Научная статья на тему 'Способы грамматического и пунктуационного выражения присоединительной связи'

Способы грамматического и пунктуационного выражения присоединительной связи Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
348
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИСОЕДИНЕНИЕ / ПРИСОЕДИНЕННЫЕ КОМПОНЕНТЫ / ATTACHED COMPONENTS / СПОСОБЫ ГРАММАТИЧЕСКОГО ВЫРАЖЕНИЯ ПРИСОЕДИНИТЕЛЬНОЙ СВЯЗИ. / WAYS OF GRAMMATICAL EXPRESSION OF CUMULATION. / CUMULATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Севрюгина Е.В.

Статья посвящена актуальной проблеме современного языкознания. В ней затрагивается вопрос о способах грамматического выражения присоединительной связи, при этом автор статьи иллюстрирует основные ее положения соответствующими примерами, взятыми из текстов художественной литературы. Данный опыт изучения предложений с присоединенными компонентами может быть применен в практике школьного и вузовского преподавания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ways of grammatical and punctuation expression of cumulation

This article is devoted to an actual problem of modern linguistics. It raises the question about the ways of grammatical expression of cumulation. Moreover, the author illustrates its main points with appropriate examples from the texts of fiction. This experience of studying sentences with attached components can be applied in practice of school and university teaching.

Текст научной работы на тему «Способы грамматического и пунктуационного выражения присоединительной связи»

1УДК: 81.367 (5) ББК:81.411.2

СПОСОБЫ ГРАММАТИЧЕСКОГО И ПУНКТУАЦИОННОГО ВЫРАЖЕНИЯ ПРИСОЕДИНИТЕЛЬНОЙ СВЯЗИ

Е. В. Севрюгина

Статья посвящена актуальной проблеме современного языкознания. В ней затрагивается вопрос о способах грамматического выражения присоединительной связи, при этом автор статьи иллюстрирует основные ее положения соответствующими примерами, взятыми из текстов художественной литературы. Данный опыт изучения предложений с присоединенными компонентами может быть применен в практике школьного и вузовского преподавания.

Ключевые слова: присоединение, присоединенные компоненты, способы грамматического выражения присоединительной связи.

WAYS OF GRAMMATICAL AND PUNCTUATION EXPRESSION OF CUMULATION

E. V. Sevrjugina

This article is devoted to an actual problem of modern linguistics. It raises the question about the ways of grammatical expression of cumulation. Moreover, the author illustrates its main points with appropriate examples from the texts of fiction. This experience of studying sentences with attached components can be applied in practice of school and university teaching.

Keywords: cumulation, attached components, ways of grammatical expression of cumulation.

На сегодняшний день в школах и даже высших учебных заведениях гуманитарного профиля отсутствует детальное изучение некоторых важных видов синтаксических единиц. Например, практически не изучаются предложения с присоединением, их структурные разновидности и способы грамматического выражения присоединительной связи.

Так, в стандартных учебниках по современному русскому языку упоминаются только присоединительные союзы «причем», «притом», «да», «да и» в составе сочинительной связи и придаточные присоединительные как отдельная разновидность сложноподчиненного предложения.

Между тем присоединение является особым типом синтаксической связи, и учащиеся должны иметь хотя бы общее представление о различиях между сочинением, подчинением и присоединением. Также они должны знать о том, что способы структурного, грамматического и пунктуационного выражения присоединительной связи многообразны. Иногда присое-

динение выражается с помощью сочинительных союзов, иногда с помощью подчинительных, а в некоторых случаях имеет специфические формы выражения.

Знание этого поможет школьникам не только отличать друг от друга разные виды сложных предложений, но и дифференцировать союзные средства, способные выполнять в тексте различные функции.

Отсутствие единого подхода к изучению грамматической природы присоединения объясняется, во-первых, многообразием структурных типов присоединенных компонентов и, во-вторых, неопределенным количеством лексико-грамматических средств выражения присоединительной связи.

