Научная статья на тему 'Специально-оздоровительная программа для студентокс избыточным весом'

Специально-оздоровительная программа для студентокс избыточным весом Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
96
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОК С ИЗБЫТОЧНЫМ ВЕСОМ / СПЕЦИАЛЬНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / АКАДЕМИЧЕСКИЕ И САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ / PHYSICAL EDUCATION FOR OVERWEIGHT STUDENTS / SPECIAL HEALTH-IMPROVEMENT PROGRAMME / ACADEMIC CLASSES / OUT-OF-CLASS ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Рубцова Ирина Викторовна, Кубышкина Татьяна Викторовна

Предложена экспериментальная специально-оздоровительная программа профилактики и коррекции избыточного веса студенток, включающая в себя этапы повышения двигательной активности и снижение калорийности пищевого рациона при минимальных временных и финансовых затратах и способствующая снижению избыточного веса, что подтверждается результатами исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Рубцова Ирина Викторовна, Кубышкина Татьяна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Special Health Improvement Program for Overweight Female Students

The special experimental health-improvement program has been developed for the correction and prevention of excessive weight among female students. It includes an aumentation of physical activity and a low fat diet. With minimal time expenditures and financial costs, this programme leads to weight loss, which is confirmed by the results of the research.

Текст научной работы на тему «Специально-оздоровительная программа для студентокс избыточным весом»

УДК 378 ББКЧ51

СПЕЦИАЛЬНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ СТУДЕНТОК С ИЗБЫТОЧНЫМ ВЕСОМ

И. В. Рубцова, Т. В. Кубышкина

Воронежский государственный университет, Воронеж, Россия

Предложена экспериментальная специально-оздоровительная программа профилактики и коррекции избыточного веса студенток, включающая в себя этапы повышения двигательной активности и снижение калорийности пищевого рациона при минимальных временных и финансовых затратах и способствующая снижению избыточного веса, что подтверждается результатами исследований.

Ключевые слова: физическое воспитание студенток с избыточным весом, специально-оздоровительная программа, академические и самостоятельные занятия.

Несмотря на наличие специальных и научно-методических публикаций фундаментального плана и прикладного характера по проблемам со -вершенствования системы вузовского физического воспитания, вопросы оздоровления студенток, особенно с избыточным весом, пока являются наименее разработанными на уровне конкретных педагогических технологий. Всё более очевидной становится необходимость проведения исследований экспериментального плана, посвящённых разработке акцентированно-оздоровительных технологий в методике физического воспитания студенток с избыточным весом.

Часто встречающееся ошибочное восприятие студентов с избыточным весом как «больных» молодых людей порождает общеизвестную практику максимального снижения физических нагрузок на учебных занятиях по физической культуре с такими студентами, хотя известно, что 75 % всех случаев избыточного веса являются результатом алиментарного ожирения, вызванного постоянным привычным перееданием и малоподвижным образом жизни [1; 6]. В подавляющем большинстве случаев это практически здоровые юноши и девушки, живущие и работающие в общих со всеми студентами условиях и нуждающиеся лишь в особом подходе при организации учебных и самостоятельных занятий по физическому воспитанию.

Основной формой направленного использования физической культуры в общеобразовательной и высшей школах являются обязательные учебные занятия. Однако они не обеспечивают качественное решение задач физического воспитания, поэтому перспективным путём повышения эффективности оздоровительного воздей-

ствия являются самостоятельные занятия физическими упражнениями во внеурочное время [24; 6; 7].

Кроме этого, физическая подготовка должна базироваться на непрерывной системе физического воспитания на протяжении всего процесса обучения в вузе. Но добиться непрерывности этого процесса очень сложно, так как занятия по физическому воспитанию прерываются экзаменами, педагогической практикой, каникулами. Перерывы в занятиях часто достигают 15-17 недель в год и ведут к постепенному угасанию двигательных качеств, снижению уровня здоровья и росту заболеваемости. Особенно это актуально для студенток, имеющих избыточное жироотложение. При этом установлено, что более высоких результатов в улучшении собственного здоровья достигают студенты специальных медицинских групп, занимающиеся физическими упражнениями самостоятельно, в свободное от учёбы время [6; 7]. В связи с этим возрастает роль самостоятельных занятий по заданию преподавателя как неотъемлемого компонента физического воспитания учащихся с избыточным весом тела. Правильно организованные самостоятельные занятия в совокупности с учебными обеспечивают оптимальную непрерывность и эффективность физического воспитания студентов.

