Научная статья на тему 'Администрирование налога на добавленную стоимость, уплачиваемого научными организациями'

Администрирование налога на добавленную стоимость, уплачиваемого научными организациями Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
315
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ / НИОКР / НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ / НДС / НУЛЕВАЯ СТАВКА НДС / ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ НДС / TAXATION OF RESEARCH WORKS / VALUE ADDED TAX / A ZERO RATE OF VALUE ADDED TAX / EXEMPTION FROM VALUE ADDED TAX

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лытяков Антон Владимирович

В статье рассматриваются вопросы налогообложения результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Автор предлагает заменить льготу по налогу на добавленную стоимость, предусмотренную законодательством для исполнителей таких работ, нулевой ставкой. Показывает фискальные последствия реализации этого предложения. Рекомендует внести в налоговое законодательство соответствующие изменения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADMINISTATION OF VALUE-ADDED TAX PAID BY SCIENTIFIC ORGANIZATIONS

The article deals with the taxation of the results of research and development work. The author proposes to replace the exemption for value added tax under the legislation for implementing such works, a zero rate. Shows the fiscal consequences of this proposal. Recommends that the relevant tax law changes.

Текст научной работы на тему «Администрирование налога на добавленную стоимость, уплачиваемого научными организациями»

Администрирование налога на добавленную стоимость, уплачиваемого научными организациями

А.В. Лытяков

лауреат XVII Всероссийского конкурса научных работ молодежи «Экономический рост России», аспирант Ульяновского государственного технического университета (г. Ульяновск)

Антон Владимирович Лытяков, antonlytyakov1@rambler.ru

В числе прочих необлагаемых операций действующей редакцией Налогового кодекса Российской Федерации (далее - также НК РФ) предусмотрено освобождение от обложения налогом на добавленную стоимость (далее - также НДС) выполненных организациями научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (далее - также НИОКР) [2, пп. 16 и 16.1 п. 3 ст. 149].

Освободив исполнителей научных работ от обязанности уплачивать в бюджет НДС с их стоимости, законодатель лишил научные организации возможности предъявлять «входной» НДС к вычету: действующее в Российской Федерации налоговое законодательство не позволяет предъявлять к вычету НДС по товарам, работам, услугам, которые используются для совершения необлагаемых налогом операций. Суммы предъявленного поставщиками НДС научные организации включают в себестоимость покупных товаров и услуг.

С одной стороны, это приводит к тому, что у научных организаций включенный в расходы НДС уменьшает налогооблагаемую прибыль, следовательно, величину поступлений по налогу на прибыль организаций. Большая часть поступлений по этому

налогу зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации, поэтому применяющаяся в настоящее время льгота по НДС по научным работам приводит к снижению доходных источников региональных бюджетов.

Кроме того, в общем случае научные работы представляют собой товар, предназначенный не для конечного потребления, а для использования в процессе производства и реализации производимой продукции. Следовательно, стоимость приобретенных результатов научных работ их заказчик включит в себестоимость выпускаемой продукции. Суммы НДС, не предъявленные исполнителем работ к вычету, а отнесенные на стоимость НИОКР, также будут учтены заказчиком работ в себестоимости выпускаемых им товаров и цене их реализации.

Значит, заказчик работ при определении величины налога на добавленную стоимость по операциям реализации товаров собственного производства исчислит НДС в том числе на величину налога, которая не была предъявлена к вычету научной организацией. Другими словами, НДС будет начислен заказчиком работ на налог, уже уплаченный в бюджет другим хозяйствую-

Всероссийский конкурс научных работ молодежи «Экономический рост России» успешно проводится Вольным экономическим обществом России на протяжении 17 лет (с 1996 года). В 2013-2014 годах конкурс был организован при поддержке Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Издательского дома «Экономическая газета» и Института экономики Российской академии наук. Работа А.В. Лытякова «Приоритетное направление использования нулевой ставки по налогу на добавленную стоимость» награждена поощрительной премией Вольного экономического общества России.

*

щим субъектом (поставщиком товаров для научной организации). Такая ситуация приводит к двойному налогообложению НДС одной операции по реализации.

