Научная статья на тему 'Сравнительная характеристика особенностей предпринимательства на автомобильном транспорте'

Сравнительная характеристика особенностей предпринимательства на автомобильном транспорте Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
746
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТ / АВТОМОБИЛЬ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ОСОБЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лещенко М. И., Мишин Ю. В., Хамдохов А. А.

В статье сформировано определение предпринимательства, учитывающее весь комплекс его существенных признаков, а также представлены отличительные особенности предпринимательства на автомобильном транспорте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лещенко М. И., Мишин Ю. В., Хамдохов А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The comparative characteristic of features of business on motor transport

In article the definition of business considering all complex of its essential signs is generated, and also distinctive features of business on motor transport are presented.

Текст научной работы на тему «Сравнительная характеристика особенностей предпринимательства на автомобильном транспорте»

12.3. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ

Лещенко М. И., д.э.н., профессор, ФГБОУ ВПО

«Московский государственный индустриальный университет» г. Москва

Мишин Ю. В., д.э.н., профессор, ФГБОУ ВПО «Московский государственный индустриальный университет» г. Москва

Хамдохов А. А., соискатель ФГБОУ ВПО «Московский государственный индустриальный университет» г. Москва

apm-msiu@yandex. ru

Аннотация: в статье сформировано определение

предпринимательства, учитывающее весь комплекс его существенных признаков, а также представлены отличительные особенности предпринимательства на автомобильном транспорте.

Ключевые слова: транспорт, автомобиль,

предпринимательство, особенность.

THE COMPARATIVE CHARACTERISTIC OF FEATURES OF BUSINESS ON MOTOR TRANSPORT

Leschenko M. I., Doctor of Economics, Professor, Department of Finance and Credit FSBEA HPE «MSIU»

Mishin Yuri V., Doctor of Economics, Professor, Department of Finance and Credit FSBEA HPE «MSIU»

Hamdohov A. A., Post-graduate of FSBEA HPE «MSIU»

apm-msiu@yandex. ru

Annotation: in article the definition of business considering all complex of its essential signs is generated, and also distinctive features of business on motor transport are presented.

Keywords: transport, the car, business, feature.

Предпринимательство на автомобильном транспорте представляет собой особый вид предпринимательской деятельности, которой присущи все ее основные сущностные признаки, хотя и в модифицированном, видоизмененном виде. Эти сущностные признаки, как и сама сущность предпринимательств, различным образом трактуются в экономической литературе. В зависимости от этих альтернативных трактовок неизбежно неодинаковым образом определяются отличительные особенности предпринимательства на автомобильном транспорте.

Предпринимательство - это особый вид деятельности человека, имеющий, помимо других измерений, четко выраженное экономическое измерение, характеризуемый набором сущностных признаков, каковыми являются новаторство, инновационность, риск и ответственность, рациональное комбинирование ресурсов,

эффективное хозяйствование, создание реальных ценностей, удовлетворяющих потребности людей, юридически оформленная самостоятельность, продажа на рынке продукта (услуги) с получением дохода и извлечении прибыли; предпринимательство

развертывается во всех сферах общественного воспроизводства - производства, распределения, обмена, потребления, организации и управления; применительно к отдельно взятому предпринимателю в качестве физического или юридического лица, могут иметь место, как все сущностные признаки предпринимательства, так и только их преобладающая часть, в связи с чем возникают понятия предпринимательской деятельности де-юре и де-факто, в полном или урезанном объеме.

Если рассматривать сеть взаимодействий между предпринимательством в качестве особого вида человеческой деятельности и автомобильным транспортом как отрасли экономики, то анализ этой сети взаимодействий позволяет сделать ряд выводов.

Вывод 1. Предпринимательству как особому виду человеческой деятельности внутренние (органически) присущ ряд сущностных характеристик, которые распространяются на все виды предпринимательства без исключения, в том числе и на предпринимательство на автомобильном транспорте.

Вывод 2. Предпринимательство на автомобильном транспорте имеет ряд характерных особенностей, образующих единый взаимосвязанный комплекс.

Вывод 3. Комплекс характерных (отличительных) особенностей предпринимательства на

автомобильном транспорте предопределен

спецификой автомобильного транспорта как отрасли экономики.

Вывод 4. Сущностные характеристики предпринимательства как такового при его осуществлении на автомобильном транспорте подвергаются модификациям, определяемым под воздействием особенностей предпринимательской деятельности в этой отрасли экономики.

Вывод 5. Совокупность всех существенно значимых свойств предпринимательства на автомобильном транспорте структурируется в единую систему, которая объединяет в себе как комплекс модифицированных применительно к автотранспорту сущностных свойств предпринимательства, так и комплекс отличительных особенностей этого предпринимательства в данной отрасли экономики, причем оба эти комплекса в целом и все составляющие их отдельные элементы образуют сеть взаимодействий, осуществляемых в соответствии с принципом прямых и обратных связей.

