Научная статья на тему 'Исследование особенностей уровня субъективного контроля студентов в образовательном пространстве вуза'

Исследование особенностей уровня субъективного контроля студентов в образовательном пространстве вуза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
982
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРОВЕНЬ СУБЪЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ / ИНТЕРНАЛЬНОСТЬ / ЭКСТЕРНАЛЬНОСТЬ / ДОСТИЖЕНИЯ / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / LEVEL OF SUBJECTIVE SELF-CONTROL / INTERNALITY / EXTERNALITY / ACHIEVEMENTS / INTERPERSONAL RELATIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Горская Н.Е., Глызина В.Е., Федорюк А.В.

Исследования, касающиеся регуляции и контроля поведения студентов, являются актуальными для вузов, поскольку уровень субъективного контроля это одна из важнейших социально-психологических характеристик, оказывающих регулирующее влияние на развитие чувства их личной ответственности, на достижения своих целей при обучении и выполнении будущей профессиональной деятельности. В статье рассматриваются особенности формирования уровня субъективного контроля у студентов, обучающихся на бюджетной и коммерческой основах. На основании проведенного исследования делаются выводы о том, что студенты коммерческого набора испытывают трудности, связанные с умением контролировать и регулировать свою учебную деятельность, проявлять целеустремленность, мыслить позитивно. Доказано, что низкий уровень выраженности субъективного контроля характеризует таких студентов как лиц, не воспринимающих себя причиной собственных достижений и не верящих в то, что можно существенно влиять на успешность собственной жизни и деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Горская Н.Е., Глызина В.Е., Федорюк А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF FEATURES OF THE LEVEL OF SUBJECTIVE CONTROL OF STUDENTS IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY

Research on regulation and control of students’ behavior is actual for the Universities because the level of subjective control is one of the prior socio-psychological characteristics that influences on a regulating form the development of their responsibility, achievement of their goals while learning and performing their future professional activity. The article deals with the features of formation of the level of subjective control at students studying at the University on budget and commercial regular bases. It is concluded that students, enrolled on a commercial basis, face difficulties associated with the ability to control and regulate their learning activities, to show purposefulness, to think positively. It is proved that the low level of expression of subjective control characterizes them as individuals who do not perceive themselves to be the cause of their own achievements and who do not believe that they can significantly influence the success of their own lives and activities.

Текст научной работы на тему «Исследование особенностей уровня субъективного контроля студентов в образовательном пространстве вуза»

УДК 378.1

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ УРОВНЯ СУБЪЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА

Н.Е. Горская, В.Е. Глызина, А.В. Федорюк

Аннотация. Исследования, касающиеся регуляции и контроля поведения студентов, являются актуальными для вузов, поскольку уровень субъективного контроля - это одна из важнейших социально-психологических характеристик, оказывающих регулирующее влияние на развитие чувства их личной ответственности, на достижения своих целей при обучении и выполнении будущей профессиональной деятельности. В статье рассматриваются особенности формирования уровня субъективного контроля у студентов, обучающихся на бюджетной и коммерческой основах. На основании проведенного исследования делаются выводы о том, что студенты коммерческого набора испытывают трудности, связанные с умением контролировать и регулировать свою учебную деятельность, проявлять целеустремленность, мыслить позитивно. Доказано, что низкий уровень выраженности субъективного контроля характеризует таких студентов как лиц, не воспринимающих себя причиной собственных достижений и не верящих в то, что можно существенно влиять на успешность собственной жизни и деятельности.

Ключевые слова: уровень субъективного контроля, интернальность, экстернальность, достижения, межличностные отношения.

STUDY OF FEATURES OF THE LEVEL OF SUBJECTIVE CONTROL OF STUDENTS IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY

N. Gorskaya, V. Glyzina, A.Fedoryuk

Abstract. Research on regulation and control of students' behavior is actual for the Universities because the level of subjective control is one of the prior socio-psychological characteristics that influences on a regulating form the development of their responsibility, achievement of their goals while learning and performing their future professional activity. The article deals with the features of formation of the level of subjective control at students studying at the University on budget and commercial regular bases. It is concluded that students, enrolled on a commercial basis, face difficulties associated with the ability to control and regulate their learning activities, to show purposefulness, to think positively. It is proved that the low level of expression of subjective control characterizes them as individuals who do not perceive themselves to be the cause of their own achievements and who do not believe that they can significantly influence the success of their own lives and activities.

