СПЕЦИФИКАЦИЯ ПОНЯТИЯ СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ УСТОЙЧИВЫМ РАЗВИТИЕМ СЕЛЬХОЗОРГАНИЗАЦИИ
Н.В. Попадьина, О.В. Святова
Аннотация. В статье раскрыты терминология понятия «стратегия» и содержания некоторых понятий стратегического рыночного управления. Проведен теоретический анализ существующих подходов, изложены сущность понятия «стратегия» и типологии экономических стратегий для выполнения их адаптации и применения при разработке стратегий развития хозяйствующих субъектов агропромышленного комплекса. Раскрыты особенности стратегии развития в аграрном производстве и понятие «стратегия управления устойчивым развитием» применительно к сельхозорганиза-ции.
Ключевые слова: стратегия, стратегическое управление, устойчивость, развитие, стратегия управления устойчивым развитием, сельскохозяйственные организации.
В агропромышленном комплексе России на современном этапе наблюдается ряд проблем, замедляющих темпы его развития, которые выделены в «Государственной программе по развитию сельского хозяйства и регулированию рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы». Основными из них являются: технико-технологическое отставание сельского хозяйства России от развитых стран мира из-за недостаточного уровня доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей для осуществления модернизации и перехода к инновационному развитию; ограниченный доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынку в условиях несовершенства его инфраструктуры, возрастающей монополизации торговых сетей, слабого развития кооперации в сфере производства и реализации сельскохозяйственной продукции; медленные темпы социального развития сельских территорий, сокращение занятости
сельских жителей при слабом развитии альтернативных видов деятельности, низкая общественная оценка сельскохозяйственного труда, недостаточное ресурсное обеспечение на всех уровнях финансирования; плохой инвестиционный климат и др. [1].
Госпрограмма и разрабатываемые на ее основе региональные программы определяют по существу стратегию развития АПК страны в целом и его составляющих частей.
Сам термин «стратегия» имеет древнегреческое происхождение и изначальную трактовку как «наука войны». В толковом словаре Даля В. И. термин стратегия представлен как «ученье о лучшем расположении и употреблении всех военных сил и средств» [2]. Ожегов С.И. под «стратегией» понимает «Искусство руководства общественной, политической борьбой, а также вообще искусство планирования руководства, основанного на правильных и далеко идущих прогнозах» [3]. В связи с этим основное содержание данного понятия сводится к его раскрытию как «общего плана ведения работы».
С течением времени расширялась область применения и общий смысл этого понятия. На современном этапе стратегия с экономической точки зрения понимается как долговременные, наиболее принципиальные, важные установки, планы, намерения правительства, администрации регионов, руководства предприятий в отношении производства, доходов и расходов, бюджета, налогов, капиталовложений, цен, социальной защиты [4].
Трактовка данного понятия Чандлером А. [5. - С. 5] представляется нам наиболее отвечающей современным представлениям экономической науки, которое раскрывает понятие стратегии как «определение основных долгосрочных целей и задач предприятия и утвер-
ждения курса действий и распределения ресурсов, необходимых для достижения этих целей».
В 1960-х и 1970-х годах впервые была сформулирована концепция стратегии на бизнес-уровне. В этот период сформировалось новое научное направление -стратегический менеджмент, родоначальником которого считается Игорь Ансофф, американский математик и экономист российского происхождения. Который считал, что стратегия - это инструмент, который может серьёзно помочь фирме, оказавшейся в условиях нестабильности, поэтому стратегия заслуживает самого серьёзного внимания как инструмент управления, пригодный для широкого круга учреждений. Исходя из этого деятельность, направленная на достижение основных поставленных целей и задач организации, определенных на основе предвидения возможных изменений окружающей среды и организационного потенциала, путем координации и распределения ресурсов, по мнению автора, - это стратегическое управление [6].
Большой вклад в становление и развитие теории стратегического управления внесли исследования многих зарубежных и отечественных ученых, таких, как: Д. Аакер, И. Ансофф, Р. Акофф, Р. Каплан, М. Портер, А. Чандлер, О.С., Виханский Р. А., Фатхутдинов и другие.
В настоящее время выделяют следующие виды экономических стратегий, систематизированных по различным признакам, в частности:
- по сфере деятельности: рынки, потребительские сегменты;
-по наличию конкурентных преимуществ различного характера (финансовых, технологических, маркетинговых, кадровых и т.д.);
- по доступу на рынок: наличие каналов дистрибуции и коммуникации при выходе на рынок;
- по видам деятельности: направление развития видов деятельности, соответствия их масштабов потребностям рынка.
Однако большинство группировок стратегий имеют некоторые сходные элементы, которые позволяют отнести их к определённой базисной стратегии.
Основными типами стратегий принято считать стратегии, выделенные Майклом Портером: стратегия низкой цены; стратегия дифференциации; стратегия специализации; стратегия диверсификации. Данные типы стратегий являются применимыми для хозяйствующих субъектов отечественного агропромышленного производства.
Основная цель формирования стратегии заключается в обеспечении устойчивого развития предприятия в современной, динамической и неопределенной среде.
В свою очередь, анализ существующих подходов изложения сущности понятия «стратегия», типологии экономических стратегий и концепций их разработки в АПК, в настоящее время, необходимо дополнить категорией «стратегии управления устойчивым развитием», применительно к сельскому хозяйству страны.