Ниже излагаются отличительные особенности предпринимательства на автомобильном транспорте.

Особенность А - мобильность. Мобильность предпринимательства на автомобильном транспорте отражает мобильный характер деятельности этой отрасли экономики.

На короткие и средние расстояния ни один другой вид транспорта не может сравниться с автомобильным по степени мобильности. На длинные расстояния автотранспорт превосходит по мобильности авиационный транспорт, а водный и железнодорожный виды транспорта способны составить конкуренцию. Однако, при этом услуги всех данных видов транспорта должны быть опосредованы услугами автомобильного транспорта который, сначала, должен доставить грузы или пассажиры в аэропорт или морской порт, на железнодорожный вокзал, а затем -обеспечить транспортировку грузов или людей до места назначения, что значительно повышает мобильность как самого автомобильного транспорта в

Лещенко М. И., Мишин Ю. В., СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ

Хамдохов А. А. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ

сравнении с другими видами транспорта, так и предпринимательства на автотранспорте.

Особенность Б - двухсегментность, состоящая в подразделении предпринимательства на

автомобильном транспорте на два сегмента -перевозки грузов и перевозки пассажиров.

Объективная основа подразделения

предпринимательства на автотранспорте на два сегмента - перевозки грузов и перевозки пассажиров.

Особенность В - жизнеобеспечение, состоящее в задействовании предпринимателями автотранспорта для таких перевозок людей и грузов, которые жизненно необходимы для общества и его граждан.

Без выполнения данной функции жизнеобеспечения ни каждый человек в отдельности, ни общественный воспроизводственный процесс вообще не могут существовать на протяжении даже относительно коротких периодов времени, особенно в городах. Ведь без подвоза автотранспортом продовольствия люди окажутся без продуктов питания, а без доставки автомобилями необходимых грузов остановится деятельность производственных предприятий, в том числе обеспечивающих население теплом и энергией.

В связи с вышеизложенным, предпринимательская деятельность на автомобильном транспорте имеет первостепенное значение для обеспечения безопасности жизнедеятельности общества, личности и государства.

Особенность Г - социальная стратификация, состоящая в использовании пассажирского автотранспорта в качестве материального средства социальной стратификации различных категорий граждан, пронизывающей их образ жизни и выступающий в качестве ее важнейшего элемента.

Пассажирский автомобильный транспорт самым непосредственным, прямым образом связан с образом жизни человека, представляя собой его важнейшую составную часть.

Во-первых, значительную часть своего времени, нередко по несколько часов ежедневно, все возрастающее число людей провозит в пассажирском автотранспорте, в связи с чем особую значимость приобретает скорость, безопасность, комфортность, эстетичность, экологичность, эргономичность автотранспорта, на чем должна быть сконцентрирована предпринимательская активность.

Во-вторых, доступность для автотранспорта мест жилья, работы, отдыха, учебы, развлечений и т.д. представляет собой весьма важный элемент качества жизни человека, что необходимо учитывать в ходе предпринимательской деятельности.

В-третьих, в условиях пронизанности образа жизни современного человека, с одной стороны, фактором социально-психологического престижа, а с другой -выполнением автомобильным транспортом функции материального средства социальной стратификации людей, пассажирский автомобильный транспорт приобретает ярко выраженное социальнопсихологическое измерение. В данной связи, весьма значительная часть населения тратит все возрастающее количество денег для приобретения в личное пользование автомобилей, цена которых в существенной мере определена в зависимости от их престижности, зависящий от сочетания объективных и субъективных факторов, включая размер автомобиля, мощностью двигателя, техническое совершенство,

эстетичность и эргономичность, а также бренд производителя и др.

Особенность Д - субъективность, заключающаяся в ярко выраженном субъективно-психологическом аспекте легкового автотранспорта.

Данная особенность особенно тесно связана с особенностью Г, выступая в известном смысле ее продолжением и развитием. Очевидно, что если обладание или пользование личным автомобилем в весьма значительной степени определяет социальный статус человека, то многим людям соответственно стремление к обладанию (пользованию) автомобилям достаточно престижных бренда и моделей, причем градация привлекательности того или иного бренда и модели во многом зависит от их субъективнопсихологического восприятия различными людьми, которое дифференцировано в широком диапазоне, начиная от стран мира и кончая индивидуальными вкусами и предпочтениями.

Особенность Е - инфраструктурность, выражающая в непосредственной зависимости автотранспорта от его инфраструктуры, которая структурируется на семь групп - автодороги, места автостоянки и парковки, обслуживание дорожной сети, топливно-заправочные станции, автосервис, служба обслуживания дорожной сети безопасности движения, навигационно-информационное обеспечение

автотранспорта.