Отсюда следует, что вузовские учебные программы по физической культуре без приложения к ним комплексов самостоятельно выполняемых заданий не могут обеспечивать необходимую степень оздоровительного воздействия на организм студентов с избыточным весом.

Разработанная экспериментальная специально-оздоровительная программа профилактики

и коррекции избыточного веса студенток включала в себя академические и самостоятельные занятия. Академические занятия проводились в форме ритмической гимнастики, наиболее полно отвечающей всем требованиям, предъявляемым к занятию по физическому воспитанию для студенток с избыточным весом. Самостоятельные занятия проводились в соответствии с программой самостоятельных занятий студентов, составленной автором на основании примерной учебной программы по физической культуре для вузов; материалов отечественных и зарубежных литературных источников [5; 6; 8].

Наиболее доступным и полезным средством самостоятельных занятий является ходьба на открытом воздухе, не требующая дорогой экипировки и специальных спортивных сооружений, а нагрузка в ней легко дозируется самим занимающимся в зависимости от уровня подготовленности и состояния здоровья. Всё вышеуказанное учитывалось нами при разработке экспериментальной методики организации самостоятельных занятий оздоровительной ходьбой со студентками, имеющими избыточный вес.

В рекомендации по питанию вошли требования сбалансированности и разнообразности питания, соответствия калорийности рациона суточному расходу энергии, уменьшения количества жирной, сладкой пищи, алкоголя, соли, консервированных продуктов и увеличения потребления овощей, фруктов, высоковолокнистых продуктов, соблюдения режима питания.

Программа рассчитана на студентов, допущенных к занятиям физической культурой в вузе. Она состоит из пяти этапов. Продолжительность каждого из первых четырёх этапов составляет три недели, пятый — бессрочный. В содержании каждого периода — два раздела: подготовительный (далее «Подготовка») и основной (далее «Освоение»). В разделе «Подготовка» даются рекомендации по организации самостоятельных занятий физической культурой, питанию, приёмам и методам самоконтроля. В разделе «Освоение» даётся содержание самостоятельных занятий, ре -комендации по питанию, формам и методам самоконтроля.

Содержание разделов и итоги выполнения заданий фиксировались занимающимися в дневниках самоконтроля. На всех пяти этапах предлагался следующий порядок работы: освоить раздел «Подготовка», изучить раздел

«Освоение» и выполнить все задания; ежедневно на страницах дневника в разделе «Освоение» отмечать все сдвиги в лучшую сторону. Задания для самостоятельных занятий, по организации питания и самоконтролю студентки получали на трёхнедельный период. На первом занятии каждого из пяти этапов, на обязательных и факультативных занятиях, консультациях, во время бесед сообщались теоретические сведения по организации самостоятельных занятий, питания и контролю. Использовались разнообразные средства убеждения по организации здорового образа жизни.

Результаты исследования. Результаты педагогического эксперимента показали, что у студенток экспериментальной группы «А» после первого этапа исследований произошли существенные изменения в показателях морфострук-туры (табл. 1). Снизился вес на 2,4 кг ^ = 4,77 при Р < 0,001). Уменьшились расчётные показатели средних значений по группе абсолютной и относительной жировой масс (в среднем на 3,2 кг, что составило 3,9 % от исходного уровня до начала эксперимента). В то же время отмечен положительный рост абсолютной и относительной мышечной массы (прирост составил 1,5 кг по средним значениям групп в значении «абсолютная мышечная масса» (АММ), или 4 %% по показателям «относительная мышечная масса» (ОММ)). Достоверность изменений подтверждается высокими показателями ^критерия (Р < 0,001) при уровне вероятности 99,9 %.

