Научная статья на тему 'Категория формата и «Методологический порядок изучения языка»'

Категория формата и «Методологический порядок изучения языка» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
273
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМАТ / ЖАНР / ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / БИЗНЕС-КОММУНИКАЦИЯ / ТИПЫ И ФОРМЫ РЕЧЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / FORMAT / GENRE / CREATIVE ACTIVITY / BUSINESS-COMMUNICATIONS / TYPES AND FORMS OF SPEECH INTERACTIONS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Месеняшина Людмила Александровна

В статье осуществлена попытка соотнести актуальную для теории современных СМИ дискуссию о жанре и формате с разработанной М. М. Бахтиным методологией изучения языка. Автор доказывает, что практика современных СМИ в связи с изменившимися техническими и социальными условиями коммуникации вносит коррективы в эту, признанную классической, методологию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is an attempt to bring into correlation an actual for modern mass-media theory discussion about like genre and format with Bakhtin’s methodology order language research. The author argues that modern mass-media practice corrects this classic methodology order because the technical and social conditions have changed.

Текст научной работы на тему «Категория формата и «Методологический порядок изучения языка»»

12. Miroshnichenko, A. (2011) Kogda umrut gazety [=When the newspapers will die], Moscow, 224 p. (in Russ.)

13. Kalmykov, A. A., Kokhanova, L. A. (2005) Internet-zhurnalistika [=Internet journalism], Moscow, 383 p. (in Russ.)

14. Kalmykov, A. A. (2013) Medialogiya Interneta [=Medialogy of The Internet], Moscow, 272 p. (in Russ.)

15. Stechkin, I. C. (2014) Zhurnalist«VKONTAKTE»sInternetom: uchebnoeposobie [=The journalist in "VKONTAKTE" with the Internet: a tutorial], Khanty-Mansiysk, 144 p. (in Russ.)

16. Ulanova, M. A. (2014) Internet-zhurnalistika: Prakticheskoe rukovodstvo [=Internet journalism: a Practical guide], Moscow, 240 p. (in Russ.)

17. Miroshnichenko, A. (2014) Man as media: The emancipation of authorship, Moscow, 100 p.

Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 5 (360). Филология. Искусствоведение. Вып. 94. С. 235-240.

УДК 070, ББК 076

Л. А. Месеняшина

категория формата и «методологический порядок изучения языка»

В статье осуществлена попытка соотнести актуальную для теории современных СМИ дискуссию о жанре и формате с разработанной М. М. Бахтиным методологией изучения языка. Автор доказывает, что практика современных СМИ в связи с изменившимися техническими и социальными условиями коммуникации вносит коррективы в эту, признанную классической, методологию.

Ключевые слова: формат; жанр; творческая деятельность; бизнес-коммуникация; типы и формы речевого взаимодействия.

Вопрос о формате не перестает волновать как специалистов по теории СМИ, так и практикующих журналистов. Причем если для практической журналистики категория формата интересна прежде всего, если так можно выразиться, в апофатическом аспекте, т. е. для понимания того, что такое «неформат», то для теоретиков массовой коммуникации важно прийти к пониманию того, что есть сущность формата и более того - стоит ли за этим словом некая сущность вообще. По-прежнему остро стоит вопрос о соотношении понятий 'формат' и 'жанр'.

В настоящих заметках осуществляется попытка подойти к дискуссии о жанре и формате с позиций М. М. Бахтина. Предполагается, что методологический подход М. М. Бахтина к решению лингвистических задач может позволить более отчетливо разграничить понятия жанра и формата. Как известно, в работе «Марксизм и философия языка» М. М. Бахтин (выступающий в этой работе под именем В. Н. Волошинова) предлагает следующий

методологический порядок изучения языка: «1) формы и типы речевого взаимодействия в связи с конкретными условиями его; 2) формы отдельных высказываний, отдельных речевых выступлений в тесной связи со взаимодействием, элементами которого они являются, т. е. определяемые речевым взаимодействием, жанры речевых выступлений в жизни и в идеологическом творчестве; 3) исходя отсюда пересмотр форм языка в их обычной лингвистической трактовке» [3. С. 105].