С другой стороны, в результате применения рассматриваемой льготы для организаций, выполняющих научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, отвечающие требованиям статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации, при прочих равных условиях товары и услуги, облагаемые НДС, стоят дороже, чем для тех лиц, которые осуществляют только облагаемые налогом операции (на 18 или 10 процентов в зависимости от того, какие товары приобретает исполнитель работ). Например, затраты на приобретение единицы товара по цене 1 180 тысяч рублей (в том числе НДС в сумме 180 тысяч рублей) для производственного предприятия составят 1 000 тысяч рублей, а для научной организации - 1 180 тысяч рублей

Научные организации при выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ фактически несут расходы в виде стоимости товаров и услуг сторонних организаций, а также в виде суммы НДС по этим товарам. Это значительно увеличивает затраты научных организаций на приобретение товарно-материальных ценностей и услуг, но не приводит к расширению масштабов деятельности: расходы в виде сумм НДС, не предъявляемых к вычету, не являются производительными, не приносят доходы и не способствуют расширению деятельности исполнителей НИОКР. Рассматриваемая льгота по НДС ставит в невыгодное положение исполнителей НИОКР по сравнению с другими организациями и оказывает сдерживающее влияние на их деятельность. При этом выполнение научно-исследовательских работ представляется одним из основных условий для обеспечения развития российской экономики. Именно в процессе научных исследований создаются новые или усовершенствуются существующие технологии и изделия, что способствует сокращению расходов, повы-

шению производительности и эффективности деятельности организаций и предпринимателей и в конечном счете приводит к росту поступлений по налогам в бюджетную систему страны за счет расширения масштабов деятельности и увеличения прибыли.

Таким образом, льгота по НДС для научных организаций оказывается малоэффективной, препятствующей развитию тех хозяйствующих субъектов, которым она предоставлена. Льготы по НДС для всех необлагаемых налогом сделок имеют одинаковые последствия, однако только научную деятельность от других освобожденных от налогообложения НДС операций отличает направленность на получение и применение новых знаний, что определяет особую роль научных организаций в экономике. В связи с этим считаем необходимым прежде всего избавить научные организации от сдерживающего влияния, оказываемого на их деятельность льготой по НДС.

Для устранения негативного воздействия, которое оказывает освобождение от налогообложения НДС выполненных НИОКР для бюджетной системы Российской Федерации и научных организаций - получателей льготы, считаем возможным включить выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в число операций, облагаемых НДС по нулевой ставке. Для практической реализации предложенных изменений следует расширить перечень операций, подлежащих налогообложению НДС по ставке 0 процентов. С этой целью полагаем необходимым дополнить пункт 1 статьи 164 НК РФ подпунктами 13 и 14 следующего содержания:

«13) научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполненных за счет средств бюджетов, а также средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей в соответствии с законодательством Российской Федерации внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциа-

ций; научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполненных учреждениями образования и научными организациями на основе хозяйственных договоров;

14) научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, относящихся к созданию новых видов продукции и технологий или к усовершенствованию производимой продукции и технологий, если в состав научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ включаются следующие виды деятельности:

• разработка конструкции инженерного объекта или технической системы;

• разработка новых технологий, то есть способов объединения физических, химических, технологических и других процессов с трудовыми процессами в целостную систему, производящую новую продукцию (товары, работы, услуги);

• создание опытных, то есть не имеющих сертификата соответствия, образцов машин, оборудования, материалов, обладающих характерными для нововведений принципиальными осо-

бенностями и не предназначенных для реализации третьим лицам, их испытание в течение времени, необходимого для получения данных, накопления опыта и отражения их в технической документации».

Также предлагается оставить перечень условий, необходимых для исключения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ из перечня операций, облагаемых НДС по ставкам 18 и 10 процентов, без изменений.

Целесообразно оценить, какие последствия для бюджетной системы может иметь расширение перечня операций, облагаемых по нулевой ставке НДС. В таблице 1 приведены данные о стоимости выполненных в 2011-2012 голах научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, освобожденных от обложения НДС, а также сумма «входного» налога, относящегося к указанным операциям, не подлежащая вычету.

В 2011 году в бюджет поступило 10,9 миллиарда рублей НДС со стоимости товаров, работ, услуг, реализованных научным организациям, в 2012 году - 13,8 миллиарда рублей (табл. 1). Поскольку исполнители научных работ были лишены возможности

Таблица 1

Стоимость выполненных в 2011-2012 годах НИОКР и сумма «входного» НДС,

относящегося к ним 1

Налогоплательщик Стоимость выполненных НИОКР, млн р. Сумма НДС, не подлежащая вычету, млн р.

