Научная статья на тему 'Качество подготовки спортсменов, занимающихся тхэквондо, в ресурсах оценки возможностей самореализации, саморазвития и самосовершенствования'

Качество подготовки спортсменов, занимающихся тхэквондо, в ресурсах оценки возможностей самореализации, саморазвития и самосовершенствования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
217
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Область наук
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СПОРТ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / КУЛЬТУРА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сидоренко Алена Олеговна, Остраницын Иван Игоревич, Кузнецов Сергей Валентинович

В статье рассмотрены возможности детерминации и исследования продуктивной самореализации личности обучающегося на уроках физической культуры и внеучебной, внешкольной деятельности обучающихся в структуре самовыражения и самореализации, саморазвития и самосовершенствования, непосредственно связанных с ведением здорового образа жизни, занятием физической культурой и спором в контексте социализации и самореализации личности, включенной в систему детерминации и решения субъектно-средовых противоречий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сидоренко Алена Олеговна, Остраницын Иван Игоревич, Кузнецов Сергей Валентинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Качество подготовки спортсменов, занимающихся тхэквондо, в ресурсах оценки возможностей самореализации, саморазвития и самосовершенствования»

-т

SCIENCE TIME

КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ТХЭКВОНДО, В РЕСУРСАХ ОЦЕНКИ ВОЗМОЖНОСТЕЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ, САМОРАЗВИТИЯ И САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Сидоренко Алена Олеговна, Остраницын Иван Игоревич, Кузнецов Сергей Валентинович, Новокузнецкий филиал-институт Кемеровского государственного университета, г. Новокузнецк

E-mail: Ffk-nauka@ya.ru

Аннотация. В статье рассмотрены возможности детерминации и исследования продуктивной самореализации личности обучающегося на уроках физической культуры и внеучебной, внешкольной деятельности обучающихся в структуре самовыражения и самореализации, саморазвития и самосовершенствования, непосредственно связанных с ведением здорового образа жизни, занятием физической культурой и спором в контексте социализации и самореализации личности, включенной в систему детерминации и решения субъектно-средовых противоречий.

Ключевые слова: здоровьесбережение, социализация, спорт, самореализация, культура самостоятельной работы, педагогическое взаимодействие.

Специфика оценки качества подготовки в любом виде спорта определяется достижениями обучающихся, включенных в построение и реализацию модели акметраектории становления в определенном виде спорта [1-3], переставим некоторое доказательство состоятельности практики самореализации, саморазвития и самосовершенствования спортсменов, занимающихся тхэквондо.

Уточним некоторые понятия для организации дальнейшего исследования качества подготовки спортсменов, занимающихся тхэквондо, в ресурсах оценки возможностей самореализации, саморазвития и самосовершенствования.

Самореализация - процесс поиска оптимальных условий становления личности в структуре социального и профессионального взаимодействия, обеспечивающих личности разумные, объективные ограничения и допустимые условия решения противоречий «хочу - могу - надо - есть» в конструкте

детерминируемых моделей и систем целеполагания, ресурсов и средств продуцирования благ и материальных объектов интеллектуального и физического труда, где личность находит почву для самоутверждения через позитивные достижения ведущей деятельности и общения, досуга и хобби, отображающих потребности и возможности человека, определяющего себе и высоты в планировании собственных достижений, и достигнутые уровни формируемых качеств, приоритетов, способов продуцирования, и созданные продукты ведущей деятельности и общения, иллюстрирующие природу и возможности человека творящего и гуманного.

Самореализация обучающегося, занимающегося тхэквондо, - процесс поиска оптимальных условий достижения самостоятельно выделяемых целей и высот занятий тхэквондо, располагающих личность к всестороннему анализу и поиску других направлений продуцирования благ и материальных продуктов сотрудничества и сотворчества.

Самореализация тренера по тхэквондо - процесс реализации оптимальных условий для включения обучающихся в систему занятий тхэквондо в контексте соблюдения норм и ограничений культуры, здоровьесбережения, специфики детерминации и использования знаний о нормальном распределении способностей обучающихся, формах самоутверждения и

самосовершенствования в науке, искусстве, культуре, спорте и других приоритетных направлениях сотрудничества и самовыражения личности в антропосистеме.

Саморазвитие обучающегося, занимающегося тхэквондо, - процесс постановки и верификации качества достижения поставленных вершин в овладении мастерством выбранного вида спорта (тхэквондо) на выбранном уровне с учетом потребностей, возможностей и условий субъектно-средового становления обучающегося, включенного в неустанный поиск оптимальных условий и ресурсов социального и профессионального генеза.

