Научная статья на тему 'Способы раскрытия стимулирующего потенциала налога на добавленную стоимость'

Способы раскрытия стимулирующего потенциала налога на добавленную стоимость Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
124
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НДС / НУЛЕВАЯ СТАВКА НДС / ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ НДС / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лытяков А.В.

В статье предлагается в целях оказания дополнительной поддержки включить выполнение научно-исследовательских работ в перечень операций, облагаемых НДС по нулевой ставке. Разработаны изменения, которые необходимо внести в налоговое законодательство для практической реализации указанного предложения. Сделан вывод о том, что последствия его реализации не будут обременительными для бюджета, при этом в результате научные организации получат значительный объем дополнительного финансирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Способы раскрытия стимулирующего потенциала налога на добавленную стоимость»

Удк 336.221

способы раскрытия стимулирующего потенциала налога на добавленную стоимость

А. В. ЛЫТЯКОВ, аспирант кафедры финансов и кредита E-mail: antonlytyakov1@rambler. ru Ульяновский государственный технический университет

В статье предлагается в целях оказания дополнительной поддержки включить выполнение научно-исследовательских работ в перечень операций, облагаемых НДС по нулевой ставке. Разработаны изменения, которые необходимо внести в налоговое законодательство для практической реализации указанного предложения. Сделан вывод о том, что последствия его реализации не будут обременительными для бюджета, при этом в результате научные организации получат значительный объем дополнительного финансирования.

Ключевые слова: НДС, нулевая ставка НДС, освобождение от НДС, налогообложение научно-исследовательских работ.

В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. развитие страны должно быть направлено на устойчивое повышение благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичное развитие экономики, укрепление позиций России в мировом сообществе. Для достижения поставленной цели необходим переход российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному социально ориентированному типу развития. В Концепции указывается, что переход экономики государства на инновационный тип развития невозможен без формирования конкурентоспособной в глобальном масштабе национальной инновационной системы. Для ее создания необходимо, в том числе, повышение эффективности фундаментальной и прикладной науки, что предполагает оказание значительной финансовой поддержки научным организациям [3].

При этом до настоящего момента практически не уделялось достаточного внимания тому, что действующий порядок налогообложения добавленной стоимости оказывает влияние на стоимость научных исследований и разработок, являясь, в определенной мере, сдерживающим фактором на пути развития российской науки.

В числе прочих необлагаемых операций действующей редакцией Налогового кодекса РФ предусмотрено освобождение от налогообложения НДС выполненных организациями научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ.

Так, подп. 16 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса РФ предусмотрено освобождение от обложения НДС при выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств бюджетов, а также средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей в соответствии с законодательством Российской Федерации внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций; выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ учреждениями образования и научными организациями на основе хозяйственных договоров.

Подпунктом 16.1 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса РФ предусмотрено освобождение от обложения НДС при выполнении организациями научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, относящихся к созданию новых видов продукции и технологий или к усовершенствованию производимой продукции и тех-

нологий, если в состав научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ включаются следующие виды деятельности:

- разработка конструкции инженерного объекта или технической системы;

- разработка новых технологий, т. е. способов объединения физических, химических, технологических и других процессов с трудовыми процессами в целостную систему, производящую новую продукцию (товары, работы, услуги);

- создание опытных, т. е. не имеющих сертификата соответствия, образцов машин, оборудования, материалов, обладающих характерными для нововведений принципиальными особенностями и не предназначенных для реализации третьим лицам, их испытание в течение времени, необходимого для получения данных, накопления опыта и отражения их в технической документации [2, ст. 149]; Выполнение НИОКР не облагается НДС, однако исполнители выставляют счета-фактуры в адрес заказчиков работ, но отражают в них информацию о том, что стоимость работ указана без НДС. В налоговых декларациях по НДС указываются стоимость выполненных работ и сумма «входного» НДС, не подлежащего вычету. При этом выполненные НИОКР декларируются в том налоговом периоде, в котором результаты работ были переданы заказчику.