2011 2012 2011 2012

Все налогоплательщики Российской Федерации, в том числе: налогоплательщики Ульяновской области 471 303,4 573 620,2 10 926,2 13 834,3

3 093,3 3 775,3 73,7 85,1

ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный технический университет» 15,3 3,1 1,3 0

1 Таблица составлена автором по данным официальных сайтов Федеральной налоговой службы и Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области [7, 8].

Таблица 2

Прирост суммы НДС, предъявленной к возмещению в Российской Федерации в 2011-2012 годах, в случае реализации предложенного нововведения

Показатель Год

2011 2012

Сумма НДС к возмещению, млрд р. 1 254,4 1 557,7

Увеличение возмещения после реализации нововведения, млрд р. 10,9 13,8

Сумма НДС к возмещению после реализации нововведения, млрд р. 1 265,3 1 571,5

Прирост суммы НДС к возмещению, % 0,9 0,9

предъявить эти суммы к вычету, они были включены в себестоимость выполненных работ и учтены при определении налогооблагаемой прибыли. Это привело к тому, что в 2011 году научные организации недоплатили налог на прибыль организаций в размере 2,2 миллиарда рублей, в 2012 году - 2,8 миллиарда рублей, из него в бюджеты субъектов Российской Федерации -2,0 и 2,5 миллиарда рублей соответственно.

Реализация предложения автора настоящей статьи привела бы к увеличению суммы НДС, предъявленной к возмещению. Однако если бы в 2011-2012 годах к стоимости выполненных НИОКР применялась нулевая ставка НДС, позволяющая предъявлять «входной» НДС к вычету, а не освобождение от налогообложения, то общая сумма НДС, предъявленная к возмещению, увеличилась бы незначительно: только на 0,9 процента в масштабах России (см. табл. 2). При этом в России в целом научные организации дополнительно получили бы 10,9 миллиарда рублей в 2011 году и 13,9 миллиарда рублей в 2012 году, которые могли быть направлены на расширение деятельности.

В таблицах 3-5 приведен анализ фискальных последствий реализации предложения автора настоящей статьи. Для того чтобы спрогнозировать фискальный эффект предложенных нововведений, про-

изведен расчет уплаты условной научной организацией налога на прибыль организаций, налога на доходы физических лиц (далее - также НДФЛ) и возмещения НДС за три года.

Расчет основан на ряде предположений:

• организация осуществляет только научные работы;

• суммы НДС, возмещенные налогоплательщику, в полном объеме направляются на расширение деятельности, в частности на финансирование дополнительных расходов;

• организация имеет только расходы на оплату труда и материальные расходы, по которым налогоплательщику поставщиками предъявляется НДС;

• деятельность налогоплательщика прибыльна, все имеющиеся ресурсы расходуются эффективно: величина полученной прибыли прямо зависит от суммы расходов;

• величина расходов, понесенных в текущем году, прямо зависит от размера чистой прибыли, полученной в предшествующем периоде, то есть полученная прибыль направляется на расширение масштабов деятельности.

При этом для целей анализа важна не величина отдельных показателей, участвовавших в расчете, а именно их динамика

=1 о ь

Моделирование последствий обложения выполненных НИОКР по ставке НДС 0 процентов, в условных денежных единицах

Сценарий 1 - расходы на оплату труда и материальные расходы равны

1 Показатель В настоящее время После внесения изменений Эффект от

значение поступление налогов значение поступление налогов изменении

Фонд оплаты труда (далее - ФОТ) 200,00 26,00 200,00 26,00 -

Дополнительный ФОТ (за счет возмещенного НДС) - - 18,00 2,34 -

Материальные расходы 200,00 - 200,00 -36,00 -

Дополнительные материальные расходы (за счет возмещенного НДС) - - 18,00 -3,24 -

1 НДС, учтенный в расходах 36,00 - - - -

Выручка 1 000,00 - 1 090,00 - -

Валовая прибыль 564,00 - 654,00 - -

Чистая прибыль 451,20 112,80 523,20 130,80 15,96%

Итого налогов к уплате - 138,80 - 119,90 -18,90

Прирост показателей, обеспеченный прибылью, полученной в предшествующем периоде, % 15 - 17 - 2

ФОТ 210,00 27,30 234,79 30,52 -

Дополнительный ФОТ (за счет возмещенного НДС) - - 21,13 2,75 -

Материальные расходы 210,00 - 234,79 -42,26 -

2 Дополнительные материальные расходы (за счет возмещенного НДС) - - 21,13 -3,80 -

