Научная статья на тему 'Методика развития двигательной одаренности у детей дошкольного возраста'

Методика развития двигательной одаренности у детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2604
366
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДВИГАТЕЛЬНАЯ ОДАРЕННОСТЬ / ПСИХОМОТОРНЫЕ СПОСОБНОСТИ / ДОШКОЛЬНИКИ / АМПЛИФИКАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ / MOTOR GIFTEDNESS / PSYCHOMOTOR SKILLS / PRESCHOOLERS / AMPLIFICATION OF PHYSICAL EDUCATION PRESCHOOLERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федорова Светлана Юрьевна

Воспитание и обучение одаренных детей сегодня целесообразно рассматривать в качестве важнейшей стратегической задачи современного общества. В этой связи целью исследования является развитие двигательной одаренности, которая приобретает особую значимость на этапе дошкольного образования, что обуславливается возрастными особенностями дошкольников. Двигательная одаренность дошкольников представлена автором статьи как развивающееся комплексное качество, включающее психомоторные способности, задатки, повышенную мотивацию к двигательной деятельности. В процессе исследования использовались следующие методы: изучение и анализ научно-методической литературы по проблеме исследования, анкетирование, опрос, тестирование физической подготовленности, статистическая обработка данных. В результате исследования разработана методика развития двигательной одаренности на физкультурных занятиях в детском саду. Авторская методика реализуется в четыре этапа: диагностический, прогностический, практико-деятельностный, социально-педагогический. Каждый этап обуславливает включение дошкольника в физкультурно-развивающую среду, отвечающую его возможностям и потребностям с помощью создания определенных социально-педагогических условий. Область применения результатов: разработанная авторская методика применима в дошкольных образовательных учреждениях и в системе повышения квалификации педагогических кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODIC OF DEVELOPMENT OF MOTOR GIFTEDNESS OF PRESCHOOL CHILDREN

Education and training of gifted children today appropriate to consider as an important strategic task of modern society. In this context, the purpose of research is the development motor giftedness, which is particularly relevant at the stage of pre-school education, which is caused by age-preschoolers. Preschoolers' motor giftedness is considered by the author as developing integrated quality, including psychomotor skills, inclinations, increased motivation for motor activity. In the process of study the following methods are used: the study and analysis of the scientific and methodological literature on studies, questioning, interview, testing of physical fitness, statistical data processing. The result of research work is methodic of development of motor giftedness on physical education in preschool. The author's methodic consists of four steps: diagnostic, prognostic, practice and activity, social and pedagogical. Each step determines the inclusion of preschool children in sports and developing environment that meets his or her abilities and needs through the creation of certain social and educational conditions. The area of using results of the author's methodic is preschool and the system of improvement professional skill of teachers.

Текст научной работы на тему «Методика развития двигательной одаренности у детей дошкольного возраста»

DOI: 10.12731/2218-7405-2013-4-31 УДК 373.2

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ У ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Федорова С.Ю.

Воспитание и обучение одаренных детей сегодня целесообразно рассматривать в качестве важнейшей стратегической задачи современного общества. В этой связи целью исследования является развитие двигательной одаренности, которая приобретает особую значимость на этапе дошкольного образования, что обуславливается возрастными особенностями дошкольников. Двигательная одаренность дошкольников представлена автором статьи как развивающееся комплексное качество, включающее психомоторные способности, задатки, повышенную мотивацию к двигательной деятельности. В процессе исследования использовались следующие методы: изучение и анализ научно-методической литературы по проблеме исследования, анкетирование, опрос, тестирование физической подготовленности, статистическая обработка данных.

В результате исследования разработана методика развития двигательной одаренности на физкультурных занятиях в детском саду. Авторская методика реализуется в четыре этапа: диагностический, прогностический, практико-деятельностный, социально-педагогический. Каждый этап обуславливает включение дошкольника в физкультурно-развивающую среду, отвечающую его возможностям и потребностям с помощью создания определенных социально-педагогических условий.

Область применения результатов: разработанная авторская методика применима в дошкольных образовательных учреждениях и в системе повышения квалификации педагогических кадров.

Ключевые слова: двигательная одаренность, психомоторные способности, дошкольники, амплификация физкультурного образования дошкольников.

METHODIC OF DEVELOPMENT OF MOTOR GIFTEDNESS OF

PRESCHOOL CHILDREN

Fedorova S.Y.