Например, В. В. Бабайцева [1], опираясь на форму выражения присоединенных компонентов, делит их на следующие типы:

1. Присоединяемое подлежащее: А теперь в нем появилась какая-то угловатость, резкость... И непреклонность (Чак.).

2. Присоединяемое сказуемое: Ждали малоснежную зиму. И не угадали (Чак.); Он тобой здорово гордится. И любит, видать (Адам.); А ведь он, Лиза, наш земляк. Тоже волжанин (Н. И.); Был он опять в нарядном костюме, в шляпе и при галстуке. Но какой-то задумчивый (Шукш.).

3. Присоединяемое дополнение: Можно было бы о нем говорить бесконечно. И о его друзьях. И о том, как он меня разыскивал... (Лап.); Выбросьте процесс. Или роман (Н. И.); И прошу тебя никому об этом не рассказывать. Ни маме, никому (Н. И.).

4. Присоединяемое обстоятельство: Конечно, приятно вернуться в город, где каждая улица, каждый камень знакомы тебе с детства. Но не в роли директора (Тевек.); Весь день трусить своей дорогой и к ночи, печку запаля, заснуть в избе. А утром - трогай! Да не спеша (Сим.).

5. Присоединяемое определение: Чей-то голос далекий возник. То глухой, то протяжный и низкий, то внезапно похожий на крик (Лис.).

При этом Бабайцева особо выделяет присоединяемые сказуемые и определения, поскольку именно эти типы присоединенных компонентов обладают наибольшей степенью предикативности.

Б. Н. Турсунов же в своей монографии [2] присоединяемые определения ставит на последнее место по частотности их употребления. Так же как отдельные разновидности присоединяемых элементов, Турсунов выделяет: 1) присоединяемые элементы в форме завершающих компонентов диалогического единства; 2) повторы лексических и синтаксических компонентов высказывания; 3) присоединяемые элементы с дистантным расположением, выполняющие, в основном, композиционную функцию.

Анализируя разные структурные типы присоединенных компонентов, Турсунов внутри групп выделяет еще отдельные подтипы. Например, присоединяемые элементы подлежащего ученый делит на простые и сложные, союзные и бессоюзные и т. д. Присоединяемые элементы сказуемого также могут быть простыми и сложными, в форме простых глагольных сказуемых, или составных, именных и глагольных, сказуемых.

Еще одна грамматическая классификация предложений с присоединением была предложена Н. С. Валгиной [3]. С ее точки зрения, все присоединительные конструкции можно раз-

делить на союзные и бессоюзные. Союзные присоединительные конструкции делятся на следующие типы:

1) конструкции с присоединительными союзами и союзными словами;

2) конструкции с сочинительными союзами в присоединительном значении;

3) конструкции с подчинительными союзами в присоединительном значении;

Как отдельная разновидность рассматриваются бессоюзные конструкции.

Бессоюзные предложения Валгина делит на следующие типы:

• предложения с присоединенными компонентами, выступающими в функции членов, однородных по отношению к членам, имеющимся в основном высказывании:

Сейчас же произведения классиков легкодоступны, есть практически в каждой семье, плюс многочисленные передачи по радио и телевидению, театральные постановки. Наконец, обязательная школьная программа по литературе.

• предложения, осложняющие основное высказывание отношениями пояснения и уточнения:

И вот сейчас я оставила в Екатеринбурге друзей и полетела в Питер. Из зимы в осень. К Шнуру, к Шнуру.

• предложения с лексическим повтором члена основного высказывания:

Мысли самые мрачные - а мне радоваться нечему. Совсем нечему.

• предложения с присоединенными компонентами, распространяющими основное высказывание:

И вдруг ей захотелось говорить. Про жизнь свою. Про тайные желанья.

Около меня солнце еще светило - горячо и тускло.

