Научная статья на тему 'Особенности инновационной педагогической технологии физического воспитания дошкольников'

Особенности инновационной педагогической технологии физического воспитания дошкольников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1030
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДОШКОЛЬНИК / ПРОФИЛАКТИКА / КОРРЕКЦИЯ / ОСАНКА / ДВИГАТЕЛЬНО-КООРДИНАЦИОННЫЕ КАЧЕСТВА / TECHNOLOGY / PHYSICAL EDUCATION / PRESCHOOL CHILDREN / PREVENTION / CORRECTION / POSTURE / MOTOR-COORDINATION QUALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тимошина Ирина Назимовна

Рассмотрено содержание инновационной педагогической технологии физического воспитания дошкольников с нарушениями в опорно-двигательном аппарате. Предложена методика профилактики и коррекции нарушений осанки, а также методика развития двигательно-координационных качеств детей дошкольного возраста средствами и методами ритмической гимнастики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тимошина Ирина Назимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF INNOVATIVE PEDAGOGICAL TECHNOLOGY OF PHYSICAL TRAINING OF PRESCHOOL CHILDREN

This article examines the contents of an innovative educational technologies of physical education of preschool children with disabilities in the locomotor apparatus. The methods of prevention and correction of posture, and technique of motor-coordination characteristics of preschool children the means and methods of rhythmic gymnastics.

Текст научной работы на тему «Особенности инновационной педагогической технологии физического воспитания дошкольников»

УДК 372.016:796**00

ОСОБЕННОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

И.Н. Тимошина

Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова

Рассмотрено содержание инновационной педагогической технологии физического воспитания дошкольников с нарушениями в опорно-двигательном аппарате. Предложена методика профилактики и коррекции нарушений осанки, а также методика развития двигательно-координационных качеств детей дошкольного возраста средствами и методами ритмической гимнастики.

Ключевые слова: технология, физическое воспитание, дошкольник, профилактика, коррекция, осанка, двигательно-координационные качества.

Введение. В условиях современного общества особую актуальность приобретает проблема с состоянием здоровья детей дошкольного возраста как базисного для приобретения жизненно необходимых умений и навыков, всестороннего гармоничного развития, обеспечения полноценного физического и психического здоровья.

Для полноценного формирования детской личности требуется не только приобретение новых знаний и умений, но и возникновение новых потребностей. Научить ребенка чему-либо можно лишь тогда, когда у него удается вызвать интерес и желание сделать то, что требуют от него взрослые. Поэтому перед педагогами стоит задача не только использовать уже сложившийся у детей двигательный опыт, но и формировать новые двигательные умения и навыки.

По мнению многих ученых, при планировании содержания физического воспитания дошкольников преимущество должны иметь подвижные игры, оказывающие разностороннее воздействие на организм и выраженный тренирующий эффект, поскольку физические нагрузки, не вызывающие напряжения физиологических функций и не обеспечивающие тренирующего эффекта, не оказывают достаточного оздоровительного воздействия.

Занятия, основанные на разнообразных подвижных играх, используемых в определенной системе с постоянным усложнением структуры двигательных действий и увеличением мышечной нагрузки, можно рассмат-

ривать как благоприятное образовательновоспитательное пространство для решения целого комплекса задач, направленных на обогащение интеллекта, моторного и речевого развития, на образование, воспитание, оздоровление ребенка.

Среди оздоровительных задач основными являются активизация дыхательной и сердечно-сосудистой систем, сенсорных функций, формирование и коррекция осанки, профилактика плоскостопия, закаливание и др. Эти общие задачи решаются в каждом занятии независимо от функционального состояния детей.

К образовательным задачам отнесены те, которые направлены на формирование знаний и двигательных умений в игровой деятельности. Среди них - знания о строении собственного тела (руки, ноги, пальцы, колени, локти, плечи, туловище, спина, живот, голова), о направлениях движения (вперед -назад, вправо - влево, вниз - вверх, за, под, над, через, около и др.), о названии спортивного инвентаря, величине, форме, цвете предметов, об элементах счета, о буквах; умения составлять слова и правильно произносить звуки; знания, направленные на обогащение словарного запаса, запоминание названий игр и их правил, речитативов, последовательности действий в игре и т. п.

