УДК 316.42 Копытов Александр Александрович
кандидат медицинских наук, доцент кафедры стоматологии Белгородского государственного национального исследовательского университета dom-hors@mail.ru
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОКОММУНИКАТИВНОГО ПРОСТРАНСТВА СОВРЕМЕННОГО ВУЗА
Kopytov Alexander Aleksandrovich
PhD in Medical Sciences, Assistant Professor of the Dentistry Department, Belgorod State National Research University dom-hors@mail.ru
THE ASSESSMENT METHOD OF THE STABILITY AND EFFICIENCY OF THE INFORMATION AND COMMUNICATION ENVIRONMENT OF THE MODERN HIGHER SCHOOL
Аннотация:
«Модель воспитания специалиста» может применяться в процессе диагностики потенциального уровня конкурентоспособности современного вуза, давая возможность определять устойчивость и эффективность функционирования его информационно-коммуникативного пространства.
Ключевые слова:
уровень конкурентоспособности, современный вуз, информационно-коммуникативное пространство, «модель воспитания специалиста».
Summary:
“The model of an expert's education" may be implemented in the assessment of the potential competitiveness level of the contemporary higher school, allowing determination of the stability and efficiency of its information and communication environment.
Keywords:
competitiveness level, modern university, information and communication space, “The model of an expert's education".
Наблюдающееся в последние годы восстановление экономической мощи, позволяет правительству России формировать эффективные объекты инновационной инфраструктуры, обладающие высоким уровнем конкурентоспособности (УК). Важным направлением в данной деятельности является повышение УК образовательных уровней и систем. Вставая на путь построения инновационного общества развитые страны, формируют и развивают национально-исследовательские университеты. Мировой опыт свидетельствует о том, что, несмотря на некоторые национальные различия, можно выделить два основных критерия отнесения вуза к когорте исследовательских университетов:
1. большой объем финансирования и высокая результативность научных исследований (возможность реализации на рынке наукоемкого инновационного продукта);
2. большой масштаб подготовки специалистов высшей научной квалификации (аспирантура, докторантура) [1, с. 4].
Следовательно, от результативности НИОКР и то рыночного спроса на подготавливаемых специалистов зависит рейтинг вуза, его УК.
Подобная формализация позволяет изучать УК университета как два нестационарных временных ряда, назвав первый критерий показателем реального УК, второй - показателем потенциального УК.
НИУ «БелГУ» добиваясь опережающего развития, разрабатывает оригинальные способы повышения реального и потенциального УК. В заявке на участие в конкурсе по отбору образовательных учреждений высшего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы, вуз декларирует возможность повышения реального УК путем преодоления недостаточной сформи-рованности структур, интегрирующих науку, образование и производство, ликвидацию несовершенства внедрения и низкой востребованности научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, нехватки высококвалифицированных специалистов [2, с. 3-5].
Повышение потенциального УК вузом видится как реализация миссии, которую вуз представляет, как выполнение «роли катализатора развития экономики и социальной сферы» [3, с. 4].
Одним из инструментов, позволяющих достичь высокого УК, является информационнокоммуникативное пространство (ИКП). Формируя (восстанавливая) высокий УК социальных групп, хозяйствующих субъектов, образовательных систем ИкП современного вуза целесообразно репрезентировать:
1. Концептуальный подход, разработанный и реализуемый вузом для повышения реального и потенциального УК, соответствующий транзитивному периоду социально-экономических отношений;
1.1 Перечень отвергнутых производственных технологий, не соответствующих обретенному статусу современного вуза, тормозящих его развитие;
1.2 Перечень отвергнутых кафедрами образовательных технологий, не обеспечивающих конкурентные преимущества выпускникам купившим комплекс услуг современного вуза;
2. Различительные особенности, демонстрирующие нетривиальный подход вуза к формированию высокого УК, отличающий его от менее эффективных и иных современных вузов.
Современному вузу необходимо добиваться того, чтобы специфика воздействия ИКП принципиально отличалась от его прежних видов работы над поведением потребителя. В основе информационнокоммуникативного воздействия остается репрезентация, с обязательным изучением отклика потребителей для последующей коррекции репрезентации, до формирования единства мотивов-целей социума и вуза. При этом репрезентации социально-экономического образа составляющих современного вуза следует поддерживать стандартными атрибуциями актуальными и понятными, мотивирующими и побуждающими к действию широкие социальные слои. Применение стандартного атрибутивного аппарата, демонстрируемого в различных социально-экономических обстоятельствах, создает благоприятный фон для включения в прагматическую коммуникацию потенциальных потребителей, окончательно не сформировавших траекторию решения проблемных ситуаций.
