Научная статья на тему 'Специфика и возможности самореализации и социализации в тхэквондо (на примере ДЮЦ «Орион», объединение тхэквондо, г. Новокузнецк)'

Специфика и возможности самореализации и социализации в тхэквондо (на примере ДЮЦ «Орион», объединение тхэквондо, г. Новокузнецк) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
295
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ТХЭКВОНДО / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / КУЛЬТУРА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Григоренко Сергей Андреевич, Пантюхов Олег Анатольевич

В статье рассмотрены теоретические и практические возможности организации процессов социализации и самореализации в секции тхэквондо, определены основы и выделены результаты научно-практической деятельности педагога дополнительного образования, реализующего образовательные услуги по тренировочному процессу в тхэквондо.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Григоренко Сергей Андреевич, Пантюхов Олег Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика и возможности самореализации и социализации в тхэквондо (на примере ДЮЦ «Орион», объединение тхэквондо, г. Новокузнецк)»

SCIENCE TIME

СПЕЦИФИКА И ВОЗМОЖНОСТИ САМОРЕАЛИЗАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ В ТХЭКВОНДО (НА ПРИМЕРЕ ДЮЦ «ОРИОН», ОБЪЕДИНЕНИЕ ТХЭКВОНДО, Г. НОВОКУЗНЕЦК)

Григоренко Сергей Андреевич, Новокузнецкий филиал институт ФГБОУВПО «Кемеровский государственный университет»,

г. Новокузнецк, МАО ДОД ДЮЦ «Орион», объединение ТХЭКВОНДО, г. Новокузнецк

Пантюхов Олег Анатольевич, МАО ДОД ДЮЦ «Орион», объединение ТХЭКВОНДО, г. Новокузнецк

E-mail: ffk-nauka@ya.ru

Аннотация. В статье рассмотрены теоретические и практические возможности организации процессов социализации и самореализации в секции тхэквондо, определены основы и выделены результаты научно-практической деятельности педагога дополнительного образования, реализующего образовательные услуги по тренировочному процессу в тхэквондо.

Ключевые слова: социализация, тхэквондо, самореализация, культура самостоятельной работы, педагогическое взаимодействие.

Теория и практика социализации и самореализации в современной педагогической практике в ресурсах формирования культуры самостоятельной работы педагога и обучающегося в различных аспектах профессионально-педагогического знания изучена и описана в ряде публикаций - монографий, учебных пособий, научных статьях [1-22].

Социализация в тхэквондо - это антропологически уникальный процесс включения юного спортсмена, занимающегося тхэквондо, в социальную группу, имеющую свои нормы, требования, уставы, направленные на формирование потребностей в здоровом образе жизни (ЗОЖ), физическом развитии и высоких достижениях, выделяющихся в ресурсах постановки, верификации и решения субъектно-средовых противоречий, непосредственно связанных с занятиями тхэквондо (Григоренко С. А., 2014).

Самореализация в тхэквондо - это процесс самостоятельной постановки и решения противоречий, определяемых личностью в цели своего становления, а

также занятий тем или иным видом деятельности, определяющего и модифицирующего уникальное стремление человека качественно проявить себя в обществе, отразив свои положительные свойства и компетенции в ресурсах и специфике занятий, основанных на философии тхэквондо (Григоренко С. А., 2014).

Система принципов педагогического взаимодействия тренера-преподавателя по тхэквондо с обучающимися, занимающимися тхэквондо (Григоренко С. А., 2014):

1. Принцип научной организации тренировочного процесса по тхэквондо: принцип последовательности, системности и систематичности в структуре подготовки спортсмена; принцип объективности, логичности, прочности в учете возможностей личности, качестве тренировочного процесса и специфики педагогической поддержки; принцип культуросообразности и природосообразности в организации тренировок и соревнований; принцип единства целей, ценностей, смыслов педагогического взаимодействия; принцип разнообразия методов, форм и средств в организации тренировочного процесса и педагогического взаимодействия в целом; принцип оптимизации подготовки спортсмена, занимающегося тхэквондо.

2. Принцип построения и верификации акметраектории в структуре занятий тхэквондо: принцип формирования потребности в самореализации и самосовершенствовании; принцип оптимизации условий и ресурсов самовыражения и самоутверждения личности в тхэквондо; принцип единства самовоспитания и самообразования в структуре становления личности; принцип формирования культуры самостоятельной работы личности спортсмена, занимающегося тхэквондо.