Воспитательные задачи включают формирование поведения, умения подчиняться общим правилам игры, навыки общения, отношений внутри малой группы, коллектив-

ных действий и взаимопонимания в подвижной ролевой и сюжетной игре, эстафете, игровых заданиях, выполняемых по одному, в парах, тройках, командах. Но главная воспитательная задача - привить любовь к движению, которое является одним из основных средств познания мира, формирования личности и сохранения здоровья.

Материалы и методы. Одним из основных положений, составляющих содержание разработанной нами инновационной педагогической технологии физического воспитания дошкольников, является формирование интереса у занимающихся к регулярным занятиям направленными физическими упражнениями и чувства «мышечной радости». Для его реализации необходимо использовать двигательные задания, требующие согласованных движений, обеспечивающих мышечную нагрузку на все физиологические системы организма: различные подпрыгивания, перепрыгивания, спрыгивания и др., при выполнении которых ребенок приобретает навыки ориентировки в пространстве и времени, распределения мышечных усилий.

Использование упражнений с различными предметами: мячами, кубиками, обручами, флажками, гимнастическими палками -формирует навыки бросания, ловли, перекатывания, складывания и убирания предметов, что обеспечивает развитие мелкой моторики, пластичности и улучшение мышечного тонуса. Простейшие общеразвивающие упражнения, составляющие основное содержание утренней гимнастики, способствуют развитию точности и четкости движений, сохранения заданной позы, рационального распределения звеньев тела в пространстве и времени, что особенно важно для формирования рациональной осанки, профилактики и коррекции ее различных нарушений.

Большое внимание необходимо уделять развитию согласованности движений при коллективных действиях. У детей необходимо формировать навыки передвижения в одинаковом темпе, рационально использовать всю площадь игровой комнаты или площадки, перемещаться различными способами: шагом, бегом, прыжками, подскоками, соблюдая заданное направление и дистанцию.

В дошкольном возрасте дети должны научиться быстро и адекватно реагировать на зрительный и слуховой сигналы; у них необходимо развивать активное, сознательное торможение: выслушивать объяснения педагога до конца, прекратить двигательные действия по сигналу, перейти к другому двигательному заданию по команде и т. д.

Разнообразие двигательной деятельности создает необходимые предпосылки для формирования интереса к физической активности. Другим приемом, способствующим проявлению и поддержанию двигательной активности дошкольников, является использование различной эмоциональной оценки выполнения двигательных действий и поведения занимающихся: одобрения (похвала через слова «молодец», «умница», «очень хорошо», «замечательно»); порицания («неверно», «не торопись», «давай еще раз» и др.). Очень важно уловить момент качественного улучшения в процессе выполнения движений и отметить успехи ребенка словами: «теперь лучше», «еще лучше», «умница», «постарайся еще».

Дети дошкольного возраста испытывают глубокое чувство удовлетворения от мышечной нагрузки, когда их успехи отмечаются перед всей группой, взрослыми и особенно родителями. Целесообразно каждый день в присутствии ребенка говорить о его успехах и достижениях родителям; недостатки, обусловленные возрастными особенностями, целесообразно сообщать родителям в отсутствии детей. Дома один из родителей сообщает всем членам семьи об успехах ребенка при выполнении конкретных физических упражнений. Это заставляет ребенка еще раз пережить положительное эмоциональное состояние, испытать чувство удовольствия и гордости за свои успехи, что является важным стимулом для активизации его деятельности в последующие дни.

Важным элементом предложенной нами педагогической технологии физического воспитания детей дошкольного возраста является организация игровой деятельности. В игре дети, «эмоционально заряжаясь», легко копируют способы выражения чувств, имитируют, перевоплощаются, подражают, что выражается в разнообразных предметных дей-

ствиях. Эмоциональный накал игры надолго сохраняет впечатление удовольствия, радости. Одновременно игровая деятельность требует осознанного отношения, соблюдения правил, дисциплины, определенных взаимоотношений, которые и формируют личностные свойства характера, привычки поведения. В младшем школьном возрасте подражание, еще сохраняясь, становится избирательным и мотивированным.

