция (менее 23%). Доля отрасли в валовом внутреннем продукте России в 2016 г. составила 24,5%, в 2015 г. - 25,0%, что соответствует средним значениям. В целом для развитых экономик характерно генерирование валового внутреннего продукта в меньше степени за счет торговли и связанных с ней отраслей и в большей степени за счет производства. Эффективное функционирование реального сектора экономики является обязательным условием устойчивого экономического роста. Анализ распределения численности занятых по отраслям экономики показывает, что наименьшая доля занятых в торговле, гостиничном и ресторанном деле, транспорте и связи характерна для Люксембурга (18%), наибольшая - для Греции (34,4%), Кипра (34,1%), Испании (33%), Мальты (32%). При этом для большинства стран рассматриваемая отрасль является лидирующей по занятости населения. Исключение составляет Люксембург, а также наиболее социально развитые страны (Бельгия, Германия, Дания, Нидерланды, Великобритания, Финляндия, Франция, Швеция), в которых основная часть населения работает в сфере государственного управления, образования, здравоохранения и социальных услуг. В России доля занятых в торговле и связанных отраслях в 2016 г. составила 28%, в 2015 г. - 27,9%, что превышает значение других видов деятельности.

Важным показателем, позволяющим оценить функционирование торговой отрасли как с экономической, так и с социальной точки зрения, является оборот розничной торговли. Как свидетельствует рисунок 1, в 2014-2016 гг. в большинстве стран Европы наблюдалось увеличение физического объема оборота розничной торговли. Исключение составили Украина, где в 2014 г. ин-

декс физического объема оборота розничной торговли равнялся 91%, в 2015 г. - 80%, и Россия (2014 г. - 90%, 2015 г. - 95%.). В отдельные годы сокращение оборота также было отмечено в Беларуси, Греции, Молдове и Финляндии, однако оно было не таким существенным (1-2%). Аналогично в последние годы в большинстве стран Европы наблюдалось увеличение объема оборота розничной торговли как продовольственными товарами (в отдельные периоды снижение менее чем на 2% произошло в Бельгии, Греции, Дании, Италии и Финляндии), так и непродовольственными товарами (за исключением 2014 г., когда соответствующий индекс в Греции составил 99%, в Финляндии 98%). Однако в Российской Федерации в 2015-2016 гг. произошло существенное сокращение оборота розничной торговли как продовольственными товарами (индекс его физического объема в 2015 г. составил 91%, в 2016 г. - 95%), так и непродовольственными товарами (индекс равнялся соответственно 89% и 96%). Данные по Украине в исходных материалах не представлены. При этом для торговли России характерна наибольшая среди стран Европы доля прибыли в объеме продаж товаров и услуг организациями розничной торговли - 9,3%, в то время как, например, в Германии данный показатель составляет 5,6%, Дании - 4,1%, Италии - 6,6%, Испании - 6,9%. Согласно Евростату, в странах Европы доля продаж через сеть Интернет в общем обороте розничной торговли составила в 2014 г. - 17%, в 2015 г. - 16%, в 2016 г. - 18%, в то время как в России данный показатель, несмотря на устойчивый рост, имеет существенно более низкие значения: в 2014 г. - 0,7%, в 2015 г. - 0,9%, в 2016 г. - 1,1%.

Рисунок 1 - Индекс физического объема оборота розничной торговли (в % к предыдущему году) [30]

Количество организаций и физических лиц, осуществляющих торговую деятельность, изменяется по странам Европы от 2,9 до 13,4 единиц в расчете на 1000 человек населения. Наименьшие значения данного показателя характерны для Великобритании и Дании, наибольшие - для Болгарии, Литвы и Португалии. В России число предприятий розничной торговли в расчете на 1000 жителей равняется 12,4, что является четвертым по величине результатом среди стран Европы, по которым представлены соответствующие данные.

Значения индикатора предпринимательской уверенности в розничной торговле, характеризующие общее состояние делового климата в отрасли и определяемые на основе опросов руководителей торговых организаций о деятельности последних, в 2008-2015 гг. в России в целом были выше, чем в странах Европы (рисунок 2). В 2015 г. ситуация изменилась - индекс предпринимательской уверенности в торговой отрасли в Европейском союзе возрос и превысил значения такого же индекса в Российской Федерации. В 2016 г. значения рассматриваемого показателя в России и странах Европы различаются несущественно и близки к нулю. Одним из компонентов индекса предпринимательской уверенно-

экономические науки

Майорова Елена Александровна СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ...

сти является индикатор, характеризующий изменение экономической ситуации в отрасли. В 2016 г. в 5 из 23 рассматриваемых стран, в том числе в России, Бельгии и Финляндии, индикатор изменения экономической ситуации в розничной торговле имел отрицательное значение. В России указанный индикатор в 2010-2014 гг. был положительным, в 2015-2016 гг. - отрицательным.

