Научная статья на тему ' сравнительный анализ потребительских цен непродовольственных товаров субъектов Волго-Вятского региона'

сравнительный анализ потребительских цен непродовольственных товаров субъектов Волго-Вятского региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
130
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
статистические наблюдения / индекс потребительских цен / тарифы / ВолгоВятский регион / непродовольственные товары / товарная группа «Обувь кожаная / текстильная и комбинированная». / statistical observation / consumer price index / tariffs / Volga-Vyatka region / non-food products / commodity group «Leather / textile and combination material footwear».

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Косачева Эльмира Махмутовна

Проведен сравнительный анализ потребительских цен непродовольственных товаров субъектов Волго-Вятского региона за период 2016–2017 гг. Показано, что в рассматриваемый интервал времени проявляется тенденция снижения уровня инфляции к концу 2017 г. для всех субъектов региона при значительных скачках значений индекса потребительских цен, приходящихся, в основном, на осень и зиму 2017 г. Сопоставление статистических данных индекса потребительских цен по товарной группе «Обувь кожаная, текстильная и комбинированная» для субъектов Волго-Вятского региона показало, что и в этом случае сохраняется тенденция по снижению инфляции, но интервал пиковых колебаний ИПЦ выше в 2–3 раза, чем для ИПЦ непродовольственных товаров. Для Республики Татарстан, согласно данным индекса потребительских цен за 2016–2017 гг., колебания пиковых величин ИПЦ в аналогичных случаях значительно ниже, чем для субъектов Волго-Вятского региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF NON-FOOD CONSUMER PRICES IN SUBJECTS OF THE VOLGA-VYATKA REGION

The comparative analysis of consumer prices for non-food products in the subjects of the VolgaVyatka region over the 2016-2017 period is conducted. In the considered time interval, a decrease trend in the level of inflation by the end of 2017 is shown for all subjects of the region, with significant fluctuations in the values of the consumer price index, falling mainly in the autumn and winter of 2017. The comparison of consumer price index figures for the commodity group «Leather, textile and combination material footwear» for the subjects of the Volga-Vyatka region reveals that in this case there is a tendency to reduce inflation, but the interval of peak CPI fluctuations is 2-3 times higher than for the CPI of non-food goods. For the Republic of Tatarstan, according to consumer price index data for 2016-2017, fluctuations in peak CPI values in similar cases are significantly lower than for subjects in the Volga-Vyatka region.

Текст научной работы на тему « сравнительный анализ потребительских цен непродовольственных товаров субъектов Волго-Вятского региона»

gie auf den Sektor der finanziellen Dienstleistungen / Vliyanie finansovykh tekhnologij na sektor finansovykh uslug // Yazyk professii - yazyk dlya professii = Berufssprache - Sprache für den Beruf: materiali Mezhwuz. studencheskoi nauch. konf.

(Moscow, 1 dekabrya 2017 g. M.: MGIMO-Univer-sity, 2018. S. 61-64.

6. Sberbank CIB. Russian Financials. Who Innovates Wins: Lifting the Lid on Fintech in Russia. 2016. October. URL: http://www.vostokemergingfinance.com.

КАРЕВА Ольга Николаевна - кандидат химических наук, доцент кафедры организации таможенного контроля и проведения таможенных операций. Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Россия. Москва. E-mail: ollexa.k@yandex.ru.

КАРЕВА Александра Олеговна - студент. Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России. Россия. Москва. E-mail: ollexa.k@yandex.ru.

KAREVA, Olga Nikolaevna - Candidate of Science (Chemistry), Associate Professor of the Department of Customs Control and Customs Operations. Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration. Russia. Moscow. E-mail: ollexa.k@yandex.ru.

KAREVA, A^andra Olegovna - Undergraduate. Moscow State Institute of International Relations. Russia. Moscow. E-mail: ollexa.k@yandex.ru.

