Научная статья на тему 'Способы повышения творческой активности студентов на занятиях по английскому языку'

Способы повышения творческой активности студентов на занятиях по английскому языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
976
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Baikal Research Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ЛИЧНОСТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ACTIVE) METHODS OF TRAINING / CREATIVE ACTIVITY / PEDAGOGICAL ENVIRONMENT / PROFESSIONAL COMPETENCE / PERSONAL COMPETENCE / SELF-FULFILLMENT / SELF-DEPENDENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Глызина Вера Евгеньевна, Горская Наталья Евгеньевна, Белоусова Евгения Сергеевна

В статье рассматриваются понятия «творчество», «творческая активность», «предметные и личностные компетенции». Представлены точки зрения ученых по данной проблеме. Раскрывается ряд актуальных вопросов, связанных с развитием творческой активности студентов, и подчеркивается роль преподавателя в процессе формирования и развития творческой активности. Указывается, что совершенствование творческой активности студентов в условиях вузовского обучения возможно при организации такой модели учебного процесса, которая предполагает структурно-содержательное изменение занятия по иностранному языку, как основной единицы учебного процесса, в соответствии с принципами организации гуманистического тренинга, направленного на самоактуализацию личности. При этом развитие творческих способностей выступает своеобразной гарантией того, что будущий специалист сможет ориентироваться и находить решения в нестандартных ситуациях и вопросах своей будущей профессиональной деятельности. Анализируются различные виды деятельности студентов при обучении иностранному языку, которые включают элементы творчества. Обращается внимание на необходимость развития творческой активности посредством самостоятельной работы. Акцентируется внимание на то, что построение технологии обучения иностранным языкам с учетом предлагаемых способов позволит не только значительно повысить качество обучения, но и усилить интерес студентов к изучению предмета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Глызина Вера Евгеньевна, Горская Наталья Евгеньевна, Белоусова Евгения Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ways of Improving Students Creative Activities in Classes of English

The article considers the concept of «creativity», «creative activity», «object and personal competencies». It presents various viewpoints of scientists on this problem issue and reveals a number of topical issues related to developing students' creative activities and emphasizes the teacher's role in the process of formation and development of creative activities. It is stated that improving students' creative activity in terms of university education is made possible through organizing such an academic activity model which involves a structural and content-related change of the language foreign class as a basic unit of academic activities in accordance with the principles of organizing the humanistic training aimed at self-actualization of the personality. At that, developing creative capabilities steps out as a specific guarantee for a would-be specialist' ability to be guided and find solutions in non-standard situations and in problems of his/her future professional activities. The article analyses types of students' activities in training foreign languages, which include elements of creativity. Attention is paid to the necessity of developing students' creative activities through self-study. The focus is made on the fact that building the technology of foreign languages training with regard for the offered methods will not only significantly improve the quality of training but also deepen the students' interest in learning the subject.

Текст научной работы на тему «Способы повышения творческой активности студентов на занятиях по английскому языку»

УДК 811.111

DOI 10.17150/2072-0904.2015.6(3).39

В. Е. Глызина

Байкальский государственный университет экономики и права,

г. Иркутск, Российская Федерация

Н. Е. Горская

Иркутский национальный исследовательский технический университет,

г. Иркутск, Российская Федерация Е. С. Белоусова

Иркутский государственный университет путей сообщения,

г. Иркутск, Российская Федерация

СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Аннотация. В статье рассматриваются понятия «творчество», «творческая активность», «предметные и личностные компетенции». Представлены точки зрения ученых по данной проблеме. Раскрывается ряд актуальных вопросов, связанных с развитием творческой активности студентов, и подчеркивается роль преподавателя в процессе формирования и развития творческой активности. Указывается, что совершенствование творческой активности студентов в условиях вузовского обучения возможно при организации такой модели учебного процесса, которая предполагает структурно-содержательное изменение занятия по иностранному языку, как основной единицы учебного процесса, в соответствии с принципами организации гуманистического тренинга, направленного на самоактуализацию личности. При этом развитие творческих способностей выступает своеобразной гарантией того, что будущий специалист сможет ориентироваться и находить решения в нестандартных ситуациях и вопросах своей будущей профессиональной деятельности. Анализируются различные виды деятельности студентов при обучении иностранному языку, которые включают элементы творчества. Обращается внимание на необходимость развития творческой активности посредством самостоятельной работы. Акцентируется внимание на то, что построение технологии обучения иностранным языкам с учетом предлагаемых способов позволит не только значительно повысить качество обучения, но и усилить интерес студентов к изучению предмета.