Самореализация обучающегося, занимающегося тхэквондо, - процесс и ресурс становления личности в уточненной модели ведущей деятельности и общения, модифицированной в соответствии с основным противоречием субъектно-средового генеза («хочу - могу - надо - есть»), где основой всех приоритетов и результатов выбрана система занятий и специализированная подготовка юного спортсмена, занимающегося тхэквондо, определяющего свои формы и методы, условия и возможности продуктивного самовыражения и самоутверждения в выбранном виде деятельности как практики верификации социально-профессиональных отношений и возможностей.

Самосовершенствование обучающихся, занимающихся тхэквондо, - это неустанный процесс поиска и реализации условий развития и формирования, становления и самоутверждения личности спортсмена через продукты и

условия, программы и ресурсы занятий тхэквондо, обеспечивающие своевременную социализацию и самореализацию личности, включенной в условия непрерывного образования как гаранта стабильности и устойчивости всех социально-профессиональных отношений и реализуемых приоритетов.

Саморазвитие обучающихся, занимающихся тхэквондо, - процесс самостоятельной постановки и своевременной, объективной верификации качества реализации намеченной цели развития личности спортсмена в тхэквондо, обеспечивающего составляющую его «акме» продуктами достижений и самоутверждения, а также реализацию идеи здоровьесбережения как основы становления, формирования и развития личности.

Поясним возможности на личном примере практики подготовки спортсменов, занимающихся тхэквондо, в ресурсах оценки возможностей самореализации, саморазвития и самосовершенствования.

Остраницын И. И.: тренирует около 50 детей в спортивно-оздоровительных группах и около 30 детей групп специализации тхэквондо, они выступают на соревнованиях различного уровня, повышают свои спортивные разряды, - тренируемые спортсмены имеют спортивные разряды от 3-го до 1-го юношеского, так же спортсмены сдают на цветные пояса (гыпы), и имеют пояса различной степени от белого до черного (красно-черного), перечислим некоторые их заслуги:

- 2012 г. Международный турнир «Кубок Мэра города Томска» (г. Томск), Остраницын Валерий-1 место;

- 2012 г. открытый Международный турнир МБОУ ДОД «ДЮСШ» «Победа» Кубок Звезд (г. Барнаул), Остраницын Валерий-Зместо;

- 2012 г. Первенство Кемеровской области (г. Кемерово), Остраницын Валерий-2место;

- 2012 г. открытое Первенство города Новокузнецка (г. Новокузнецк), Остраницын Валерий-Зместо;

- 2013 г. Международный турнир «Кубок Мэра города Томска» (г. Томск), Остраницын Валерий-2место;

- 2013 г. Первенство Кемеровской области (г. Новокузнецк), Остраницын Валерий-2место;

- 2013 г. открытое Первенство города Новокузнецка (г. Новокузнецк), Остраницын Валерий-2место;

- 2014 г. открытое Первенство города Новокузнецка (г. Новокузнецк), Остраницын Валерий-1 место;

- 2014 г. товарищеские поединки среди спортсменов спортивных школ и спортивных клубов ОО «Кемеровская Областная Федерация Тхэквондо» (г. Новокузнецк). Победители поединков: Шпак Виктория, Мавлянова Виктория, Сафонова Елизавета, Остраницын Валерий, Баюрский Сергей, Вахрушева Яна;

SCIENCE TIME

- 2014 г. XI Международный турнир среди юношей и девушек 2004-2003, 2002-2000гг.р. на призы школы боевых искусств «Мангуста» (г. Новосибирск), Остраницын Валерий-Зместо, Мавлянова Виктория-Зместо.

Сидоренко А. О. три года преподает единоборство, имеются спортивно-оздоровительные группы (общая физическая подготовка) и группы учебно -тренировочные специальной физической подготовки (воспитанники принимают участия в городских, областных и международных соревнованиях), перечислим достижения воспитанников:

- 2013 г. Сдача на желтые пояса (8 гып), 16 воспитанников аттестованы;

- 2013 г. Сдача на желто-зеленые пояса (7 гып), 15 воспитанников аттестовано;

- 2013 г. Товарищеские встречи среди спортсменов спортивных школ и спортивных клубов ОО «Кемеровская Областная Федерация Тхэквондо» (г. Новокузнецк), победители: Кузькин Владислав, Наливкин Данил, Кисилев Роман;

- 2013 г. Открытое первенство г. Новокузнецк, 1 место-Кузькин Владислав, 1 место-Наливкин Данил, 2 место- Кисилев Роман;

- 2013 г. Первенство Кемеровской области, победители: Кузькин Владислав, Кисилев Роман;

- 2014 г. Сдача на зеленые пояса (6 гып), 12 человек аттестовано;

- 2014 г. Товарищеские встречи среди спортсменов спортивных школ и спортивных клубов ОО «Кемеровская Областная Федерация Тхэквондо» (г. Новокузнецк) победители: Кузькин Владислав, Урванцов Глеб, Корнишев Максим, Блинков Дмитрий.