НДС, учтенный в расходах 37,80 - - - -

Выручка 1 050,00 - 1 279,59 - -

Валовая прибыль 592,20 - 767,75 - -

Чистая прибыль 473,76 118,44 614,20 153,55 29,64%

Итого налогов к уплате - 145,74 - 140,75 -4,99

Прирост показателей, обеспеченный прибылью, полученной в предшествующем периоде, % 16 - 20 - 4

ФОТ 243,08 31,60 282,73 36,75 -

Дополнительный ФОТ (за счет возмещенного НДС) - - 25,45 3,31 -

Материальные расходы 243,08 - 282,73 -50,89 -

3 Дополнительные материальные расходы (за счет возмещенного НДС) - - 25,45 -4,58 -

НДС, учтенный в расходах 43,75 - - - -

Выручка 1 215,38 - 1 540,87 - -

Валовая прибыль 685,47 - 924,52 - -

Чистая прибыль 548,38 137,09 739,62 184,90 34,87%

Итого налогов к уплате - 168,69 - 169,50 0,80

4 Прирост показателей, обеспеченный прибылью, полученной в предшествующем периоде, % 18 - 25 - 7

05 О

Моделирование последствий обложения выполненных НИОКР по ставке НДС 0 процентов, в условных денежных единицах

Сценарий 2 - расходы на оплату труда превышают материальные расходы

? Показатель В настоящее время После внесения изменений Эффект от

с значение поступление налогов значение поступление налогов изменении

Фонд оплаты труда (далее - ФОТ) 300,00 39,00 300,00 39,00 -

Дополнительный ФОТ (за счет возмещенного НДС) - - 9,00 1,17 -

Материальные расходы 100,00 - 100,00 -18,00 -

Дополнительные материальные расходы (за счет возмещенного НДС) - - 9,00 -1,62 -

1 НДС, учтенный в расходах 18,00 - - - -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выручка 1 000,00 - 1 045,00 - -

Валовая прибыль 582,00 - 627,00 - -

Чистая прибыль 465,60 116,40 501,60 125,40 7,73%

Итого налогов к уплате - 155,40 - 145,95 -9,45

Прирост показателей, обеспеченный прибылью, полученной в предшествующем периоде, % 15 - 16 - 1

ФОТ 315,00 40,95 352,18 45,78 -

Дополнительный ФОТ (за счет возмещенного НДС) - - 10,45 1,36 -

Материальные расходы 105,00 - 116,16 -20,91 -

2 Дополнительные материальные расходы (за счет возмещенного НДС) - - 10,45 -1,88 -

НДС, учтенный в расходах 18,90 - - - -

Выручка 1 050,00 - 1 213,87 - -

Валовая прибыль 611,10 - 724,62 - -

Чистая прибыль 488,88 122,22 579,70 144,92 18,58%

Итого налогов к уплате - 163,17 - 169,28 6,11

Прирост показателей, обеспеченный прибылью, полученной в предшествующем периоде, % 16 - 19 - 3

ФОТ 364,61 47,40 424,09 55,13 -

Дополнительный ФОТ (за счет возмещенного НДС) - - 12,41 1,61 -

Материальные расходы 121,54 - 137,85 -24,81 -

3 Дополнительные материальные расходы (за счет возмещенного НДС) - - 12,41 -2,23 -

НДС, учтенный в расходах 21,88 - - - -

Выручка 1 215,38 - 1 440,57 - -

Валовая прибыль 707,35 - 853,81 - -

Чистая прибыль 565,88 141,47 683,05 170,76 20,71%

Итого налогов к уплате - 188,87 - 200,46 11,59

4 Прирост показателей, обеспеченный прибылью, полученной в предшествующем периоде, % 18 - 22 - 4

=1 о ь

Моделирование последствий обложения выполненных НИОКР по ставке НДС 0 процентов, в условных денежных единицах

Сценарий 3 - материальные расходы превышают расходы на оплату труда

1 Показатель В настоящее время После внесения изменений Эффект от

значение поступление налогов значение поступление налогов изменении

Фонд оплаты труда (далее - ФОТ) 100,00 13,00 100,00 13,00 -

Дополнительный ФОТ (за счет возмещенного НДС) - - 27,00 3,51 -

Материальные расходы 300,00 - 300,00 -54,00 -

Дополнительные материальные расходы (за счет возмещенного НДС) - - 27,00 -4,86 -

1 НДС, учтенный в расходах 54,00 - - - -

Выручка 1 000,00 - 1 135,00 - -

Валовая прибыль 546,00 - 681,00 - -

Чистая прибыль 436,80 109,20 544,80 136,20 24,73%

Итого налогов к уплате - 122,20 - 93,85 -28,35

Прирост показателей, обеспеченный прибылью, полученной в предшествующем периоде, % 15 - 19 - 4