3. Принцип формирования потребности в ЗОЖ: принцип соблюдения режима дня и здорового питания; принцип своевременного восстановления и отдыха; нормирование физической нагрузки согласно возрастных и физиологических возможностей и ограничений.

4. Принцип оптимизации ресурсов и условий, методов и средств общефизической подготовки (ОФП): принцип индивидуального и группового подбора физических упражнений; принцип учёта возрастных особенностей и уровня физической подготовки в структуре обоснования использования выбранного метода ОФП; принцип традиционного деления на группы (НФП, СФП, УТГ, СС, ВСМ); принцип объективного контроля над результатами тренировок.

5. Принцип создания оптимальных условий для проведения СФП: принцип увеличения длительности и интенсивности тренировочного процесса согласно научным (научно-методическим) представлениям о возможностях и ресурсах личности спортсмена, занимающегося тхэквондо; принцип

акцентуации на качественном развитии у спортсмена гибкости, скоростно-силовых характеристик, выносливости, силы и пр.; принцип оптимального включения учебно-тренировочных сборов в структуру СФП.

В 1991 г. в г. Новокузнецк была основана Кемеровская областная федерация тхэквондо, её руководителем стал бывший тренер по рукопашному бою Виктор Ломсаргис. Первые секции тхэквондо базировались в ДЮСШ № 6 им. В.П. Манеева, спортсмены и тренеры постоянно принимали участие в семинарах, спортивных сборах, соревнованиях. С 1992 г в г. Новокузнецке для проведения спортивных семинаров приглашали одного из основателей тхэквондо в Советском Союзе Хан Гремляна (обладатель чёрного пояса (3 ДАН), тренер сборной Узбекистана). Хан Гремлян в дальнейшем тренировал сборные команд Таджикистана и Киргизии, был аттестован на 4 дан, плотно контактировал и учился у профессора из Южной Кореи Чой Сунг Мо (8 ДАН), при этом постоянно приезжая в г. Новокузнецк передавать свой опыт, проводил семинары и даже около года работал со сборной командой Кемеровской области, помогая тренировать ребят Моисееву Андрею (тогда тренеру сборной).

В 1994 году произошла смена руководства в федерации, вместо уехавшего за рубеж Виктора Ломсаргиса должность руководителя федерации после отчётно -выборной конференции занял его заместитель Олег Пантюхов (январь 1995 г.), с этого времени идейный вдохновитель и учитель Хан Гремлян стал чаще посещать г. Новокузнецк и помогать в тренировочном процессе молодым тренерам федерации.

В 1996 г. и 1997 г. он пригласил своего учителя Чой Сунг Мо для проведения аттестационного семинара по тхэквондо с участием спортсменов и тренеров Западной Сибири. В области появилось свыше 15 обладателей чёрных поясов. Спортсмены росли и совершенствовались, после некоторой паузы - в

1994 году трое спортсменов: Моисеев Андрей, Власенко Денис и Пищальникова Ксения на первенстве России среди юниоров выполнили нормативы Мастеров Спорта, заняв вторые места в своих категориях, норматив Мастера Спорта выполнил Бражников Александр, став победителем Первенства России среди юниоров (г. Сызрань 1998 г.), на следующий год финалистом юниорского первенства России (г. Воронеж) стал Слободчиков Антон - выполнил норматив Мастера Спорта. Ещё через год финалистом стал Денисов Артём - первенство России среди юниоров, г. Волгоград, 2000 г. Таким образом, к 10-летнему юбилею федерации в организации насчитывалось 8 мастеров и 10 кандидатов в Мастера спорта России.

Надо сказать, что тхэквондо развивался не только в г. Новокузнецке. В 2003г. Этот вид спорта стал развиваться в п. Малиновка, затем в г. Осинники. В

1995 г. Тхэквондо (ВТФ появился в г. Кемерово. В 2011 г. присоединился г. Мыски.

На сегодня коллективными членами ОО «Кемеровская областная федерация ТХЭКВОНДО» являются спорт-клуб «Пантера» (г. Кемерово) и спорт-клуб «Торандо» (г. Новокузнецк).

В области работают 15 тренеров и занимаются около 600 спортсменов. В 1994 г. в ДЮЦ «Орион» был приглашен на работу с младшими классами проводить занятия тхэквондо Пантюхов Олег Анатольевич.