Следует обратить внимание на следующее. Если в каком-либо налоговом периоде доля расходов, относящихся к выполняемым научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам, составляет меньше 5 % общей суммы расходов налогоплательщика, то «входной» НДС предъявляется к вычету в общем порядке. В противном случае необходимо вести раздельный учет облагаемых и необлагаемых операций, и НДС, который предъявлен поставщиками и относится к операциям НИОКР, следует учитывать в стоимости приобретенных товаров и услуг, а не предъявлять к вычету. Разумно предположить, что доля расходов по выполненным НИОКР невелика в тех организациях, для которых выполнение НИОКР не является основным видом деятельности. Такие организации вправе предъявлять всю сумму «входного» НДС к вычету в том налоговом периоде, когда приобретенные товары приняты к учету, от поставщика получены счет-фактура и соответствующие первичные документы. Отсюда можно сделать вывод, что для организаций,

где выполнение НИОКР, отвечающих требованиям ст. 149 Налогового кодекса РФ, является одним из основных видов деятельности, при прочих равных условиях товары и услуги, облагаемые НДС, стоят дороже, чем для тех лиц, которые осуществляют только облагаемые операции, либо доля необлагаемых операций в деятельности которых незначительна. Безусловно, это удорожает выполняемые НИОКР для тех предприятий и организаций, где выполнение подобных работ - основной вид деятельности.

В целях модернизации российской экономики автор считает возможным включить выполнение НИОКР в число операций, облагаемых НДС по нулевой ставке. Это позволит в полной мере освободить данные операции от инфляционного воздействия налога на добавленную стоимость и станет дополнительной поддержкой для их исполнителей. При этом предлагается оставить набор условий, необходимых для исключения НИОКР из перечня операций, облагаемых НДС по ставкам 18 и 10 %, без изменений.

Автор считает, что для практической реализации указанных изменений следует дополнить п. 1 ст. 164 Налогового кодекса РФ подп. 13 и 14, т. е. налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации:

13) научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполненных за счет средств бюджетов, а также средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей в соответствии с законодательством Российской Федерации внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций; научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполненных учреждениями образования и научными организациями на основе хозяйственных договоров;

14) научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, относящихся к созданию новых видов продукции и технологий или к усовершенствованию производимой продукции и технологий, если в состав научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ включаются следующие виды деятельности:

- разработка конструкции инженерного объекта

или технической системы;

- разработка новых технологий, т. е. способов

объединения физических, химических, техно-

логических и других процессов с трудовыми процессами в целостную систему, производящую новую продукцию (товары, работы, услуги);

- создание опытных, т. е. не имеющих сертификата соответствия, образцов машин, оборудования, материалов, обладающих характерными для нововведений принципиальными особенностями и не предназначенных для реализации третьим лицам, их испытание в течение времени, необходимого для получения данных, накопления опыта и отражения их в технической документации.

Необходимым условием применения нулевой ставки налога и возмещения «входного» НДС должно быть представление вместе с налоговой декларацией подтверждающих документов. При подготовке рассматриваемого предложения учитывалось следующее.

В общем случае научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы выполняются на основании договора и технического задания. После сдачи результатов работ (или отдельного этапа) оформляется акт, который подтверждает сдачу исполнителем и прием заказчиком результатов работ, объем которых подлежит указанию в акте. На основании акта выставляется счет-фактура. Таким образом, автор считает оправданным для подтверждения правомерности применения нулевой ставки налога представление вместе с налоговой декларацией по НДС договора на выполнение НИОКР, технического задания на выполнение работ, акта сдачи-приемки выполненных работ и выставленного на стоимость работ счета-фактуры.

Кроме того, необходимым условием для проведения научных исследований и опытно-конструкторских работ представляется наличие квалифицированного персонала. Предлагается обязать налогоплательщиков представлять вместе с налоговой декларацией штатное расписание (действовавшее в периоде выполнения работ) в качестве подтверждения наличия сотрудников, способных участвовать в НИОКР.

Предлагаемые нововведения предусматривают применение нулевой ставки налога к стоимости НИОКР при выполнении определенных условий. Одно из них - финансирование НИОКР из бюджета. В настоящее время при проведении проверок налоговых деклараций по НДС, где заявлено

