Labirint, Moscow, 189 p. (in Russ.).
4. «Bulletin of Moscow university ». Series. 10. Journalism. 2010. J№6. [Network literature], available at http://www.journ.msu.ru/science/pub/msu-bulletin/?print=Y , accessed 12.01.2013 (in Russ.).
5. Lazutina, G.V. Zhanr i format kak ponyatiya sovremennoy zhumalistiki. [=Genre and format as categories of modern journalism]. Videotape of lecture [Network literature], available at http://www. google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&ved=0CCEQFjAA&url=http%3A%2F%2F www.mediascope.ru%2Ffiles%2Flazutina.ppt&ei=tnmIVLvwFIv5ywO5yYKQCg&usg=AFQjCNGGca qKyTIPWDcbpXP7WenMO1Afvw&bvm=bv.81456516,d.bGQ&cad=rjt, accessed 10.12.14) (in Russ.).
6. Lazutina, G.V., Raspopova, S.S. (2011) Zhanry zhurnalistskogo tvorchestva : uchebnoe posobie dlya studentov vuzov, obuchayushchikhsyapo napravleniyu i spetsial'nosti «Zhurnalistika» [=Genres of journalism creation] A study textbook, Moscow, AspektPress, 320 p. (in Russ.).
7. Mezhkafedral'nyy seminar " Dinamika zhanrov i formatov" ^Interdepartmental seminar "The dynamics of genres and formats"], in"Mediaskop" [Network literature], Network science journal. Posted February 15th, 2010 by Editor, available at http://www.mediascope.ru/taxonomy/term/221, accessed 18.10.1014 (in Russ.).
8. Mesenyashina, L.A. (2014) "Kategoriya formata kak realizatsiya «passivnoy zhanrovoy grammatiki» v SMI" [=The category of "format" as realize of "passiv genre grammar" in mass-media], in Cognitive Studies of Language, Volum 18, "Language, Knowledge, Culture: Methodology of cognitive Research. Papers of International Congress on Cognitive Linguistics 22-24 May 2014. Moscow -Tambov - Chelyabinsk, pp. 534-537. (in Russ.).
9. Metodicheskiy seminar «Dinamika razvitiya formatov i zhanrov v sovremennykh SMI» [=Methodology seminar "The dynamics of genres and formats evolution of modern mass-media], in "Mediaskop" [Network literature], Network science journal. Posted. June 22nd, 2009 by Editor, available at http://www.mediascope.ru/taxonomy/term/221 accessed 18.10.2014 (in Russ.).
10. Russkyi jazyk: Istoricheskye sudby I sovremennost (2014) [=Russian Language: Its Historical Destiny and Present State. The Fifth International Congress of Russian Language Researchers] Moscow, Lomonosov Moscow State University, faculty of philology March 18-21, 2014 Proceedings and materials Collected by Marina L. Remneva, Anatoliy A. Polikarpov, Olga V. Kukushkina Moscow University Press 2014, 848 p. (in Russ.).
11. Fanailova, E (2006) "Format" [=Format] in Radio"Freedom" [Network literature] available at http://www.svoboda.org/content/transcript/133576.html, accessed 18.01.2015. (in Russ.).
12.Format novosti dlya raznykh sots. setey [= The news format for different social nets], [Network literature], available at https://www.facebook.com/media/set/?set=a.568320856574043.1073741828.51 7743878298408&type=1 accessed 1.12.2014).
Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 5 (360). Филология. Искусствоведение. Вып. 94. С. 240-249.
ББК 76.006.5, УДК 070
А. А. Морозова
специфика традиционных жанров журналистики в текстах социальных сетей (на примере «вконтакте»)
Социальные медиа, а в частности социальные сети, будучи сегодня не только средством массовой коммуникации, но и средством массовой информации, начинают испытывать на себе воздействие различных законов журналистского творчества, изначально характерных для традиционных и профессиональных интернет-СМИ. Одной из таких содержательных характеристик является вопрос жанрового изучения текстов социальных сетей. В данной статье автор рассмотрит место традиционных жанров журналистики в контенте социальных сетей, уточнит понятие текста в социальных сетях, и на основе общего анализа текстов «ВКонтакте» обозначит их основные жанровые особенности.
Ключевые слова: жанр; текст; социальные медиа; социальные сети; ВКонтакте.
Социальные медиа сегодня представляют собой не только инструмент массовой коммуникации, но и служат пользователям для удовлетворения различных потребностей. Разновидностью социальных медиа являются социальные сети. Согласно международным исследованиям, Россия заняла первое место по показателю продолжительности времени, проведенному в соц-сетях, - сообщил в октябре 2013 года в эфире телеканала «Москва 24» генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров [13]. Сегодня пользователи данных ресурсов активно используют их для учебы и работы, совершают там покупки, читают публичные страницы и сообщества. Социальные сети являются тем местом, где зачастую человек может удовлетворить практически все свои потребности, в том числе необходимость в получении информации.
Социальные сети представляют собой «программный сервис, площадку для взаимодействия людей в группе или в группах. Социальная сеть - это интерактивный, многопользовательский веб-сайт, контент которого наполняется самими участниками сети. Сайт представляет собой автоматизированную социальную среду, позволяющую общаться группе пользователей, объединенных общим интересом» [4. С. 279].
