Научная статья на тему 'Анализ развития сетевой торговли в регионах России'

Анализ развития сетевой торговли в регионах России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1087
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОРГОВАЯ СЕТЬ / ТОРГОВЛЯ / РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ / ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ТОВАРООБОРОТ / ОБОРОТ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ / ОБОРОТ СЕТЕВОЙ ТОРГОВЛИ / РЕГИОН / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / TRADE NETWORK / TRADE / RETAIL TRADE / TRADE ORGANIZATION / COMMODITY CIRCULATION / RETAIL TRADE TURNOVER / NETWORK TRADE TURNOVER / REGION / REGIONAL ECONOMY / ECONOMIC DEVELOPMENT / SOCIAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Майорова Елена Александровна

Актуальность темы статьи связана с экономическим и социальным значением сетевой торговли для развития регионов. Цель статьи представить результаты сравнительного анализа состояния и развития сетевой торговли в регионах России на основе доли торговых сетей в обороте розничной торговли и ее изменения. Автором рассмотрено соотношение доли торговых сетей в обороте розничной торговли в 2017 г. и среднего темпа роста указанной доли за 2014-2017 гг. по регионам. Результаты показали, что лидерами по уровню развития сетевой торговли являются город Санкт-Петербург, Ленинградская область, Республика Карелия и Мурманская область, расположенные в Северо-Западном федеральном округе. К наиболее проблемным регионам, в которых необходима активизация развития сетевой торговли, отнесены Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Чеченская Республика и Кабардино-Балкарская Республика, расположенные в Северо-Кавказском федеральном округе. В целом в большинстве регионов России доля торговых сетей в обороте розничной торговли составляет от 15% до 45% и имеет тенденцию к росту. Представленные выводы могут использоваться в процессе государственного управления торговлей и региональным развитием, а также в деятельности торговых сетей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF DEVELOPMENT OF NETWORK TRADE IN THE REGIONS OF RUSSIA

The relevance of the topic of the article is related to the economic and social importance of network trade for the development of regions. The purpose of the article is to present the results of a comparative analysis of the state and development of network trade in the regions of Russia based on the share of trade networks in the retail trade turnover and its changes. The author considered the ratio of the share of retail chains in the retail trade turnover in 2017 and the average growth rate of this share for 2014-2017 by region. The results showed that St. Petersburg, the Leningrad Region, the Republic of Karelia and the Murmansk Region, located in the North-West Federal District, are the leaders in terms of the development of network trade. The most problematic regions in which the intensification of the development of network trade is necessary are the Republic of Dagestan, the Republic of Ingushetia, the Chechen Republic and the Kabardino-Balkaria Republic, located in the North Caucasus Federal District. In general, in most regions of Russia, the share of retail chains in the retail trade turnover ranges from 15% to 45% and tends to increase. The presented conclusions can be used in the process of state management of trade and regional development, as well as in the activities of trade networks.

Текст научной работы на тему «Анализ развития сетевой торговли в регионах России»

Mayorova Elena Aleksandrovna ANALYSIS OF DEVELOPMENT .

economic sceinces

УДК 339.37

DOI: 10.26140/anie-2019-0801-0047

АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ СЕТЕВОЙ ТОРГОВЛИ В РЕГИОНАХ РОССИИ

© 2019

Майорова Елена Александровна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Торговая политика» Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова (117997, Россия, Москва, Стремянный пер., 36, e-mail: mayorova.ea@rea.ru)

Аннотация. Актуальность темы статьи связана с экономическим и социальным значением сетевой торговли для развития регионов. Цель статьи - представить результаты сравнительного анализа состояния и развития сетевой торговли в регионах России на основе доли торговых сетей в обороте розничной торговли и ее изменения. Автором рассмотрено соотношение доли торговых сетей в обороте розничной торговли в 2017 г. и среднего темпа роста указанной доли за 2014-2017 гг. по регионам. Результаты показали, что лидерами по уровню развития сетевой торговли являются город Санкт-Петербург, Ленинградская область, Республика Карелия и Мурманская область, расположенные в Северо-Западном федеральном округе. К наиболее проблемным регионам, в которых необходима активизация развития сетевой торговли, отнесены Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Чеченская Республика и Кабардино-Балкарская Республика, расположенные в Северо-Кавказском федеральном округе. В целом в большинстве регионов России доля торговых сетей в обороте розничной торговли составляет от 15% до 45% и имеет тенденцию к росту. Представленные выводы могут использоваться в процессе государственного управления торговлей и региональным развитием, а также в деятельности торговых сетей.

