Научная статья на тему 'Формирование информационнокоммуникативным пространством современного вуза конкурентоспособности социальных групп'

Формирование информационнокоммуникативным пространством современного вуза конкурентоспособности социальных групп Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
138
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ / ИНФОРМАЦИОННО КОММУНИКАТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ВОЗМУЩЕНИЕ СРЕДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / SOCIAL GROUPS / INFORMATIONAL AND COMMUNICATIONAL ENVIRONMENT / COMMUNICATION DISTURBANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Копытов Александр Александрович

В эпоху транзитивной экономики для поддержания высокого уровня конкурентоспособности социальных групп информационно-коммуникативному пространству современного вуза необходимо целенаправленно транслировать в иные информационно-коммуникативные пространства инновационный подход к феномену образование-обучение. Реализация данного подхода сформирует в социальных группах навыки демпфирования возмущений среды взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Копытов Александр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF COMPETITIVE SOCIAL GROUPS BY MEANS OF INFORMATIONAL AND COMMUNICATIONAL ENVIRONMENT OF THE MODERN HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Under the transitive economics age for support of the social groups’ competitiveness the modern university’s informational and communicational environment should declare innovational approach to education into the other informational and communicational environments. The implementation of this approach would develop skills of communication disturbance damping in the social groups.

Текст научной работы на тему «Формирование информационнокоммуникативным пространством современного вуза конкурентоспособности социальных групп»

УДК 316.42 Копытов Александр Александрович

кандидат медицинских наук, доцент кафедры стоматологии Белгородского государственного национального исследовательского университета dom-hors@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОКОММУНИКАТИВНЫМ ПРОСТРАНСТВОМ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП

Kopytov Alexander Aleksandrovich

PhD in of Medical Sciences, Assistant Professor of the Dentistry Department, Belgorod State National Research University dom-hors@mail.ru

FORMATION OF COMPETITIVE SOCIAL GROUPS BY MEANS OF INFORMATIONAL AND COMMUNICATIONAL ENVIRONMENT OF THE MODERN HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Аннотация:

В эпоху транзитивной экономики для поддержания высокого уровня конкурентоспособности социальных групп информационно-коммуникативному пространству современного вуза необходимо целенаправленно транслировать в иные информационно-коммуникативные пространства инновационный подход к феномену образование-обучение. Реализация данного подхода сформирует в социальных группах навыки демпфирования возмущений среды взаимодействия.

Ключевые слова:

социальные группы, информационно-

коммуникативное пространство, возмущение среды взаимодействия.

Summary:

Under the transitive economics age for support of the social groups’ competitiveness the modern university’s informational and communicational environment should declare innovational approach to education into the other informational and communicational environments. The implementation of this approach would develop skills of communication disturbance damping in the social groups.

Keywords:

social groups, informational and communicational environment, communication disturbance.

Видя свою миссию в роли катализатора развития экономики региона в приумножении новых знаний, в подготовке культурных, ответственных, созидающих профессиональных кадров на основе интеграции образования, науки и инновационной деятельности современный вуз выступает мультипрофильным субъектом, реализующим на рынке научно-образовательные услуги и продукцию материального производства [1, с. 9-10]. Формализовав сказанное можно утверждать что, стратегической целью информационно-коммуникативного пространства (ИКП) современного вуза, формирующего высокий уровень конкурентоспособности (УК) социальных групп, является разработка и крупномасштабное тиражирование в иные ИКП инновационных технологий, проектных продуктов и т.п. Тактической целью ИКП является моделирование среды взаимодействия, в которой у акторов, формирующих высокий УК, существует устойчивое понимание алгоритмов и требований, выполнение которых необходимо в процессе получения высшего образования.

С точки зрения государства, современный вуз является инструментом управления феноменом образование-обучение. На любом из этапов образования-обучения в том или ином образовательном, хозяйствующем субъекте, географической единице возможно различное соотношение предметного, научного и инновационного подходов к феномену образование-обучение. При реализации предметного подхода знания становятся целью обучения. Научный подход характеризуется наличием базового постулата о необходимости на каждом из этапов обучения ставить цели, формулировать задачи и т.п. Инновационный подход отличает то, что знания выступают инструментом формирования (восстановления) высокого УК. В России обрел устойчивость предметный подход, что привело к отсутствию в социуме навыков демпфирования возмущений среды взаимодействия. Реализация на ранних этапах образования инновационной модели создает предпосылки для формирования навыков восстановления высокого УК, значит логично предположить наличие двух социальных групп выпускников вуза отличающихся УК.