Главное назначение игр - это развитие ребенка, коррекция того, что в нем заложено, вывод ребенка на творческое, экспериментальное поведение. С одной стороны, мы предлагаем ребенку пищу для подражания, повторения, с другой - представляем поле фантазии и личного творчества. Игра - это важная сфера самовыражения, самореализации, самореабилитации и др.

В игре складываются взаимоотношения между детьми, вырабатываются привычки, правила поведения, потребности, убеждения. Дети больше узнают друг друга, взаимодействуют между собой, познают нехитрые игровые ситуации, проявляют самостоятельность, подражают, радуются, фантазируют, т.е. в игре идет активное формирование личности, имеющее большое социальное значение [4, 7]. Нравственные привычки, сформированные в игре, закладывают характер, который в зрелом возрасте позволит не только понять окружающий мир, но и найти свое место в нем.

Таким образом, игра является средством и методом не только физического, психического, интеллектуального развития, но и формирующим фактором духовного воспитания. Игры и упражнения, направленные на формирование тонких движений пальцев рук, способствующие вместе с тем развитию двигательно-координационных качеств и повышению работоспособности, целесообразно включать в занятия физической культуры, в занятия воспитателей, в период прогулок, в семье ребенка.

Одним из компонентов разработанной нами технологии физического воспитания дошкольников является учет закономерностей естественного развития их кинезиологическо-го потенциала. Многие исследователи [3, 5, 6] указывают на то, что возрастной период с 4 до

7 лет является одним из наиболее ответственных для направленного физического воспитания, так как на данном этапе физического развития в организме происходят преобразования, физиологические сдвиги, закладывается основа для проявления природных задатков, формирования правильной осанки и коррекции имеющихся нарушений в опорнодвигательном аппарате, создаются предпосылки для укрепления и сохранения здоровья.

Для профилактики и коррекции нарушений осанки у дошкольников на занятиях использовались разгрузочные исходные положения - лежа на спине, животе, боку, стоя на четвереньках. Через каждые 2-3 недели занятий обновлялись 20-30 % упражнений. Применялись только симметричные упражнения. Выполнение данных упражнений способствует срединному положению линии остистых отростков. При нарушении осанки во фронтальной плоскости выполнение данных упражнений выравнивает тонус мышц правой и левой половины туловища, соответственно растягивая напряженные мышцы и напрягая расслабленные, что возвращает позвоночник в правильное положение. Упражнения выполнялись лежа на спине, животе, без и с отягощением для мышц спины, брюшного пресса, верхних и нижних конечностей. Например: лежа на спине, руки за голову, согнуть и поднять ноги к туловищу. Лежа на животе, приподнять туловище, имитируя плавание брассом, ноги от пола не отрывать; лежа на спине, согнуть ноги, руки вдоль туловища, руками через стороны коснуться коленей, приподнимая туловище. Общеразвивающие и дыхательные упражнения, упражнения на координацию движений, на выработку навыка правильной осанки применялись независимо от индивидуальных особенностей нарушения осанки. Специальные упражнения для укрепления и растягивания мышц, увеличения подвижности позвоночника подбирались индивидуально, с учетом типа нарушений осанки и в соответствии с результатами функциональных проб. При типичных нарушениях осанки нарушения мышечного тонуса более или менее одинаковы, и при их коррекции использовались одинаковые группы упражнений.

Перспективным направлением, обусловливающим результативность процесса физического воспитания, является формирование такого уровня культуры, который способствовал бы приобщению ребенка к ценностям физической культуры. Еще в древние времена было известно значение регулярных занятий физическими упражнениями для всестороннего гармоничного развития организма. Для проведения соревнований выбирались самые красивые места; спортсменов, отличающихся красивым телосложением, в обществе ценили наряду с видными политическими и государственными деятелями, выдающимися мастерами литературы и искусства. Однако знания о значимости регулярных занятий физическими упражнениями для духовного, умственного и физического развития человека были доступны лишь небольшому количеству людей - элите. На современном этапе развития общества формирование основ теоретических знаний в области физической культуры является одним из главных условий сознательного приобщения к регулярным занятиям физической культурой и спортом.