1995 г. помимо младших школьников была организована первая спортивно -оздоровительная группа тхэквондо, со следующего года таких групп стало 2, затем больше. Так ДЮЦ «Орион» стал настоящим центром подготовки спортсменов - разрядников, Кандидатов и Мастеров Спорта, здесь проводились открытые первенства ДЮЦ «Орион», первенства города и области, аттестационные семинары с приглашением мастеров ТХЭКВОНДО (Хан Гремлян Григорьевича (5дан), Данилов Сергей Алексеевич, Международный судья класса «А» (5 дан).

Перечислим наши достижения в ДЮЦ «Орион», объединение ТХЭКВОНДО [22]:

2000г. Первенство России среди юношей и девушек (г. Саратов)- Шитова Наталья -2 место. Выполнила норматив кандидата в мастера спорта (КМС).

2001г. Первенство России среди юношей и девушек (г. Шахты, Ростовская обл.)- Шитова Наталья - 3 место.

2002г. Первенство России среди юношей и девушек (г. Саратов)- Шитова Наталья -1 место.

2003г. VIII Всероссийский юношеский турнир на призы ОАО «Динур» (г Первоуральск) - Пантюхов Алексей - 1 место.

2003г. Чемпионат России среди мужчин и женщин (г. Новосибирск)-Чешуина Марина- 3 место. Выполнила норматив мастера спорта России (МС).

2004г. Первенство России среди юниоров и юниорок (г. Барнаул)- Чешуина Марина - 3 место.

2004г. IX Всероссийский юношеский турнир (г. Первоуральск) - Нефедов Денис - 2 место, Сушко Сергей - 3 место.

2005г. Спартакиады школьников России (II этап, СФО)- Нефедов Денис- 1 место, Ликстанова Наталья -1 место. Выполнили норматив КМС. Пантюхов Алексей - 2 место.

2005,2006г. XI Всероссийский юношеский турнир на призы ОАО «Динур» (г. Первоуральск) - Куликов Дмитрий - 1 место. Выполнил норматив КМС, Жигадло Кирилл (2005г.) - 2 место.

2007г. Первенство России среди юниоров и юниорок (г. Оренбург)- Нефедов Денис - 3 место. Выполнил норматив МС.

2007г. Всероссийский турнир на Кубок Губернатора Новосибирской области (г. Новосибирск) мужчины Пантюхов Алексей- 1 место, Ликстанова Наталья - 1

место, Нефедов Денис - 1 место, Жигадло Кирилл - 3 место. Григоренко Сергей - 3 место. Выполнил норматив КМС.

2007-2008г. Чемпионат России среди студентов (г. Челябинск), (г. Москва)-Пантюхов Алексей -3 место.

2009г. Международный турнир «Олимпийские надежды» (г. Челябинск), юниоры - Куликов Дмитрий - 3 место.

2010г. Международный турнир «Олимпийские надежды» (г. Челябинск), юноши - Печенкин Степан - 3 место

2010г. Первенство Сибирского Федерального округа среди юношей и девушек (г. Новосибирск)- Печенкин Степан- 1 место, Кириллова Александра- 2 место.

2012г. Первенство Сибирского Федерального округа среди юниоров и юниорок (г. Барнаул)- Адонин Кирилл -3 место.

2012г. Первенство Сибирского Федерального округа среди юношей и девушек (г. Кемерово) - Михалев Данил - 2 место.

2012г. XVII Всероссийский юношеский турнир на призы ОАО «Динур» (г. Первоуральск) - Шенбергер Зали - 1 место.

2012г. Чемпионат Сибирского Федерального округа (г. Бердск), мужчины -Адонин Кирилл-2 место. Выполнил норматив КМС.

2013г. Первенство Сибирского Федерального округа среди юниоров и юниорок (г. Омск) - Тонких Никита - 3 место.

2013г. Первенство Сибирского Федерального округа среди юношей и девушек (г. Барнаул) - Шенбергер Зали - 2 место, Скворцова Ольга - 2 место, Михалев Данил - 3 место, Рыжков Глеб - 3 место.

2013г. Международные детские игры «Спорт-Искусство-Интеллект» (г Новосибирск)- Шенбергер Зали- 1 место, Шенбергер Георгий - 1 место, Рыжков Глеб - 1 место.

2013г. Международный Фестиваль боевых искусств «Кубок Балтийского Моря» тхэквондо, юноши: Шенбергер Зали- 1 место, Рыжков Глеб - 2 место.