УДК 338.532.4 (470.45)

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЦЕН НЕПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ СУБЪЕКТОВ ВОЛГО-ВЯТСКОГО РЕГИОНА

Э.М. Косачева

Проведен сравнительный анализ потребительских цен непродовольственных товаров субъектов Волго-Вятского региона за период 2016-2017 гг. Показано, что в рассматриваемый интервал времени проявляется тенденция снижения уровня инфляции к концу 2017 г для всех субъектов региона при значительных скачках значений индекса потребительских цен, приходящихся, в основном, на осень и зиму 2017 г.

Сопоставление статистических данных индекса потребительских цен по товарной группе «Обувь кожаная, текстильная и комбинированная» для субъектов Волго-Вятского региона показало, что и в этом случае сохраняется тенденция по снижению инфляции, но интервал пиковых колебаний ИПЦ выше в 2-3 раза, чем для ИПЦ непродовольственных товаров.

Для Республики Татарстан, согласно данным индекса потребительских цен за 2016-2017 гг., колебания пиковых величин ИПЦ в аналогичных случаях значительно ниже, чем для субъектов Волго-Вятского региона.

Ключевые слова: статистические наблюдения; индекс потребительских цен; тарифы; Волго-Вятский регион; непродовольственные товары; товарная группа «Обувь кожаная, текстильная и комбинированная».

E.M. Kosacheva. COMPARATIVE ANALYSIS OF NON-FOOD CONSUMER PRICES IN SUBJECTS OF THE VOLGA-VYATKA REGION

The comparative analysis of consumer prices for non-food products in the subjects of the Volga-Vyatka region over the 2016-2017 period is conducted. In the considered time interval, a decrease trend in the level of inflation by the end of 2017 is shown for all subjects of the region, with significant fluctuations in the values of the consumer price index, falling mainly in the autumn and winter of 2017.

The comparison of consumer price index figures for the commodity group «Leather, textile and combination material footwear» for the subjects of the Volga-Vyatka region reveals that in this case there is a tendency to reduce inflation, but the interval of peak CPI fluctuations is 2-3 times higher than for the CPI of non-food goods.

For the Republic of Tatarstan, according to consumer price index data for 2016-2017, fluctuations in peak CPI values in similar cases are significantly lower than for subjects in the Volga-Vyatka region.

Keywords: statistical observation; consumer price index; tariffs; Volga-Vyatka region; non-food products; commodity group «Leather, textile and combination material footwear».

Важнейшим фактором регулирования и управления социально-экономическим развитием страны является, как известно, наличие достоверной, научно обоснованной информации об общественных явлениях в Российской Федерации. Одним из ключевых источников такой информации служат статистические наблюдения за потребительскими ценами и тарифами на товары и платные услуги населению. На их основе проводится расчет индекса потребительских цен (далее - ИПЦ), являющегося важнейшим показателем, характеризующим уровень инфляции в стране.

Индекс потребительских цен рассчитывается на основании единого для всех регионов потребительского набора, представляющего собой репрезентативную выборку групп товаров и услуг, наиболее часто потребляемых населением. Набор состоит из товаров и услуг массового потребительского спроса, а также отдельных товаров и услуг необязательного пользования (легковые автомобили, ювелирные изделия из золота, техническое обслуживание легкового автомобиля и т.д.). Выбор позиций обусловлен их относительной важностью для потребления населением, представительностью с точки зрения отражения динамики цен на однородные товары и устойчивостью их наличия в продаже. Такой набор формируется на федеральном уровне и остается неизменным в течение длительного времени (как правило, не менее года). Для расчета ИПЦ применяется модифицированная формула Ласпейреса с месячной периодичностью, а также нарастающим итогом за период с начала года [4]. ИПЦ рассчитывается как результат деления суммы произведений цен текущего года и выпусков базового года на сумму произведений уровня цен и выпусков базового года и выражается в процентах. Расчеты производятся ежемесячно как к предыдущему месяцу текущего года (М/М), так и к соответствующему месяцу предыдущего года (Г/Г), а также к декабрю предыдущего года. В состав ежемесячного расчета стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг, проводимых с января 2002 г., отобрано 83 наименования товаров и услуг, включая 30 видов продовольственных товаров, 41 - непродовольственных товаров и 12 - платных услуг населению [1].