В дошкольном возрасте закладываются основы культуры поведения, навыки точного, четкого выполнения физических упражнений; дети усваивают терминологию, основные понятия в области физической культуры и спорта, запоминают рациональную последовательность выполнения движений, понимают важность сохранения правильной осанки для последующего развития организма, знакомятся с гигиеническими условиями и требованиями, с системой закаливания.

Соответствующий уровень физической культуры предусматривает требования к походке, жестам, формируются навыки взаимодействия со сверстниками в групповых занятиях, в подвижных играх, в физкультурных праздниках. Усвоение элементов культуры в дошкольном возрасте создает необходимые предпосылки для формирования самостоятельной привычки и потребности в занятиях физическими упражнениями.

Эффективность процесса физического воспитания дошкольников в значительной мере зависит от его направленности на развитие двигательно-координационных качеств.

Физическая активность связана с проявлением определенного уровня развития мышечной силы, скорости, выносливости. Многие двигательные действия и игры связаны с перемещением в пространстве и времени. При этом мышечные усилия проявляются неравномерно; требуются четкие акценты для приложения максимального и минимального мышечного напряжения, что связано с проявлением ловкости.

Разнообразные виды ходьбы, бега, прыжков требуют проявления динамического равновесия; выполнение упражнений на осанку, формирование рационального дыхания и др. связано со статическим проявлением равновесия; от точности выполнения физических упражнений зависит результативность их воздействия на организм.

Уровень развития двигательно-координационных качеств является важным показателем функционального состояния организма, отражает деятельность сердечно-сосудистой системы, дыхательной и других физиологическим систем и органов. Следовательно, развитие и совершенствование базовых двигательно-координационных качеств является важным компонентом содержания предложенной нами педагогической технологии физического воспитания.

Одним из важных элементов разработанной нами инновационной педагогической технологии является формирование двигательного ритма. Физическим упражнениям присущ ритмический характер, отражающий закономерности функционирования организма. Под влиянием ритма двигательных действий у детей дошкольного возраста лучше развивается внимание, они приучаются сосредоточиваться в каждый данный момент на главном элементе двигательного акта.

Ритмичность лежит в основе проявления ловкости, подвижности, равновесия, гибкости, прыгучести, точности и других двигательных координаций, так как проявление каждого из них связано с определенным характером чередования мышечных усилий, их перераспределением, акцентированием, точностью восприятия и воспроизведения временных и пространственных характеристик движения [1, 2].

Главной идеей представленных в научнометодической литературе педагогических теорий в системе дошкольного образования является определяющее положение, что чувство ритма имеет в своей основе моторную природу. Основными средствами развития ритмичности являются музыка и разнообразные двигательные действия. Музыка в воспитании детей дошкольного возраста выполняет функцию главного компонента развивающих методик: формирование ритмичности осуществляется через восприятие ритмичной структуры, динамичных оттенков, характера музыкального произведения, использования специальных приборов и инструментов (метроном, бубен и др.).

Средствами развития ритмичности у дошкольников являются: упражнения под счет с хлопками и притопами, с полуприседаниями, с поворотами, наклонами и движениями; общеразвивающие упражнения под музыку (в парах, в тройках, в шеренге, в колонне и в движениях по кругу); музыкально-ритмические подвижные игры; упражнения в сочетании со стихами и считалками, в движении с изменением темпа и направления; двигательно-ритмические упражнения под счет с хлопками и движениями рук (ритмическая ходьба с притопами; с полуприседанием, с поворотами, наклонами).

Формированию ритмичности способствует изменение условий выполнения физических упражнений, подчеркивающих ритмическую структуру двигательного задания, а также применение разнообразных звуковых и световых и цветовых сигналов, способствующих акцентированию внимания на основных фазах двигательного задания (хлопки, сигналы голосом, свистком, использование флажков различных цветовых оттенков, применение световых раздражителей).

