Научная статья на тему 'Специальная силовая подготовка велогонщиков в кросс-кантри'

Специальная силовая подготовка велогонщиков в кросс-кантри Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
485
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специальная силовая подготовка велогонщиков в кросс-кантри»

• правила и способы акклиматизации к условиям жизни в природной среде, оказания доврачебной и первой медицинской помощи, а так же правила транспортировки пострадавшего по сложному рельефу местности в избранном виде спортивно-оздоровительного туризма;

• способы автономного выживания в условиях природной среды в избранном виде спортивно-оздоровительного туризма (питание, водно-солевой режим, организация биваков, укрытий и убежищ в лесной и безлесной зоне, пустыне и в горах, а так же в зимний период времени).

Подобным образом в профессионально-профильной компетенции структурируются вопросы умений и навыков.

Как видим, разработка профильных компетенций специалистов спортивно-оздоровительного туризма не только позволит наиболее полно определять сферу их профессиональной деятельности, но и будет способствовать заданию правильного вектора их профессионально-педагогической подготовки.

И. И. Александров, И. Н. Михайлова Специальная силовая подготовка велогонщиков в кросс-кантри

Настоящее исследование посвящено особенностям учебнотренировочного процесса в одной из дисциплин маунтинбайка -кросс-кантри олимпийское, относительно молодому и еще мало изученного виду велосипедных гонок. В качестве испытуемых были привлечены квалифицированные спортсмены, имеющие достаточный стаж занятий велогонками, в ряде случаев более 10 лет. Однако лишь незначительное число из них избрали специализацию маунтинбайка в первый год тренировки. Большинство испытуемых прошли подготовку в шоссейной или трековой специализации, и лишь затем избрали горный велосипед в качестве основного вида подготовки.

На первом этапе эксперимента была решена задача получения сведений о параметрах физического развития.

Все испытуемые по уровням физического развития соответствовали «хорошо» и «отлично» подготовленному контингенту их возрастной категории.

Для оценки аэробных способностей велосипедистов применяли тест К. Купера. По результатам бега каждому участнику определяли одну из пяти категорий аэробной подготовленности и прогнозировали вероятный уровень максимального потребления кислорода.

420

Максимальную алактатную-анаэробную мощность (МААМ) организма рассчитывали по методике R. Margaria. В практике тестирования работоспособности спортсменов критерием алактатных-анаэробных способностей обычно служит показатель алактатного О2 - долга. Однако следует отметить, что он характеризует не столько способность произвести усилие максимальной мощности, сколько общую емкость процесса, т.е. общее количество работы, которое может быть выполнено при максимальном усилии. Применяемый нами тест состоял из бега по ступеням лестницы в подъем. Перед каждым испытуемым, ставилась задача - взбежать по лестнице длиной 11м крутизной подъема 47 % с максимально возможной скоростью. Используя показатели времени бега с максимальной скоростью, производили расчет общего количества работы, выполненной в единицу времени, т.е. максимальную мощность. В основу этих расчетов положен тот факт, что при беге в подъем с крутизной подъема более 30 % вся затрачиваемая энергия проявляется в форме положительной работы, обеспечивающей подъем тела по вертикали. Мощность внешней механической работы рассчитывалась как произведение веса тела на высоту подъема, отнесенные к единице времени (кг/м/с). Абсолютное значение МААМ является мерилом того максимума энергообразования, который доступен человеку. Полученные нами величины характеризуют скоростносиловые возможности исследуемого контингента спортсменов.

Для оценки качества силовой выносливости и мощности гликолитического механизма энергообразования организма испытуемых применяли тест четырехкратной максимальной нагрузки, продолжительностью около 45 секунд с последовательно сокращающимися интервалами отдыха. Этот тест применяется в различных видах циклической работы, но нами адаптирован к специфике велосипедных горных гонок. Для его проведения был выбран участок пересеченной местности в подъем протяженностью 300 м. Крутизна подъема составляла около 30 % и позволяла велосипедисту возвращаться к исходной точке старта медленной ездой по спуску без затраты усилий, что создавало условия для восстановления. Ставилась задача преодолевать подъем с максимально возможной скоростью, не учитывая последующие нагрузки, т. е. выполнять каждое ускорение с максимально возможным результатом. Специальная спортивная работоспособность оценивалась по результатам соревнований, как средняя скорость в м/с.

Полученные количественные характеристики физического развития, физической подготовленности, физического состояния испытуемых спортсменов были подвергнуты математическому анализу с целью нахождения корреляционных связей между показателями. Наиболее значимые положительные корреляционные взаимосвязи

421

были получены между спортивным результатом и показателем МПК (0,913),данными теста Купера (0,850), между максимальной скоростью подъема при беге по ступенькам лестницы (0,703), результатом 4-х кратной максимальной нагрузки (0,799).

Эти данные позволяют трактовать первые три связи, как фактор специальной выносливости, а последующие - как силовую выносливость.

Нами была разработана экспериментальная программа для велогонщиков, специализирующихся в кросс-кантри, с акцентом на развитие силовых качеств.

Планирование учебно-тренировочного процесса осуществлялось с учетом календаря соревнований и соответствующей ему периодизации процесса подготовки велосипедистов.