Education and training of gifted children today appropriate to consider as an important strategic task of modern society. In this context, the purpose of research is the development motor giftedness, which is particularly relevant at the stage of preschool education, which is caused by age-preschoolers. Preschoolers' motor giftedness is considered by the author as developing integrated quality, including psychomotor skills, inclinations, increased motivation for motor activity. In the process of study the following methods are used: the study and analysis of the scientific and methodological literature on studies, questioning, interview, testing of physical fitness, statistical data processing.

The result of research work is methodic of development of motor giftedness on physical education in preschool. The author's methodic consists of four steps: diagnostic, prognostic, practice and activity, social and pedagogical. Each step determines the inclusion of preschool children in sports and developing environment that meets his or her abilities and needs through the creation of certain social and educational conditions.

The area of using results of the author's methodic is preschool and the system of improvement professional skill of teachers.

Keywords: motor giftedness, psychomotor skills, preschoolers, amplification of physical education preschoolers.

Термин «двигательная одаренность» включает в себя понятие «психомоторные способности». Психомоторные способности характеризуют сферу определенных движений человека, находящихся в неразрывной связи с психическими процессами (память, мышление, чувства) [6]. Степень интеграции психомоторных способностей в психику человека заключается в формировании сложнейших систем психомоторных коррекций, которые обеспечивают быстрое и точное выполнение различных двигательных действий за счет их исправления психомоторикой в процессе выполнения движения [1].

Двигательная одаренность у старших дошкольников проявляется достаточно ярко в виде целого комплекса органически связанных психомоторных способностей, а именно способность координировать движения многих звеньев тела; способность тонко различать движения по временным, силовым и пространственным параметрам; умение воспроизводить новые движения на основе двигательного воображения, воспринимать и создавать собственные движения; способность реагировать на раздражитель (слуховой, тактильный, зрительный), держать темп движения, быстро выполнять одиночные движения. Отметим при этом, что характерной особенностью двигательной одаренности является высокая мотивация к двигательной активности, увлеченность двигательной задачей, нацеленность на результат, соревновательность [9].

Большое влияние на двигательную одаренности дошкольников оказывают уровни психической организации ребенка, включающие эмоциональную, мотивационную, интеллектуальную сферу. Именно доминирование одного или нескольких уровней и определяют индивидуальную структуру двигательной одаренности ребенка дошкольного возраста. Психомоторные возможности ребенка также зависят от возрастных

особенностей развития психических функций: сенсомоторных процессов, мышечно-двигательных ощущений, восприятий, памяти, мышления и внимания. При этом следует учитывать, что развитие психомоторных способностей имеет свою специфику в сравнении с развитием умственных способностей, а именно, психомоторные способности раньше достигают зрелости и раньше утрачивают свой потенциал. Эта особенность подтверждает важность своевременного формирования психомоторных способностей у детей дошкольного возраста и подчеркивает актуальность данного исследования.

Наши наблюдения показывают, что психомоторные способности, составляющие основу двигательной одаренности дошкольников, не сводятся только лишь к имеющимся у ребенка навыкам и умениям, но позволяют приобретать эти знания и умения с быстротой и легкостью. Исходя из этого, в своем исследовании мы опирались на теоретические положения о развитии способностей, разработанные С.Л.Рубинштейном Б.М.Тепловым, В.П.Озеровым [3], [5], [8]. Мы предположили, что формирование психомоторных способностей дошкольников происходит на основе задатков. Под задатками, исходя из трактовки понятий отечественных психологов, понимается органические наследственно закрепленные предпосылки развития этих способностей. Особо следует подчеркнуть, что у зарубежных и отечественных ученых нет единого мнения о трактовке таких понятий, как психомоторные способности, задатки, двигательная одаренность.

В результате анкетирования родителей и воспитателей дошкольных образовательных учреждений было выявлено, что большинство из них положительно и с большим интересом рассматривают возможность развития двигательной одаренности с использованием новых гимнастических упражнений повышенной координационной сложности. Но вместе с тем, мы отметили некую пассивность, как со стороны родителей (65%), так и многих педагогов (60%) в решении данного вопроса. Большинство из них предпочитают переложить решение этой проблемы на плечи инструктора по

физической культуре, объясняя это обстоятельство отсутствием специальных знаний, литературы, дефицитом времени и т.д. Со стороны педагогов приводятся и другие доводы, такие, например, как плохая материально-техническая база, низкая заработная плата (75%). При этом у части педагогов ДОУ (45%) отмечено нежелание и неумение творчески подходить к решению проблем физического воспитания дошкольников [2].

С учетом полученных данных была разработана методика развития двигательной одаренности дошкольников. При разработке авторской методики мы базировались на идее амплификации (обогащения) физкультурного образования детей старшего дошкольного возраста. Амплификация основана на пересмотре качественных параметров содержания физического воспитания дошкольников и осуществлялась на двух уровнях - «горизонтальном» и «вертикальном».