2013г. XVIII Всероссийский юношеский турнир на призы ОАО «Динур» (г Первоуральск) - Михалев Данил - 2 место, Шенбергер Георгий - 3 место.

2014г. Первенство Сибирского Федерального округа среди юношей и девушек (г. Новосибирск) - Шенбергер Георгий - 2 место, Шенбергер Зали -3место, Примаченко Денис - 3 место.

В такого рода деятельности легко можно использовать профессионально -педагогические кейсы [1, 2] и портфолио обучающегося [12, 13, 19] для иллюстрации возможностей и качества социализации и самореализации личности педагога и обучающегося через тхэквондо.

Попытаемся уточнить понятие «культура самостоятельной работы обучающегося, занимающегося тхэквондо, а затем наметим перспективы

дальнейшей научной работы в структуре занятий тхэквондо.

Под культурой самостоятельной работы обучающегося, занимающегося тхэквондо будем понимать процесс своевременного и продуктивного включения личности спортсмена в систему самосовершенствования и самореализации личности, построенную на философии тхэквондо, обеспечивающей уровневое познание основ тхэквондо и двух системную специфическую структуру отображения результатов становления личности спортсмена в тхэквондо.

В структуре формирования культуры самостоятельной работы обучающегося планируется принятие участие в научно-практической конференции обучающихся средних общеобразовательных школ, лицеев, гимназий «Портфолио как итог формирования культуры самостоятельной работы обучающегося» (г. Новокузнецк, НФИ ФГБОУ ВПО КемГУ).

В такого рода практике были награждены два участника, совмещающих и научно-исследовательскую работу, и учебно-трени-ро-воч-ный процесс в МАО ДОД ДЮЦ «Орион», объединение ТХЭКВОНДО (г. Новокузнецк) - это Шенбергер Зали (диплом I степени) и Шенбергер Георгий (диплом I степени).

Теория и практика реализации идей самосовершенствования, самореализации и социализации обучающихся в структуре занятий тхэквондо -не достаточно изученный процесс, в дальнейших работах нам будет необходимо выделить педагогические условия и разработать методическую базу для моделирования программно-педагогического обеспечения социализации и самореализации обучающихся, занимающихся тхэквондо.

Литература:

1. Горбунова, И. А. Профессионально-педагогический кейс педагога по физической культуре: учеб. пособ. /И.А. Горбунова, О.А. Козырева.- Кемерово: КРИПКиПРО, 2012. - 79 с. [+прил. на DVD].

2. Козирева, О.А. Професшно-педагопчш презентацп в структурi формування культури самостшно1 роботи майбутнього педагога /О.А. Козирева, Е.Ю. Шварцкопф, Н.В. Мартч //В1СНИК ЛУГАНСЬКОГО НАЦ. УН-ТУ IM. Т. ШЕВЧЕНКА. ПЕД. НАУКИ. - 2013. - № 13 (272) ЛИПЕНЬ. - Ч. III. - С.246-255.

3. Козырева, О.А. Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособ. для студ. пед. вузов /О.А. Козырева.- 2-е изд. доп. и перераб.- Новокузнецк: КузГПА: МОУ ДПО ИПК, 2011.- 121с. [+прил. на DVD].

4. Козырева, О.А. Культура самостоятельной работы: учеб.-метод. пособ. к компьютеризированному учебнику /О.А. Козырева. - Новокузнецк, 1997. - 102 с.

5. Козырева, О.А. Методология формирования культуры самостоятельной работы педагога и методы ее исследования /О.А. Козырева// Сибирский педагогический журнал. - № 6. - 2011. - С.54-73.

«

SCIENCE TIME

6. Козырева, О.А. Модели формирования и управления культурой самостоятельной работы педагога в условиях непрерывного профессионального образования /О.А. Козырева, М.Е. Гайко, И.А. Горбунова, К.С. Седова //Europan Souciai Science Jornal. -2012. - №8.- С.83-90.

7. Козырева, О.А. Социальная педагогика: учеб. пособ. для студ. пед. вузов /О.А. Козырева.- Новокузнецк: КузГПА, 2010.- 217с. [+прил. на CD]. - ISBN 978-585117-495-7.

8. Козырева, О.А. Теория и методика воспитания: учеб. пособ. для студ. пед. вузов /О.А. Козырева.- Новокузнецк: КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2008.- 267 с. [+прил. на CD]. - ISBN 987-5-85117-379-0.