Последние годы на повестке дня стоит вопрос о том, являются ли социальные сети новой разновидностью средств массовой информации. С одной стороны, об этом феномене в научной среде до сих ведется множество споров, с другой стороны, большинство исследователей и журналистов признают тот факт, что социальные медиа и, в частности, социальные сети стали полноправными участниками массово-информационного процесса. Так, Л. А. Браславец в статье «Социальные сети как средство массовой информации: к постановке проблемы» [5] поднимает вопрос о проблеме рассмотрения интернет-сервисов социальных сетей как нового типа средств массовой информации. Как отмечают исследователи, характеризуя новые медиа, «...эти инструменты предоставляют гораздо большие возможности влияния на жизнь общества, нежели традиционные СМИ, так как обладают целым рядом отличительных особенностей, дающих им такое преимущество» [10].
Также сотрудники самих средств массовой информации заявляют, что сегодня социаль-
ные сети стали полноправными СМИ и продолжают укреплять свои позиции в качестве масс-медиа. Так, например, интернет-портал «Российская газета» в своих публикациях неоднократно поднимает тему социальных сетей как средств массовой информации: «По сути, и американский Facebook, и российский "ВКонтакте" уже стали самодостаточными СМИ. У них есть и миллионная аудитория, и собственный контент» [1].
Подобного мнения придерживаются и зарубежные журналисты, так, телеведущая Сара Хилл (8-й канал, Колумбия, штат Миссури) имеет более чем 2 миллиона 300 тысяч подписчиков в социальных сетях: «После 20 лет работы в новостной телевизионной службе, я осознала, что сегодня каждый человек при помощи цифровых и интернет-технологий сам по себе может стать новостной станцией без каких-либо посредников. Кто-то называет то, что происходит в медиамире, "разрушением", а я называю "медиаизвержением"» [1].
В социальных сетях как средствах массовой информации во многом начинают действовать те же законы, что на информационных сайтах, телевидении, радио или в газетах. Таким образом, возникает необходимость классификации и изучения социальных сетей с различных точек зрения, поскольку на сегодняшний день степень изученности социальных сетей как средства массовой информации достаточно невелика. К ним мы можем отнести тематическое разнообразие социальных медиа, особенности журналистского текста и его функций, правовую и этическую культуру пользователей как авторов текстов, взаимодействие с аудиторией (читателями текстов) и др.
Особое значение для характеристики текстов социальных сетей имеет их жанровая составляющая. Как известно, М. М. Бахтин и его ученики утвердили представление о том, что жанр - это способ высказывания, форма организации целого, но еще - это и способ контакта личности с миром, тип социального поведения человека, его ориентации в реальности [3]. «Жанр - это исторически определившийся тип отображения реальной действительности, обладающий набором относительно устойчивых признаков» [8]. То есть в журналистике жанр понимается как форма журналистского произведения, форма подачи материала. Каждый жанр в таком случае имеет ряд своих признаков.
На тему трансформации традиционной жанровой системы в эпоху конвергенции и активного распространения интернет-СМИ нами было изучено значительное количество трудов видных отечественных ученых. Особо хочется отметить следующие работы: А. А. Тертычный «Особенности жанрообразования в интернет-СМИ» [14], «Форматы и жанры в современных СМИ» [16], А. С. Лавров «О жанрах интернет-журналистики» [9], Е. М. Пак «Теоретические подходы к определению понятия жанра интернет-журналистики» [11], «Конвергенция жанров сетевой журналистики» [12], А. А. Калмыков «Проблема жанрового различения веб-публикаций» [7].
Проведенный нами анализ показал, что все еще продолжаются поиски общих оснований для классификации жанров, становление жанровой системы для интернет-СМИ находится в развитии, как и выбор оснований для изучения данного феномена. Так, Е. М. Пак предполагает, что «при определении сущности данного понятия уместнее всего рассматривать жанры через виртуальную среду их обитания - веб-среду, которая оказывает одно из первостепенных влияний на их характеристики и функционирование» [11].
Подобной точки зрения придерживается и А. С. Лавров: «Детальное изучение материалов современных российских сетевых изданий показывает, что <...> в российской журналистской практике формируется жанровая структура, которая определяется одновременно и целевыми установками журналистского творчества, и типом ресурса, на котором размещается контент». На наш взгляд, в данном случае жанры журналистского творчества будут в большинстве случаев определяться наличием устоявшейся традиционной жанровой системы, а тип ресурса привнесет в классификацию инновационные жанры журналистики [9. С. 127].
По мнению Г. Н. Трофимовой, «сеть - это сложно структурированная иерархическая система, все тексты которой можно разделить по критерию самобытности на жанры исконно сетевые (жанры неспециального общения, например блоги) и перемещенные в сеть из традиционной реальности (материалы, специально переведенные в цифру)» [18. С. 145]. Жанры «традиционной реальности» по-прежнему будут присутствовать в интернет-публикациях, при этом во многом сохраняя свои жанровые черты.
Обобщив теоретические наработки современных исследователей журналистских интер-
нет-жанров, можно констатировать тот факт, что в Интернете жанры журналистики делятся на две категории:
• традиционные жанры (пришедшие из периодической печати, сохранившие основные жанровые признаки, но при этом зачастую подвергшиеся некой трансформации);
• новые жанры (образовавшиеся в период появления мультимедийных площадок и в процессе становления конвергенции).