освобождение от налогообложения в отношении выполненных НИОКР, налоговыми органами могут истребоваться справки, подтверждающие открытие бюджетного финансирования исполнителю работ. В целях подтверждения правомерности применения нулевой ставки налога к стоимости тех НИОКР, которые выполняются за счет бюджетных средств, предлагается включить справку об открытии бюджетного финансирования, выданную исполнителю НИОКР, в перечень документов, обязательных для представления вместе с налоговой декларацией по НДС. Следует подчеркнуть, что бюджетная классификация построена таким образом, что позволяет классифицировать произведенные расходы, выделяя из общей суммы расходы на финансирование НИОКР. Более того, число распорядителей средств бюджетов и внебюджетных фондов, направленных на финансирование НИОКР, ограничено. Представляется возможной организация следующего порядка проверки достоверности информации, которая представлена налогоплательщиками для подтверждения получения бюджетных средств в счет выполнения НИОКР. Территориальный налоговый орган при проведении проверки может обратиться с запросом в адрес Управления ФНС России, которому подведомственен. В запросе следует указать, в отношении каких налогоплательщиков требуется информация, а также сведения, позволяющие идентифицировать распорядителя, выделившего средства, статью расходов и тематику финансируемых НИОКР. Управление ФНС России должно будет перенаправить указанный запрос в ФНС России, а та, в свою очередь, должна будет на уровне Правительства РФ собрать необходимую информацию и направить ее автору запроса. Если на обработку запроса отвести, например, месячный срок, то территориальные налоговые органы, как представляется, не будут испытывать серьезных трудностей, вызванных тем, что представленная налогоплательщиками информация не может быть проверена в ходе камеральных налоговых проверок.

Следующим условием, при выполнении которого предлагается применять нулевую ставку НДС к стоимости выполненных НИОКР, является выполнение этих работ научными и образовательными учреждениями. В соответствии с российским законодательством научной организацией признается юридическое лицо, осуществляющее в качестве основной научную или научно-техническую деятельность, подготовку научных работников и действующее в соответствии с учредительными документами научной организации

[5, ст. 5]. Коммерческие и некоммерческие организации должны ежегодно подтверждать основной вид деятельности. Делается это в целях обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, но ничего не мешает дополнительно использовать эту информацию для определения основного вида деятельности в целях налогового контроля [6]. Основным видом экономической деятельности коммерческой организации признается тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг. Основным видом экономической деятельности некоммерческой организации является тот вид, в котором по итогам предыдущего года было занято наибольшее количество работников организации [7].

Для подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь ежегодно в срок не позднее 15 апреля представляет в территориальный орган Фонда социального страхования РФ по месту своей регистрации заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности, справку-подтверждение основного вида экономической деятельности, копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год. Иными словами, налоговым органам для проверки правомерности применения нулевой ставки НДС к стоимости НИОКР, которые выполнены научными организациями на основании хозяйственных договоров, необходимо запрашивать в Фонде социального страхования РФ информацию о том, какой вид деятельности был заявлен проверяемым налогоплательщиком в качестве основного. Такая информация может быть получена без значительных затрат на основе межведомственного соглашения, которым можно предусмотреть возможность направления территориальными налоговыми органами запроса в адрес территориальных органов ФСС России в целях получения информации об основном виде экономической деятельности поименованных в запросе организаций на указанный год. Поскольку основной вид деятельности подтверждается организациями один раз в год, упомянутый запрос будет направлять единожды в течение года. Межведомственным соглашением можно установить срок для исполнения запроса таким образом, чтобы исполнитель имел достаточно времени для подготовки информации, но при этом ответ на запрос мог быть использован (без существенной потери срока) при проведении ка-

меральной проверки декларации по НДС, в которой заявлено право на применение нулевой ставки налога к стоимости НИОКР, выполненных научной организацией на основании хозяйственных договоров.

В отношении учреждений образования, выполняющих НИОКР на основании хозяйственных договоров, необходимо отметить, что образовательная деятельность является лицензируемой, а учреждения образования в общем случае подлежат государственной аккредитации [4, ст. 12]. Таким образом, для подтверждения в ходе проверки правомерности применения нулевой ставки НДС к стоимости НИОКР, которые выполнены образовательными учреждениями, от налогоплательщика должны быть получены копии документов, подтверждающих наличие лицензии на осуществление образовательной деятельности и прохождение государственной аккредитации. На основании запроса, направленного в рамках межведомственного соглашения в адрес лицензирующего органа, может быть проверена достоверность представленной налогоплательщиком информации.