Эффективным средством формирования ритмичности является музыка, обладающая способностью к регуляции характера ритмической двигательной деятельности. Это связано с особой организацией музыкального ритма, соответствующего ритмической природе нервно-мышечных процессов, благодаря чему музыкальные ритмы усваиваются с достаточно точными характеристиками на раз-

личных функциональных условиях. К занятиям такого рода относится ритмическая гимнастика, базирующаяся на общеразвивающих упражнениях. Их использование обеспечивает разносторонность воздействия на организм; широкий выбор различных движений; регулирование нагрузки по количеству повторений, исходных и конечных положений, интенсивности движений; избирательное воздействие на различные системы и части тела занимающихся, а также варьирование методик позволяет решать поставленные на занятии задачи. По своей преимущественной направленности в ритмической гимнастике есть упражнения для развития силы, выносливости, гибкости, быстроты, координации движений, расслабления.

При составлении комплексов для дошкольников учитывался не только уровень подготовленности детей, но и особенности психики, степень развития двигательных координаций. Поэтому комплексы подбирались простые для выполнения (с различными предметами и без), с музыкальным сопровождением из мультфильмов в исполнении Клары Румяновой («Кораблики», «Кто такие птички?», «Настоящий друг», «Облака»,

«Осьминожки», «Перышко» и т.п.), а их содержание в случае необходимости передавалось образно, в игровой форме (легче осваиваются и запоминаются упражнения, если они содержат тот или иной конкретный зрительный образ), и каждому упражнению давалось название.

Каждое занятие состояло из трех частей: разминки - 5-7 мин (ЧСС 120-130 уд./мин), основной части (ЧСС 140-160 уд./мин), заключительной части - 4-8 мин (ЧСС 100110 уд./мин). Разминка начинается с простых, несложных по координации и хорошо разученных упражнений. За последующие 515 мин урока разучиваются новые упражнения и движения. В заключительной части выполняются дыхательные упражнения, упражнения на пластику, точность и мелкую моторику кистей рук.

Специально организованный процесс физического воспитания призван решать задачи всестороннего развития и укрепления организма, формирования основных качествен-

ных сторон двигательной деятельности. Дошкольный возраст характеризуется неравномерным развитием организма, созреванием морфо-функциональных систем, что обусловило гетерохронный характер повышения уровня двигательно-координационных качеств. Эту особенность необходимо учитывать при выборе средств и методов формирования мышечной силы, скорости, выносливости, ловкости и т. д.

Неравномерный характер прироста показателей базовых двигательно-координационных качеств обусловлен следующими закономерностями возрастного развития основных качественных сторон двигательной деятельности: неравномерным, колебательным характером динамики прироста показателей двигательно-координационных качеств; выявлением благоприятных и неблагоприятных периодов для направленного формирования качественных сторон двигательной деятельности; гетерохронностью ускорений и замедлений в индивидуальном развитии физических качеств и базовых двигательных координаций.

Эффективность используемых средств и методов развития качественных сторон двигательной деятельности существенно зависит от учета особенностей возрастного развития детей в соответствии с сенситивными периодами.

Необходимым положением предложенной нами педагогической технологии является максимальная реализация индивидуального подхода в процессе физического воспитания дошкольников. Данное положение весьма актуально в связи с неравномерным развитием детского организма. Кроме того, большое значение имеет степень нарушений в состоянии опорно-двигательного аппарата, осанки, общего функционального состояния, уровня общей физической подготовленности и др. Все это обусловливает большую значимость индивидуализации процесса физического воспитания как одного из ведущих требований для решения задач укрепления и сохранения здоровья.

Использование системы основных и дополнительных форм организации занятий для решения задач восстановления и укрепления организма является следующим элементом содержания инновационной педагогической

технологии. Актуальность постановки данного вопроса обусловлена несоответствием объема двигательной активности, обеспечиваемого детскими дошкольными учреждениями, действительным потребностям организма в мышечной нагрузке.