Предложенная методика содействовала уменьшению кожно-жировых складок. Наибольшие изменения в величинах складок достигнуты на спине, животе, бедрах, груди, плечах (задняя поверхность) (Р < 0,001). Вместе с тем в контрольной группе «Б» (табл. 2), которая занималась по общепринятой методике сдвиги в характеристиках морфоструктуры оказались менее существенными. Так, после первого этапа исследований в расчётных показателях «абсолютная жировая масса» (АЖМ) и «относительная жировая масса» (ОЖМ) наблюдались достоверные различия между группами «А» и «Б» (АЖМ t = 4,12 при Р < 0,001; ОЖМ t = 4,03 при Р < 0,001). В то же время различий в абсолютной мышечной массе не наблюдалось, хотя исходный уровень АММ в экспериментальной группе «А» был меньше, чем в группе «Б». Он составил 27,1 кг в группе «А» против 25,9 кг в группе «Б», хотя t = 1,51

Таблица 1

Изменения в показателях морфоструктуры девушек экспериментальных групп «А» и «Б»

после 1-го и 2-го этапов исследования

Статистические показатели

№ Морфометрческие показатели t Р

А Б А Б А Б А Б

1 Длина тела, см 0,1 0 0,04 0 1,52 0 >0,05 >0,05

2 Масса тела, кг -2,4 -2,2 0,51 0,48 4,77 4,56 <0,001 <0,001

3 АЖМ, кг -3,2 -3,4 0,39 0,36 8,22 9,65 <0,001 <0,001

4 ОЖМ, % -3,9 -4,4 0,34 0,38 11,51 11,56 <0,001 <0,001

5 АММ, кг 1,5 0,7 0,19 0,19 7,77 4,10 <0,001 <0,01

6 ОММ, % 4,0 2,7 0,24 0,36 16,59 7,31 <0,001 <0,001

Таблица 2

Сходства и различия морфометрических показателей у девушек экспериментальных и контрольных групп после 1-го и 2-го этапов исследований

Статистические показатели Статистические показатели

№ Морфометрические X, о, V, т после 1-го этапа V Р X, о, V, т после 2-го этапа г- Р

показатели исследовании исследований

Экс. гр. «А» Контр. гр. «Б» Экс. гр. «Б» Контр. гр. «А»

1 Длина тела, см 165,7 166,8 166,8 165,7

4,03 4,77 0,68 4,64 4,02 0,69

2,4 2,9 >0,05 2,8 2,4 >0,05

1,04 1,23 1,20 1,04

2 Масса тела, кг 61,3 64,8 62,6 61,6

2,61 2,84 3,51 2,24 2,82 1,08

4,3 4,4 <0,01 3,6 4,6 >0,05

0,67 0,73 0,58 0,73

3 АЖМ, кг 15,5 19,2 15,8 15,8

2,25 2,65 4,12 2,01 2,56 0

14,5 13,8 <0,001 12,7 16,2 >0,05

0,58 0,68 0,52 0,66

4 ОЖМ, % 25,2 29,5 25,1 25,6

2,64 3,18 4,03 2,56 3,06 0,49

10,5 10,8 <0,001 10,2 12,0 >0,05

0,68 0,82 0,66 0,79

5 АММ, кг 27,1 25,9 26,6 26,8

2,42 1,89 1,51 1,60 2,38 0,27

8,9 7,3 >0,05 6,0 8,9 >0,05

0,62 0,49 0,41 0,61

6 ОММ, % 44,1 39,8 42,5 43,5

2,63 1,93 5,11 2,18 2,57 1,15

6,0 4,8 <0,001 5,1 5,9 >0,05

0,68 0,50 0,56 0,66

7 Обхват бедра, см 51,7 50,5 51,2 51,5

2,08 1,97 1,62 1,47 1,99 0,47

4,0 3,9 >0,05 2,9 3,9 >0,05

0,54 0,51 0,38 0,51

Окончание табл. 2

№ Морфометрические показатели Статистические показатели X, о, V, т после 1-го этапа исследований t; P Статистические показатели X, о, V, т после 2-го этапа исследований t; P

Экс. гр. «А» Контр. гр. «Б» Экс. гр. «Б» Контр. гр. «А»

8 Жировые складки на спине, мм 15,4 2,77 18,0 0,72 18,0 3,28 18,2 0,85 2,34 <0,05 15,2 2,38 15.7 0,61 15,9 3,32 20,9 0,86 0,66 >0,05

9 Жировые складки 18,9 22,4 18,1 19,3

на животе, мм 3,76 4,07 2,45 3,73 3,96 0,85

19,9 18,2 <0,05 20,6 20,5 >0,05

0,97 1,05 0,96 1,02

(Р > 0,05). В показателях ОММ разница существенная: 44,1 % в группе «А» и 39,8 % в группе «Б» в значениях t = 5,11 (Р < 0,001).