Ключевые слова: торговая сеть, торговля, розничная торговля, торговая организация, товарооборот, оборот розничной торговли, оборот сетевой торговли, регион, региональная экономика, экономическое развитие, социальное развитие.

ANALYSIS OF DEVELOPMENT OF NETWORK TRADE IN THE REGIONS OF RUSSIA

© 2019

Mayorova Elena Aleksandrovna, candidate of economic sciences, associate professor of the department of «Trade policy» Plekhanov Russian University of Economics (117997, Russia, Moscow, Stremyannyper., 36, e-mail: mayorova.ea@rea.ru)

Abstract. The relevance of the topic of the article is related to the economic and social importance of network trade for the development of regions. The purpose of the article is to present the results of a comparative analysis of the state and development of network trade in the regions of Russia based on the share of trade networks in the retail trade turnover and its changes. The author considered the ratio of the share of retail chains in the retail trade turnover in 2017 and the average growth rate of this share for 2014-2017 by region. The results showed that St. Petersburg, the Leningrad Region, the Republic of Karelia and the Murmansk Region, located in the North-West Federal District, are the leaders in terms of the development of network trade. The most problematic regions in which the intensification of the development of network trade is necessary are the Republic of Dagestan, the Republic of Ingushetia, the Chechen Republic and the Kabardino-Balkaria Republic, located in the North Caucasus Federal District. In general, in most regions of Russia, the share of retail chains in the retail trade turnover ranges from 15% to 45% and tends to increase. The presented conclusions can be used in the process of state management of trade and regional development, as well as in the activities of trade networks.

Keywords: trade network, trade, retail trade, trade organization, commodity circulation, retail trade turnover, network trade turnover, region, regional economy, economic development, social development.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. При нормальных условиях функционирования малого торгового бизнеса сетевая торговля оказывает положительное влияние на социальное и экономическое развитие региона. Согласно Стратегии развития торговли [1], торговые сети являются крупными налогоплательщиками и инвесторами, способствуют привлечению инвестиций из-за рубежа, создают большое количество рабочих мест, то есть обеспечивают занятость населения, имеют возможность предложить потребителям широкий ассортимент и качественное обслуживание, благоприятно влияют на продуктовую инфляцию. Учитывая значение торговых сетей, а также высокую региональную дифференциацию российской розничной торговли, актуально исследование состояния и развития сетевой торговли в регионах России.

Анализ последних исследований и публикаций. Торговая отрасль является объектом многих исследований. Тренды, перспективы и стратегические аспекты развития современной российской розничной торговли рассматривают, например, С.В. Панасенко и др. [2,3], В.А. Кишко и др. [4]. Актуальным проблемам развития розничной торговли, в том числе ее регулированию и саморегулированию, конкурентоспособности и конкурентным стратегиям, потребительскому поведению, развитию отрасли в условиях распространения интернет-технологий

и др., посвящены исследования В.П. Куренковой [5], В.А. Кишко и др. [6,7], Т.И. Николаевой и Т.И. Урясьевой [8], Е.Ю. Алексейчевой [9,10], О.Р. Тюник и А.Ф. Никишина [11], Л.А. Брагина и др. [12], Ю.Г. Леоновой и Д.А. Языкова [13]. Региональные аспекты развития розничной торговли в России рассмотрены, например, Е.А. Красильниковой [14,15], О.Р. Тюник и А.Ф. Никишиным [16] и др. Особое внимание в региональных исследованиях уделяется торговле Республики Крым [17,18]. Отдельным аспектам функционирования торговых сетей посвящены статьи С.Б. Алексиной [19], И.В. Калашниковой и А.Н. Майоровой [20], О.С. Каращук [21] и др.