Продолжительность спортивной подготовки составляла 88 недель. В основу планирования подготовки были положены общепринятые принципы периодизации спортивной тренировки, включающие два макроцикла. Особенностью настоящего планирования было применение микроциклов, так называемых «ударных» нагрузок. «Ударные» нагрузки предусматривали существенно большие по объему и интенсивности физические упражнения. Таким образом, достигалась концентрация нервных и физиологических процессов, формирующих высокую спортивную работоспособность. Для этого на протяжении всего периода тренировки использовались не только общепринятые методики развития качества силы, но и упражнения, позволяющие целенаправленно воздействовать на силовые компоненты, специфические для велоспорта. В качестве средств в разгрузочных микроциклах применялись спортивные игры и комплекс восстановительных мероприятий. В зимний сезон применяли горнолыжную подготовку. Тренировки проводились 4-5 раз в неделю, что в ряде случаев составляло 8-10 занятий в неделю.

С учетом календарного плана спортивных мероприятий было запланировано участие в серии соревнований.

Кроме указанных нагрузок, при которых планировалась длина преодолеваемой дистанция, использовались упражнения, планируемые в минутах. Это работа на велостанках, работа на велотренажерах с регулируемым сопротивлением педалей, силовые упражнения в условиях тренажерного зала и стадиона, а также спортивные игры и скоростной спуск на лыжах.

На протяжении всего периода экспериментальной тренировки вели регистрацию количества и качества выполненной работы, которая учитывалась по времени работы в каждой из зон физиологического воздействия на организм.

422

Для оценки эффективности учебно-тренировочного процесса проведены определения показателей физической работоспособности организма.

Безусловно, интегральным показателем эффективности учебнотренировочного процесса может служить рост спортивных результатов. Спортивный результат является составляющей многих факторов, в том числе в кросс-кантри существенное влияние могут оказывать погодные условия, состояние трассы и др. Чтобы по возможности исключить воздействие внешних причин, контрольные соревнования проводились в заранее определённое время года (конец апреля) на стандартной трассе.

Согласно нашим данным средняя соревновательная скорость на трассе кросс-кантри на первом этапе исследования (исходные данные) у спортсменов равнялась 8,13±0,03 м/с.

На втором этапе эксперимента отмечен некоторый рост средней соревновательной скорости - до 8,35±0,03 м/с.

На заключительном этапе исследования отмечен достоверный рост средней соревновательной скорости до 8,60 м/с (р<0,05). Следовательно, можно сделать вывод о том, что тренировочная программа (ее планирование и реализация) на протяжении 88 недельных циклов подготовки была эффективной. Заметны изменения параметров, характеризующих качество выносливости.

Как было показано в экспериментальной программе подготовки существенная роль была отведена общей и специальной силовой подготовке.

Одним из тестов является измерение максимальной скорости вертикального подъема при беге по лестнице. На протяжении всего периода подготовки не выявлено достоверного изменения этого показателя на всех этапах подготовки.

Для оценки качества силовой выносливости в эксперименте применялся тест 4-х кратной максимальной нагрузки с последовательно сокращающимися интервалами отдыха на велосипеде в подъем длиной 300 м. Показателем функциональных возможностей организма при выполнении нагрузок, в которых доминирует силовая выносливость, является суммарное время 4-х попыток преодоления подъема. Суммарное время 4-х попыток спортсменов в исходном тестировании составляло 202,5±3,5 с. На II этапе отмечено существенное уменьшение суммарного времени 4-х попыток заметно снижалось в процессе подготовки.

Поскольку в большинстве исследований последних лет подчеркивается роль силового компонента в тренировочном процессе видов спорта, сходных по структуре и характеру мышечных усилий с велосипедным, нами сделано предположение о необходимости развития не столько уровня максимальной силы, сколько проявления силы на протяжении длительного времени (силовой выносливости).

423

Это предположение вытекает из самого анализа соревновательной деятельности дисциплины маунтинбайка - олимпийского кросскантри. Действительно, на фоне относительно равномерного распределения усилий на дистанции зачастую возникает необходимость более эффективного приложения сил к педалированию, в частности, на подъемах или при движении по вязкому грунту, чтобы сохранить заданную скорость. И эти усилия проявляются достаточно длительно, в ряде случаев 1-2 мин.

Подобные ситуации возникают и в тех случаях, когда решаются тактические задачи гонки - необходимость обгона соперников. Исходя из этих предпосылок, было решено при планировании тренировочной программы, помимо средств формирования специальной выносливости, использовать средства развития силовой подготовки и реализовывать эти задачи методом концентрации (акцентирования) усилий на определенных этапах в рамках ударных микроциклов.

В результате анализа изменений показателей тестов по ходу подготовки были выявлены следующие особенности:

Во-первых, обращает на себя внимание улучшение физической работоспособности и функционального состояния организма спортсменов и, как следствие, рост спортивных результатов в маунтинбайке.

Во-вторых, отмечен выраженный прирост в показателях тестов на выносливость. Объяснение этого явления нам видится в том, что адаптация организма спортсменов в ответ на суммарное воздействие нагрузок тренировочного процесса избрала путь однонаправленного совершенствования в сторону аэробного потенциала.

В-третьих, заметно увеличение показателей тестов, характеризующих анаэробные (особенно гликолитические) способности. На это указывают данные специфического двигательного теста при максимальных ускорениях в подъем.

Вместе с тем, отмечена малая изменчивость скоростно-силовых качеств испытуемых. При разработке планирования учебнотренировочного процесса предполагалось регулярное применение силовых и, в том числе, скоростно-силовых нагрузок. При анализе выполненной тренировочной программы отмечена заметная доля нагрузок такого характера. Однако целый ряд тестов скоростносиловой направленности, используемый нами по ходу подготовки, не обнаружил существенного прироста скоростно-силовых качеств.

Применение комплекса силовых упражнений привело к формированию силовой выносливости, что в конечном итоге обеспечило возможность успешно реализовать в условиях гонки по сильно пересеченной местности поддержание высокого темпа движения и достижение высокого спортивного результата.

424

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.