Как известно, категория формата используется не только в СМИ. Т. И. Сурикова отмечает: «По-латыни формат — это «вид, внешнее оформление». В полиграфию термин вошел в XVIII веке в значении 'размер печатного издания, размер листа <.. .> Сема стандарт оказывается в этом термине для профессионального сознания актуализированной <...> Понятие формат получило широкое распространение и в дипломатии, бизнесе, психологии, педагогике, рекламе и даже спорте. Причем только в первой из названных областей оно приобрело

хоть какую-то понятийную определенность и означает 1) особенности взаимодействия с партнером: «Власть, пресса, гражданское общество: новый формат диалога»; «Народная дипломатия» станет новым форматом общения между левым и правым берегами Днестра; Новый формат нефтяных отношений; Госдума рекомендует правительству России пересмотреть формат отношений с непризнанными республиками; 2) состав, количество участников переговоров: формат переговоров 2+2 <...> В психологии и педагогике формат приобретает значение 1) объем и структура материала: Формат раздела «Лексика и грамматика»; 2) образец <...> 3)спо-соб организации социальных отношений <...> Таким образом, в «поведении» модного крайне расплывчатого и неопределенного слова формат можно констатировать две противоположных тенденции: первая - это возможная терминологизация одного из значений, благодаря которой удовлетворяется коммуникативная потребность дополнить существующие классификации СМИ, и вторая - это экспансия модного слова в коммуникации, доходящая до полного обессмысливания понятия» [9].

Терминологическую нечеткость категории формата Г. В. Лазутина и С. С. Распопова обусловливают постоянным изменением технических возможностей коммуникации [6]. Г. Я. Солганик, Т. И. Сурикова и нек. др. подчеркивают «размытость», «нетермино-логичность» понятия 'формат', смысловую неоднозначность его [4]. Так, в некоторых случаях понятия 'жанр' и 'формат' почти отождествляются: «.понятие формат как синоним жанра употреблено в следующих случаях: работа перед камерой в самых разнообразных форматах (от индивидуального интервью до командной пресс-конференции» (Т. И. Сурикова [9]), в других же случаях, как отмечает этот автор, оно может обозначать и стиль, и разновидность СМИ, и канал коммуникации, и технологию общения с аудиторией, не говоря уже о тех смыслах, которые приобретает слово «формат» вне теории массовой коммуникации. Терминологическую нечеткость категории формата многие ученые (О. Р. Лащук, А. А. Новикова, Л. Д. Болотова, С. В. Кравченко) связывают с динамизмом технологий медиаиндустрии, динамикой современного радио- и телерынка, тенденцией к его переформатированию, активностью меди-апроизводителей [4].

Развивая мысль о связанности категории формата с динамикой спроса на теле- и радиопродукты, А. Г. Качкаева, И. Н. Кемарская, М. И. Макеенко, О. Р. Лащук и др., отмечают принадлежность категорий жанра и формата к разным сферам деятельности: категория жанра принадлежит творческому процессу, а категория формата - бизнес-процессу [4]; «формат - понятие рыночное, а жанр - эстетическое» (В. Л. Цвик [4]). Однако это - и весьма существенное - разграничение нимало не объясняет, влияет ли категория формата на речевую составляющую текстов СМИ, и если влияет, то каким образом это возможно в принципе и в чем это влияние может проявляться. Д. И. Алексеенко отмечает, что такие форматы информационных агентств, как бизнес-лента, информационный терминал, информационно-аналитическая система, являются фактором, модифицирующим традиционные журналистские жанры [1, 2]

Практикующие журналисты наличие такого влияния признают, эмпирически достаточно отчетливо представляют себе его суть и даже пытаются, хотя бы в иронической форме, его отрефлектировать [12]. Однако для ответа на вопрос, каким образом формат оказывается фактором, влияющим на вербальную составляющую произведения СМИ, этого явно недостаточно.