Несмотря на большой научный интерес к розничной торговле вообще, как к ее региональным аспектам, так и к розничным торговым сетям, непосредственно сетевая торговля в регионах России исследуется не так часто. Например, В.И. Тинякова [22] рассматривает возможности экспансии торговых сетей в регионы России, среди которых наиболее перспективными называет Белгородскую, Калужскую и Липецкую области. И.А. Гиманова [23] изучает технологии поддержки принятия решений при управлении торговыми сетями региона. И.Э. Прокопьева и А.В. Яковлева [24] исследуют инновационные процессы в розничной торговой сети региона. Отдельные работы посвящены развитию торговых сетей в каких-либо конкретных регионах России.

экономические науки

Майорова Елена Александровна АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ...

Важным показателем, характеризующим сетевую торговли региона, является доля торговых сетей в обороте розничной торговли. По Российской Федерации в целом в 2017 г. эта доля составила 29,9% [25]. Сравнительный анализ доли торговых сетей в розничном товарообороте и ее изменения в разрезе регионов России позволит дополнить результаты более ранних исследований.

Формирование цели статьи. Цель статьи - представить результаты сравнительного анализа состояния и развития сетевой торговли в регионах России на основе доли торговых сетей в обороте розничной торговли и ее изменения.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. На рисунке 1 представлено соотношение доли торговых сетей в обороте розничной торговли в 2017 г. и среднего темпа роста этой доли за 2014-2017 гг. в регионах России.

Рисунок 1 - Доля торговых сетей в обороте розничной торговли в регионах России (построено по [25]).

Доля торговых сетей в розничном товарообороте российских регионов в 2017 г. варьирует от 0,7% в Республике Дагестан до 58,2% в городе Санкт-Петербурге. При этом в Санкт-Петербурге она продолжает возрастать, хотя и невысокими темпами, а в Дагестане - снижается (средний за три года темп роста составляет 86,7%). На втором месте находится Ленинградская область, где доля торговых сетей в розничном товарообороте равняется 49,6% и увеличивается в среднем на 3,9% в год. После Санкт-Петербурга и Ленинградской области по уровню развития торговых сетей следуют Республика Карелия и Мурманская область, которые также располагаются в Северо-Западном Федеральном округе. Опыт указанных регионов может рассматриваться как пример лучшей практики развития сетевой розничной торговли.

Наименьшую долю торговых сетей в обороте розничной торговли (менее 3%) демонстрируют Республика Дагестан, Республика Ингушетия и Чеченская Республика. По двум последним из указанных регионов в 2014-2015 гг. отсутствовали статистически значимые данные о развитии сетевой торговли. В отличие от Дагестана, в Ингушетии и Чеченской Республике сетевая торговля показывает тенденцию роста. Республика Ингушетия имеет наибольшие в России темпы развития торговых сетей, однако в 2016 г. доля сетевой торговли в розничном товарообороте региона составляла всего 0,6%, в 2017 - 2,3%. Низкая доля сетевой торговли также характерна для Сахалинской области (5,7%) и

Кабардино-Балкарской Республики (6,6%). Однако, в то время как в Сахалинской области доля торговых сетей в обороте розничной торговли ежегодно возрастает более чем в 1,5 раза, в Кабардино-Балкарской Республике этот показатель снижается в среднем на 8%. Указанные регионы (Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Чеченская Республика, Кабардино-Балкарская Республика) являются наиболее проблемными с точки зрения развития сетевой торговли.

Высокие темпы развития сетевой торговли показывают новые регионы Российской Федерации - город Севастополь и Республика Крым. Развитие торговых сетей, которые создают рабочие места, предлагают населению широкий ассортимент потребительских товаров по доступным ценам, являются крупными налогоплательщиками и т.п., необходимо для социально-экономического восстановления и развития этих регионов. В столице России уровень развития сетевой торговли средний - доля торговых сетей в обороте розничной торговли по итогам 2017 г. составила 29,3%, средний темп ее роста за 2014-2017 гг. - 113,4%. Для Московской области аналогичные показатели равнялись, соответственно, 40,1% и 106,8%. Тот факт, в Московской области доля сетевой торговли выше, чем в Москве, связан с размещением на территории области сетевых магазинов, предназначенных для жителей столицы. В целом в большей части регионов России доля торговых сетей в обороте розничной торговле составляет от 15% до 45% и постепенно увеличивается.