ФОТ 105,00 13,65 100,00 13,00 -

Дополнительный ФОТ (за счет возмещенного НДС) - - 32,05 4,17 -

Материальные расходы 315,00 - 356,13 -64,10 -

2 Дополнительные материальные расходы (за счет возмещенного НДС) - - 32,05 -5,77 -

НДС, учтенный в расходах 56,70 - - - -

Выручка 1 050,00 - 1 347,34 - -

Валовая прибыль 573,30 - 827,12 - -

Чистая прибыль 458,64 114,66 661,69 165,42 44,27%

Итого налогов к уплате - 128,31 - 112,72 -15,59

Прирост показателей, обеспеченный прибылью, полученной в предшествующем периоде, % 16 - 23 - 7

ФОТ 121,54 15,80 100,00 13,00 -

Дополнительный ФОТ (за счет возмещенного НДС) - - 39,33 5,11 -

Материальные расходы 364,61 - 437,05 -78,67 -

3 Дополнительные материальные расходы (за счет возмещенного НДС) - - 39,33 -7,08 -

НДС, учтенный в расходах 65,63 - - - -

Выручка 1 215,38 - 1 653,50 - -

Валовая прибыль 663,59 - 1 037,78 - -

Чистая прибыль 530,88 132,72 830,23 207,56 56,39%

Итого налогов к уплате - 148,52 - 139,92 -8,60

4 Прирост показателей, обеспеченный прибылью, полученной в предшествующем периоде, % 18 - 29 - 11

05 О

как результат практической реализации высказанного предположения.

Произведенный с учетом названных ограничений расчет показывает следующее. В среднесрочной и долгосрочной перспективах рассматриваемое предложение, несмотря на увеличение возмещения по НДС, теоретически способно привести к росту поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации.

Фискальный эффект может быть достигнут за счет того, что суммы НДС, возмещенные налогоплательщику - научной организации, будут направлены им на финансирование дополнительных производительных расходов с целью получения доходов. Полагаем, что это приведет к увеличению объема производимых работ, росту выручки и, соответственно, к получению научной организацией большей прибыли.

В этом случае на начальном этапе общая сумма расходов научных организаций останется неизменной. В настоящее время в затратах учтены суммы «входного» НДС, после реализации рассматриваемого предложения вместо НДС в затраты могут быть включены материальные расходы, расходы на оплату труда и т. п. на сумму возмещенного из бюджета налога. Исполнители НИОКР получат возможность эффективно использовать часть затрат в виде сумм не предъявленного к вычету НДС, которая в настоящее время не приносит доход. Следствием этого должен стать рост объемов выпуска и продаж. Иными словами, ожидается, что замена льготы по НДС для научных организаций на нулевую ставку приведет к увеличению выручки от реализации результатов НИОКР при неизменной сумме расходов на их выполнение, следовательно - к получению большей прибыли. При этом темп роста прибыли в связи с неизменностью уровня расходов будет более быстрым, чем темп роста выручки. Рост прибыли, полученной исполнителем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, приведет к росту поступлений по налогу на прибыль организаций.

Если полученная прибыль будет инвестироваться научной организацией в основную деятельность, то это также должно привести к увеличению масштабов ее деятельности: чем больше прибыли останется в распоряжении научной организации, тем больше средств будет ею вложено в финансирование и развитие деятельности. Следовательно, это также приведет к росту полученной прибыли и поступлений по налогу на прибыль организаций.

Более эффективная структура расходов и получение большей прибыли в предыдущем периоде должны привести к тому, что прибыль научной организации и величина уплаченного ею налога на прибыль организаций в случае замены льготы по НДС на ставку 0 процентов должны расти в более быстром темпе, чем при сохранении льготы.

В свою очередь, увеличение фонда оплаты труда за счет получения научной организацией дополнительного источника средств в виде возмещения НДС приведет к росту поступлений по налогу на доходы физических лиц.