Наиболее легким путем решения в этой области представляется попытка рассмотреть соотношение жанра и формата в логике «часть - целое». «Можно сказать, - отмечает А. В. Николаева, - что внутрижанровая речевая структура становится форматом, в который без остатка помещаются традиционные жанры» [9], т. е. жанр по отношению к формату оказывается более узким понятием. «... Жанр, скорее, будет входить в формат как один из компонентов» (О. Р. Лащук [9]). Однако анализ материалов этой дискуссии [4, 6, 9] позволяет заметить, что не все так просто, и, по-видимому, различия лежат не в сфере логики, а в сфере прагматики. Действительно, при всех разногласиях, участников дискуссии объединяет то, что категорию жанра они связывают с идеей авторства, а категорию формата с потребностями так или иначе сегментированной аудитории, иначе говоря, с идеей адресата. «Формирование представлений о формате разных СМИ в каждом отдельном случае осуществляется, очевидно, по-разному. Но, главным ориентиром такого формирования

во всех случаях выступает доминантный интерес того сегмента аудитории, на который рассчитано издание» (А. А. Тертычный [7], выделено автором - Л. М). Именно этим обусловлен и высокий уровень динамизма категории формата, и зависимость ее от динамики технических возможностей коммуникации, и тенденция к переформатированию современного радио- и телерынка. Это наблюдение позволило автору этих строк предположить, что «традиционная типология жанров строится на ономасиологическом подходе, представляя собой "активную" жанровую грамматику, - типология же форматов тем временем формирует "пассивную" жанровую грамматику. Таким образом, можно допустить, что антиномия жанра и формата есть еще один вариант универсальной языковой антиномии говорящего и слушающего, и - шире - общекоммуникативной антиномии автора и адресата» [8. С. 536]. Однако активное обсуждение этого вопроса в ходе работы V Международного конгресса исследователей русского языка [10] побудило обратить внимание на то, что понятия жанра и формата, очевидно, нельзя рассматривать как лежащие в одной плоскости.

Г. В. Лазутина обращает внимание на важную особенность противопоставленности жанра формату: жанр - понятие теории творчества, передающее специфику определенного вида того или иного рода творчества и продуктов этого вида, а «формат - понятие коммуникати-вистики». Формат «обозначает совокупность признаков какого-либо предмета коммуникации, выступающих в качестве критериев при соотнесении его с другими предметами коммуникации в целях выявления его коммерческой значимости» [5]. Всесторонне проанализировав соотношение жанра и формата, Г. В. Лазутина приходит выводу: «понятие "формат" в настоящий период выступает в качестве меры соответствия какого-либо информационного продукта ключевым признакам той совокупности продуктов, с которой он соотносится. Поэтому и возможно использовать это понятие как инструмент, позволяющий оптимизировать структуру массовых информационных потоков, реализуя ту или иную коммуникативную стратегию» [7] (выделено автором - Л. М). Из указанного выше вытекает ряд следствий. Во-первых, формат - категория реляционная, проявляющая себя лишь при сопоставлении двух (и более) продуктов в плане их коммерческой эффективности. Во-вторых, черты того или иного

формата не могут быть константными в силу динамизма рыночной конъюнктуры; в-третьих, рамки того или иного формата можно установить лишь эмпирическим путем. В силу изложенного, можно вывести четвертое следствие: локутивные ограничения или маркеры, наложенные форматом, в определенных СМИ и в определенных социально-экономических условиях могут частично (иногда почти полностью) совпадать с жанровыми, как отмечает Я. Н. Засурский[7]); «возникает частичное совпадение объемов понятий "жанр" и "формат"» (Г. В. Лазутина [7]). Но могут и существенно отличаться от них, включая в себя, например, серьезные ограничения диктального (предметно-тематического) характера: «Форматы печатных СМИ обуславливаются предметно-тематической направленностью, целевым назначением, охватом, внешним видом издания, его размерами, объемом, периодичностью выходов, допустимым контентом» (А. В. Николаева [9]). И пятое: жанр и формат должны быть предметом исследования разных научных дисциплин, поскольку различия между ними лежат не только в онтологической, но и в гносеологической плоскости: «Образующие формат факторы "живут" не только на текстовом уровне, но и, видимо, на всех уровнях и этапах медиа-производства» (Т. И. Фролова [4]).