Поясним возможности технической квалификации в тхэквондо (ВТФ). В тхэквондо (ВТФ) как и любом другом виде восточных боевых искусств для определения уровня бойца применяется система аттестаций на цветные пояса, используется 7 цветов от белого до черного, в структуре которых каждому поясу соответствует номер гыпа, пума или дана, так система поясов в тхэквондо начинается от 9 гыпа и заканчивается 9 даном, система гыпов убывает от 9 до 1, а система данов поднимается от 1 до 9, самый высокий это девятый дан [10].

Такая система берет начало от восточной философии, где все формы жизни убывают от небес, живут на земле, а затем снова возвращаются на небеса, а чтобы получить более высокий пояс, надо показать высокую технику ударов, блоков и передвижений, четко выполнять заданное пхумсэ, уметь провести поединок, знать терминологию, точным ударом расколоть доску (кек-па) и уметь продемонстрировать технику самообороны (хосинсуль), поэтому обладатель черного пояса имеет высокий уровень подготовки и стоит отдельно от остальных спортсменов [10].

Специфика технической квалификации в тхэквондо (ВТФ):

- 10 гып - Белый пояс;

- 9 гып - Бело-желтый пояс;

- 8 гып - Желтый пояс;

- 7 гып - Желто-зеленый пояс;

- 6 гып - Зеленый пояс;

- 5 гып - Зелено-синий пояс;

- 4 гып - Синий пояс;

- 3 гып - Сине-красный пояс;

- 2 гып - Красный пояс;

- 1 пум - Красно-черный (до 14 лет) 1 дан - Черный пояс (после 14 лет).

Поясним возможности спортивной квалификация в тхэквондо (ВТФ). Так,

разряды присваиваются за победы, а так же за занятые места на различных соревнованиях, разряды делятся по такому порядку: III юношеский разряд, II юношеский разряд, I юношеский разряд (по спортивной классификации тхэквондо ВТФ спортсмены, имеющие I юношеский, приравниваются к спортсменам, имеющим II разряд), II разряд, I разряд, Кандидат в мастера спорта, Мастер спорта, Мастер спорта международного класса, Заслуженный мастер спорта.

Крупнейшими федерациями тхэквондо являются Международная федерация тхэквондо (ПГ), основанная в 1966 году, Всемирная федерация тхэквондо (WTF), основанная в 1973 г. и Глобальная федерация тхэквондо (GTF), основанная грандмастером Пак Джунтхэ в 1990 году, в 1980 году Всемирная федерация тхэквондо (WTF) получила признание Международного олимпийского комитета и вошла в программу летних олимпийских игр [11].

Используя выше перечисленные данные нам необходимо работать над научно-педагогической концепцией самореализации личности в тхэквондо, обеспечивающей полисистемную постановку детерминации и решения проблем [4-5, 8], непосредственно связанных с ведением и сохранением здорового образа жизни, достижения высоких спортивных достижений, своевременной социализации и самореализации личности в тхэквондо, включения личности в условия непрерывного профессионального образования, пропаганды и соблюдения этико-правовых основ социальных отношений и пр.

Кроме того, необходимо расширять спектр деятельности обучающихся как спортивно-оздоровительных групп, так и групп специализации тхэквондо, для этого нужно разработать программу социально-педа-гогического взаимодействия, обеспечивающую личности осознанный выбор различных форм и ресурсов самоутверждения, самореализации, саморазвития, самосовершенствования и прочих направлений самостоятельного поиска «я» в системе таких направлений, как наука, искусство, культура, спорт и пр., результаты которых системно представлены в работах [6-7, 9].