Ключевые слова. Творческая активность; педагогические условия; профессиональные компетенции; личностные компетенции; самореализация; самостоятельность; активные методы обучения.

Информация о статье. Дата поступления 2 марта 2015 г.; дата принятия к печати 11 марта 2015 г.; дата онлайн-размещения 5 мая 2015 г.

V. Ye. Glyzina

Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk, Russian Federation N. Ye. Gorskaya

Irkutsk National Research State Technical University,

Irkutsk, Russian Federation Ye. S. Belousova Irkutsk State University of Railway Engineering, Irkutsk, Russian Federation

WAYS OF IMPROVING STUDENTS' CREATIVE ACTIVITIES IN CLASSES OF ENGLISH

Abstract. The article considers the concept of «creativity», «creative activity», «object and personal competencies». It presents various viewpoints of scientists

© В. Е. Глызина, Н. Е. Горская, Е. С. Белоусова, 2015

on this problem issue and reveals a number of topical issues related to developing students' creative activities and emphasizes the teacher's role in the process of formation and development of creative activities. It is stated that improving students' creative activity in terms of university education is made possible through organizing such an academic activity model which involves a structural and content-related change of the language foreign class as a basic unit of academic activities in accordance with the principles of organizing the humanistic training aimed at self-actualization of the personality. At that, developing creative capabilities steps out as a specific guarantee for a would-be specialist' ability to be guided and find solutions in non-standard situations and in problems of his/her future professional activities. The article analyses types of students' activities in training foreign languages, which include elements of creativity. Attention is paid to the necessity of developing students' creative activities through self-study. The focus is made on the fact that building the technology of foreign languages training with regard for the offered methods will not only significantly improve the quality of training but also deepen the students' interest in learning the subject.

Keywords. Creative activity; pedagogical environment; professional competence; personal competence; self-fulfillment; self-dependence; active) methods of training.

Article info. Received March 2, 2015; accepted March 11, 2015; available online May 5, 2015.

В настоящее время проблема формирования творческой активности студентов является одной из важных проблем методики обучения в вузе. В связи с этим государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования нового поколения выделяет не только компетенции, ориентированные на предмет (знания, навыки, соответствующие методы и технические приемы, свойственные различным предметным областям), но и общие личностные компетенции, которые являются базовыми в образовательном процессе. При этом предметные компетенции находятся в прямой зависимости от общих компетенций, которые должны являться инструментом освоения первых [1, с. 16]. Следует отметить, что международные требования к подготовке квалифицированного специалиста включают не только высокий уровень профессиональных знаний, но и достаточный уровень развития общих личностных качеств, к коим относится такая компетенция, как творческий поиск в рамках профессии, осознание необходимости и способность самостоятельного обучения в течение всей жизни [11]. Проблема развития творческих способностей привлекала и привлекает все больше внимания лингвистов и психологов, поскольку творчество является одним из решающих факторов, способствующих формированию позитивной жизненной позиции, умению сохранять свою индивидуальность (Л. С. Выготский, А. М. Матюшкин, А. И. Денисов, Н. А. Ковина, Л. С. Беляева, Л. Л. Литвиненко, А. Н. Леонтьев, Я. И. Пономарев, Т. И. Шамова, С. Т. Шацкий, И. Т. Огородников и др.). При этом многие исследователи определяют творческую активность через категорию смысла — отношение человека к миру, осознание своего места в нем М. М. Бахтин, В. Н. Дружинин, А. А. Мелик-Пашаев и др.). В ряде работ подчеркивается культурообразующий компонент как составляющая креативности (А. Н. Леонтьев, Д. А. Леонтьев, Д. Н. Узнадзе и др.). Человек творит культуру, выражая личностный смысл. Творчество — реализация личностного смысла (единичного) в контексте всеобщего (культуры). И человечество в целом, и отдельные люди осознали необходимость самореализации для осуществления своего дальнейшего развития, выполнения своей миссии [13]. Творчество человека возможно тогда, когда он в своем