Этот факт характеризует положительное перераспределение в процентном отношении ОЖМ и ОММ в сторону увеличения мышечной массы и снижения жировой в экспериментальной группе «А» при практически стандартном исходном соотношении этих показателей в экспериментальной группе «Б». Последнее убедительно подчёркивает эффективность предложенной методики для экспериментальной группы «А». Главным результатом воздействия экспериментальной методики является снижение величины жировых складок у девушек по всем параметрам исследуемых признаков, что существенно отличается от таковых показателей у девушек контрольной группы. Самое существенное снижение в величинах жировых складок у девушек экспериментальной группы «А» произошло в показатели жировых складок на бедре ( = 4,73; Р < 0,001), задней поверхности плеча ^ = 5,13; Р < 0,001), передней поверхности плеча ( = 3,97; Р < 0,001), груди ^ = 3,24; Р < 0,01). В остальных жировых складках уменьшение также существенно (Р < 0,05). Обхватные размеры у девушек экспериментальной группы «А» и «Б» значительных отличий не имели (Р > 0,05). Исходя из того, что обхватные размеры в целом определяют величины АММ и ОММ, а жировые складки влияют на показатели АЖМ и ОЖМ, следует, что предложенная методика в основном направлена на снижение веса, уменьшение жировых складок и проявления целлюлита.

Для подтверждения эффективности предлагаемой нами методики на втором этапе иссле-

дований сравнительный эксперимент поставлен был по типу перекрёстного, когда экспериментальная группа «А» стала контрольной, а группа «Б» — экспериментальной и ей были предложены занятия по экспериментальной методике. За период педагогического эксперимента на втором этапе исследования произошли существенные сдвиги в экспериментальной группе «Б» в показателях массы тела (табл. 1) (уменьшилась на 2,2 кг), АЖМ (уменьшилась на 3,4 кг), что в целом по показателям ОЖМ отразило снижение жировой массы на 4,4 %. Отмечено положительное снижение и среднегрупповых величин жировых складок: на передней поверхности плеча уменьшилось на 2,4 мм, на задней поверхности плеча — на 3,9 мм, предплечье — на 1,1 мм, груди — на 1,9 мм, спины — на 2,8 мм, живота — на 4,3 мм, бедра — на 4,6 мм, голени — на 2,1 мм. Изменения существенны при высоких значениях ^критерия и уровня вероятности 9999,9 % (Р < 0,01-0,001). Исключение из экспериментальной программы группы «А» сравнительного контроля отразилось на показателях морфо-структуры у девушек в этой группе (табл. 2). Они стали набирать вес, жировые складки стали увеличиваться, что в целом отразило тенденцию возвращения исследуемых характеристик на исходный уровень. Это ещё раз подчёркивает то, что предлагаемая нами экспериментальная методика эффективна и приводит к существенным положительным результатам в сравнении с существующими традиционными методиками.

Список литературы

1. Беюл, Е. А. Ожирение / Е. А. Беюл, В. А. Олене-ва, В. А. Шатерников. - М. : Медицина, 1986. - 175 с.

2. Горелов, А. А. Двигательная активность и здоровье студенческой молодёжи России / А. А. Горелов, А. В. Лотоненко, О. Г. Румба // Культура физ. и здоровье. - 2010. - Вып. 2 (27). - С. 4-8.

3. Железняк, Ю. Д. Физическая активность и здоровье студентов вузов нефизкультурного профиля / Ю. Д. Железняк // Теория и практика физ. культуры. - 2006. - № 12. - С. 21-24.

4. Лотоненко, А. В. Физическая культура и здоровье : монография / А. В. Лотоненко, Г. Р. Гостев, С. Р. Гостева, О. А. Григорьев. - М. : Еврошкола, 2008. - 450 с.

5. Программа учебной дисциплины «Физическая культура» : учеб.-метод. пособие для студентов ву-

Поступила в редакцию: 2 декабря 2015 г.