Наблюдение за ценами и расчет индексов потребительских цен осуществляется в рамках Федеральной программы статистических ра-

бот и проводится как в целом по Российской Федерации, так и по всем субъектам Федерации (республикам, краям, областям, автономным округам - всего по 89 регионам).

Для России, занимающей огромные территории с различными климатическими условиями, особое место занимает ценообразование с учетом географического принципа, поэтому для анализа ИПЦ в представленной работе привлекались данные близко расположенных областей Волго-Вятского региона. Данный регион представляет собой крупный индустриальный комплекс с развитой многоотраслевой промышленностью в европейской части России. В его состав входят республики Марий Эл, Мордовия, Чувашия и Нижегородская, Кировская области, различающиеся неравномерностью экономического развития и, как следствие, плотностью населения [6]. В качестве реперной точки использовались статистические данные по Республики Татарстан, являющейся одним из наиболее динамично развивающихся регионов России, который стабильно входит в десятку лидеров по всем основным показателям социально-экономического развития. В работе были использованы ежемесячные данные по ИПЦ с 2016 по 2017 г., предоставленные Федеральной службой государственной статистики [6].

Как известно, все существующие в рыночной экономике группы товаров условно можно разделить, в зависимости от их характеристик, на продовольственные, которые служат для удовлетворения основных потребностей в продовольствии, и непродовольственные товары первой необходимости (одежда, обувь, предметы санитарии и гигиены) длительного пользования.

Оборот розничной торговли непродовольственными товарами, как известно, более восприимчив к экономической ситуации в стране: в условиях кризиса он значительно ниже, чем оборот торговли пищевыми продуктами, поэтому полученные значения ИПЦ такой группы товаров будут отражать происходящие изменения в социально-экономической ситуации, вероятно, с некоторым лагом. Пищевые продукты являются для человека жизненно необходимыми для ежедневного употребления, а непродовольственные товары могут быть востребованы через более длительные интервалы времени. Следует отметить, что продажи непродовольственных товаров в 2016-2017 гг. характеризовались лучшей динамикой в сравнении с продовольствием.

В 2016 г. оборот розничной торговли непродовольственными товарами снижался медленнее, чем у пищевых товаров (-4,2 % против -5,0 %), а в 2017 г. оба показателя вернулись к росту, причем продажи непродовольственных товаров росли быстрее продовольственного товарооборота (1,9 % против 0,5 %) [2]. Привлечение и анализ ИПЦ этой группы товаров позволит подойти к выявлению более глубинных процессов, происходящих в рассматриваемый период.

На основе данных Росстата [5] выполнен анализ ИПЦ по непродовольственным товарам для субъектов этого региона в период 20162017 гг. и получены следующие результаты. Исследование динамики изменений ИПЦ (М/М) показали, что в период 2016-2017 гг. для всех рассматриваемых субъектов наблюдается разнонаправленный характер изменения (рис. 1). В осенний и весенний периоды происходит их рост, а в зимне-летний - спад, связанный, вероятно, с необходимостью подготовки к зимнему или летнему сезонам.

Наиболее отчетливо сезонность цен проявляется для Кировской и Нижегородской областей (рис. 1). Колебания в значениях ИПЦ составляет для них более 1 %. В случае Чувашской и Мордовской республик это значение в 2 раза ниже (0,59), а для Республики Марий Эл находится посередине - 0,79. Следует отметить, что наиболее низкие значения ИПЦ - периоды низкой инфляции - приходятся на летний период. А вот высокие значения проявляются как осенью, так и в конце года (табл. 1). Наиболее стабильно развивающийся из рассматриваемых регионов - Республика Татарстан - демонстрирует наименьшее колебание ИПЦ в эти времена года, что отражается в случае представления статистических данных в виде скользящих средних значений (рис. 1). Учитывая, что рассматриваемые субъекты находятся в одной климатической зоне, вероятно, наблюдаемые скачки цен могут свидетельствовать об изменении уровня инфляции в эти периоды и, как следствие, экономической активности населения.