существовании выходит за рамки бытового — на уровень бытийного (трансцендентного). С точки зрения А. Н. Леонтьева, А. Маслоу, Д. Н. Узнадзе,

B. Д. Шадрикова и других ученых, творчество — это проявление самореализации личности, поскольку включает элемент нового, предполагая неординарную и продуктивную деятельность, способность к решению проблемных ситуаций, а также критическое отношение к достигнутому результату [5]. Активность является неотъемлемым свойством и состоянием любого живого организма, в том числе и человека. Не обладая активностью, человек не может существовать ни как биологическое существо, ни как член общества [12]. По мнению Я. И. Пономарева, творческая активность — это высший уровень активности, поскольку творчество заключается в той деятельности, которая содержит в себе некоторую степень неопределенности, приносящей новую информацию и предлагающая самоорганизацию [9].

C. Т. Шацкий считает, что воображение и мысль учащихся пробуждают те задания, в которые включены элементы образной формы, самостоятельная работа, требующая от них поисковой деятельности [15].

Таким образом, одни ученые определяют творчество как ситуатив-но-нестимулированную активность, которая проявляется в стремлении выйти за пределы заданной проблемы; в качестве системообразующего фактора творчества используется понятие интеллектуальной активности. По мнению других, творчество — это спонтанное проявление человеческой сущности, а главное в нем — акт создания образа мира. Эта позиция в наиболее общем виде объединяет основные современные подходы к проблеме творчества, в том числе позиции гуманистической и экзистенциальной психологии, а также тенденции развития проблемы творчества в рамках деятельностного подхода. Однако при многообразии интерпретации творческой активности отчетливо проявляются тенденции рассматривать эту категорию как проявление самореализации личности (А. Н. Леонтьев, А. Маслоу, Д. Н. Узнадзе, В. Д. Шадриков и др.).

Современные исследователи констатируют, что традиционная педагогика системно не ориентирована на развитие творчества. Реализующиеся в ряде исследований практические способы развития творческой активности учащихся ограничены в применении, так как предполагают работу с учащимися вне основного учебного процесса. Поэтому возникает необходимость создания и реализации в условиях массового учебного процесса психолого-педагогических технологий, способствующих решению данной задачи. Как отмечает Т. М. Чурекова, педагогические условия развития системы современного образования, включающие внедрение педагогических инноваций (проектировочная и творческая деятельность учащихся, развитие исследовательской работы, вариативность процесса образовательного процесса, реализация авторских моделей в учебном процессе), способствуют воспитанию человека, желающего мыслить самостоятельно, принимать решения и нести ответственность за их последствия [14]. Определяющим фактором развития современной педагогической науки при этом является изучение проблемы самореализации личности учащихся, в частности, сущностные характеристики творческих способностей личности (компоненты и уровни их сформированности, показатели оценки и др.). А. В. Калянов считает, что творчество обучаемых является показателем высокого уровня развития образовательного пространства, поэтому судить о состоянии пространства можно по наличию в нем компонентов благоприятности для развития творческих сил, творческой самореализации учащихся [3].

Методы и способы развития опыта творческой деятельности студентов разнообразны и зависят от задач конкретного этапа формирования. Поиском методов активного обучения занимались А. А. Вербицкий, А. М. Ма-тюшкин, Т. В. Кудрявцев, М. И. Махмутов, И. Я. Лернер и другие исследователи [4; 6-8]. Так, А. А. Вербицкий, рассматривая данную проблему, отмечает, что комплексное использование различных методов, форм и средств активного обучения в сочетании с традиционными встречается еще очень редко, поскольку это связано с множеством противоречий, имеющих место в образовании в целом.