В данной работе мы остановимся на первой группе жанров, то есть традиционных жанрах. А инновационные виды жанров будут рассмотрены нами в дальнейших научных исследованиях.
А. А. Тертычный, известный специалист в области теории жанров, выделяет следующие группы и жанровые формы [17]:
• информационные: заметка, информационная корреспонденция, информационный отчет, информационное интервью, блиц-опрос, вопрос - ответ, репортаж, некролог;
• аналитические: аналитический отчет, аналитическая корреспонденция, аналитическое интервью, аналитический опрос, беседа, комментарий, социологическое резюме, анкета, мониторинг, рейтинг, рецензия, статья, журналистское расследование, обозрение, обзор СМИ, прогноз, версия, эксперимент, письмо, исповедь, рекомендация (совет), аналитический пресс-релиз;
• художественно-публицистические: очерк, фельетон, памфлет, пародия, сатирический комментарий, житейская история, легенда, эпиграф, эпитафия, анекдот, шутка, игра.
Классификация разработана для периодической печати еще в конце 90-х годов, но автор базируется на данной классификации и в своих последующих работах. Например, в одной из последних публикаций А. А. Тертычный отмечает, что можно говорить о следующих жанровых группах текстов интернет-изданий: «1) мономедийные текстовые жанры (вербальные
- заметка, отчет, интервью и пр.; визуальные
- фотогалерея, слайд-шоу, рисунок, видеоиллюстрация и пр.); аудиальные - подкаст, ауди-оверсия текста, аудиоиллюстрация); 2) мультимедийные текстовые жанры (вербально-визуальные - любой текст, сопровожденный фотографией, рисунком, комиксом и пр.; аудио-визуальные - видеоколонка, аудиослайд, потоковое видео и пр.; вербально-визуаль-но-аудиальные - любой текст, сопровожденный, звуком, фотографией, рисунком, или за-
конченный видеосюжет, в который включены фрагменты печатного текста и звуковой ряд и т. д.); 3) мономедийные гипертекстовые жанры (например, аудиоверсия газетного/журнального номера и пр.); 4) мультимедийные гипертекстовые жанры (интерактивный видеомост, мультимедийная презентация, мультимедийная статья и пр.)» [15].
Так называемые мономедийные жанры используются не только в периодической печати, но и в текстах интернет-публикаций. А поскольку работа А. А. Тертычного «Жанры периодической печати» является базовой как для печатной журналистики, так и для сетевой, она может быть использована для классификации текстов социальных сетей с точки зрения традиционных жанров журналистики, и на ней же основываются в своих трудах все перечисленные нами исследователи.
Несмотря на то, что под текстом в социальных медиа мы понимаем совокупность вербальных и невербальных единиц информационно-коммуникативных произведений, существующих в онлайн-среде (словесных публикаций, сообщений и комментариев, аудиовизуальных материалов, фотографий и иных изображений), в данной работе мы обратимся к текстам, которые представляют собой только образец письменной речи, без иллюстраций, аудио-, видео- и прочих приложений, то есть мономедийным текстовым жанрам.
В качестве материала исследования мы рассмотрели тексты, размещенные в социальной сети «ВКонтакте» в период с 15 по 20 января 2015 года (на момент написания практической части исследования). Данный ресурс был выбран нами не случайно, поскольку, согласно статистике, на начало 2015 года данный сайт является самым востребованным в России среди аудитории социальных медиа: на нем зарегистрировано более 280 миллионов пользователей, а более 60 миллионов пользователей посещают данный ресурс каждый день [2].
Авторы научной работы «Новости СМИ в социальных сетях: перспективы успешного распространения» А. В. Пустовалов и М. Ш. Ишматов считают, что главное преимущество социальной сети «ВКонтакте» - регистрация огромного количества пользователей: «Для российских онлайн-СМИ этот фактор и является основным преимуществом перед другими социальными сетями. Сегодня крупные СМИ имеют собственные публичные страницы, на которых размещается свежая ин-
формация, только что появившаяся на сайте СМИ» [6. С. 128].
Материалы социальной сети «ВКонтакте» условно можно разделить на два вида. Первый -это тексты, которые создаются журналистами и публикуются в сообществах, представляющих профессиональное СМИ. Например, группы «74.ru - новости Челябинска», «Аргументы и факты» и др. Второй - это тексты, публикуемые пользователями самостоятельно на личных страницах и в иных сообществах, не принадлежащих профессиональным средствам массовой информации. В нашей работе будут рассматриваться материалы, относящиеся только ко второй группе, поскольку они составляют значительную часть всего контента и именно они представляют наибольший интерес в изучении.
Отличительной особенностью социальных сетей является тот факт, что деятельность по сбору, интерпретации и распространению информации принимают на себя множество акторов (в теории каждый пользователь социальной сети). Возможность участия пользователей в любом этапе массово-коммуникативного процесса и специфика самой среды социальных сетей приводят к трансформации традиционных журналистских жанров в нестандартные формы их реализации, а также к возникновению новых жанров. Одной из главных отличительных особенностей текстов социальных сетей будет то, что гражданские журналисты в большинстве случаев не владеют знаниями жанровой системы журналистских текстов, а, следовательно, будут выбирать жанр собственной публикации исключительно интуитивно. Но при этом, согласно нашей гипотезе, в текстах социальных сетей, созданными не журналистами, а обычными пользователями, будут присутствовать те или иные признаки, которые будут способствовать попаданию материалов в рамки какого-либо журналистского жанра.
