Научная статья на тему 'Способы коррекции психомоторного развития старших дошкольников на музыкально-ритмических занятиях'

Способы коррекции психомоторного развития старших дошкольников на музыкально-ритмических занятиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1085
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дошкольная педагогика / музыкально-ритмические занятия / психомоторное развитие / коррекция психомоторного развития / выравнивание возможностей дошкольников

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мухина С. Н.

Статья представляет собой обобщение большого опыта работы по развитию психомоторики дошкольников на музыкально-ритмических занятиях и акцентирует внимание на аспекте, который недостаточно освещается в дошкольной педагогике. Психомоторное развитие выполняет важную роль в развитии ребенка и имеет «вкрапления» во все анализаторные системы, поэтому важен поиск новых способов коррекции психомоторного развития для выравнивания стартовых возможностей дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article generalizes the work on preschool children"s psychomotor development in musical rhythmic classes and focuses on the aspect that has been not enough examined in preschool pedagogies. Psychomotor development is important in a child"s development and influences all analyzer systems. Therefore the search for new methods of psychomotor development correction is significant for leveling of preschool children"s starting possibilities.

Текст научной работы на тему «Способы коррекции психомоторного развития старших дошкольников на музыкально-ритмических занятиях»

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

С Н. Мухина

СПОСОБЫ КОРРЕКЦИИ ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ

Работа представлена кафедрой коррекционной педагогики и специальной психологии Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. Научный руководитель - кандидат педагогических наук, доцент Е. В. Кириллова

Статья представляет собой обобщение большого опыта работы по развитию психомоторики дошкольников на музыкально-ритмических занятиях и акцентирует внимание на аспекте, который недостаточно освещается в дошкольной педагогике. Психомоторное развитие выполняет важную роль в развитии ребенка и имеет «вкрапления» во все анализаторные системы, поэтому важен поиск новых способов коррекции психомоторного развития для выравнивания стартовых возможностей дошкольников.

The article generalises the work on preschool children's psychomotor development in musical rhythmic classes and focuses on the aspect that has been not enough examined in preschool pedagogics. Psychomotor development is important in a child's development and influences all analyser systems. Therefore the search for new methods of psychomotor development correction is significant for leveling of preschool children's starting possibilities.

Движение, музыка, игра как раз то, в чем нуждается ребенок в дошкольный период. На основе этого он осваивает двига-тельно-ритмические, коммуникативные навыки, и при этом развиваются психические процессы, которые лежат в основе психомоторного развития.

Нами был подобран и систематизирован материал по развитию двигательной организации и эмоциональной сферы детей; ловкости, музыкальности, танцевального взаимодействия, точности и ритмичности танцевальных движений, колорое осуществлялось посредством системы учебных заданий и методических приемов, повышающих интерес детей к овладению танцевальными движениями, активизирующих межличностное взаимодействие.

В констатирующем эксперименте, который проводился нами с 2003 по 2004 г. на базе детского сада № 38 ЮАО г. Москвы, принимали участие 100 детей в возрасте 5-6 лет без выраженных патологий в

психомоторном развитии. Были выделены три группы детей по уровню сформированное™ двигателыю-ритмической организации и развитию психических процессов. Выделение данных групп определило различие в содержании коррекционно-педагогиче-ской работы, подборе способов и приемов, используемых на занятиях каждой из групп. Решая вопрос выравнивания стартовых возможностей будущих школьников, предлагаем обратить внимание на любимые всеми детьми музыкальные занятия. Для создания же равных возможностей требуется учет психофизиологических, психологических особенностей детей. Поэтому мы делаем акцент на психомоторное развитие дошкольников.

При разработке специального содержания коррекционно-развивающей работы, направленной на формирование выразительности движений, как способе развития психомоторики у испытуемых, мы опирались на следующие факторы:

• важность сенсорно-перцептивного развития в онтогенезе;

• закономерности и этапы психомоторного развития в онтогенезе, основные виды танцевальных движений, ритма, эмоций;

• универсальный характер ритмической способности, теснейшая взаимосвязь ее с другими универсальными «новообразованиями»;

• двигательная природа ритма;

• двигательно-модслирующая основа восприятия и воспроизведения ритма;

• регулирующая функция эмоций;

• особенности психического развития детей на этапе дошкольного детства.