Рисунок 2 - Индикатор предпринимательской уверенности в розничной торговле [31]

Анализ внешней торговли стран Европы свидетельствует, что большую долю как в экспорте, так и в импорте в последние годы устойчиво занимает Германия. В 2016 г. удельный вес Германии в мировом экспорте составил 8,5%, в мировом импорте - 6,7%. Существенное значение для мировой торговли имеют также Нидерланды, Бельгия, Италия, Великобритания и Франция, доля которых в экспорте и импорте составляет более 2%. Значения отдельных стран, таких как Албания, Республика Македония, Республика Молдова, являются нулевыми. За период 2014-2016 гг. удельный вес России в мировом экспорте сократился с 2,7% до 1,8%, в мировом импорте - с 1,5% до 1,2%. Коэффициент покрытия импорта экспортом превышает 100% в Германии, Швейцарии, Ирландии, Бельгии, Венгрии, Норвегии, Нидерландах и ряде других стран, и имеет значения менее 100% во Франции, Финляндии, Беларуси, Испании и др. Наибольшее значение коэффициента покрытия импорта экспортом в 2014-2015 гг. демонстрировала Россия (173,8% и 187,7% соответственно), в 2016 г. - Ирландия (178%), наименьшие значения показали Албания, Республика Молдова и Греция. Как внешняя, так и внутренняя торговля являются важными составляющими экономики государства и имеют большое социально-экономическое значение.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Анализ статистических данных, характеризующих состояние и развитие торговой отрасли в странах Европы, включая Россию, позволяет сделать следующие выводы. В экономически развитых странах торговая отрасль генерирует меньшую долю валового внутреннего продукта, чем в развивающихся, где реальный сектор экономики функционирует не так эффективно. Подобным образом, в менее экономически и социально развитых странах торговля лидирует по численности занятого населения, в то время как в более развитых доминируют сферы государственного управления, образования, здравоохранения и социальных услуг. Физический объем оборота розничной торговли, который является основным показателем состояния и развития торговой отрасли, в последние годы в большинстве стран Европы имел тенденцию к росту. Однако в России наблюдается существенное сокращение данного показателя. Аналогичная ситуация характерна для оборота как продовольственных, так и непродовольственных товаров. При этом доля прибыли в объеме продаж товаров в России является наибольшей среди стран Европы. Доля продажи товаров через сеть Интернет в общем объеме продаж в странах Европы составляет в среднем 17%, в России - 1,1%, однако имеет тенденцию к росту. Количество организаций и физических лиц, осуществляющих торговую деятельность, изменяется по странам Европы от 2,9 до 13,4 единиц в расчете на 1000 человек населения, причем наиболее развитые го-

сударства демонстрируют наименьшие значения данного показателя. Индекс предпринимательской уверенности, характеризующий общее состояние делового климата в торговой отрасли, до 2015 г. в основном имел отрицательные значения в странах Европейского союза и положительные - в России. В 2015-2016 гг. ситуация изменилась - значение индекса по странам Европы превысило российское, причем и то, и другое стали близки к нулю. С учетом результатов проведенного статистического анализа, наиболее перспективным направлением дальнейших исследований в данной области в первую очередь можно считать анализ европейского опыта торговли через сеть Интернет.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Красильникова Е.А., Баскаков В.А. FMCG-рынок: двухлетние последствия эмбарго // Вестник Академии. 2016. № 4. С. 46-49.

2. Баскаков В.А., Депутатова Е.Ю. Аспекты функционирования современного FMCG-рынка // Наука и образование в современном мире. Караганда: Болашак-Баспа, 2016. С. 268-270.

3. Чернухина Г.Н., Красильникова Е.А. Влияние современных тенденций развития розничной торговли на изменение конъюнктуры потребительского рынка // Современная конкуренция. 2017. Т. 11. № 2 (62). С. 64-71.

4. Депутатова Е.Ю., Ильяшенко С.Б. Вопросы изучения покупательского спроса и оценки емкости рынка // Экономика и предпринимательство. 2017. № 8-3 (853). С. 56-61.

5. Алексейчева Е.Ю. Основные тренды потребительского поведения в условиях кризиса // Экономика и предпринимательство. 2016. № 8 (73). С. 453-456.

6. Алексейчева Е.Ю., Лагода О.Н. Неценовая конкуренция на рынке потребительских товаров // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Экономика. 2017. № 3 (13). С. 75-84.

7. Брагин Л.А., Каращук О.С., Никишин А.Ф. Развитие зоны обслуживания организаций торговли в современных условиях // Экономика и предпринимательство. 2017. № 10-2 (87-2). С. 474-477.

8. Иванов Г.Г., Майорова Е.А. Корпоративная социальная ответственность в торговом бизнесе //Российское предпринимательство. 2015. Т. 16. № 20. С. 3569-3582.

9. Иванов Г.Г., Ефимовская Л.А., Крышталев В.К. Возможности государственного регулирования цен на социально значимые товары // Российское предпринимательство. 2015. Т. 16. № 11. С. 1717-1728.