На уровне «горизонтального» обогащения, осуществлялось дополнение традиционной образовательной программы парциальным, вариативным курсом физического совершенствования дошкольников. Уровень «вертикального» обогащения включает разработку принципиально новой физкультурно-образовательной программы для дошкольников, имеющих признаки двигательной одаренности. Принципиальным отличием данной программы от традиционных программ является включение элементов усложнения в содержание игровой и двигательной деятельности, ориентация на двигательную инициативность и соревновательность, активизация лидерских способностей, обогащение физкультурно-оздоровительной среды, осуществление физкультурно-образовательной деятельности с учетом двигательных потребностей ребенка. Новыми подходами в реализации данной программы являются использование на физкультурных занятиях с дошкольниками двигательных заданий повышенной координационной сложности, а именно гимнастических упражнений на уменьшенной опоре. В качестве ведущего средства в диагностике и развитии двигательной одаренности у детей

дошкольного возраста мы предлагаем использование прибора -координациометра. Основной идеей данной методики, разработанной польским ученым В.Старостой, является принцип отпечатывания ступней ребенка на координациометре, достигнутой во время прыжка с вращением вокруг оси собственного тела и демонстрирующий величину максимального оборота с точностью до одного градуса [7]. Наблюдения показывают, что чем больше оборот, исполненный дошкольником во время прыжка, тем более высок уровень его двигательной одаренности [4].

Авторская методика реализуется в течении двух лет в четыре этапа: диагностический, прогностический, практико-деятельностный, социально-педагогический (табл.1).

Таблица 1

Основные этапы реализации методики развития двигательной

одаренности у детей дошкольного возраста

Этап Цель Педагогические условия

1.Диагностический Выявление дошкольников, проявляющих признаки двигательной одаренности Разработка и внедрение диагностических тестов, реализуемых на физкультурных занятиях в дошкольном образовательном учреждении

2. Прогностический Прогнозирование ситуации развития двигательной одаренности Разработка и внедрение индивидуальной прогностической карты, реализуемой в процессе физического воспитания

3. Практико-деятельностный Актуализация развития двигательной одаренности Разработка и внедрение программы двигательного совершенствования дошкольников «Ритм-движение-здоровье», реализуемой в качестве вариативной части общеобразовательной программы дошкольного образования.

4. Социально-педагогический Социально-педагогическое сопровождение одаренного ребенка Разработка и реализация индивидуального маршрута социально-педагогического сопровождения, реализуемой в процессе подготовки к обучению в школе.

Авторская методика развития двигательной одаренности внедрена в систему физического воспитания детей дошкольного возраста за счет вариативной части общеобразовательной программы дошкольного образования. Она предполагает включение упражнений повышенной координационной сложности (упражнения на уменьшенной опоре, ритмическая гимнастика, акробатические упражнения) в процесс организации физкультурных занятий в условиях дошкольного образовательного учреждения. Методика реализовывалась на физкультурных занятиях с детьми 5-7 лет в дошкольных образовательных учреждениях общеразвивающего типа. Она состоит из блоков упражнений, направленных на развитие психомоторных и координационных способностей, учитывает возрастные особенности, сенситивные периоды развития ребенка. Блоки упражнений, выполняемые на уменьшенной опоре, направлены также на развитие динамического и статического равновесия, способности к ритмизации движений, локомоторной ловкости и ориентировки в пространстве.

Характерной особенностью методики является то, что физкультурные занятия с использованием гимнастических упражнений повышенной координационной сложности проводятся в течение всего учебного года. В зимний период они чередуются с занятиями по лыжной подготовке, в осенний и весенний период - с занятиями легкоатлетической направленности. Таким образом, объем занятий с использованием гимнастических упражнений повышенной координационной сложности в течение учебного года, составляет 50% (каждое второе занятие) как в старшей, так и в подготовительной к школе группе. На физкультурных занятиях с детьми старшего дошкольного возраста также включены себя следующие средства:

- упражнения общеразвивающего характера;

- упражнения танцевального характера;

- упражнения на ориентировку в пространстве;

- упражнения на развитие гибкости;

- упражнения на развитие динамического и статического равновесия.

Основные задачи методики развития двигательной одаренности у детей старшего дошкольного возраста:

- Воспитание потребности к регулярным занятиям физической культурой и спортом, формирование ценностного отношения к своему здоровью;

- Использование и повышение «здоровьесберегающих» ресурсов организма, расширение функциональных возможностей основных жизненно важных систем;

- Развитие и совершенствование двигательной координации, расширение двигательного опыта старших дошкольников;

- Развитие волевой и психоэмоциональной сферы.