По мере расширения деятельности научной организации, стимулом к которому должна стать реализация предложения о применении нулевой ставки НДС к стоимости выполненных НИОКР, выпадающие доходы бюджета в сумме возмещенного налога на добавленную стоимость будут компенсироваться ростом поступлений по налогу на прибыль организаций и НДФЛ. И чем менее материалоемкой является деятельность научной организации, тем скорее поступления по налогу на прибыль организаций и НДФЛ превысят величину возмещенного ей НДС.

В совокупности ожидаемое увеличение поступлений по налогу на прибыль организаций и НДФЛ в связи с расширением деятельности научных организаций после замены льготы по НДС на нулевую ставку в масштабах всей России должно компенсировать рост возмещения по НДС. В результате этого в стратегически важной сфере

экономики (в сфере научных исследований и разработок) без потерь бюджета будет устранено сдерживающее влияние налога на добавленную стоимость.

Предполагается, что замена нулевой ставкой освобождения от налогообложения, применяемого к стоимости выполненных НИОКР, позволит создать дополнительные меры финансовой поддержки предприятий, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы, снизить инфляционное давление НДС на стоимость наукоемкой продукции.

При этом потери бюджета в виде сумм возмещенного НДС в масштабе экономики всей страны окажутся незначительными. Кроме того, устранив сдерживающее воздействие НДС на деятельность научных организаций, реализация предложенного нововведения приведет к росту поступлений по другим налогам, который будет достигнут за счет расширения масштабов деятельности в сфере НИОКР.

Предлагаемое нововведение, не создавая дополнительных налоговых обязательств для налогоплательщиков - научных организаций, должно стать дополнительной мерой поддержки предприятий и организаций, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы, способствуя экономическому росту России.

Для применения нулевой ставки налога и возмещения «входного» НДС обязательно представление вместе с налоговой декларацией подтверждающих документов. При подготовке рассматриваемого предложения учитывалось следующее.

В общем случае научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы выполняются на основании договора и технического задания. После сдачи результатов работ или отдельного этапа оформляется акт, который подтверждает сдачу исполнителем и прием заказчиком результатов работ, объем которых должен быть указан в акте. На основании акта выставляется счет-фактура. Таким об-

разом, для подтверждения правомерности применения нулевой ставки налога считаем оправданным представление вместе с налоговой декларацией по НДС копий договора на выполнение НИОКР, технического задания на выполнение работ, акта сдачи-приемки выполненных работ и выставленного на стоимость работ счета-фактуры.

Кроме того, необходимым условием для проведения научных исследований и опытно-конструкторских работ является наличие квалифицированного персонала. Предлагается обязать налогоплательщиков представлять вместе с налоговой декларацией копию штатного расписания (действовавшего в период выполнения работ) в качестве подтверждения наличия сотрудников, способных участвовать в НИОКР.

Предлагаемые нововведения предусматривают применение нулевой ставки налога к стоимости НИОКР при выполнении определенных условий. Одно из них - финансирование НИОКР из бюджета. В целях подтверждения правомерности применения нулевой ставки налога к стоимости научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, которые выполняются за счет бюджетных средств, предлагается включить копию справки об открытии бюджетного финансирования, выданную исполнителю НИОКР, в перечень документов, обязательных для представления вместе с налоговой декларацией по НДС.

Представляется возможным организация следующего порядка проверки достоверности информации, которая представлена налогоплательщиками для подтверждения получения бюджетных средств в счет выполнения НИОКР.

Территориальный налоговый орган при проведении проверки может обратиться с запросом в адрес Управления Федеральной налоговой службы (далее - Управление ФНС России), которому подведомственен. В запросе следует указать, в отношении каких налогоплательщиков требуется информация, а также сведения, позволяю-

щие идентифицировать распорядителя, выделившего средства, статью расходов и тематику финансируемых НИОКР. Управление ФНС России должно перенаправить указанный запрос в ФНС России, которая должна собрать необходимую информацию и направить ее автору запроса. Если на обработку запроса отвести, например, месячный срок, то территориальные налоговые органы, как представляется, не будут испытывать серьезные трудности, вызванные тем, что представленная налогоплательщиками информация не может быть проверена в ходе камеральных налоговых проверок.

Следующим условием применения нулевой ставки НДС к стоимости выполненных НИОКР является их выполнение научными и образовательными учреждениями. В соответствии с российским законодательством научной организацией признается юридическое лицо, осуществляющее в качестве основной научную или научно-техническую деятельность, подготовку научных работников и действующее в соответствии с учредительными документами научной организации 2.

