Научная статья на тему 'Спецификация понятия стратегии управления устойчивым развитием сельхозорганизации'

Спецификация понятия стратегии управления устойчивым развитием сельхозорганизации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
279
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / УСТОЙЧИВОСТЬ / РАЗВИТИЕ / СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ УСТОЙЧИВЫМ РАЗВИТИЕМ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Попадьина Наталья Валерьевна, Святова Ольга Викторовна

В статье раскрыты терминология понятия «стратегия» и содержания некоторых понятий стратегического рыночного управления. Проведен теоретический анализ существующих подходов, изложены сущность понятия «стратегия» и типологии экономических стратегий для выполнения их адаптации и применения при разработке стратегий развития хозяйствующих субъектов агропромышленного комплекса. Раскрыты особенности стратегии развития в аграрном производстве и понятие «стратегия управления устойчивым развитием» применительно к сельхозорганизации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Попадьина Наталья Валерьевна, Святова Ольга Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Спецификация понятия стратегии управления устойчивым развитием сельхозорганизации»

СПЕЦИФИКАЦИЯ ПОНЯТИЯ СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ УСТОЙЧИВЫМ РАЗВИТИЕМ СЕЛЬХОЗОРГАНИЗАЦИИ

Н.В. Попадьина, О.В. Святова

Аннотация. В статье раскрыты терминология понятия «стратегия» и содержания некоторых понятий стратегического рыночного управления. Проведен теоретический анализ существующих подходов, изложены сущность понятия «стратегия» и типологии экономических стратегий для выполнения их адаптации и применения при разработке стратегий развития хозяйствующих субъектов агропромышленного комплекса. Раскрыты особенности стратегии развития в аграрном производстве и понятие «стратегия управления устойчивым развитием» применительно к сельхозорганиза-ции.

Ключевые слова: стратегия, стратегическое управление, устойчивость, развитие, стратегия управления устойчивым развитием, сельскохозяйственные организации.

В агропромышленном комплексе России на современном этапе наблюдается ряд проблем, замедляющих темпы его развития, которые выделены в «Государственной программе по развитию сельского хозяйства и регулированию рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы». Основными из них являются: технико-технологическое отставание сельского хозяйства России от развитых стран мира из-за недостаточного уровня доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей для осуществления модернизации и перехода к инновационному развитию; ограниченный доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынку в условиях несовершенства его инфраструктуры, возрастающей монополизации торговых сетей, слабого развития кооперации в сфере производства и реализации сельскохозяйственной продукции; медленные темпы социального развития сельских территорий, сокращение занятости

сельских жителей при слабом развитии альтернативных видов деятельности, низкая общественная оценка сельскохозяйственного труда, недостаточное ресурсное обеспечение на всех уровнях финансирования; плохой инвестиционный климат и др. [1].

Госпрограмма и разрабатываемые на ее основе региональные программы определяют по существу стратегию развития АПК страны в целом и его составляющих частей.

Сам термин «стратегия» имеет древнегреческое происхождение и изначальную трактовку как «наука войны». В толковом словаре Даля В. И. термин стратегия представлен как «ученье о лучшем расположении и употреблении всех военных сил и средств» [2]. Ожегов С.И. под «стратегией» понимает «Искусство руководства общественной, политической борьбой, а также вообще искусство планирования руководства, основанного на правильных и далеко идущих прогнозах» [3]. В связи с этим основное содержание данного понятия сводится к его раскрытию как «общего плана ведения работы».

С течением времени расширялась область применения и общий смысл этого понятия. На современном этапе стратегия с экономической точки зрения понимается как долговременные, наиболее принципиальные, важные установки, планы, намерения правительства, администрации регионов, руководства предприятий в отношении производства, доходов и расходов, бюджета, налогов, капиталовложений, цен, социальной защиты [4].