Это обусловливает необходимость рационального использования основных и дополнительных форм (крупных и мелких) организации занятий, лишь в совокупности обеспечивающих объем физической нагрузки, необходимой для нормального функционирования организма. Кроме того, различные формы организации занятий (занятие по физическому воспитанию, оздоровительная тренировка, прогулки, утренняя гигиеническая гимнастика, динамическая пауза, самостоятельные занятия) решают широкий комплекс образовательных, оздоровительных и воспитательных задач процесса физического воспитания. Использование основных и дополнительных форм обусловлено различными условиями проведения занятий и является одним из необходимых аспектов, который обеспечивает результативность физического воспитания дошкольника.

В организации процесса обучения и воспитания ребенка ведущая роль принадлежит родителям. Дети на генетическом уровне усваивают их взгляды на окружающую действительность, под воздействием родителей формируется характер ребенка, его мировоззрение, складываются отношения с окружающими людьми.

Двигательные умения и навыки, сформированные под руководством специалиста в детском дошкольном учреждении, должны найти дальнейшее подкрепление в домашних условиях, при совместном семейном отдыхе, в выходные и праздничные дни, в отпускное время, что существенно влияет на эффективность процесса обучения и воспитания ребенка в целом. Статистика показывает, что приобщение детей к занятиям физической культурой в значительной части случаев вовлекает в них и родителей.

Результаты и обсуждение. Для экспериментального обоснования разработанной инновационной педагогической технологии физического воспитания дошкольников бы-

ло проведено исследование в дошкольных образовательных учреждениях г. Ульяновска, в нем приняли участие более 600 детей средних и подготовительных групп. Сравнение полученных результатов (бег на 30 м, подъем туловища в сед, прыжок в длину с места) с данными общероссийского мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи (Постановление правительства РФ № 916 от 29 декабря 2001 г.) показало, что дети средних групп продемонстрировали уровень физической подготовленности низкий и ниже среднего, а дети подготовительных групп имеют уровень физической подготовленности ниже среднего. Среди заболеваний у дошкольников (по результатам медицинского обследования) на первом месте патологии опорно-двигательного аппарата, на втором - заболевания дыхательной системы.

Проведенные исследования показали, что процесс физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях г. Ульяновска недостаточно эффективен, что сказывается на уровне физической подготовленности и состоянии здоровья детей. В соответствии с медицинскими показаниями более 40 % исследуемых относятся к категории часто болеющих детей и нуждаются в специально организованных занятиях по физическому воспитанию.

Экспериментальная проверка целесообразности и эффективности предложенной инновационной педагогической технологии физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях г. Ульяновска показала, что произошло существенное улучшение всех исследуемых показателей (р<0,05): бег на 30 м (с), подъем туловища в сед (кол-во раз за 30 с), подъем туловища из положения лежа на скамейке на животе (кол-во раз за 30 с), прыжок в длину с места (см), сгибание и разгибание рук в упоре лежа на скамейке (кол-во раз), статическое равновесие (пяточно-носочный тест, время удержания равновесия в секунду), подбрасывание и ловля мяча (кол-во раз за 30 с), метание мяча в цель (кол-во раз из 5 попыток).

Подводя итоги педагогического эксперимента в дошкольных образовательных учреждениях г. Ульяновска за 2 года (п=52), можно сказать следующее:

- количество заболеваний опорно-двигательного аппарата, в частности нарушений осанки, у детей 4-7 лет в ходе исследования уменьшилось на 61,2 %;

- произошло существенное повышение сопротивляемости организма занимающихся (на основе анализа медицинских карт), это подтверждается значительным уменьшением часто болеющих детей ОРЗ и ОРВИ (в 2 раза);

- экспериментальное обоснование эффективности разработанной технологии физического воспитания дошкольников показало положительное влияние на развитие двигательно-координационных качеств занимающихся (в среднем на 25 %).