Keywords: level of subjective self-control, internality, externality, achievements, interpersonal relations.

Проблема субъективного контроля поведения человека, способов его регуляции и прогнозирования всегда являлась актуальной для психологической науки. Субъективный контроль - одна из важнейших социально-психологических характеристик личности, оказывающих регулирующее влияние на поведение и деятельность человека. Осмысливая вопрос, касающийся природы человеческого поведения, учёные выдвигали различные теории личности. Центральным вопросом их исследований был вопрос относительно источника локализации: во внешней среде или в самом человеке. Так, выдвигалась ролевая теория личности, суть которой заключалась в том, что индивид способен контролировать своё поведение в соответствии с ее нормами, ценностями и установками, несмотря на поступающие и воздействующие на него из внешней среды влияния и импульсы [3]. Следует отметить, что

изучение локализации субъективного контроля продолжает интересовать и современное научное сообщество. Наиболее известной на сегодняшний день является концепция локализации субъективного контроля американского психолога Дж. Роттера, основанная на двух принципиальных положениях, двух крайних типов локализации контроля - интернального и экстернальнаго [13]. Исследователь разработал определенную шкалу, по которой можно определить, к какому типу локализации или локусу контроля относится человек. Данная локализация является универсальной

относительно любых жизненный ситуаций и событий, с которыми сталкивается человек.

Особую значимость субъективный контроль представляет в период обучения в вузе, поскольку проявляется в способности самостоятельно ставить и решать задачи как личные, так и профессионального уровня, контролируя своё

поведение и деятельность. Одной из гипотез нашей работы выступило предположение о том, что студенты, обучающиеся на коммерческой основе (в отличие от студентов бюджетного набора), имеют особенности формирования уровня субъективного контроля, которые могут тормозить их личностное и профессиональное развитие.

Научные работы последнего времени, касающиеся исследования локуса контроля у студентов, посвящены таким вопросам, как взаимосвязь с самоактуализацией,

жизнестойкостью [8;10], методы и приемы развития субъективного контроля [9], а также формированию локуса контроля в процессе обучения в вузе [2; 11]. Применительно к учебной деятельности особый интерес представляют исследования, в которых изучается роль уровня субъективного контроля в формировании стилей обучения [4;6;7]. Подводя итог краткому обзору литературы, необходимо констатировать, что уровень субъективного контроля студентов изучается не только как самостоятельный предмет исследования, но и в связи с другими компонентами самосознания [5].

Для исследования уровня субъективного контроля (У СК) у студентов с различной основой обучения (бюджетной и коммерческой) мы применили методику «Опросник уровня субъективного контроля» Е.Ф. Бажина, Е.А. Голынкиной, А.М Эткинда и исследовали обобщенный показатель общей интернальности (Ио); показатель интернальности в области достижений (Ид), а также показатели, характеризующие УСК в таких сферах жизнедеятельности, как профессиональная (Ип) и межличностные отношения (Им). В исследовании приняли участие 330 студентов с разной основой обучения (бюджетной и коммерческой) из Иркутской государственной экономической академии и Иркутского государственного университета. Необходимо отметить, что в выборке студентов, обучающихся на бюджетной основе, большинство характеризуются высоким и средним уровнем выраженности субъективного контроля (84%). Высокие показатели указывают на то, что у таких людей присутствует большая уверенность в том, что события в их жизни - это результат их собственных усилий; они несут ответственность за свои действия, за то, как складывается жизнь в целом. Студенты коммерческой основы обучения выявляют средние и низкие показатели (73%). Чем ниже показатели УСК, тем менее присутствует уверенность в себе, и требуется помощь со стороны. Такие люди считают, что они не

способны контролировать свои действия, полагая, что все то, что происходит в их жизни, является результатом случая или действий со стороны других людей. Экстерналы, по существу, снимают с себя ответственность за происходящие с ними события, перекладывая ответственность на других людей, обвиняя во всем обстоятельства и случай [1].