Это означает, что объективные явления, которые мы называем жанром и форматом, не только не лежат в одной плоскости, но принадлежат разным пространствам, которые, впрочем, частично пересекаются; иначе говоря, пространство бизнес-коммуникации частично пересекается с пространством творческой деятельности. Рамки последнего заданы жанровыми системами языка и других сфер творчества. «Журналистские произведения <...> могут рассматриваться с точки зрения того места, которое должны занимать в каналах коммуникации на основании своих смысловых или формальных характеристик. Поэтому и возникает частичное совпадение объемов понятий "жанр" и "формат"», - отмечает Г. В. Лазутина, и далее: «Формат определяет место информационных продуктов в процессе коммуникации» [7]. Возможно, именно такое понимание позволило А. Б. Голубовскому пояснить эту функцию формата, сравнив формат с «ситом», которое «через себя пропускает разные содержания», как бы отсеивая не проходящие в его отверстия произведения СМИ [11]. Из этого сравнения следует, что формат осуществляет

отбор произведений по некоторым признакам, вычленяя, «вырезая» из множества возможных произведений только те, которые отвечают определенному стандарту. На наш взгляд, отношения между жанром и форматом более правильно описать иным сравнением. Если жанр уподобить воздушному шару, то та сторона оболочки, которая обращена внутрь шара, будет принадлежать жанру, а та, которая обращена наружу, - формату. Внутренняя и внешняя поверхности, естественно, будут повторять форму друг друга, принадлежа при этом разным пространствам. Отсюда следует, что жанр - характеристика внутренней структуры высказывания (и шире - вообще произведения), формат же определяется внешними связями высказывания (произведения) в коммуникативном процессе. Это соотношение можно уподобить традиционному для языкознания противопоставлению значения и значимости, когда значение соотносит знак с объектом и понятием о нем, а значимость - с набором противопоставлений, в которые знак входит в знаковой системе. Значение и значимость, представляя собой разные сущности, не могут не оказывать влияния друг на друга. В эпоху расцвета структурализма наиболее крайние представители этого направления призывали вовсе отказаться от категории значения, рассчитывая, что категории значимости достаточно для постижения свойств языковой системы. В сущности, о том же говорит экспансия понятия 'формат'.

Вместе с тем то обстоятельство, что охарактеризовать отношения между жанром и форматом оказывается возможным главным образом с помощью конкретных образов, сравнений и метафор, говорит о том, что понятийные отношения между ними либо пока мало изучены, либо вовсе еще не вполне сформировались.

Тем не менее такое понимание объясняет как черты сходства жанра и формата, так и черты их несходства. Сходство обусловлено тем, что обе эти категории приложимы к одному объекту - речевому (вербально-аудио-ви-зуальному) произведению, а несходство - тем, что категория жанра описывает внутреннюю структуру высказывания, а категория формата описывает положение того же произведения в системе коммуникативных отношений, включая как техническую, так и коммерческую и юридическую коммуникацию. Будучи категорией внешней по отношению к речевому произведению, формат не может не оказывать известного деформирующего воздействия на

жанровые нормы этого произведения и, через их посредство, - на его текст. Отсюда и ло-кутивные сдвиги в высказывании под воздействием категории формата.

Возвращаясь к описанному В. Н. Волоши-новым методологическому порядку изучения языка, мы обнаруживаем, что формат занимает свое место среди «типов и форм речевого взаимодействия» и таким образом, предписывает 1) отбор определенных жанров; 2) отбор языковых форм, реализующих тот или иной жанр. Вместе с тем мы видим, что данная схема статична и не передает возможностей активного, двустороннего характера взаимодействия между 1) формами речевого взаимодействия и жанрами, 2) жанрами и их речевой (локутив-ной) реализацией.

Отсюда необходимо сделать вывод, что категория формата должна занять свое место в методологической схеме изучения языка, как категория, позволяющая разбить типы и формы речевого взаимодействия на статичные, где формы речевого взаимодействия действительно «играют роль сита», отсеивающего неподходящие жанры и их конкретные реализации; и динамичные, чутко реагирующие на динамику общественных отношения, технических возможностей коммуникации и т. д., изменением набора жанров и возможностей их реализации.

Список литературы

1. Алексеенко, Д. И. Жанровые особенности сообщений экономических агентств / Д. И. Алексеенко // Вестн. Челяб. гос. ун-та. 2014. № 3. С. 9-12.

2. Алексеенко, Д. И. Особенности источников экономической информации как финансовых партнеров информационных агентств [Электронный ресурс] / Д. И. Алексеенко // Изв. Иркут. гос. экон. акад. (Байк. гос. ун-т экономики и права): электрон. журн. 2014. № 3. URL: http:// eizvestia.isea.ru/reader/artiale. aspx?id=19133.