зов всех направлений профилей подготовки квалификации «бакалавр» / сост. А. Э. Беланов и др. - Воронеж, ИПЦ, 2012. - 38 с.

6. Рубцова, И. В. Оздоровительные технологии на занятиях по физической культуре со студентками, имеющими избыточный вес : дис. ... канд. пед. наук / И. В. Рубцова. - Малаховка, 2004. - 264 с.

7. Усатов, А. Н. Дополнительные занятия физической культурой как фактор повышения двигательной активности студентов / А. Н. Усатов, В. Н. Усатов // Вестн. спорт. науки. - 2009. - № 1. - С. 45-50.

8. Физическая культура : пример. программа для вузов / сост. В. И. Ильинич, Ю. И. Евсеев. - М. : Информатика, 2000. - 72 с.

Для цитирования: Рубцова, И. В. Специально-оздоровительная программа для студенток с избыточным весом / И. В. Рубцова, Т. В. Кубышкина // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. - 2016. - Т. 1, № 2. - С. 80-85.

Сведения об авторах

Рубцова Ирина Викторовна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания и спорта, Воронежский государственный университет. Воронеж, Россия. Rubtsova.i.v@yandex.ru

Кубышкина Татьяна Викторовна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания и спорта, Воронежский государственный университет. Воронеж, Россия. kubtv@mail.ru

PHYSICAL CULTURE. SPORT. TOURISM. MOTOR RECREATION

2016, vol. 1, no. 2, pp. 80-85.

Special Health Improvement Program for Overweight Female Students

I. V. Rubtsova1, T. V. Kubishkina2

Voronezh State University, Voronezh, Russia 1 Rubtsova.i.v@yandex.ru; 2 kubtv@mail.ru

The special experimental health-improvement program has been developed for the correction and prevention of excessive weight among female students. It includes an aumentation of physical activity and a low fat diet. With minimal time expenditures and financial costs, this programme leads to weight loss, which is confirmed by the results of the research.

Keywords: physical education for overweight students, special health-improvement programme, academic classes, out-of-class activities.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Beyul E.A. Ozhirenie [Obesity]. Moscow, Medicine Publ., 1986. 175 p. (In Russ.).

2. Gorelov A.A. Dvigatelnaya aktivnost i zdorove studencheskoy molodezhi Rossii [Physical Activity and Health of Student's Youth of Russia]. Kultura fiziches-kaya i zdorove [Physical Culture and Health], 2010, vol. 2 (27), pp. 4-8. (In Russ.).

3. Zheleznyak Yu.D. Fizicheskaya aktivnost i zdorove studentov vuzov nefizkulturnogo profilya [Physical Ac-

tivity and Health Students are not Athletic Profile]. Teo -riya i praktika fizicheskoyi kulturyi [Theory and Practice of Physical Culture], 2006, vol. 12, pp. 21-24. (In Russ.).

4. Lotonenko A.V. Fizicheskaya kultura i zdorove [Physical Culture and Health. Monograph]. Moscow, 2008. 450 p. (In Russ.).

5. Programma uchebnoy distsiplinyi «Fizicheskaya kultura» [Program of Discipline «Physical Culture»: Teaching Aid for Students of All Areas of Training Profiles Qualification of «Bachelor», ed. A. E. Belanov]. Voronezh, 2012. 38 p. (In Russ.).

6. Rubtsova I.V. Ozdorovitelnyie tehnologii na zan-yatiyah po fizicheskoy kulture so studentkami, imeyus-chimi izbyitochnyiy ves [Wellness Technologies in the Classroom for Physical Education with Students Overweight. Thesis]. Malahovka, 2004. 264 p. (In Russ.).

7. Usatov A.N. Dopolnitelnyie zanyatiya fizicheskoy kulturoy kak faktor povyisheniya dvigatelnoy aktivnosti studentov [Additional Classes in Physical Culture as a

Factor in Increasing Students' Physical Activity]. Vestnik sportivnoy nauki [Sports Science Bulletin], 2009, vol. 1, pp. 45-50. (In Russ.).

8. Fizicheskaya kultura: primernaya programma dlya vyisshih uchebnyih zavedeniy [Physical Education: Exemplary Program for Higher Educational Institutions. ed. V. I. Ilinich, Yu.I. Evseev]. Moscow, 2000. 72 p. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.