Результаты исследования уровня

выраженности контроля УСК по шкале интернальности в области достижений (Ид) также позволили выявить различия в уровнях выраженности. Так, большая часть студентов, поступившая на бюджетную основу (72%), также имеют высокий и средний уровень выраженности. Шкала интернальности в Ид охватывает ситуации, связанные со свершившимися достижениями в деятельности человека, а также выявляет веру в возможность достижения успеха в тех или иных ситуациях. Высокий уровень выраженности говорит о хорошей работоспособности, самостоятельности, уверенности в своих силах, умении прогнозировать собственное поведение, способность к переосмыслению стрессовой ситуации. Личности, выявляющие высокие показатели, считают себя причиной своих достижений и готовы самостоятельно добиваться положительных результатов в будущем. Студенты коммерческого набора выявляют средний и низкий уровни выраженности УСК в Ид. Число таких студентов составляет 84%. Низкие показатели характеризуют субъекта, не воспринимающего себя причиной собственных достижений и не верящего в то, что он может существенно повлиять на успешность собственной жизни и деятельности.

Далее мы проанализировали результаты исследования УСК в области профессиональной сферы (Ип). Результаты показали также значимые различия между студентами обеих групп. Так, студенты, которые поступили на бюджетную основу обучения, характеризуются высоким и средним уровнями выраженности. Число таких студентов составило 72%. Субъективный контроль в Ип включает учебные и профессиональные ситуации, активность человека и конкретные его цели. Высокие показатели по данной шкале говорят о том, что человек отдает себе отчет в том, что все то, что он делает, во многом зависит от него самого. Студенты коммерческого набора обучения выявляют средние и низкие показатели УСК в Ип. Их количество составило 74%. Низкие показатели говорят об отсутствии инициативности в сфере социальных и

профессиональных отношений. Поскольку показателями успешности являются

инициативность, удовлетворенность своей деятельностью, то, можно предположить, что ее отсутствие тормозит самореализацию субъекта, которая обеспечивает его личностный рост [12].

Что касается УСК в области межличностных отношений (Им), то результаты исследования показали отсутствие различий в уровне выраженности. В обеих группах выявлен средний и высокий уровни выраженности. Число студентов составило 73% и 76% соответственно. Шкала интернальности в (Им) характеризует активность личности, которая не только преследует свои собственные цели, но и желание поддержать межличностные отношения.

Анализ полученных результатов позволил сделать следующие выводы.

1. Уровень выраженности субъективного контроля у студентов бюджетной основы соответствует высокому и среднему. Можно констатировать, что студенты, обучающиеся на бюджетной основе, являются лицами более уверенными в себе, они последовательны и настойчивы в достижении поставленной цели, склонны к самоанализу, общительны и независимы. Данные студенты считают, что добились сами всего хорошего, что было и есть в их жизни, и что они способны с успехом преследовать свои цели и в будущем. Мы полагаем, что студенты, которые учатся на бюджетной основе, изначально имеют более высокий уровень личностно-психологического развития. Это проявляется в ответственности, в стремлении реализовывать свои намерения и цели; в стремлении добиваться успехов, воспринимая себя в качестве причины собственных достижений или неудач.

2. Выявлены особенности УСК у студентов коммерческого набора обучения, которые

выражаются в недостаточно сформированных функциях регуляции поведения и жизнедеятельности студентов. Это проявляется в отсутствии веры в свои способности, в то, что могут сами влиять на успешность, в намерении откладывать важные дела на неопределенный срок, в безответственности. Экспериментальные данные также говорят о связи студентов, которые учатся на бюджетной основе с положительной самооценкой и большей согласованностью образов реального и идеального «Я».

На основании всего сказанного можно заключить следующее. Значения показателей субъективного контроля общей интернальности, интеральности в области достижений и профессиональной сфере в группе студентов бюджетной основы обучения выше, чем в группе студентов коммерческого набора. Эти данные свидетельствуют о наличии особенностей УСК у студентов коммерческого набора обучения, которые выражаются в отсутствии самостоятельности, уверенности в себе, умении прогнозировать собственное поведение, способности адаптироваться к новой для них системе обучения в образовательном пространстве вуза, а также к различным системам профессиональных отношений. Полученные результаты позволяют расширить теоретические представления о закономерностях формирования УСК у студентов. Знания об особенностях в уровнях выраженности субъективного контроля у студентов необходимы для разработки дифференцированного подхода к их обучению. Особую значимость они имеют для преподавателей при работе со студентами. Дальнейшую перспективу исследования мы видим в изучении способов формирования и развития уровня субъективного контроля студентов в процессе обучения в вузе.