В классификации, предложенной Валгиной, есть, на наш взгляд, одна существенная недоработка: здесь, по сути дела, смешаны два основания для выделения разных типов присоединительных предложений: по способу грамматического выражения присоединительной связи и по способу выражения присоединенного компонента. В частности, когда речь идет о типах бессоюзных присоединительных предложений, опора делается не на грамматические средства выражения присоединительной свя-

зи, а именно на форму присоединенного компонента, который может представлять собой ряд однородных членов, предложение с лексическим повтором, распространяющий основное высказывание второстепенный член предложения и т. д.

Нашу главную задачу мы видим в том, чтобы разграничить два этих основания и дать более подробное описание разных типов предложений с присоединением.

При этом можно выделить еще и третье основание: по характеру соотношения базовой и присоединяемой частей предложения.

Данная статья посвящена способам грамматического и пунктуационного выражения присоединительной связи, к которым мы относим союзы, союзные слова и прочие вспомогательные средства, включая слова-маркеры.

Итак, с этой точки зрения присоединительные предложения могут быть классифицированы следующим образом:

I. Предложения с собственно присоединительной связью. При этом присоединительные союзы могут быть нескольких видов:

1) Собственно присоединительные союзы «притом», «причем».

Теперь к нам придет очень талантливый педагог, притом с большим стажем работы.

2) Присоединительные союзы, образованные соединением сочинительных и подчинительных союзов: «а чтобы», «и чтобы», «и если», «и когда» и т. д.

Я только потом узнал, как они держатся... бескозырки. И что нет никакого секрета (Евгений Гришковец).

3) Присоединительные союзы, образованные соединением частиц и местоименных наречий с союзами «и» и «а»: «и вот», «а поэтому», «и затем», «и оттого», «и еще» и т. д.

А привет, Стас! Да, на Московской... Ну конечно не один!. С красивой девушкой, Александрой. Журналисткой... Ой, она меня еще и колотит... (Анна Болкисева).

4) Присоединительные союзы, образованные соединением союзов и разных групп местоимений:

1. Интересно, какими заветными тропками пробирается он ежеутренней бритвой среди всех своих бородавок? И почему не отпустит бороду... (Дина Рубина) - частица и вопросительное местоимение.

2. Никакой ожидаемой войны, ничего. И никого (Аркадий Бабченко) - частица и отрицательное местоимение.

5) Присоединительные союзы, образованные соединением союза и двойной частицы:

1. Да, и еще, Саббит, узнай там, когда нас сменят, прием (Аркадий Бабченко).

2. Только ежик густых черных волос... и такие же смоляные брови... Да вот еще эти вертикальные черточки в углах рта (Дина Рубина).

II. В отдельных случаях частица оказывается способной перетянуть на себя присоединительное значение, и тогда она становится единственным формальным средством выражения присоединительной связи, без каких-либо союзов:

Не было бы этого странно тлеющего белыми ночами невесомого города, от которого теперь так трудно оторваться, даже на неделю... (Дина Рубина)

III. В качестве средства грамматического выражения присоединительной связи используются также сочинительные союзы в присоединительном значении. По данным проведенных исследований, наиболее часто в такой функции используются сочинительные союза «и», «а» и «но».

Приведем примеры:

1. Мне нельзя отлучаться. И сюда не ходи. Все (Сергей Шаргунов) - в присоединительном значении используется союз «и».

2. Крепкие такие старикашки, путешествуют себе по миру, ни о чем не заботятся, ничто их не мучает... А моих нет уже. Отмучились (Анна Болкисева) - в присоединительном значении используется союз «а».

3. Встреча со Шнуровым состоялась в пабе. Не помню название. Но я три месяца жила в Лондоне, и атмосфера вокруг была до боли знакомая, как дома (Ирина Денежкина) - в присоединительном значении используется союз «но».