Выполнение автотранспортом функции, которые возлагает на него общественный

воспроизводственный процесс в решающей степени зависит от уровня развития автомобильной инфраструктуры, причем как в ее качественном, так и количественном измерениях. Это объективное положение необходимо в полной мере и последовательно учитывать в ходе

предпринимательской деятельности на

автомобильном транспорте и процессе ее государственного регулирования.

Примером удачного подхода к такому учитыванию является применение института государственночастного партнерства в строительстве и эксплуатации автомобильных дорог. Здесь, с одной стороны, активизируется предпринимательская активность, а с другой - она направляется государством в русло общественных интересов.

Особенность Ж - всеобщность, заключающаяся во всеобщем, повсеместном непосредственном

задействовании автомобильного транспорта в системе общественного разделения и кооперации труда, что обусловлено доставкой грузов предприятиями и перевозкой работников к месту работы и обратно.

Принципиально важно, что текущие

функционирование и развитие всех отраслей экономики без исключения, как производственной, так и непроизводственной сферы, активно опосредуется деятельностью автомобильного транспорта, а также и предпринимательством в его рамках. В гипотетическом случае отказа автомобильного транспорта немедленно впадает в состояние коллапса вся система общественного разделения и кооперации труда соответственно экономика на всех ее уровнях прекращает свое функционирование. Конечно, это крайне, сугубо гипотетический случай, который может осуществляться лишь в региональном масштабе в случае стихийного бедствия, например, схода горной

лавины. Однако, отставание развития автомобильного транспорта совместно с его инфраструктурой от динамичного развития экономики в целом, а это уже весьма типичная ситуация, соответственно тормозит социально-экономический прогресс общества. На практике такое отставание обычно сильно дифференцировано в региональном разрезе, когда одни регионы заметно лучше обеспечены автотранспортом и его инфраструктурой, а другие -соответственно хуже. Не случайно, ускоренное развитие экономик отдельных стран мира начиналось со строительства автомобильных дорог, параллельно с чем развивалось автомобилестроение и автомобильный транспорт. Достаточно вспомнить экономическую историю США, Германии, а также и других стран. В современной России строительство автодорог совместно с развитием автомобильного транспорта призвано стать одной из движущих сил развития национальной экономики.

Особенность З - специфическая инновационность, выражающаяся в активном потреблении результатов научно-технического прогресса, генерируемого в автопроме и строительстве инфраструктурных

объектов, и генерировании организационно-

управленческих инноваций в осуществлении автомобильных перевозок людей и грузов.

Особенность И - соподчиненность, состоящая в зависимости автомобильного транспорта от структуры и объема перевозок, определяемых структурой и динамикой общественного воспроизводственного

процесса.

Особенность К - специфическая неформальность, связанная с тем, что пользование личным автотранспортом объективно является особым неформально-неполным предпринимательством, осуществляемым для удовлетворения собственных потребностей в транспортировке без целевой установки на извлечение денежных доходов.

Особенность Л - системная изнашиваемость, т.е. особо интенсивный физический и моральный (экономический) износ автотранспортных средств.

Особенность М - безопасность движения, связанная с необходимостью преодоления повышений опасности для здоровья и жизни людей автомобильного транспорта.

Особенность Н - криминогенность, связанная с повышением криминагенностью деятельности людей, связанной со спецификой автомобильного транспорта (поборы ГИБДД, «подставы на дорогах», угоны автомобилей).

Особенность О - экологизация, связанная с нарастающей необходимостью системной

экологизации автомобильного транспорта.

Особенность П - альтернативность,

обусловленная тем, что автомобильные перевозкам в качестве альтернативы выступают другие виды транспорта - железнодорожный, речной, морской, авиационный, а в отдельных случаях - и трубопроводный.

Особенность Р - взаимодополняемость, состоящая в том, что автомобильные перевозки во многих случаях дополняются перевозками на других видах транспорта, а они, в свою очередь, часто дополняются передвижением людей или грузов на железнодорожном, водном, авиационном транспорте.

Все рассмотренное выше характерные особенности предпринимательства и его госрегулирования на

автомобильном транспорте, объективно

обусловленные спецификой этой отрасли экономики, взаимопроникаются, взаимодействуют между собой по принципу прямых и обратных связей, образуя единую сеть взаимодействий, превращающую все эти особенности в единый взаимосвязанный комплекс.

Таким образом, в представленной статье

выработано интегрированное определение

предпринимательства, учитывающее весь комплекс его существенных признаков, а также смоделированы в виде единого взаимосвязанного комплекса

отличительные особенности предпринимательства на автомобильном транспорте.

Список литературы:

1. Ехлакова. Е.А. Собственность и теневая экономика -М.: ИВЦ «Маркетинг», 2005.

2. Экономическая и национальная безопасность / под ред. Е.А. Олейникова. - М.: Экзамен, 2004.

Reference list:

1. EhlakovaE.A. The property and shadow economy - М: Publishing house "Marketing", 2005.

2. Economic and national security / under the editorship of E.A.Olejnikov. - М: Examination, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.