Некоторые виды деятельности являются лицензируемыми. К их числу, в частности, относятся:

- деятельность в области использования атомной энергии;

- разработка, производство, испытание и ремонт авиационной техники;

- разработка, производство, испытание, установка, монтаж, техническое обслуживание, ремонт, утилизация и реализация вооружения и военной техники, оружия и боеприпасов;

- разработка, производство, распространение шифровальных средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных средств (выполнение связанных с ними работ);

- эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов;

- космическая деятельность;

- медицинская и фармацевтическая деятельность, а также некоторые другие виды деятельности [4, ст. 12].

Это означает, что в ряде случаев для проведения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ исполнителю потребуется лицензия. Наличие лицензии в таком случае будет являться еще одним подтверждением того, что налогоплательщик в состоянии фактически осуществлять те НИОКР, которые отражены

в декларации и по которым он намерен получить возмещение «входного» НДС. Представление копий лицензий не сильно обременит налогоплательщиков, поэтому предлагается включить копию лицензии в перечень документов, представляемых одновременно с налоговой декларацией.

Более того, многие крупные и средние производственные предприятия имеют сертификаты, подтверждающие соответствие системы менеджмента качества требованиям стандартов серии ГОСТ Р ИСО 9001. Рекомендуется подобные сертификаты также представлять вместе с налоговой декларацией в качестве подтверждения того, что применяемая на предприятии технология и процессы производства, а также имеющиеся трудовые ресурсы достаточны для выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ.

Итак, обобщая ранее сказанное, приведем перечень документов, который предлагается сделать обязательным к представлению вместе с налоговой декларацией в случае заявления права на применение нулевой ставки НДС к стоимости научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ:

1) договор на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (со всеми приложениями и дополнениями);

2) техническое задание на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ;

3) документ, подтверждающий сдачу исполнителем и прием заказчиком результатов выполненных работ (содержащий информацию об объеме выполненных работ);

4) счет-фактура, выставленный на стоимость выполненных научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ;

5) штатное расписание (или выписка из него), подтверждающее наличие в штате организации-исполнителя сотрудников, выполнявших работы в заявленном объеме;

6) один или несколько из следующих документов (с учетом особенностей выполненных работ):

- справку или иной документ, подтверждающий финансирование работ за счет бюджетных средств;

- заявление о подтверждении основного вида деятельности и справку-расчет к нему на период, в котором выполнялись работы;

- лицензию на право осуществления образовательной деятельности и свидетельство о прохождении государственной аккредитации;

- иные документы, подтверждающие выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, в том числе подтверждающие наличие исключительных прав на вновь созданные объекты интеллектуальной собственности или подачу документов на регистрацию таких прав;

7) лицензия на право осуществления деятельности (если научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы выполнялись в лицензируемой сфере деятельности), а также сертификаты (при их наличии), подтверждающие соответствие бизнес-процессов и системы менеджмента качества российским и международным стандартам. При привлечении соисполнителей вместе с налоговой декларацией исполнителю следует также представлять оформленные с соисполнителями работ документы по перечню, указанному в п. 1-4.

Приведенный ранее перечень документов следует закрепить законодательно, внеся соответствующие изменения в ст. 165 Налогового кодекса РФ. Для сбора указанного перечня документов предлагается предоставить налогоплательщикам 180 дней с даты подписания сторонами первичного документа, который подтверждает прием результатов НИОКР заказчиком.

Предлагается при непредставлении в 180-дневный срок указанных документов не включать рассматриваемые виды НИОКР в перечень операций, облагаемых по ставкам НДС 18 и 10 %, а относить к числу необлагаемых операций.

В таком случае моментом определения налоговой базы по операциям выполнения определенных научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ будет являться последнее число того налогового периода, в котором собран полный пакет документов, обязательных для представления вместе с налоговой декларацией по НДС, либо в котором истек 180-дневный срок для их сбора. Аналогичный порядок предусмотрен ст. 167 Налогового кодекса РФ для иных операций, уже в настоящий момент облагаемых по нулевой ставке. Если документы не собраны в течение указанного срока, налогоплательщику следует продекларировать необлагаемую операцию. Для тех налогоплательщи-

