16.3. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО НА БАЗЕ КОРРУПЦИИ И ЕГО НЕГАТИВНАЯ РОЛЬ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ
Лукьянчиков Е. Н., соискатель, ФГБОУ ВПО «Московский государственный индустриальный университет» г. Москва
Лещенко М. И., д.э.н., профессор, ФГБОУ ВПО
«Московский государственный индустриальный
университет» г. Москва
Чуньков Ю. И., д.э.н., профессор, ФГБОУ ВПО
«Московский государственный индустриальный
университет» г. Москва
apm-msiu@yandex. ru
Аннотация: в статье исследовано понятие коррупционного предпринимательства, базирующегося на коррупции
аппарата государственной власти, а также изучена его негативная роль в национальной экономике.
Ключевые слова: коррупция, экономика,
предпринимательство, власть.
BUSINESS ON THE BASIS OF CORRUPTION AND ITS NEGATIVE ROLE IN NATIONAL ECONOMY
Luk'yanchikov E. N., Post-graduate of FSBEA HPE «MSIU»
Leschenko M. I., Doctor of Economics, Professor, FSBEA HPE «MSIU»
Chun'kov Y. I., Doctor of Economics, Professor, FSBEA HPE «MSIU»
apm-msiu@yandex. ru
Annotation: in article the concept of the corruption business which are based on corruption of the device of the government is investigated, and also its negative role in national economy is studied.
Keywords: corruption, economy, business, the power.
Предпринимательство на базе коррумпированности аппарата государственной власти пустило глубокие корни и разрослось буквально до гигантских масштабов. Процесс этого разрастания в русле фиксаций множества фактов смычки предпринимателей и коррумпированных чиновников во всех деталях и подробностях описывается в экономических и правовых изданиях, а также в публицистической литературе и СМИ. Однако при этом, как правило, остается в тени выяснение сущности и природы корней коррупционного предпринимательства, а имеющий место системный подход к его изучению сводится до крайней примитивизации.
При отсутствии системного подхода к коррупционному предпринимательству, оно рассматривается не как исключительно значимая негативная составляющая системы хозяйствования, а как чужеродный для нее элемент, из чего вытекает практический вывод - искать и устранять причины коррупционного предпринимательства, не внося существенно значимых для этого изменений в существующую систему хозяйствования. В то время как системный подход к коррупционному предпринимательству предполагает осуществление кардинальных изменений в системе хозяйствования, поскольку коррумпированное предпринимательство
составляет неотъемлемую, причем важнейшую, составную часть системы хозяйствования, пораженную вирусом коррупционности вследствие отсутствия у системы достаточно мощного
иммунитета.
Коррупционное предпринимательство является
важнейшей составной частью существующей системы хозяйствования в РФ (как и иных имеющих место в других странах, систем), что предполагает выяснение предпосылок, корней, причинно-следственных связей, по которым такое предпринимательство стало частью системы.
Пути и методы искоренения коррупционного предпринимательства следует искать в русле
кардинального реструктурирования (или смены) существующей системы хозяйствования с целевой установкой формирования такой системы, которая в силу своих внутренних свойств будет отражать коррупционное предпринимательство.
Термин коррупционное предпринимательство внедрен в научный оборот автором. Под коррупционным предпринимательством автор понимает все виды предпринимательской
деятельности, которые прямо или косвенно базируются на коррумпированности аппарата
государственной власти. Использование данного термина обусловлено рядом соображений.
Во-первых, термин коррумпированность (его не нужно смешивать, отождествлять с термином
коррупционность) применяется в отношении аппарата государственной власти, государственных служащих, но не используется в отношении предпринимателей, делающих свой бизнес на основе или при
существенной помощи со стороны
коррумпированности этого аппарата и его представителей.
Во-вторых, коррумпированность аппарата государственной власти не только имеет свое продолжение в форме достаточно тесно связанного с ней предпринимательства, но и в своей подавляющей части теряет какой-либо смысл, если она не будет продолжена и реализована посредством деятельности соответствующих предпринимательских структур,
которые на основе смычки с коррумпированными чиновниками получат дополнительных доход и
поделятся им с ними.