Всего в рамках практической части работы нами было проанализировано методами контент-анализа (количественный анализ) и содержательного анализа (качественный анализ) около двухсот текстов социальных сетей на предмет их жанровой характеристики. Сто текстов из общего числа рассмотренных нами мы можем отнести к жанровой системе печатных и интернет-СМИ.
В процессе качественного анализа мы рассмотрели каждый из текстов с точки зрения его жанрообразующих признаков, что помогло нам отнести данные тексты к тому или иному жан-
ру журналистики. В ходе количественного анализа нам удалось установить частоту распространения каждого из традиционных жанров журналистики в социальной сети «ВКонтакте» (см. таблицу). В таблице представлены только те жанры, которые имели ненулевую частоту употребления пользователями социальных сетей и полностью или практически полностью
соответствуют жанровым п ризнакам.
№ п/п Жанр журналистики Частота употребления в текстах (количество текстов из ста)
1 заметка 21
2 информационная корреспонденция 13
3 информационный отчет 10
4 блиц-опрос 12
5 репортаж 8
6 некролог 4
7 письмо 2
8 комментарий 1
9 рекомендация (совет) 2
10 рецензия 7
11 путевой очерк 2
12 зарисовка 2
13 эссе 4
14 легенда 3
15 анекдот, шутка, игра 9
Мы изложим лишь основные результаты работы и для демонстрации практической базы исследования приведем отдельные примеры проанализированных нами текстов (орфография и пунктуация авторов сохранены).
Наиболее часто в рамках контента социальной сети «ВКонтакте» встречаются информационные жанры журналистики. Будучи самыми простыми для написания, они могут быть легко освоены обычными пользователями на интуитивном уровне.
Так, жанр заметки является одним из самых популярных жанров в социальных сетях. Например, расширенная информационная заметка публикуется пользователями достаточно часто как на их личных страницах, так и внутри сообществ: «Вот и завершился IV Зимний лагерь по капоэйре с mestrando Cascao под Первоуральском (с 04.01.2015 по 11.01.2015). Для участников это была отличная возможность получить новые знания от приглашённого гостя из Бразилии. В лагерь съехались участни-
ки со всех уголков России и Казахстана. Тренировки были достаточно интенсивными и включали в себя не только отработку основных элементов капоэйры...».
Одна из разновидностей заметки - жанр анонса, он также является достаточно распространенным жанром в социальных сетях. Например, «Главное событие в сфере молодежной политики челябинской области 2015 года. Совсем скоро будет запущен проект "Академия лидерства"! <...> Стать участником проекта может любой человек в возрасте от 18 до 30 лет, проживающий в Челябинской области, имеющий активную жизненную позицию и желание расширить свои возможности и возможности молодежи региона. Регистрация на участие стартует в феврале 2015 года!».
Еще одним популярным жанром является репортаж. Он может быть как тематический, проблемный, так и событийный. Например, о зимнем походе: «Просыпаемся достаточно рано, ночью было тепло - я спала в футболке, без термобелья. Сегодня выход из парка и возвращение в Миасс. Уходим до поворота на Монблан, бросаем рюкзаки, идём налегке. По указателю 2 километра. На тропинку лишь лёгкий намек, идём долго, пока не начинаем терять набранную высоту..».
Зачастую встречается информационная (расширенная) тематическая корреспонденция. Например, «Ароматизация помещений - одно из самых популярных направлений использования эфирных масел. С помощью великолепных ароматов решаются не только бытовые задачи, но и проводится профилактика и дезинфекция, создается особое настроение. Ароматизация -наименее интенсивная и строгая и наиболее доступная методика ароматерапии...».
Опрос присутствует в социальных сетях очень часто, но происходит трансформация данного жанра, исходя из функциональных особенностей самого ресурса. В качестве журналиста выступает человек или представитель сообщества, который задает вопрос аудитории, но сам не публикует ответы - они появляются в комментариях к данному вопросу посредством добавления пользователями, пожелавшими откликнуться: «А у вас есть особые экзаменационные приметы? Что нужно сделать, чтобы сдать на "отлично"?». Ниже под вопросом следуют ответы от пользователей: «1. В зачетку бумажку «я сдам» либо разные носки; Учить, это реально помогает, взять зачетку открыть окно и прокричать ловись халява; 2.
Для начала я всю ночь готовлю шпоры (это обязательно), потом я ложусь спать, но через минут 30-40 я просыпаюсь, так как надо бежать на экзамен, пью кофе в институтской столовой, бегу на экзамен, вспоминаю в каких карманах лежат мои шпоры, и когда я уже полностью готов к экзамену, мне говорят что у меня автомат» и др.
В социальной сети «ВКонтакте» можно найти некрологи: «В 23 года после тяжелой изнуряющей болезни ушла из жизни наш бывший юный корреспондент Анастасия Скорикова. Она была стойкой, не сдавалась даже в самые трудные мгновения своей короткой жизни. Настенька была очень трудолюбивой: в нашей редакции её даже звали Пчёлкой. Она была веселой: с её лица никогда не сходила улыбка. Она была всегда окружена людьми: родными, коллегами, детишками».