1. Выпускники, получившие дошкольное и среднее образование в учебных заведениях, на ИКП которых целенаправленно, достаточным образом воздействует ИКП современного вуза, демонстрирующего преимущества инновационного подхода к феномену образования-обучения.

2. Выпускники, получившие дошкольное и среднее образование в учебных заведениях, на ИКП которых ИКП современного вуза действует спонтанно.

На наш взгляд, представляется интересным демонстрация ИКП современных вузов отношения к проблеме формирования (восстановления) высокого УК. В качестве объекта исследования приняты базовые модели ИКП - программы развития вузов: Национального исследовательского университета «БелГУ» [2], Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» [3], Национального исследовательского технологического университета «МИСиС» [4]. Программы развития вузов представляют официальные документы, демонстрирующие функциональность тактико-стратегического комплекса, предложенного к реализации. А актуальность планирования и его соответствие основным направлениям развития государства подтверждается решениями правительства, причислившего вузы к категории НИУ.

Предмет исследования: формы функционирования современного вуза, обеспечивающие возможность формирования (восстановления) высокого УК потребителей научнообразовательных услуг и продукции материального производства.

Цель исследования: исследовать уровень мотивации современного вуза к формированию высокого УК.

Задачи исследования:

1. Определить концентрацию атрибутивных связей, обуславливающих пути достижения высокого УК современным вузом.

2. Определить формы воздействия ИКП современных вузов на УК ИКП системы общего среднего образования с целью формирования социальных групп, обладающих потенциалом к восстановлению высокого УК.

В программе развития НИУ «БелГУ», состоящей из 9 654 слов атрибуция конкурентоспособность встречается 7 раз (1 раз на 1 373 слова; стандартная оценка 0,072). При этом лидерство в контексте смысловых единиц принадлежит формированию вузом УК региона. В программе развития НИУ «МИФИ», состоящей из 9 526 слов атрибуция конкурентоспособность встречается 11 раз (1 раз на 866 слов; стандартная оценка 0,115). Поскольку НИУ «МИФИ» является головным вузом, обеспечивающим кадровый потенциал ядерного комплекса государства, атрибуция конкурентоспособность формирует связи, демонстрирующие зависимость УК вуза не только с УК региона, но и государства в целом. В программе развития НИУ «МИСиС», состоящей из 4 935 слов атрибуция конкурентоспособность встречается 6 раз (1 раз на 987 слов; стандартная оценка 0,121). В исследованных документах к смысловым единицам второго порядка можно отнести атрибутивные связи, демонстрирующие необходимость разработки инновационного оборудования и технологий, также мероприятий, направленных на повышение УК человеческого ресурса.

Таблица 1 - Рейтинг атрибутивных связей, демонстрируемых ИКП современных вузов, как деятельность, направленная на повышение УК

Применение атрибуции конкурентоспособность НИУ «БелГУ» НИУ «МИФИ» НИУ «МИСиС»

соотношение: количество слов/ конкурентоспособность 9 654/7 1/ 1.373 9 526/11 1/866 4 935/6 1/987

стандартная оценка: количество применений на 100 слов (7 X 100) / 9 654= 0,072 (11 X 100) / 9 526 = 0,115 (6 X 100) / 4 935 = 0,121

как искомый результат, влияющий на уровень конкурентоспособности региона, государства 4 10 1

обуславливая необходимость разработки оборудования (технологий) 1 1 2

как планируемая характеристика человеческого ресурса 2 3

Неважно, какой характер имеет передаваемая информация, безопасность терминала начинает определяться не только теми знаниями, которые данная система получает о конкуренте, но и знаниями, от восприятия которых ей удалось уклониться [5, с. 31-32]. То есть объем информации, целенаправленно передаваемой от одной от одного терминала к другому, является мерой информационной агрессивности. Взяв за основу характеристику «количество слов», определим соотношение. В программе: НИУ «БелГУ» 9 654 слова, в программе НИУ «МИСиС» 4 935. Соотношение 2 к 1. Следовательно, можно констатировать, что НИУ «БелГУ» или в два раза более конкурентоспособен (конкурентноопасен), или в два раза более заинтересован к причислению к категории НИУ. Отсутствие корреляции между формальной характеристикой программ развития - количеством слов и фактом причисления вуза к категории НИУ заставляет предположить, что феномен полноты изложения стартовых условий и намерений не влияет на причисление вуза к категории НИУ.