Коммерческие и некоммерческие организации должны ежегодно подтверждать основной вид деятельности. Делается это для целей обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, но ничего не мешает дополнительно использовать эту информацию для определения основного вида деятельности в целях налогового контроля. Основным видом экономической деятельности коммерческой организации признается тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг.

Основным видом экономической деятельности некоммерческой организации является тот вид, в котором по итогам предыдущего года было занято наибольшее количество работников организации 3.

Для подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь ежегодно в срок не позднее 15 апреля представляет в территориальный орган Фонда социального страхования по месту своей регистрации заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности, справку-подтверждение основного вида экономической деятельности, копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год.

Иными словами, налоговым органам для проверки правомерности применения нулевой ставки НДС к стоимости НИОКР, которые выполнены научными организациями на основании хозяйственных договоров, необходимо запрашивать в Фонде социального страхования информацию о том, какой вид деятельности был заявлен проверяемым налогоплательщиком в качестве основного. Такая информация может быть получена без значительных затрат на основе межведомственного информационного обмена.

В отношении учреждений образования, выполняющих научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы на основании хозяйственных договоров, необходимо отметить следующее. Образовательная деятельность является лицензируемой, а учреждения образования также подлежат государственной аккредитации. Таким образом, для подтверждения в ходе проверки правомерности применения нулевой ставки НДС к стоимости НИОКР, которые выполнены образовательными учреждениями, от

2 Федеральный закон от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».

3 Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2006 года № 55 «Об утверждении порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами».

налогоплательщика должны быть получены копии документов, подтверждающих наличие лицензии на осуществление образовательной деятельности и прохождение государственной аккредитации. На основании запроса, направленного в рамках межведомственного соглашения в адрес лицензирующего органа, может быть проверена достоверность представленной налогоплательщиком информации.

Некоторые виды деятельности являются лицензируемыми. К их числу, в частности, относятся:

• деятельность в области использования атомной энергии;

• разработка, производство, испытание и ремонт авиационной техники;

• разработка производство, испытание, установка, монтаж, техническое обслуживание, ремонт, утилизация и реализация вооружения и военной техники, оружия и боеприпасов;

• разработка, производство, распространение шифровальных средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных средств, выполнение связанных с ними работ;

• эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов;

• космическая деятельность;

• медицинская и фармацевтическая деятельность, а также некоторые другие виды деятельности 4.

Значит, в ряде случаев для проведения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ исполнителю потребуется лицензия. Наличие лицензии в таком случае будет являться еще одним подтверждением того, что налогоплательщик в состоянии фактически осуществлять НИОКР, которые отражены в декларации и по которым он намерен получить возмещение «входного» НДС.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Представление копий лицензий не очень обременит налогоплательщиков, поэтому предлагается включить копию лицензии в перечень документов, представляемых одновременно с налоговой декларацией.

Обобщая сказанное, приведем перечень копий документов, который предлагается сделать обязательным к представлению вместе с налоговой декларацией в случае заявления права на применение нулевой ставки НДС к стоимости научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ:

1) договор на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (со всеми приложениями и дополнениями);

2) техническое задание на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ;

3) документ, подтверждающий сдачу исполнителем и прием заказчиком результатов выполненных работ (содержащий информацию об объеме выполненных работ);

4) счет-фактура, выставленный на стоимость выполненных НИОКР;

5) штатное расписание (или выписка из него), подтверждающее наличие в штате организации-исполнителя сотрудников, выполнявших работы в заявленном объеме;

6) один или несколько из следующих документов (с учетом особенностей выполненных работ):

• справка или иной документ, подтверждающие финансирование работ за счет бюджетных средств;

• заявление о подтверждении основного вида деятельности и справка-расчет к нему на период, в котором выполнялись работы;

• лицензия на право осуществления образовательной деятельности и свидетельство о прохождении государственной аккредитации;

• иные документы, подтверждающие выполнение научно-исследовательских,

4 Федеральный закон от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». 82 Подписка в любое время по минимальной цене (495) 331-9789, iovrf@mail.ru

опытно-конструкторских и технологических работ, в том числе подтверждающие наличие исключительных прав на вновь созданные объекты интеллектуальной собственности или подачу документов на регистрацию таких прав;

7) лицензия на право осуществления деятельности (если научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы выполнялись в лицензируемой сфере деятельности).