Аналитические жанры, как известно, более сложные и для написания текстов, и для их восприятия. Они требуют журналистской подготовки автора и особого внимания читателя, по этой причине встречаются в социальных сетях гораздо реже. Тем не менее, из числа аналитических жанров можно обнаружить жанр рецензии в виде, приближенном к его традиционным жанровым характеристикам. Он существует в социальной сети «ВКонтакте», как правило, в специальных сообществах, например, посвященных рецензиям на фильмы, книгам, спектаклям, музыке и т. д. «Посмотрел «Левиафан». По-моему, фильм хороший, лучше, чем «Возвращение» и «Елена» («Изгнание» не смотрел). Фильм вызвал фурор, точнее даже не фурор, а бурление говн вот почему - из-за тематики, совмещенной с американским «Голубым глобусом» («золотым», конечно). Было бы что-то одно - либо тематика, либо «Золотой глобус» - не было бы и бурления говн...». Но, тем не менее, объем подобных рецензий социальных сетей гораздо меньше, чем рецензий из профессиональных изданий, к тому же тексты часто содержат разговорную лексику, употребление бранных слов и т. д.
Вне специализированных сообществ встречаются упрощенные варианты рецензии, которые согласно жанровым признакам журналистики, представляют собой рецензию-анонс: «В 1979 г в прокат выходит фильм Monty Python's Life of Brian в котором показывается жизнь человека которого всю жизнь путали с Иисусом от рождения и до распятия в фильме высмеиваются как религиозные идеи так и многие винный например национально-осво-
бодительные группы террористов. Во многих странах в том числе и в Великобритании фильм были устроенны массовые протесты против его показа обвинения в богохульстве привели к тому что в некоторых странах и городах Европы фильм бы запрещен к показу. В связи с этим предлагаю посмотреть вам как оригинальный фильм так и биографический фильм о том как Монти Пайтон боролись за свободу слова в юморе».
В социальной сети «ВКонтакте» также обнаруживается жанр письма: «Привет, милая. Сейчас рождество, и у меня обычная проблема - какой подарок тебе выбрать. Я знаю, что тебя радует - книжки, игры, платья. Но я очень себялюбив. Я хочу подарить тебе что-то такое, что останется с тобой дольше, чем на несколько дней или даже лет. Я хочу подарить тебе нечто, что будет напоминать тебе обо мне каждое рождество. И, знаешь, мне кажется я выбрал подарок. Я подарю тебе одну простую правду, которую мне пришлось усваивать много лет. Если ты поймешь ее сейчас, ты обогатишь свою жизнь сотнями разных способов и это оградит тебя от массы проблем в будущем...».
Жанр рекомендации (совета) распространен обычно в специализированных сообществах различной тематики: организация бизнеса, маркетинг и планирование, воспитание детей и т. д. Зачастую тексты нельзя однозначно отнести к информационной или аналитической группе жанров, поскольку они представляют некую совокупность жанровых признаков: «Лет пятнадцать назад я подписал договор с крупным заводом. Условия договора: повысить на определенный уровень продажи, а они мне за это заплатят 1 млн. долларов. В процессе подготовки к этому договору недели за две я быстро прочитал/просмотрел более 300 книг по маркетингу. И выписал из них в краткой форме все идеи, которые нашел. Затем я обнаружил, что они все легко группируются на 15 принципов. Результат вы видите ниже < > Все уже придумано. 1. Подготовка - это 80% успеха. 2. Творческая имитация...».
Диалогические жанры (интервью, беседа) в чистом виде в текстах социальных сетей присутствуют достаточно редко. Как правило, это небольшие диалоги в социальных сетях или смс-сообщениях, обнародованные пользователями. Жанр интервью в чистом виде представлен чаще всего в виде скопированного текста из других источников, обычно из профессиональных СМИ.
Комментарий как аналитический жанр журналистики также не встречается в чистом виде, хотя среди контента социальных сетей присутствуют тексты с некоторыми схожими жанровыми чертами, но намного меньшие как по объему, так и более поверхностные по содержанию.
Также практически не встречаются аналитические жанры, такие как: аналитический отчет, аналитическая корреспонденция, аналитическое интервью, аналитический опрос, статья, журналистское расследование, аналитический пресс-релиз, социологическое резюме, анкета, мониторинг, рейтинг, обозрение, обзор СМИ, прогноз, версия, эксперимент, исповедь, что изначально обусловлено сложностью освоения жанров рядовыми пользователями, равно как и самой спецификой социальных сетей. Существуют тексты, содержащие в себе часть тех или иных жанровых признаков. Такие материалы нуждаются в более подробном анализе и обсуждении, что не возможно сделать в рамках обзорной работы по данной теме.
Жанры художественно-публицистической группы также являются не самыми простыми для написания и присутствуют лишь в незначительном количестве не только среди материалов социальных сетей, но и среди публикаций профессиональных СМИ, что обусловлено быстротечностью современного информационного процесса.
Наиболее часто из документально-художественных жанров встречается эссе: «Прямо рядом с Челябинском запланировано в ближайшее время строителство Томинского ГОКа! <...> Это однозначный ежедневный выброс в наш Челябинский воздух десятков тысяч тонн ЯДОВИТОГО ДИОКСИДА СЕРЫ. Откройте справочник! Почитайте что это такое! ГОК - это Карабаш, это Норильск, это Мончегорск - ЭТО САМЫЕ ГРЯЗНЫЕ ТОЧКИ ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ! Посмотрите фото этих городов! Оранжевая земля, красные реки - это то, что мы заслужили за СВОЕ МОЛЧАНИЕ!!! <...> Мы Челябинцы, мы нифига не понимаем!!! Из миллиона проживающих в Челябинске петицию подписали только 22000 человек! 22000 человек из 1000000! Остальные 800 тысяч что? Приезжие??? ЧЕЛЯБИНЦЫ! Что еще нужно построить в Челябинске, чтобы Вы открыли глаза и проявили неравнодушие к собственному городу!!!».