Увеличение доли научной и проектной подготовки в учреждениях высшего образования в современных реалиях должно способствовать раскрытию творческого потенциала студентов, которые смело могут ориентироваться в современном мире. По этой причине наибольшую актуальность приобретает развитие таких качеств студента, как гибкость, быстрота и широта мышления, развитие воображения, критичность, вариативность, которые позволяют более легко осваивать основы дисциплин, являясь необходимой составляющей их будущей профессиональной деятельности. Развитие творческого мышления способствует формированию и совершенствованию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение и обобщение, планирование, абстрагирование.

Иностранный язык как средство коммуникации и познания окружающего мира занимает особое место в системе современного образования в силу своих социальных, познавательных и развивающих функций. В связи с этим преподавание иностранного языка отличается от других предметов большим творческим характером. Однако необходимо учитывать, что формирование творческой активности непосредственно связано с интересами и мотивами студентов. Речевое творчество студентов формируется при решении проблемных задач и ситуаций, доступных для данной аудитории. Обучение должно быть ориентированно на личностные характеристики, предшествующий опыт, уровень интеллектуального развития, особенностей психики (памяти, восприятия, мышления). Различные способы творческой активности способствуют не только развитию коммуникативной компетенции студентов, но также совершенствованию слухо-произ-носительных навыков в процессе презентации проектов, развитию познавательного интереса, формированию навыков исследовательской работы, раскрытию индивидуальных потенциальных возможностей студентов и др. Так, по мнению исследователей, постепенно в процессе творческой деятельности происходит формирование разносторонних связей между учащимися, объединенными общими учебными интересами; учащимися и преподавателями, которые являются научными руководителями, членами профессиональных жюри, что содействует успешному вовлечению их в учебно-исследовательскую деятельность в рамках профессионального учреждения [10]. Познавательно-творческая активность проявляется в повышении уровня квалификации, поскольку социальное творчество есть выражение социальной и личностной зрелости студентов [2].

Высшей формой творческой деятельности является познавательная самостоятельность студента. Особенно значима проблема организации самостоятельной работы при изучении иностранного языка, поскольку стремление самостоятельно и творчески овладеть знаниями требует проявления критичности ума, воображения, — все то, что является непременными условиями возникновения глубокого интереса к изучению иностранного языка. Самостоятельная работа предполагает выполнение

обучающимся целого ряда входящих в нее действий: осознания цели своей деятельности, принятия учебной задачи и придания ей личностного смысла, подчинения выполнению этой задачи других интересов и форм занятости, самоорганизацию в распределении учебных действий во времени, самоконтроль в процессе выполнения и т. д. Приоритет личности студента в самостоятельной работе не только не снижает роли преподавателя, но наоборот делает его задачу более сложной, повышает требования к нему как к организатору равноправного взаимодействия в системе «студент — группа — преподаватель». Высокий уровень развития самосознания преподавателя характеризуется индивидуальным подходом к каждому студенту. Необходимым условием данного подхода является стремление преподавателя к получению углубленных познаний студента, качеств, способностей личности студента, изменений, которые происходят с ним в процессе обучения. Все это возможно в том случае, если при обучении иностранному языку преподаватель использует новые формы и методы работы со студентами. При таком подходе к обучению студенты находятся в поиске, интегрируют информацию смежных дисциплин, самостоятельно ищут более эффективные пути решения задач проекта, общаются друг с другом. Совместная деятельность реально демонстрирует широкие возможности сотрудничества, в ходе которого студенты ставят цели, определяют оптимальные средства их достижения, всесторонне проверяют компетентность личности.