Нами разработан и рекомендуется стандартный атрибутивный аппарат «модели воспитания специалиста», дающий возможность диффузного участия ИКП современного вуза в научно-образовательных, социально-экономических сферах жизни. Это социологический инструмент, позволяющий на всех уровнях образовательных систем, параллельно педагогическим технологиям, оптимизировать и контролировать динамику обретения навыков формирования (восстановления) высокого УК. Так же комплекс, интегрирующий мотивы-цели для достижения социально-экономической адаптации потенциальных потребителей, функционирующий на сопоставлении атрибуций глаголов обучения, зафиксированных в обыденном языке в виде произвольных толкований. В рамках модели глаголы обучения выступают конфронтирующими категориями, функционирующие в качестве организующего центра, обуславливая устойчивость мотивов-целей социальных групп к формированию (восстановлению) высокого УК.
Для контроля над деятельностью современного вуза, направленной на формирование (восстановление) потенциального УК предлагается стандартный, по отношению ко всем возможным объектам мониторинг ИКП, основанный на реализации «модели воспитания специалиста».
Задачами и техническими результатами мониторинга выступают: определение устойчивости и эффективности функционирования ИКП современного вуза, позволяющее конкретизировать направления усилий для оптимизации инновационной среды взаимодействия.
Мониторинг устойчивости ИКП. Проводится анкетирование студентов, зачисленных на обучение. Анкетам присваивают индексы, в соответствии с атрибуциями, данными глаголам обучения, причем указанный индекс определяет действие, выполнение которого препятствует реализации инновационного потенциала студента. Определив сумму индексов, разделив на количество зачисленных на обучение студентов получаем количественное значение устойчивости функционирования ИКП современного вуза. На основании полученных индексов формируются группы, проводятся коррекционные семинары. Сравнивая ежегодно величины индексов, делают вывод о динамике устойчивости функционирования ИКП современного вуза.
Мониторинг эффективности ИКП. После окончания коррекционных мероприятий, направленных на повышение подготовленности студентов к участию в разработке и внедрению инновационных продуктов, проводится повторное анкетирование, рассчитывают средний индекс и при величине индекса меньше 1.0 делают заключение о неэффективном функционировании ИКП современного вуза. Сравнение значений устойчивости до и после проведения мероприятий, направленных на повышение подготовки студентов к участию в разработке и внедрению инновационных продуктов, определяет эффективность функционирования данной системы.
Достижение технического результата осуществляется следующим образом. Зачисленным на первый курс студентам предлагают ответить на вопросы, дав толкование глаголам обучения «смотреть», «видеть», «читать», «учить».
В случае если в толковании глагола «смотреть» отсутствует соответствующее по смыслу: «проводить обзор, актуализацию ситуации, обретение дидактического материала, документации, иных материальных объектов обуславливающих возможность их изучения», анкете присваивается индекс 0,2. Дальнейшие ответы не учитываются. Если личность не мотивирована к научно-исследовательской и внедренческой деятельности, в первую очередь необходимо проводить мероприятия, направленные на коррекцию смыслообразующего ответа глагола «смотреть». Это приводит к формированию мотива-цели личности, и пониманию того, что научно-исследовательская и внедренческая деятельность определяет УК личности.
В случае, если респондент дает ответ на первый вопрос в соответствии с требованиями «модели воспитания специалиста», а в толковании глагола «видеть» отсутствует соответствующее по смыслу: «различать детали», анкете присваивается индекс 0,4. Дальнейшие ответы не учитываются. Поскольку если личность не осознает значения детализации, диагностики отличий, проведение ей научноисследовательской и внедренческой деятельности невозможно. Для коррекции данной ситуации необходимо организовать мероприятия, с целью изменения мотивов-целей действия «видеть».
В случае, если респондент дает ответы на первые два вопроса в соответствии с требованиями «модели воспитания специалиста», а в толковании глагола «читать» отсутствует соответствующее по смыслу: «воспроизводить», анкете присваивается индекс 0,6. Последний ответ не учитывается. Для коррекции данной ситуации необходимо организовать мероприятия с целью изменения мотивов-целей действия «читать» в интересах проведения научно-исследовательской и внедренческой деятельности. В основе коррекции лежит необходимость придания характера бинарной оппозиции к глаголу «воспроизводить» глаголов «пересказывать», «усваивать» и т.п. Необходимо добиться понимания того, каким образом замена искомого действия «воспроизводить» на иные, может сказаться на качестве выпускаемого продукта.