Программа обучения предполагала работу на трех этапах - подготовительном, основном, тренировочном.

На подготовительном этапе работа проводилась со всеми детьми, участвовавшими в эксперименте. Мы развивали навыки драматизации песен; учили передавать образы животных и птиц в разных игровых ситуациях. Знакомили детей с русским хороводом, пляской. Используя приобретенные навыки, мы подготавливали следующую ступень развития выразительности движений.

Основной этап решал задачи развития способности выразительного исполнения движений; умение импровизировать под музыку; формирование адекватной самооценки. В этом этапе участвовали дети, получившие оценки, среднеарифметические показатели которых составляли 3,5 балла для среднего и 2,3 балла для низкого уровней.

На этом этапе нами была реализована программа А. И. Бурениной «Ритмическая мозаика». Включение «Ритмической мозаики» в программу обучения обусловлено ее доступностью для детей всех уровней подготовленности и высокой эмоциональностью.

Занятия проводились два раза в неделю. Продолжительность занятий составляла 20-30 минут. Каждое занятие включало

широкий диапазон упражнений, направленных на развитие выразительности движений, и состояло из трех частей: разминоч-ной, основной и заключительной.

На основном этапе в содержании обучения по коррекции психомоторики были определены следующие направления:

1. Развитие музыкальности.

2. Развитие двигательных качеств и умений.

3. Развитие умений ориентироваться в пространстве.

Рассмотрим подробнее каждое из направлений.

/. Развитие музыкальности.

Задачи:

• воспитание интереса и любви к музыке, двигаться под музыку;

• развитие умения выражать в движении характер музыки и ее настроение, передавая оттенки настроений в звучании;

• развитие умения передавать основные средства музыкальной выразительности: темп, динамику, метроритм (разнообразный, в том числе и синкопы); различать 2-3-частную форму произведения (с малоконтрастными по характеру частями);

• развитие способности различать жанр произведения - плясовая, вальс, полька, старинный и современный танец; песня (песня-марш, песня-танец и др.), марш, разный по характеру, - и выражать это в соответствующих движениях.

2. Развитие двигательных качеств и умений.

Задачи: развивать умения выполнять основные виды движений:

• ходьба - бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, на пятках, пружинящим, топающим шагом, «с каблучка», вперед и назад (спиной), с высоким подниманием колена (высокий шаг), ходьба на четвереньках, «гусиным» шагом, с ускорением и замедлением;

• бег - легкий, ритмичный, передающий различный образ, а также высокий, широкий, острый, пружинящий бег;

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

• прыжковые движения - на одной, на двух ногах на месте и с различными вариациями, с продвижением вперед, различные виды галопа (прямой галоп, боковой галоп), поскок «легкий» и «сильный» и др.;

• общеразвивающие упражнения - на различные группы мышц и различный характер, способ движения (упражнения на плавность движений, махи, пружинносгь); упражнения на развитие гибкости и пластичности, точности и ловкости движений, координации рук и ног;

• имитационные движения - различные образно-игровые движения, раскрывающие понятный детям образ, настроение или состояние, динамику настроений, а также ощущения тяжести или легкости, разной среды - « в воде», «в воздухе» и т. д.);

• плясовые движения - элементы народных алясок и дегского бального танца, доступные по координации, танцевальные упражнения, включающие асимметрию из современных ритмических танцев, а также разнонаправленные движения для рук и ног, сложные циклические виды движений: шаг польки, переменный шаг, шаг с притопом и др.

3. Развитие умений ориентироваться в пространстве.

Задачи: развивать умения самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в крут, становиться в пары и друг за другом, в несколько кругов, в шеренги, колонны, самостоят е. шно выпошшть перестроения на основе танцевальных композиций («змейка», «воротики»,«спираль» и др.).

Каждое направление включало определенные задачи и сопутствующие им приемы, в зависимости от индивидуальных особенностей детей.