К способам повышения творческой активности студентов на занятиях по английскому языку можно отнести научно-исследовательскую работу (презентации, проекты), использование деловых игр, написание рецензии на просмотренный фильм или прочитанную книгу, эссе и и т. д. Так, по нашему мнению, большими возможностями для формирования творческой деятельности располагает самостоятельная научно-исследовательская работа студентов. Как показывает практика, презентация темы на иностранном языке является одним из наиболее эффективных способов развития творческого потенциала студентов. Технология реализации презентации заключается в нестандартных формах организации работы, комплексе методов и приемов творческой самореализации, которая является одной из наиболее значимых целей формирования личности в целом. Данная технология достаточно органично адаптируется в системе занятий по иностранному языку, а также достаточно свободно интегрируется в практику профессиональных дисциплин. Данный вид деятельности предполагает довольно много времени на подготовку. В связи с этим студенты получают задание за несколько недель или даже месяцев. Подготовка презентации включает несколько этапов: поиск информации; обработка информации; презентация. Тема может быть выбрана самостоятельно, либо определена преподавателем. При выборе темы следует учитывать круг научных интересов студента, доступность информации, а также уровень языковой подготовки. Самым важным этапом подготовки презентации является обработка информации. Здесь необходимо применить полученные в процессе обучения умения и навыки: работа с текстом (чтение, перевод); поиск основных идей текста; расположение информации в логической последовательности; выделение ключевых слов и выражений. Студент должен правильно представить материал, учитывать необходимые требования к презентации, уметь обработать полученные данные в различных компьютерных программах, кроме того, если возникнут вопросы, должен подготовить ответы на них.

Другим, достаточно эффективным способом развития творческой активности студентов является проект. Технология работы над проектом отвечает общим принципам проектной методики, в которой доминирует творческо-информационная направленность. Метод проектов в обучении иностранным языкам прочно вошел как в теоретическую, так и в практическую методику и дидактику. В основу метода проектов положены: идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результаты, необходимо научить студентов мыслить; находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей. Основная идея данного подхода к обучению иностранным языкам, таким образом, заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность студентов, требующую для своего оформления владения определенными языковыми средствами. Метод проектов может позволить решить такую дидактическую задачу, как творческое применение языкового материала и, соответственно, превратить уроки иностранного языка в дискуссионный, исследовательский клуб, в котором решаются действительно интересные, практически значимые студентам проблемы с учетом особенностей культуры страны, по возможности на основе межкультурного взаимодействия. При использовании метода проектов меняется и роль преподавателя на различных этапах проектирования. Преподаватель выступает в роли консультанта, помощника, наблюдателя, источника информации, координатора. Главная задача преподавателя — в передаче способов работы, а не конкретных знаний, т. е. акцент делается не на преподавание, а на учение. На всех этапах проекта преподаватель инициирует самостоятельную поисковую, творческую деятельность студентов, направляет на определение проблемы и поиск путей ее решения. Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью, активным включением студентов в учебную деятельность, личной ответственностью за продвижение в обучении. Работа над проектом сочетается с созданием прочной языковой базы у обучаемых.

Использование игровых методов при обучении иностранному языку способствует формированию профессионального самосознания, а также непосредственно воздействует на мотивационно-смысловую сферу личности студентов, поскольку вовлечение обучаемых в творческий процесс и успешное его завершение приносит удовлетворение и повышает уверенность в себе [3]. К данному методу можно отнести деловые игры, которые могут являться своеобразным активным методом подготовки кадров, так как эта подготовка включает в себя в определенной форме исследование, тренинг и обучение. В деловых играх отражается динамика будущей профессиональной деятельности, ее особенности, сложности и основные проблемы.

В целях развития и определения уровня творческих способностей студентов используется написание эссе по заданной теме. При использовании такого задания формируется навыки развития самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей на иностранном языке. Участие студентов в олимпиадах, конкурсах способствует не только формированию определенных навыков и умений, но и развивает творческую активность. Написание рецензии на просмотрен-

ный фильм или прочитанную книгу также предполагает активную творческую деятельность, так как необходимо точно передать информацию, кратко отразить идею фильма, основную линию сюжета или, к примеру, перечислить, в каких картинах снимались актеры, а также проанализировать, воплощена ли основная задумка в жизнь, описать основные моменты, которые понравились. Сложность данного вида деятельности для студентов заключается также в том, что нужно высказать общее впечатление о фильме без личной оценки.

Таким образом, повышать творческую активность студентов при изучении иностранного языка можно, используя перечисленные способы, поскольку данные виды деятельности способствуют развитию таких личностных качеств студентов, как эмоциональность, настойчивость, трудолюбие, внимательность, целенаправленность и самостоятельность. Однако формирование таких качеств возможно при условии интенсивного включения студента в информационно-образовательную среду и правильного управления им на разных этапах учебной деятельности. Творчество уже давно стало жизненно важной составляющей успешной деятельности человека любой специальности, поскольку является динамическим качеством психики, представляющим собой реализацию личностного смысла средствами культуры. Высокая творческая активность — это высший уровень учебно-воспитательного процесса и необходимое условие всестороннего развития личности.