Литература:

1. Воронцова Е.Г. Исследование особенностей психологической готовности к профессиональной деятельности личности в образовательном пространстве вуза / Е.Г. Воронцова // Baikal Research Journal. - 2018. - Т. 9. - № 3.

2. Галетина В.Г. Консультативная помощь студентам в формировании интернального локуса контроля / В.Г. Галетина // Прикладная психология и психоанализ. - 2014. - № 4 - С. 11.

3. Горбатов Д.С. Теория «Я» Дж. Г. Мида и психологическая антропология / Д.С. Горбатов // Социальная психология и общество. - М.: Международное научное издание, 2011. - № 1. - С. 3143.

4. Горская Н.Е. Субъективный контроль (УСК) в области профессиональной сферы как одна из фундаментальных потребностей личности / Н.Е. Горская, В.Е. Глызина // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. - 2016. - № 1(35). - С. 129-132.

5. Горская Н.Е. Анализ научных концепций зарубежной психологии в изучении самосознания личности / Н.Е. Горская, В.Е. Глызина // Теоретические и практические аспекты психологии и педагогики. -Уфа. - 2017. - С. 16-28.

6. Канищева М.А. Особенности образа будущего у студентов с разным уровнем субъективного контроля: дис. ... канд. псих. наук: 19.00.13 / М.А. Канищева. - Белгород, 2016. - 167 с.

7. Кожевина А.П. Сформированность психического здоровья у студентов вуза / А.П. Кожевина // Baikal Research Journal. - 2018. - Т. 9. - № 2.

8. Крутых Е.В. Взаимосвязь самоактуализации и локуса контроля личности / Е.В. Крутых // В мире научных открытий. - 2014. - № 5.1(53). - С. 520-526.

9. Мамедова Л.В. Методы и приемы развития внутреннего локус контроля подростков / Л.В. Мамедова, Н.В. Коломыцев // Наука и образование в XXI веке. - Люберцы: ООО «АР-Консалт», 2015. - С. 136-138.

10. Мишина М.М. Взаимосвязь жизнестойкости и локус контроля будущих специалистов / М.М. Мишина, АМ.В. Траллманн // Прикладная психология и психоанализ. - 2015. - №. 4. - С. 5.

Сведения об авторах:

Горская Наталья Евгеньевна (г. Иркутск, Россия), кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков для технических специальностей №1, ФГБОУ ВО «Иркутский национальный исследовательский технический университет, e-mail: natgo2012@yandex.ru

Глызина Вера Евгеньевна (г. Иркутск, Россия), кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков, ФГБОУ ВО «Байкальский государственный университет», e-mail: vecotd@yandex.ru

Федорюк Анжелика Викторовна (г. Иркутск, Россия), кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры иностранных языков и лингводидактики ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет», e-mail: Fedoryuk@rambler.ru

Data about the authors:

N. Gorskaya (Irkutsk, Russia), Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of Foreign Languages Department № 1 for Engineering Fields of Study, Irkutsk National Research Technical University, e-mail: natgo2012@yandex.ru

V. Glyzina (Irkutsk, Russia), Candidate of Philological Sciences, Associate Professor of Foreign Languages Department, Baikal State University, e-mail: vecotd@yandex.ru

A. Fedoryuk (Irkutsk, Russia), Candidate of Philological Sciences, Associate Professor of Foreign Languages Department, Irkutsk State University, e-mail: Fedoryuk@rambler.ru

11. Сараева Н.М. Временная перспектива студентов с разным уровнем субъективности / Н.М. Сараева // Ученые записки Забайкальского государственного университета. - 2014. - №5(58). - С. 84-90.

12. Glyzina V. Level of Subjective Control (LSC) in the Area of Interpersonal Relations as One of the Fundamental Needs of the Individual / V. Glyzina, N. Gorskaya // Middle-East Journal of Scientific Research 13 (Socio-Economic Sciences and Humanities). - 2013. - P. 34-37.

13. Rotter J.B. Cognates of personal control: Locus of control, self-efficacy, and explanatory style: comment / J.B. Rotter // Applied and Preventive Psychology. - 1992. - № 2(1). - Р. 127-129.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.