Выделим педагогические условия оптимального включения личности

обучающегося в систему занятий тхэквондо:

а) соблюдение основ этико-морального наследия древнего Мира и современной системы занятий тхэквондо;

б) принятие идей философии тхэквондо базовой, развивающей личность в ресурсах постановки и верификации задач занятий тхэквондо;

в) соблюдение практики гуманизации современного образования в решении обеспечения задач здоровьесбережения и акмепедагогики;

г) принятие нормального распределения способностей основой разработки программно-педагогического обеспечения занятий с обучающимися тхэквондо;

д) обеспечение своевременного включения личности обучающегося, занимающегося тхэквондо, в систему непрерывного профессионального образования;

е) создание условий для акмеверификации условий практики занятий тхэквондо в ресурсах формирования потребностей саморазвития и самореализации, самоутверждения и самоидентификации, образа жизни и образа мысли, коммуникативной культуры и культуры самостоятельной работы;

ж) использование педагогических инноваций в изучении основ тренировочного процесса в тхэквондо;

з) обеспечение безопасности и развития личности, включенной в неустанный поиск «я» в системе занятий тхэквондо;

и) преемственность и системность в решении противоречий, непосредственно связанных с изучением основ тхэквондо;

к) обеспечение последовательности и целостности в изучении и формировании общей и специальной физической подготовки в тхэквондо.

Система подготовки будущих тренеров по тхэквондо и определение качества подготовки обучающихся, занимающихся тхэквондо, в ресурсах оценки возможностей самореализации, саморазвития и самосовершенствования может быть изучена в ходе анализа выступлений обучающихся, занимающихся тхэквондо, на соревнованиях по тхэквондо, участия в различных мероприятиях научно-педагогического и научно-методического поиска, в научно-практических конференциях для педагогов и обучающихся.

В дальнейшей работе мы подведем статистические данные выступлений на соревнованиях по тхэквондо двух групп обучающихся, занимающихся тхэквондо.

Литература:

1. Григоренко С. А., Козырева, О. А. Некоторые особенности детерминации педагогического взаимодействия в структуре занятий тхэквондо // Проблемы и достижения современной науки: матер. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 2021 мая 2014 г.): в 2-х ч. Ч.1. - Уфа: РИО ИЦИПТ, 2014. С. 126-128.

2. Егоров В. Е., Козырева О. А. Возможности детерминации самореализации и саморазвития личности спортсмена в структуре занятий тхэквондо // Информационные технологии в экономике, образовании и бизнесе: материалы VII Междун. науч.-практ. конфер. (Саратов, 10 июня 2014 г.) : в 2-х ч. Ч. 1 ; отв. ред. А. А. Зарайский. - Саратов: ЦПМ «Академия Бизнеса», 2014. С. 84-85.

3. Мелехов О. Н., Дьячков В. А., Козырева О. А. Некоторые особенности детерминации категории «самореализация» в структуре занятий тхэквондо // Наука, технологии и инновации в современном мире: матер. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 30-31 июля 2014 г.). - Уфа: РИО ИЦИПТ, 2014. С. 24-26.

4. Козырева О. А. Общие основы педагогики: учеб. пособ. для студ. пед. вузов.-Новокузнецк: КузГПА: МОУ ДПО ИПК, 2008. 279 с. [ + прил. на CD]. ISBN 978 -5-85117-353-0.

5. Козырева О. А. Моделирование как социально-педагогический феномен : курс занятий для учителей, педагогов средней и высшей школы, слушателей ИПК и ФПК, студентов и аспирантов. - Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2007. 627 с. [ + прил. на CD]. ISBN 978-5-85117-226-3.

6. Кошелев А. А., Козырева О. А. Портфолио школьника: учеб. пособ. -Новокузнецк: КузГПА, 2011. 38 с. [+прил. на DVD]. ISBN 978-5-85117-615-9.

7. Горбунова И. А., Козырева О. А. Профессионально-педагогический кейс педагога по физической культуре: учеб. пособ.- Кемерово: КРИПКиПРО, 2012. 79 с. [+прил. на DVD]. ISBN 978-5-7148-0378-9.

8. Свинаренко В. Г., Козырева О. А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы ДПО. - М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92 с. ISBN 978-5-7262-2006-2.

9. Григоренко С. А., Пантюхов О. А. Специфика и возможности самореализации и социализации в тхэквондо (на примере ДЮЦ «Орион», объединение тхэквондо, г. Новокузнецк). Science Time. 2014. № 7 (7). С. 64-71.

10. Квалификация в тхэквондо ВТФ / Иркутская Областная Федерация тхэквондо [Электронный ресурс]. - URL: http://tkd-irkutsk.ru/attestacia.html

11. Тхэквондо / Википедия [Электронный ресурс]. - URL: https://ru.wikipedia.org/ wiki/Тхэквондо

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.