Список использованной литературы

1. Гришанова Н. А. Компетентностный подход в обучении взрослых / Н. А. Гриша-нова. — М. : Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — 16 с.

2. Зиятдинов Р. Н. Отношение к труду как ценности : дис. ... канд. филос. наук : 09.00.11 / Р. Н. Зиятдинов. — Пермь, 2004. — 146 с.

3. Калянов А. В. Педагогическое влияние социально-культурного пространства — времени на деятельность учреждений культуры и образования по формированию самосознания учащейся молодежи : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.05 / А. В. Калянов. — М., 2012. — 50 с.

4. Кудрявцев Т. В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы / Т. В. Кудрявцев. — М. : Знание, 1991. — 80 с.

5. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения : в 2 т. / А. Н. Леонтьев. — М. : Педагогика, 1983. — Т. 1. — 392 с.

6. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер. — М. : Педагогика, 1981. — 186 с.

7. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А. М. Матюш-кин. — М. : Педагогика, 1972. — 208 с.

8. Махмутов М. И. Современный урок / М. И. Махмутов. — М. : Педагогика, 1985. — 128 с.

9. Пономарев Я. А. Психология творчества / Я. А. Пономарев. — М. : Наука, 1976. — 304 с.

10. Рогонов П. П. Не знанием единым: о духовно-нравственной подготовке студентов / П. П. Рогонов // Высшее образование в России. — 1996. — № 4. — С. 58-65.

11. Татур Ю. Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования / Ю. Г. Татур. — М. : Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — 16 с.

12. Терехова Т. А. Инновационная активность личности: подходы, формы, механизмы / Т. А. Терехова, А. О. Шишкина // Психология в экономике и управлении. — 2013. — № 2. — С. 142-149.

13. Терехова Т. А. Социальный капитал, его взаимосвязь с инновационным потенциалом и самореализацией личности / Т. А. Терехова // Психология в экономике и управлении. — 2014. — № 2 — С. 38-47.

14. Чурекова Т. М. Непрерывное образование и развитие личности в системе инновационных учебных заведений : монография / Т. М. Чурекова. — Кемерово : Кузбас-свузиздат, 2001. — 296 с.

15. Шацкий С. Т. Избранные педагогические сочинения : в 2 т. / С. Т. Шацкий. — М. : Педагогика, 1980. — 414 с.

References

1. Grishanova N. A. Kompetentnostnyi podkhod v obuchenii vzroslykh [Competence-based approach to training adults]. Moscow, Research Center for Problems of Quality in Training Specialists. Publ., 2004. 16 p.

2. Ziyatdinov R. N. Otnoshenie k trudu kak tsennosti. Kand. Diss. [Attitude to labor as a value. Cand. Diss.]. Perm', 2004. 146 p.

3. Kalyanov A. V. Pedagogicheskoe vliyanie sotsial'no-kul'turnogo prostranstva — vre-meni na deyatel'nost' uchrezhdenii kul'tury i obrazovaniyapo formirovaniyu samosoznani-ya uchashcheisya molodezhi. Avtoref. Dokt. Diss. [Pedagogical influence of the socio-cultural space-time on performance of cultural and educational institutions in development of learning youth's self-awareness . Doct. Diss. Thesis]. Moscow, 2012. 50 p.

4. Kudryavtsev T. V. Problemnoe obuchenie: istoki, sushchnost', perspektivy [Problem training: sources, essence, prospects]. Moscow, Znanie Publ., 1991. 80 p.

5. Leontyev A. N. Izbrannye psikhologicheskie proizvedeniya [Selected Psychological Works]. Moscow, Pedagogika Publ., 1983. 392 p.

6. Lerner I. Ya. Didakticheskie osnovy metodov obucheniya [Didactic fundamentals of ways of training]. Moscow, Pedagogika Publ., 1981. 186 p.