Развитие торговых сетей в регионе, усиление конкуренции между ними способствуют сдерживанию потребительских цен и мотивируют торговые организации повышать качество обслуживания. Потребность в создании долгосрочных конкурентных преимуществ стимулируют торговые сети к развитию инноваций, повышению социальной ответственности, соблюдению этических принципов с целью укрепления деловой репутации. Торговые сети, в отличие от субъектов малого предпринимательства, имеют соответствующие ресурсы. В свою очередь, инновационное и социальное развитие сетевой торговли положительно отражается на состоянии всей торговой отрасли и экономики региона в целом. Внедрение технических, процессных и социальных инноваций, повышение информационной прозрачности, в том числе через финансовую и нефинансовую отчетность, развитие социальной ответственности, включая благотворительность и экологическую работу, становятся необходимым условием конкурентоспособности современного бизнеса и его распространенными характеристиками [26-29]. Все это способствует более полному удовлетворению потребностей населения. В тоже время необходимо учитывать, что распространение сетевой торговли должно согласовываться с нормальными условиями функционирования малого бизнеса, который тоже выполняет важные социальные и экономические функции.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Результаты анализа показали, что по уровню развития сетевой торговли среди регионов лидируют город Санкт-Петербург, Ленинградская область, Республика Карелия и Мурманская область, расположенные в Северо-Западном федеральном округе. Положительный опыт развития сетевой торговли указанных регионов может использоваться прочими регионами. Наиболее проблемными регионами с точки зрения сетевой торговли являются Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Чеченская Республика и Кабардино-Балкарская Республика, расположенные в Северо-Кавказском федеральном округе. Учитывая социально-экономическую роль торговых сетей, их развитие в этих регионах видится необходимым, так как будет способствовать снижению региональных экономических и социальных диспропорций. В большинстве регионов России доля торговых сетей в обороте розничной

Азимут научных исследований: экономика и управление. 2019. Т. 8. № 1(26)

217

У Санкт-Петербург

Ленинградская область

Севастополь

Республика Крым

Кабардино-Балкарская Республика

Сахалинская область

Республика Ингушетия

Mayorova Elena Aleksandrovna ANALYSIS OF DEVELOPMENT .

economic sceinces

торговли составляет от 15% до 45% и имеет тенденцию к росту. Представленные выводы могут использоваться в процессе государственного управления торговлей и региональным развитием, а также в деятельности торговых сетей при разработке стратегий региональной экспансии. Перспективным направлением дальнейших научных исследований в рамках рассматриваемой темы является количественная оценка влияния сетевой торговли на различные социально-экономические показатели регионов, в том числе на уровень и изменение потребительских цен. Другой актуальной задачей является комплексная оценка привлекательности регионов для сетевой торговли с учетом доходов населения, инфраструктуры и прочих факторов. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Стратегия развития торговли в Российской Федерации на 2015-2016 гг. и период до 2020 г. (утв. Приказом Минпромторга России от 25.12.2017№ 2733).

2. Панасенко С.В., КрасильниковаЕ.А., Баженов Г.А., Чеглов В.П. Современные тренды развития рынков товаров и услуг №1. М.: РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2018. 11 с.

3. Панасенко С.В., Стукалова И.Б., Мазунина Т.А. Направления развития современной розничной торговли // Российское предпринимательство. 2018. Т. 19. № 3. С. 599-608.

4. Кишко В.А., Малинин С.А., Майорова А.Н. Стратегические аспекты развития торговли в Российской Федерации // Экономика и предпринимательство. 2017. № 12-2 (89). С. 159-163.

5. Куренкова В.П. Торговля России: регулирование и саморегулирование в условиях рынка // Российское предпринимательство. 2015. Т. 16. № 11. С. 1542-1556.

6. Кишко В.А., Майорова А.Н. Нематериальные факторы конкурентоспособности розничных торговых организаций // Российский экономический интернет-журнал. 2017. № 4. С. 31.

7. Кишко В.А., Матвеева С.В., Майорова А.Н. Формирование конкурентоспособности розничной торговой организации // Экономика и предпринимательство. 2017. № 8-3 (85). С. 1189-1193.

8. Николаева Т.И., Урясьева Т.И. Разработка подходов к анализу ресурсного потенциала торговой организации с целью выбора конкурентной стратегии // Торгово-экономический журнал. 2017. Т. 4. № 1. С. 35-48.