ков, у которых доля операций, не облагаемых НДС (в том числе выполненных НИОКР), невелика, указанные изменения не отразятся на величине налоговых обязательств - изменится только период отражения таких операций. Выполненные НИОКР в таком случае будут отражаться в налоговой декларации на два налоговых периода позже, чем это принято сейчас. «Входной» НДС будет предъявляться к вычету в общем порядке независимо от периода отражения этих операций в налоговой отчетности. Те лица, у которых значительна доля выполненных НИОКР, получат право, собрав документы, предъявить к возмещению НДС по тем товарам и услугам, которые были использованы при их выполнении. При этом, если установленные подтверждающие документы не будут собраны в течение 180 календарных дней, налогоплательщику придется продекларировать выполненные НИОКР в составе необлагаемых операций. Если позднее налогоплательщиком будет собран полный пакет документов, он получит право сдать уточненную налоговую декларацию и в ней предъявить к возмещению соответствующий «входной» НДС. Ограничение по сроку представления уточненной декларации, установленное действующей редакцией Налогового кодекса РФ, - три года после окончания соответствующего налогового периода. Автор считает соответствующим налоговым периодом тот, в котором истекли 180 календарных дней с даты подписания акта сдачи-приемки результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ.

Для практической реализации описанных предложений потребуется привести в соответствие положения ст. 149, 164, 165 и 167 Налогового кодекса РФ.

Указанные изменения, не создавая дополнительных налоговых обязательств для налогоплательщиков, должны стать дополнительной мерой поддержки предприятий и организаций, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы, тем самым способствуя модернизации экономики России.

Предоставление права на возмещение «входного» НДС по выполненным НИОКР должно сопровождаться налоговым контролем в целях пресечения возможных нарушений. Территориальные налоговые органы вправе истребовать у заказчиков и соисполнителей НИОКР документы, подтверждающие их выполнение. Также может быть истребована информация, подтверждающая использование

результатов работ и, соответственно, их реальность. Комплексный анализ документов и информации, представленных вместе с налоговой декларацией и полученных в ходе налоговых проверок, поможет предотвратить злоупотребления в части возмещения «входного» НДС по выполненным НИОКР.

Действующей редакцией Налогового кодекса РФ налоговым органам предоставлено право при проведении камеральных проверок истребовать документы, которые подтверждают правомерность применения освобождения от налогообложения НДС к стоимости выполненных НИОКР. При проведении выездных проверок инспекторы, проводящие проверки, вправе истребовать документы, имеющие отношение к предмету проверки, в том числе подтверждающие правомерность освобождения от налогообложения и правильность определения суммы «входного» НДС, который относится к необлагаемым операциям [2, ст. 88, 89].

Для реализации описанных изменений потребуется установить на законодательном уровне обязанность налогоплательщиков представлять вместе с налоговой декларацией документы, подтверждающие правомерность применения нулевой ставки налога к выполненным НИОКР. Однако такие документы и сейчас представляются налогоплательщиками в налоговые органы, пусть и во исполнение полученных требований о представлении документов. Автор считает, что указанные изменения в процедуре камеральных проверок не ухудшат положения налогоплательщиков. Не усложнят предлагаемые нововведения и порядка заполнения налоговых деклараций по НДС. Выполненные НИОКР будут указываться в другом разделе налоговой декларации, но подлежащие отражению показатели не должны претерпеть изменений.

Таким образом, замена освобождения от налогообложения на нулевую ставку НДС, применяемую к выполненным НИОКР, не повлечет за собой значительно ухудшающих положение налогоплательщиков перемен в процедуре проведения камеральных и выездных налоговых проверок.

Целесообразно оценить, какие последствия для бюджетной системы может иметь расширение перечня операций, облагаемых по нулевой ставке НДС. Данные о стоимости выполненных в 2011-2012 гг. НИОКР, освобожденных от налогообложения НДС, а также сумма «входного» налога, относящегося к указанным операциям, не подлежащая вычету [1], представлены в табл. 1 и 2.

Таблица 2

Стоимость выполненных в 2012 г. НИОКР и сумма «входного» НДС, относящаяся к ним, млн руб.

Таблица 1

Стоимость выполненных в 2011 г. НИОКР и сумма «входного» НДС, относящаяся к ним, млн руб.