Помимо всего прочего среди текстов сайта «ВКонтакте» можно обнаружить жанр легенды: «Говорят, в давние предавние времена на
месте нашего края совсем пустынно было -ковыль седой да полынь пахучая. Только ветер с волками наперегонки бегал да песни завывал. В местах этих жил человек один, Таганаем его звали. Троих сыновей имел. Ишимбай, Сарбай и Селямбай - так их звали. А было у старика Таганая богатства видимо-невидимо. Камешки дорогие, денежки золотые, медные да серебряные - сундуки полнехонькие в потаенном месте запрятаны.».
Популярен в социальной сети и жанр анекдота: «Экзамен в сельскохозяйственном институте:
- Вы - директор совхоза, и у вас опять неурожай. Какие объективные причинами вы представите в свое оправдание?
- Ну, плохие погодные условия...
- А что-нибудь поновее?
- Ну, забыли посадить...».
Среди публикаций пользователей встречается жанр зарисовки: «Пролетели несколько дней на Сицилии, и мы еще практически ничего не успели толком обследовать, кроме нашего мандаринового сада, соседних горных деревушек, супермаркета, рыбной и овощной лавки... но уже почувствовали какую-то особую магию здешних мест <... > символ Сицилии - Тринакрия - вызывает просто восторг и желание остаться здесь навсегда! Затаившиеся у подножия Этны, обросшие плющом, словно волосами, дома сицилийцев, огромные брошенные замки, бесконечные виноградники, детский смех, запах дыма из каминов... идешь по дороге, и такое ощущение, будто ты попал в какой-то фильм...».
Также могут встретиться и полноценные путевые очерки, которые в преимущественно разбиты на сколько небольших по объему текстов и объединены одной общей темой.
Портретный и проблемный очерки практически не присутствуют среди текстов социальной сети «ВКонтакте». Также не популярен жанр фельетона и памфлета в их традиционном виде, что, прежде всего, обусловлено сложностью написания. Другие жанры документально-художественной группы практически не публикуются (пародия, сатирический комментарий, эпиграф, эпитафия и некоторые др.).
Итак, наша гипотеза о том, что тексты социальных сетей обладают рядом жанровых признаков, позволяющих их отнести к тому или иному традиционному жанру журналистского творчества, подтвердилась. По результатам исследования, мы можем сделать следующие
выводы, демонстрирующие жанровые особенности текстов социальных сетей на примере ресурса «ВКонтакте»:
1. Нам удалось обнаружить тексты всех трех традиционных жанровых групп: информационной, аналитической и документально-художественной. Наиболее часто встречаются материалы информационных жанров, что связано с простой их написания в отношении других групп жанров и превалирующей сугубо информационной потребностью аудитории.
2. Наиболее распространенными жанрами являются расширенная информационная заметка, анонс, репортаж, опрос (информационная группа); рецензия, рецензия-анонс, письмо, рекомендация (аналитическая группа); эссе, легенда, анекдот, путевой очерк, зарисовка (художественно-публицистическая группа).
3. Практически во всех публикациях вне зависимости от жанра, присутствуют речевые, орфографические, грамматические ошибки, а также встречается тавтология, использование просторечной лексики, жаргонизмов, употребление в тексте бранных слов и т. д.
4. Большинство материалов, вне зависимости от жанра, представляют собой небольшой текст, в котором сохраняются основные жанровые черты, но при этом происходит уменьшение объема по сравнению с текстами того же жанра в обычных средствах массовой информации.
5. Вне зависимости от жанра, практически любой текст сопровождает фотография или иное изображение, привлекающее внимание читателя. Особенностью визуального подкрепление текстов социальных сетей является добавление сразу нескольких изображений, либо фотографий, не соответствующих тематике текста и рассчитанных исключительно на привлечение внимания аудитории.
6. Тексты социальных сетей, в особенности более сложных жанров, не всегда оригинальны, а зачастую скопированы из других источников, без указания ссылки на источник.
7. Жанры журналистики, изначально подразумевающие объем текста, в социальных сетях обычно размещаются в виде серии публикаций, то есть небольшими разными текстами, которые в совокупности составляют полноценный жанр, например, путевого очерка.
8. Во всех материалах социальных сетей, вне зависимости от жанра, не всегда есть целостность текста: может отсутствовать начало либо логическое завершение.
В ходе исследования ресурса «ВКонтакте» мы выяснили, что тексты социальных сетей в целом соответствуют традиционной жанровой классификации журналистских материалов. Наряду с этим все тексты социальных сетей, вписывающиеся в традиционную систему жанров, имеют свои жанровые и прочие особенности, что делает их отличными от текстов профессиональных средств массовой информации. Подробное изучение данного феномена будет являться дальнейшей перспективной наших научных трудов.
Список литературы
1. Альперина, С. Как социальные сети могут проникнуть на телеэкраны [Электронный ресурс] / С. Альперина // Рос. газ. URL: http:// www.rg.ru/2013/01/23/socialnoe-tv.html.