Тренировочный этап решал задачи совершенствования умений, полученных на основном этапе. На этом этапе занятия проводились с детьми низкого уровня развития, так как детям среднего уровня разви-

тия достаточно было занятий на основном этапе для перехода в группу с высоким уровнем развития. На данном этапе была реализована модель программы «Выразительность движений», основанная на преимущественном использовании ритмопластики и дополнительного содержания игр и упражнений для развития двигательно-ритмических навыков и психических процессов детей с низким уровнем развития.

На тренировочном этапе содержание работы включало направления основного этапа и дополнительные направления:

1. Развитие чувства ритма.

2. Развитие и тренировка психической сферы.

3. Развитие коммуникативных навыков.

/. Развитие чувства ритма.

Задачи: формировать слухо-ритмиче-ские навыки.

Приемы: привлечение внимания к звучащему ритмическому рисунку используя бубен, ложки; воспроизводить ритм как руками, так и ногами с произнесением слогов ти-ти на короткие удары и та - на длинные.

Приведем фрагменты заданий.

Фрагмент 1.

Бьют часы на башне: БАМ - БАМ.

А стенные поживей: тик-так, тик-так.

А ручные все спешат: тики - таки, тики -■ таки, тики - таки, так.

Данное задание позволяет ребятам получить общее впечатление о том, что ритм состоит не только из равномерных «шагов» - долей, но также и из более коротких звуков.

2. Развитие психической сферы.

Задачи: расширение рамок восприятия, направления движений; развитие слухового, зрительного внимания (способности дифференцировать тембр, темп), двигательной памяти.

Приемы: привлечение внимания к звучащему музыкальному произведению; совершение действий в соответствии со зву-

ковым сигналом; с настроением музыкальных произведений, сопоставление их со сказочным персонажем; выделение ритмического рисунка из услышанного произведения; развитие подражания через восприятие.

Приведем фрагменты занятий по развитию восприятия, внимания памяти.

Цель: развитие слухового внимания, кинестетического фактора, зрительно -моторной координации.

Фрагменте. Ребенок, стоя лицом к педагогу выполняет услышанные действия:

Правой ручкой хлоп, хлоп, хлоп.

Левой ручкой хлоп, хлоп, хлоп.

Правой ножкой топ, топ, топ.

На этом этапе в направлении развития психической сферы выделяем работу по развитию эмоций.

Развитие эмоций.

Задача: свободно выражать свое эмоциональное состояние с помощью мимики и пантомимики.

Цель: формировать внутреннюю экспрессию, динамичность, способность к выразительному, одухотворенному исполнению движений.

Фрагмент 3. «Зоопарк». Ребенок изображает различных животных, насекомых или птиц. Остальные члены группы должны отгадать изображаемое животное.

«Лошадка»: укрепляются мышцы ног.

«Зайчик»: тренируются «прыгательные» движения, мышцы ног.

«Лягушка»: развивается коорданация, «прыгательные» движения, мышцы ног, спины.

«Паук»: развивается координация, мышцы ног, спины.

3. Развитие коммуникации.

Задачи: умение взаимодействовать с детьми во время занятий; воспитание куль-

турных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми.

Приемы: всем участникам восприниматься неким «единым телом», где каждай выступает продолжением другого и неотъемлемой частью общего.

Цель: воспитание умения сопереживать другим людям, умение вести себя в группе, формируя чувство такта в процессе группового общения.

Фрагмент 4. Взрослый побуждает детей принять участие в ритуале приветствия. Дети образуют круг. Педагог под музыкальное сопровождение пропевает слова:

Дай ладошечку, моя крошечка,

Я поглажу тебя по ладошечке.

Таким образом, произвольное и осмысленное использование танцевальных движений, двигательно-пластического творчества в контексте игровых ситуаций влияет на психомоторное развитие дошкольников, особенно если это проходит в условиях музыкальной деятельности. Благодаря двигательно-пластическому воплощению взаимодействия разнохарактерных персонажей в контексте различных сюжетных ситуаций у детей развиваются не только представления о выразительных возможностях языка движений, но и коммуникативные навыки в плане использования движений, жестов как средств невербального общения.

Учитывая разный уровень психофизического развития детей, используя предложенные способы и приемы коррекции психомоторного развития старших дошкольников на музыкально-ритмических занятиях, мы решаем вопрос выравнивания стартовых возможностей дошкольников с целью успешного перехода их на новую ступень социального развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.