Классической, хотя и не единственной, формой коррупции является взятка. Однако взятка - это всегда двусторонний процесс, особое экономическое отношение, в процессе которого один берет взятку, а другой ее дает. В силу своей природы взятки могут существовать исключительно как двухполярный процесс. Причем активным началом в нем, в зависимости от стечения конкретных обстоятельств, может быть как взяткодатель, так и взяткополучатель.
Построение модели формирования и структуры коррупционного предпринимательства базируется на следующих положениях.
1. Коррупционное предпринимательство, масштабы и глубина проникновения которого во властные структуры и национальную экономику, конечно, зависят от стечения исторически конкретных обстоятельств на том или ином этапе развития страны, но, помимо этого, данный особый вид предпринимательства имеет свою объективную основу, носящую характер коррупционной потенции,
Бизнес в законе
6’2012
которая превращается в актуально существующую реальность по мере действия факторов, обуславливающих активизацию данной потенции.
Такой потенцией является возможность несовпадения, по широкому диапазону, от частного расхождения до антагонистического противоречия, личных (частных) интересов функционеров аппарата государственной власти и возлагаемых на них служебных функциональных обязанностей. При сочетании, с одной стороны, нарастания этого несовпадения за определенный предел допустимости (создает мотив коррумпированности) и формирования условий, позволяющих реализовать частный интерес чиновника, не совпадающий с его долгом - с другой (создает реальную возможность осуществления коррумпированной деятельности). Достаточно сильное проявление коррумпированности функционеров аппарата государственной власти порождает феномен коррупционного предпринимательства, которое в порядке обратной связи, способствует разрастанию коррумпированности аппарата государственной власти.
2. Исходя из положения о том, что предпринимательство подразделяется на три альтернативные пары (новаторское и шаблонное, полезное и вредное, полное и фрагментарное), вполне допустимо трактовать коррумпированную деятельность чиновников как особый вид вредного для общества предпринимательства.
Таким образом, коррумпированная деятельность чиновников, направленная на извлечение дохода и накопление частного капитала представляет собой особый вид общественно-вредного
предпринимательства.
3. Однако коррумпированность чиновников,
объединяемых и структурируемых в коррумпированные сегменты аппарата
государственной власти, во всех случаях носящая вредный для общества и государства характер, значительно шире понятия коррумпированного
(коррупционного) предпринимательства чиновников охватывая, помимо этого предпринимательства,
сложную и многоходовую деятельность, осуществляемую через коррумпированные взаимодействия с другими чиновниками, направленную на:
а) удержание на занимаемой должности;
б) расширение властных полномочий;
в) передачу другим чиновникам функций, исполнение которых по своей трудоемкости и риску неудачи значительно превосходит личную, в т.ч. карьерную выгоду от их осуществления;
г) перекладывание ответственности за порученное дело на других лиц или на практически не несущие никакой ответственности коллективные органы, принимающие решения коллегиально, а потому без персональной ответственности за них;
д) продвижение вверх по карьерной лестнице;
е) открытое расширение должностных льгот и привилегий путем коррумпированного сговора;
ж) устройство на привилегированные рабочие места и вузы родственников, организация для себя и для них загранкомандировок без реальной служебной необходимости и целесообразности;
з) увеличение присваиваемых и потребляемых благ в натуре (квартиры, земельные участки, дачи,
автомобили, списываемое госимущество и т.п.) через злоупотребление служебным положением.
Коррупционная предпринимательская деятельность функционеров аппарата государственной власти, направленная на получение дохода и накопление капитала, подразделяется, в самом обобщенном виде, на три типа:
тип 1- деятельность по генеральному руководству коррупционными предпринимательскими структурами на базе частной собственности, курируемыми чиновниками и оформленными на родственников или подставных лиц;
тип 2- коррупционное предпринимательство в форме взяток, получаемых функционерами аппарата государственной власти;
тип 3 - коррупционное предпринимательство в форме задействованности чиновников в спекулятивных структурах, играющих на фондовом рынке.