10] -, %

10D.E ■ * *

1100,6 ■ /9 É

10(М ■ 1100 J ■ Ai ♦ « V, / • а/ А

100 о/ /

59,8 ■

99,6 ■ -1- —h-

iiiotFbfti авгЧб OKT.lft hojt6.1î )шв.[7 M;tptl7 аир. 17 нюн>]7 »рг17 сект. 17 ноя£.17 щек. 17 фсво.18

Нижегородская область Республика Мордовия

Чувашская Республика

К ИрОККЭА облЗСТъ ■

А Республика Мэрий ЭЛ Й

-В— Республика Татарстан •

-J плр.: скольмшще qxuvwe (рмяуйлнклТагарам»]

Рис. 1. Динамика изменения ИПЦ (М/М) непродовольственных товаров для субъектов Волго-Вятского региона по данным [3]

Разница пиковых значений ИПЦ (М/М) непродовольственных товаров для субъектов Волго-Вятского региона за 2016-2017 гг.

Таблица 1

Субъекты Волго-Вятского региона Разница пиковых значений ИПЦ Периоды пиковых значений

низкие высокие

Республика Татарстан 0,50 август 2016 г. сентябрь 2017 г.

Республика Мордовия 0,59 август 2017 г. сентябрь 2016 г.

Чувашская Республика 0,59 июнь 2017 г. январь 2018 г.

Республика Марий Эл 0,71 июнь 2017 г. декабрь 2017 г.

Кировская область 1,04 июнь 2017 г. сентябрь 2016 г.

Нижегородская область 1,01 июнь 2017 г. ноябрь 2016 г.

108

106

100

И и^йм

а-

V, ^йл ° а ^ —О— ■ъ

' И 1!

--- - -1-Е- * 1 -1-1

мал 16

—о-

авг1<5

нояб.15 март 17 июнь 17 мнт.17 дек.17 апр.18

Кировская область Республика Март"! Эл Республика Татарстан

-■О-- Нижегородская область —А-- Республика Мордовия —»— Чувашская Республика

Рис. 2. Динамика изменения ИПЦ (Г/Г) непродовольственных товаров для субъектов Волго-Вятского региона по данным [3]

Анализ изменений значений ИПЦ, полученных из величины отношений к аналогичным периодам прошлого года (Г/Г), показал выраженную тенденцию к их уменьшению (рис. 2). Вид такого графика может указывать на снижение инфляции и рост благосостояния населения за текущий период.

Таблица 2

Разница пиковых значений ИПЦ (Г/Г) непродовольственных товаров для субъектов Волго-Вятского региона за 2016-2017 гг.

Субъекты Волго-Вятского региона Разница пиковых значений ИПЦ Фаза пиковых снижений

Республика Татарстан 3,18 декабрь 2017 г.

Республика Мордовия 5,54 январь 2018 г.

Чувашская Республика 4,90 декабрь 2017 г.

Республика Марий Эл 4,85 январь 2018 г.

Кировская область 5,47 октябрь 2017 г.

Нижегородская область 4,00 ноябрь 2017 г.

Наибольшее снижение зафиксировано для Республики Мордовия в октябре 2017 г. и Кировской области в январе 2018 г, оно составило более 5 % (5,54 и 5,47 соответственно). Минимальное понижение выявлено в Нижегородской области - 4,0 % в ноябре 2017 г. Для других субъектов разница пиковых величин ИПЦ (Г/Г) занимает промежуточные значения (табл. 2). Для Республики Татарстан такая разница представлена самым малым значением - 3,18, что мо-

жет свидетельствовать о незначительном колебании цен и более устойчивой экономике этой республики по сравнению с другими субъектами рассматриваемого региона.