В рассматриваемых документах необходимость формирования УК системы среднего образования упоминалась в различных контекстах. В программе развития НИУ «БелГУ» УК ИКП среднего образования упоминался 5 раз (1 раз на 3 620 слов), НИУ «МИФИ» 11 раз (1 раз на 866 слов), НИУ «МИСиС» 2 раза, (1 раз 2 467), при стандартной оценке 0,027, 0,115, 0,04, соответственно. На уровне стереотипа тема «профессионально-ориентационная работа, подготовка к поступлению, формирование позитивного образа деятельности вуза» присутствовала в программах развития 3, 8 и 2 раза соответственно. Что, согласно нашему пониманию, представляет маркетинговое направление работы ИКП и демонстрирует сформированные в рамках университета социальные группы, что не может повлиять на УК вуза, и потенциальных потребителей образовательных услуг.

В программе НИУ «БелГУ» уделяется внимание доступу к образовательным услугам, в том числе дистанционной форме обучения. Эту особенность нельзя напрямую связывать с адресным повышением УК потребителей образовательных услуг, реализуемых вузом, хотя воздействие на УК ИКП среднего образования возможно.

Наиболее широко воздействие на УК ИКП среднего образования представлено в программе развития НИУ «МИФИ». Вуз декларирует «создание научно-популярных, дидактических материалов», отличных от общепринятых, соответствующих программным требованиям университета. Также планируется создание интерната для одаренных детей, что подтверждает системный подход к продемонстрированному «созданию материалов» (таблица 2).

Таблица 2 - Рейтинг планируемых форм воздействия ИКП современных вузов, на ИКП системы общего среднего образования

НИУ «БелГУ» НИУ «МИФИ» НИУ«МИСиС»

Количество упоминаний об ИКП среднего образования 5 1/3.620 11 1/866 2 1 / 2.467

стандартная оценка: количество применений на 100 слов (5 X 100) / 18.102 = 0,027 (11 X 100) / 9.526 =0,115 (2 X 100) / 4.935= 0,04

профессионально-ориентационная работа, подготовка к поступлению, формирование позитивного образа деятельности 3 8 2

дистанционный доступ к образовательным услугам 2

создание научно-популярных, дидактических материалов 2

интернат для одарённых детей 1

Выводы, которые можно сделать, исходя из результатов исследований, полученных при анализе программ развития НИУ, хотя и далеки от искомой достоверности все же в достаточной мере репрезентативны. Они позволяют определить стартовые условия и намерения, позволившие правительству причислить вузы к категории НИУ и начать разговор о наличии связей между: искомым современным вузом, высоким УК и анализируемыми атрибуциями, плотности их присутствия, содержательной интерпретации.

Анализ программ развития выявил отсутствие корреляции между: плотностью атрибуции конкурентоспособность, демонстрируемой НИУ в качестве собственной характеристики, и плотностью атрибуции, при планировании УК ИКП системы общего среднего образования, основы, определяющей уровень конкурентоспособности НИУ. Следовательно, в ИКП современных вузов обрели устойчивость следующие постулаты:

1. Потенциальные потребители научно-образовательных услуг обладают соответствующей социально-технологической подготовкой и владеют достаточными практическими навыками для поддержания высокого уровня собственной конкурентоспособности, достаточной для обеспечения экономического и научного прогресса вуза.

2. Импульс воздействия информационно-коммуникативного пространство современного вуза достаточен для интенсивной коррекции уровня подготовки потенциальных потребителей научно-образовательных услуг.

На наш взгляд, отсутствие в программах развития ИКП современных вузов комплексных планов, направленных на формирование навыков демпфирования возмущений среды взаимодействия, способствующих обретению высокого УК потребителями научно-образовательных услуг и продукции материального производства, снижает УК современных вузов.

Ссылки:

1. Приоритетный национальный проект «Образование» // Заявка на участие в конкурсе по отбору образовательных учреждений высшего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы Белгород, 2007. С. 9-10. URL: http://www.bsu.edu.ru/iop/files/zayavka.doc

2. Программа развития государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Белгородский государственный университет» на 2010-2019 годы [Электронный ресурс]: Приказ Министерства об-разованияи науки Российской Федерации от «3» июня 2010 г. № 583. 11Р1_: http://www.bsu.edu.ru/bsu/

3. Об утверждении Программы создания и развития федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» на 2009-2017 годы [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства РФ от 13.07.2009 № 915-р (ред. от 08.09.2010). Доступ из информационно-правовой системы «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Ин-форм. банк «Эксперт-приложение».

4. О программе создания и развития федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» на 2009-2017 годы [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства РФ от 30.07.2009 № 1073-р (ред. от 08.09.2010). Доступ из информационно-правовой системы «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Ин-форм. банк «Эксперт-приложение».

5. Кузнецова Н.И. Влияние процесса глобализации на трансформацию информационно-коммуникативного пространства // Власть. 2012. № 12. С. 31-32.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.