3. Волошинов, В. Н. Марксизм и философия языка / В. Н. Волошинов. М.: Лабиринт, 1993. 189 с.

4. Вестник Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2010. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://www.journ.msu.ru/science/pub/msu-bulletin/?print=Y (дата обращения: 12.01.2013).

5. Лазутина, Г. В. Жанр и формат как понятия современной журналистики. Видеоконспект доклада [Электронный ресурс] / Г. В. Ла-

зутина. URL: http://www.google.ru/url?sa=t&rct= j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&ved=0CCEQ FjAA&url=http%3A%2F%2Fwww.mediascope. ru%2Ffiles%2Flazutina.ppt&ei=tnmIVLvwFIv5 ywO5yYKQCg&usg=AFQjCNGGcaqKyTIPW DcbpXP7WenMO1Afvw&bvm=bv.81456516,d. bGQ&cad=rjt (дата обращения - 10.12.14).

6. Лазутина, Г. В. Жанры журналистского творчества: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности «Журналистика» / Г. В. Лазутина, С. С. Распопова. М.: Аспект Пресс, 2011. 320 с.

7. Межкафедральный семинар «Динамика жанров и форматов» [Электронный ресурс] // Медиаскоп. Электронный научный журнал Факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова. Posted February 15th, 2010 by Editor. URL: http://www.mediascope.ru/taxonomy/ term/221 (дата обращения: 18.10.1014).

8. Месеняшина, Л. А. Категория формата как реализация «пассивной жанровой грамматики» в СМИ / Л. А. Месеняшина // Когнитивные исследования языка. Вып. 18. Язык, познание, культура: методология когнитивных исследований: материалы Междунар. конгр. по когнитив. лингвистике (22-24 мая 2014 г.). М.; Тамбов; Челябинск, 2014. С. 534-537.

9. Методический семинар «Динамика развития форматов и жанров в современных СМИ» [Электронный ресурс] // Медиаскоп. Электронный научный журнал Факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова. Posted June 22nd, 2009 by Editor. URL: http:// www.mediascope.ru/taxonomy/term/221 (дата обращения: 18.10.1014).

10.Русский язык: исторические судьбы и современность: V Междунар. конгр. исслед. рус. яз. (Москва, МГУ им. М. В. Ломоносова, филол. фак., 18-21 марта 2014 г.): тр. и материалы / сост. М. Л. Ремнёва, А. А. Поликарпов, О. В. Кукушкина. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2014. 848 с.

11.Фанайлова, Е. Формат. Радио «Свобода». 05.03.2006 15:00 [Электронный ресурс]. URL: http://www.svoboda.org/content/ transcript/133576.html (дата обращения: 18.01.2015).

12.Формат новости для разных соц. сетей [Электронный ресурс]. URL: https://www. facebook.com/media/set/?set=a.56832085657404 3.1073741828.517743878298408&type=1 (дата обращения 1.12.2014).

Месеняшина Людмила Александровна - доктор педагогических наук, профессор кафедры русского языка Челябинского государственного университета.

category format and "methodological procedure for language learning"

This article is an attempt to bring into correlation an actual for modern mass-media theory discussion about like genre and format with Bakhtin's methodology order language research. The author argues that modern mass-media practice corrects this classic methodology order because the technical and social conditions have changed.

Keywords: format; genre; creative activity; business-communications; types and forms of speech interactions.

References

1. Alekseenko, D.I., (2014) "Zhanrovye osobennosti soobshcheniy ekonomicheskikh agentstv" [=The genre particular qualities of economic agencies'communications], in Bulletin of Chelyab. state. university, № 3, pp. 9-12. (in Russ.).

2. Alekseenko, D.I. ( 2014) "Osobennosti istochnikov ekonomicheskoy informatsii kak finansovykh partnerov informatsionnykh agentstv" [=The particular qualities of economic information sources like finance partners of nformation agencies] in Izv. Irkut. Gos. Ekon. Akad. (Bayk. gos. un-t ekonomiki i prava, - №3. [Network literature], available at URL. http:// eizvestia.isea.ru/reader/artiale. aspx?id=19133, accessed 10.12.14 (in Russ.).