2. Аудитория ВКонтакте [Электронный ресурс]. URL: http://vk.com/ about?w=page-47200925_44240810.
3. Бахтин, М. М. Проблема речевых жанров / М. М. Бахтин // Эстетика словесного творчества. М., 1979. С. 237-280.
4. Битков, Л. А. Практическое использование социальных сетей специалистами по PR / Л. А. Битков // СМИ и журналистика в новой реальности: материалы Междунар. науч.-практ. конф. «75 лет журналистскому образованию на Урале», фак. журналистики УрГУ. Екатеринбург, 2011. С. 279-283.
5. Браславец, Л. А. Социальные сети как средство массовой информации: к постановке проблемы / Л. А. Браславец // Вестн. Воронеж. гос. ун-та. Сер. Филология. Журналистика. 2009. № 1. С. 125-132.
6. Ишматов, М. Ш. Новости СМИ в социальных сетях: перспективы успешного распространения / М. Ш. Ишматов, А. В. Пустовалов // Вестн. Перм. ун-та. Рос. и зарубеж. филология. 2013. Вып. 4 (24). С. 227-239.
7. Калмыков, А. А. Проблема жанрового различения веб-публикаций / А. А. Калмыков // Журналист. Социальные коммуникации. 2011. № 2. С. 43-49.
8. Князев, А. А. Основы тележурналистики и телерепортажа [Электронный ресурс] / А. А. Князев // Evartist. URL: http://www. evartist.narod.ru/text1/12.htm.
9. Лавров, А. С. О жанрах интернет-журналистики / А. С. Лавров // Вестн. электрон. и печат. СМИ. 2014. № 22. С. 124-133.
10.Морозова, Е. И. Путь Web2.0: от унификации с дифференциации и обратно / Е. И. Мо-
розова // Информационные технологии в жизни современного человека: материалы междунар. науч.-практ. конф. (17 апр. 2013 г.) / отв. ред. А. А. Зарайский. Саратов: Академия Бизнеса, 2013. С.91-94.
11.Пак, Е. М. Теоретические подходы к определению понятия жанра интернет-журналистики / Е. М. Пак // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 6.
12.Пак, Е. М. Конвергенция жанров сетевой журналистики / Е. М. Пак // Вестн. Санкт-Петерб. ун-та. Сер. 9: Филология. Востоковедение. Журналистика. 2012. № 2. С. 268-276.
13.Пользователи Интернета в России [Электронный ресурс] // Интернет в России и в мир. URL: http://www.bizhit.ru/index/users_ count/0-151.
14.Тертычный, А. А. Особенности жанроо-бразования в интернет-СМИ / А. А. Тертычный
// Науч. ведомости Белгород. гос. ун-та. Сер. Гуманитар. науки. 2013. Т. 17, № 6. С. 172-179.
15.Тертычный, А. А. Интернет-СМИ: специфика жанрообразования [Электронный ресурс] / А. А. Тертычный. URL: http://jf.spbu.ru/ upload/files/file_1393939251_5246.docx.
16.Тертычный, А. А. Форматы и жанры в современных СМИ / А. А. Тертычный // Вестн. Моск. ун-а. Сер. 10. Журналистика. 2009. № 6. С. 8.
17.Тертычный, А. А. Жанры периодической печати: учеб. пособие / А. А. Тертычный. М.: Аспект Пресс, 2000. 320 с.
18.Трофимова, Г. Н. Языковой вкус интернет-эпохи в России: Функционирование русского языка в Интернете: концептуально-сущностные доминанты: монография / Г. Н. Трофимова. М. : Изд-во Рос. ун-та дружбы народов, 2009. 380 с.
Морозова Анна Анатольевна - кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры журналистики и медиаобразования факультета журналистики Челябинского государственного университета.
Morozova A. A. Candidate of philological sciences, senior teacher of the Department of Journalism and Media education of the Faculty of journalism, Federal State Budget Educational Establishment of High Professional Education "Chelyabinsk State University".
specifics of traditional journalistic genres in social net texts (BY the example of 'vkontakte')
Social media, partially social nets, being nowadays not only mass communication media but mass information media as well, start being influenced by different laws of journalistic art initially peculiar for traditional and professional Internet mass media. One of these substantial characteristics is the question of genre study in the social net texts. In the given article we considered the place of journalistic genres in the content of social nets, specified the definition of text in social nets and on the basis of general analysis of texts of social net "VKontakte" we denoted their basic genre peculiarities. In the process of research we managed to find the texts of all the three genre groups: informational, analytical and documentary-fictional. As we found out, the most spread genres in social nets are expanded informational note, preview, report, survey (informational group); review, review-preview, letter, recommendation (analytical group); essay, legend, anecdote, travellers' article, sketch (documentary-fictional). Along with this all the texts of social nets included in the traditional genre system have their genre and other peculiarities which makes them different from the texts of professional mass media.
Keywords: genre; text; social media; social nets; VKontakte.
References
1. Al'perina, S. (2013) "Kak sotsial'nye seti mogut proniknut' na teleekrany" [=As social nets may enter the TV screens], in: Rossiyskaya gazeta [=Russian newspaper], available at: http://www. rg.ru/2013/01/23/socialnoe-tv.html, accessed 15.01.2015 (in Russ.).