В случае, если респондент дает ответ на три вопроса в соответствии с требованиями «модели воспитания специалиста», а в толковании глагола «учить» отсутствует соответствующее по смыслу: «с целью
применения», анкете присваивается индекс 0,8. В данной ситуации, необходимо организовать мероприятия, корригирующие мотив-цель глагола «учить». Необходимо добиться понимания того, каким образом умение разрабатывать (применять) инновационный продукт, технологию обуславливает уровень конкурентоспособности личности, группы.
Если респондент дает ответ на вопросы в соответствии с требованиями «модели воспитания специалиста», анкете присваивается индекс 1.0.
Предлагаемый способ поясняется примерами, приведенными в таблицах 1 и 2.
Таблица 1 - Первичная анкета студента первокурсника А
Вопрос Растолкуйте, как Вы понимаете следующие глаголы, и что является результатом, после достижения которого действие считается выполненным
«смотреть» Сосредотачивать внимание путем использования зрительного анализатора
«видеть» Получать информацию
«читать» Пересказывать
«учить» Быть компетентным
Таблица 2 - Повторная анкета студента первокурсника А
Вопрос Растолкуйте, как Вы понимаете следующие глаголы, и что является результатом, после достижения которого действие считается выполненным
«смотреть» Анализировать тенденции рынка, собирать информацию, документы, описание технологий с целью возможной оптимизации технологии Х
«видеть» Различать, чем отличается технология Х от технологии У
«читать» Воспроизводить технологии Х, У, а также технологию Z
«учить» Быть компетентным в данной области знаний
Так как глаголу обучения «смотреть» дано толкование не соответствующее требованиям «модели воспитания специалиста», индекс анкеты 0,2. Студент направляется на коррекционные мероприятия, способствующие повышению подготовки к участию в разработке и внедрению инновационных продуктов, предлагаемых вузом и иными хозяйствующими субъектами. После проведения мероприятий, проводится повторное анкетирование.
Так как глаголу обучения «учить» дано толкование, не соответствующее требованиям «модели воспитания специалиста», индекс анкеты 0,8, на основании чего делается вывод о неудовлетворительном качестве функционирования ИКП современного вуза.
Пример. На первый курс в 2012 г. поступило 120 студентов, при среднем индексе анкетирования равном 4,6. Величина индекса устойчивости функционирования ИКП вуза равнялась 0,3833.
На первый курс в 2013 г. поступило 120 студентов, при среднем индексе анкетирования равном 4,62. Величина индекса устойчивости функционирования ИКП вуза равнялась 0,385.
Следовательно, за период с сентября 2012 по сентябрь 2013 гг. устойчивости функционирования ИКП современного вуза вырос на 0,0017.
Применяя данный способ оценки деятельности вуза, направленной на повышение потенциального УК образовательных систем региона, социальных групп, хозяйствующих субъектов появляется возможность детализировать перераспределение усилий ИКП, что сделает восстановление УК региона менее затратным.
Внутривузовское и вневузовское сотрудничество приводит к искомому синергизму - достижению высокого УК регионом. Особенностью подобного сотрудничества является аккумулируемые нематериальные активы, важной составляющей которых выступает интеллектуальный капитал, управляемый и контролируемый ИКП вуза. Успешность проводимых мероприятий зависит от идентичного понимания педагогами и учениками стандартных, целей и задач, а также от наличия соответствующих стимулов. Системное применение «модели воспитания специалиста» позволяет разрешить данную многогранную совокупность.
Разрабатывая социологический механизм, позволяющий контролировать и управлять ИКП современного вуза, необходимо создать модель, понятную всем участникам социально-экономической взаимосвязи. Наличие модели структурирует взаимодействие, делая возможным контроль на всех этапах функционирования и модернизации. По нашему мнению, «модель воспитания специалиста» обладает вышеперечисленными характеристиками и может быть использована как социологический механизм, позволяющий контролировать и управлять ИКП современного вуза.
Ссылки:
1. Чупрунов Е.В., Гурбатов С.Н., Бедный Б.И. Классический университет в инновационном обществе // О программе
развития Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского как национального исследовательского университета [Электронный ресурс]. Н. Новгород, 2010. С. 49. URL:
http://www.unn.ru/pages/nniu/documents/class_univer.pdf (дата обращения: 02.03.2013).
2. Программа развития государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования
«Белгородский государственный университет» на 2010-2019 гг. [Электронный ресурс]. Белгород, 2010. С. 15. URL: http://www.bsu.edu.ru/library/_files/scwork/8_Programma_BSU.pdf (дата обращения: 02.03.2013).
3. Приоритетный национальный проект «Образование» [Электронный ресурс]. Белгород, 2007. URL:
http://niu.bsu.edu.ru/niu/smi/news_detail.php?ID=з0607&sphrase_id=427667 (дата обращения: 02.03.2013).