10. Иванов Г.Г., Орлов С.Л. Социальные аспекты предпринимательства в торговле // Вестник экономики, права и социологии. 2013. № 1. С. 56-61.

11. Красильникова Е.А. Развитие региональных рынков потребительских товаров в современных условиях экономики // Российское предпринимательство. 2015. Т. 16. № 11. С. 1607-1616.

12. Иванов Г.Г., Майорова Е.А., Никишин А.Ф. Рейтингование регионов РФ на основе индикатора социальной эффективности торговли // Экономика. Бизнес. Банки. 2017. № 1 (18). С. 39-51.

13. Кишко В.А., Матвеева С.В., Майорова А.Н. Формирование конкурентоспособности розничной торговой организации // Экономика и предпринимательство. 2017. № 8-3 (85-3). С. 1189-1193.

14. Панасенко С.В. Маркетинговые инструменты повышения конкурентоспособности организаций в сфере розничной торговли / Развитие новых производств и отраслей инновационной мезоэкономики Материалы международной научно-практической конференции. Хабаровск: Хабаровский государственный университет экономики и права, 2017. С. 109-115

15. Леонова Ю.Г. Сущность и слагаемые конкурентоспособности оптовых торговых организаций // Стратегия предприятия в контексте повышения его конкурентоспособности. 2012. № 1 (1). С. 147-149.

16. Николаева Т.И., Урясьева Т.И. Разработка подхо-

Mayorova Elena Aleksandrovna COMPARATIVE ANALYSIS ...

economic sceinces

дов к анализу ресурсного потенциала торговой организации с целью выбора конкурентной стратегии // Торгово-экономический журнал. 2017. Т. 4. № 1. С. 35-48.

17. Чернухина Г.Н., Красильникова Е.А. Современные тенденции развития торговли как фактор принятия управленческих решений в условиях жесткой конкуренции // Вестник Академии. 2016. № 3. С. 49-58.

18. Федеральная служба государственной статистики (Росстат) [электронный ресурс]. Режим доступа: www. gks.ru (дата обращения: 21.02.2018).

19. Никишин А.Ф. Пути увеличения продаж торгового предприятия в условиях кризиса // Проблемы экономики. 2010. № 3. С. 57-59.

20. Урясьева Т.И., Николаева Т.И. Маркетинговые стратегии российских предприятий при спаде покупательской активности // Практический маркетинг. 2016. № 11 (237). С. 34-39.

21. Иванов Г.Г., Майорова Е.А. Нематериальные активы в повышении эффективности розничной торговли // Экономика. Бизнес. Банки. 2016. № 3 (16). С. 68-80.

22. Шинкарёва О.В., Майорова А.Н. Методические аспекты оценки влияния деловой репутации на эффективность торговли // Научное обозрение. Серия 1: экономика и право. 2017. № 2-3. С. 106-114.

23. Калашникова И.В., Майорова А.Н. Собственные торговые марки и прибыль торговых сетей // Годичные научные чтения филиала РГСУ в г. Клину. 2014. № 2 (12). С. 131-136.

24. Шинкарёва О.В., Майорова Е.А. Инновации в розничной торговле: результаты патентного анализа // Российское предпринимательство. 2017. Т. 18. № 15. С. 2231-2242.

25. Брагин Л.А., Красильникова Е.А., Майорова Е.А., Никишин А.Ф. Интернет-технологии в организации торговли в современных жилых комплексах // Экономика и предпринимательство. 2017. № 9-4 (86-4). С. 1188-1190.

26. Бойкова А.В., Никишин А.Ф., Хапенков В.Н. Повышение конкурентоспособности организаций электронной торговли на основе управления ассортиментом // Экономика и предпринимательство. 2017. № 1 (78). С. 419-422.

27. Бармина Э.Э. Модели развития систем электронной торговли предприятий современных форматов // Актуальные вопросы современной науки. 2014. № 1 (2,3). С. 12-19.

28. Каращук О.С. Оценка инвестиций в торговлю России и перспективы инвестирования в отечественном сетевом сегменте // Вестник Российского государственного торгово-экономического университета (РГТЭУ). 2014. № 2 (82). С. 94-103.

29. Каращук О.С. Совершенствование государственного регулирования инвестиционной деятельности в торговле с использованием налоговых методов // Российское предпринимательство. 2015. Т. 16. № 11. С. 1567-1578.

30. Торговля в России. 2017 / Росстат. M., 2017. 233 с.

31. Россия и страны - члены Европейского союза. 2017 / Росстат. M., 2017. 264 с.

32. E-commerce statistics / Eurostat Statistics Explained [электронный ресурс] Режим доступа: http://ec.europa. eu/eurostat/statistics-explained/index.php/E-commerce_sta-tistics (дата обращения: 22.02.2018).

Статья поступила в редакцию 27.01.2018

Статья принята к публикации 24.03.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.