Под термином «устойчивость предприятия, фирмы» понимается «финансовое состояние предприятия, хозяйственная деятельность которого обеспечивает в нормальных условиях выполнение всех его обязательств перед работниками, другими организациями, государством благодаря достаточным доходам и соответствию доходов и расходов». Современный экономический словарь [4].
Под развитием понимается процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное; переход от старого качественного состояния к новому, от простого к сложному, от низшего к высшему [3]. В области экономики развитие организации - это долгосрочная программа усовершенство-
вания возможностей организации решать различные проблемы, в особенности путем повышения эффективности управления культурой производства. При этом активно используются теоретические и технологические новинки, достижения прикладных наук, в том числе организационного поведения [4].
Главной особенностью стратегии развития в аграрном производстве является учет специфики производства сельскохозяйственной продукции, то есть основную специализацию хозяйствующих субъектов АПК. Обязательным условием разработки данной стратегии должно стать изучение и анализ рисков реализации стратегии, к которым можно отнести следующее влияние природно-климатических условий, биологических особенностей животных и растений, угроза продовольственной безопасности и экономической независимости страны по отдельным видам сельскохозяйственной продукции и продовольствия, динамики потребительского спроса и другие. Управление данными рисками является практически значимой задачей повышения эффективности и конкурентоспособности бизнес-единиц аграрного производства.
Стратегия развития аграрного производства должна иметь вертикальное построение и включать, прежде всего, стратегию развития АПК России, в соответствии с которой следует формировать региональные стратегии, считает Анохин Д.С. [7. - С.8]. Они, в свою очередь, должны служить ориентиром для разработки стратегий муниципальных районов и стратегии каждого сельхозтоваропроизводителя.
Сельскохозяйственные организации разрабатывают стратегии по трем главным направлениям:
1. Специализация на производстве продуктов. Для занятия лидирующих позиций необходимо осуществлять высокоспециализированное производство.
2. Организации снижают себестоимость благодаря слаженным системам снабжения и сбыта, развитой технологической базе, рациональной организации производства.
3. Концентрация внимания на отдельных рыночных сегментах. Особые усилия направлены на выявление конкурентных нужд покупателей [8. - С.87].
Таким образом, можно раскрыть понятие стратегии управления устойчивым развитием сельхозорганиза-ции, как некий направленный на достижение стабильного финансового состояния план действий, который основывается на результатах оценки внутренней и внешней среды организации и способствует переходу к наиболее лучшему функционированию. Правильно сформулированная и своевременно реализованная стратегия сельхозорганизации сможет привести к запланированным производственным результатам, повышению конкурентоспособности продукции, финансовой устойчивости и совершенствованию эффективности функционирования, позволить адаптироваться к расширению экономического пространства в условиях присоединения России к Всемирной торговой организации, для чего необходимо следовать основным принципам стратегического рыночного управления. Данные принципы требуют разработки для конкретной организации и условий хозяйствования с учетом социально-экономических особенностей региона.
Таким образом, мы считаем что, разработка стратегии управления устойчивым развитием сельскохозяйственных организаций должна основываться на основных этапах стратегического рыночного управления, то есть включать разработку, реализацию и механизм корректировки реализации стратегии. Учитывать основные задачи и приоритеты Госпрограмм по развитию сельского хозяйства страны и ряд специфических особенностей функционирования бизнес-единиц. Многосторон-
ний анализ их деятельности, прогнозирование, планирование, разработка стратегии управления устойчивым развитием сельскохозяйственных организаций в конкурентной среде позволит организовать успешную работу бизнес-единиц, обеспечит повышение устойчивости и эффективности воспроизводства во всех отраслях и сферах агропроизводства.
Список использованных источников
1 Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы (Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717) // www.mcx.ru/ documents/file_document/show/19504. .htm.
2 Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля // http://slovari.yandex.ru/~книги/Толковый% 20словарь%20Даля/
3 Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: Ок. 65 000 слов и фразеологических выражений / под ред. проф. Л.И. Скворцова.-26 изд., перераб. и доп.-М.: ООО «Изд-во Оникс»: ООО «Изд-во Мир и Образование», 2008.-736 с.
4 Современный экономический словарь // http://slovari.yandex.ru/~KHHra/ Экономический% 20словарь/
5 Chandler A.D. Strategy and Structure: A Chapter in the History of Industrial Enterprises. - Cambridge, Mass, MIT Press. -1962.- 210 с.
6 Ансофф И. Стратегический менеджмент. Классическое издание; [пер. с англ.] / под ред. А.Н. Петрова.-СПб.: Питер,
2009.-344 с.
7 Анохин Д.С.Формирование стратегии развития сельскохозяйственных предприятий в системе отраслевого стратегического планирования. - Ставрополь: СтГАУ «АГРУС». -
2010. - 22с.
8 Нехланова А.М., Туманова М.Б. Стратегический менеджмент в АПК. - М.: Изд-во «КолоС». - 2010. - 312 с.
Информация об авторах Попадьина Наталья Валерьевна аспирант ФГБОУ ВПО «Курская ГСХА».
Святова Ольга Викторовна, доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента ФГБОУ ВПО «Курская ГСХА», e-mail: olga_svyatova@mail.ru