Субъект Стоимость выполненных НИОКР Сумма НДС, не подлежащая вычету Общая сумма налоговых вычетов Общая сумма налоговых вычетов при применении к НИОКР нулевой ставки НДС Увеличение вычетов, %

Российская Федерация, всего В том числе: 471 303,4 10 926,2 23 155 905,8 23 166 832,0 0,05

Ульяновская область 3 093,3 73,7 75 166,7 75 240,4 0,1

Ульяновский государственный технический университет 15,3 1,3 0,8 2,1 162,5

Субъект Стоимость выполненных НИОКР Сумма НДС, не подлежащая вычету Общая сумма налоговых вычетов Общая сумма налоговых вычетов при применении к НИОКР нулевой ставки НДС Увеличение вычетов, °%

Российская Федерация, всего 573 620,2 13 834,3 27 423 753,4 27 437 587,6 0,1

В том числе:

Ульяновская область 3 775,3 85,1 80 630,6 80 715,6 0,1

Ульяновский государст- - - - - -

венный технический

университет

Если бы в 2011 г. к стоимости выполненных НИОКР применялась нулевая ставка НДС, позволяющая предъявлять «входной» НДС к вычету, а не освобождение от налогообложения, то общая сумма вычетов увеличилась бы только на 0,05 % в масштабах России и на 0,1 % - в Ульяновской области. При этом по всей стране предприятия получили бы 10,9 млрд руб., которые могли быть направлены на модернизацию производства и расширение научных и опытно-конструкторских работ. В этом случае Ульяновский государственный технический университет, в 2011 г. выполнивший НИОКР на 15,3 млн руб., смог бы предъявить к возмещению НДС в сумме 1,3 млн руб., так, объем дополнительной поддержки за счет возврата НДС составил бы 8 % от стоимости выполненных работ.

В 2012 г. при применении нулевой ставки НДС к стоимости выполненных НИОКР общая сумма вычетов увеличилась бы только на 0,1 % в масштабах России и Ульяновской области. При этом по всей стране исполнители научных работ получили бы дополнительную финансовую поддержку в сумме 13,8 млрд руб., а по Ульяновской области - 85,1 млн руб.

Итак, предполагается, что замена нулевой ставкой освобождения от налогообложения, применяемого к стоимости выполненных НИОКР, позволит создать дополнительные меры поддержки предприятий, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы, снизить инфляционное давление НДС на стоимость наукоемкой продукции. При этом удастся избежать серьезных административных проблем усложнения процедуры налоговой проверки, а потери бюджета в масштабе экономики всей страны окажутся крайне незначительными. В результате, внесенные изменения будут способствовать ускорению модернизации российской экономики.

Список литературы

1. Данные по формам статистической налоговой отчетности / Федеральная налоговая служба. URL: http://nalog. ru/nal_statistik/forms_stat.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 J№ 117-ФЗ. URL: http:// base. consultant. ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base =LAW;n=139845.

3. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р. URL: http://base. consultant. ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=LAW;n=90601.

4. О лицензировании отдельных видов деятельности: Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ. URL: http://base. consultant. ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=LAW;n=142935.

5. О науке и государственной научно-технической политике: Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ. URL: http://base. consultant. ru/cons/cgi/ online. cgi?req=doc;base=LAW;n=138644.

6. О применении освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость

в отношении научно-исследовательских работ, выполняемых учреждениями науки: письмо ФНС России от 15.03.2006 № ММ-6-03/274@. URL: http://base. consultant. ru/cons/cgi/online. cgi?req=do c;base=LAW;n=59067.

7. Об утверждении Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами: приказ Минздравсоцразвития России от 31.01.2006 № 55. URL: http://base. consultant. ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=LAW;n=126458.

Вниманию руководителей и менеджеров высшего и среднего звена, экономистов, финансистов, преподавателей вузов и аспирантов!

Журнал «Финансы и кредит»

ISSN 2071-4688

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выпускается с 1995 года. Включен в перечень ВАК.

Включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).

Журнал реферируется ВИНИТИ РАН.

Формат A4, объем 80—100 с. Периодичность - 4 раза в месяц.

ПОДПИСКА ПРОДОЛЖАЕТСЯ !

Индекс по каталогу «Почта России» Индекс по каталогу «Роспечать» Индекс по каталогу «Пресса России»

34131 71222 45029

За дополнительной информацией обращайтесь в отдел реализации Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» телефон/факс: (495) 989-96-10, E-mail:podpiska@fin-izdat.ru

Возможна подписка на электронную версию журнала, а также приобретение отдельных статей: Научная электронная библиотека: eLibrary.ru Электронная библиотека: dilib.ru

www.fln-izdat.ru

ФИНАНШ

m

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.