В основе планирования, организации и проведения занятий по экспериментальной методике лежат дидактические принципы педагогики: сознательности, активности, систематичности, доступности, наглядности и прочности усвоения материала.

В процессе реализации авторской методики развития двигательной одаренности у детей 5-7 лет решались следующие основные группы задач:

- физкультурно-оздоровительные (укрепление деятельности сердечнососудистой и дыхательной систем, создание условий для повышения уровня аэробных возможностей организма ребенка, развитие физических качеств, оптимизация соотношения весоростовых показателей, формирование двигательных умений и навыков, повышение резистентности организма к неблагоприятным факторам внешней среды, снижение заболеваемости);

- психорегулирующие (улучшение психологического самочувствия, активизация эмоциональных ресурсов);

- эстетические (воспитание пластичности, танцевальности, грациозности);

- музыкальные (четкая ритмизация движения в соответствии с музыкальным сопровождением). Решение данных задач обусловлено

требованиями используемой методики, а также решением поставленных цели и задач исследования.

В структуре физкультурного занятия различные гимнастические упражнения, выполняемые на уменьшенной опоре и элементы ритмической гимнастики, выполнялись как отдельно, а так же были объединены в комплексы (блоки), в оригинальные спортивно-танцевальные композиции.

По своей функциональной ориентированности таких комплексов гимнастических упражнений было выделено два направления:

- упражнения для развития мышечных групп с увеличением подвижности в суставах;

- упражнения, оказывающие влияние на сердечно-сосудистую и дыхательную системы.

Во время проведения физкультурного занятия с использованием гимнастических упражнений повышенной координационной сложности дозировка каждого упражнения согласовывалась с уровнем физической нагрузки на определенные группы мышц, темпом и ритмом выполнения, амплитудой движения.

Анализ результатов показателей развития психомоторных способностей свидетельствует о том, что по окончании педагогического эксперимента дети экспериментальной группы показали результат достоверно выше (р < 0,05), чем дети контрольной группы (табл.2).

Эффективность авторской методики развития двигательной одаренности на основе использования гимнастических упражнений повышенной координационной сложности подтверждается тем, что после её применения у дошкольников экспериментальной группы выявлены значительные улучшения в уровне развития психомоторных способностей и некоторых показателей двигательно-координационных способностей (способности к статическому и динамическому равновесию, ритмизации движений, способности к

локомоторной ловкости и ориентированию в пространстве) по сравнению с детьми занимающихся в контрольной группе.

Таблица 2

Прирост показателей развития психомоторных способностей у детей 5-7

лет за период педагогического эксперимента (%)

Показатели Контрольное Контрольная Экспериментальная

психомоторны упражнение группа группа

х способностей Возраст (годы)

5 6 7 5 6 7

Динамическая «Челночный 8,3 24,2* 17,2* 12,7 21,8* 19,3*

координация, бег»

Локомоторная «Бег до мяча» 2,6 5,6 2,3 15,8* 25,7* 9,7*

ловкость,

Статическое «Цапля» 5,1 7,4 24,3* 51,2* 41,3* 44,3*

равновесие,

Динамическое «Пройди по 15,6* 7,4 4,3 20,7* 38,6* 17,7*

равновесие, линии»

Ритмизация «Бег по 11,4 15,6* 6,3 36,5* 47,7* 16,8*

движений, кочкам»

Двигательная «Прыжки с 8,3 6,4 7 35,9* 52,6* 27,8*

координация вращением по В.Старосте»

Примечание: * - достоверность прироста Р < 0,05

Показатели способности к локомоторной ловкости и ориентированию в пространстве (контрольное упражнение «Бег до мяча») у детей экспериментальной группы улучшились за время педагогического эксперимента к возрасту 7 лет в 1,5 раза. Показатели детей экспериментальной в контрольном задании «Цапля», характеризующем развитие способности к статической координации в сравнении со сверстниками контрольной группы, улучшились к окончанию педагогического эксперимента почти вдвое.

По показателям, оценивающим способность к динамическому равновесию (контрольное задание «Пройди по линии»), результаты детей

экспериментальной группы к семи годам также почти вдвое превысили результаты детей контрольной группы. В показателях, характеризующих способность к ритмизации движений (контрольное упражнение «Бег по кочкам»), результаты детей экспериментальной улучшились за первый год эксперимента среди дошкольников возрастной группы 5-6 лет в 3 раза, и в 1,5 раза к концу эксперимента (к семи годам). Анализ прироста результатов в экспериментальной и контрольной группах, позволяет констатировать более ранние темпы увеличения показателей у детей 5-6 лет по сравнению с детьми контрольной группы (от 6 до 7 лет).