9. Алексейчева Е.Ю. Основные тренды потребительского поведения в условиях кризиса // Экономика и предпринимательство. 2016. № 8 (73). С. 453-456.

10. Алексейчева Е.Ю., Лагода О.Н. Неценовая конкуренция нарын-ке потребительских товаров // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Экономика. 2017. № 3 (13). С. 75-84.

11. Тюник О.Р., Никишин А.Ф. Развитие традиционной торговли в условиях Интернет экономики // Экономика и предпринимательство. 2017. № 4-1 (81). С. 589-592.

12. Брагин Л.А., Каращук О.С., Никишин А.Ф. Развитие зоны обслуживания организаций торговли в современных условиях // Экономика и предпринимательство. 2017. № 10-2 (87). С. 474-477.

13. Леонова Ю.Г., Языков ДА. Особенности организации доставки товаров в коммерческой деятельности торговых предприятий // Российский экономический интернет-журнал. 2018. № 2. С. 47.

14. Красильникова Е.А., Никишин А.Ф. Региональный ритейл Российской Федерации: тенденции и перспективы // Российское предпринимательство. 2018. Т. 19. № 3. С. 763-774.

15. Красильникова Е.А. Развитие региональных рынков потребительских товаров в современных условиях экономики // Российское предпринимательство. 2015. Т. 16. № 11. С. 1607-1616.

16. Тюник О.Р., Никишин А.Ф. Региональный аспект в задаче повышения эффективности деятельности торговых организаций. В сборнике: Проблемы социально-экономического развития регионов. Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2015. С. 35-37.

17. Комиссарова И.П., Майорова А.Н., Майорова Е.А. Тенденции и перспективы развития торговли республики Крым // Экономика. Бизнес. Банки. 2018. № 1 (22). С. 138-153.

18. Каращук О.С. Инвестиции в розничную торговлю и их роль в развитии экономики региона: на примере республики Крым // Крымский научный вестник. 2015. № 5-1 (5). С. 88-97.

19. Алексина С.Б. Пути трансформации системы взаимоотношений поставщиков FMCG и розничных торговых сетей в России // Российское предпринимательство. 2018. Т. 19. № 11. С. 3425-3436.

20. Калашникова И.В., Майорова А.Н. Собственные торговые марки и прибыль торговых сетей //Годичные научные чтения филиала РГСУ в г. Клину. 2014. № 2 (12). С. 131-136.

21. Каращук О.С. Оценка инвестиций в торговлю России и перспективы инвестирования в отечественном сетевом сегменте // Вестник Российского государственного торгово-экономического университета (РГТЭУ). 2014. № 2 (82). С. 94-103.

22. Тинякова В.И. Обоснование выбора региона присутствия розничной торговой сети на базе комплекса экономико-математических моделей // Социальная политика и социология. 2015. Т. 14. № 5 (112). С. 150-160.

23. Гиманова И.А. Технология поддержки принятия решений при

управлении торговыми сетями региона // Вестник Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова. 2017. № 20. С. 13-16.

24. Прокопьева И.Э., Яковлева А.В. Управление инновациями в розничной торговой сети региона // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5. С. 403.

25. Федеральная служба государственной статистики (Росстат). Официальный сайт. Режим доступа: www.gks.ru (дата обращения: 07.02.2019).

26. Комиссарова И.П., Майорова А.Н. Проблемы и перспективы развития корпоративной социальной ответственности // Экономика и предпринимательство. 2017. № 8-1 (85). С. 903-906.

27. Рожнова О.В., Игумнов В.М. Формирование и оценка транс-парентной финансовой отчетности // Аудиторские ведомости. 2012. № 10. С. 41-50.

28. Соловьева В.А., Кишко В.А., Майорова А.Н. Нефинансовая отчетность и ее роль в деятельности торговых компаний // Экономика и предпринимательство. 2018. № 9 (98). С. 236-240.

29. Рожнова О.В., Марков В.В., Игумнов В.М. Транспарентность как приоритетное направление повышения качества отчетности предприятий // Известия Московского государственного технического университета МАМИ. 2013. Т. 5. № 1 (15). С. 80-84.

Статья поступила в редакцию 08.02.2019 Статья принята к публикации 27.02.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.