Трактовка данного понятия Чандлером А. [5. - С. 5] представляется нам наиболее отвечающей современным представлениям экономической науки, которое раскрывает понятие стратегии как «определение основных долгосрочных целей и задач предприятия и утвер-

ждения курса действий и распределения ресурсов, необходимых для достижения этих целей».

В 1960-х и 1970-х годах впервые была сформулирована концепция стратегии на бизнес-уровне. В этот период сформировалось новое научное направление -стратегический менеджмент, родоначальником которого считается Игорь Ансофф, американский математик и экономист российского происхождения. Который считал, что стратегия - это инструмент, который может серьёзно помочь фирме, оказавшейся в условиях нестабильности, поэтому стратегия заслуживает самого серьёзного внимания как инструмент управления, пригодный для широкого круга учреждений. Исходя из этого деятельность, направленная на достижение основных поставленных целей и задач организации, определенных на основе предвидения возможных изменений окружающей среды и организационного потенциала, путем координации и распределения ресурсов, по мнению автора, - это стратегическое управление [6].

Большой вклад в становление и развитие теории стратегического управления внесли исследования многих зарубежных и отечественных ученых, таких, как: Д. Аакер, И. Ансофф, Р. Акофф, Р. Каплан, М. Портер, А. Чандлер, О.С., Виханский Р. А., Фатхутдинов и другие.

В настоящее время выделяют следующие виды экономических стратегий, систематизированных по различным признакам, в частности:

- по сфере деятельности: рынки, потребительские сегменты;

-по наличию конкурентных преимуществ различного характера (финансовых, технологических, маркетинговых, кадровых и т.д.);

- по доступу на рынок: наличие каналов дистрибуции и коммуникации при выходе на рынок;

- по видам деятельности: направление развития видов деятельности, соответствия их масштабов потребностям рынка.

Однако большинство группировок стратегий имеют некоторые сходные элементы, которые позволяют отнести их к определённой базисной стратегии.

Основными типами стратегий принято считать стратегии, выделенные Майклом Портером: стратегия низкой цены; стратегия дифференциации; стратегия специализации; стратегия диверсификации. Данные типы стратегий являются применимыми для хозяйствующих субъектов отечественного агропромышленного производства.

Основная цель формирования стратегии заключается в обеспечении устойчивого развития предприятия в современной, динамической и неопределенной среде.

В свою очередь, анализ существующих подходов изложения сущности понятия «стратегия», типологии экономических стратегий и концепций их разработки в АПК, в настоящее время, необходимо дополнить категорией «стратегии управления устойчивым развитием», применительно к сельскому хозяйству страны.

Под термином «устойчивость предприятия, фирмы» понимается «финансовое состояние предприятия, хозяйственная деятельность которого обеспечивает в нормальных условиях выполнение всех его обязательств перед работниками, другими организациями, государством благодаря достаточным доходам и соответствию доходов и расходов». Современный экономический словарь [4].

Под развитием понимается процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное; переход от старого качественного состояния к новому, от простого к сложному, от низшего к высшему [3]. В области экономики развитие организации - это долгосрочная программа усовершенство-

вания возможностей организации решать различные проблемы, в особенности путем повышения эффективности управления культурой производства. При этом активно используются теоретические и технологические новинки, достижения прикладных наук, в том числе организационного поведения [4].

Главной особенностью стратегии развития в аграрном производстве является учет специфики производства сельскохозяйственной продукции, то есть основную специализацию хозяйствующих субъектов АПК. Обязательным условием разработки данной стратегии должно стать изучение и анализ рисков реализации стратегии, к которым можно отнести следующее влияние природно-климатических условий, биологических особенностей животных и растений, угроза продовольственной безопасности и экономической независимости страны по отдельным видам сельскохозяйственной продукции и продовольствия, динамики потребительского спроса и другие. Управление данными рисками является практически значимой задачей повышения эффективности и конкурентоспособности бизнес-единиц аграрного производства.