Следует отметить, что практически все величины пиковых снижений приходятся на конец года, что может быть связано с периодом массовых распродаж непродовольственных товаров.

В состав группы непродовольственных товаров входят, как известно, товары длительного пользования и товары первой необходимости. Последние требуют более частого возобновления. Благодаря тому, что они занимают некое пограничное положение между группой продовольственных и непродовольственных товаров, представляет интерес анализ одной из таких групп легкой промышленности. Продукция легкой промышленности имеет устойчивый спрос, она востребована практически во всех сферах жизнедеятельности человека, начиная с его рождения, и в деятельности многих отраслей и структур экономики. Предприятия отрасли, которых на территории Волго-Вятского региона около 30, производят ткани и товары для дома, изделия повседневного спроса, в том числе медицинского назначения, одежду и обувь, которые способствуют восстановлению и поддержанию здоровья людей, рабочую и специальную одежду.

Значительную долю в легкой промышленности занимает товарная группа «Обувь кожаная, текстильная и комбинированная». Выбор этой группы товаров определялся также тем, что она выполняет утилитарные, защитные и эстетические функции, и в то же время ее изготовление является одним из сложных. Значе-

%

114

5

1П 4103 105 102 99

7 V

езш^ел "Ж—

> .,___

авгЛб окт,1б лек.16 февр.17 апр.17 пюнъ17 авг.17 окт.17 декЛ7

— -Ж--

Кировскяя область Республика Марий Эл Республика Татарстан

Нижегородская область Республика Мордовия Чувашская Республика

Рис. 3. График изменения ИПЦ (Г/Г) по товарной группе «Обувь» для субъектов Волго-Вятского региона в 2016-2017 гг. по данным [3]

ние этой товарной группы в регионе с разнообразными климатическими условиями, с неблагоприятным действием внешних факторов (влаги, грязи, низких и высоких температур и т.д.), каким является Волго-Вятский регион, велико и имеет устойчивый спрос.

На основе данных официального портала Росстата выполнен анализ ИПЦ по товарной группе «Обувь кожаная, текстильная и комбинированная» для субъектов рассматриваемого региона в период 2016-2017 гг. [5] и получены следующие результаты. Для всех субъектов этого региона прослеживается тенденция к снижению индекса потребительских цен (Г/Г) (рис. 3). Если в середине 2016 г. его максимальная величина достигала почти 114 % для Республики Марий Эл, то в конце 2017 г. она упала до 108 %, а для Республики Мордовия опустилась ниже 100 %. Влияющим на такое изменение ИПЦ фактором, вероятно, является оживление экономики, связанное с адаптацией к западным санкциям и ростом производства.

Наибольшее колебание значений ИПЦ зафиксировано для Республики Мордовия, равное 10,57, а наименьшее - для Республики Марий Эл - 7,33. Индекс потребительских цен по Республике Татарстан, выбранный в качестве репера по этой товарной группе, показал самые малые колебания в течение всего рассматриваемого периода - 3,18, что обусловлено, вероятно, стабильностью его экономического развития (табл. 3).

Следует отметить, что наибольшие изменения ИПЦ для рассматриваемых объектов происходят в конце года, лишь для Респуб-

лики Марий Эл и Татарстана области максимальных изменений смещаются в осенний период.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 3

Разница пиковых значений ИПЦ (Г/Г) по товарной группе «Обувь» для субъектов Волго-Вятского региона за 2016-2017 гг.

Субъекты Волго-Вятского региона Разница пиковых значений ИПЦ Фаза пиковых снижений

Республика Татарстан 3,18 сентябрь 2017 г.

Республика Мордовия 10,57 январь 2018 г.

Чувашская Республика 8,28 декабрь 2017 г.

Республика Марий Эл 7,33 октябрь 2017 г.

Кировская область 9,83 январь 2018 г.

Нижегородская область 8,75 декабрь 2017 г.