Таким образом, была доказана эффективность предложенной методики, и следовательно, использование в дошкольных образовательных учреждениях гимнастических упражнений повышенной координационной сложности в сочетании лыжной подготовкой и легкоатлетическими упражнениями позволит повысить уровень развития двигательной одаренности у детей дошкольного возраста.

Список литературы

1. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность; [под ред. О.Г.Газенко]. М., 1990. 269 с.

2. Бесшапошникова С.Ю. Развитие двигательной координации у детей 5-7 лет с использованием гимнастических упражнений на уменьшенной опоре: дис.... канд. пед. наук. Шуя. 2006. 190 с.

3. Озеров В.П. Формирование психомоторных способностей у школьников. Кишинев: Лумина, 1989. 112 с.

4. Правдов М.А., Бесшапошникова С.Ю. Кординациометр: равновесие в мире // Обруч: образование, ребенок, ученик. 2005. № 5. С. 42-43.

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т.1. М., 1989. 302 с.

6. Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга. 5-е изд. М.: Книжный дом «Либриком», 2010. 128 с.

7. Староста В. Новый способ измерения и оценки двигательной координации // Теория и практика физической культуры. 1997. №12. С. 8-12.

8. Теплов Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий: избранные психологические труды; под ред. М. Г. Ярошевского. М.: Московский психолого-социальный ин-т; Воронеж: НПО "МОДЭК" , 2009. 638 с.

9. Шебеко В.Н. Формирование личности ребенка дошкольного возраста средствами физической культуры : дис. ...докт.пед.наук: 13.00.02. Москва. 2011. 318 с.

References

1. Bernstein N.A. Fiziologiya dvigeniy i aktivnost [Physiology of movements and activity]. Moscow, 1990. 269 p.

2. Besshaposhnikova S.Y. Razvitiye dvigatel'noy koordinatii u detey 5-7 let s ispol'zovaniem gimnasticheskikh upragneniy na umen'chennoy opore [The development of motor coordination in children 5-7 years old with physical exercises to reduce reliance]: dis .... candidate. ped. sciences. Shuya. 2006. 190 p.

3. Ozerov V. Formirovanie psikhomotornykh sposobnostey u chkol'nikov [Formation of psychomotor abilities of school students]. Chisinau: Lumina, 1989. 112 p.

4. Pravdov M.A., Besshaposhnikova S.Y. Koordinatsiometr: ravnovesie v mire [Koordinatsiometr: the balance in the world]. Obruch: obrazovanie, rebenok, uchenik [Education, child, student], no. 5 (2005): 42-43.

5. Rubinstein S.L. Osnovy obchey psikhologii [Fundamentals of General Psychology]. Vol.1. Moscow, 1989. 302 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Sechenov I.M. Refleksy golovnogo mozga [Reflexes of the brain]. Moscow: Publishing house «Librikom», 2010. 128 p.

7. Starosta V. Noviiy sposob izmereniya i otcenki dvigatel'noy koordinatcii [A new method of measurement and evaluation of motor coordination]. Teoriya i

praktika fizicheskoy kul'tury [Theory and Practice of Physical Culture], no. 12 (1997): 8-12.

8. Teplov B.M. Psichologiya i psichofiziologiya individual'nych razlichiy [Psychology and psychophysiology of individual differences]: Selected Psychological Works, ed. Yaroshevsky M.G.. Moscow: Moscow psycho-social in-t, Voronezh: NPO "MODEK", 2009. 638 p.

9. Shebeko V.N. Formirovanie lictnosti rebenka dochkol'nogo vozrasta sredstvami fizicteskoy kul'tury [Formation of the person preschool child by means of physical culture]: dis.... dokt. ped. sciences: 13.00.02. Moscow, 2011. 318 p.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Федорова Светлана Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики

Московский городской психолого-педагогический университет ул. Сретенка, 29, г. Москва, 127051, Россия bessh. sveta@rambler. ru

DATA ABOUT THE AUTHOR

Fedorova Svetlana Yurievna, Ph.D. in Pedagogical Science, Associate Professor of the Department of Social Pedagogy

Moscow City University of Psychology and Education 29, Sretenka str., Moscow, 127051, Russia bessh. sveta@rambler. ru

Рецензент:

Зацепина М.Б., профессор кафедры эстетического воспитания Московского государственного гуманитарного университета имени М.А.Шолохова, доктор педагогических наук

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.