Также в присоединительном значении могут использоваться противительные союзы «однако» (в значении «но»), «зато»; соединительный союз «да» (в значении «и») и разделительные союзы «или», «ни... ни», «то... то» и т. д.

1. Я не знал ни ее имени, ни ее адреса, ни города, в котором она живет... Однако я знал, что это именно та девушка, которую я ждал всю свою жизнь!

2. Весь день трусить своей дорогой и к ночи, печку запаля, заснуть в избе. А утром - трогай! Да не спеша (Сим.).

3. Чей-то голос далекий возник. То глухой, то протяжный и низкий, то внезапно похожий на крик (Лис.).

Сочинительные союзы, употребленные в присоединительном значении, могут осложняться различными вспомогательными средствами: лексическими повторами, вводными словами, обращениями, причастными и деепричастными оборотами и т. д.

1. Да, большие проблемы ожидают его в будущем. И очень большие. - Сочинительный союз «и», употребленный в присоединительном значении, осложняется лексическим повтором.

2. Институт находился далеко от дома, транспорт ходил плохо, а снег мел не переставая... Но, видимо, ее тяга к знаниям была сильнее всех жизненных обстоятельств. - Противительный союз «но», употребленный в присоединительном значении, осложняется вводным словом «видимо».

3. Чтобы хорошо учиться, надо много читать, все время познавать что-то новое, находиться в вечном поиске... И, завершая разговор, добавлю, что нужно ежечасно бороться с ленью - главным врагом всех свершений! - Сочинительный союз «и», употребленный в присоединительном значении, осложняется деепричастным оборотом речи.

IV. Еще одним средством грамматического выражения присоединительных отношений являются подчинительные союзы и союзные местоименно-наречные слова, употребленные в присоединительном значении: если, потому что, ибо, что, который, как, как бы, когда и т. д.

1. Она была так же прекрасна, юна, невероятно остроумна и жизнерадостна. Как будто и не было этих долгих лет разлуки.

2. Она обязательно вернется. Если только что-нибудь (или кто-нибудь) ей не помешает!

3. Я воображал себя офицером гвардии, что, по моему мнению, было верхом благополучия человеческого (А. С. Пушкин).

Так же, как и в случае с сочинительными союзами, употребленными в присоединительном значении, подчинительные союзы могут сочетаться с лексическими повторами, вводными и вставными конструкциями, причастными и деепричастными оборотами и т. д.

1. Его вполне можно было назвать хорошим человеком. Если под хорошим человеком понимать того, кто никогда не опаздывает на работу, не пьет и не курит. - Подчинительный союз «если», употребленный в присоединительном значении, осложняется лексическим повтором.

2. Я не мог уделить ей достаточного внимания. Потому что, говоря откровенно, никогда еще не любил по-настоящему. - Подчинительный союз «потому что», употребленный в присоединительном значении, осложняется деепричастным оборотом речи.

3. Она никогда не приходила вовремя. Что, по всей видимости, было ее отличительной чертой. - Подчинительный союз «если», употребленный в присоединительном значении, осложняется вводным оборотом речи.

В состав подчинительных союзов, употребленных в присоединительном значении, могут включаться также усилительные, эмоционально-экспрессивные частицы «и», «ли», «же» и т. д.

1. В ту же ночь приехал я в Симбирск, где должен был пробыть сутки для закупки нужных вещей, что и было поручено Савельичу (П.) -подчинительный союз «что» соединяется с частицей «и».

2. Ты такая трогательная, беззащитная, беспомощная... Не потому ли мне это кажется, что ты мне небезразлична? - союзное слово «потому» соединяется с отрицательной частицей «не» и вопросительной частицей «ли».

V. Присоединительная связь может также выражаться бессоюзными, пунктуационными средствами языка. И в союзных, и в бессоюзных предложениях присоединенные компоненты могут быть связаны с базовой частью с помощью запятой, многоточия, точки или тире.