Анализ ежемесячных изменений ИПЦ (М/М) по товарной группе «Обувь» для субъектов этого региона выявил их колебания в период 2016-2017 гг., обладающие разнонаправленным характером (рис. 4).

Так, с августа по ноябрь 2016 г. наблюдалось резкое понижение со 103 % до 99 %, с ноября по апрель 2017 г. плавный подъем до 101 %, в июле 2017 г. снова спад до 99 %, в сентябре 2017 г. подъем до 102 % и опять спад до величины менее 99% в декабре 2017 г. Вероятно, такие колебания являются проявлением сезонности, и они характерны

104

103

100

99

1 1

7fw\\ / V Jf!"» V Y Л Л Y Ч. Y У V frs 'V > \ \ _ V,

У \-V - t£sf У V s

Г

1 - -

98 май 16

авг.]б нояб!б март 17 нюнь 17 сент.17

дек. 17

алр.1£

Кировская область Республика Mapnii Эл Республика Татарстан

Нижегородская область Респу&шка Мордовия Чувашская Республика

Рис. 4. График изменения ИПЦ (М/М) по товарной группе «Обувь» для субъектов Волго-Вятского региона по данным [3]

для всех субъектов. В Республике Татарстан такие колебания, как показывают статистические данные, усилились во второй половине 2017 г

Разница пиковых значений ИПЦ (М/М) по товарной группе «Обувь» для субъектов Волго-Вятского региона за 2016-2017 гг. находится в интервале от 4,29 (Кировская область) до 2,09 (Республика Мордовия). Для Республики Татарстан найденная величина значительно ниже и равна 1,79 (табл. 4).

Таким образом, сравнительный анализ данных ИПЦ непродовольственных товаров для субъектов Волго-Вятского региона и Республики Татарстан показал, что для всех регионов в исследуемый период наблюдается снижение уровня инфляции. В то же время неравномерность экономического развития субъектов приводит к значительным скачкам значений ИПЦ (Г/Г), приходящимся на конец года, величина которых составляет от 4,00 (Нижегородская область) до 5,47 (Кировская область). Разница в пиковых значениях ИПЦ (М/М) меньше и колеблется от 0,59 (республи-

ки Чувашия и Мордовия) до 1,04 (Кировская область). В этом ряду выделяются значения ИПЦ для Республики Татарстан, колебания пиковых величин для которой значительно ниже. Так, в случае ИПЦ (М/М) они не превышают 0,50, а ИПЦ (Г/Г) - 3,18.

Анализ статистических данных ИПЦ по товарной группе «Обувь» для субъектов Волго-Вятского региона и Республики Татарстан показал, что колебания ИПЦ выше в 2-3 раза, чем для непродовольственных товаров. Наибольшая разница пиковых значений ИПЦ (Г/Г) приходится на Республику Мордовия (10,57), а меньшая - на Республику Марий Эл (7,33). В случае ИПЦ (М/М) наименьшая разница отмечается для Республики Мордовия (2,09), а наибольшая - для Кировской области (4,29). Для Республики Татарстан разница пиковых значений в рассматриваемый период значительно ниже. По данным ИПЦ (М/М) она составляет 1,79, а по ИПЦ (Г/Г) - 3,18. Следует отметить, что последняя величина совпадает с ИПЦ (Г/Г) для непродовольственных товаров.

Таблица 4

Разница пиковых значений ИПЦ (М/М) по товарной группе «Обувь» для субъектов Волго-Вятского региона за 2016-2017 гг.

Субъекты Волго-Вятского региона Разница пиковых значений ИПЦ Периоды пиковых значений

низкие высокие

Республика Татарстан 1,79 июнь 2017 г. октябрь 2016 г.

Республика Мордовия 2,09 декабрь 2017 г. сентябрь 2016 г.

Чувашская Республика 2,20 июнь 2017 г. октябрь 2016 г.

Республика Марий Эл 2,50 декабрь 2016 г. октябрь 2016 г.