9. Козырева, О.А. Теория обучения. Педагогические технологии: программа и контрольно-измерительные материалы: курс занятий для студ. пед. специальностей /О.А. Козырева.- Новокузнецк: КузГПА, 2007. - 359 с. [+прил. на CD]. - ISBN 978-5-85117-270-0.

10. Козырева, О.А. Управление образовательными системами: учеб. пособ. для студ. пед. вузов /О.А. Козырева. - Новокузнецк: КузГПА, 2010.- 97 с. [+прил. на DVD]. - ISBN 978-5-85117-552-7.

11. Козырева, О.А. Феноменологические особенности формирования культуры самостоятельной работы педагога / О. А. Козырева // Вестник СГУ - 2011. - №.2 (73). - С.109-117.

12. Кошелев, А.А. Портфолио школьника: учеб. пособ. /А.А. Кошелев, О.А. Козырева.- Новокузнецк: КузГПА, 2011.- 38 с. [+прил. на DVD]. - ISBN 978-585117-615-9.

13. Кошелев, А.А. Портфолио школьника как результат формирования его культуры самостоятельной работы /А.А. Кошелев, О.А. Козырева //Europan Souciai Science Jornal. -2011. - №6. - С.210-217.

14. Логачева, Н.В. Исследование особенностей социализации и самореализации обучающихся, занимающихся легкой атлетикой /Н. В. Логачева, О. А. Козырева // В1СНИК ЛУГАНСЬКОГО НАЦ. УН-ТУ 1М. Т. ШЕВЧЕНКА: ПЕД. НАУКИ. - За матерiалами VI Мiжнародноï науково-практичноï конференцп Днновацшш процеси в освггньому простора доступшсть, ефективнють, яюсть", присвячено1 10^ччю Украшського вщдшення МАНПО. - 2012. - .№ 22 (257) листопад. -Частина VI. - С.236-238.

15. Редлих, С.М. Современные методы продуктивной педагогики и проблема формирования культуры самостоятельной работы педагога / С.М. Редлих, О. А. Козырева // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2011. - №1 (3). - С. 49 - 62.

16. Редлих, С.М. Специфика и результативность формирования культуры самостоятельной работы будущего педагога по ФК как ресурс становления и профессионализма / С.М. Редлих, О.А. Козырева // Педагогическое образование

70

и наука. -2014. - №1. - С.103-107.

17. Редлих, С.М. Культура самостоятельной работы как условие и результат саморазвития и самореализации в модели непрерывного профессионального образования / С.М. Редлих, О.А. Козырева, А.А. Кошелев //В1СНИК ЛУГАНСЬКОГО НАЦ. УН-ТУ 1М. Т. ШЕВЧЕНКА: ПЕД. НАУКИ. - 2012. - №9 22 (257) листопад. - Ч. VI. - С. 84-91.

18. Редлих, С.М. Культура самостоятельной работы учителя как вектор самореализации и самосовершенствования личности в педагогической деятельности / С.М. Редлих, О.А. Козырева // Педагогическое образование и наука. - 2011. - № 11. - С. 58 - 65.

19. Редлих, С.М. Профессионально-педагогический кейс как результат самореализации студента педагогического спуза и вуза /С.М. Редлих, И.А. Горбунова, О.А. Козырева //В1СНИК ЛУГАНСЬКОГО НАЦ. УН-ТУ 1М. Т. ШЕВЧЕНКА: ПЕД. НАУКИ. - 2013. - № 5 (264) березень. - ЧЛ. - С.207-216.

20. Редлих, С.М. Система принципов формирования культуры самостоятельной работы педагога как механизм реализации условий продуктивного педагогического взаимодействия /С.М. Редлих, О.А. Козырева // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2012. - №21 (5). - С. 27

- 29.

21. Редлих, С.М. Специфика формирования культуры самостоятельной работы обучающихся и студентов в контексте идей гуманно-личностной педагогики / С.М. Редлих, А.А. Кошелев, О.А. Козырева //В1СНИК ЛУГАНСЬКОГО НАЦ. УН-ТУ 1М. Т. ШЕВЧЕНКА: ПЕД. НАУКИ. - 2013. - № 5 (264) березень. - Ч. II.

- С.216-229.

22. [Электронный ресурс]. - ШЬ: http://www.orionnvkz.rU/page.php726.1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.