Стратегия развития аграрного производства должна иметь вертикальное построение и включать, прежде всего, стратегию развития АПК России, в соответствии с которой следует формировать региональные стратегии, считает Анохин Д.С. [7. - С.8]. Они, в свою очередь, должны служить ориентиром для разработки стратегий муниципальных районов и стратегии каждого сельхозтоваропроизводителя.

Сельскохозяйственные организации разрабатывают стратегии по трем главным направлениям:

1. Специализация на производстве продуктов. Для занятия лидирующих позиций необходимо осуществлять высокоспециализированное производство.

2. Организации снижают себестоимость благодаря слаженным системам снабжения и сбыта, развитой технологической базе, рациональной организации производства.

3. Концентрация внимания на отдельных рыночных сегментах. Особые усилия направлены на выявление конкурентных нужд покупателей [8. - С.87].

Таким образом, можно раскрыть понятие стратегии управления устойчивым развитием сельхозорганиза-ции, как некий направленный на достижение стабильного финансового состояния план действий, который основывается на результатах оценки внутренней и внешней среды организации и способствует переходу к наиболее лучшему функционированию. Правильно сформулированная и своевременно реализованная стратегия сельхозорганизации сможет привести к запланированным производственным результатам, повышению конкурентоспособности продукции, финансовой устойчивости и совершенствованию эффективности функционирования, позволить адаптироваться к расширению экономического пространства в условиях присоединения России к Всемирной торговой организации, для чего необходимо следовать основным принципам стратегического рыночного управления. Данные принципы требуют разработки для конкретной организации и условий хозяйствования с учетом социально-экономических особенностей региона.

Таким образом, мы считаем что, разработка стратегии управления устойчивым развитием сельскохозяйственных организаций должна основываться на основных этапах стратегического рыночного управления, то есть включать разработку, реализацию и механизм корректировки реализации стратегии. Учитывать основные задачи и приоритеты Госпрограмм по развитию сельского хозяйства страны и ряд специфических особенностей функционирования бизнес-единиц. Многосторон-

ний анализ их деятельности, прогнозирование, планирование, разработка стратегии управления устойчивым развитием сельскохозяйственных организаций в конкурентной среде позволит организовать успешную работу бизнес-единиц, обеспечит повышение устойчивости и эффективности воспроизводства во всех отраслях и сферах агропроизводства.

Список использованных источников

1 Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы (Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717) // www.mcx.ru/ documents/file_document/show/19504. .htm.

2 Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля // http://slovari.yandex.ru/~книги/Толковый% 20словарь%20Даля/

3 Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: Ок. 65 000 слов и фразеологических выражений / под ред. проф. Л.И. Скворцова.-26 изд., перераб. и доп.-М.: ООО «Изд-во Оникс»: ООО «Изд-во Мир и Образование», 2008.-736 с.

4 Современный экономический словарь // http://slovari.yandex.ru/~KHHra/ Экономический% 20словарь/

5 Chandler A.D. Strategy and Structure: A Chapter in the History of Industrial Enterprises. - Cambridge, Mass, MIT Press. -1962.- 210 с.

6 Ансофф И. Стратегический менеджмент. Классическое издание; [пер. с англ.] / под ред. А.Н. Петрова.-СПб.: Питер,

2009.-344 с.

7 Анохин Д.С.Формирование стратегии развития сельскохозяйственных предприятий в системе отраслевого стратегического планирования. - Ставрополь: СтГАУ «АГРУС». -

2010. - 22с.

8 Нехланова А.М., Туманова М.Б. Стратегический менеджмент в АПК. - М.: Изд-во «КолоС». - 2010. - 312 с.

Информация об авторах Попадьина Наталья Валерьевна аспирант ФГБОУ ВПО «Курская ГСХА».

Святова Ольга Викторовна, доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента ФГБОУ ВПО «Курская ГСХА», e-mail: olga_svyatova@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.