Кировская область 4,29 июнь 2017 г. сентябрь 2016 г.

Нижегородская область 3,04 июль 2017 г. сентябрь 2016 г.

Список литературы

1. О потребительской корзине в целом по Российской Федерации: федер. закон от 02.12.2012 г. № 227-ФЗ. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_138547.

2. Голяшев А.В., Павлюшина В.А., Бриллиан-това В.В. Особенности оживления розничной торговли // Аналитический центр при правительстве Российской Федерации. Бюллетень о текущих тенденциях российской экономики / под рук. Л.М. Григорьева. 2018. № 35. URL: https://www. ac.gov.ru/files/publication/a/16477.pdf.

3. ЕМИСС. Государственная статистика. URL: https://www.fedstat.ru/indikatoh/31074.

4. Методологические положения по наблюдению за потребительскими ценами на товары и услуги и расчету индексов потребительских цен / Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru.

5. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/con-nect/rosstat_main /rosstat/ru /statistics/ tariffs.

6. Экономика. Экономика регионов. URL: https://economics.studio/ekonomika-regionov/eko -nomika-volgo-vyatskih.html.

References

1. O potrebitelskoi korsine v tselom po Ros-siiskoi Federatsii: feder. zakon ot 02.12.2012 g. № 227-FS. URL: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_138547.

2. Golyashev A.V., Pavlushina V.A., Brillianto-va V.V. Osobennostu ozhivlenia rosnichnoi tor-govli // Analiticheskii tsenter pri pravitelstve Rossiiskoi Federatsii. Byulleten o tekushchih tendenciyah rossiiskoi ekonomiki / pod ruk. L.M. Gri-gorieva. 2018. № 35. URL: https://www.ac.gov.ru/ files/publication/a/16477.pdf.

3. EMISS. Gosudarstvennaja statistika. URL: https://www.fedstat.ru/indikatoh/31074.

4. Metodologicheskie pologenia po nablydeniuy za potrebitelskami tsenami na tovary i uslugi i raschetu indeksa potrebitelskih tsen / Federalnaja sluzhba gosudarstvennoi statistiki. URL: http:// www.gks.ru.

5. Federalnay sluzhba gosudarstvennoi statistiki. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ main/rosstat/ru /statistics/ tariffs.

6. E konomika. E konomika regionov. URL: https://economics.studio/ekonomika-regionov/ ekonomika-volgo-vyatskih.htm.

КОСАЧЕВА Эльмира Махмутовна - кандидат химических наук, доцент кафедры товароведения и технологии общественного питания. Казанский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Казань. E-mail: elm-kosacheva@yandex.ru.

KOSACHEVA, Elmira Machmutovna - Candidate of Sciense (Chemistry), Associate Professor of the Department of Commodity Research and Technology of Public Catering. Kazan Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Kazan. E-mail: elm-kosacheva@yandex.ru.

УДК 65.013:334.012.64(470.345)

ИССЛЕДОВАНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО БИЗНЕСА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Е.Г. Кузнецова

В статье выявлена роль корпоративной культуры в эффективном управлении и качестве работы персонала регионального малого предприятия, определена степень влияния организационной культуры компании на эффективность управления ее персоналом. Статья раскрывает необходимость интегрированного подхода в развитии организационной среды компании в вопросах управления человеческими ресурсами. Автором описываются результаты анкетирования по вопросам определения и изменения действующего типа корпоративной культуры и выявления резервов воспроизводства трудовых ресурсов. В статье приводятся темпы изменения основных показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятий малого бизнеса Республики Мордовия, описывается действующее состояние формирования и изменения их корпоративной культуры, предлагаются рекомендации по повышению роли культуры в управлении человеческим капиталом на основе модели мотивационных характеристик, предполагающие рациональное использование имеющихся разнообразных умений и способностей персонала в выполнении определенного вида работ.

Ключевые слова: корпоративная культура; человеческий потенциал; эффективность управления; анкетирование; предприятия малого бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.