Заключение. Таким образом, разработанная нами инновационная педагогическая технология процесса физического воспитания детей дошкольного возраста, имеющих нарушения в развитии опорно-двигательного аппарата, содержит теоретико-методологическое обоснование, обусловившее всесторонний подход к исследованию данной проблемы, постановку комплекса образовательных, оздоровительных и воспитательных задач с учетом анатомо-физиологических и возрастных особенностей детей дошкольного возраста, что позволяет определить основные направления и способы их реализации.

Эффективность предложенной педагогической технологии обусловлена системой условий и требований для обеспечения непрерывности и преемственности образовательного процесса физического воспитания дошкольников, призванной достичь ожидаемого положительного эффекта при успешной ее реализации:

- учет закономерностей естественного развития физического, интеллектуального и кинезиологического потенциала занимающихся;

- формирование интереса у занимающихся к регулярным занятиям физическими упражнениями и чувства удовлетворения от мышечной нагрузки;

- учет индивидуальных возможностей и потребностей организма занимающихся на каждом этапе онтогенеза;

- формирование высокого уровня общей и двигательной культуры у занимающихся, обусловливающего потребность в приобщении к общемировым человеческим ценностям в области физической культуры и спорта;

- организация игровой деятельности с учетом возрастных, анатомо-физиологичес-ких особенностей организма, состояния здоровья, уровня физической подготовленности занимающихся, а также задач обучения и воспитания;

- развитие качественных сторон двигательной деятельности занимающихся на основе дифференциации и индивидуализации процесса обучения;

- формирование двигательного ритма как главного условия успешности усвоения изучаемых физических упражнений;

- рациональное использование совокупности основных и дополнительных форм занятий для решения задач восстановления и укрепления организма;

- организация обратной связи с родителями на всех этапах процесса физического воспитания занимающихся.

1. Колодницкий, Г.А. Физическая культура. Ритмические упражнения, хореография и игры:

методическое пособие / Г.А. Колодницкий,

B.С. Кузнецов. - М.: Дрофа, 2003. - 96 с.

2. Назаренко, Л.Д. Средства и методы развития двигательных координаций: монография / Л. Д. Назаренко. - М.: Теория и практика физической культуры. - 2003. - 258 с.

3. Новоселова, О.А. Роль физической культуры в процессе адаптации детей к началу обучения в школе / О.А. Новоселова // Совершенствование системы обучения специалистов физической культуры и спорта физкультурных вузов России: мат. Всерос. науч.-практич. конф. / под ред. Т.И. Вих-рук, О.А. Чурганова, А.М. Фофанова. - СПб.: ВИФК, 2004. - С. 140-143.

4. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушением в развитии / под общ. ред. проф. Л.В. Шапковой. - М.: Советский спорт, 2002. - 212 с.

5. Сидорова, Т.В. Здоровье детей как социальная проблема / Т.В. Сидорова // Физическая культура и спорт: проектирование, реализация, эффективность: сборник мат. Всерос. науч.-практич. конф., посвященной 70-летию д-ра пед. наук, проф. А.А. Нестерова. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. - Ч. 1. -

C.317-320.

6. Степаненкова, Э.Я. Методика физического воспитания / Э.Я. Степаненкова. - М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005. - 96 с.

7. Шапкова, Л.В. Средства адаптивной физической культуры: Методические рекомендации по физкультурно-оздоровительным и развивающим занятиям детей с отклонениями в интеллектуальном развитии / Л. В. Шапкова; под ред. проф. С.П. Евсеева. - М.: Советский спорт, 2001. - 152 с.

FEATURES OF INNOVATIVE PEDAGOGICAL TECHNOLOGY OF PHYSICAL TRAINING OF PRESCHOOL CHILDREN

I.N. Timoshina

Ulyanovsk State Pedagogical University of I.N. Ulyanov

This article examines the contents of an innovative educational technologies of physical education of preschool children with disabilities in the locomotor apparatus. The methods of prevention and correction of posture, and technique of motor-coordination characteristics of preschool children the means and methods of rhythmic gymnastics.

Key words: technology, physical education, preschool children, prevention, correction, posture, motor-coordination quality.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.