2. Auditoriya VKontakte [=VKontakte audience], available at: http://vk.com/ about?w=page-47200925_44240810, accessed 15.01.2015 (in Russ.).
3. Bakhtin, M. M. (1979) "Problema rechevykh zhanrov" [=Problem of speech genres], in: Estetika slovesnogo tvorchestva [=Estetics of verbal art], Moscow, pp. 237 - 280 (in Russ.).
4. Bitkov, L. A. (2011) "Prakticheskoe ispol'zovanie sotsial'nykh setey spetsialistami po PR" [=Practical usage of social nets by PR-specialists], in: SMI i zhurnalistika v novoy real'nosti: Materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii "75 let zhurnalistskomu obrazovaniyu na Urale" [=Mass media and journalism in new reality: works of International scientific practical conference "75 years of journalistic education in the Urals"], Ekaterinburg. pp. 279 - 283 (in Russ.).
5. Braslavets, L. A. (2009), "Sotsial'nye seti kak sredstvo massovoy informatsii: k postanovke problemy" [=Social nets as mass media: to the problem statement], in: Vestnik VGU. Seriya: Filologiya. Zhurnalistika [=VGU Herald. Series: Philology. Journalism], Volume 1, pp. 125 - 132. (in Russ.).
6. Ishmatov, M. Sh. and Pustovalov (2013) "Novosti SMI v sotsial'nykh setyakh: perspektivy uspeshnogo rasprostraneniya" [=Mass media news in social nets: perspectives of successful spread], in: Vestnik permskogo universiteta: Rossiyskaya i zarubezhnaya filologiya [=Herald of Perm University: Russian and foreign philology], Volume 24, Issue 4, pp. 227 - 239. (in Russ.).
7. Kalmykov, A. A. (2011), "Problema zhanrovogo razlicheniya veb-publikatsiy" [=Problem of Genre Distinguishing of Web-Publications], in: Zhurnalist. Sotsial'nye kommunikatsii Journalist [=Social Communications], Volume 2, pp. 43-49. (in Russ.).
8. Knyazev, A. A. Osnovy telezhurnalistiki i telereportazha [=TV journalism and TV report basics] / in: Evartist, available at: http://www.evartist.narod.ru/text1/12.htm, accessed 12.01.2015 (in Russ.).
9. Lavrov, A. S. (2014), "O zhanrakh internet-zhurnalistiki" [=On the Genres of Internet-journalism], in: Vestnik elektronnykh ipechatnykh SMI [=Herald of Electronic and Printed Mass-media], Volume 22, pp.124-133. (in Russ.).
10.Morozova, E. I. (2013) "Put' Web 2.0: ot unifikatsii s differentsiatsii i obratno" [=Web 2.0 way: from unification to differentiation and back], in: Informatsionnye tekhnologii v zhizni sovremennogo cheloveka: materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (17 aprelya 2013 g.) [=Information technologies in the life of contemporary man: works of international scientific practical conference (17 April 2013)], Saratov, pp. 91-94. (in Russ.).
11.Pak, E. M. (2013), "Teoreticheskie podkhody k opredeleniyu ponyatiya zhanra internet-zhurnalistiki" [=Theoretical Approaches to the Definition of the Notion of Internet-journalism Genre], in: Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [=Contemporary Problems of Science and Education], Volume 6. (in Russ.).
12.Pak, E. M. (2012), "Konvergentsiya zhanrov setevoy zhurnalistiki" [=Conversion of Net Journalistic Genres], in: Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriya 9: Filologiya. Vostokovedenie. Zhurnalistika [=Herald of Saint-Petersburg University. Philology. Oriental Studies. Journalism], Volume 9, Issue 2, pp. 268-276. (in Russ.).
13.Pol'zovateli Interneta v Rossii [=Internet users in Russia ], in: Internet v Rossii i v mire [=Internet in the Russian and in the world], available at: http://www.bizhit.ru/index/users_count/0-151, accessed 23.12.2014 (in Russ.).
14.Tertychnyy, A. A. (2013), "Osobennosti zhanroobrazovaniya v internet-SMI" [=Peculiarities of Genre-building in Internet Mass Media], in: Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki [=Scientific Bulletin of Belgrad State University. Volume: Humanitarian Sciences], Volume 17, Issue 6, pp. 172-179. (in Russ.).
15.Tertychnyy, A. A. "Internet-SMI: spetsifika zhanroobrazovaniya" [=Internet Mass Media: Spegifics of Genre-building], available at: http://jf.spbu.ru/upload/files/file_1393939251_5246.docx, accessed 15.01.2015 (in Russ.).
16.Tertychnyy, A. A. (2009) "Formaty i zhanry v sovremennykh SMI" [Formats and Genres in Contemporary Mass Media], in: Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya Zhurnalistika [Herald of Moscow University. Volume: Journalism], Issue 6, pp. 8. (in Russ.).
17.Tertychnyy, A. A. (2000) Zhanry periodicheskoy pechati: ucheb. posobie [Genres of periodical press: stady book], Moscow, 320 p. (in Russ.).
18.Trofimova, G. N. (2009) Yazykovoy vkus internet-epokhi v Rossii: Funktsionirovanie russkogo yazyka v Internete: kontseptual'no-sushchnostnye dominanty: monografiya [=Language Taste of Internet Age in Russia: Functioning of the Russian Language in Internet: Conceptual Ontological Dominants: monography], Moscow, 380 P. (in Russ.).