3. Voloshinov, V.N.(1993) Marksizm i filosofia jazyka [=Marksism and language philosophy],

Labirint, Moscow, 189 p. (in Russ.).

4. «Bulletin of Moscow university ». Series. 10. Journalism. 2010. J№6. [Network literature], available at http://www.journ.msu.ru/science/pub/msu-bulletin/?print=Y , accessed 12.01.2013 (in Russ.).

5. Lazutina, G.V. Zhanr i format kak ponyatiya sovremennoy zhumalistiki. [=Genre and format as categories of modern journalism]. Videotape of lecture [Network literature], available at http://www. google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&ved=0CCEQFjAA&url=http%3A%2F%2F www.mediascope.ru%2Ffiles%2Flazutina.ppt&ei=tnmIVLvwFIv5ywO5yYKQCg&usg=AFQjCNGGca qKyTIPWDcbpXP7WenMO1Afvw&bvm=bv.81456516,d.bGQ&cad=rjt, accessed 10.12.14) (in Russ.).

6. Lazutina, G.V., Raspopova, S.S. (2011) Zhanry zhurnalistskogo tvorchestva : uchebnoeposobie dlya studentov vuzov, obuchayushchikhsyapo napravleniyu i spetsial'nosti «Zhurnalistika» [=Genres of journalism creation] A study textbook, Moscow, AspektPress, 320 p. (in Russ.).

7. Mezhkafedral'nyy seminar " Dinamika zhanrov i formatov" ^Interdepartmental seminar "The dynamics of genres and formats"], in"Mediaskop" [Network literature], Network science journal. Posted February 15th, 2010 by Editor, available at http://www.mediascope.ru/taxonomy/term/221, accessed 18.10.1014 (in Russ.).

8. Mesenyashina, L.A. (2014) "Kategoriya formata kak realizatsiya «passivnoy zhanrovoy grammatiki» v SMI" [=The category of "format" as realize of "passiv genre grammar" in mass-media], in Cognitive Studies of Language, Volum 18, "Language, Knowledge, Culture: Methodology of cognitive Research. Papers of International Congress on Cognitive Linguistics 22-24 May 2014. Moscow -Tambov - Chelyabinsk, pp. 534-537. (in Russ.).

9. Metodicheskiy seminar «Dinamika razvitiya formatov i zhanrov v sovremennykh SMI» [=Methodology seminar "The dynamics of genres and formats evolution of modern mass-media], in "Mediaskop" [Network literature], Network science journal. Posted. June 22nd, 2009 by Editor, available at http://www.mediascope.ru/taxonomy/term/221 accessed 18.10.2014 (in Russ.).

10. Russkyi jazyk: Istoricheskye sudby I sovremennost (2014) [=Russian Language: Its Historical Destiny and Present State. The Fifth International Congress of Russian Language Researchers] Moscow, Lomonosov Moscow State University, faculty of philology March 18-21, 2014 Proceedings and materials Collected by Marina L. Remneva, Anatoliy A. Polikarpov, Olga V. Kukushkina Moscow University Press 2014, 848 p. (in Russ.).

11. Fanailova, E (2006) "Format" [=Format] in Radio"Freedom" [Network literature] available at http://www.svoboda.org/content/transcript/133576.html, accessed 18.01.2015. (in Russ.).

12.Format novosti dlya raznykh sots. setey [= The news format for different social nets], [Network literature], available at https://www.facebook.com/media/set/?set=a.568320856574043.1073741828.51 7743878298408&type=1 accessed 1.12.2014).

Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 5 (360). Филология. Искусствоведение. Вып. 94. С. 240-249.

ББК 76.006.5, УДК 070

А. А. Морозова

специфика традиционных жанров журналистики в текстах социальных сетей (на примере «вконтакте»)

Социальные медиа, а в частности социальные сети, будучи сегодня не только средством массовой коммуникации, но и средством массовой информации, начинают испытывать на себе воздействие различных законов журналистского творчества, изначально характерных для традиционных и профессиональных интернет-СМИ. Одной из таких содержательных характеристик является вопрос жанрового изучения текстов социальных сетей. В данной статье автор рассмотрит место традиционных жанров журналистики в контенте социальных сетей, уточнит понятие текста в социальных сетях, и на основе общего анализа текстов «ВКонтакте» обозначит их основные жанровые особенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.