Традиционно присоединяемая часть предложения отделяется от базовой части запятой:

Вечно упакуется, зароется, да еще под бока подоткнет, - хоть археологов нанимай (Дина Рубина).

Когда автору необходимо логически выделить, актуализировать какую-либо мысль высказывания, как более сильный знак используется многоточие:

Но вот замерла на головокружительной высоте... и вдруг сорвалась и помчалась (Дина Рубина).

В отдельных случаях многоточие может указывать на авторские раздумия, на логическую паузу между частями высказывания:

Мы ехали, и вот интересно, можно ехать хоть куда, на восток, на юг, на север, и все время один и тот же пейзаж, в смысле, он меняется, конечно, но остается ощущение, что он один и тот же... (Евгений Гришковец).

В бессоюзных присоединительных предложениях присоединяемая часть нередко отделяется от базовой точкой или тире:

1. Опустившись в кресло, Кордовин неторопливо достал из нагрудного кармана пиджака очки, молча надел и стал разглядывать полотно - с расстояния (Дина Рубина).

2. Мысли самые мрачные - а мне радоваться нечему. Совсем нечему. (Анна Болкисева).

VI. Важным средством грамматического выражения присоединительной связи являются слова-маркеры, которые могут употребляться как с союзами, так и без союзов. Перечень таких слов достаточно широк: прибавил, добавил, примолвил, присовокупил, и вдруг вспомнил, и т. д.

Итак, на основании проведенных наблюдений мы можем сделать следующие выводы:

1. В школах и даже высших учебных заведениях изучению присоединительных конструкций уделяется мало внимания. Между тем знание различных способов грамматического выражения присоединительной связи, так же как и знание структурных типов присоединенных компонентов, позволило бы учащимся лучше разобраться не только в специфике присоединения, но и в особенностях других, смежных видов синтаксических связей, и в различном характере употребления союзов и союзных средств.

2. Различные типы предложений с присоединенными компонентами можно выделять, по крайней мере, на трех основаниях: с точки зрения грам-

матического выражения присоединительного значения, с точки зрения выражения самого присоединенного компонента и по характеру соотношения базовой и присоединяемой части предложения.

3. Среди способов грамматического выражения присоединительной связи можно выделить разного рода союзные средства: союзы и союзные слова со вспомогательными служебными и знаменательными частями речи, пунктуационные средства языка, а также слова-маркеры.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, изучение синтаксиса в школе, на наш взгляд, в отдельных своих пунктах требует пересмотра и выработки нового подхода к анализу некоторых синтаксических единиц.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бабайцева, В. В. Синтаксический статус присоединенных компонентов [Текст] / В. В. Бабайцева // Русский язык в школе. -2011. - № 5.

2. Турсунов, Б. Н. Присоединение как особый тип синтаксической связи [Текст]: автореф. дис. ... д-ра филол. наук / Б. Н. Турсунов. -СПб, 1993.

3. Валгина, Н. С. Синтаксис современного русского языка [Текст] / Н. С. Валгина. - М: Агар, 2000.

REFERENCES

1. Babaytseva V. V. Sintaksicheskiy status priso-edinennykh komponentov (Syntactic status of attached components). Russkiy yazyk v shkole (Russian language at school), 2011, no. 5.

2. Tursunov B. N. Prisoedinenie kak osobyy tip sintaksicheskoy svyazi (Cumulation as a special type of syntactic link). Saint-Petersburg, 1993.

3. Valgina N. S. Sintaksis sovremennogo russkogo yazyka (Syntax of the modern Russian language). Moscow: Agar, 2000.

Севрюгина Елена Вячеславовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и литературы Российского государственного социального университета, докторант Московского государственного педагогического университета e-mail: elena_s2003@list.ru

Sevrjugina Elena V., PhD in Philology, Associate Professor, Department of Russian Language and Literature, Russian State Social University; Post-Doctoral Student, Moscow State Pedagogical University e-mail: elena_s2003@list.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.