7. Matyushkin A. M. Problemnye situatsii v myshlenii i obuchenii [Problem situations in thinking and training]. Moscow, Pedagogika Publ., 1972. 208 p.

8. Makhmutov M. I. Sovremennyi urok [Today's lesson]. Moscow, Pedagogika Publ., 1985.128 p.

9. Ponomarev Ya. A. Psikhologiya tvorchestva [Psychology of creative work]. Moscow, Nauka Publ., 1976. 304 p.

10. Rogonov P. P. Not by knowledge alone: on spiritual and moral development. Vyss-hee obrazovanie v Rossii = Higher education in Russia, 1996, no 4, pp. 58-65. (In Russian).

11. Tatur Yu. G. Kompetentnostnyi podkhod v opisanii rezul'tatov i proektirovanii stan-dartov vysshegoprofessional'nogo obrazovaniya [Competence-based approuch to describing results and designing standards of higher professional education]. Moscow, Research Center for Quality Problems in Training Specialists, 2004. 16 p.

12. Terekhova T. A., Shishkina A. O. Personal innovative activity: approaches, forms, mechanisms. Psikhologiya v ekonomike i upravlenii = Psychology in economy and management, 2013, no. 2, pp. 142-149. (In Russian).

13. Terekhova T. A. The social capital, its interrelation with innovative potential and personal self-fulfillment. Psikhologiya v ekonomike i upravlenii = Psychology in economy and management, 2014, no. 2, pp. 38-47. (In Russian).

14. Churekova T. M. Nepreryvnoe obrazovanie i razvitie lichnosti v sisteme innovatsion-nykh uchebnykh zavedenii [Continuous education and personality development in the system of innovative educational institutions]. Kemerovo, Kuzbassvuzizdat Publ., 2001. 296 p.

15. Shatsky S. T. Izbrannye pedagogicheskie sochineniya [Selected works on pedagogics]. Moscow, Pedagogika Publ., 1980. 414 p.

Информация об авторах

Глызина Вера Евгеньевна — кандидат филологических наук, доцент, кафедра иностранных языков, Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: vecotd@yandex.ru.

Горская Наталья Евгеньевна — кандидат психологических наук, доцент, кафедра иностранных языков № 1 (для технических специальностей), Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83, e-mail: natgo2012@yandex.ru.

Белоусова Евгения Сергеевна — ассистент, кафедра иностранных языков, Иркутский государственный университет путей сообщения, 664074, г. Иркутск, ул. Чернышевского, 15l, e-mail: zenchik84@mail.ru.

Authors

Vera Ye. Glyzina — PhD in Philology, Aassociate Professor, Chair of Foreign Languages, Baikal State University of Economics and Law, 11 Lenin St., 664003, Irkutsk, Russian Federation; e-mail: vecotd@yandex.ru.

Natalya Ye. Gorskaya — PhD in Psychology, Associate Professor, № 1 Chair of Foreign Languages (for technical specialties), Irkutsk National Research State Technical University, 83 Lermontov St., 664074, Irkutsk, Russian Federation; e-mail: natgo2012@yandex.ru.

Yevgeniya S. Belousova — Assistant, Chair of Foreign Languages, Irkutsk State University of Railway Engineering, 151 Chernyshevsky St., 664074, Irkutsk, Russian Federation; e-mail: zenchik84@mail.ru.

Библиографическое описание статьи

Глызина В. Е. Способы повышения творческой активности студентов на занятиях по английскому языку / В. Е. Глызина, Н. Е. Горская, Е. С. Белоусова // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). — 2015. — Т. 6, № 3. — DOI : 10.17150/2072-0904.2015.6(3).39.

Reference to article

Glyzina V. Ye., Gorskaya N. Ye., Belousova Ye. S. Ways of Improving Students' Creative Activities in Classes of English. Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy ekonomich-eskoy akademii (Baykalskiy gosudarstvennyy universitet ekonomiki i prava) = Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy (Baikal State University of Economics and Law), 2015, vol. 6, no. 3. DOI: 10.17150/2072-0904.2015.6(3).39. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.