Все три типа коррупционного предпринимательства чиновников, обозначенные выше, конкретизируются при помощи конкретных действий. Например, взятки могут даваться-получаться за устройство на работу или в вуз, предоставление госзаказа или подряда на строительство, выделение земельных участков, освобождение от уголовной ответственности.
Особо следует сказать о коррупционном предпринимательстве чиновников в форме задействованности в спекулятивных структурах, играющих на фондовом, а также отчасти и на валютном рынке.
4. Во всех странах мира, в том числе и в России, чиновникам разрешается иметь акции, облигации и др. ценные бумаги, которые обращаются на фондовом рынке и в зависимости от конъюнктуры которых капитал чиновников в форме этих бумаг может как увеличиваться, так и уменьшаться. У чиновников при этом имеется мотивация увеличения своего капитала и уменьшения его потерь через учет инсайдерской информации или путем целенаправленного влияния на конъюнктуру фондового или валютного рынка в своих собственных интересах. Разумеется, это все доступно только чиновникам самого высоко ранга. Такая индивидуальная или узкогрупповая коррупционно-предпринимательская деятельность чиновников наносит относительно небольшой вред национальной экономике по ее масштабам, хотя эта деятельность, несомненно, заслуживает порицания. Однако в мире существуют весьма мощные, глобальные спекулятивные структуры, нередко принимающие внешнюю организационную форму в виде крупнейшего банка, холдинга, финансовопромышленной группы и т.д., ведущие глобальную спекулятивную игру, преследующию интересы не только накопления капитала, но и геополитические интересы, использующие все возможные способы для достижения своих целей, в том числе и через налаживание коррупционных контактов с коррумпированными чиновниками, забрасывание на вершины властных пирамид во многих странах мира своих марионеток.
5. От коррупционного предпринимательства
функционеров аппарата государственной власти следует отличать коррупционное
предпринимательство работников бюджетной сферы, с подразделением этого предпринимательства на предпринимательство руководителей (за взятку сдает в аренду часть помещений организации по сильно
заниженной цене) и предпринимательство специалистов и рядовых работников (врач оказывает медицинские услуги, преподаватель ставит оценку за вознаграждение и т.п.), Кроме того, государственные предприятия и организации, поставляющие свою продукцию на рынок (товары и услуги) также осуществляют часть своей производственнохозяйственной деятельности в качестве коррупционнопредпринимательской (например, реализуют продукцию на рынке по заниженным ценам с «откатом» в виде «черного нала»). Сюда еще нужно добавить частное предпринимательство, активно подключенное к коррумпированному сегменту аппарата государственной власти.
6. Формирование и развитие коррупционного предпринимательства происходит под воздействием ряда факторов, которые, в силу своего знака, могут либо способствовать разрастанию этого крайне вредного для общества предпринимательства, либо препятствовать его развитию и даже искоренять его при обеспечении соответствующих политических, духовно-психологических, социально-экономических условий. Осуществление государством эффективной политики по преодолению коррупции, причем не только на словах, но и на деле. Данные факторы, каждый в отдельности, и в их взаимодействии требуют специального рассмотрения.
Итак, коррупционное предпринимательство, базирующееся на коррупции аппарата государственной власти и его разрастании под воздействием конкретной ситуации в стране, имеет свою объективную основу, которая превращается в реальность по мере действия факторов, обусловливающих его активизацию.
Список литературы:
1. Годунов И.В. Организованная преступность, знамение века или чума современности. М., 2002.
2. Герасин А.Н. Теневые экономические отношения и их воспроизводство в рыночной системе хозяйства. - М.: Бизнес-Пресс, 2006.
Reference list:
1. Godunov I.V. The organised crime, sign of a century or present plague.M, 2002.
2. Gerasin A.N. Shadow economic relations and their reproduction in an economy market system. - M: the Business press, 2006.