В случае привлечения соисполнителей вместе с налоговой декларацией исполнителю также следует представлять оформленные с соисполнителями работ документы по перечню, указанному в пунктах 1-4.

Приведенный перечень документов следует закрепить законодательно, внеся соответствующие изменения в статью 165 Налогового кодекса Российской Федерации. Для сбора указанных сведений предлагаем предоставить налогоплательщикам 180 дней с даты подписания сторонами первичного документа, который подтверждает прием результатов НИОКР заказчиком.

Поскольку документы, которые перечислены в перечне документов, обязательных для представления при декларировании нулевой ставки НДС по выполненным НИОКР, представляются налогоплательщиками в налоговые органы по запросам налоговых инспекторов и сегодня, полагаем, что предлагаемые изменения не ухудшат положение налогоплательщиков.

Рекомендуем при непредставлении в 180-дневный срок указанных документов не включать рассматриваемые виды научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в перечень операций, облагаемых по ставкам НДС 18 и 10 процентов, а относить к числу необлагаемых операций.

Моментом определения налоговой базы по операциям выполнения определенных научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ будет являться последнее число налогово-

го периода, в котором собран полный пакет документов, обязательных для представления вместе с налоговой декларацией по НДС, либо в котором истек 180-дневный срок для их сбора.

Если документы не собраны в течение указанного срока, то налогоплательщику следует продекларировать необлагаемую операцию. Таким образом, исполнители научно-исследовательских работ получат право, собрав документы, предъявить к возмещению НДС по тем товарам и услугам, которые были использованы при их выполнении. При этом если установленные подтверждающие документы не будут собраны в течение 180 календарных дней, то налогоплательщику придется продекларировать выполненные НИОКР в составе необлагаемых операций. Если позднее налогоплательщиком будет собран полный пакет документов, то он получит право сдать в общем порядке уточненную налоговую декларацию и в ней предъявить к возмещению соответствующий «входной» НДС.

Для практической реализации описанных предложений потребуется привести в соответствие им положения статей 149, 164, 165 и 167 Налогового кодекса Российской Федерации.

Рекомендуемые нововведения не усложнят порядок заполнения налоговых деклараций по НДС. Выполненные НИОКР будут указываться в другом разделе налоговой декларации, но подлежащие отражению показатели не должны претерпеть изменений.

ЛИТЕРАТУРА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ

ИСТОЧНИКИ

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) : Федеральный закон от 31 июля 1998 года № 146-ФЗ. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=LAW;n=146239

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) : Федеральный закон от 5 августа 2000 года № 1 1 7-ФЗ. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=LAW;n=139845

3. О лицензировании отдельных видов деятельности : Федеральный закон от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=LAW;n=142935

4. О науке и государственной научно-технической политике : Федеральный закон от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=LAW;n=138644

5. Об утверждении порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся

самостоятельными классификационными

* *

единицами : приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2006 года № 55. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc;base=LAW;n=126458

6. О применении освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость в отношении научно-исследовательских работ, выполняемых учреждениями науки : письмо Федеральной налоговой службы от 15 марта 2006 года № ММ-6-03/274@. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=LAW;n=59067

7. Официальный сайт Федеральной налоговой службы. URL: http://nalog.ru

8. Официальный сайт Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области. URL: http://www.r73.nalog.ru

УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ!

Предлагаем вашему вниманию монографию А.В. Пылаевой «РАЗВИТИЕ КАДАСТРОВОЙ ОЦЕНКИ НЕДВИЖИМОСТИ»

Издание посвящено истории развития и процессу становления кадастровой оценки недвижимости в Российской Федерации. В нем обобщены эволюция формирования понятий и основ кадастровой оценки недвижимости, проанализированы принципы создания и виды обеспечения кадастровой оценки как способа определения налоговой базы по налогу на недвижимость, представлен обзор современного зарубежного опыта проведения массовой оценки недвижимости.

Автор исследует актуальные проблемы правового регулирование оценочной деятельности, вопросы развития институциональных основ кадастровой оценки недвижимости, международные и российские стандарты оценки.

Электронная версия монографии размещена на сайте электронной библиотеки Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета http://www.bibl. nngasu.ru

Заказать и приобрести издание можно по тел.: +7 (831) 467-89-02; 467-89-03; 467-89-04, 467-89-05. Контактное лицо - Киреева Наталья Анатольевна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.